Н.К.Рерих. Врата в будущее.

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
-
<span name=лихо><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>ЛИХОЧАСЬЕ</span></span></p>
+
<span name=мире><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>О
 +
МИРЕ ВСЕГО МИРА</span></span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Всем
+
<p class=str style='text-indent:0cm'><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>“Имейте
-
памятны знаменательные слова Ломоносова об отставлении Академии Наук от него.</span></p>
+
в себе соль и мир имейте между собою”.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>“Ярость
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>“О Мире
-
врагов с робостью друзей состязаются” так отвечал Менделеев на вопросы
+
всего мира”. Не будет ли его моление одной из величайших утопий? Так говорит
-
какой смысл в ярко несправедливом к нему отношении со стороны Петербургской
+
очевидность. Но сердце и действительная сущность продолжает повторять эти
-
Академии Наук! Нечто в том же роде заметил и Пирогов по поводу
+
высокие слова, как возможную действительность. Если прислушаться к голосу
-
недоброжелательного отношения со стороны врачей.</span></p>
+
поверхностной очевидности, то ведь и все заповеди окажутся неисполнимой
 +
утопией. Где же оно “Не убий”? Где же оно “Не укради”? Где же оно — “Не
 +
прелюбы сотвори”? Где же оно — “Не послушествуй на ближнего своего
 +
свидетельство ложно”? Где же исполнение и всех прочих простых и ясно звучащих
 +
основ Бытия? Может быть, какие-то умники скажут: “К чему и твердить эти указы,
 +
если они все равно не исполняются”.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>В одной
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Каждому
-
из неоконченных повестей Пушкин говорит: “Перед чем же я робею”. “Перед
+
из нас приходилось много раз слышать всякие нарекания и предостережения против
-
недоброжелательством”, — отвечал русский. Это черта наших нравов. В народе она
+
утопий. От детства и юношества приходилось слышать житейские советы, чтобы не
-
выражается насмешкой, а в высшем кругу невниманием и холодностью. Не могу не
+
увлекаться “пустым идеализмом”, а быть ближе к “практической жизни”. Некоторые
-
добавить несколько строк из пушкинского “Путешествие в Эрзерум”, которое
+
молодые сердца не соглашались на ту “практическую жизнь”, к которой их
-
кончается так: “На столе нашел я русские журналы. Первая статья, мне
+
уговаривали “житейские мудрецы”. Некоторым юношам сердце подсказывало, что путь
-
попавшаяся, была разбор одного из моих сочинений. В ней всячески бранили меня и
+
идеализма, против которого их остерегали старшие, есть наиболее жизненный и
-
мои стихи... Таково было мне первое приветствие в любезном отечестве”. Так
+
заповеданный. На этой почве идеализма и “житейской мудрости” произошло
-
говорит Пушкин.</span></p>
+
множество семейных трагедий. Кто знает, в основе чего легли многие самоубийства
 +
— эти самые неразумные разрешения жизненных проблем. Ведь “житейские мудрецы”
 +
не остерегли вовремя молодежь от страшного заблуждения, приводившего даже к
 +
самоубийству. Когда же эти, постепенно обреченные, молодые люди спрашивали
 +
старших, будут ли в предполагаемой практической жизни исполняться Заповеди
 +
Добра? — старшие иногда махали рукой, кощунственно шепча — “все простится”. И
 +
возникало между этим “все простится” и заповедями жизни какое-то неразрешимое
 +
противоречие. “Житейские мудрецы” готовы были обещать все, что угодно, лишь бы
 +
остеречь молодежь от идеализма. Когда же юношество погружалось в условную
 +
механическую жизнь, то даже книжники и фарисеи всплескивали руками. Но
 +
спрашивается, кто же повел молодежь на кулачный бой, на скачки, на развратные
 +
фильмы? Не сами ли “житейские мудрецы”, со вздохом повторяя — “не обманешь — не
 +
продашь”, усердно создавали разлагающие условия жизни. Когда-то говорилось:
 +
“Сегодня маленький компромисс, завтра маленький компромисс, а послезавтра —
 +
большой подлец”.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>А вот
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Именно
-
как скорбно поминает Гоголь в своей переписке о несправедливом к Пушкину
+
так, в самых маленьких компромиссах против светлого идеализма загрязнилось
-
отношении: “Не будьте похожи на тех святошей, которые желали бы разом
+
воображение и сознание. Темнота сознания начинала шептать о неприложимости в
-
уничтожить все, что ни есть в свете, видя во всем одно бесовское. Их удел —
+
жизни Заповедей. Именно эта ехидна сомнения начинала уверять в ночной темноте,
-
впадать в самые грубые ошибки. Нечто тому подобное случилось недавно в
+
что Мир всего мира есть чистейшая утопия.</span></p>
-
литературе. Некоторые стали печатно объявлять, что Пушкин был деист, а не
+
-
христианин; точно, как будто они побывали в душе Пушкина; точно как будто бы
+
-
Пушкин непременно обязан был в стихах своих говорить о высших догматах
+
-
христианских, за которые и сам святитель Церкви принимается не иначе, как с
+
-
великим страхом, приготовя себя к тому глубочайшею святостью своей жизни. По их
+
-
понятиям, следовало бы все высшее в христианстве облекать в рифмы и сделать из
+
-
того какие-то стихотворные игрушки”. “Я не могу даже понять, как могло прийти в
+
-
ум критику, печатно, в виду всех, взводить на Пушкина такое обвинение, и что
+
-
сочинения его служат к развращению света, тогда как самой цензуре предписано, в
+
-
случае, если бы смысл такого сочинения не был вполне ясен, толковать его в
+
-
прямую и выгодную для автора сторону, а не в кривую и вредящую ему. Если это
+
-
постановлено в закон цензуре, безмолвной и безгласной, но не имеющей даже
+
-
возможности оговориться перед публикою, то во сколько раз больше должна это
+
-
поставить себе в закон критика, которая может изъясняться и говориться в
+
-
малейшем действии своем. Публично выставлять нехристианином человека и даже
+
-
противником Христа! Разве это христианское дело? Да и кто же из вас Христианин?
+
-
Этак я могу обвинить самого критика в нехристианстве”.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>О себе
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Но это
-
Гоголь в авторской исповеди пишет: “Все согласны в том, что еще ни одна книга
+
моление когда-то и кем-то было создано не как отвлеченность, но именно как
-
не произвела столько разнообразных толков, как “Выбранные места из переписки с
+
приказный призыв о возможной действительности. Великий ум знал, что Мир всего
-
друзьями”. И, что всего замечательней, чего не случилось, может быть, доселе
+
мира не только возможен, но и есть тот великий спасительный магнит, к которому
-
еще ни в какой литературе — предметом толков и критик стала не книга, но автор.
+
рано или поздно пристанут корабли путников. На разных языках, в разных концах
-
Подозрительно и недоверчиво разобрано было всякое слово, и всяк наперерыв
+
Земли повторяется, и будет повторяться это священное моление. Неисповедимы
-
спешил объявить источник, из которого оно произошло. Над живым телом еще
+
пути, не людям предрешать, как, где и когда осуществится идеализм.</span></p>
-
живущего человека производилась та страшная анатомия, от которой бросает в
+
-
холодный пот даже и того, кто одарен крепким сложением”.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Сколько
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Действительно,
-
скорби в этих признаниях!</span></p>
+
пути непредрешимы. Но конечная цель остается единой. К этой цели поведут и все
 +
проявления того идеализма, так часто гонимого житейской премудростью. Также
 +
будет день, когда так называемый идеализм будет понят не только, как нечто
 +
самое практичное, но и как единственный путь в решении прочих житейских
 +
проблем. Тот же идеализм породит и стремление к честному, неограниченному
 +
знанию, как одной из самых спасительных пристаней.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Разве не
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Идеализм
-
тем же полна трагическая жизнь Лермонтова?..</span></p>
+
рассеет и суеверия и предрассудки, которые так убийственно омертвляют жизненные
 +
стремления человечества. Если бы кто-то собрал энциклопедию суеверий и
 +
предрассудков, то обнаружилась бы странная истина о том, насколько многие эти
 +
ехидны и до сих пор проживают даже среди мнящего себя просвещенным
 +
человечества. Но, поверх всех смут, добро поет о мире и благоволении. Никакие
 +
пушки, никакие взрывы не заглушат этих хоров. И, несмотря на все “житейские”
 +
ложно-мудрости, идеализм как учение блага все же останется самым быстро
 +
достигающим и самым обновляющим в жизни. Сказано: “Порождения ехиднины! Как вы
 +
можете говорить доброе, будучи злы?” Именно злосердечие будет нашептывать о
 +
том, что всякое благоволение недействительно и несвоевременно. Но будем твердо
 +
знать, что даже Мир всего мира не есть отвлеченность, но зависит лишь от
 +
доброжелательства и благоволения человечества. Потому всякое увещание по
 +
сохранению всего самого высокого и самого лучшего именно своевременно и
 +
облегчает пути кратчайшие.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Разве
+
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Пусть
-
конец Мусоргского не от тех же темных причин?..</span></p>
+
благие символы, пусть самые благожелательные знамена развеваются над всем, чем
 +
жив дух человеческий.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Вспоминаются
+
<p class=date><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>25 декабря 1934 г.<br>
-
полные болью слова Врубеля или рассказ Куинджи о том, как злые люди считали,
+
-
что он вовсе и не Куинджи, но крымский пастух, убивший художника Куинджи.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Разве
+
-
такое злоумышление не есть яркое свидетельство уже давно отмеченного
+
-
недоброжелательства? Чем бы ни объяснять такое темное чувство, все равно
+
-
никакого разумного смысла в нем не найдется; объяснить ли его только завистью?
+
-
Но такое объяснение будет слишком ограниченно. Объяснить невежеством и
+
-
дикостью? Но тогда почему даже у диких племен часто высказывается
+
-
взаимоуважение?</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Каким же
+
-
таким низменным темным состоянием нужно объяснить, когда у нас на глазах,
+
-
русскую гордость, Голенищева-Кутузова называют изменником?</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Какая же
+
-
тут зависть!</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Ведь это
+
-
уже будет относиться к тому скотскому состоянию, о котором так горько и
+
-
проникновенно сказал еще Котошихин.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Казалось
+
-
бы, века прошли!</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Казалось
+
-
бы, на земле прошло столько ужасов, что, хотя бы из примитивной
+
-
предосторожности, должна быть проявлена хотя бы предусмотрительность. Ведь
+
-
прозвище Скотинина не должно радовать того, кто считает себя человекообразным.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Но
+
-
наряду с низким Скотининым существует и злобное сатанинство. И никак Вы иначе
+
-
не назовете это ужасно разрушительное состояние. Если с одной стороны несется
+
-
торжествующий рев, угрожающий разрушением всем храмам и музеям, то с другой
+
-
стороны готовятся пистолеты, чтобы застрелить всех Пушкиных и обозвать
+
-
изменниками всех Голенищевых-Кутузовых и прочих героев Российской Истории.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Да,
+
-
истинно, не только в войнах разрушаются Культурные Сокровища. Ценнейшие сосуды
+
-
разбиваются в судорогах злобы. В полном одичании, в судорогах безумия
+
-
произносятся самые разрушительные формулы. При этом потрясает та чудовищная
+
-
безответственность, которая не дает себе труда хотя бы помыслить, к каким
+
-
следствиям приведет это буйно-дикое состояние?</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Буйный
+
-
безумец должен разрушать, и, конечно, его животный мозг даже и не умеет
+
-
одуматься и заглянуть в приуготовленное им самим же.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Где тут
+
-
критика?</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Где тут
+
-
насмешливость?</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Где тут
+
-
недоброжелательство?</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>В ярости
+
-
безумия смешиваются все формы. В безобразии хаоса уже не различаются никакие
+
-
границы. А ведь припадки безумия бывают заразительны.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Сколько
+
-
исторических примеров массового безумия.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Целые
+
-
эпидемии психические возникали и горестно запечатлевались на страницах истории
+
-
человечества. Но не странно ли видеть, что приговор Котошихина должен
+
-
повториться и в словах Пушкина, должен так же отмечаться опять через столетия.
+
-
Не слишком ли застарела болезнь? Не приспело ли время обратиться к вечным
+
-
панацеям Добра и Света, и Законам Божеским, чтобы отогнать приступы сатанизма?</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Когда
+
-
сгущаются солнечные пятна, когда космически твердь содрогается, не пора ли
+
-
сосредоточиться на мысли о том, как изгнать всеразрушающее безумие злобы?</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Не пора
+
-
ли признать, что ложь и клевета порождают самых безобразных пространственных
+
-
сущностей?</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Не
+
-
наступает ли последний час, чтобы развернуть запыленные кодексы добра и отмыть
+
-
глаз сердца?</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Но
+
-
Гоголь, сердцеведец, говорит также и так: “Знаю, подло завелось теперь в земле
+
-
нашей: думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны
+
-
их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их; перенимают, черт знает,
+
-
какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой со своим не хочет
+
-
говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке”.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>“Но у
+
-
последнего подлюжки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и
+
-
поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства; проснется оно
+
-
когда-нибудь, — и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за
+
-
голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное
+
-
дело”.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Где же
+
-
ты?</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Зазвучи,
+
-
отзовись, русское сердце!</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=date><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>12 декабря 1934 г.<br>
+
Пекин.</span></p>
Пекин.</span></p>

Текущая версия

О МИРЕ ВСЕГО МИРА</p>

“Имейте в себе соль и мир имейте между собою”.

“О Мире всего мира”. Не будет ли его моление одной из величайших утопий? Так говорит очевидность. Но сердце и действительная сущность продолжает повторять эти высокие слова, как возможную действительность. Если прислушаться к голосу поверхностной очевидности, то ведь и все заповеди окажутся неисполнимой утопией. Где же оно — “Не убий”? Где же оно — “Не укради”? Где же оно — “Не прелюбы сотвори”? Где же оно — “Не послушествуй на ближнего своего свидетельство ложно”? Где же исполнение и всех прочих простых и ясно звучащих основ Бытия? Может быть, какие-то умники скажут: “К чему и твердить эти указы, если они все равно не исполняются”.

Каждому из нас приходилось много раз слышать всякие нарекания и предостережения против утопий. От детства и юношества приходилось слышать житейские советы, чтобы не увлекаться “пустым идеализмом”, а быть ближе к “практической жизни”. Некоторые молодые сердца не соглашались на ту “практическую жизнь”, к которой их уговаривали “житейские мудрецы”. Некоторым юношам сердце подсказывало, что путь идеализма, против которого их остерегали старшие, есть наиболее жизненный и заповеданный. На этой почве идеализма и “житейской мудрости” произошло множество семейных трагедий. Кто знает, в основе чего легли многие самоубийства — эти самые неразумные разрешения жизненных проблем. Ведь “житейские мудрецы” не остерегли вовремя молодежь от страшного заблуждения, приводившего даже к самоубийству. Когда же эти, постепенно обреченные, молодые люди спрашивали старших, будут ли в предполагаемой практической жизни исполняться Заповеди Добра? — старшие иногда махали рукой, кощунственно шепча — “все простится”. И возникало между этим “все простится” и заповедями жизни какое-то неразрешимое противоречие. “Житейские мудрецы” готовы были обещать все, что угодно, лишь бы остеречь молодежь от идеализма. Когда же юношество погружалось в условную механическую жизнь, то даже книжники и фарисеи всплескивали руками. Но спрашивается, кто же повел молодежь на кулачный бой, на скачки, на развратные фильмы? Не сами ли “житейские мудрецы”, со вздохом повторяя — “не обманешь — не продашь”, усердно создавали разлагающие условия жизни. Когда-то говорилось: “Сегодня маленький компромисс, завтра маленький компромисс, а послезавтра — большой подлец”.

Именно так, в самых маленьких компромиссах против светлого идеализма загрязнилось воображение и сознание. Темнота сознания начинала шептать о неприложимости в жизни Заповедей. Именно эта ехидна сомнения начинала уверять в ночной темноте, что Мир всего мира есть чистейшая утопия.

Но это моление когда-то и кем-то было создано не как отвлеченность, но именно как приказный призыв о возможной действительности. Великий ум знал, что Мир всего мира не только возможен, но и есть тот великий спасительный магнит, к которому рано или поздно пристанут корабли путников. На разных языках, в разных концах Земли повторяется, и будет повторяться это священное моление. Неисповедимы пути, не людям предрешать, как, где и когда осуществится идеализм.

Действительно, пути непредрешимы. Но конечная цель остается единой. К этой цели поведут и все проявления того идеализма, так часто гонимого житейской премудростью. Также будет день, когда так называемый идеализм будет понят не только, как нечто самое практичное, но и как единственный путь в решении прочих житейских проблем. Тот же идеализм породит и стремление к честному, неограниченному знанию, как одной из самых спасительных пристаней.

Идеализм рассеет и суеверия и предрассудки, которые так убийственно омертвляют жизненные стремления человечества. Если бы кто-то собрал энциклопедию суеверий и предрассудков, то обнаружилась бы странная истина о том, насколько многие эти ехидны и до сих пор проживают даже среди мнящего себя просвещенным человечества. Но, поверх всех смут, добро поет о мире и благоволении. Никакие пушки, никакие взрывы не заглушат этих хоров. И, несмотря на все “житейские” ложно-мудрости, идеализм как учение блага все же останется самым быстро достигающим и самым обновляющим в жизни. Сказано: “Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы?” Именно злосердечие будет нашептывать о том, что всякое благоволение недействительно и несвоевременно. Но будем твердо знать, что даже Мир всего мира не есть отвлеченность, но зависит лишь от доброжелательства и благоволения человечества. Потому всякое увещание по сохранению всего самого высокого и самого лучшего именно своевременно и облегчает пути кратчайшие.

Пусть благие символы, пусть самые благожелательные знамена развеваются над всем, чем жив дух человеческий.

25 декабря 1934 г.
Пекин.

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно