Н.К.Рерих. Врата в будущее.

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
<span name=Крылья><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>КРЫЛЬЯ</span></span></p>
+
<span name=лихо><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>ЛИХОЧАСЬЕ</span></span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Окрылились
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Всем
-
люди! Бороздят синеву самолеты. Несут ли добрые вести? Или панацеи? Или знания?
+
памятны знаменательные слова Ломоносова об отставлении Академии Наук от него.</span></p>
-
Или помощь? А вдруг — бомбы? А вдруг губительные газы? А вдруг уничтожение?
+
-
Чего больше?</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Допущены
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>“Ярость
-
ли бомбы, газы, убийства? Разрешено ли поношение рода человеческого? На каком
+
врагов с робостью друзей состязаются” — так отвечал Менделеев на вопросы —
-
совете решено убийство? Мирный поселянин где-то строит очаг, а может быть, за
+
какой смысл в ярко несправедливом к нему отношении со стороны Петербургской
-
морями уже готовятся бомбы и яды, чтобы умертвить детей его! Кто знает, где
+
Академии Наук! Нечто в том же роде заметил и Пирогов по поводу
-
таятся злоумышления? Где готовятся покушения? Не огрубело ли сознание, если оно
+
недоброжелательного отношения со стороны врачей.</span></p>
-
так легко привыкло к созерцанию убийств? Люди ведь готовы платить за зрелище
+
-
казни, точно в римском Колизее!</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Захотел,
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>В одной
-
повелел, и крылья человечества понесут смерть и гибель. А печатные листы
+
из неоконченных повестей Пушкин говорит: “Перед чем же я робею”. “Перед
-
отметят малым набором об уничтожении женщин и детей. Без крыльев эти убийства и
+
недоброжелательством”, — отвечал русский. Это черта наших нравов. В народе она
-
не совершились бы. Итоги давних войн несравнимы с гекатомбами наших дней.
+
выражается насмешкой, а в высшем кругу невниманием и холодностью. Не могу не
-
Несравнимы и размеры всех разрушений, — ведь прежде они совершались примитивно,
+
добавить несколько строк из пушкинского “Путешествие в Эрзерум”, которое
-
а теперь “цивилизованно”. Где же заветы о такой цивилизации? Где же право на
+
кончается так: “На столе нашел я русские журналы. Первая статья, мне
-
попрание всего достоинства человеческого?</span></p>
+
попавшаяся, была разбор одного из моих сочинений. В ней всячески бранили меня и
 +
мои стихи... Таково было мне первое приветствие в любезном отечестве”. Так
 +
говорит Пушкин.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Такими
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>А вот
-
ли крыльями охранены врата в будущее?!</span></p>
+
как скорбно поминает Гоголь в своей переписке о несправедливом к Пушкину
 +
отношении: “Не будьте похожи на тех святошей, которые желали бы разом
 +
уничтожить все, что ни есть в свете, видя во всем одно бесовское. Их удел —
 +
впадать в самые грубые ошибки. Нечто тому подобное случилось недавно в
 +
литературе. Некоторые стали печатно объявлять, что Пушкин был деист, а не
 +
христианин; точно, как будто они побывали в душе Пушкина; точно как будто бы
 +
Пушкин непременно обязан был в стихах своих говорить о высших догматах
 +
христианских, за которые и сам святитель Церкви принимается не иначе, как с
 +
великим страхом, приготовя себя к тому глубочайшею святостью своей жизни. По их
 +
понятиям, следовало бы все высшее в христианстве облекать в рифмы и сделать из
 +
того какие-то стихотворные игрушки”. “Я не могу даже понять, как могло прийти в
 +
ум критику, печатно, в виду всех, взводить на Пушкина такое обвинение, и что
 +
сочинения его служат к развращению света, тогда как самой цензуре предписано, в
 +
случае, если бы смысл такого сочинения не был вполне ясен, толковать его в
 +
прямую и выгодную для автора сторону, а не в кривую и вредящую ему. Если это
 +
постановлено в закон цензуре, безмолвной и безгласной, но не имеющей даже
 +
возможности оговориться перед публикою, то во сколько раз больше должна это
 +
поставить себе в закон критика, которая может изъясняться и говориться в
 +
малейшем действии своем. Публично выставлять нехристианином человека и даже
 +
противником Христа! Разве это христианское дело? Да и кто же из вас Христианин?
 +
Этак я могу обвинить самого критика в нехристианстве”.</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>О себе
 +
Гоголь в авторской исповеди пишет: “Все согласны в том, что еще ни одна книга
 +
не произвела столько разнообразных толков, как “Выбранные места из переписки с
 +
друзьями”. И, что всего замечательней, чего не случилось, может быть, доселе
 +
еще ни в какой литературе — предметом толков и критик стала не книга, но автор.
 +
Подозрительно и недоверчиво разобрано было всякое слово, и всяк наперерыв
 +
спешил объявить источник, из которого оно произошло. Над живым телом еще
 +
живущего человека производилась та страшная анатомия, от которой бросает в
 +
холодный пот даже и того, кто одарен крепким сложением”.</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Сколько
 +
скорби в этих признаниях!</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Разве не
 +
тем же полна трагическая жизнь Лермонтова?..</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Разве
 +
конец Мусоргского не от тех же темных причин?..</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Вспоминаются
 +
полные болью слова Врубеля или рассказ Куинджи о том, как злые люди считали,
 +
что он вовсе и не Куинджи, но крымский пастух, убивший художника Куинджи.</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Разве
 +
такое злоумышление не есть яркое свидетельство уже давно отмеченного
 +
недоброжелательства? Чем бы ни объяснять такое темное чувство, все равно
 +
никакого разумного смысла в нем не найдется; объяснить ли его только завистью?
 +
Но такое объяснение будет слишком ограниченно. Объяснить невежеством и
 +
дикостью? Но тогда почему даже у диких племен часто высказывается
 +
взаимоуважение?</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Каким же
 +
таким низменным темным состоянием нужно объяснить, когда у нас на глазах,
 +
русскую гордость, Голенищева-Кутузова называют изменником?</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Какая же
 +
тут зависть!</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Ведь это
 +
уже будет относиться к тому скотскому состоянию, о котором так горько и
 +
проникновенно сказал еще Котошихин.</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Казалось
 +
бы, века прошли!</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Казалось
 +
бы, на земле прошло столько ужасов, что, хотя бы из примитивной
 +
предосторожности, должна быть проявлена хотя бы предусмотрительность. Ведь
 +
прозвище Скотинина не должно радовать того, кто считает себя человекообразным.</span></p>
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Но
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Но
-
положим, что самолеты несут не губительных колдунов, не Черноморов, но
+
наряду с низким Скотининым существует и злобное сатанинство. И никак Вы иначе
-
вестников добрых. Предположим, что поворот рычага радио донесет лучшие
+
не назовете это ужасно разрушительное состояние. Если с одной стороны несется
-
созвучия. Отринем всякие наркотики, чтобы утвердилась трезвость. София, Вера,
+
торжествующий рев, угрожающий разрушением всем храмам и музеям, то с другой
-
Надежда, Любовь — разве призраки? В век Матери Мира защитницы строения
+
стороны готовятся пистолеты, чтобы застрелить всех Пушкиных и обозвать
-
соберутся и окрылятся добрыми крыльями.</span></p>
+
изменниками всех Голенищевых-Кутузовых и прочих героев Российской Истории.</span></p>
-
<p><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>* * *</span></p>
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Да,
 +
истинно, не только в войнах разрушаются Культурные Сокровища. Ценнейшие сосуды
 +
разбиваются в судорогах злобы. В полном одичании, в судорогах безумия
 +
произносятся самые разрушительные формулы. При этом потрясает та чудовищная
 +
безответственность, которая не дает себе труда хотя бы помыслить, к каким
 +
следствиям приведет это буйно-дикое состояние?</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Французский
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Буйный
-
ученый нашел в Ордосе своеобразные остатки древних Несториан. Таким образом,
+
безумец должен разрушать, и, конечно, его животный мозг даже и не умеет
-
знание местных языков и понимание местной жизни позволяет находить то, что еще
+
одуматься и заглянуть в приуготовленное им самим же.</span></p>
-
вчера казалось уже несуществующим. То же самое, вероятно, можно сказать и о
+
-
многих племенах пленников, переселенных когда-то в самые неожиданные местности.
+
-
Так в мусульманском городе можно слышать буддийские напевы, а среди Китая можно
+
-
узнавать традиции Каабы-Мекки и Медины.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Нет
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Где тут
-
никаких возможностей проследить историю всех этих необычайных путей и
+
критика?</span></p>
-
наслоений. Можно с изумлением видеть, как, например, аланские наименования проникли
+
-
по всей Европе, или как кельтские обычаи иногда сохранились в своеобразных
+
-
перетолкованиях и во Франции, и в Шотландии, и в Испании — в самых, казалось
+
-
бы, неожиданных местностях. Когда в итальянских примитивах вы замечаете
+
-
несомненное знание и близкое соприкосновение с далеким Востоком, то еще раз вам
+
-
становится ясным, насколько в далекие времена существовали гораздо большие
+
-
международные сношения, нежели можно было представить. Джиованни ди Паоло знал
+
-
Восток, когда изображал своих “Трех магов”! Знаем о посольствах, которые ехали
+
-
к месту назначения целые десятки лет, не теряя при этом своего смысла. Значит,
+
-
не столько примитивность бывших веков, сколько просто другой темп и ритм
+
-
действий лежали в основе жизни.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Окрылились
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Где тут
-
люди. Сейчас они перелетели, стремительно перенеслись через пространство. Они
+
насмешливость?</span></p>
-
заспешили и затолкались, как на базаре перед его закрытием.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Уже
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Где тут
-
раздаются голоса о тщетности такой поспешности, неоправданной духовными
+
недоброжелательство?</span></p>
-
запросами и утверждениями. Люди стирают многие бывшие границы и в то же самое
+
-
время изобретают подобные же, а может быть, и еще горшие ограничения. Ведь в
+
-
древности границы бывали, прежде всего, символом защиты. Даже каждый двор бывал
+
-
огражден, защищен. Разве не злоба, недоверие и вражда сейчас диктуют
+
-
международные распри? Ради взаимного унижения люди готовы увлечься самыми
+
-
нелепыми и злобно надушенными измышлениями. В таких порожденных
+
-
недоброжелательством ограничениях, как духовных, так и физических, возникает
+
-
новый ужас отрицаний. Среди всей этой разрушительной негативности, граничащей с
+
-
невежественностью, опять затрудняется всякое разумное строительство. Кто-то
+
-
когда-то сказал — “тесна моя улица!” Может быть, тогда теснота происходила от
+
-
средневековых костров, а сейчас разве не те же, уже незримые, костры полыхают
+
-
тем же пламенем злобы?</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Разобраться
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>В ярости
-
во всей сложности вопля часа можно лишь доброжелательством, презрев все темные
+
безумия смешиваются все формы. В безобразии хаоса уже не различаются никакие
-
и злобные препоны. Все-таки остаются в распоряжении людей и такие крылья,
+
границы. А ведь припадки безумия бывают заразительны.</span></p>
-
которые будут соответствовать успехам авиации. Крылья духа! Помогите оправдать
+
-
и физические нахождения человечества! Иначе некуда лететь и наполнять
+
-
пространство. Поворачивая рычаги самого примитивного радио, вызываются из
+
-
пространства и мелодии, и стенания, и какой-то ужасный рев, точно в сферы
+
-
проявленные врывается безобразный хаос. Казалось бы, и радио, и простая
+
-
фотографическая фильма достаточно напоминают, сколько недоступного физическому
+
-
глазу и уху человеческому! Даже простой школьный микроскоп должен на всю жизнь
+
-
внушить уважение к изощренности и бесконечному разнообразию обычно неуловимых
+
-
форм. Даже такие примитивные приспособления должны бы обогащать благородство
+
-
человеческого мышления, но происходит нечто странное, наука и ее достижения
+
-
идут какими-то своими путями, а общечеловеческое мышление остается в каком-то
+
-
обиходном прозябании.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Освободилось
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Сколько
-
ли человечество от грубости мысли? Поняло ли оно высоту этики, воплощенную в
+
исторических примеров массового безумия.</span></p>
-
жизни? Преклонился ли звериный произвол перед Высшим Строительством и
+
 
-
восхитился ли дух человеческий великими Красотами надземными? Если вы зададите
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Целые
-
себе эти вопросы — труизмы среди грубых ударов бокса, среди окружающих хриплых
+
эпидемии психические возникали и горестно запечатлевались на страницах истории
-
воплей невежества, среди звериности наркотиков, среди нечеловеческой мерзости
+
человечества. Но не странно ли видеть, что приговор Котошихина должен
-
брани, среди убийства и взаимоуничтожения, то одно напоминание о вопросах
+
повториться и в словах Пушкина, должен так же отмечаться опять через столетия.
-
благородства и созидания покажется чудовищно неуместным. Кабацкий ужас,
+
Не слишком ли застарела болезнь? Не приспело ли время обратиться к вечным
-
звериное сквернословие, противочеловеческий разврат! Какое же может иметь
+
панацеям Добра и Света, и Законам Божеским, чтобы отогнать приступы сатанизма?</span></p>
-
соотношение к красоте это безобразие?!</span></p>
+
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Когда
 +
сгущаются солнечные пятна, когда космически твердь содрогается, не пора ли
 +
сосредоточиться на мысли о том, как изгнать всеразрушающее безумие злобы?</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Не пора
 +
ли признать, что ложь и клевета порождают самых безобразных пространственных
 +
сущностей?</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Не
 +
наступает ли последний час, чтобы развернуть запыленные кодексы добра и отмыть
 +
глаз сердца?</span></p>
 +
 
 +
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Но
 +
Гоголь, сердцеведец, говорит также и так: “Знаю, подло завелось теперь в земле
 +
нашей: думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны
 +
их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их; перенимают, черт знает,
 +
какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой со своим не хочет
 +
говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке”.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Не от
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>“Но у
-
этих ли земных безобразий, углубленных современным человеком, кто-то хочет
+
последнего подлюжки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и
-
лететь в стратосферу? Кто-то хочет уйти хоть куда-нибудь выше и, может быть,
+
поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства; проснется оно
-
принести еще одну формулу, которая проникла бы даже в озверелый мозг.</span></p>
+
когда-нибудь, — и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за
 +
голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное
 +
дело”.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Эйнштейн
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Где же
-
советовал студентам временно удаляться на маяки для возможности сосредоточения
+
ты?</span></p>
-
в чистой науке. Многие возможности отвлечения от безобразного водоворота
+
-
современности предлагают лучшие умы. Многие пустыни могут расцвести. Многие
+
-
мечтают о крыльях, но эти крылья не есть лопасти аэропланов, несущих
+
-
убийственные бомбы.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>К
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Зазвучи,
-
каждому Новому Году будем объединять наше мышление на том, что суждены
+
отзовись, русское сердце!</span></p>
-
человечеству крылья, и оно получит их, когда захочет помыслить о них всею силою
+
-
духа.</span></p>
+
-
<p class=date><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>10 декабря 1934 г.<br>
+
<p class=date><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>12 декабря 1934 г.<br>
Пекин.</span></p>
Пекин.</span></p>

Версия 00:20, 4 декабря 2011

ЛИХОЧАСЬЕ</p>

Всем памятны знаменательные слова Ломоносова об отставлении Академии Наук от него.

“Ярость врагов с робостью друзей состязаются” — так отвечал Менделеев на вопросы — какой смысл в ярко несправедливом к нему отношении со стороны Петербургской Академии Наук! Нечто в том же роде заметил и Пирогов по поводу недоброжелательного отношения со стороны врачей.

В одной из неоконченных повестей Пушкин говорит: “Перед чем же я робею”. “Перед недоброжелательством”, — отвечал русский. Это черта наших нравов. В народе она выражается насмешкой, а в высшем кругу невниманием и холодностью. Не могу не добавить несколько строк из пушкинского “Путешествие в Эрзерум”, которое кончается так: “На столе нашел я русские журналы. Первая статья, мне попавшаяся, была разбор одного из моих сочинений. В ней всячески бранили меня и мои стихи... Таково было мне первое приветствие в любезном отечестве”. Так говорит Пушкин.

А вот как скорбно поминает Гоголь в своей переписке о несправедливом к Пушкину отношении: “Не будьте похожи на тех святошей, которые желали бы разом уничтожить все, что ни есть в свете, видя во всем одно бесовское. Их удел — впадать в самые грубые ошибки. Нечто тому подобное случилось недавно в литературе. Некоторые стали печатно объявлять, что Пушкин был деист, а не христианин; точно, как будто они побывали в душе Пушкина; точно как будто бы Пушкин непременно обязан был в стихах своих говорить о высших догматах христианских, за которые и сам святитель Церкви принимается не иначе, как с великим страхом, приготовя себя к тому глубочайшею святостью своей жизни. По их понятиям, следовало бы все высшее в христианстве облекать в рифмы и сделать из того какие-то стихотворные игрушки”. “Я не могу даже понять, как могло прийти в ум критику, печатно, в виду всех, взводить на Пушкина такое обвинение, и что сочинения его служат к развращению света, тогда как самой цензуре предписано, в случае, если бы смысл такого сочинения не был вполне ясен, толковать его в прямую и выгодную для автора сторону, а не в кривую и вредящую ему. Если это постановлено в закон цензуре, безмолвной и безгласной, но не имеющей даже возможности оговориться перед публикою, то во сколько раз больше должна это поставить себе в закон критика, которая может изъясняться и говориться в малейшем действии своем. Публично выставлять нехристианином человека и даже противником Христа! Разве это христианское дело? Да и кто же из вас Христианин? Этак я могу обвинить самого критика в нехристианстве”.

О себе Гоголь в авторской исповеди пишет: “Все согласны в том, что еще ни одна книга не произвела столько разнообразных толков, как “Выбранные места из переписки с друзьями”. И, что всего замечательней, чего не случилось, может быть, доселе еще ни в какой литературе — предметом толков и критик стала не книга, но автор. Подозрительно и недоверчиво разобрано было всякое слово, и всяк наперерыв спешил объявить источник, из которого оно произошло. Над живым телом еще живущего человека производилась та страшная анатомия, от которой бросает в холодный пот даже и того, кто одарен крепким сложением”.

Сколько скорби в этих признаниях!

Разве не тем же полна трагическая жизнь Лермонтова?..

Разве конец Мусоргского не от тех же темных причин?..

Вспоминаются полные болью слова Врубеля или рассказ Куинджи о том, как злые люди считали, что он вовсе и не Куинджи, но крымский пастух, убивший художника Куинджи.

Разве такое злоумышление не есть яркое свидетельство уже давно отмеченного недоброжелательства? Чем бы ни объяснять такое темное чувство, все равно никакого разумного смысла в нем не найдется; объяснить ли его только завистью? Но такое объяснение будет слишком ограниченно. Объяснить невежеством и дикостью? Но тогда почему даже у диких племен часто высказывается взаимоуважение?

Каким же таким низменным темным состоянием нужно объяснить, когда у нас на глазах, русскую гордость, Голенищева-Кутузова называют изменником?

Какая же тут зависть!

Ведь это уже будет относиться к тому скотскому состоянию, о котором так горько и проникновенно сказал еще Котошихин.

Казалось бы, века прошли!

Казалось бы, на земле прошло столько ужасов, что, хотя бы из примитивной предосторожности, должна быть проявлена хотя бы предусмотрительность. Ведь прозвище Скотинина не должно радовать того, кто считает себя человекообразным.

Но наряду с низким Скотининым существует и злобное сатанинство. И никак Вы иначе не назовете это ужасно разрушительное состояние. Если с одной стороны несется торжествующий рев, угрожающий разрушением всем храмам и музеям, то с другой стороны готовятся пистолеты, чтобы застрелить всех Пушкиных и обозвать изменниками всех Голенищевых-Кутузовых и прочих героев Российской Истории.

Да, истинно, не только в войнах разрушаются Культурные Сокровища. Ценнейшие сосуды разбиваются в судорогах злобы. В полном одичании, в судорогах безумия произносятся самые разрушительные формулы. При этом потрясает та чудовищная безответственность, которая не дает себе труда хотя бы помыслить, к каким следствиям приведет это буйно-дикое состояние?

Буйный безумец должен разрушать, и, конечно, его животный мозг даже и не умеет одуматься и заглянуть в приуготовленное им самим же.

Где тут критика?

Где тут насмешливость?

Где тут недоброжелательство?

В ярости безумия смешиваются все формы. В безобразии хаоса уже не различаются никакие границы. А ведь припадки безумия бывают заразительны.

Сколько исторических примеров массового безумия.

Целые эпидемии психические возникали и горестно запечатлевались на страницах истории человечества. Но не странно ли видеть, что приговор Котошихина должен повториться и в словах Пушкина, должен так же отмечаться опять через столетия. Не слишком ли застарела болезнь? Не приспело ли время обратиться к вечным панацеям Добра и Света, и Законам Божеским, чтобы отогнать приступы сатанизма?

Когда сгущаются солнечные пятна, когда космически твердь содрогается, не пора ли сосредоточиться на мысли о том, как изгнать всеразрушающее безумие злобы?

Не пора ли признать, что ложь и клевета порождают самых безобразных пространственных сущностей?

Не наступает ли последний час, чтобы развернуть запыленные кодексы добра и отмыть глаз сердца?

Но Гоголь, сердцеведец, говорит также и так: “Знаю, подло завелось теперь в земле нашей: думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их; перенимают, черт знает, какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой со своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке”.

“Но у последнего подлюжки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства; проснется оно когда-нибудь, — и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело”.

Где же ты?

Зазвучи, отзовись, русское сердце!

12 декабря 1934 г.
Пекин.

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно