Н.К.Рерих. Берегите старину. ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: <p class=a>ВОССТАНОВЛЕНИЯ</p> <p class=b1>Записные листки художника. XXV</p> <p>«Всякий предмет, естественно, умирае...)
 
Строка 1: Строка 1:
<p class=a>ВОССТАНОВЛЕНИЯ</p>
<p class=a>ВОССТАНОВЛЕНИЯ</p>
-
<p class=b1>Записные листки художника. XXV</p>
+
<p>При министерстве внутренних дел кажется начнет заседать
 +
комисссия по выработке положения об охране памятников старины. Трудное и
 +
высокое дело — найти формулу защиты лучших слоев бывшей культуры. Некоторые
 +
члены комиссии могли бы быть прекрасными хранителями старины во всем ее
 +
художественном понимании, но удастся ли им повлиять на коллегиальное решение и
 +
установить почти немыслимую букву закона — весьма неизвестно.</p>
-
<p>«Всякий предмет, естественно, умирает. Художественное
+
<p>Результатом трудов комиссии могут быть точные списки
-
произведение тоже имеет свою смерть — оно разрушается». Если память не
+
памятников старины, прекрасно редактированные правила, широкие циркуляры от
-
изменяет, так где-то сказано; а может быть в этой форме и не сказано.</p>
+
министерства по всем областям и губерниям... Но чем зажжется в сердцах толпы
 +
горячее стремление оградить красивые останки от разрушения? Каким пунктом
 +
правил может быть разъяснено всем народным массам, всем городским хозяйствам,
 +
что в разрушении памятников понижается культура страны?</p>
-
<p>В старину фрески и мозаики просто замазывали или покрывали
+
<p>Разойдется комиссия; в чьих же руках останутся прекрасные
-
новым — лучшим или часто худшим. Мы делаем так же, но кроме того мы
+
правила? В чьих портфелях потонут циркуляры? В каких шкафах будут погребены
-
усовершенствовались и стали приготовлять мумии-чучела не только из людей и
+
точные и длинные списки старины?</p>
-
животных, но и из всяких предметов.</p>
+
-
<p>Таким способом временно «спасено» многое в искусстве;
+
<p>Будет ли комиссии предоставлено полное право также назвать
-
приделано множество рук, ног, даже голов к чуждым телам; негодными красками и
+
людей, полезных такому сложному художественному делу?</p>
-
черными лаками «оживлено» великое число картин, да еще по нескольку раз иногда;
+
-
при хорошем знании можно всегда изобрести недостающее, смутное. Кисть
+
-
сохранителей прошлась почти по всем фрескам; их даже снимают со стен и
+
-
переводят на доски.</p>
+
-
<p>Сколько тщательно расписанных мумий! Сколько мертвых
+
<p>О памятниках старины теперь много пишется. Боюсь, даже не
-
останков! По искривленным, засохшим губам угадайте улыбку; в темной
+
слишком ли много. Как бы жалобы на несчастье памятников не сделались обычными!
-
бесформенной массе — движение; в сломанных суставах — мягкость и гибкость.</p>
+
Как бы под звуки причитаний памятники не успели развалиться. Правила, правда,
 +
полезны для охраны старины, особенно сейчас, когда многие остатки древности
 +
дошли до рокового состояния; но еще нужнее наличность людей, наличность
 +
настоящей преданности и любви к делу.</p>
-
<p>И сколько восстановителей трудится; в рвении выдумывают
+
<p>Помню значительное по смыслу заседание Общества
-
новые банки консервов. Один Вазари, холодный, сколько потрудился над работами
+
Архитекторов, посвященное несчастливой реставрации Нередицкого Спаса в
-
предшественников.</p>
+
Новгороде. Помню, как оплакав Спаса, начали мечтать о возможных правилах
 +
реставрации и кончили утверждением, что каждая реставрация есть своего рода
 +
художественное произведение. Каждая реставрация требует, кроме научной
 +
подготовки, чисто творческого подъема и высокой художественной работы. При этом
 +
покойный Н.В.Султанов, человек большой культурности, выразился совершенно
 +
определенно, что обсуждать реставрацию на основании общих правил нельзя и что каждый
 +
отдельный случай требует своего особого обсуждения. Всем было ясно, что имеет
 +
значение не то, каким путем будут обсуждаться реставрации, но кто именно будет
 +
это делать.</p>
-
<p>И смерть все-таки приходит, чтобы ввести новую жизнь. Но
+
<p>Слов нет, на предмет обсуждений очень хороша коллегия. Но
-
мумии не оживают, они только напоминают, и бесчисленные с них копии только
+
главное несчастье коллегии в том, что она безответственна. Вспомним разные
-
продолжают это дело ошибок.</p>
+
неожиданности закрытых баллотировок; вспомним, как никто из членов не примет на
 +
себя произошедшей досадной случайности. Процент случайностей в коллективных
 +
решениях прямо ужасен. Вся ответственность тонет в многоликом многообразном
 +
существе, и коллегия расходится, пожимая плечами и разводя руками.</p>
-
<p>Всякая почва по-своему сохраняет предметы, так и время
+
<p>В коллегиальных решениях отсутствует понятие самое страшное
-
разными путями разрушает художественные вещи. Съедает — одни; туманит — другие;
+
для нашего времени, а именно: ответственность личная, ответственность с ясными
-
чернит — третьи; ломает, изгибает, коверкает и украшает. Иногда трудно отделить
+
несмываемыми последствиями.</p>
-
работу людей от создания времени. И все такие случайности часто ложатся в
+
-
основу толкований, и около искусства, около радости красок и линий накопляется
+
-
многое мертвое, ненужное. Некрологи принимаются за подлинные слова умерших.</p>
+
-
<p>Сколько фресок лучших, самых лучших художников, сколько
+
<p>Личная ответственность необходима. Начинателю — первый кнут
-
картин и статуй превращено в мумии, а инвентари выдают их за живое. Бесчисленны
+
и первая хвала. И можно найти таких людей, которые имеют силы и мужество
-
погибшие линии архитектуры. Пропали формы; очерствели, потухли настоящие
+
принять высокую ответственность охраны заветов культуры, памятников старины.
-
краски.</p>
+
Имеются люди, нужные для разных видов древности.</p>
-
<p>Что чувствуют их создатели, если мысль их еще близка миру?</p>
+
<p>Если есть поборники красоты старины, то кто же будет их
 +
слушать и слушаться?</p>
-
<p>Около стен и под куполами устрашающе стоят гильотины
+
<p>Какими путями можно проникнуть в душу «обывателя», для
-
искусства — подмостки реставраторов; на колесах, громоздкие, закрытые со всех
+
которого памятник есть только старый хлам? Какими ключами открывать душу ста
-
сторон, — за ними погибает искусство. Глубина настроения, прелесть случая
+
миллионов людей?</p>
-
вдохновенья покрывается удобопонятным шаблоном, по все правилам
+
-
восстановителей.</p>
+
-
<p>Не изгоним их, они очень почтенный для них есть большое
+
<p>Полные непростительных мечтаний еще недавно рассказывали мы
-
дело: поддержите остатки ветхой жизни; закройте от света слабое зрение;
+
«повести лирические».</p>
-
сохраните теплоту воздуха для старого тела; удалите колебания; наконец, снимите
+
-
пыль и грязь, но беда коснуться духа вещи, повредить ее эпидерму.</p>
+
-
<p>И не раскрашивайте мумии; костяки не склеивайте, по ним
+
<p>Мы говорили: «Россия с особенною легкостью всегда
-
узнаем только длину и ширину тела. Ко всему ложному в представлении нашем
+
отказывается от прежних заветов старины. Пора уже понять, какое место занимает
-
неужели будем прибавлять ложное бесконечное? Неужели музеи будут уже не
+
старина в просвещенном государстве. Пусть памятники стоят не страшными
-
темницами, но кладбищем искусства?</p>
+
покойниками, точно иссохшие останки, никому ненужные, сваленные по углам
 +
соборных подземелий. Пусть памятники не пугают нас, но живут и вносят в жизнь
 +
лучшие стороны прошлых эпох. Вольно смотреть, как памятники теряют всякую
 +
жизненность; любимый, заботливо обставленный дедовский кабинет обращается в
 +
пыльную кладовую храма. Мы почитаем близких покойных. Мы все-таки заботимся
 +
почитать их памятниками; некоторое время мы желаем поддержать памятники и все
 +
принадлежащее нашим близким покойным. Неужели не ясно, что памятники древности,
 +
в которых собралось все наследие былой красоты, должны быть еще более близкими
 +
и ценными в нашем представлении?</p>
-
<p>Была и будет смерть, и бороться с нею бессильно; тем больше
+
<p>Если душа семьи еще жива в нас, то неужели душа родовая уже
-
ее торжество.</p>
+
умерла совсем? Неужели все соединяющая, всеобъемлющая душа земли не подскажет
 +
народам значение наследства старины? Это не может быть; национализм, правда, не
 +
осилил задачу значения древности, но душа земли, более глубокая, нежели дух
 +
наций, имеет силы отстоять свои сокровища — сокровища земли, пережившей многие
 +
народы.</p>
-
<p class=b>1906</p>
+
<p>Не в сумерке темниц должны памятники доживать свой век; они
 +
должны светить всей праздничной жизни народа.</p>
 +
 
 +
<p>Дайте памятнику то «чистое» место, которое он имел при
 +
создании, и к такому живому музею пойдет толпа. При оживлении памятников оживут
 +
и тысячи музейных предметов и заговорят с посетителями совсем иным языком; они
 +
сделаются живыми частями целого увлекательного и чудесного. Не опасаясь
 +
педантичной суши, пойдет молодежь к дедовскому наследию; полная надежды,
 +
заглянет она в чело его и мало в ком не шевельнутся прекрасные чувствования
 +
раннего детства, потом засыпанные чем-то очень «нужным».</p>
 +
 
 +
<p>Около старины нужны чуткие люди. Кроме учреждений
 +
«археологических», должны появляться общества друзей старины. Верю, что такие
 +
общества народятся скоро.</p>
 +
 
 +
<p>Городскому Управлению Новгорода, где есть очень богатые
 +
промышленники, скажем словами одной моей старой статьи о старине: «Добрые люди,
 +
не упустите дело доходное. Чем памятник сохраннее, чем он подлиннее — тем он
 +
ценнее. Привлеките к памятнику целые поезда любопытствующих. Бог да простит
 +
вас, извлекайте из памятников выгоду, продавайте их зрелища, сделайте доступ к
 +
ним оплаченным. Кормите пришедших во имя древности, поите их во имя старины,
 +
зазывайте небылицами красивыми, украшайте каждое место легендами (издатели,
 +
слушайте!), громоздите эпизоды любовные, устрашайте рассказами жестокими,
 +
распаляйте богатствами грабежными, торгуйте, продавайте и радуйтесь!</p>
 +
 
 +
<p>Освяти, отче, средство! Обложите памятники арендами,
 +
запирайте от проходящих затворами, берегите их честно и крепко, как бумаги
 +
процентные.</p>
 +
 
 +
<p>В памятниках вложены капиталы великие; в умелой руке в
 +
большом барыше пойдет памятник; опасны дела торговые, а памятник, что вино, чем
 +
старее, тем ценнее! Чем до сердца доходчивее, тем и думайте; но старину сберегите».</p>
 +
 
 +
<p class=b>1908</p>
<p>&nbsp;</p>
<p>&nbsp;</p>
-
{{ShlokaNext|Н.К.Рерих. Берегите старину. БЕЗОБРАЗИЕ|Н.К.Рерих. Берегите старину. Оглавление|Н.К.Рерих. Берегите старину. РАЗРУШЕНИЕ}}
+
{{ShlokaNext|Н.К.Рерих. Берегите старину. ЗАПИСНЫЕ ЛИСТКИ ХУДОЖНИКА. XXIX|Н.К.Рерих. Берегите старину. Оглавление|Н.К.Рерих. Берегите старину. НЕБЛАГОПОЛУЧНОСТИ}}
[[Категория:Работы семьи Рерих]]
[[Категория:Работы семьи Рерих]]
[[Категория:Н.К.Рерих. Берегите старину.]]
[[Категория:Н.К.Рерих. Берегите старину.]]

Текущая версия

ВОССТАНОВЛЕНИЯ

При министерстве внутренних дел кажется начнет заседать комисссия по выработке положения об охране памятников старины. Трудное и высокое дело — найти формулу защиты лучших слоев бывшей культуры. Некоторые члены комиссии могли бы быть прекрасными хранителями старины во всем ее художественном понимании, но удастся ли им повлиять на коллегиальное решение и установить почти немыслимую букву закона — весьма неизвестно.

Результатом трудов комиссии могут быть точные списки памятников старины, прекрасно редактированные правила, широкие циркуляры от министерства по всем областям и губерниям... Но чем зажжется в сердцах толпы горячее стремление оградить красивые останки от разрушения? Каким пунктом правил может быть разъяснено всем народным массам, всем городским хозяйствам, что в разрушении памятников понижается культура страны?

Разойдется комиссия; в чьих же руках останутся прекрасные правила? В чьих портфелях потонут циркуляры? В каких шкафах будут погребены точные и длинные списки старины?

Будет ли комиссии предоставлено полное право также назвать людей, полезных такому сложному художественному делу?

О памятниках старины теперь много пишется. Боюсь, даже не слишком ли много. Как бы жалобы на несчастье памятников не сделались обычными! Как бы под звуки причитаний памятники не успели развалиться. Правила, правда, полезны для охраны старины, особенно сейчас, когда многие остатки древности дошли до рокового состояния; но еще нужнее наличность людей, наличность настоящей преданности и любви к делу.

Помню значительное по смыслу заседание Общества Архитекторов, посвященное несчастливой реставрации Нередицкого Спаса в Новгороде. Помню, как оплакав Спаса, начали мечтать о возможных правилах реставрации и кончили утверждением, что каждая реставрация есть своего рода художественное произведение. Каждая реставрация требует, кроме научной подготовки, чисто творческого подъема и высокой художественной работы. При этом покойный Н.В.Султанов, человек большой культурности, выразился совершенно определенно, что обсуждать реставрацию на основании общих правил нельзя и что каждый отдельный случай требует своего особого обсуждения. Всем было ясно, что имеет значение не то, каким путем будут обсуждаться реставрации, но кто именно будет это делать.

Слов нет, на предмет обсуждений очень хороша коллегия. Но главное несчастье коллегии в том, что она безответственна. Вспомним разные неожиданности закрытых баллотировок; вспомним, как никто из членов не примет на себя произошедшей досадной случайности. Процент случайностей в коллективных решениях прямо ужасен. Вся ответственность тонет в многоликом многообразном существе, и коллегия расходится, пожимая плечами и разводя руками.

В коллегиальных решениях отсутствует понятие самое страшное для нашего времени, а именно: ответственность личная, ответственность с ясными несмываемыми последствиями.

Личная ответственность необходима. Начинателю — первый кнут и первая хвала. И можно найти таких людей, которые имеют силы и мужество принять высокую ответственность охраны заветов культуры, памятников старины. Имеются люди, нужные для разных видов древности.

Если есть поборники красоты старины, то кто же будет их слушать и слушаться?

Какими путями можно проникнуть в душу «обывателя», для которого памятник есть только старый хлам? Какими ключами открывать душу ста миллионов людей?

Полные непростительных мечтаний еще недавно рассказывали мы «повести лирические».

Мы говорили: «Россия с особенною легкостью всегда отказывается от прежних заветов старины. Пора уже понять, какое место занимает старина в просвещенном государстве. Пусть памятники стоят не страшными покойниками, точно иссохшие останки, никому ненужные, сваленные по углам соборных подземелий. Пусть памятники не пугают нас, но живут и вносят в жизнь лучшие стороны прошлых эпох. Вольно смотреть, как памятники теряют всякую жизненность; любимый, заботливо обставленный дедовский кабинет обращается в пыльную кладовую храма. Мы почитаем близких покойных. Мы все-таки заботимся почитать их памятниками; некоторое время мы желаем поддержать памятники и все принадлежащее нашим близким покойным. Неужели не ясно, что памятники древности, в которых собралось все наследие былой красоты, должны быть еще более близкими и ценными в нашем представлении?

Если душа семьи еще жива в нас, то неужели душа родовая уже умерла совсем? Неужели все соединяющая, всеобъемлющая душа земли не подскажет народам значение наследства старины? Это не может быть; национализм, правда, не осилил задачу значения древности, но душа земли, более глубокая, нежели дух наций, имеет силы отстоять свои сокровища — сокровища земли, пережившей многие народы.

Не в сумерке темниц должны памятники доживать свой век; они должны светить всей праздничной жизни народа.

Дайте памятнику то «чистое» место, которое он имел при создании, и к такому живому музею пойдет толпа. При оживлении памятников оживут и тысячи музейных предметов и заговорят с посетителями совсем иным языком; они сделаются живыми частями целого увлекательного и чудесного. Не опасаясь педантичной суши, пойдет молодежь к дедовскому наследию; полная надежды, заглянет она в чело его и мало в ком не шевельнутся прекрасные чувствования раннего детства, потом засыпанные чем-то очень «нужным».

Около старины нужны чуткие люди. Кроме учреждений «археологических», должны появляться общества друзей старины. Верю, что такие общества народятся скоро.

Городскому Управлению Новгорода, где есть очень богатые промышленники, скажем словами одной моей старой статьи о старине: «Добрые люди, не упустите дело доходное. Чем памятник сохраннее, чем он подлиннее — тем он ценнее. Привлеките к памятнику целые поезда любопытствующих. Бог да простит вас, извлекайте из памятников выгоду, продавайте их зрелища, сделайте доступ к ним оплаченным. Кормите пришедших во имя древности, поите их во имя старины, зазывайте небылицами красивыми, украшайте каждое место легендами (издатели, слушайте!), громоздите эпизоды любовные, устрашайте рассказами жестокими, распаляйте богатствами грабежными, торгуйте, продавайте и радуйтесь!

Освяти, отче, средство! Обложите памятники арендами, запирайте от проходящих затворами, берегите их честно и крепко, как бумаги процентные.

В памятниках вложены капиталы великие; в умелой руке в большом барыше пойдет памятник; опасны дела торговые, а памятник, что вино, чем старее, тем ценнее! Чем до сердца доходчивее, тем и думайте; но старину сберегите».

1908

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно