29.05.1936 Е.И.Рерих К.И.Стурэ
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – К.И.Стурэ
29 мая 1936 г.
Глубокоуважаемый Карл Иванович, получила Ваши письма от 23 апреля и 5 мая. Не могла раньше ответить, ибо была больна, да и сейчас еще слаба. Имеем письма от Рихарда Яковлевича и Федора Антоновича, извещающие о состоявшихся выборах и назначениях. Так, еще один цикл в Обществе закончился. Всегда буду помнить все заботы и труды, которые Вы принесли на пользу Прибалтийских Обществ. Понимаю, как трудно руководить многочисленным Обществом, да еще при таких условиях, когда по оккультным законам внутренняя сущность каждого члена выявляется во всей силе со всеми ее разнообразными качествами. Понимаю также, что именно исполнение совета удерживать членов Общества от увлечения психизмом и направлять их способности и силы к расширению сознания и пополнению знаний, к развитию истинной духовности[1] могли обострить отношения с некоторыми из них.
Ведь в свое время именно указания и предупреждения о вреде медиумизма и невежественного отношения ко всем спиритуалистическим феноменам создали Е.П.Блаватской много врагов! Но она этим не смущалась и выполнила данное ей Поручение. Именно потому, что невежественное и неосторожное прикасание к этой области так опасно, следовало бы, наконец, поставить изучение психических феноменов строго научно. Конечно, время такого изучения не за горами, ибо феномены участились во всех странах и начинают вызывать интерес и в широких массах. Книги по спиритуалистическим вопросам выдерживают многотысячные издания. Большие умы и ученые все больше обращают внимание на новые факторы, входящие в жизнь и проявляющиеся у них в лабораториях при научных опытах. Все это знаки времени. Тонкий Мир все громче и громче заявляет о своем существовании. Но все же невежественный элемент, препятствующий всякому прогрессу, старается удушить все лучшие начинания. Прилагаю вырезку из американских газет.
Привожу и параграф из не изданной еще книги Учения. «Проследите развитие науки за последние полвека, можно изумиться прогрессу знания. Нужно в школах показать наглядно, чем была наука всего пятьдесят лет назад и что она достигла теперь. Такое поразительное сравнение может открыть глаза человечеству на возможности будущего. Нельзя быть настолько невежественным, чтобы запрещать развитие знания. Не человекоподобен, кто преследует науку. Повторим эту укоризну несчетное число раз, пока самое мохнатое мышление не устыдится. Такое напоминание тем уместнее, что наука даже при быстром росте своем все-таки не выполнила и десятой доли сужденного ей на этот период. Причин много в косности человечества. Но все-таки прискорбно видеть, что лучшие двигатели науки не оцениваются. Люди хотят исследовать пространство. Скромные стратосферные экскурсии, опыты телескопические, наблюдения над светилами – все вращаются в заколдованном круге, ибо не призвана психическая энергия. Без нее останется детским занятием самый смелый полет. Без психической энергии не разглядеть пространственных путей. То же самое происходит во всех областях науки. Неразумно пренебрегать высшей энергией. Точно во времена религиозных войн и гонений, смелые прозорливые познаватели должны прятаться, как алхимики от инквизиции – такое позорное положение недопустимо. Пусть не думают, что напоминание об инквизиции неуместно. К сожалению, оно применимо ко многому. Разные стороны жизни находятся под инквизиционным давлением. Именно темные обессиливают лучшие начинания. Тьма гнездится в хоромах так же, как и в хижинах. Не будем успокаивать себя тем, что будто бы какие-то умы за всех что-то выдумают. Человечество обязано мыслить, оно должно сообща устремляться к достижениям. Нельзя, чтобы хаос невежества в пышных одеждах вторгался и глумился над познанием»[1].
Теперь очень деликатный вопрос. В письме от 23 апреля Вы сообщаете мне, что Вы узнали «о новых указаниях в деятельности Рижского Общества об издании рефератов отдельными брошюрками и о раздаче последних народу». О таких указаниях или намерениях мы ничего не знаем, и, конечно, как Вы правильно полагаете, в этом нужно проявить большую осторожность и строгую цензуру и, кроме того, мне кажется, что «раздача народу» недопустима по многим причинам. Разрешаете ли Вы мне запросить Рихарда Яковлевича об этом намерении Общества или же Вы сами будете так добры расследовать сначала – является ли сообщенное Вам только намерением или же это принятое решение для ближайшего выполнения? До Вашего ответа запрашивать Рихарда Яковлевича об этом не буду.
Также читали ли Вы новую книгу Конрада Принца «Во власти Кармы»? О ней нам сообщили из Югославии. Пишут, что в этой книге до 170-й страницы автор в благоприятных тонах цитирует книги Живой Этики, а затем делает крутой поворот и начинает кощунственно поносить все книги Учения, «Чашу Востока» и прочие, называя всю деятельность Рижского Общества сатанизмом и т.д. В связи с этим получен Указ: «Пусть в Латвии поищут около Принца – найдут разгадку». Потому обращаюсь к Вам, Карл Иванович, с просьбой помочь нам в этих поисках. Нельзя ли навести справки о связях и окружении этого г-на? Вы знаете К. Принца и, конечно, понимаете, что такой неуравновешенный тип может явиться отличным орудием в руках темных и врагов. Нет ли у него связей с Харбинскими клеветниками, например, с автором брошюрки «Православный мир и масонство»? Конечно, сообщу об этом Указе и Рихарду Яковлевичу), нужно быть на дозоре и найти разгадку. Как тяжек Армагеддон! Сколько тьмы, сколько злобы и предательства поднялось из смрадных болот разложения! Но все же, несмотря ни на что, появляются и чудесные знамения, которые, по счастью, неприметны глазу, залитому кровавым туманом ненависти, иначе они были бы уничтожены, не успев окрепнуть. Именно все усилия тьмы направлены на то, что если нельзя разрушить, то хотя бы ослабить все лучшие начинания. Знаю, что Вы не откажете мне в этой просьбе и по мере возможности наведете справки об указанном типе. Стараемся достать эту книгу.
Теперь о Знаке Доверия. Не скрою, что, не получая более двух месяцев писем от Вас, я очень болела душою. Ведь дела Владыки для меня самое Священное, несказуемо Дорогое, и я несу известную долю ответственности за положение и состояние каждой группы, принявшей книги Живой Этики. Нам было разрешено послать указанные Знаки для укрепления сознания сотрудников в эти тяжкие дни Армагеддона. Я решила послать их Рихарду Яковлевичу, его супруге и Валковскому, как одним из первых подошедших к Учению, и запросила Рихарда Яковлевича о тех членах, которых он считает достойными получения Знака Доверия. Тогда же я сообщила Рихарду Яковлевичу, что такой же Знак посылается и Вам. Как я уже писала Вам, Рихард Яковлевич назвал те же имена, о которых и Вы отзывались высоко. 22 марта этим лицам были переданы Знаки, и оставшиеся два или три Рихард Яковлевич дал по своему усмотрению. Так же, как и Вам, я послала эти Знаки при письмах непосредственно от себя Александру Ивановичу Клизовскому, Федору Антоновичу Буцену и Евгению Александровичу Зильберсдорфу, но так как занемогла, то не смогла отправить все письма в одну почту. Отсюда и разница в получении. Так, я еще не послала Серафининой, ибо в конце апреля снова занемогла и только сейчас начинаю приходить в себя. Слишком велика была выдача психической энергии на отражение темных нападений. Мне предписан полный покой, нужно дать организму защитить себя.
В Америке предатели прилагают все усилия, все крючкотворство закона на то, чтобы отложить судоговорение. Так, дело было назначено к слушанию на конец апреля, но за день до суда они уложили своего адвоката в больницу. Но и это вышло наружу, тем не менее дело пришлось отложить. Думаю, что раньше осени дело слушаться не будет, так как летом нет заседаний суда. Наши адвокаты собрали много улик о присвоении г-ном Хоршем чужих шер и о тщательно задуманном злоумышлении. Председатель Комитета Защиты хотел было перенести дело к прокурору ввиду его уголовности, но адвокаты уже начали дело в гражданском порядке. Не только шеры захвачены четою Хорш, но и все мои манускрипты-дневники за все 15 лет, которые я отсылала в Америку на хранение. Чтобы не вернуть их мне, они нагло утверждают, что я им подарила их. Но правдоподобно ли, чтобы весь литературный материал, собираемый за столько лет, из которого много что еще не опубликовано, был бы подарен мною лицам, которые даже не знают языка (русского), на котором этот литературный материал написан!!! Но, конечно, это только часть их злоумышления, есть еще и другие. Истинно, преступление это в злобности своей превышает во многом предательство четы Куломб в деле Е.П.Блаватской и предательство Людовика пятнадцатого[1] в отношении Сен-Жермена. Конечно, наша победа несомненна, но все же столько сил уходит на борьбу вместо того, чтобы направить их всецело на благое созидание.
В заключение хочу сказать Вам, дорогой Карл Иванович, что многие сотрудники очень ценят Ваш Совет и Вашу опытность, из них первый Рихард Яковлевич, и надеются сохранить Ваше сотрудничество, к ним, конечно, присоединяемся и я, и Николай Константинович, который шлет Вам свой сердечный привет.
Примите и мои пожелания Вам и супруге Вашей всего самого лучшего и радостного.
Духом с Вами.
Примечания