ЙОГА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
{{LetterInfo|Юрий Рерих|||Сфера||}}<p align=center style='text-align:center;'><b>ЙОГА</b></p>
{{LetterInfo|Юрий Рерих|||Сфера||}}<p align=center style='text-align:center;'><b>ЙОГА</b></p>
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:6.0pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;'>Йога (санскр. – связь, единение
+
<p style="margin-top:6.0pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Йога (санскр. – связь, единение
и связывание) – система древнеиндийской философии. Обычно йога считается одной
и связывание) – система древнеиндийской философии. Обычно йога считается одной
из шести ортодоксальных систем древнеиндийской философии. Однако по существу
из шести ортодоксальных систем древнеиндийской философии. Однако по существу
Строка 12: Строка 12:
других религиозно-философских систем.</p>
других религиозно-философских систем.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Цель йоги как философской системы – освобождение духа
-
none;text-autospace:none'>Цель йоги как философской системы – освобождение духа
+
из потока миропроявления (самсары) и пут Кармы, вынуждающих Атмана (дух,
из потока миропроявления (самсары) и пут Кармы, вынуждающих Атмана (дух,
абсолютный субъект) без конца перевоплощаться. Цель и смысл освобождения
абсолютный субъект) без конца перевоплощаться. Цель и смысл освобождения
Строка 24: Строка 23:
бхакти и карма-йоги.</p>
бхакти и карма-йоги.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Джнана-йога основным методом освобождения признает
-
none;text-autospace:none'>Джнана-йога основным методом освобождения признает
+
познание сущности миропроявления как иллюзорного (веданта) или реального
познание сущности миропроявления как иллюзорного (веданта) или реального
(санкхья) причиноследственного потока, с которым Атман мнит себя связанным
(санкхья) причиноследственного потока, с которым Атман мнит себя связанным
Строка 31: Строка 29:
себя свободным.</p>
себя свободным.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Раджа (царственная) йога, опираясь на теорию джнаны,
-
none;text-autospace:none'>Раджа (царственная) йога, опираясь на теорию джнаны,
+
разрабатывает систему психического и физического овладения собой с целью
разрабатывает систему психического и физического овладения собой с целью
оторваться от внешнего мира. Эту систему разработал Патанджали в своей
оторваться от внешнего мира. Эту систему разработал Патанджали в своей
Строка 46: Строка 43:
овладение которыми является одним из непременных требований йоги.</p>
овладение которыми является одним из непременных требований йоги.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Йога считает необходимым уметь направлять прану в те
-
none;text-autospace:none'>Йога считает необходимым уметь направлять прану в те
+
или иные области тела. Пранаяма требует овладения ритмом дыхания с правильным чередованием
или иные области тела. Пранаяма требует овладения ритмом дыхания с правильным чередованием
длительности выдоха (с которого начинают пранаяму), вдоха и одной или двух
длительности выдоха (с которого начинают пранаяму), вдоха и одной или двух
Строка 57: Строка 53:
принести большой вред.</p>
принести большой вред.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Пратьядхара состоит в отвлечении чувств от их
-
none;text-autospace:none'>Пратьядхара состоит в отвлечении чувств от их
+
предметов, без чего не может быть сосредоточения. Психофизические упражнения,
предметов, без чего не может быть сосредоточения. Психофизические упражнения,
весьма сложные и разнообразные, иногда выделяются в низшую школу йоги под
весьма сложные и разнообразные, иногда выделяются в низшую школу йоги под
названием хатха-йога.</p>
названием хатха-йога.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Три высшие ступени йоги – психические, называемые
-
none;text-autospace:none'>Три высшие ступени йоги – психические, называемые
+
самъямой (собранность), это: дхарана (удержание), дхьяна (размышление) и
самъямой (собранность), это: дхарана (удержание), дхьяна (размышление) и
самадхи (самоуглубление). Они различаются по степени и длительности
самадхи (самоуглубление). Они различаются по степени и длительности
Строка 72: Строка 66:
самоуглубление" (маха самадхи) кончается физической смертью.</p>
самоуглубление" (маха самадхи) кончается физической смертью.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Бхакти-йога путем освобождения считает безраздельную
-
none;text-autospace:none'>Бхакти-йога путем освобождения считает безраздельную
+
преданность "Высшему", понимание которого постепенно расширяется
преданность "Высшему", понимание которого постепенно расширяется
вплоть до полного растворения в нем самосознания. Бхакти-йога тесно связана с
вплоть до полного растворения в нем самосознания. Бхакти-йога тесно связана с
Строка 80: Строка 73:
изложены в Бхагавадгите (русский перевод 1956 года, 2-е издание 1960 г.).</p>
изложены в Бхагавадгите (русский перевод 1956 года, 2-е издание 1960 г.).</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Практика йоги, имеющая многовековой опыт, широко
-
none;text-autospace:none'>Практика йоги, имеющая многовековой опыт, широко
+
распространена в Индии и по сей день. Однако рациональные психофизиологические
распространена в Индии и по сей день. Однако рациональные психофизиологические
моменты йоги были извращены религиозно-мистическими учениями. В этих учениях
моменты йоги были извращены религиозно-мистическими учениями. В этих учениях
Строка 88: Строка 80:
возвращается в свое божественное лоно.</p>
возвращается в свое божественное лоно.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;mso-layout-grid-align:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;">Современная буржуазная идеалистическая философия использует
-
none;text-autospace:none'>Современная буржуазная идеалистическая философия использует
+
религиозно-идеалистическую направленность философских основ йоги для
религиозно-идеалистическую направленность философских основ йоги для
обоснования мистических систем, проповедующих слияние с Абсолютом, и т.д. </p>
обоснования мистических систем, проповедующих слияние с Абсолютом, и т.д. </p>
-
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:1.0cm;
+
<p align=right style="text-align:right;text-indent:1.0cm;text-autospace:none;"><i>Ю.Рерих </i></p>
-
mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'>Ю.Рерих </i></p>
+
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
{{LetterPostEdit|БУДДА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|27.06.1924 Е.И.Рерих – П.А.Чистякову и В.К.Рериху (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}}
{{LetterPostEdit|БУДДА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|27.06.1924 Е.И.Рерих – П.А.Чистякову и В.К.Рериху (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}}

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Юрий Рерих
  • Издание: Сфера

ЙОГА

Йога (санскр. – связь, единение и связывание) – система древнеиндийской философии. Обычно йога считается одной из шести ортодоксальных систем древнеиндийской философии. Однако по существу она есть практическое применение системы Санкхарья для достижения психического и физического самоподчинения. Традиционно под йогой понимают систему философа Патанджали (около 1 в. до или после н.э.), изложенную в "Йога сутрах" (русский перевод 1911 г.). Патанджали скорее систематизатор, чем творец йоги, так как и до него существовали йогические сочинения. Необходимо различать философскую систему йоги от пути и методов йоги, являющихся частью многих других религиозно-философских систем.

Цель йоги как философской системы – освобождение духа из потока миропроявления (самсары) и пут Кармы, вынуждающих Атмана (дух, абсолютный субъект) без конца перевоплощаться. Цель и смысл освобождения разными течениями понимаются различно: начиная от абсолютного покоя с полным угасанием самосознания и сознания вообще (нирвана ранних буддистов) до приобщения индивидуального духа (дживы) к Абсолюту. В этом смысле йога есть связь, единение. Патанджали понимал освобождение как полное обособление индивидуума от мира, разобщение субъектов и объектов, замкнутость в себе. Из множества различных частных йог принято выделять четыре основных течения: джнана, раджа, бхакти и карма-йоги.

Джнана-йога основным методом освобождения признает познание сущности миропроявления как иллюзорного (веданта) или реального (санкхья) причиноследственного потока, с которым Атман мнит себя связанным вследствие незнания (авидья). Как только незнание разрушено, Атман осознает себя свободным.

Раджа (царственная) йога, опираясь на теорию джнаны, разрабатывает систему психического и физического овладения собой с целью оторваться от внешнего мира. Эту систему разработал Патанджали в своей восьмиступенчатой йоге, которую он определяет как "удержание материи мысли от завихрений". На первых 2-х ступенях (яма, нияма) упражняется в сдержанном поведении (безгневность, невреждение, правдивость и пр.), в соблюдении обетов. Следующие три ступени (асана, пранаяма, пратьяхара) касаются психофизических упражнений: на ступени "асана" (осанка, положение) занимаются статической гимнастикой в напряженных положениях, способствующей сознательному владению определенными участками тела, укреплению функций органов и пр.; вырабатываются основные медитационные позы ("лотос" и пр.), без четкой обработки которых нельзя приступать к упражнениям в дыхании (пранаяма), овладение которыми является одним из непременных требований йоги.

Йога считает необходимым уметь направлять прану в те или иные области тела. Пранаяма требует овладения ритмом дыхания с правильным чередованием длительности выдоха (с которого начинают пранаяму), вдоха и одной или двух задержек между этими фазами; они комбинируются различно по чередованию и длительности в зависимости от частных целей. Наиболее простой и безопасный вид пранаямы – уджджайя: чередование равно длящихся вдохов и выдохов, которые производятся возможно плавней и полней, но без насилия, что требует знания техники и понимания физиологии дыхания, без чего пранаяма вместо пользы может принести большой вред.

Пратьядхара состоит в отвлечении чувств от их предметов, без чего не может быть сосредоточения. Психофизические упражнения, весьма сложные и разнообразные, иногда выделяются в низшую школу йоги под названием хатха-йога.

Три высшие ступени йоги – психические, называемые самъямой (собранность), это: дхарана (удержание), дхьяна (размышление) и самадхи (самоуглубление). Они различаются по степени и длительности самоуглубления: самадхи требует полноты самопогруженности с утратой всех внешних восприятий. Различается ряд ступеней самадхи с повышающимся отрывом от всего внешнего, что и знаменует достижение освобождения. "Великое самоуглубление" (маха самадхи) кончается физической смертью.

Бхакти-йога путем освобождения считает безраздельную преданность "Высшему", понимание которого постепенно расширяется вплоть до полного растворения в нем самосознания. Бхакти-йога тесно связана с карма-йогой, учащей бескорыстной деятельности в обществе и полному отказу от пользования плодами этой деятельности. Наиболее ярко бхакти-йога и карма-йога изложены в Бхагавадгите (русский перевод 1956 года, 2-е издание 1960 г.).

Практика йоги, имеющая многовековой опыт, широко распространена в Индии и по сей день. Однако рациональные психофизиологические моменты йоги были извращены религиозно-мистическими учениями. В этих учениях психофизическая дисциплина йоги рассматривается как средство достижения внутреннего состояния, при котором душа освобождается от своих телесных оков и возвращается в свое божественное лоно.

Современная буржуазная идеалистическая философия использует религиозно-идеалистическую направленность философских основ йоги для обоснования мистических систем, проповедующих слияние с Абсолютом, и т.д.

Ю.Рерих



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно