Н.К.Рерих. Врата в будущее. ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: <p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Почти сорок лет тому назад довелось обратить внимание на заме...)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Почти
+
<p><span style=''>Почти
сорок лет тому назад довелось обратить внимание на замечательные, по стилизации
сорок лет тому назад довелось обратить внимание на замечательные, по стилизации
своей, скифские древности и родственные им в духе, так называвшиеся тогда,
своей, скифские древности и родственные им в духе, так называвшиеся тогда,
Строка 9: Строка 9:
средневековьем.</span></p>
средневековьем.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Помню,
+
<p><span style=''>Помню,
как когда-то в одном из художественных журналов мы указали на необыкновенный
как когда-то в одном из художественных журналов мы указали на необыкновенный
стиль этих животных композиций, то один писатель Ф., считавший себя очень
стиль этих животных композиций, то один писатель Ф., считавший себя очень
Строка 15: Строка 15:
полюбоваться и обсудить такие замечательные находки.</span></p>
полюбоваться и обсудить такие замечательные находки.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>С тех
+
<p><span style=''>С тех
пор много воды утекло. Появилась целая наука о “зверином стиле”. Самые
пор много воды утекло. Появилась целая наука о “зверином стиле”. Самые
замечательные ученые обратили внимание на эти наследия великих путников и
замечательные ученые обратили внимание на эти наследия великих путников и
Строка 22: Строка 22:
близкое художественной концепции нашей современности.</span></p>
близкое художественной концепции нашей современности.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Думаю,
+
<p><span style=''>Думаю,
что сейчас никакой писатель, мыслящий себя образованным, уже не станет смеяться
что сейчас никакой писатель, мыслящий себя образованным, уже не станет смеяться
над столь выразительными и богатыми в композиции бронзовыми фигурками.
над столь выразительными и богатыми в композиции бронзовыми фигурками.
Строка 40: Строка 40:
оленей, леопардов, птиц, змей и других реальных и фантастических существ.</span></p>
оленей, леопардов, птиц, змей и других реальных и фантастических существ.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Видно,
+
<p><span style=''>Видно,
что это народное творчество было не только связано ритуальными надобностями.
что это народное творчество было не только связано ритуальными надобностями.
Легко можно усматривать широкую композиционность, входившую во все украшение
Легко можно усматривать широкую композиционность, входившую во все украшение
Строка 57: Строка 57:
природы, звал неутомимо вперед.</span></p>
природы, звал неутомимо вперед.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Было бы
+
<p><span style=''>Было бы
малым решение предположить, что эти путники механически выталкивались
малым решение предположить, что эти путники механически выталкивались
народностями, восстававшими позади. Правда, незабвенный Тверитянин восклицал —
народностями, восстававшими позади. Правда, незабвенный Тверитянин восклицал —
Строка 69: Строка 69:
расширении кругозора накопляли богатство воображения.</span></p>
расширении кругозора накопляли богатство воображения.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Действительно,
+
<p><span style=''>Действительно,
воображение есть не что иное, как заработанный накопленный опыт. Чем больше
воображение есть не что иное, как заработанный накопленный опыт. Чем больше
изощрялся глаз и ум, тем многоцветнее загоралось творчество. Богатство так
изощрялся глаз и ум, тем многоцветнее загоралось творчество. Богатство так
Строка 77: Строка 77:
созидательным.</span></p>
созидательным.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Химера
+
<p><span style=''>Химера
Парижского собора, разве не вспоминает она о пространствах Ордоса, или о
Парижского собора, разве не вспоминает она о пространствах Ордоса, или о
Тибетских нагорьях, или о безбрежных водных путях Сибири? Когда
Тибетских нагорьях, или о безбрежных водных путях Сибири? Когда
Строка 85: Строка 85:
какие-то духовные ручательства, и никакие эпохи не изглаживают исконных путей.</span></p>
какие-то духовные ручательства, и никакие эпохи не изглаживают исконных путей.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Люди
+
<p><span style=''>Люди
думают о каких-то новых определениях. В условном наименовании Евразии они хотят
думают о каких-то новых определениях. В условном наименовании Евразии они хотят
выразить еще одно богатство сочетаний. В геральдическом единороге вспоминается
выразить еще одно богатство сочетаний. В геральдическом единороге вспоминается
Строка 92: Строка 92:
поединках на далеких путях.</span></p>
поединках на далеких путях.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Многие
+
<p><span style=''>Многие
названия несоответственны или незаслуженны. Так и само наименование звериного
названия несоответственны или незаслуженны. Так и само наименование звериного
стиля внешне односторонне. Он звучит для вас не одними звериными формами, но
стиля внешне односторонне. Он звучит для вас не одними звериными формами, но
Строка 102: Строка 102:
может быть и не одно, будет найдено по мере накопления новых открытий.</span></p>
может быть и не одно, будет найдено по мере накопления новых открытий.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>В
+
<p><span style=''>В
истории человечества поучительно наблюдать знаменательные волны открытий.
истории человечества поучительно наблюдать знаменательные волны открытий.
Нельзя сказать, чтобы они зависели лишь от случайно возбужденного интереса. Вне
Нельзя сказать, чтобы они зависели лишь от случайно возбужденного интереса. Вне
Строка 113: Строка 113:
предназначенных местностей.</span></p>
предназначенных местностей.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Знаки
+
<p><span style=''>Знаки
великих путников выступают не случайно, и потому особое внимание к ним тоже
великих путников выступают не случайно, и потому особое внимание к ним тоже
далеко от случайности. Словно бы недра земли раскрываются и поучают, когда
далеко от случайности. Словно бы недра земли раскрываются и поучают, когда
нужно, богатствами, накопленными ушедшими племенами.</span></p>
нужно, богатствами, накопленными ушедшими племенами.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Великие
+
<p><span style=''>Великие
путники оставляют знаменательные знаки.</span></p>
путники оставляют знаменательные знаки.</span></p>
-
<p class=date><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>24 декабря 1934 г.<br>
+
<p class=date><span style=''>24 декабря 1934 г.<br>
Пекин.</span></p>
Пекин.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>&nbsp;</span></p>
+
<p><span style=''>&nbsp;</span></p>

Версия 00:27, 4 декабря 2011


Почти сорок лет тому назад довелось обратить внимание на замечательные, по стилизации своей, скифские древности и родственные им в духе, так называвшиеся тогда, чудские бляшки. Тогда еще скифские древности понимались лишь как перетолкование греческого классического мира, а чудские древности относились к чему-то просто примитивному. Сам животнообразный романеск казался просто романтическим средневековьем.

Помню, как когда-то в одном из художественных журналов мы указали на необыкновенный стиль этих животных композиций, то один писатель Ф., считавший себя очень изысканно современным, посмеялся над этим, не находя нужным серьезно полюбоваться и обсудить такие замечательные находки.

С тех пор много воды утекло. Появилась целая наука о “зверином стиле”. Самые замечательные ученые обратили внимание на эти наследия великих путников и отдали должное внимание этим необыкновенным стилизациям. Действительно, как это ни странно, но великие кочевые народы оставили по себе целое сокровище, так близкое художественной концепции нашей современности.

Думаю, что сейчас никакой писатель, мыслящий себя образованным, уже не станет смеяться над столь выразительными и богатыми в композиции бронзовыми фигурками. Наоборот, и современный художник, и археолог придут в одинаковое восхищение, наблюдая эти изысканнейшие формы животнообразного царства. От средневековых химер и бездонно вглубь, может быть, к самым пещерным рисункам, протянулось ожерелье богатого народного творчества. И в бронзе, и на скалах, и на остатках тканей народы, носившие столь разнообразные наименования, запечатлевают свою фантазию. С каждым годом все новые области присоединяются к этим открытиям. После Кавказа и Минусинска находки средней Азии, Гималаев, Тибета, а теперь Ордоса, Алашани и других монгольских местностей, дают новые и блестящие нахождения. Только что мы видели и интересную книгу Андерсона, а также блестящее собрание ордосских бронз, находящееся в Пекине у миссис Картер. Некоторые формы из этого разнообразного собрания перенесут нас и на Урал, и в Пермь, и в Минусинск, и в Луристан, оживляя пути великих насельников. Можно было вновь порадоваться, любуясь замечательными стилизациями горных козлов, оленей, леопардов, птиц, змей и других реальных и фантастических существ.

Видно, что это народное творчество было не только связано ритуальными надобностями. Легко можно усматривать широкую композиционность, входившую во все украшение жизни. Особенно это делается очевидным, когда Козловым были найдены в курганах Монголии остатки ткани с теми же богатыми животнообразными орнаментациями. Эта потребность разнообразного украшения жизни показывает, насколько эти народы носили в себе настоящий потенциал неистощимой фантазии. Ведь это не были греческие подделки под определенный стиль, это были народные, непосредственные выражения, изливавшиеся из эмбрионов творчества. Потому можно понять, почему и дальнейшее творчество, как тех же народов, так и их наследников, дало много незабываемых памятников искусства и большие страницы истории. Само передвижение подобных народов показывает ненасытную устремленность. От океана до океана, через все препоны и трудности, шли путники воображенного града. Тоска по светлому Китежу, неугомонное хождение в Беловодье, поиски Грааля, не от тех ли исканий, когда наблюдательный проникновенный взор восхищался богатствами царств природы, звал неутомимо вперед.

Было бы малым решение предположить, что эти путники механически выталкивались народностями, восстававшими позади. Правда, незабвенный Тверитянин восклицал — “И от всех наших бед уйдем в Индию” — куда он все-таки и ушел и, подкрепившись светом путешествия, вернулся назад, овеянный чудесною опытностью. Конечно, эти “беды” Тверитянина не были только бедами физическими. Конечно, его духовное начало, начало бедствовать от каких-то несоответствий. Сердце его вне узкопрактических соображений подсказало ему путь необычный и оздоровляющее движение. Этими поисками оздоровляющих движений, конечно, объясняются даже и движения целых народов. От движений народы ни уставали, ни ослабевали, но в расширении кругозора накопляли богатство воображения.

Действительно, воображение есть не что иное, как заработанный накопленный опыт. Чем больше изощрялся глаз и ум, тем многоцветнее загоралось творчество. Богатство так называемого звериного стиля именно является одним из неутомимо накопленных сокровищ. Как мы говорили, оно не только потребовано какими-то ритуалами. Оно широко разлилось по всей жизни, укрепляя и дальнейшее воображение к подвигам бранным и созидательным.

Химера Парижского собора, разве не вспоминает она о пространствах Ордоса, или о Тибетских нагорьях, или о безбрежных водных путях Сибири? Когда богатотворческая рука Алланов украшала храмы Владимира и Юрьева Польского, разве эти геральдические грифоны, львы и все узорчатые чудища не являлись как бы тамгою далеких Азиатских просторов. В этих взаимных напоминаниях звучат какие-то духовные ручательства, и никакие эпохи не изглаживают исконных путей.

Люди думают о каких-то новых определениях. В условном наименовании Евразии они хотят выразить еще одно богатство сочетаний. В геральдическом единороге вспоминается однорогая тибетская антилопа, и франкская Милюзина перенесет вас к Гандарвам Индии. При этом будет звучать богатство воображения, заработанное в героических поединках на далеких путях.

Многие названия несоответственны или незаслуженны. Так и само наименование звериного стиля внешне односторонне. Он звучит для вас не одними звериными формами, но именно своим творческим богатством и своеобразием стилизации. Какое-то другое, более существенное по глубине, определение заслуживает этот стиль, выросший из жизни, как чудесная сказка импровизации хожалого баяна. Звериность не будет внутренним признаком этого стиля. Его художественное благородство и богатство просят какое-то более выразительное определение. Наверное, такое определение, а может быть и не одно, будет найдено по мере накопления новых открытий.

В истории человечества поучительно наблюдать знаменательные волны открытий. Нельзя сказать, чтобы они зависели лишь от случайно возбужденного интереса. Вне человеческих случайностей, точно бы самые недра земли в какие-то сужденные сроки открывают тайники свои. Как бы случайно, а в сущности, может быть, логически, предуказанно, точно бы океанские волны, выбрасываются целые гряды знаменательно одноподобных находок. Так и теперь, после Венгрии, после Кавказа и Сибири, появились прекрасные находки Луристана среди Азиатских пространств, а теперь и Алашани и Ордоса и, вероятно, среди многих других, как бы предназначенных местностей.

Знаки великих путников выступают не случайно, и потому особое внимание к ним тоже далеко от случайности. Словно бы недра земли раскрываются и поучают, когда нужно, богатствами, накопленными ушедшими племенами.

Великие путники оставляют знаменательные знаки.

24 декабря 1934 г.
Пекин.

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно