20.10.1933 (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Николай Рерих
  • Кому : А.М.Асееву
  • Дата : 20.10.1933
  • Издание: Сфера

20.X.33

Дорогой Сотрудник, письмо Ваше от 26-го сентября получено.

К тому же времени пришло Ваше письмо от 4-го авг[уста], пересланное мне Г.Г.Шклявером. Очень хорошо, что Вы вдумчиво относитесь к срокам. Действительно, семнадцатое ноября сделалось очень знаменательным, ведь многие наши Учреждения основывались в этот день, Вы правильно оцениваете этот срок. Еще более знаменательным днем является 24-е марта, о чем я когда-нибудь Вам расскажу лично. Вы правильно замечаете в своем письме, что почта очень неладна. Действительно, это так и есть, и потому очень просим и Вас, и всех сотрудников принять это обстоятельство во внимание и к исполнению. Также совершенно правильна приведенная Вами фраза, относящаяся к 1888-му году. Конечно, это сведение не тайна, оно общеизвестно, ибо не раз уже было опубликовано. Как Вы, вероятно, знаете, английское издание "Писем Махатм" выдержало тираж во многих тысячах, в этой книге, помимо глубочайшего знания и мудрости, находятся объяснения разным расчленениям Общества. "Чаша Востока", представляющая собою экстракты из "Писем Махатм", до сих пор находится в продаже, и если бы Вы захотели кроме присланного Вам экземпляра иметь еще, то Вы можете написать об этом в издательство нашего Музея, которое это Вам устроит. Конечно, в "Чашу Востока" не вошла история Общества со всеми поучительными эпизодами и освещением деятельности многих лиц. Конечно, эту книгу следует читать вместе с другой книгой – "Письма г-жи Е.П.Блаватской", имеющейся в английском издании. Можно только удивляться, что такие основные труды, как "Тайная Доктрина", "Разоблаченная Изида" и две неупомянутые книги, остаются без русского издания. Полный перевод "Писем Махатм" и двух томов "Тайной Доктрины" подготовляется у нас сейчас к изданию, но такой огромный труд требует времени и средств. Мы не удивляемся, что Вы встречаете каких-то недоброжелателей. Как я уже писал Вам, все созидательное и направленное к улучшению жизни вызывает противодействие всяких сил темных, которые сейчас так многочисленны под разными личинами. У нас много друзей среди американских, британских и французских теософов. С русскими же зарубежными теософами нам не приходилось встречаться, и таким образом, недоброжелательство, если Вы его видите, во всяком случае идет не с нашей стороны. Из моих статей Вы достаточно видели, как глубоко скорблю я, видя разрушительное разъединение русских интеллигентных сил. Кто-то говорил, что где тридцать русских, там 33 мнения. Против этой эпидемии разрушения и разъединения нужно всячески бороться. Ведь даже животные более понимают организацию и Иерархию. Все мы постоянно делаемся свидетелями, как самые лучшие строительные культурные начинания делаются предметом нападений как сознательно зловредных элементов, так и всяких бессознательных подслуживающихся невежд. Можно лишь удивляться, насколько люди в своей ограниченности желают умалять великую деятельность Светлой Иерархии! Вместо того чтобы улучшать и расширять свое сердце и сознание, люди готовы погрузиться во тьму подозрительности, зависти и лжи, лишь бы проявить свои эгоистические захваты. Точно нечто космическое может уложиться в какую-либо существующую рамку единичного сознания! Великая Космическая Сила Иерархии действует многими и разнообразными каналами, и не нам судить, почему определенная миссия поручается одному, а не другому движению. Ведь каждый век требует своего выражения, о чем Вы достаточно уже читали в имеющихся у Вас книгах Учения. В этих же книгах Вы читали и указания против автоматического письма и всякого рода медиумизма и магического насилия. Самый естественный путь, который излагается Агни-Йогой, есть путь раскрытия центров через очищение сердца и расширение сознания. Вы видите, как постепенно Учение от зова переходит к практическим указам оздоровления всей жизни. Конечно, Вы обращаете внимание, как наслаивается эта последовательность, не насилуя Карму. Достаточно было указано, как Учитель работает над раскрытием колец восприятий ученика, как от грубо материального все явления утончаются до огненных познаний, до ясновидения и яснослышания. Ведь сказано же, что все медиумические приемы по сравнению с Агни-Йогой, как капля мутной, грязной воды в огненной чаше. И теперь Вы еще раз поймете, почему Учитель не обременяет Карму ученика готовыми формулами, но давая точное направление, предоставляет ему самому потрудиться над своим развитием. Что же касается до кажущегося несоответствия в изложении, в последовательности книг, о чем Вы спрашиваете Г.Г.Шклявера, то не забудем же, что учебник приготовительного класса во всем отличается от пособий всех последующих ступеней. Кроме того, почему Вы думаете, что в книгах указано помещать все даваемое. Кажущиеся Вам пропуски зависят вовсе не от недостатка материала, но от других соображений. Кроме этого, очень прошу Вас не называть меня автором книги, как Вы это делаете в письме к Шкляверу. Книги эти исключительно являются указами Иерархии, без каких бы то ни было изменений, исключая прискорбные опечатки и пропуски. Между прочим, Вам будет послана "Агни-Йога" с исправлением таких опечаток. Иногда, по условиям местонахождения, является невозможным самим держать корректуру, и из этого происходят многие прискорбные опечатки. Также в письме к Шкл[яверу] Вы удивляетесь, почему Учение не дается лишь каналом Т[еософского] Общ[ества]. Опять-таки не будем допускать никаких ограничительных размышлений о путях Великой Иерархии. Давно сказано: "Неисповедимы пути Господни". Само же понятие Иерархии прежде всего предполагает духовную дисциплину, и если кому-либо дается определенное поручение, то он должен исполнить его, лишь задаваясь мыслью, как бы лучше сделать. В том же письме к Г.Г.Шкл[яверу] Вы спрашиваете о дисгармонии между духовными детьми одного и того же Учителя. Скажем – между духовными детьми дисгармонии и не будет, но Вы же знаете, как многие духовно дряхлые старики не прочь самозванно ставить себя в число детей, да еще духовных!

Пожалуйста, в случае возникновения каких-либо неотложных вопросов обращайтесь с ними прямо сюда, и в пределах возможности Вам будет отвечено. Надеюсь, что "Беспредельность" Вы уже получили, и я уже писал о высылке Вам только что вышедшей из печати "Иерархии". Также в письме к Шкляверу Вы задаете ему вопросы о Герм[ановой][1]. Я не хотел вообще касаться подобных вопросов, но раз он Вас так определенно интересует, то я могу доверительно сказать Вам несложную, но глубоко печальную его сущность. Как Вы знаете, в 1930 году произошел всемирный финансовый кризис, и, конечно, от него многие обстоятельства у всех изменились. Я не мог более денежно помогать ей, после этого все ее восторженное отношение изменилось, и она начала пользоваться лживыми измышлениями. Конечно, Вы понимаете, что никакая ложь неуместна, и нам приходится лишь сожалеть, смотря на письменные доказательства ее вредных для самой же себя попыток. Очень печально, если материальные обстоятельства могут выявлять такие темные внутренние свойства. Но увы! Как мы сейчас видим, именно они и являются пробным камнем для большинства. Так же точно и Вы, встречаясь с недоброжелательством, о котором Вы поминаете, мысленно прилагайте меры против всяких материально-эгоистических соображений, и не ошибетесь. Еще недавно один довольно крупный художник говорил мне: "Хвалите меня, и я Вас буду хвалить". Разве в этом не заключается целый житейский катехизис? Конечно, сказавший был далек от истинного смысла доброжелательства, которое действительно является настоящим краеугольным камнем Учения. На чем же иначе мы будем испытывать рост сердца, как не на добре и на доброжелательстве? И чем же рассеивается тьма? Как не действенным благом? Именно благом, именно действенным, и всякое противление злу и тьме есть уже огненный подвиг. Спросим же, помянув Имя Учителя, сердце свое, где же границы тьмы? Именно сердце, войдя в общение с Иерархией, отлично знает, где есть благо, честь, достоинство и труд благословенный и где окаменелость, одеревенелость и ржа тьмы. Итак, очень радуемся, что Вы стараетесь внимательно всматриваться в строки Учения и запечатлевать их в сердце. Опять скажем уже как врачу: физические лекарства помогут там, где есть духовное очищение. Потому Вы, врач, поймете соответствие этих двух условий здоровья духа и тела. Не печалуйтесь, что книга Ваша плохо расходится. Это судьба всего, что направлено к расширению сознания и возвышению духа, но помните, что эти запечатления распространяются совершенно особыми способами и доходят туда, куда нужно. Ведь и Агни-Йога дошла до Вас и Ваших сотрудников, а ведь могла и не дойти. Также не делайте особой пропаганды Учения. Оно не нуждается в пропаганде, но доходит до сердец, которые взыскуют о Светлом Будущем. Все хотя бы отчасти насильственное может порождать лишь отпор и недоброжелательство. Но не отгоните стучащихся! Если считаете полезным, также доверительно можете сообщить это письмо ближайшим сотрудникам. Итак, будьте добры, ибо не знаете ни дня, ни часа, когда Вестник постучится. И не знаете Вы ни облика его, ни языка его, но поймете в сужденный час. Привет Вам от всех нас.

Духом с Вами,

Н.Рерих.


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно