Н.К.Рерих. Врата в будущее.

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
<span name=Крылья><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>КРЫЛЬЯ</span></span></p>
+
<span name=мире><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>О
 +
МИРЕ ВСЕГО МИРА</span></span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Окрылились
+
<p class=str style='text-indent:0cm'><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>“Имейте
-
люди! Бороздят синеву самолеты. Несут ли добрые вести? Или панацеи? Или знания?
+
в себе соль и мир имейте между собою”.</span></p>
-
Или помощь? А вдруг — бомбы? А вдруг губительные газы? А вдруг уничтожение?
+
-
Чего больше?</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Допущены
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>“О Мире
-
ли бомбы, газы, убийства? Разрешено ли поношение рода человеческого? На каком
+
всего мира”. Не будет ли его моление одной из величайших утопий? Так говорит
-
совете решено убийство? Мирный поселянин где-то строит очаг, а может быть, за
+
очевидность. Но сердце и действительная сущность продолжает повторять эти
-
морями уже готовятся бомбы и яды, чтобы умертвить детей его! Кто знает, где
+
высокие слова, как возможную действительность. Если прислушаться к голосу
-
таятся злоумышления? Где готовятся покушения? Не огрубело ли сознание, если оно
+
поверхностной очевидности, то ведь и все заповеди окажутся неисполнимой
-
так легко привыкло к созерцанию убийств? Люди ведь готовы платить за зрелище
+
утопией. Где же оно — “Не убий”? Где же оно — “Не укради”? Где же оно — “Не
-
казни, точно в римском Колизее!</span></p>
+
прелюбы сотвори”? Где же оно — “Не послушествуй на ближнего своего
 +
свидетельство ложно”? Где же исполнение и всех прочих простых и ясно звучащих
 +
основ Бытия? Может быть, какие-то умники скажут: “К чему и твердить эти указы,
 +
если они все равно не исполняются”.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Захотел,
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Каждому
-
повелел, и крылья человечества понесут смерть и гибель. А печатные листы
+
из нас приходилось много раз слышать всякие нарекания и предостережения против
-
отметят малым набором об уничтожении женщин и детей. Без крыльев эти убийства и
+
утопий. От детства и юношества приходилось слышать житейские советы, чтобы не
-
не совершились бы. Итоги давних войн несравнимы с гекатомбами наших дней.
+
увлекаться “пустым идеализмом”, а быть ближе к “практической жизни”. Некоторые
-
Несравнимы и размеры всех разрушений, — ведь прежде они совершались примитивно,
+
молодые сердца не соглашались на ту “практическую жизнь”, к которой их
-
а теперь “цивилизованно”. Где же заветы о такой цивилизации? Где же право на
+
уговаривали “житейские мудрецы”. Некоторым юношам сердце подсказывало, что путь
-
попрание всего достоинства человеческого?</span></p>
+
идеализма, против которого их остерегали старшие, есть наиболее жизненный и
 +
заповеданный. На этой почве идеализма и “житейской мудрости” произошло
 +
множество семейных трагедий. Кто знает, в основе чего легли многие самоубийства
 +
— эти самые неразумные разрешения жизненных проблем. Ведь “житейские мудрецы”
 +
не остерегли вовремя молодежь от страшного заблуждения, приводившего даже к
 +
самоубийству. Когда же эти, постепенно обреченные, молодые люди спрашивали
 +
старших, будут ли в предполагаемой практической жизни исполняться Заповеди
 +
Добра? — старшие иногда махали рукой, кощунственно шепча — “все простится”. И
 +
возникало между этим “все простится” и заповедями жизни какое-то неразрешимое
 +
противоречие. “Житейские мудрецы” готовы были обещать все, что угодно, лишь бы
 +
остеречь молодежь от идеализма. Когда же юношество погружалось в условную
 +
механическую жизнь, то даже книжники и фарисеи всплескивали руками. Но
 +
спрашивается, кто же повел молодежь на кулачный бой, на скачки, на развратные
 +
фильмы? Не сами ли “житейские мудрецы”, со вздохом повторяя — “не обманешь — не
 +
продашь”, усердно создавали разлагающие условия жизни. Когда-то говорилось:
 +
“Сегодня маленький компромисс, завтра маленький компромисс, а послезавтра —
 +
большой подлец”.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Такими
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Именно
-
ли крыльями охранены врата в будущее?!</span></p>
+
так, в самых маленьких компромиссах против светлого идеализма загрязнилось
 +
воображение и сознание. Темнота сознания начинала шептать о неприложимости в
 +
жизни Заповедей. Именно эта ехидна сомнения начинала уверять в ночной темноте,
 +
что Мир всего мира есть чистейшая утопия.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Но
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Но это
-
положим, что самолеты несут не губительных колдунов, не Черноморов, но
+
моление когда-то и кем-то было создано не как отвлеченность, но именно как
-
вестников добрых. Предположим, что поворот рычага радио донесет лучшие
+
приказный призыв о возможной действительности. Великий ум знал, что Мир всего
-
созвучия. Отринем всякие наркотики, чтобы утвердилась трезвость. София, Вера,
+
мира не только возможен, но и есть тот великий спасительный магнит, к которому
-
Надежда, Любовь — разве призраки? В век Матери Мира защитницы строения
+
рано или поздно пристанут корабли путников. На разных языках, в разных концах
-
соберутся и окрылятся добрыми крыльями.</span></p>
+
Земли повторяется, и будет повторяться это священное моление. Неисповедимы
 +
пути, не людям предрешать, как, где и когда осуществится идеализм.</span></p>
-
<p><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>* * *</span></p>
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Действительно,
 +
пути непредрешимы. Но конечная цель остается единой. К этой цели поведут и все
 +
проявления того идеализма, так часто гонимого житейской премудростью. Также
 +
будет день, когда так называемый идеализм будет понят не только, как нечто
 +
самое практичное, но и как единственный путь в решении прочих житейских
 +
проблем. Тот же идеализм породит и стремление к честному, неограниченному
 +
знанию, как одной из самых спасительных пристаней.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Французский
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Идеализм
-
ученый нашел в Ордосе своеобразные остатки древних Несториан. Таким образом,
+
рассеет и суеверия и предрассудки, которые так убийственно омертвляют жизненные
-
знание местных языков и понимание местной жизни позволяет находить то, что еще
+
стремления человечества. Если бы кто-то собрал энциклопедию суеверий и
-
вчера казалось уже несуществующим. То же самое, вероятно, можно сказать и о
+
предрассудков, то обнаружилась бы странная истина о том, насколько многие эти
-
многих племенах пленников, переселенных когда-то в самые неожиданные местности.
+
ехидны и до сих пор проживают даже среди мнящего себя просвещенным
-
Так в мусульманском городе можно слышать буддийские напевы, а среди Китая можно
+
человечества. Но, поверх всех смут, добро поет о мире и благоволении. Никакие
-
узнавать традиции Каабы-Мекки и Медины.</span></p>
+
пушки, никакие взрывы не заглушат этих хоров. И, несмотря на все “житейские”
 +
ложно-мудрости, идеализм как учение блага все же останется самым быстро
 +
достигающим и самым обновляющим в жизни. Сказано: “Порождения ехиднины! Как вы
 +
можете говорить доброе, будучи злы?” Именно злосердечие будет нашептывать о
 +
том, что всякое благоволение недействительно и несвоевременно. Но будем твердо
 +
знать, что даже Мир всего мира не есть отвлеченность, но зависит лишь от
 +
доброжелательства и благоволения человечества. Потому всякое увещание по
 +
сохранению всего самого высокого и самого лучшего именно своевременно и
 +
облегчает пути кратчайшие.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Нет
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Пусть
-
никаких возможностей проследить историю всех этих необычайных путей и
+
благие символы, пусть самые благожелательные знамена развеваются над всем, чем
-
наслоений. Можно с изумлением видеть, как, например, аланские наименования проникли
+
жив дух человеческий.</span></p>
-
по всей Европе, или как кельтские обычаи иногда сохранились в своеобразных
+
-
перетолкованиях и во Франции, и в Шотландии, и в Испании — в самых, казалось
+
-
бы, неожиданных местностях. Когда в итальянских примитивах вы замечаете
+
-
несомненное знание и близкое соприкосновение с далеким Востоком, то еще раз вам
+
-
становится ясным, насколько в далекие времена существовали гораздо большие
+
-
международные сношения, нежели можно было представить. Джиованни ди Паоло знал
+
-
Восток, когда изображал своих “Трех магов”! Знаем о посольствах, которые ехали
+
-
к месту назначения целые десятки лет, не теряя при этом своего смысла. Значит,
+
-
не столько примитивность бывших веков, сколько просто другой темп и ритм
+
-
действий лежали в основе жизни.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Окрылились
+
<p class=date><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>25 декабря 1934 г.<br>
-
люди. Сейчас они перелетели, стремительно перенеслись через пространство. Они
+
-
заспешили и затолкались, как на базаре перед его закрытием.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Уже
+
-
раздаются голоса о тщетности такой поспешности, неоправданной духовными
+
-
запросами и утверждениями. Люди стирают многие бывшие границы и в то же самое
+
-
время изобретают подобные же, а может быть, и еще горшие ограничения. Ведь в
+
-
древности границы бывали, прежде всего, символом защиты. Даже каждый двор бывал
+
-
огражден, защищен. Разве не злоба, недоверие и вражда сейчас диктуют
+
-
международные распри? Ради взаимного унижения люди готовы увлечься самыми
+
-
нелепыми и злобно надушенными измышлениями. В таких порожденных
+
-
недоброжелательством ограничениях, как духовных, так и физических, возникает
+
-
новый ужас отрицаний. Среди всей этой разрушительной негативности, граничащей с
+
-
невежественностью, опять затрудняется всякое разумное строительство. Кто-то
+
-
когда-то сказал — “тесна моя улица!” Может быть, тогда теснота происходила от
+
-
средневековых костров, а сейчас разве не те же, уже незримые, костры полыхают
+
-
тем же пламенем злобы?</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Разобраться
+
-
во всей сложности вопля часа можно лишь доброжелательством, презрев все темные
+
-
и злобные препоны. Все-таки остаются в распоряжении людей и такие крылья,
+
-
которые будут соответствовать успехам авиации. Крылья духа! Помогите оправдать
+
-
и физические нахождения человечества! Иначе некуда лететь и наполнять
+
-
пространство. Поворачивая рычаги самого примитивного радио, вызываются из
+
-
пространства и мелодии, и стенания, и какой-то ужасный рев, точно в сферы
+
-
проявленные врывается безобразный хаос. Казалось бы, и радио, и простая
+
-
фотографическая фильма достаточно напоминают, сколько недоступного физическому
+
-
глазу и уху человеческому! Даже простой школьный микроскоп должен на всю жизнь
+
-
внушить уважение к изощренности и бесконечному разнообразию обычно неуловимых
+
-
форм. Даже такие примитивные приспособления должны бы обогащать благородство
+
-
человеческого мышления, но происходит нечто странное, наука и ее достижения
+
-
идут какими-то своими путями, а общечеловеческое мышление остается в каком-то
+
-
обиходном прозябании.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Освободилось
+
-
ли человечество от грубости мысли? Поняло ли оно высоту этики, воплощенную в
+
-
жизни? Преклонился ли звериный произвол перед Высшим Строительством и
+
-
восхитился ли дух человеческий великими Красотами надземными? Если вы зададите
+
-
себе эти вопросы — труизмы среди грубых ударов бокса, среди окружающих хриплых
+
-
воплей невежества, среди звериности наркотиков, среди нечеловеческой мерзости
+
-
брани, среди убийства и взаимоуничтожения, то одно напоминание о вопросах
+
-
благородства и созидания покажется чудовищно неуместным. Кабацкий ужас,
+
-
звериное сквернословие, противочеловеческий разврат! Какое же может иметь
+
-
соотношение к красоте это безобразие?!</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Не от
+
-
этих ли земных безобразий, углубленных современным человеком, кто-то хочет
+
-
лететь в стратосферу? Кто-то хочет уйти хоть куда-нибудь выше и, может быть,
+
-
принести еще одну формулу, которая проникла бы даже в озверелый мозг.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Эйнштейн
+
-
советовал студентам временно удаляться на маяки для возможности сосредоточения
+
-
в чистой науке. Многие возможности отвлечения от безобразного водоворота
+
-
современности предлагают лучшие умы. Многие пустыни могут расцвести. Многие
+
-
мечтают о крыльях, но эти крылья не есть лопасти аэропланов, несущих
+
-
убийственные бомбы.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>К
+
-
каждому Новому Году будем объединять наше мышление на том, что суждены
+
-
человечеству крылья, и оно получит их, когда захочет помыслить о них всею силою
+
-
духа.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=date><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>10 декабря 1934 г.<br>
+
Пекин.</span></p>
Пекин.</span></p>

Текущая версия

О МИРЕ ВСЕГО МИРА</p>

“Имейте в себе соль и мир имейте между собою”.

“О Мире всего мира”. Не будет ли его моление одной из величайших утопий? Так говорит очевидность. Но сердце и действительная сущность продолжает повторять эти высокие слова, как возможную действительность. Если прислушаться к голосу поверхностной очевидности, то ведь и все заповеди окажутся неисполнимой утопией. Где же оно — “Не убий”? Где же оно — “Не укради”? Где же оно — “Не прелюбы сотвори”? Где же оно — “Не послушествуй на ближнего своего свидетельство ложно”? Где же исполнение и всех прочих простых и ясно звучащих основ Бытия? Может быть, какие-то умники скажут: “К чему и твердить эти указы, если они все равно не исполняются”.

Каждому из нас приходилось много раз слышать всякие нарекания и предостережения против утопий. От детства и юношества приходилось слышать житейские советы, чтобы не увлекаться “пустым идеализмом”, а быть ближе к “практической жизни”. Некоторые молодые сердца не соглашались на ту “практическую жизнь”, к которой их уговаривали “житейские мудрецы”. Некоторым юношам сердце подсказывало, что путь идеализма, против которого их остерегали старшие, есть наиболее жизненный и заповеданный. На этой почве идеализма и “житейской мудрости” произошло множество семейных трагедий. Кто знает, в основе чего легли многие самоубийства — эти самые неразумные разрешения жизненных проблем. Ведь “житейские мудрецы” не остерегли вовремя молодежь от страшного заблуждения, приводившего даже к самоубийству. Когда же эти, постепенно обреченные, молодые люди спрашивали старших, будут ли в предполагаемой практической жизни исполняться Заповеди Добра? — старшие иногда махали рукой, кощунственно шепча — “все простится”. И возникало между этим “все простится” и заповедями жизни какое-то неразрешимое противоречие. “Житейские мудрецы” готовы были обещать все, что угодно, лишь бы остеречь молодежь от идеализма. Когда же юношество погружалось в условную механическую жизнь, то даже книжники и фарисеи всплескивали руками. Но спрашивается, кто же повел молодежь на кулачный бой, на скачки, на развратные фильмы? Не сами ли “житейские мудрецы”, со вздохом повторяя — “не обманешь — не продашь”, усердно создавали разлагающие условия жизни. Когда-то говорилось: “Сегодня маленький компромисс, завтра маленький компромисс, а послезавтра — большой подлец”.

Именно так, в самых маленьких компромиссах против светлого идеализма загрязнилось воображение и сознание. Темнота сознания начинала шептать о неприложимости в жизни Заповедей. Именно эта ехидна сомнения начинала уверять в ночной темноте, что Мир всего мира есть чистейшая утопия.

Но это моление когда-то и кем-то было создано не как отвлеченность, но именно как приказный призыв о возможной действительности. Великий ум знал, что Мир всего мира не только возможен, но и есть тот великий спасительный магнит, к которому рано или поздно пристанут корабли путников. На разных языках, в разных концах Земли повторяется, и будет повторяться это священное моление. Неисповедимы пути, не людям предрешать, как, где и когда осуществится идеализм.

Действительно, пути непредрешимы. Но конечная цель остается единой. К этой цели поведут и все проявления того идеализма, так часто гонимого житейской премудростью. Также будет день, когда так называемый идеализм будет понят не только, как нечто самое практичное, но и как единственный путь в решении прочих житейских проблем. Тот же идеализм породит и стремление к честному, неограниченному знанию, как одной из самых спасительных пристаней.

Идеализм рассеет и суеверия и предрассудки, которые так убийственно омертвляют жизненные стремления человечества. Если бы кто-то собрал энциклопедию суеверий и предрассудков, то обнаружилась бы странная истина о том, насколько многие эти ехидны и до сих пор проживают даже среди мнящего себя просвещенным человечества. Но, поверх всех смут, добро поет о мире и благоволении. Никакие пушки, никакие взрывы не заглушат этих хоров. И, несмотря на все “житейские” ложно-мудрости, идеализм как учение блага все же останется самым быстро достигающим и самым обновляющим в жизни. Сказано: “Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы?” Именно злосердечие будет нашептывать о том, что всякое благоволение недействительно и несвоевременно. Но будем твердо знать, что даже Мир всего мира не есть отвлеченность, но зависит лишь от доброжелательства и благоволения человечества. Потому всякое увещание по сохранению всего самого высокого и самого лучшего именно своевременно и облегчает пути кратчайшие.

Пусть благие символы, пусть самые благожелательные знамена развеваются над всем, чем жив дух человеческий.

25 декабря 1934 г.
Пекин.

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно