ЙОГА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{LetterInfo| | + | {{LetterInfo|Юрий Рерих|||Сфера||}}<p align=center style='text-align:center;'><b>ЙОГА</b></p> |
- | <p | + | <p style="margin-top:6.0pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Йога (санскр. – связь, единение |
и связывание) – система древнеиндийской философии. Обычно йога считается одной | и связывание) – система древнеиндийской философии. Обычно йога считается одной | ||
из шести ортодоксальных систем древнеиндийской философии. Однако по существу | из шести ортодоксальных систем древнеиндийской философии. Однако по существу | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
других религиозно-философских систем.</p> | других религиозно-философских систем.</p> | ||
- | <p | + | <p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Цель йоги как философской системы – освобождение духа |
- | + | ||
из потока миропроявления (самсары) и пут Кармы, вынуждающих Атмана (дух, | из потока миропроявления (самсары) и пут Кармы, вынуждающих Атмана (дух, | ||
абсолютный субъект) без конца перевоплощаться. Цель и смысл освобождения | абсолютный субъект) без конца перевоплощаться. Цель и смысл освобождения | ||
Строка 24: | Строка 23: | ||
бхакти и карма-йоги.</p> | бхакти и карма-йоги.</p> | ||
- | <p | + | <p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Джнана-йога основным методом освобождения признает |
- | + | ||
познание сущности миропроявления как иллюзорного (веданта) или реального | познание сущности миропроявления как иллюзорного (веданта) или реального | ||
(санкхья) причиноследственного потока, с которым Атман мнит себя связанным | (санкхья) причиноследственного потока, с которым Атман мнит себя связанным | ||
Строка 31: | Строка 29: | ||
себя свободным.</p> | себя свободным.</p> | ||
- | <p | + | <p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Раджа (царственная) йога, опираясь на теорию джнаны, |
- | + | ||
разрабатывает систему психического и физического овладения собой с целью | разрабатывает систему психического и физического овладения собой с целью | ||
оторваться от внешнего мира. Эту систему разработал Патанджали в своей | оторваться от внешнего мира. Эту систему разработал Патанджали в своей | ||
Строка 46: | Строка 43: | ||
овладение которыми является одним из непременных требований йоги.</p> | овладение которыми является одним из непременных требований йоги.</p> | ||
- | <p | + | <p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Йога считает необходимым уметь направлять прану в те |
- | + | ||
или иные области тела. Пранаяма требует овладения ритмом дыхания с правильным чередованием | или иные области тела. Пранаяма требует овладения ритмом дыхания с правильным чередованием | ||
длительности выдоха (с которого начинают пранаяму), вдоха и одной или двух | длительности выдоха (с которого начинают пранаяму), вдоха и одной или двух | ||
Строка 57: | Строка 53: | ||
принести большой вред.</p> | принести большой вред.</p> | ||
- | <p | + | <p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Пратьядхара состоит в отвлечении чувств от их |
- | + | ||
предметов, без чего не может быть сосредоточения. Психофизические упражнения, | предметов, без чего не может быть сосредоточения. Психофизические упражнения, | ||
весьма сложные и разнообразные, иногда выделяются в низшую школу йоги под | весьма сложные и разнообразные, иногда выделяются в низшую школу йоги под | ||
названием хатха-йога.</p> | названием хатха-йога.</p> | ||
- | <p | + | <p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Три высшие ступени йоги – психические, называемые |
- | + | ||
самъямой (собранность), это: дхарана (удержание), дхьяна (размышление) и | самъямой (собранность), это: дхарана (удержание), дхьяна (размышление) и | ||
самадхи (самоуглубление). Они различаются по степени и длительности | самадхи (самоуглубление). Они различаются по степени и длительности | ||
Строка 72: | Строка 66: | ||
самоуглубление" (маха самадхи) кончается физической смертью.</p> | самоуглубление" (маха самадхи) кончается физической смертью.</p> | ||
- | <p | + | <p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Бхакти-йога путем освобождения считает безраздельную |
- | + | ||
преданность "Высшему", понимание которого постепенно расширяется | преданность "Высшему", понимание которого постепенно расширяется | ||
вплоть до полного растворения в нем самосознания. Бхакти-йога тесно связана с | вплоть до полного растворения в нем самосознания. Бхакти-йога тесно связана с | ||
Строка 80: | Строка 73: | ||
изложены в Бхагавадгите (русский перевод 1956 года, 2-е издание 1960 г.).</p> | изложены в Бхагавадгите (русский перевод 1956 года, 2-е издание 1960 г.).</p> | ||
- | <p | + | <p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Практика йоги, имеющая многовековой опыт, широко |
- | + | ||
распространена в Индии и по сей день. Однако рациональные психофизиологические | распространена в Индии и по сей день. Однако рациональные психофизиологические | ||
моменты йоги были извращены религиозно-мистическими учениями. В этих учениях | моменты йоги были извращены религиозно-мистическими учениями. В этих учениях | ||
Строка 88: | Строка 80: | ||
возвращается в свое божественное лоно.</p> | возвращается в свое божественное лоно.</p> | ||
- | <p | + | <p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Современная буржуазная идеалистическая философия использует |
- | + | ||
религиозно-идеалистическую направленность философских основ йоги для | религиозно-идеалистическую направленность философских основ йоги для | ||
обоснования мистических систем, проповедующих слияние с Абсолютом, и т.д. </p> | обоснования мистических систем, проповедующих слияние с Абсолютом, и т.д. </p> | ||
- | <p | + | <p align=right style="text-align:right;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;"><i>Ю.Рерих </i></p> |
- | + | ||
- | + | ||
{{PerevodStroki}} | {{PerevodStroki}} | ||
{{LetterPostEdit|БУДДА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|27.06.1924 Е.И.Рерих – П.А.Чистякову и В.К.Рериху (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}} | {{LetterPostEdit|БУДДА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|27.06.1924 Е.И.Рерих – П.А.Чистякову и В.К.Рериху (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}} |
Текущая версия
Информация о письме |
---|
|
ЙОГА
Йога (санскр. – связь, единение и связывание) – система древнеиндийской философии. Обычно йога считается одной из шести ортодоксальных систем древнеиндийской философии. Однако по существу она есть практическое применение системы Санкхарья для достижения психического и физического самоподчинения. Традиционно под йогой понимают систему философа Патанджали (около 1 в. до или после н.э.), изложенную в "Йога сутрах" (русский перевод 1911 г.). Патанджали скорее систематизатор, чем творец йоги, так как и до него существовали йогические сочинения. Необходимо различать философскую систему йоги от пути и методов йоги, являющихся частью многих других религиозно-философских систем.
Цель йоги как философской системы – освобождение духа из потока миропроявления (самсары) и пут Кармы, вынуждающих Атмана (дух, абсолютный субъект) без конца перевоплощаться. Цель и смысл освобождения разными течениями понимаются различно: начиная от абсолютного покоя с полным угасанием самосознания и сознания вообще (нирвана ранних буддистов) до приобщения индивидуального духа (дживы) к Абсолюту. В этом смысле йога есть связь, единение. Патанджали понимал освобождение как полное обособление индивидуума от мира, разобщение субъектов и объектов, замкнутость в себе. Из множества различных частных йог принято выделять четыре основных течения: джнана, раджа, бхакти и карма-йоги.
Джнана-йога основным методом освобождения признает познание сущности миропроявления как иллюзорного (веданта) или реального (санкхья) причиноследственного потока, с которым Атман мнит себя связанным вследствие незнания (авидья). Как только незнание разрушено, Атман осознает себя свободным.
Раджа (царственная) йога, опираясь на теорию джнаны, разрабатывает систему психического и физического овладения собой с целью оторваться от внешнего мира. Эту систему разработал Патанджали в своей восьмиступенчатой йоге, которую он определяет как "удержание материи мысли от завихрений". На первых 2-х ступенях (яма, нияма) упражняется в сдержанном поведении (безгневность, невреждение, правдивость и пр.), в соблюдении обетов. Следующие три ступени (асана, пранаяма, пратьяхара) касаются психофизических упражнений: на ступени "асана" (осанка, положение) занимаются статической гимнастикой в напряженных положениях, способствующей сознательному владению определенными участками тела, укреплению функций органов и пр.; вырабатываются основные медитационные позы ("лотос" и пр.), без четкой обработки которых нельзя приступать к упражнениям в дыхании (пранаяма), овладение которыми является одним из непременных требований йоги.
Йога считает необходимым уметь направлять прану в те или иные области тела. Пранаяма требует овладения ритмом дыхания с правильным чередованием длительности выдоха (с которого начинают пранаяму), вдоха и одной или двух задержек между этими фазами; они комбинируются различно по чередованию и длительности в зависимости от частных целей. Наиболее простой и безопасный вид пранаямы – уджджайя: чередование равно длящихся вдохов и выдохов, которые производятся возможно плавней и полней, но без насилия, что требует знания техники и понимания физиологии дыхания, без чего пранаяма вместо пользы может принести большой вред.
Пратьядхара состоит в отвлечении чувств от их предметов, без чего не может быть сосредоточения. Психофизические упражнения, весьма сложные и разнообразные, иногда выделяются в низшую школу йоги под названием хатха-йога.
Три высшие ступени йоги – психические, называемые самъямой (собранность), это: дхарана (удержание), дхьяна (размышление) и самадхи (самоуглубление). Они различаются по степени и длительности самоуглубления: самадхи требует полноты самопогруженности с утратой всех внешних восприятий. Различается ряд ступеней самадхи с повышающимся отрывом от всего внешнего, что и знаменует достижение освобождения. "Великое самоуглубление" (маха самадхи) кончается физической смертью.
Бхакти-йога путем освобождения считает безраздельную преданность "Высшему", понимание которого постепенно расширяется вплоть до полного растворения в нем самосознания. Бхакти-йога тесно связана с карма-йогой, учащей бескорыстной деятельности в обществе и полному отказу от пользования плодами этой деятельности. Наиболее ярко бхакти-йога и карма-йога изложены в Бхагавадгите (русский перевод 1956 года, 2-е издание 1960 г.).
Практика йоги, имеющая многовековой опыт, широко распространена в Индии и по сей день. Однако рациональные психофизиологические моменты йоги были извращены религиозно-мистическими учениями. В этих учениях психофизическая дисциплина йоги рассматривается как средство достижения внутреннего состояния, при котором душа освобождается от своих телесных оков и возвращается в свое божественное лоно.
Современная буржуазная идеалистическая философия использует религиозно-идеалистическую направленность философских основ йоги для обоснования мистических систем, проповедующих слияние с Абсолютом, и т.д.
Ю.Рерих