ЙОГА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
(Wikipedia python library) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | <p class=MsoNormal align=center style='text-align:center;mso-layout-grid-align: | + | {{LetterInfo|Николай Рерих|||Сфера||}}<p class=MsoNormal align=center style='text-align:center;mso-layout-grid-align: |
- | none;text-autospace:none' | + | none;text-autospace:none'><b |
style='mso-bidi-font-weight:normal'> </b><span class=GramE><span | style='mso-bidi-font-weight:normal'> </b><span class=GramE><span | ||
- | style='mso-bookmark:Йога'><b style='mso-bidi-font-weight:normal'>ЙОГА</b></span | + | style='mso-bookmark:Йога'><b style='mso-bidi-font-weight:normal'>ЙОГА</b></span></span><b |
- | + | ||
- | + | ||
style='mso-bidi-font-weight:normal'></b></p> | style='mso-bidi-font-weight:normal'></b></p> | ||
Строка 13: | Строка 11: | ||
она есть практическое применение системы Санкхарья для достижения психического | она есть практическое применение системы Санкхарья для достижения психического | ||
и физического самоподчинения. Традиционно под йогой понимают систему философа | и физического самоподчинения. Традиционно под йогой понимают систему философа | ||
- | Патанджали (около 1 в. до или после н.э.), изложенную в | + | Патанджали (около 1 в. до или после н.э.), изложенную в "Йога сутрах" |
(русский перевод 1911 г.). Патанджали скорее систематизатор, чем творец йоги, | (русский перевод 1911 г.). Патанджали скорее систематизатор, чем творец йоги, | ||
так как и до него существовали йогические сочинения. Необходимо различать | так как и до него существовали йогические сочинения. Необходимо различать | ||
Строка 42: | Строка 40: | ||
разрабатывает систему психического и физического овладения собой с целью | разрабатывает систему психического и физического овладения собой с целью | ||
оторваться от внешнего мира. Эту систему разработал Патанджали в своей | оторваться от внешнего мира. Эту систему разработал Патанджали в своей | ||
- | восьмиступенчатой йоге, которую он определяет как | + | восьмиступенчатой йоге, которую он определяет как "удержание материи мысли |
- | от завихрений | + | от завихрений". На первых 2-х ступенях (яма, нияма) упражняется в |
сдержанном поведении (безгневность, невреждение, правдивость и пр.), в | сдержанном поведении (безгневность, невреждение, правдивость и пр.), в | ||
соблюдении обетов. Следующие три ступени (асана, пранаяма, пратьяхара) касаются | соблюдении обетов. Следующие три ступени (асана, пранаяма, пратьяхара) касаются | ||
- | психофизических упражнений: на ступени | + | психофизических упражнений: на ступени "асана" (осанка, положение) |
занимаются статической гимнастикой в напряженных положениях, способствующей | занимаются статической гимнастикой в напряженных положениях, способствующей | ||
сознательному владению определенными участками тела, укреплению функций органов | сознательному владению определенными участками тела, укреплению функций органов | ||
- | и пр.; вырабатываются основные медитационные позы ( | + | и пр.; вырабатываются основные медитационные позы ("лотос" и пр.), без |
четкой обработки которых нельзя приступать к упражнениям в дыхании (пранаяма), | четкой обработки которых нельзя приступать к упражнениям в дыхании (пранаяма), | ||
овладение которыми является одним из непременных требований йоги.</p> | овладение которыми является одним из непременных требований йоги.</p> | ||
Строка 76: | Строка 74: | ||
самоуглубления: самадхи требует полноты самопогруженности с утратой всех | самоуглубления: самадхи требует полноты самопогруженности с утратой всех | ||
внешних восприятий. Различается ряд ступеней самадхи с повышающимся отрывом от | внешних восприятий. Различается ряд ступеней самадхи с повышающимся отрывом от | ||
- | всего внешнего, что и знаменует достижение освобождения. | + | всего внешнего, что и знаменует достижение освобождения. "Великое |
- | самоуглубление | + | самоуглубление" (маха самадхи) кончается физической смертью.</p> |
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align: | <p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align: | ||
none;text-autospace:none'>Бхакти-йога путем освобождения считает безраздельную | none;text-autospace:none'>Бхакти-йога путем освобождения считает безраздельную | ||
- | преданность | + | преданность "Высшему", понимание которого постепенно расширяется |
вплоть до полного растворения в нем самосознания. Бхакти-йога тесно связана с | вплоть до полного растворения в нем самосознания. Бхакти-йога тесно связана с | ||
карма-йогой, учащей бескорыстной деятельности в обществе и полному отказу от | карма-йогой, учащей бескорыстной деятельности в обществе и полному отказу от |
Версия 01:27, 15 февраля 2009
Информация о письме |
---|
|
ЙОГА
Йога (санскр. – связь, единение и связывание) – система древнеиндийской философии. Обычно йога считается одной из шести ортодоксальных систем древнеиндийской философии. Однако по существу она есть практическое применение системы Санкхарья для достижения психического и физического самоподчинения. Традиционно под йогой понимают систему философа Патанджали (около 1 в. до или после н.э.), изложенную в "Йога сутрах" (русский перевод 1911 г.). Патанджали скорее систематизатор, чем творец йоги, так как и до него существовали йогические сочинения. Необходимо различать философскую систему йоги от пути и методов йоги, являющихся частью многих других религиозно-философских систем.
Цель йоги как философской системы – освобождение духа из потока миропроявления (самсары) и пут Кармы, вынуждающих Атмана (дух, абсолютный субъект) без конца перевоплощаться. Цель и смысл освобождения разными течениями понимаются различно: начиная от абсолютного покоя с полным угасанием самосознания и сознания вообще (нирвана ранних буддистов) до приобщения индивидуального духа (дживы) к Абсолюту. В этом смысле йога есть связь, единение. Патанджали понимал освобождение как полное обособление индивидуума от мира, разобщение субъектов и объектов, замкнутость в себе. Из множества различных частных йог принято выделять четыре основных течения: джнана, раджа, бхакти и карма-йоги.
Джнана-йога основным методом освобождения признает познание сущности миропроявления как иллюзорного (веданта) или реального (санкхья) причиноследственного потока, с которым Атман мнит себя связанным вследствие незнания (авидья). Как только незнание разрушено, Атман осознает себя свободным.
Раджа (царственная) йога, опираясь на теорию джнаны, разрабатывает систему психического и физического овладения собой с целью оторваться от внешнего мира. Эту систему разработал Патанджали в своей восьмиступенчатой йоге, которую он определяет как "удержание материи мысли от завихрений". На первых 2-х ступенях (яма, нияма) упражняется в сдержанном поведении (безгневность, невреждение, правдивость и пр.), в соблюдении обетов. Следующие три ступени (асана, пранаяма, пратьяхара) касаются психофизических упражнений: на ступени "асана" (осанка, положение) занимаются статической гимнастикой в напряженных положениях, способствующей сознательному владению определенными участками тела, укреплению функций органов и пр.; вырабатываются основные медитационные позы ("лотос" и пр.), без четкой обработки которых нельзя приступать к упражнениям в дыхании (пранаяма), овладение которыми является одним из непременных требований йоги.
Йога считает необходимым уметь направлять прану в те или иные области тела. Пранаяма требует овладения ритмом дыхания с правильным чередованием длительности выдоха (с которого начинают пранаяму), вдоха и одной или двух задержек между этими фазами; они комбинируются различно по чередованию и длительности в зависимости от частных целей. Наиболее простой и безопасный вид пранаямы – уджджайя: чередование равно длящихся вдохов и выдохов, которые производятся возможно плавней и полней, но без насилия, что требует знания техники и понимания физиологии дыхания, без чего пранаяма вместо пользы может принести большой вред.
Пратьядхара состоит в отвлечении чувств от их предметов, без чего не может быть сосредоточения. Психофизические упражнения, весьма сложные и разнообразные, иногда выделяются в низшую школу йоги под названием хатха-йога.
Три высшие ступени йоги – психические, называемые самъямой (собранность), это: дхарана (удержание), дхьяна (размышление) и самадхи (самоуглубление). Они различаются по степени и длительности самоуглубления: самадхи требует полноты самопогруженности с утратой всех внешних восприятий. Различается ряд ступеней самадхи с повышающимся отрывом от всего внешнего, что и знаменует достижение освобождения. "Великое самоуглубление" (маха самадхи) кончается физической смертью.
Бхакти-йога путем освобождения считает безраздельную преданность "Высшему", понимание которого постепенно расширяется вплоть до полного растворения в нем самосознания. Бхакти-йога тесно связана с карма-йогой, учащей бескорыстной деятельности в обществе и полному отказу от пользования плодами этой деятельности. Наиболее ярко бхакти-йога и карма-йога изложены в Бхагавадгите (русский перевод 1956 года, 2-е издание 1960 г.).
Практика йоги, имеющая многовековой опыт, широко распространена в Индии и по сей день. Однако рациональные психофизиологические моменты йоги были извращены религиозно-мистическими учениями. В этих учениях психофизическая дисциплина йоги рассматривается как средство достижения внутреннего состояния, при котором душа освобождается от своих телесных оков и возвращается в свое божественное лоно.
Современная буржуазная идеалистическая философия использует религиозно-идеалистическую направленность философских основ йоги для обоснования мистических систем, проповедующих слияние с Абсолютом, и т.д.
Ю.Рерих