25.05.1936 Е.И.Рерих М.Л.Никитину

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : М.Л.Никитину
  • Дата : 25.05.1936
  • Издание: МЦР, 2002

Е.И.Рерих – М.Л.Никитину

25 мая 1936 г.

Многоуважаемый Михаил Львович, не могла раньше ответить на Ваши два письма и записку с вопросами из-за недомогания, о котором я писала Вере Александровне. Должна сказать, что пока что я не усмотрела хотя бы частичного претворения Вами «Чаши Востока». Вы правы, что при попытках изложить или пояснить не только Высшие Понятия, но даже при непривычном подходе к знакомой уже мысли мы встречаемся с почти непреодолимыми трудностями из-за бедности определительных в наших западных языках. Мысль Запада груба и тяжела, и потому она не выработала еще всех тех тончайших оттенков в определениях, которыми так богат Восток. Но все же главная причина непонимания в том, что люди Запада не привыкли, вернее, не воспитаны в утончении мышления. Многие ли умеют читать и усваивать прочитанное? Читают глазами, но не духом и сердцем, и внутренний смысл остается недоступным.

Конечно, слово «религия» заключает в себе понятие величайшего значения, но сейчас значение это человечеством утрачено. Именно, это есть связь человека с Высшим Миром, или Высшим Началом. Но эту великую и единую связь каждый пытается присвоить в исключительное владение, потому каждый народ обособил и ограничил и наложил клеймо изуверства, предав проклятию все прочие, непривычные ему выражения ее у своих ближних. Так, из единой связи-религии мы получили множество друг друга исключающих псевдо-, лжерелигий. Но попробуйте сказать, что главной причиной всех бедствий явились не религии, но псевдорелигии, как каждый начнет кивать на своего соседа и в своем самомнении не подумает отнести эту тяжкую правду к самому себе. Получится новая неясность и новый соблазн. Нет, многоуважаемый Михаил Львович, смысл слов на всех языках воспринимается или понимается правильно лишь сердцем, чувствознанием.

Также просим Вас не страшиться никаких нападок или поношений. Все это лишь тина с разлагающихся болот. Я уже писала Вере Александровне, что ни одно Учение не входило в жизнь без жестокого противодействия, так должно быть и с книгами Живой Этики. Как сказал и Иисус (Евангелие от Луки, гл. 6, ст. 26): «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Ибо так поступали с лжепророками отцы их». Яснее сказать нельзя. И кто из работающих на поле Истины захочет приобщиться к признаку лжепророка! Пусть Вера Александровна прочтет Вам мое письмо к ней и приведенные параграфы из не изданной еще книги. Также не следует забывать, что Белград и Харбин тонут в планетарном размере. Широко Мироздание, и Свет велик. Имеется много очагов, где «Чаша Востока» затеплила новую свечу, новую радость в духе. Потому было бы непростительно пришпиливаться сознанием к одному месту и к одной группе случайных людей. Учение распространяется путями Неисповедимыми. Никто и ничто не может остановить Космический Магнит в его эволюционном движении, все запруды лишь приведут к разрушению. Гибели целых материков и целых рас свидетели тому. Человечество нашей расы в своем безумии разъединения ускоряет цикл своего смещения. Корабль наш стремится к крушению, и темные подстрекатели злорадствуют, ибо надеются уплыть на обломках.

Очень ошибаетесь Вы, называя «рассудочно-умными» противников «Чаши Востока». Именно, труднее всего усмотреть в таких противниках наличие ума. Ум их есть просто отражение кривого зеркала. Казуистика разлагает высшие центры, и познавание делается недоступным[1]. Вы говорите: «Если дословно и плоскостно воспринять положение о зле религий, то логично придем к роковой формуле, что религия – опиум для народа». Ограниченность, несомненно, придет к такой формуле. Но ведь никто к ограниченностям и не обращается для вмещения нового понимания! Только затемненный человек не поймет, что всякая обособленная, ограниченная и упадочная религия есть именно опиум, злейший яд разъединения и разложения. То же можно сказать и о невежественной науке и вообще о всяком невежестве. Новое Сознание борется за установление Единой Связи с Высшим Миром, за Единый Источник всех Учений, Философий и Знаний.

Также эти «умники», которых Вы имеете в виду, должны были бы знать, что каждой эпохе соответствует определенная ступень восхождения, и то, что было настоятельно необходимо или целесообразно в одном веке, не может быть таковым полностью в последующих. Иначе что же станет с эволюцией? Так пусть «умники» запомнят, что человечеству на каждой ступени дается лишь та частица Истины, которую оно может воспринять в своем меньшинстве. В каждой эпохе, в каждой религии и народе, кроме великих Учителей, приносивших Новое Понимание забытого Древнего Откровения, через некоторое время появлялись Высокие Духи уже для нового очищения только что полученного Завета. Эти Духи, как яркие Светочи, стоят на фоне невежественных представителей религий. Обычно такие Светочи становились мучениками, и часто их труды и сами Они гибли от рук служителей церкви. Никто не подумает объединить Их с одной какой-либо религией, и Они стоят обособленно от всякой церковности, и не удивительно, ибо почти всегда Они являлись и обличителями ее недостойных слуг. Так и Преподобный Сергий не от внешней церковности, но от Духа, и кто понимает иначе, тот слеп и глух. Кто-то настаивает, что Преподобный Сергий был истинным церковником, ибо Он строил церкви и монастыри, устанавливал суровые уставы, обрядность и т.д. Но смысл всей деятельности Преподобного не во внешней церковности, но в его высоконравственно-воспитательном влиянии на его современников. Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, Он творил характер народа, создавая тем мощь Государства. Из истории Вы знаете, в каком хаотическом состоянии находился дух народа в тяжкие времена монгольского ига и разнузданных нравов враждующих между собою князей. Нужна была суровая школа и узда; и средства к тому нужно было брать из ближайших доступных народу понятий. Нужны были символы, нужна была обрядность для сознаний, выходивших из младенческого состояния. Да и посейчас, как видите, многим трудно отказаться от этих символов; слабые сознания приходится щадить. Хотя уже Христос сказал (От Иоанна, гл. 4, ст. 23.): «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе. Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Троицко-Сергиевская Лавра может исчезнуть, и при самом Преподобном она была уже уничтожена, но память о Сергии не умрет никогда, ибо велик Магнит Духа, заложенный им в душу русского народа. История развития Духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим Великим Подвижником. Именно потому все силы тьмы так ополчились против этого Великого Имени. Скажите, какие реликвии остались от всех великих Носителей Света, от Будды или Христа (горсточка пепла в одном случае и условная гробница в другом), но память о Них живет, а в веках еще больше упрочится, ибо будет очищена от наслоившихся нагромождений невежества. Так, если можно заменять внутренний смысл «любыми алгебраическими знаками» или названиями, то можно и остаться лишь при них.

Так же точно, если кто усмотрит в «Чаше Востока» ограниченность атеизма, он обнаружит свое полное невежество. Вы сожалеете, что Старший Махатма М. не дал 56 лет тому назад того апофеоза (как Вы называете это), который Он дал в «Мире Огненном». Но как можете Вы знать, что давал и чего не дал Старший Махатма? Вы даже не знаете всего тома «Писем Махатм к Синнетту», и Ваша мысль все время остается пригвожденной к одному письму! Изучили ли Вы «Тайную Доктрину» Е.П.Блаватской? Для ума, знакомого с Восточными Учениями, привычного к восточной мысли, этот апофеоз есть первооснова, так же как и все приведенные Вами места из «Зова» есть все тот же Величественный Пантеизм, которым насыщены все тома «Тайной Доктрины» и том «Писем Махатм». Кроме того, творчество Махатм так велико и многообразно, что невозможно, чтобы Они обращались во всех случаях, во все времена, к разным народностям и сознаниям всегда в одних и тех же формулах. Даже средний художник или поэт, изображая разную эпоху и разные местности, меняет соответственно и характер своего письма. Застывшая мысль, застывшие формулы противны Космосу, жизнь которого есть вечное движение, вечная смена форм. Разнообразие есть жизнь, однообразие – смерть.

Очень советую Вам воздержаться от дальнейшей критики и от давания советов Тому, Чье Величие недосягаемо и непостижимо человеческому уму не только в этой Манвантаре, но и в последующих. Так мне Указано Самим Владыкой М. передать Вам следующее: «Знаем, когда открыть сознание».

«Чаша Востока» была издана по Указу Владыки М., надеюсь, Вы теперь поймете, как недостойно было все то, что Вы писали о ней. Следующее издание «Чаши Востока» или «Писем Махатм» на русском языке, надеюсь, состоится полностью и, конечно, без всяких комментарий. Не скрою, что мне нестерпимо больно, и вся душа моя возмущается, читая недопустимую критику на Самое Священное для меня. Так же нет у меня желания разбираться в шелухе казуистики Ваших «рассудочных умников» – это было бы непозволительной тратой времени. Если бы не Ваше последнее письмо от 3–4 апреля, вероятно, я не ответила бы на первое. На Ваши вопросы в записке отвечу как-нибудь позднее, они не спешны, тем более что Вы, видимо, поправились, чему сердечно радуюсь.

Шлю Вам мужество, неустрашимость, главное, не смущайте Вашего сознания нашептываниями «умных», но, по-нашему, глубоко невежественных собеседников.

Всего Светлого. Е.Р.


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно