Голос Безмолвия. Семь Врат. Два Пути. ОТРЫВОК II ИЗ «КНИГИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ» ДВА ПУТИ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: {{ShlokaNext|Голос Безмолвия. Семь Врат. Два Пути. ОТРЫВОК I ИЗ «КНИГИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ» ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ|Голос ...)
 
Строка 11: Строка 11:
<p>Не захочешь ли. Милостивец, открыть нам
<p>Не захочешь ли. Милостивец, открыть нам
-
Учение Сердца?&nbsp;<span href="#_edn64" name="_ednref64" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxiv]</span></sup></sup></span>
+
Учение Сердца?&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref64" name="_edn64" title=""><sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxiv]</span></sup></sup></span>&nbsp;Две школы учения Будды: эзотерическая (тайная) и
 +
экзотерическая (явная) называются «Доктриной Сердца» и «Доктриной Ока»
 +
(Tsungmen и Kiau-men в Китае). Первое учение носит это название потому, что оно
 +
исходило из сердца Будды, тогда как «Доктрина Ока» была плодом его головы, его
 +
ума. «Доктрина Сердца» носит также название Печати Истины, или Истинной Печати,
 +
вот почему этот символ встречается на заголовках почти всех эзотерических
 +
буддистских писаний.
 +
 
 +
</ref>
Не отринешь ты просьбу слуг своих – ввести их на Путь Освобождения?</p>
Не отринешь ты просьбу слуг своих – ввести их на Путь Освобождения?</p>
Строка 17: Строка 27:
<p>Путей – два; великих Совершенств – три;
<p>Путей – два; великих Совершенств – три;
-
Добродетелей – шесть, тех, что преобразуют смертного в «Древо Познания»&nbsp;<span href="#_edn65" name="_ednref65" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxv]</span></sup></sup></span>.</p>
+
Добродетелей – шесть, тех, что преобразуют смертного в «Древо Познания»&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref65" name="_edn65" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxv]</span></sup></sup>&nbsp;«Древо познания» – имя, даваемое тому, кто достиг высот
 +
Мистического Познания, Адепту. Nagarjuna, основатель школы Madhyamika,
 +
назывался «Драконовым Деревом», так как <i>дракон</i> является символом
 +
Мудрости и Познания. Дерево почитается потому, что Будда достиг второго рождения
 +
и духовного просветления под деревом Bodhi (Мудрость), под ним начал свою
 +
проповедь и под ним же скончался.
 +
 
 +
</ref>.</p>
<p>Кто приблизится к ним?</p>
<p>Кто приблизится к ним?</p>
Строка 24: Строка 45:
<p>Кто первый услышит учение о двух Путях,
<p>Кто первый услышит учение о двух Путях,
-
сливающихся в единый Путь, разоблаченную истину о Сокровенном Сердце?&nbsp;<span href="#_edn66" name="_ednref66" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxvi]</span></sup></sup></span>
+
сливающихся в единый Путь, разоблаченную истину о Сокровенном Сердце?&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref66" name="_edn66" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxvi]</span></sup></sup>&nbsp;«Сокровенное сердце» означает тайную доктрину.
 +
 
 +
</ref>
Закон, помимо учения внушающий Мудрость, раскрывает повесть скорбной печали.</p>
Закон, помимо учения внушающий Мудрость, раскрывает повесть скорбной печали.</p>
Строка 60: Строка 87:
развиваться в пространстве, лишенном воздуха. Дабы жить и пожинать опыт, душа
развиваться в пространстве, лишенном воздуха. Дабы жить и пожинать опыт, душа
нуждается в просторе, и в глубине, и в указаниях, которые устремляли бы ее
нуждается в просторе, и в глубине, и в указаниях, которые устремляли бы ее
-
вверх, к Алмазной Душе&nbsp;<span name="_Ref464532424"></span><span href="#_edn67" name="_ednref67" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxvii]</span></sup></sup></span>. Не ищи
+
вверх, к Алмазной Душе&nbsp;<span name="_Ref464532424"></span><ref>
-
таких указаний в царстве Майи, но вознесись над иллюзиями, ищи Вечное и Неизменное&nbsp;<span href="#_edn68" name="_ednref68" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxviii]</span></sup></sup></span>,
+
 
 +
<span href="#_ednref67" name="_edn67" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxvii]</span></sup></sup>&nbsp;Алмазная Душа, Vajrasattva, название даваемое верховному
 +
Будде, «Владыке всех Мистерий», именуемому также Adi-Buddha.
 +
 
 +
</ref>. Не ищи
 +
таких указаний в царстве Майи, но вознесись над иллюзиями, ищи Вечное и Неизменное&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref68" name="_edn68" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxviii]</span></sup></sup>&nbsp;Sat – Единая Вечная Абсолютная Реальность, все остальное
 +
только иллюзия. Майа – мир феноменов, мир преходящих форм.
 +
 
 +
</ref>,
не доверяя прихотливым влечениям ума своего.</p>
не доверяя прихотливым влечениям ума своего.</p>
<p>Ибо ум подобен зеркалу: отражая, он
<p>Ибо ум подобен зеркалу: отражая, он
-
покрывается пылью&nbsp;<span href="#_edn69" name="_ednref69" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxix]</span></sup></sup></span>.
+
покрывается пылью&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref69" name="_edn69" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxix]</span></sup></sup>&nbsp;Shin-Sien, шестой Патриарх северного Китая, учивший тайную
 +
доктрину Религии Мудрости (Bodhidharma), утверждал, что человеческий ум подобен
 +
зеркалу, привлекающему и отражающему каждый атом пыли, и что, подобно зеркалу,
 +
ум нуждается во внимательном уходе и ежедневном очищении.
 +
 
 +
</ref>.
И лишь душевная Мудрость – нежными дуновениями своими – в состоянии смести с
И лишь душевная Мудрость – нежными дуновениями своими – в состоянии смести с
него пыль наших иллюзий. Стремись, о начинающий, сочетать свой ум и свою душу в
него пыль наших иллюзий. Стремись, о начинающий, сочетать свой ум и свою душу в
Строка 73: Строка 123:
иллюзий. Отверни свой лик от обольщений мира сего; не доверяй своим чувствам,
иллюзий. Отверни свой лик от обольщений мира сего; не доверяй своим чувствам,
ибо они обманчивы. Но внутри себя – внутри ковчега своих ощущений – ищи в
ибо они обманчивы. Но внутри себя – внутри ковчега своих ощущений – ищи в
-
Безличном свое истинное Я&nbsp;<span href="#_edn70" name="_ednref70" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxx]</span></sup></sup></span>
+
Безличном свое истинное Я&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref70" name="_edn70" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxx]</span></sup></sup>&nbsp;«Истинным Человеком» северные Буддисты называют
 +
перевоплощающуюся бессмертную душу (Ego), которая, соединившись с высшим Я,
 +
становится Буддой.
 +
 
 +
</ref>
и, найдя его, гляди в свою собственную глубину; и станешь ты
и, найдя его, гляди в свою собственную глубину; и станешь ты
-
«Просветленным»&nbsp;<span href="#_edn71" name="_ednref71" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxi]</span></sup></sup></span>.</p>
+
«Просветленным»&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref71" name="_edn71" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxi]</span></sup></sup>&nbsp;«Просветленный» означает Будду.
 +
 
 +
</ref>.</p>
<p>Избегай похвал, о Благоговейный: похвалы
<p>Избегай похвал, о Благоговейный: похвалы
Строка 90: Строка 154:
избранных. Первые в гордости своей громко говорят: «смотрите, я знаю»,
избранных. Первые в гордости своей громко говорят: «смотрите, я знаю»,
последние, смиренно собиравшие в житницу, исповедуют в тишине: «так сказано
последние, смиренно собиравшие в житницу, исповедуют в тишине: «так сказано
-
мне»&nbsp;<span href="#_edn72" name="_ednref72" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxii]</span></sup></sup></span>.</p>
+
мне»&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref72" name="_edn72" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxii]</span></sup></sup>&nbsp;Обычная формула в начале буддистских св. писаний, означающая,
 +
что все последующее имеет своим источником устную передачу самого Будды или его
 +
Архатов.
 +
 
 +
</ref>.</p>
<p>«Великий Просеиватель» – имя «Учения
<p>«Великий Просеиватель» – имя «Учения
Строка 103: Строка 175:
разрушения и скорбей.</p>
разрушения и скорбей.</p>
-
<p>Если скажут тебе, что стать Архатом&nbsp;<span href="#_edn73" name="_ednref73" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxiii]</span></sup></sup></span>
+
<p>Если скажут тебе, что стать Архатом&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref73" name="_edn73" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxiii]</span></sup></sup>&nbsp;Архат – то же, что Адепт или Учитель.
 +
 
 +
</ref>
возможно лишь перестав любить все существующее, скажи им, что это – ложь.</p>
возможно лишь перестав любить все существующее, скажи им, что это – ложь.</p>
Строка 111: Строка 189:
им, что лжив их язык.</p>
им, что лжив их язык.</p>
-
<p>Так учат неверующие&nbsp;<span href="#_edn74" name="_ednref74" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxiv]</span></sup></sup></span>.</p>
+
<p>Так учат неверующие&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref74" name="_edn74" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxiv]</span></sup></sup>&nbsp;Tirthikas, секта Браманов за Гималаями, странствующих по
 +
священным храмам и преимущественно по местам, где совершаются священные
 +
омовения.
 +
 
 +
</ref>.</p>
<p>Если будут учить тебя, что грех происходит
<p>Если будут учить тебя, что грех происходит
от деятельности, а блаженство от бездействия, скажи им, что заблуждаются они.
от деятельности, а блаженство от бездействия, скажи им, что заблуждаются они.
Сознание мимолетности всякой человеческой деятельности, освобождение души из
Сознание мимолетности всякой человеческой деятельности, освобождение души из
-
оков рабства путем прекращения грехов и ошибок – не для воплощающихся душ&nbsp;<span href="#_edn75" name="_ednref75" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxv]</span></sup></sup></span>.
+
оков рабства путем прекращения грехов и ошибок – не для воплощающихся душ&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref75" name="_edn75" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxv]</span></sup></sup>&nbsp;Душа человеческая привлекается к новым воплощениям до тех пор,
 +
пока в ней еще сильно желание, а пока желание сильно, оно вызывает ошибки и
 +
грехи, и держит бессмертный Дух человека в рабстве у его низшей смертной
 +
природы. Прим. перев.
 +
 
 +
</ref>.
Так говорит «Учение Сердца».</p>
Так говорит «Учение Сердца».</p>
-
<p>Dharma&nbsp;<span href="#_edn76" name="_ednref76" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxvi]</span></sup></sup></span> Ока есть
+
<p>Dharma&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref76" name="_edn76" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxvi]</span></sup></sup>&nbsp;Dharma, одна из основных идей индусского религиозного
 +
миросозерцания, может быть переведена и словом <i>долг</i>, и словом <i>закон</i>;
 +
иногда Dharma означает <i>праведность</i>, иногда <i>религию</i>. Прим. перев.
 +
 
 +
</ref> Ока есть
воплощение внешнего и преходящего.</p>
воплощение внешнего и преходящего.</p>
<p>Dharma Сердца есть воплощение божественной
<p>Dharma Сердца есть воплощение божественной
-
Мудрости&nbsp;<span href="#_edn77" name="_ednref77" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxvii]</span></sup></sup></span>,
+
Мудрости&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref77" name="_edn77" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxvii]</span></sup></sup>&nbsp;Bodhi – истинная божественная Мудрость.
 +
 
 +
</ref>,
Постоянного и Пребывающего.</p>
Постоянного и Пребывающего.</p>
Строка 143: Строка 252:
<p>Не думай, что сокрушая кости свои и терзая
<p>Не думай, что сокрушая кости свои и терзая
-
плоть свою, ты достигнешь слияния с твоим «безмолвным Я»&nbsp;<span href="#_edn78" name="_ednref78" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxviii]</span></sup></sup></span>. Не
+
плоть свою, ты достигнешь слияния с твоим «безмолвным Я»&nbsp;<ref>
-
думай, о жертва своей собственной тени&nbsp;<span href="#_edn79" name="_ednref79" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxix]</span></sup></sup></span>,
+
 
 +
<span href="#_ednref78" name="_edn78" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxviii]</span></sup></sup>&nbsp;Седьмой, высший принцип человека.
 +
 
 +
</ref>. Не
 +
думай, о жертва своей собственной тени&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref79" name="_edn79" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxix]</span></sup></sup>&nbsp;Физическое тело в мистических школах называется «тенью».
 +
 
 +
</ref>,
что исполнен будет твой долг относительно природы и человека, если побеждены
что исполнен будет твой долг относительно природы и человека, если побеждены
будут грехи грубой оболочки твоей.</p>
будут грехи грубой оболочки твоей.</p>
<p>Благословенные не придавали цены такому
<p>Благословенные не придавали цены такому
-
достижению. Когда Владыка Милосердия, Лев Закона&nbsp;<span href="#_edn80" name="_ednref80" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxx]</span></sup></sup></span>, прозрел
+
достижению. Когда Владыка Милосердия, Лев Закона&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref80" name="_edn80" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxx]</span></sup></sup>&nbsp;Будда.
 +
 
 +
</ref>, прозрел
истинную причину человеческого страдания, не медля покинул он сладостный, но
истинную причину человеческого страдания, не медля покинул он сладостный, но
-
себялюбивый покой тихих пустынь и из отшельника&nbsp;<span href="#_edn81" name="_ednref81" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxxi]</span></sup></sup></span>
+
себялюбивый покой тихих пустынь и из отшельника&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref81" name="_edn81" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxxi]</span></sup></sup>&nbsp;Aranyaka, отшельник, удалившийся в джунгли после того, как
 +
сделался Йогом.
 +
 
 +
</ref>
превратился в Учителя человечества. Достигнув Нирваны, Благословенный начал
превратился в Учителя человечества. Достигнув Нирваны, Благословенный начал
проповедовать в горах и долинах и в городах держать речи, обращенные к людям и
проповедовать в горах и долинах и в городах держать речи, обращенные к людям и
-
богам&nbsp;<span href="#_edn82" name="_ednref82" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxxii]</span></sup></sup></span>.</p>
+
богам&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref82" name="_edn82" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxxii]</span></sup></sup>&nbsp;И северные, и южные традиции сходятся в том, что Будда
 +
немедленно, как только разрешил проблему жизни и достиг внутреннего просветления,
 +
покинул одиночество и начал проповедовать в мире.
 +
 
 +
</ref>.</p>
<p>Сей добрые дела и ты пожнешь их плоды.
<p>Сей добрые дела и ты пожнешь их плоды.
Строка 163: Строка 305:
<p>Станешь ли ты воздерживаться от
<p>Станешь ли ты воздерживаться от
деятельности? Нет, не так достигнет душа твоя Освобождения. Дабы достигнуть
деятельности? Нет, не так достигнет душа твоя Освобождения. Дабы достигнуть
-
Нирваны&nbsp;<span href="#_edn83" name="_ednref83" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxxiii]</span></sup></sup></span>,
+
Нирваны&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref83" name="_edn83" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxxiii]</span></sup></sup>&nbsp;Нирвана есть состояние, наступающее после того, как
 +
ограниченность и несовершенство отдельного <i>личного</i> бытия уничтожены,
 +
когда сознание слилось с Мировым Сознанием, а личные чувства – с самочувствием
 +
Мировой Души. Достигнув Нирваны, человек, не теряя индивидуальности, начинает
 +
сознавать себя во всем сущем, и все сущее в себе. В противоположность
 +
распространенному на западе представлению о Нирване как об <i>отсутствии всякой
 +
жизни</i> Нирвану вернее всего назвать <i>полнотою сверхличной жизни, слившейся
 +
с жизнью Вселенной</i>. Это совершенное и всеведущее состояние христианский
 +
мистик Ангелус Силезиус выразил так: «Я столь же велик, как Бог, Он столь же
 +
мал, как я... Я сам есмь Вечность: освобожденный от действия времени, я
 +
сливаюсь с Богом и Бога сливаю с собой». Прим. перев.
 +
 
 +
</ref>,
необходимо приобрести самопознание, которое есть чадо деятельной любви.</p>
необходимо приобрести самопознание, которое есть чадо деятельной любви.</p>
<p>Уподобляйся терпеливому, не боящемуся
<p>Уподобляйся терпеливому, не боящемуся
неудач и не домогающемуся успеха. Устреми взор души твоей на Звезду, из которой
неудач и не домогающемуся успеха. Устреми взор души твоей на Звезду, из которой
-
излучается твое духовное Я&nbsp;<span href="#_edn84" name="_ednref84" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxxiv]</span></sup></sup></span>,
+
излучается твое духовное Я&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref84" name="_edn84" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxxiv]</span></sup></sup>&nbsp;Каждое духовное Ego есть луч Мирового Духа по эзотерическому
 +
учению.
 +
 
 +
</ref>,
на пламенеющую Звезду, сияющую в бессветных глубинах вечного Бытия, в
на пламенеющую Звезду, сияющую в бессветных глубинах вечного Бытия, в
беспредельных полях Неведомого.</p>
беспредельных полях Неведомого.</p>
<p>Облекись в постоянство подобно тому, кто
<p>Облекись в постоянство подобно тому, кто
-
терпит до конца. Твои тени живут и исчезают&nbsp;<span href="#_edn85" name="_ednref85" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxxv]</span></sup></sup></span>,
+
терпит до конца. Твои тени живут и исчезают&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref85" name="_edn85" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxxv]</span></sup></sup>&nbsp;Тени «личности», т.е. отдельные физические воплощения, которые
 +
умирают; «познающий», т.е. собирающая опыт бессмертная душа – одна и та же во
 +
всех воплощениях – пребывает вечно.
 +
 
 +
</ref>,
«познающий в тебе» – пребывает вовек: он – тот, который был, есть и будет, для
«познающий в тебе» – пребывает вовек: он – тот, который был, есть и будет, для
которого час не пробьет никогда.</p>
которого час не пробьет никогда.</p>
Строка 188: Строка 361:
<p>Именуются те облачения: Nirmanakaya,
<p>Именуются те облачения: Nirmanakaya,
-
Sambhogakaya, Dharmakaya&nbsp;<span name="_Ref464468845"></span><span href="#_edn86" name="_ednref86" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxxvi]</span></sup></sup></span>, Покровы
+
Sambhogakaya, Dharmakaya&nbsp;<span name="_Ref464468845"></span><ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref86" name="_edn86" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxxvi]</span></sup></sup>&nbsp;Эзотерическое учение об этих высоких ступенях духовного
 +
развития таково: когда Адепт пройдет весь Путь и перед ним откроется блаженство
 +
Нирваны, он может от него отказаться из сострадания к людям и остаться в мире
 +
невидимым для обыкновенных людей, чтобы содействовать духовному развитию и
 +
спасению человечества. Адепт или Архат, пожертвовавший собою из сострадания к
 +
скорбному миру, носит название <i>Bodhisattva</i>. После телесной смерти,
 +
отказавшись от блаженства Нирваны, Бодисаттва продолжает жить в эфирном теле,
 +
называемом Nirmanakaya, невидимом для непосвященных, чтобы охранять и помогать
 +
людям. <i>Sambhogakaya</i> – тоже самое, лишь с прибавлением славы «трех
 +
совершенств», одно из которых: полное угашение всех земных забот. <i>Dharmakaya</i>
 +
– принадлежит совершенному Будде, это собственно не тело, а идеальное дыхание,
 +
сознание, слившееся с Мировым сознанием. Состояние Dharmakaya уничтожает всякую
 +
связь Будды с земным миром. Таким образом. Адепт, завоевавший право на
 +
блаженство Нирваны, отказывается – на мистическом языке – от облачения
 +
Dharmakaya, чтобы быть в состоянии помогать человечеству; от Sambhogakaya он
 +
сохраняет лишь совершенное знание и остается в состоянии Nirmanakaya.
 +
Эзотерическая школа учит, что Гаутама Будда и некоторые из его Архатов остались
 +
в мире в состоянии Nirmanakaya, являя собой пример величайшего
 +
самопожертвования для блага человечества.
 +
 
 +
</ref>, Покровы
Совершенства.</p>
Совершенства.</p>
-
<p>Ризы «Посвящения»<span name="_Ref464468703">&nbsp;</span><span href="#_edn87" name="_ednref87" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxxvii]</span></sup></sup></span>
+
<p>Ризы «Посвящения»<span name="_Ref464468703">&nbsp;</span><ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref87" name="_edn87" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxxvii]</span></sup></sup>&nbsp;Облачение <i>Shangna</i> получило название от Shangna&#8209;vesu
 +
из Rajagriha; третьего великого Архата или патриарха, как называется
 +
Ориенталистами иерархия тридцати трех Архатов, которые распространяли Буддизм.
 +
«Облачение Shangna «символически означает обладание мудростью, которая приводит
 +
к уничтожению личного начала. Буквально Shangna означает <i>облачение</i> <i>Посвященного</i>,
 +
вступившего на <i>Путь</i>. Эдкинс упоминает, что эта растительная ткань была
 +
перенесена из Тибета в Китай во время династии Tong. Китайская легенда, так же
 +
как и Тибетская, говорит: «Когда рождается Архат, одновременно вырастает и это
 +
растение в чистом месте».
 +
 
 +
</ref>
дают человеку поистине вечный Свет. Они приносят ему Мудрость, уничтожающую
дают человеку поистине вечный Свет. Они приносят ему Мудрость, уничтожающую
жало личности; они останавливают для него колесо рождений, но – ученик – они же
жало личности; они останавливают для него колесо рождений, но – ученик – они же
Строка 203: Строка 414:
<p>Жить для блага человечества есть <i>первый
<p>Жить для блага человечества есть <i>первый
-
шаг</i>. Осуществлять шесть светлых добродетелей&nbsp;<span name="_Ref464528873"></span><span href="#_edn88" name="_ednref88" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxxviii]</span></sup></sup></span>
+
шаг</i>. Осуществлять шесть светлых добродетелей&nbsp;<span name="_Ref464528873"></span><ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref88" name="_edn88" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxxviii]</span></sup></sup>&nbsp;Paramitas: Милосердие, Чистота, Терпение, Энергия, Созерцание
 +
и Мудрость. Для священнослужителей, кроме означенных шести добродетелей,
 +
требуется еще: употребление правых средств, наука, благочестивые обеты, сила
 +
принятого решения (Эйтель, Китайский Буддизм).
 +
 
 +
</ref>
– <i>второй шаг</i>.</p>
– <i>второй шаг</i>.</p>
Строка 219: Строка 439:
страшишься отдать себя за других, – да будет предупреждено робкое сердце твое
страшишься отдать себя за других, – да будет предупреждено робкое сердце твое
вовремя: довольствуйся внешним учением Закона. И все же надейся. Ибо если «Сокровенная
вовремя: довольствуйся внешним учением Закона. И все же надейся. Ибо если «Сокровенная
-
Стезя» недостижима для тебя сегодня, она может сделаться доступна завтра&nbsp;<span href="#_edn89" name="_ednref89" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[lxxxix]</span></sup></sup></span>.
+
Стезя» недостижима для тебя сегодня, она может сделаться доступна завтра&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref89" name="_edn89" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[lxxxix]</span></sup></sup>&nbsp;«Завтра» означает следующее воплощение.
 +
 
 +
</ref>.
Узнай, что ни единое усилие, даже самое ничтожное, направленное к добру или
Узнай, что ни единое усилие, даже самое ничтожное, направленное к добру или
злу, не может исчезнуть из мира причин. Даже дуновение проносящегося дыма не
злу, не может исчезнуть из мира причин. Даже дуновение проносящегося дыма не
остается без следа. Жестокое слово, произнесенное в прежних жизнях, не
остается без следа. Жестокое слово, произнесенное в прежних жизнях, не
-
уничтожается, а возвращается снова и снова&nbsp;<span href="#_edn90" name="_ednref90" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[xc]</span></sup></sup></span>. Не может
+
уничтожается, а возвращается снова и снова&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref90" name="_edn90" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[xc]</span></sup></sup>&nbsp;Из поучений школы Prasanga.
 +
 
 +
</ref>. Не может
перечное растение дать жизнь розе, и серебристая звезда благоухающего жасмина
перечное растение дать жизнь розе, и серебристая звезда благоухающего жасмина
не может превратиться в терние или волчец.</p>
не может превратиться в терние или волчец.</p>
<p>Ты можешь создавать «ныне» условия для
<p>Ты можешь создавать «ныне» условия для
-
твоего «грядущего дня». В «Великом Странствии»&nbsp;<span href="#_edn91" name="_ednref91" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[xci]</span></sup></sup></span> причины,
+
твоего «грядущего дня». В «Великом Странствии»&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref91" name="_edn91" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[xci]</span></sup></sup>&nbsp;«Великое странствие» – полный цикл существования человека в
 +
одном круге. В полной эволюции нашей земной цепи считается семь кругов,
 +
современная земля находится в четвертом круге. «Ныне» означает данное
 +
воплощение, «грядущий день» – следующее воплощение. Прим. перев.
 +
 
 +
</ref> причины,
посеваемые ежечасно, несут в себе каждая – жатву последствий, ибо неуклонная
посеваемые ежечасно, несут в себе каждая – жатву последствий, ибо неуклонная
справедливость управляет миром. В могучем стремлении непогрешимой деятельности
справедливость управляет миром. В могучем стремлении непогрешимой деятельности
Строка 268: Строка 509:
долга относительно расы и родичей, друга и недруга, и замкни душу свою одинаково
долга относительно расы и родичей, друга и недруга, и замкни душу свою одинаково
как для радости, так и для горя. Истощи закон возмездия (кармы) и приобрети
как для радости, так и для горя. Истощи закон возмездия (кармы) и приобрети
-
душевные силы&nbsp;<span href="#_edn92" name="_ednref92" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[xcii]</span></sup></sup></span>
+
душевные силы&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref92" name="_edn92" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[xcii]</span></sup></sup>&nbsp;Siddhis.
 +
 
 +
</ref>
для будущего воплощения.</p>
для будущего воплощения.</p>
Строка 283: Строка 530:
«Око» ласкает заснувшую землю. Взирай на пламенное излучение «Десницы»
«Око» ласкает заснувшую землю. Взирай на пламенное излучение «Десницы»
Меркурия, с любовью простертой над головами своих аскетов. Ныне оба являются
Меркурия, с любовью простертой над головами своих аскетов. Ныне оба являются
-
слугами Солнца&nbsp;<span href="#_edn93" name="_ednref93" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[xciii]</span></sup></sup></span>,
+
слугами Солнца&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref93" name="_edn93" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[xciii]</span></sup></sup>&nbsp;По Тибетской астрологии солнце именуется Nyima, Марс – Migmar,
 +
Меркурий – Lhagpa. Символ Марса есть око, символ Меркурия – десница, Излучение
 +
– aura.
 +
 
 +
</ref>,
безмолвными стражами ночи, бодрствующими в его отсутствие. Но в минувших
безмолвными стражами ночи, бодрствующими в его отсутствие. Но в минувших
-
Периодах&nbsp;<span name="_Ref464469188"></span><span href="#_edn94" name="_ednref94" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[xciv]</span></sup></sup></span>
+
Периодах&nbsp;<span name="_Ref464469188"></span><ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref94" name="_edn94" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[xciv]</span></sup></sup>&nbsp;Kalpas – периоды, на которые эзотерические учения делят
 +
воплощенное бытие мира. Maha&#8209;Kalpa, Великая Кальпа, равна ста годам Брамы
 +
или 311,040,000,000,000 лет.
 +
 
 +
</ref>
оба были блестящими солнцами, и солнцами могут они снова явиться в грядущем.
оба были блестящими солнцами, и солнцами могут они снова явиться в грядущем.
Таковы в природе подъемы и падения Закона Кармы.</p>
Таковы в природе подъемы и падения Закона Кармы.</p>
Строка 298: Строка 561:
жизнь, решил терпение свое и покорность закону сложить – как сладостный цветок
жизнь, решил терпение свое и покорность закону сложить – как сладостный цветок
– к ногам Будды, тот становится уже в этой жизни «вступившим в поток»,
– к ногам Будды, тот становится уже в этой жизни «вступившим в поток»,
-
Srotapatti&nbsp;<span href="#_edn95" name="_ednref95" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[xcv]</span></sup></sup></span>.
+
Srotapatti&nbsp;<ref>
-
Духовные силы&nbsp;<span href="#_edn96" name="_ednref96" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[xcvi]</span></sup></sup></span>
+
 
 +
<span href="#_ednref95" name="_edn95" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[xcv]</span></sup></sup>&nbsp;Srotapatti или «вступившим в поток» Нирваны, именуется чела,
 +
получивший первое Посвящение. Только в самом исключительном случае чела
 +
оканчивает весь Путь и достигает цели в одном и том же воплощении. Обыкновенно
 +
предполагается, что чела, вступивший на Путь, может достигнуть цели только в
 +
седьмом воплощении.
 +
 
 +
</ref>.
 +
Духовные силы&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref96" name="_edn96" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[xcvi]</span></sup></sup>&nbsp;Siddhis.
 +
 
 +
</ref>
совершенства могут мерцать для него все еще вдали, но первый шаг совершен, он
совершенства могут мерцать для него все еще вдали, но первый шаг совершен, он
вступил в поток и очи его могут уподобиться зрению горного орла, а слух его
вступил в поток и очи его могут уподобиться зрению горного орла, а слух его
Строка 335: Строка 614:
<p>Не вызывает похвал и не значителен в глазах
<p>Не вызывает похвал и не значителен в глазах
-
гордецов&nbsp;<span href="#_edn97" name="_ednref97" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[xcvii]</span></sup></sup></span>
+
гордецов&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref97" name="_edn97" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[xcvii]</span></sup></sup>&nbsp;Имеется ввиду Браманская секта Tirthikas за Гималаями, которая
 +
считается неправоверной среди Буддистов Тибета и обратно.
 +
 
 +
</ref>
источник всех рек; ничтожен в глазах безумцев облик человека, хотя бы внутри
источник всех рек; ничтожен в глазах безумцев облик человека, хотя бы внутри
его протекали потоки целебных вод бессмертия (Amrita). И все же священные реки
его протекали потоки целебных вод бессмертия (Amrita). И все же священные реки
-
рождаются в священной стране&nbsp;<span href="#_edn98" name="_ednref98" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[xcviii]</span></sup></sup></span>,
+
рождаются в священной стране&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref98" name="_edn98" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[xcviii]</span></sup></sup>&nbsp;Тибет.
 +
 
 +
</ref>,
и того, кто овладел Мудростью, почитают все люди разума.</p>
и того, кто овладел Мудростью, почитают все люди разума.</p>
<p>Архаты и Мудрецы, одаренные безграничным
<p>Архаты и Мудрецы, одаренные безграничным
-
Прозрением&nbsp;<span href="#_edn99" name="_ednref99" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[xcix]</span></sup></sup></span>,
+
Прозрением&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref99" name="_edn99" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[xcix]</span></sup></sup>&nbsp;«Безграничным прозрением» или сверхфизическим зрением обладают
 +
Архаты, за которыми признается способность видеть и знать одинаково как на
 +
месте, так и на расстоянии.
 +
 
 +
</ref>,
также редки, как цветок дерева Удамбара. Архаты рождаются в полуночный час одновременно
также редки, как цветок дерева Удамбара. Архаты рождаются в полуночный час одновременно
-
со священным растением о девяти и семи стеблях&nbsp;<span href="#_edn100" name="_ednref100" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[c]</span></sup></sup></span>, с
+
со священным растением о девяти и семи стеблях&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref100" name="_edn100" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[c]</span></sup></sup>&nbsp;См. примечание 87.
 +
 
 +
</ref>, с
благословенным цветком, который расцветает во мраке, питаемый чистой росой на
благословенным цветком, который расцветает во мраке, питаемый чистой росой на
ледяном ложе увенчанных снегом вершин, не доступных стопам грешников.</p>
ледяном ложе увенчанных снегом вершин, не доступных стопам грешников.</p>
Строка 351: Строка 657:
же жизни, когда душа впервые изведала тоску по конечному освобождению. И все же
же жизни, когда душа впервые изведала тоску по конечному освобождению. И все же
ни один воин, добровольно стремящийся в жестокую битву между «живым» и
ни один воин, добровольно стремящийся в жестокую битву между «живым» и
-
«мертвым»&nbsp;<span href="#_edn101" name="_ednref101" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[ci]</span></sup></sup></span>,
+
«мертвым»&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref101" name="_edn101" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[ci]</span></sup></sup>&nbsp;«Живое» – бессмертная человеческая суть, его высшее Я, а
 +
«мертвое» – личное я.
 +
 
 +
</ref>,
ни один новобранец не может быть лишен права вступить на Путь, ведущий к полю
ни один новобранец не может быть лишен права вступить на Путь, ведущий к полю
Брани.</p>
Брани.</p>
Строка 367: Строка 680:
<p>Но если ты достигнешь Нирваны, или
<p>Но если ты достигнешь Нирваны, или
-
отвергнешь заслуженную награду&nbsp;<span href="#_edn102" name="_ednref102" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[cii]</span></sup></sup></span>,
+
отвергнешь заслуженную награду&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref102" name="_edn102" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[cii]</span></sup></sup>&nbsp;См. примечание 86.
 +
 
 +
</ref>,
да не будут плоды деятельности или воздержания от действия побуждением твоим, о
да не будут плоды деятельности или воздержания от действия побуждением твоим, о
сердце, исполненное отваги.</p>
сердце, исполненное отваги.</p>
Строка 373: Строка 692:
<p>Ведай, что Бодисаттва, жертвующий' своим
<p>Ведай, что Бодисаттва, жертвующий' своим
освобождением отречения ради, дабы облечься в страдания «Сокровенной
освобождением отречения ради, дабы облечься в страдания «Сокровенной
-
Жизни»&nbsp;<span href="#_edn103" name="_ednref103" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[ciii]</span></sup></sup></span>,
+
Жизни»&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref103" name="_edn103" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[ciii]</span></sup></sup>&nbsp;Жизнь Nirmanakaya см. примечание 86.
 +
 
 +
</ref>,
именуется «трижды Чтимым», о ты, избирающий удел скорбей на протяжении веков.</p>
именуется «трижды Чтимым», о ты, избирающий удел скорбей на протяжении веков.</p>
Строка 382: Строка 707:
<p>Единый Путь распадается на два, на «Явную»
<p>Единый Путь распадается на два, на «Явную»
-
и «Сокровенную»&nbsp;<span href="#_edn104" name="_ednref104" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[civ]</span></sup></sup></span>
+
и «Сокровенную»&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref104" name="_edn104" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[civ]</span></sup></sup>&nbsp;«Явная стезя» для мирян, «сокровенная стезя» для учеников
 +
тайных школ, которые готовятся к Посвящению. При Посвящении объясняется смысл
 +
«сокровенной стези». Условием для принятия в ученики тайной школы является
 +
строгая нравственная подготовка, отречение от всех личных интересов и земных
 +
благ, внутреннее очищение и твердая решимость посвятить себя служению
 +
страдающему миру. Прим. перев.
 +
 
 +
</ref>
стезю. Первая ведет к цели, вторая к – самозакланию.</p>
стезю. Первая ведет к цели, вторая к – самозакланию.</p>
Строка 396: Строка 732:
<p>Она приводит Архата к неизреченной душевной
<p>Она приводит Архата к неизреченной душевной
-
печали; печали за «живого мертвеца»&nbsp;<span href="#_edn105" name="_ednref105" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[cv]</span></sup></sup></span>
+
печали; печали за «живого мертвеца»&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref105" name="_edn105" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[cv]</span></sup></sup>&nbsp;Человек, еще не пробужденный духовно.
 +
 
 +
</ref>
и бессильной жалости к страдающему человечеству, подлежащему всем бедствиям
и бессильной жалости к страдающему человечеству, подлежащему всем бедствиям
Кармы; ибо Мудрые знают, что плоды Кармы не могут быть устранимы.</p>
Кармы; ибо Мудрые знают, что плоды Кармы не могут быть устранимы.</p>
Строка 406: Строка 748:
<p>«Явная Стезя», лишь только достигнута ее
<p>«Явная Стезя», лишь только достигнута ее
цель, принудит тебя покинуть тело Бодисаттвы и вступить в трижды блаженное
цель, принудит тебя покинуть тело Бодисаттвы и вступить в трижды блаженное
-
состояние Dharmakaya&nbsp;<span href="#_edn106" name="_ednref106" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[cvi]</span></sup></sup></span>,
+
состояние Dharmakaya&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref106" name="_edn106" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[cvi]</span></sup></sup>&nbsp;См. примечание 86.
 +
 
 +
</ref>,
которое влечет за собой вечное забвение мира и людей.</p>
которое влечет за собой вечное забвение мира и людей.</p>
<p>И «Тайная Стезя» приводит к блаженству
<p>И «Тайная Стезя» приводит к блаженству
-
Паранирваны, но в конце неисчислимых веков&nbsp;<span href="#_edn107" name="_ednref107" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[cvii]</span></sup></sup></span>, Нирваны
+
Паранирваны, но в конце неисчислимых веков&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref107" name="_edn107" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[cvii]</span></sup></sup>&nbsp;Kalpas, см. примечание 94.
 +
 
 +
</ref>, Нирваны
заслуженной и утраченной из безграничной жалобы к миру заблуждающихся смертных.</p>
заслуженной и утраченной из безграничной жалобы к миру заблуждающихся смертных.</p>
Строка 435: Строка 789:
отречения во имя <i>других</i>, во имя страдающих ближних».</p>
отречения во имя <i>других</i>, во имя страдающих ближних».</p>
-
<p>Тот, кто становится Pratyeka-Buddha&nbsp;<span href="#_edn108" name="_ednref108" title=""><sup><sup><span style="font-size:12.0pt;">[cviii]</span></sup></sup></span>,
+
<p>Тот, кто становится Pratyeka-Buddha&nbsp;<ref>
 +
 
 +
<span href="#_ednref108" name="_edn108" title=""></span>&nbsp;
 +
 
 +
<sup><sup><span style="font-size:10.0pt;">[cviii]</span></sup></sup>&nbsp;Имя Pratyeka-Buddhas носят те Бодисаттвы, которые стремятся к
 +
облачению Dharmakaya в целом ряде жизней. Не заботясь о страданиях человечества
 +
и думая только о своем собственном блаженстве, они вступают в Нирвану и
 +
теряются для людей. У сев. Буддистов Pratyeka-Buddha есть синоним духовного
 +
эгоизма.
 +
 
 +
</ref>,
– преклоняется только пред своим Я. Бодисаттва, одержавший победу и овладевший
– преклоняется только пред своим Я. Бодисаттва, одержавший победу и овладевший
наградой, но изрекающий в божественном сострадании своем:</p>
наградой, но изрекающий в божественном сострадании своем:</p>
Строка 460: Строка 824:
 +
== {{PrimText}} ==
 +
<references/>
{{ShlokaNext|Голос Безмолвия. Семь Врат. Два Пути. ОТРЫВОК I ИЗ «КНИГИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ» ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ|Голос Безмолвия. Семь Врат. Два Пути. Оглавление|Голос Безмолвия. Семь Врат. Два Пути. ОТРЫВОК III ИЗ «КНИГИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ» СЕМЬ ВРАТ}}
{{ShlokaNext|Голос Безмолвия. Семь Врат. Два Пути. ОТРЫВОК I ИЗ «КНИГИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ» ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ|Голос Безмолвия. Семь Врат. Два Пути. Оглавление|Голос Безмолвия. Семь Врат. Два Пути. ОТРЫВОК III ИЗ «КНИГИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ» СЕМЬ ВРАТ}}
[[Категория:Е.П.Блаватская]]
[[Категория:Е.П.Блаватская]]
[[Категория:Голос Безмолвия. Семь Врат. Два Пути.]]
[[Категория:Голос Безмолвия. Семь Врат. Два Пути.]]

Текущая версия


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


ОТРЫВОК II
ИЗ «КНИГИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ»
ДВА ПУТИ

А ныне, о Учитель Сострадания, указывай путь другим. Взирай на тех, которые стучатся и ожидают в темноте и в неведении, дабы распахнулись перед ними двери, ведущие к Благому Закону!

Голос ищущих:

Не захочешь ли. Милостивец, открыть нам Учение Сердца? [1] Не отринешь ты просьбу слуг своих – ввести их на Путь Освобождения?

Отвечает Учитель:

Путей – два; великих Совершенств – три; Добродетелей – шесть, тех, что преобразуют смертного в «Древо Познания» [1].

Кто приблизится к ним?

Кто первый удостоится вступить на них?

Кто первый услышит учение о двух Путях, сливающихся в единый Путь, разоблаченную истину о Сокровенном Сердце? [1] Закон, помимо учения внушающий Мудрость, раскрывает повесть скорбной печали.

О, горе мне, знающему, что всем людям доступен источник Жизни, что все могут быть в единении с Великой Душой, и все же, обладая таким благом, они не пользуются им!

Взирай, подобно месяцу, сияющему в тихих водах, Мировая Душа (Alaya) отражается и в великом, и в малом, и в мельчайшем атоме, и все же не достигает до сердца всех. Ах, зачем так мало людей пользуются бесценным даром познавания истины, верного понимания существующего, проникновения в Небытие!

Говорит ученик:

О, Учитель, что же делать мне, дабы достигнуть мудрости? О, Мудрый, что делать мне, чтобы приблизиться к совершенству?

Разыскивай Пути. Но будь чист сердцем, прежде чем тронешься в странствие. Ранее чем сделаешь первый шаг, научись отличать истинное от неистинного, преходящее от пребывающего. И стремись более всего отделять знание ума от душевной Мудрости, «Учение Ока» от «Учения Сердца».

Воистину, неведение подобно закрытому сосуду, лишенному воздуха, а душа подобна птице, заключенной в сосуд. Не щебечет и не шелохнется певунья, молчит в оцепенении, пока от истощения не испустит свой дух.

Но даже неведение лучше, чем головное познание без душевной Мудрости, которая одна может осветить и направить его.

Семена Мудрости не могут пустить ростков и развиваться в пространстве, лишенном воздуха. Дабы жить и пожинать опыт, душа нуждается в просторе, и в глубине, и в указаниях, которые устремляли бы ее вверх, к Алмазной Душе [1]. Не ищи таких указаний в царстве Майи, но вознесись над иллюзиями, ищи Вечное и Неизменное [1], не доверяя прихотливым влечениям ума своего.

Ибо ум подобен зеркалу: отражая, он покрывается пылью [1]. И лишь душевная Мудрость – нежными дуновениями своими – в состоянии смести с него пыль наших иллюзий. Стремись, о начинающий, сочетать свой ум и свою душу в одно.

Избегай неведения, но избегай одинаково и иллюзий. Отверни свой лик от обольщений мира сего; не доверяй своим чувствам, ибо они обманчивы. Но внутри себя – внутри ковчега своих ощущений – ищи в Безличном свое истинное Я [1] и, найдя его, гляди в свою собственную глубину; и станешь ты «Просветленным» [1].

Избегай похвал, о Благоговейный: похвалы ведут к самообольщению. Твое тело не есть ты сам, твое истинное я – бестелесно и ни похвалы, ни осуждения не затронут его.

Самодовольство подобно высокой башне, на вершину которой взобрался надменный глупец. Там воссел он в горделивом одиночестве, никому невидимый, кроме одному себе.

Ложное учение отвергается Мудрым и рассеивается по ветру Благим Законом. Его колесо оборачивается одинаково и для смиренных, и для гордых. «Учение Ока» – для толпы; «Учение Сердца» – для избранных. Первые в гордости своей громко говорят: «смотрите, я знаю», последние, смиренно собиравшие в житницу, исповедуют в тишине: «так сказано мне» [1].

«Великий Просеиватель» – имя «Учения Сердца» Колесо Благого Закона в неустанном быстром вращении; Оно дробит днем и ночью. Неценные отбросы отделяет оно от золотого зерна, мякину – от чистой муки. Рука Кармы направляет колесо; его обороты отмечают биение ее сердца.

Истинное знание – мука, ложное знание – мякина. Если хочешь ты питаться хлебом Мудрости, замеси его на чистых водах бессмертия (Amrita). Если же замесишь ты отбросы на росе иллюзии Maya, приготовлена будет тобой лишь пища для черных птиц смерти, для птиц рождения, разрушения и скорбей.

Если скажут тебе, что стать Архатом [1] возможно лишь перестав любить все существующее, скажи им, что это – ложь.

Если скажут тебе, что достигнуть освобождения можно лишь возненавидев мать свою, пренебрегая сыном своим и отрекаясь от отца своего; отказываясь от сострадания к людям и к зверям – скажи им, что лжив их язык.

Так учат неверующие [1].

Если будут учить тебя, что грех происходит от деятельности, а блаженство от бездействия, скажи им, что заблуждаются они. Сознание мимолетности всякой человеческой деятельности, освобождение души из оков рабства путем прекращения грехов и ошибок – не для воплощающихся душ [1]. Так говорит «Учение Сердца».

Dharma [1] Ока есть воплощение внешнего и преходящего.

Dharma Сердца есть воплощение божественной Мудрости [1], Постоянного и Пребывающего.

Лампада горит ярко, когда масло и светильня чисты. Чтобы сохранить их чистыми, необходимо очищение. Но пламя не чувствует его. «Ветки дерева колеблемы ветром, ствол же пребывает в неподвижности».

Оба начала, и деятельное и бездеятельное, могут совмещаться в тебе: да будет тело твое в движении, ум в покое, а душа – прозрачна и светла, как горное озеро.

Захочешь ли ты стать Йогом в круговращении времен? Если захочешь:

Не верь, что пребывание в темных лесах в гордом уединении и вдали от людей; не верь, что питание листьями и кореньями и утоление жажды снегами с горных вершин, – не верь, о Благоговейный, что это приведет тебя к цели конечного Освобождения.

Не думай, что сокрушая кости свои и терзая плоть свою, ты достигнешь слияния с твоим «безмолвным Я» [1]. Не думай, о жертва своей собственной тени [1], что исполнен будет твой долг относительно природы и человека, если побеждены будут грехи грубой оболочки твоей.

Благословенные не придавали цены такому достижению. Когда Владыка Милосердия, Лев Закона [1], прозрел истинную причину человеческого страдания, не медля покинул он сладостный, но себялюбивый покой тихих пустынь и из отшельника [1] превратился в Учителя человечества. Достигнув Нирваны, Благословенный начал проповедовать в горах и долинах и в городах держать речи, обращенные к людям и богам [1].

Сей добрые дела и ты пожнешь их плоды. Бездействие в деле милосердия преобразуется в действие смертоносного греха.

Так говорит Мудрый.

Станешь ли ты воздерживаться от деятельности? Нет, не так достигнет душа твоя Освобождения. Дабы достигнуть Нирваны [1], необходимо приобрести самопознание, которое есть чадо деятельной любви.

Уподобляйся терпеливому, не боящемуся неудач и не домогающемуся успеха. Устреми взор души твоей на Звезду, из которой излучается твое духовное Я [1], на пламенеющую Звезду, сияющую в бессветных глубинах вечного Бытия, в беспредельных полях Неведомого.

Облекись в постоянство подобно тому, кто терпит до конца. Твои тени живут и исчезают [1], «познающий в тебе» – пребывает вовек: он – тот, который был, есть и будет, для которого час не пробьет никогда.

Если захочешь пожинать сладостный мир и покой, засевай поля будущей жизни достойными семенами. Приемли скорби рождения.

Отступи из солнечного света в тень, дабы дать место другим. Из слез, орошающих знойную почву скорбей и страданий, вырастают цветы и плоды: то справедливое воздаяние Кармы. Из раскаленного горна человеческой жизни, выбрасывающего черные облака дыма, поднимаются крылатые пламя... они возносятся вверх и, под взирающим оком Кармы, сплетаются в чудную ткань трех светлых Облачений верховного пути.

Именуются те облачения: Nirmanakaya, Sambhogakaya, Dharmakaya [1], Покровы Совершенства.

Ризы «Посвящения» [1] дают человеку поистине вечный Свет. Они приносят ему Мудрость, уничтожающую жало личности; они останавливают для него колесо рождений, но – ученик – они же и убивают сострадание. Ибо не могут более совершенные Будды, облекающиеся в славу Dharmakaya, содействовать спасению человека. Увы! будут ли многие пожертвованы ради единого, все человечество ради блага одного?

Ведай, о начинающий, то – Открытый Путь, дорога к себялюбивому блаженству, от которого отвращаются Бодисаттвы «Тайного Сердца», Будды Сострадания.

Жить для блага человечества есть первый шаг. Осуществлять шесть светлых добродетелей [1]второй шаг.

Облекающийся в смиренные одежды Nirmanakaya – отрекается от вечного блаженства, для своего Я, дабы содействовать спасению человека. Достигнуть блаженства Нирваны чтобы отречься от него, это – конечный шаг, высочайший на Пути Отречения.

Ведай, ученик, это и есть Сокровенная Стезя, избранная Буддами Совершенства, теми, что жертвуют собой из сострадания к более слабым душам.

Но, если крылья души твоей не могут вознести тебя на высоты «Учения Сердца», если сам ты нуждаешься в помощи и страшишься отдать себя за других, – да будет предупреждено робкое сердце твое вовремя: довольствуйся внешним учением Закона. И все же надейся. Ибо если «Сокровенная Стезя» недостижима для тебя сегодня, она может сделаться доступна завтра [1]. Узнай, что ни единое усилие, даже самое ничтожное, направленное к добру или злу, не может исчезнуть из мира причин. Даже дуновение проносящегося дыма не остается без следа. Жестокое слово, произнесенное в прежних жизнях, не уничтожается, а возвращается снова и снова [1]. Не может перечное растение дать жизнь розе, и серебристая звезда благоухающего жасмина не может превратиться в терние или волчец.

Ты можешь создавать «ныне» условия для твоего «грядущего дня». В «Великом Странствии» [1] причины, посеваемые ежечасно, несут в себе каждая – жатву последствий, ибо неуклонная справедливость управляет миром. В могучем стремлении непогрешимой деятельности она приносит смертному или счастье жизни, или горе жизни, неизбежную Карму всех его прежних мыслей и поступков.

Принимай же то, что заслуги твои собрали для тебя в вечную сокровищницу, о сердце, полное терпения. Не допускай уныния и будь доволен своей судьбой. Такова твоя Карма, Карма круговращения твоих воплощений и судьба тех, которые, в сострадании и горе рожденные вместе с тобою, радуются и плачут из жизни в жизнь, связанные с твоими минувшими действиями.

 

 

Делай для них ныне, и они будут делать для тебя в грядущем.

Лишь из цветка Самоотречения вырастает сладостный плод конечного Освобождения.

К осуждению приговорен тот, кто из страха перед греховным соблазном (Mara) удерживается от помощи человеку, дабы действовать только ради себя одного. Странник, жаждущий освежить свои усталые члены в волнах потока, но робеющий перед стремниной и не дерзающий ринуться в воду, принужден изнемогать от зноя. Бездействие себялюбивого страха ради способно принести лишь дурные плоды.

Себялюбивое благочестие – бесцельно. Человек, не исполнивший определенное для него дело жизни, жил вотще.

Следуй за колесом жизни; следуй за колесом долга относительно расы и родичей, друга и недруга, и замкни душу свою одинаково как для радости, так и для горя. Истощи закон возмездия (кармы) и приобрети душевные силы [1] для будущего воплощения.

И если солнцем не можешь ты быть, будь смиренной планетой. Если не способен ты – подобно полуденному светилу – пламенеть на снеговых вершинах Предвечной Чистоты, избери, о начинающий, более смиренную долю.

Указывай «Путь» – хотя бы и слабым мерцанием, затерянный в звездном сонме – подобно вечерней звезде, которая освещает путь идущим во мраке.

Взирай на Марс, как сквозь алые покровы его «Око» ласкает заснувшую землю. Взирай на пламенное излучение «Десницы» Меркурия, с любовью простертой над головами своих аскетов. Ныне оба являются слугами Солнца [1], безмолвными стражами ночи, бодрствующими в его отсутствие. Но в минувших Периодах [1] оба были блестящими солнцами, и солнцами могут они снова явиться в грядущем. Таковы в природе подъемы и падения Закона Кармы.

Уподобляйся им, давай свет и утешение трудящемуся путнику и разыскивай того, кто знает менее тебя; кто пребывает в горе безысходном, без Учителя, без надежды и утешения, кто алчет хлеба Мудрости и хлеба, питающего тень; поведай ему о Благом Законе.

Поведай ему, о стремящийся, что тот, кто сумел поработить гордость и себялюбие свое благоговения ради; кто, все еще любя жизнь, решил терпение свое и покорность закону сложить – как сладостный цветок – к ногам Будды, тот становится уже в этой жизни «вступившим в поток», Srotapatti [1]. Духовные силы [1] совершенства могут мерцать для него все еще вдали, но первый шаг совершен, он вступил в поток и очи его могут уподобиться зрению горного орла, а слух его чуткости пугливой лани.

Поведай ему, о ищущий, что истинное благочестие может вернуть ему знание, принадлежавшее ему в прежних существованиях. Зрение и слух ангелов не приобретаются в течение одной короткой жизни.

Достигай смирения, если желаешь приобрести Мудрость.

Умножь смирение, если Мудрости ты уже достиг.

Будь подобен океану, принимающему в свои недра все ручьи и потоки. Могучий покой океана остается неизменным: он не чувствует их.

Укрощай в себе низшее Божественным, сдерживай Божественное Вечным.

Воистину велик тот, кто поборол желание; но еще выше тот, в ком Божественное Я искоренило даже самое познание желания.

Оберегай свое низшее, дабы не осквернило оно твое высшее.

Путь к конечному освобождению в твоем высшем Я.

Путь этот и начинается и кончается вне твоего личного я.

Не вызывает похвал и не значителен в глазах гордецов [1] источник всех рек; ничтожен в глазах безумцев облик человека, хотя бы внутри его протекали потоки целебных вод бессмертия (Amrita). И все же священные реки рождаются в священной стране [1], и того, кто овладел Мудростью, почитают все люди разума.

Архаты и Мудрецы, одаренные безграничным Прозрением [1], также редки, как цветок дерева Удамбара. Архаты рождаются в полуночный час одновременно со священным растением о девяти и семи стеблях [1], с благословенным цветком, который расцветает во мраке, питаемый чистой росой на ледяном ложе увенчанных снегом вершин, не доступных стопам грешников.

Ни единый Архат не становится таковым в той же жизни, когда душа впервые изведала тоску по конечному освобождению. И все же ни один воин, добровольно стремящийся в жестокую битву между «живым» и «мертвым» [1], ни один новобранец не может быть лишен права вступить на Путь, ведущий к полю Брани.

Ибо он должен или победить или пасть.

Если победит – воистину он достигнет Нирваны. Но ранее чем сбросит он свою тень, бренную оболочку свою, чреватую страданиями и скорбью беспредельной, люди признают в нем великого и святого Будду.

Если же падет он в бою, и тогда он падет не бесплодно; враги, сокрушенные им в последней битве, уже не вернутся к жизни в последующем воплощении его.

Но если ты достигнешь Нирваны, или отвергнешь заслуженную награду [1], да не будут плоды деятельности или воздержания от действия побуждением твоим, о сердце, исполненное отваги.

Ведай, что Бодисаттва, жертвующий' своим освобождением отречения ради, дабы облечься в страдания «Сокровенной Жизни» [1], именуется «трижды Чтимым», о ты, избирающий удел скорбей на протяжении веков.

Вначале Путь един, т в конце он раздваивается. Поприща его отмечены четырьмя и семью Вратами. На конце одного пути – блаженство немедленное, на конце другого – блаженство отсроченное на долгие времена. Оба воздаяния за заслугу: выбор твой.

Единый Путь распадается на два, на «Явную» и «Сокровенную» [1] стезю. Первая ведет к цели, вторая к – самозакланию.

Когда ты ради Вечного жертвуешь преходящим, награда – твоя; капля возвращается к своему источнику. «Явная Стезя» ведет к Нирване, к пресветлому состоянию Абсолютности, к Блаженству, превышающему понимание человеческое.

Явная стезя приводит к ОСВОБОЖДЕНИЮ.

Сокровенная Стезя ведет к ОТРЕЧЕНИЮ, и потому именуется «Стезею Скорби».

Она приводит Архата к неизреченной душевной печали; печали за «живого мертвеца» [1] и бессильной жалости к страдающему человечеству, подлежащему всем бедствиям Кармы; ибо Мудрые знают, что плоды Кармы не могут быть устранимы.

В писании сказано: «Научай не создавать новых причин; но волне последствий, подобно великой волне прилива, ты не должен ставить преград, дабы завершился ее естественный бег».

«Явная Стезя», лишь только достигнута ее цель, принудит тебя покинуть тело Бодисаттвы и вступить в трижды блаженное состояние Dharmakaya [1], которое влечет за собой вечное забвение мира и людей.

И «Тайная Стезя» приводит к блаженству Паранирваны, но в конце неисчислимых веков [1], Нирваны заслуженной и утраченной из безграничной жалобы к миру заблуждающихся смертных.

Но в писании сказано: «Последний да будет величайшим». Учитель Совершенства отрекся от Себя ради спасения мира, остановившись у порога Нирваны – состояния Непорочности.

 

 

Отныне ты обладаешь знанием и первого и второго Пути. Час выбора пробьет и для твоей дерзающей души, когда пройдешь ты седьмые Врата и достигнешь цели. Ум твой чист. Он не смутит тебя обманчивыми мечтами, ибо ты все познал. Разоблаченная Истина стоит перед тобой и непреклонно взирая на тебя, говорит:

«Сладостны плоды покоя и освобождения во имя свое; но еще сладостнее плоды непрестанного и горького долга, плоды отречения во имя других, во имя страдающих ближних».

Тот, кто становится Pratyeka-Buddha [1], – преклоняется только пред своим Я. Бодисаттва, одержавший победу и овладевший наградой, но изрекающий в божественном сострадании своем:

«Для блага других я отрекаюсь от великого воздаяния» – тот Бодисаттва совершает величайшее Отречение.

СПАСИТЕЛЕМ МИРА нарекается ОН.

 

 

Взирай! На самом конце Стези и достижение блаженства, и долгий путь скорбей. Ты можешь избрать любой из них, о жаждущий печали до конца!

ОМ VAJRAPANI HUM.


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно