Н.К.Рерих. Врата в будущее. КРЫЛЬЯ
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
(Новая: <p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Окрылились люди! Бороздят синеву самолеты. Несут ли добрые ве...) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | <p | + | <p><span style=''>Окрылились |
люди! Бороздят синеву самолеты. Несут ли добрые вести? Или панацеи? Или знания? | люди! Бороздят синеву самолеты. Несут ли добрые вести? Или панацеи? Или знания? | ||
Или помощь? А вдруг — бомбы? А вдруг губительные газы? А вдруг уничтожение? | Или помощь? А вдруг — бомбы? А вдруг губительные газы? А вдруг уничтожение? | ||
Чего больше?</span></p> | Чего больше?</span></p> | ||
- | <p | + | <p><span style=''>Допущены |
ли бомбы, газы, убийства? Разрешено ли поношение рода человеческого? На каком | ли бомбы, газы, убийства? Разрешено ли поношение рода человеческого? На каком | ||
совете решено убийство? Мирный поселянин где-то строит очаг, а может быть, за | совете решено убийство? Мирный поселянин где-то строит очаг, а может быть, за | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
казни, точно в римском Колизее!</span></p> | казни, точно в римском Колизее!</span></p> | ||
- | <p | + | <p><span style=''>Захотел, |
повелел, и крылья человечества понесут смерть и гибель. А печатные листы | повелел, и крылья человечества понесут смерть и гибель. А печатные листы | ||
отметят малым набором об уничтожении женщин и детей. Без крыльев эти убийства и | отметят малым набором об уничтожении женщин и детей. Без крыльев эти убийства и | ||
Строка 22: | Строка 22: | ||
попрание всего достоинства человеческого?</span></p> | попрание всего достоинства человеческого?</span></p> | ||
- | <p | + | <p><span style=''>Такими |
ли крыльями охранены врата в будущее?!</span></p> | ли крыльями охранены врата в будущее?!</span></p> | ||
- | <p | + | <p><span style=''>Но |
положим, что самолеты несут не губительных колдунов, не Черноморов, но | положим, что самолеты несут не губительных колдунов, не Черноморов, но | ||
вестников добрых. Предположим, что поворот рычага радио донесет лучшие | вестников добрых. Предположим, что поворот рычага радио донесет лучшие | ||
Строка 32: | Строка 32: | ||
соберутся и окрылятся добрыми крыльями.</span></p> | соберутся и окрылятся добрыми крыльями.</span></p> | ||
- | <p><span style=' | + | <p><span style=''>* * *</span></p> |
- | <p | + | <p><span style=''>Французский |
ученый нашел в Ордосе своеобразные остатки древних Несториан. Таким образом, | ученый нашел в Ордосе своеобразные остатки древних Несториан. Таким образом, | ||
знание местных языков и понимание местной жизни позволяет находить то, что еще | знание местных языков и понимание местной жизни позволяет находить то, что еще | ||
Строка 42: | Строка 42: | ||
узнавать традиции Каабы-Мекки и Медины.</span></p> | узнавать традиции Каабы-Мекки и Медины.</span></p> | ||
- | <p | + | <p><span style=''>Нет |
никаких возможностей проследить историю всех этих необычайных путей и | никаких возможностей проследить историю всех этих необычайных путей и | ||
наслоений. Можно с изумлением видеть, как, например, аланские наименования проникли | наслоений. Можно с изумлением видеть, как, например, аланские наименования проникли | ||
Строка 56: | Строка 56: | ||
действий лежали в основе жизни.</span></p> | действий лежали в основе жизни.</span></p> | ||
- | <p | + | <p><span style=''>Окрылились |
люди. Сейчас они перелетели, стремительно перенеслись через пространство. Они | люди. Сейчас они перелетели, стремительно перенеслись через пространство. Они | ||
заспешили и затолкались, как на базаре перед его закрытием.</span></p> | заспешили и затолкались, как на базаре перед его закрытием.</span></p> | ||
- | <p | + | <p><span style=''>Уже |
раздаются голоса о тщетности такой поспешности, неоправданной духовными | раздаются голоса о тщетности такой поспешности, неоправданной духовными | ||
запросами и утверждениями. Люди стирают многие бывшие границы и в то же самое | запросами и утверждениями. Люди стирают многие бывшие границы и в то же самое | ||
Строка 75: | Строка 75: | ||
тем же пламенем злобы?</span></p> | тем же пламенем злобы?</span></p> | ||
- | <p | + | <p><span style=''>Разобраться |
во всей сложности вопля часа можно лишь доброжелательством, презрев все темные | во всей сложности вопля часа можно лишь доброжелательством, презрев все темные | ||
и злобные препоны. Все-таки остаются в распоряжении людей и такие крылья, | и злобные препоны. Все-таки остаются в распоряжении людей и такие крылья, | ||
Строка 91: | Строка 91: | ||
обиходном прозябании.</span></p> | обиходном прозябании.</span></p> | ||
- | <p | + | <p><span style=''>Освободилось |
ли человечество от грубости мысли? Поняло ли оно высоту этики, воплощенную в | ли человечество от грубости мысли? Поняло ли оно высоту этики, воплощенную в | ||
жизни? Преклонился ли звериный произвол перед Высшим Строительством и | жизни? Преклонился ли звериный произвол перед Высшим Строительством и | ||
Строка 102: | Строка 102: | ||
соотношение к красоте это безобразие?!</span></p> | соотношение к красоте это безобразие?!</span></p> | ||
- | <p | + | <p><span style=''>Не от |
этих ли земных безобразий, углубленных современным человеком, кто-то хочет | этих ли земных безобразий, углубленных современным человеком, кто-то хочет | ||
лететь в стратосферу? Кто-то хочет уйти хоть куда-нибудь выше и, может быть, | лететь в стратосферу? Кто-то хочет уйти хоть куда-нибудь выше и, может быть, | ||
принести еще одну формулу, которая проникла бы даже в озверелый мозг.</span></p> | принести еще одну формулу, которая проникла бы даже в озверелый мозг.</span></p> | ||
- | <p | + | <p><span style=''>Эйнштейн |
советовал студентам временно удаляться на маяки для возможности сосредоточения | советовал студентам временно удаляться на маяки для возможности сосредоточения | ||
в чистой науке. Многие возможности отвлечения от безобразного водоворота | в чистой науке. Многие возможности отвлечения от безобразного водоворота | ||
Строка 114: | Строка 114: | ||
убийственные бомбы.</span></p> | убийственные бомбы.</span></p> | ||
- | <p | + | <p><span style=''>К |
каждому Новому Году будем объединять наше мышление на том, что суждены | каждому Новому Году будем объединять наше мышление на том, что суждены | ||
человечеству крылья, и оно получит их, когда захочет помыслить о них всею силою | человечеству крылья, и оно получит их, когда захочет помыслить о них всею силою | ||
духа.</span></p> | духа.</span></p> | ||
- | <p class=date><span style=' | + | <p class=date><span style=''>10 декабря 1934 г.<br> |
Пекин.</span></p> | Пекин.</span></p> | ||
- | <p | + | <p><span style=''> </span></p> |
Версия 00:27, 4 декабря 2011
Окрылились люди! Бороздят синеву самолеты. Несут ли добрые вести? Или панацеи? Или знания? Или помощь? А вдруг — бомбы? А вдруг губительные газы? А вдруг уничтожение? Чего больше?
Допущены ли бомбы, газы, убийства? Разрешено ли поношение рода человеческого? На каком совете решено убийство? Мирный поселянин где-то строит очаг, а может быть, за морями уже готовятся бомбы и яды, чтобы умертвить детей его! Кто знает, где таятся злоумышления? Где готовятся покушения? Не огрубело ли сознание, если оно так легко привыкло к созерцанию убийств? Люди ведь готовы платить за зрелище казни, точно в римском Колизее!
Захотел, повелел, и крылья человечества понесут смерть и гибель. А печатные листы отметят малым набором об уничтожении женщин и детей. Без крыльев эти убийства и не совершились бы. Итоги давних войн несравнимы с гекатомбами наших дней. Несравнимы и размеры всех разрушений, — ведь прежде они совершались примитивно, а теперь “цивилизованно”. Где же заветы о такой цивилизации? Где же право на попрание всего достоинства человеческого?
Такими ли крыльями охранены врата в будущее?!
Но положим, что самолеты несут не губительных колдунов, не Черноморов, но вестников добрых. Предположим, что поворот рычага радио донесет лучшие созвучия. Отринем всякие наркотики, чтобы утвердилась трезвость. София, Вера, Надежда, Любовь — разве призраки? В век Матери Мира защитницы строения соберутся и окрылятся добрыми крыльями.
* * *
Французский ученый нашел в Ордосе своеобразные остатки древних Несториан. Таким образом, знание местных языков и понимание местной жизни позволяет находить то, что еще вчера казалось уже несуществующим. То же самое, вероятно, можно сказать и о многих племенах пленников, переселенных когда-то в самые неожиданные местности. Так в мусульманском городе можно слышать буддийские напевы, а среди Китая можно узнавать традиции Каабы-Мекки и Медины.
Нет никаких возможностей проследить историю всех этих необычайных путей и наслоений. Можно с изумлением видеть, как, например, аланские наименования проникли по всей Европе, или как кельтские обычаи иногда сохранились в своеобразных перетолкованиях и во Франции, и в Шотландии, и в Испании — в самых, казалось бы, неожиданных местностях. Когда в итальянских примитивах вы замечаете несомненное знание и близкое соприкосновение с далеким Востоком, то еще раз вам становится ясным, насколько в далекие времена существовали гораздо большие международные сношения, нежели можно было представить. Джиованни ди Паоло знал Восток, когда изображал своих “Трех магов”! Знаем о посольствах, которые ехали к месту назначения целые десятки лет, не теряя при этом своего смысла. Значит, не столько примитивность бывших веков, сколько просто другой темп и ритм действий лежали в основе жизни.
Окрылились люди. Сейчас они перелетели, стремительно перенеслись через пространство. Они заспешили и затолкались, как на базаре перед его закрытием.
Уже раздаются голоса о тщетности такой поспешности, неоправданной духовными запросами и утверждениями. Люди стирают многие бывшие границы и в то же самое время изобретают подобные же, а может быть, и еще горшие ограничения. Ведь в древности границы бывали, прежде всего, символом защиты. Даже каждый двор бывал огражден, защищен. Разве не злоба, недоверие и вражда сейчас диктуют международные распри? Ради взаимного унижения люди готовы увлечься самыми нелепыми и злобно надушенными измышлениями. В таких порожденных недоброжелательством ограничениях, как духовных, так и физических, возникает новый ужас отрицаний. Среди всей этой разрушительной негативности, граничащей с невежественностью, опять затрудняется всякое разумное строительство. Кто-то когда-то сказал — “тесна моя улица!” Может быть, тогда теснота происходила от средневековых костров, а сейчас разве не те же, уже незримые, костры полыхают тем же пламенем злобы?
Разобраться во всей сложности вопля часа можно лишь доброжелательством, презрев все темные и злобные препоны. Все-таки остаются в распоряжении людей и такие крылья, которые будут соответствовать успехам авиации. Крылья духа! Помогите оправдать и физические нахождения человечества! Иначе некуда лететь и наполнять пространство. Поворачивая рычаги самого примитивного радио, вызываются из пространства и мелодии, и стенания, и какой-то ужасный рев, точно в сферы проявленные врывается безобразный хаос. Казалось бы, и радио, и простая фотографическая фильма достаточно напоминают, сколько недоступного физическому глазу и уху человеческому! Даже простой школьный микроскоп должен на всю жизнь внушить уважение к изощренности и бесконечному разнообразию обычно неуловимых форм. Даже такие примитивные приспособления должны бы обогащать благородство человеческого мышления, но происходит нечто странное, наука и ее достижения идут какими-то своими путями, а общечеловеческое мышление остается в каком-то обиходном прозябании.
Освободилось ли человечество от грубости мысли? Поняло ли оно высоту этики, воплощенную в жизни? Преклонился ли звериный произвол перед Высшим Строительством и восхитился ли дух человеческий великими Красотами надземными? Если вы зададите себе эти вопросы — труизмы среди грубых ударов бокса, среди окружающих хриплых воплей невежества, среди звериности наркотиков, среди нечеловеческой мерзости брани, среди убийства и взаимоуничтожения, то одно напоминание о вопросах благородства и созидания покажется чудовищно неуместным. Кабацкий ужас, звериное сквернословие, противочеловеческий разврат! Какое же может иметь соотношение к красоте это безобразие?!
Не от этих ли земных безобразий, углубленных современным человеком, кто-то хочет лететь в стратосферу? Кто-то хочет уйти хоть куда-нибудь выше и, может быть, принести еще одну формулу, которая проникла бы даже в озверелый мозг.
Эйнштейн советовал студентам временно удаляться на маяки для возможности сосредоточения в чистой науке. Многие возможности отвлечения от безобразного водоворота современности предлагают лучшие умы. Многие пустыни могут расцвести. Многие мечтают о крыльях, но эти крылья не есть лопасти аэропланов, несущих убийственные бомбы.
К каждому Новому Году будем объединять наше мышление на том, что суждены человечеству крылья, и оно получит их, когда захочет помыслить о них всею силою духа.
10 декабря 1934 г.
Пекин.