14.08.1936 Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу
14 августа 1936 г.
Дорогой Евгений Александрович, получила Ваше письмо от 22 июля и доклад о поездке. Вероятно, Вы уже знаете от Федора Антоновича и ответ мой на его письмо. На днях получила еще одно письмо от Федора Антоновича с приложением «Жизнестроя» Анны Кима и ее письма. Мысли, изложенные в присланном мне проекте, прекрасны, но выполнение их требует иных условий, нежели те, которые сейчас существуют и слагаются под напором надвигающихся событий. Конечно, ближайшая задача есть рождение истинного человека, потому нужно как можно шире разбрасывать зерна нового расширенного сознания и понимания сотрудничества в самом широком масштабе. Раньше, чем строить общины, нужны общинники с подготовленным сознанием, иначе ничего, кроме ужасной тяготы и безобразной карикатуры на общину, не получится. Для этого прежде всего нужно озаботиться о новых школах, в которых с детских лет закладывались бы основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости и, следовательно, уяснялась бы его общежительская природа и личная ответственность. Но для таких школ нужны и соответствующие учителя. Вот почему так полезны ячейки, собирающиеся вокруг Живой Этики, из них могут выйти носители нового сознания. Ведь Учение рассматривает весь Мир как Единую Мировую Общину. Нам указано развивать в себе чувство сотрудничества, солидарности и дружелюбия, но нигде не заповедано телесное толкание. Обмен труда и взаимопомощь не должны накладывать условных ограничений. Всякое чрезмерное прикрепление к одному месту осуждено, ибо оно есть ограничение. Еще великий Будда, основоположник мировой общины, заповедал своим ученикам не оставаться долго вместе, но постоянно расходиться и посещать новые страны и иметь общение с разными людьми. Прекрасны Общины, посвященные научным трудам, облегчающие работы ученых, занятых общею проблемою. Прекрасны санатории и опытные лаборатории, объединяющие различных специалистов для общего блага. Могу представить себе целые учебные поселки, и города знания, и кооперативы, обнимающие все области жизни, но, зная человеческую природу, гораздо труднее представляю себе удачное тесное, замкнутое общежитие из уже сложившихся и разных людей. При настоящем уровне сознания человечества в тесном замкнутом общежитии неизбежна тенденция к уравнению, а всякое уравнение неминуемо растворяет талант в ничтожество, что ведет к утрате культуры и понижению уровня цивилизации, то есть к опрощению и, увы, к следующей стадии опрощения, именно к огрубению. Потому Община и кооперация должны быть поняты широко и жизненно. Именно новые научные открытия и сама жизнь подскажут и новые формы сотрудничества. Международная почта и пути сообщения уже показали, с какою обоюдною пользою и как прекрасно могут сотрудничать различные страны. Так я верю в широчайшее развитие Кооперативов в самых разнообразных сочетаниях. Широко поставленные Кооперативы покажут, какое народное благосостояние заключается в таких сотрудничествах. (У меня имеется прекрасная книжечка «Наставление Вождю» (из того же Источника), но сейчас она еще не будет издана.) Так как у многих просыпается желание основывать трудовые общины – желание, несомненно отвечающее направлению эволюции, то считаю полезным привести следующий параграф из новой книги, указывающий на необходимую подготовку сознания для благих следствий всякого начинания. «Представьте себе, как к сложной машине подходит невежда. Он не думает о смысле аппарата, но хватает за первый рычаг, не сознавая последствий. Совершенно то же самое происходит с человеком, который упомнил лишь одну подробность целого Учения и удивляется, что не видит общего следствия. Так же как неосторожное обращение с машиной грозит невежде гибелью, так же находится в опасности человек, пренебрегающий сущностью Учения. Кто-то обратил внимание только на качество пищи, кто-то только постарался не сквернословить, другой не раздражаться, третий не бояться, но такие полезные подробности будут все-таки отдельными рычагами, не поднимет каждый всю тяжесть. Нужно постепенно вникать в синтез Учения, только радуга синтеза может дать продвижение. Если кто заметит, что им овладела одна сторона, пусть прилежно повторяет и другие части данных указаний. Даем много прикрытого и постепенно приближаем осознание. Пусть не боится человек подходить близко, пока он не усвоит ритма Мозаики. Так приближение к синтезу научит пользоваться всеми подробностями»[1]. Значит, на очереди прежде всего стоит воспитание и расширение сознания, осознание этого принесет самые благие следствия. «Негармоничность подробностей может нарушить все строительство»[1]. Научимся дружелюбию и сотрудничеству в наших группах, изучающих Живую Этику. Это хорошая школа и для более тесного вида общины. Будем беречь друг друга, проявляя самую большую чуткость и отзывчивость к особенностям каждого.
Теперь о Миллере. Конечно, Общества Психических Исследований во всех странах находятся сейчас на первых ступенях, но перед ними вся беспредельность познавания. Вы правы, что они зашли как бы в тупик, и это потому, что в большинстве случаев все эти Общества занимаются исследованиями при посредстве малоразвитых медиумов. Интересны исследования в области психических явлений среди умственно и духовно развитых индивидуумов, ибо лишь они могут дать новые ступени познавания высшей энергии и условий Тонкого Мира в его высших сферах. Что же касается до вреда от общения с низшими слоями, прилегающими к Земному плану, то Вы знаете это из книг Учения. Могу добавить еще один параграф. «Эктоплазма есть хранилище психической энергии. Действительно вещество эктоплазмы – середина между земным и тонким существом. Психическая энергия, которая присуща всем мирам, прежде всего имеет сочетание с веществом, близким Тонкому Миру. Из этого можно видеть, что эктоплазма должна храниться в чистоте так же, как и психическая энергия. Следует помнить, что, давая эктоплазму для случайных приходящих, медиум подвергается большой опасности. Нельзя предоставлять такое ценное вещество для непрошеных посетителей. Тем ценнее Высшее Собеседование, оно не истощает наших сил, иначе говоря, дает новый приток сил. Нужно понять, что психические исследования должны производиться целесообразно. Нельзя выпивать чью-то сущность»[1]. Вы, конечно, знаете, что все феномены на спиритических сеансах совершаются посредством эктоплазмы, выделяемой как медиумом, так и присутствующими.
Теперь Вы легко можете представить себе, в каком зараженном виде возвращается эктоплазма к своему собственнику после использования ее посетителями низших и средних сфер! Вот почему при всех психических исследованиях так важно и здоровье, и высокий моральный уровень всех присутствующих. Со временем, когда люди будут больше знать, и это станет очевидным. Так, в новой книге «Аум» много говорится об этой энергии и подчеркивается, что исследователи ее должны отличаться самоотверженностью, тонким распознаванием и чистотою сердца. Исследование психических явлений есть наука будущего.
Упомянутые Вами последователи Криштиан-Сайэнс[1] довольно многочисленны в Америке, и иногда они совершают замечательные исцеления, но также случается, что невежественные последователи губят себя и своих близких, ибо часто целители нечисты и слабы. Кроме того, не все болезни излечиваются непосредственно психической энергией. Когда необходима хирургическая операция, то психическая энергия без приложения инструментов не поможет.
Говоря об отходе от Учителя, я имела в виду отход от СОЗНАТЕЛЬНО избранного Учителя, а не отход от той или иной церкви, в которой мы случайно родились. Имеет значение лишь сознательное избрание Учителя, а не условная принадлежность по рождению, автоматически связывающая нас с тем или иным Основателем религии. Именно сознательное избрание есть зов духа. Великое Братство представляет из себя Единое Эго, потому и Учение, исходящее от Них, Едино в сущности своей. Но каждый из Них, принадлежа к особому Светилу, тем самым Естеством своим связан со всеми зародившимися под этим же Светилом. Потому особенно прекрасно, когда именно духи одного естества собираются под Руководством своего Владыки. Каждый Великий Учитель имеет и свой индивидуальный метод. Не вижу я отхода и в будущем от сознательно избранного Учителя, ибо чем выше мы подымаемся, тем теснее становится наша связь с Учителем. (Так сокровенна и священна связь эта, что выше ее лишь связь Космического Права, но о нем люди не только ничего не знают, но даже и не слышали.)
Теперь о Вашем посещении Н.П.Рудниковой. Вы правильно спросили ее, как сопрягает она Солнечный Путь с отравлением никотином? Курение уносит нашу жизненную силу. Правда, что Е.П.Блаватская курила. Но ее состояние было настолько исключительное, что равняться по ней невозможно. Неимоверно тяжка была ее жизнь среди чуждых ей, не понимающих ее и часто даже предающих ее, по ведению и неведению, людей. Все эти причины, так же как и курение, помешали ей закончить труд и написать последний том «Тайной Доктрины». Так сказал мне Учитель. Также Нина Павловна смешивает такура Гулаб Синга, героя книги Е.П.Блаватской «Дебри Индостана»[1], с Учителем Кут-Хуми. Но в этой замечательной книге, конечно сильно приукрашенной богатой фантазией Е.П.Блаватской, выведен именно Облик Великого Учителя М. Правда, Учитель К.Х. в своих письмах к Синнетту иногда подписывался Лал Сингом, но Великие Учителя имеют много имен и в некоторых случаях подписывались одним общим именем. Конечно, никто из Великих Учителей никогда не курит, и легенда о трубке Владыки М.[1] пошла с легкой руки Е.П.Блаватской. В одном из своих писем к Синнетту, описывая свое свидание с Великим Учителем в Сиккиме, она упоминает индусскую трубку, из которой курил Великий Учитель, но при этом забыла добавить, чем была наполнена эта трубка. Дело в том, что, спускаясь с Высот, Великий Учитель, конечно, испытывал всю тяжесть и давление атмосферы долин и потому для облегчения курил или вдыхал особый препарат из озона. Отсюда и легенда о трубке и курении.
Также, если Вы спросите Н.П.Рудникову честно ответить Вам – кто же ее Учитель – думаю, что она затруднится ответить. Мне кажется, что Они сменяются у нее в соответствии с настроением. Она говорит о какой-то прежней натянутости в наших отношениях, но ведь и отношений-то никаких нет. Просто мы обменялись тремя-четырьмя письмами. Она первая написала мне и не приминула подчеркнуть в своем письме, что делает это по настоянию д-ра Асеева, потому естественно, что я ответила ей доброжелательно, но сдержанно. У меня есть веские основания не доверять некоторым лицам в ее окружении, например г-ну Артуру Пеалю. Также кузен моего мужа, барон Таубе, хорошо знает всю семью ее второго мужа и его прошлое; все это вместе взятое заставляет меня быть осторожной. Она талантлива и, видимо, много читала и читает, потому я приветствую ее выступления в журнале Асеева. Также правда, что на ее статьи ополчился некий Тарасов, и я справедливости ради защитила их. Недавно она сообщила мне о перемене в своей жизни, но заволокла все таким туманом, что можно было вывести любое заключение. Но, как вижу из письма д-ра Асеева, она не пострадавшая и не устала от брачных уз и собралась связать себя в третий раз с человеком моложе ее. Только бы этим супругом не оказался указанный Артур Пеаль!! Тогда мне придется прекратить всякую переписку с нею. Ну, да все это личные дела, в которые никто вмешиваться не имеет права. На последнее ее письмо я еще не ответила. Да, по правде говоря, не вижу пользы в этой переписке. Она на все имеет свои определенные взгляды, кроме того, я ценю искренность, а в ее письмах я этого не усматриваю, несмотря на все выраженное в них внимание и т.д. Пусть каждый расцветает на своем лугу. Пусть каждый строит по-своему. Пусть и Розендорф осуществляет свои замыслы. Так пусть все по-своему приносят свои дары. Правильно, что в Космосе нет малых и больших дел, но, увы, людской обиход настолько отошел от космического представления, что заполнен делами именно мало малейшими и мерзейшими. Но Целесообразность и Соизмеримость Космические сметают наши очередные песочные кучи, будем надеяться, для лучших творений. (Так же, как и Нина Павловна, я не вижу, почему нужно Вам расстаться с Вашей усадьбой. Разве только Вы сами этого желаете.)
Да, в теософической литературе сказано, что пчелы и муравьи были принесены Великими Учителями с Венеры в назидание человечеству. Также имеется легенда, что и пшеница была принесена Изидою с Венеры. Интересно отметить, что ботаники утверждают, что, тогда как все злаки встречаются в диком виде, пшеница же никогда и нигде не была найдена в ее первобытном состоянии.
Как продвигается Ваша книга? Какие были отзывы о ней? Знаю от знакомых и от некоторых друзей с Дальнего Востока, что она принята ими прекрасно. Думаете ли о второй? Берегите здоровье, токи очень тяжкие. События нагромождаются. С Севера тучи несутся на Юг. Место будущего великого строительства назначено, но оно не произносится и помыслы людские далеки от него. Так все сокровенное охраняется до времени. Кто-то читает Нострадамуса и прилагает к себе великие знаки, но может очень и очень ошибиться. Великие посвященные, оставляя свои записи, умели охранить самое сокровенное. Без ключа никто не прочтет их начертаний. Но когда предуказанное свершится, то и ключ будет найден.
Так будем помнить Руку Водящую и не убоимся.
О Н.П.Рудниковой пишу Вам доверительно. Очень прошу Вас, кроме членов Правления, никому не передавать сказанное о ней.
Так, несмотря на трагизм многого, полной грудью дышит страна, растет, трещит, вся в движении, в несомненном создании своего будущего... Тысячи и тысячи проснулись для начала культурной жизни... Культура должна выработаться из недр самой жизни, из новых форм хозяйства, быта, из неизбежного в мире пафоса энергетики... Мы не знали чувства родины, теперь каждый из подрастающих видит в личном своем достижении, в полноте своих осуществленных сил вместе с тем и служение родине... Конечно, все это элементарно, но нужно помнить, что в стране сейчас школа миллионов – поднятая целина. Трудно передать, как захватывающе это подмечание нового и чуть ли не каждый день. Все полны искренней, наивной жаждой знания... Устремление к знанию есть величайший стимул...
Будем радоваться.
Примечания