Иерархия, 229
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
(Wikipedia python library) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{TocOrNot}} {{ShlokaPageHeader|Иерархия, | + | {{TocOrNot}} {{ShlokaPageHeader|Иерархия,_228|Иерархия, Оглавление|Иерархия,_230}}{{TitleImage|7}} |
- | {{ShlokaPreEdit}}{{Шаблон:7.229|}}{{ShlokaPostEdit|Иерархия, | + | {{ShlokaPreEdit}}{{Шаблон:7.229|}}{{ShlokaPostEdit|Иерархия,_228|Иерархия, Оглавление|Иерархия,_230}} |
== {{ScanSectionName|7}} == | == {{ScanSectionName|7}} == | ||
{{Pagescansbegin}} | {{Pagescansbegin}} | ||
Строка 9: | Строка 9: | ||
{{Исправления7.229|fff|EBEEF2}} | {{Исправления7.229|fff|EBEEF2}} | ||
{{IspravlFooter}} | {{IspravlFooter}} | ||
+ | |||
== {{SymSectionName}} == | == {{SymSectionName}} == | ||
{{OpenSym}}{{Symphony4013}}{{CloseSym}} | {{OpenSym}}{{Symphony4013}}{{CloseSym}} | ||
- | == {{LettersSectionName}} == | ||
- | {{LettersSectionHeader}}{{LettersSection4013}}{{LettersSectionFooter}} | ||
- | |||
- | == {{CitesSectionName}} == | ||
- | {{CitesSectionHeader}}{{CitesSection4013}}{{CitesSectionFooter}} | ||
- | |||
- | == {{RedactionSectionName}} == | ||
- | {{RedactionSectionHeader}}{{RedSection4013}}{{RedactionSectionFooter}} | ||
- | |||
- | == {{CommentsSectionName}} == | ||
- | {{CommentsSectionHeader}}{{CommSection4013}}{{CommentsSectionFooter}} | ||
- | |||
- | {{ShlokaPageFooter|Иерархия, 228|Иерархия, Оглавление|Иерархия, 230}} | ||
+ | {{ShlokaPageFooter|Иерархия,_228|Иерархия, Оглавление|Иерархия,_230}} | ||
[[Category:Учение]] | [[Category:Учение]] | ||
[[Category:Иерархия]] | [[Category:Иерархия]] |
Текущая версия
| |
|
Страницы скан-копий первого издания (Париж, 1931 г.)
|
|
Исправления
В оригинале | В текущем тексте |
---|---|
проистека- ет-ли или | проистека- ет ли или |
нас ожидает | нас ожидают |
нас достигает | нас достигают |
Симфония Агни Йоги
§229. ...Ориген имел рассуждение: «Проистекает ли или посылается Благодать?»... — Размышления на эту тему проходят сквозь все сочинения Оригена, в особенности глубоки они в его труде «О Началах». Они являются отражением двух подходов к миропониманию, берущих свой исток еще в глубокой древности и дошедших до наших дней в виде метафизической дилеммы: 1. манифестационизм (мир как эманация Бога, который присутствует в сотворенных им существах и формах жизни) и 2. креационизм (мир как Творение Бога, который однажды совершил этот творческий акт, а затем удалился от мира). Манифестационной точки зрения («Благодать проистекает»), восходящей к гностическому и неоплатоническому мировоззрению, в восточной христианской традиции придерживались Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Григорий Нисский и, особенно, Максим Исповедник. Креационистскую точку зрения разделяли такие представители западной христианской традиции как Августин и Фома Аквинский. Примиряющей линией в противостоянии этих двух подходов стала исихиастская доктрина, наиболее полно разработанная Григорием Паламой. Сам Ориген со своим учением о сотворении мира как вечно длящемся акте был ближе к манифестационистскому подходу. |