Надземное, 478

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Урусвати знает, что человек должен не только уметь взглянуть вверх, но и заглянуть в свои глубины. Второе не легче первого. В глубине «чаши» покоится ветхий аспид, каждое неправильное движение может разбудить его: Он наполнит злобою, он лишит силы, он прикроет доброе намерение. С великим трудом может человек избавиться от ветхого спутника.
Но может человек упорно развивать в себе одно качество, которое может противостать аспидовым уловкам. При чистосердечии человек почует меру, после которой наступает царство аспида. Почуяв эту границу, человек отложит задуманное действие, а затем встанут и другие знаки. Главное воздержаться от сомнительного действия. Эту границу человек может почуять и тем не дать проснуться аспиду. Лучше быть разборчивым в поступках, нежели потом сожалеть о содеянном.
Мы говорили о сомнительных действиях, следует к этому определению относиться очень осмотрительно. Нерадивый человек, ради лености, вообще признает большинство действий сомнительными. Он не будет слушать голоса сердца, но прикроется лицемерием, чтобы не потрудиться. Каждый знает таких лицемеров, которые произносят великие слова, но под ними скрывают леность и самость. Нельзя вообразить всю глубину лукавства, которая живет под кольцами аспида. Но не эти притворщики пригодятся для истинного труда. О них давно сказано, что произнесение великих слов ничего не стоит, если истина не живет в сердце.
Древняя сказка говорит об аспиде, который питается кровью человеческою, — символ, указывающий на проснувшегося аспида, истинно, питающегося кровью человеческою. Не забудем, что старинные символы имеют научное основание, так кровопийцы аспиды пожирают свою жертву.
Другое сказание говорит об окаменелом драконе, который проснулся от маленького камешка, брошенного неразумным человеком. Истинно, от малейшего камешка может очнуться аспид.
Мыслитель говорил: «Ступайте бережно, может быть, мы идем среди спящих змей».

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Страницы скан-копий первого издания, 1938 г.



Симфония Агни Йоги

§478. ...В глубине чаши покоится ветхий аспид... — Аспид — особая разновидность змей, в библейской традиции имеющая символическое значение. Библейская энциклопедия определяет данное понятие следующим образом:

“Аспид (Быт. XEIX, 17) — рогатая, ядовитая змея с белыми пятнами, яд которой очень остр и умерщвляет почти немедленно; она песчаного цвета, прячется в глубоких следах, оставляемых колесами повозок, и отсюда жалит неосторожного путника или его коня. “Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, говорит Иаков в пророческом предсмертном благословении своим детям, так что всадник его упадет назад”. “Яд аспида под устами их”, — говорит псалмопевец (Пс. СXXXIX, 4), указывая сим на злобу нечестивых. Игра ребенка над порою столь ядовитого пресмыкающегося может быть крайне неразумна и опасна, и потому-то отличается особенною силою и красотою следующее образное выражение пр. Исаии: “И младенец играет над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи” (Ис.XI, 8), выражение наглядно выражающее мир и безопасность в царстве Мессии. Псалмопевец указывает на особый род аспида — глухого аспида, который “затыкает уши свои” (Пс.LVII, 5), то есть такой змей, который не двигается и не прельщается звуками музыки. Полагаю, что под этим разумеется самый ядовитый вид аспидов. Другие роды змей часто прельщаются звуками музыки и делаются ручными, как это можно видеть еще доселе на базарах Индии или Египта; но глухой аспид не таков, он глух ко всему, — что очевидно указывает на крайнюю степень сердечного ожесточения человека” (с, 67).

В данном случае в Учении Агни Йоги аспид символизирует собой глубинное темное начало, издревле живущее в духовной сущности человека (“ветхий аспид”) и похищающее его внутренние силы.

Личные инструменты
Дополнительно