ЙОГА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
 
(4 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=MsoNormal align=center style='text-align:center;mso-layout-grid-align:
+
{{LetterInfo|Юрий Рерих|||Сфера||}}<p align=center style='text-align:center;'><b>ЙОГА</b></p>
-
none;text-autospace:none'><span class=SpellE></span><b
+
-
style='mso-bidi-font-weight:normal'> </b><span class=GramE><span
+
-
style='mso-bookmark:Йога'><b style='mso-bidi-font-weight:normal'>ЙОГА</b></span></span><span
+
-
style='mso-bookmark:Йога'></span><span class=SpellE><b style='mso-bidi-font-weight:
+
-
normal'><span lang=EN-US style='mso-ansi-language:EN-US'></span></b></span><b
+
-
style='mso-bidi-font-weight:normal'></b></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:6.0pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;
+
<p style="margin-top:6.0pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Йога (санскр. – связь, единение
-
mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'>Йога (санскр. – связь, единение
+
и связывание) – система древнеиндийской философии. Обычно йога считается одной
и связывание) – система древнеиндийской философии. Обычно йога считается одной
из шести ортодоксальных систем древнеиндийской философии. Однако по существу
из шести ортодоксальных систем древнеиндийской философии. Однако по существу
она есть практическое применение системы Санкхарья для достижения психического
она есть практическое применение системы Санкхарья для достижения психического
и физического самоподчинения. Традиционно под йогой понимают систему философа
и физического самоподчинения. Традиционно под йогой понимают систему философа
-
Патанджали (около 1 в. до или после н.э.), изложенную в &quot;Йога сутрах&quot;
+
Патанджали (около 1 в. до или после н.э.), изложенную в "Йога сутрах"
(русский перевод 1911 г.). Патанджали скорее систематизатор, чем творец йоги,
(русский перевод 1911 г.). Патанджали скорее систематизатор, чем творец йоги,
так как и до него существовали йогические сочинения. Необходимо различать
так как и до него существовали йогические сочинения. Необходимо различать
Строка 19: Строка 12:
других религиозно-философских систем.</p>
других религиозно-философских систем.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Цель йоги как философской системы – освобождение духа
-
none;text-autospace:none'>Цель йоги как философской системы – освобождение духа
+
из потока миропроявления (самсары) и пут Кармы, вынуждающих Атмана (дух,
из потока миропроявления (самсары) и пут Кармы, вынуждающих Атмана (дух,
абсолютный субъект) без конца перевоплощаться. Цель и смысл освобождения
абсолютный субъект) без конца перевоплощаться. Цель и смысл освобождения
Строка 31: Строка 23:
бхакти и карма-йоги.</p>
бхакти и карма-йоги.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Джнана-йога основным методом освобождения признает
-
none;text-autospace:none'>Джнана-йога основным методом освобождения признает
+
познание сущности миропроявления как иллюзорного (веданта) или реального
познание сущности миропроявления как иллюзорного (веданта) или реального
(санкхья) причиноследственного потока, с которым Атман мнит себя связанным
(санкхья) причиноследственного потока, с которым Атман мнит себя связанным
Строка 38: Строка 29:
себя свободным.</p>
себя свободным.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Раджа (царственная) йога, опираясь на теорию джнаны,
-
none;text-autospace:none'>Раджа (царственная) йога, опираясь на теорию джнаны,
+
разрабатывает систему психического и физического овладения собой с целью
разрабатывает систему психического и физического овладения собой с целью
оторваться от внешнего мира. Эту систему разработал Патанджали в своей
оторваться от внешнего мира. Эту систему разработал Патанджали в своей
-
восьмиступенчатой йоге, которую он определяет как &quot;удержание материи мысли
+
восьмиступенчатой йоге, которую он определяет как "удержание материи мысли
-
от завихрений&quot;. На первых 2-х ступенях (яма, нияма) упражняется в
+
от завихрений". На первых 2-х ступенях (яма, нияма) упражняется в
сдержанном поведении (безгневность, невреждение, правдивость и пр.), в
сдержанном поведении (безгневность, невреждение, правдивость и пр.), в
соблюдении обетов. Следующие три ступени (асана, пранаяма, пратьяхара) касаются
соблюдении обетов. Следующие три ступени (асана, пранаяма, пратьяхара) касаются
-
психофизических упражнений: на ступени &quot;асана&quot; (осанка, положение)
+
психофизических упражнений: на ступени "асана" (осанка, положение)
занимаются статической гимнастикой в напряженных положениях, способствующей
занимаются статической гимнастикой в напряженных положениях, способствующей
сознательному владению определенными участками тела, укреплению функций органов
сознательному владению определенными участками тела, укреплению функций органов
-
и пр.; вырабатываются основные медитационные позы (&quot;лотос&quot; и пр.), без
+
и пр.; вырабатываются основные медитационные позы ("лотос" и пр.), без
четкой обработки которых нельзя приступать к упражнениям в дыхании (пранаяма),
четкой обработки которых нельзя приступать к упражнениям в дыхании (пранаяма),
овладение которыми является одним из непременных требований йоги.</p>
овладение которыми является одним из непременных требований йоги.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Йога считает необходимым уметь направлять прану в те
-
none;text-autospace:none'>Йога считает необходимым уметь направлять прану в те
+
или иные области тела. Пранаяма требует овладения ритмом дыхания с правильным чередованием
или иные области тела. Пранаяма требует овладения ритмом дыхания с правильным чередованием
длительности выдоха (с которого начинают пранаяму), вдоха и одной или двух
длительности выдоха (с которого начинают пранаяму), вдоха и одной или двух
Строка 64: Строка 53:
принести большой вред.</p>
принести большой вред.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Пратьядхара состоит в отвлечении чувств от их
-
none;text-autospace:none'>Пратьядхара состоит в отвлечении чувств от их
+
предметов, без чего не может быть сосредоточения. Психофизические упражнения,
предметов, без чего не может быть сосредоточения. Психофизические упражнения,
весьма сложные и разнообразные, иногда выделяются в низшую школу йоги под
весьма сложные и разнообразные, иногда выделяются в низшую школу йоги под
названием хатха-йога.</p>
названием хатха-йога.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Три высшие ступени йоги – психические, называемые
-
none;text-autospace:none'>Три высшие ступени йоги – психические, называемые
+
самъямой (собранность), это: дхарана (удержание), дхьяна (размышление) и
самъямой (собранность), это: дхарана (удержание), дхьяна (размышление) и
самадхи (самоуглубление). Они различаются по степени и длительности
самадхи (самоуглубление). Они различаются по степени и длительности
самоуглубления: самадхи требует полноты самопогруженности с утратой всех
самоуглубления: самадхи требует полноты самопогруженности с утратой всех
внешних восприятий. Различается ряд ступеней самадхи с повышающимся отрывом от
внешних восприятий. Различается ряд ступеней самадхи с повышающимся отрывом от
-
всего внешнего, что и знаменует достижение освобождения. &quot;Великое
+
всего внешнего, что и знаменует достижение освобождения. "Великое
-
самоуглубление&quot; (маха самадхи) кончается физической смертью.</p>
+
самоуглубление" (маха самадхи) кончается физической смертью.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Бхакти-йога путем освобождения считает безраздельную
-
none;text-autospace:none'>Бхакти-йога путем освобождения считает безраздельную
+
преданность "Высшему", понимание которого постепенно расширяется
-
преданность &quot;Высшему&quot;, понимание которого постепенно расширяется
+
вплоть до полного растворения в нем самосознания. Бхакти-йога тесно связана с
вплоть до полного растворения в нем самосознания. Бхакти-йога тесно связана с
карма-йогой, учащей бескорыстной деятельности в обществе и полному отказу от
карма-йогой, учащей бескорыстной деятельности в обществе и полному отказу от
Строка 87: Строка 73:
изложены в Бхагавадгите (русский перевод 1956 года, 2-е издание 1960 г.).</p>
изложены в Бхагавадгите (русский перевод 1956 года, 2-е издание 1960 г.).</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Практика йоги, имеющая многовековой опыт, широко
-
none;text-autospace:none'>Практика йоги, имеющая многовековой опыт, широко
+
распространена в Индии и по сей день. Однако рациональные психофизиологические
распространена в Индии и по сей день. Однако рациональные психофизиологические
моменты йоги были извращены религиозно-мистическими учениями. В этих учениях
моменты йоги были извращены религиозно-мистическими учениями. В этих учениях
Строка 95: Строка 80:
возвращается в свое божественное лоно.</p>
возвращается в свое божественное лоно.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Современная буржуазная идеалистическая философия использует
-
none;text-autospace:none'>Современная буржуазная идеалистическая философия использует
+
религиозно-идеалистическую направленность философских основ йоги для
религиозно-идеалистическую направленность философских основ йоги для
обоснования мистических систем, проповедующих слияние с Абсолютом, и т.д. </p>
обоснования мистических систем, проповедующих слияние с Абсолютом, и т.д. </p>
-
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:1.0cm;
+
<p align=right style="text-align:right;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;"><i>Ю.Рерих </i></p>
-
mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'>Ю.Рерих </i></p>
+
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
{{LetterPostEdit|БУДДА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|27.06.1924 Е.И.Рерих – П.А.Чистякову и В.К.Рериху (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}}
{{LetterPostEdit|БУДДА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|27.06.1924 Е.И.Рерих – П.А.Чистякову и В.К.Рериху (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}}

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Юрий Рерих
  • Издание: Сфера

ЙОГА

Йога (санскр. – связь, единение и связывание) – система древнеиндийской философии. Обычно йога считается одной из шести ортодоксальных систем древнеиндийской философии. Однако по существу она есть практическое применение системы Санкхарья для достижения психического и физического самоподчинения. Традиционно под йогой понимают систему философа Патанджали (около 1 в. до или после н.э.), изложенную в "Йога сутрах" (русский перевод 1911 г.). Патанджали скорее систематизатор, чем творец йоги, так как и до него существовали йогические сочинения. Необходимо различать философскую систему йоги от пути и методов йоги, являющихся частью многих других религиозно-философских систем.

Цель йоги как философской системы – освобождение духа из потока миропроявления (самсары) и пут Кармы, вынуждающих Атмана (дух, абсолютный субъект) без конца перевоплощаться. Цель и смысл освобождения разными течениями понимаются различно: начиная от абсолютного покоя с полным угасанием самосознания и сознания вообще (нирвана ранних буддистов) до приобщения индивидуального духа (дживы) к Абсолюту. В этом смысле йога есть связь, единение. Патанджали понимал освобождение как полное обособление индивидуума от мира, разобщение субъектов и объектов, замкнутость в себе. Из множества различных частных йог принято выделять четыре основных течения: джнана, раджа, бхакти и карма-йоги.

Джнана-йога основным методом освобождения признает познание сущности миропроявления как иллюзорного (веданта) или реального (санкхья) причиноследственного потока, с которым Атман мнит себя связанным вследствие незнания (авидья). Как только незнание разрушено, Атман осознает себя свободным.

Раджа (царственная) йога, опираясь на теорию джнаны, разрабатывает систему психического и физического овладения собой с целью оторваться от внешнего мира. Эту систему разработал Патанджали в своей восьмиступенчатой йоге, которую он определяет как "удержание материи мысли от завихрений". На первых 2-х ступенях (яма, нияма) упражняется в сдержанном поведении (безгневность, невреждение, правдивость и пр.), в соблюдении обетов. Следующие три ступени (асана, пранаяма, пратьяхара) касаются психофизических упражнений: на ступени "асана" (осанка, положение) занимаются статической гимнастикой в напряженных положениях, способствующей сознательному владению определенными участками тела, укреплению функций органов и пр.; вырабатываются основные медитационные позы ("лотос" и пр.), без четкой обработки которых нельзя приступать к упражнениям в дыхании (пранаяма), овладение которыми является одним из непременных требований йоги.

Йога считает необходимым уметь направлять прану в те или иные области тела. Пранаяма требует овладения ритмом дыхания с правильным чередованием длительности выдоха (с которого начинают пранаяму), вдоха и одной или двух задержек между этими фазами; они комбинируются различно по чередованию и длительности в зависимости от частных целей. Наиболее простой и безопасный вид пранаямы – уджджайя: чередование равно длящихся вдохов и выдохов, которые производятся возможно плавней и полней, но без насилия, что требует знания техники и понимания физиологии дыхания, без чего пранаяма вместо пользы может принести большой вред.

Пратьядхара состоит в отвлечении чувств от их предметов, без чего не может быть сосредоточения. Психофизические упражнения, весьма сложные и разнообразные, иногда выделяются в низшую школу йоги под названием хатха-йога.

Три высшие ступени йоги – психические, называемые самъямой (собранность), это: дхарана (удержание), дхьяна (размышление) и самадхи (самоуглубление). Они различаются по степени и длительности самоуглубления: самадхи требует полноты самопогруженности с утратой всех внешних восприятий. Различается ряд ступеней самадхи с повышающимся отрывом от всего внешнего, что и знаменует достижение освобождения. "Великое самоуглубление" (маха самадхи) кончается физической смертью.

Бхакти-йога путем освобождения считает безраздельную преданность "Высшему", понимание которого постепенно расширяется вплоть до полного растворения в нем самосознания. Бхакти-йога тесно связана с карма-йогой, учащей бескорыстной деятельности в обществе и полному отказу от пользования плодами этой деятельности. Наиболее ярко бхакти-йога и карма-йога изложены в Бхагавадгите (русский перевод 1956 года, 2-е издание 1960 г.).

Практика йоги, имеющая многовековой опыт, широко распространена в Индии и по сей день. Однако рациональные психофизиологические моменты йоги были извращены религиозно-мистическими учениями. В этих учениях психофизическая дисциплина йоги рассматривается как средство достижения внутреннего состояния, при котором душа освобождается от своих телесных оков и возвращается в свое божественное лоно.

Современная буржуазная идеалистическая философия использует религиозно-идеалистическую направленность философских основ йоги для обоснования мистических систем, проповедующих слияние с Абсолютом, и т.д.

Ю.Рерих



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно