Н.К.Рерих. Врата в будущее. РАДУЙСЯ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: <p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>В радости, простоте и в неожиданности звучат многие прозрения...)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
 +
<p><b>РАДУЙСЯ</b></p>
-
 
+
<p><span style=''>В
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>В
+
радости, простоте и в неожиданности звучат многие прозрения. И никак иначе вы
радости, простоте и в неожиданности звучат многие прозрения. И никак иначе вы
не назовете эти искры знания, как прозрение.</span></p>
не назовете эти искры знания, как прозрение.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Приходит
+
<p><span style=''>Приходит
из Тибета лама. По виду совершенно простой путник. Обносился он в далеких
из Тибета лама. По виду совершенно простой путник. Обносился он в далеких
горных хождениях, потерял много сил, исхудал и покрылся бронзовым загаром от
горных хождениях, потерял много сил, исхудал и покрылся бронзовым загаром от
Строка 16: Строка 16:
предстоящий путь, который никто из местных жителей и не мог бы знать.</span></p>
предстоящий путь, который никто из местных жителей и не мог бы знать.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Конечно,
+
<p><span style=''>Конечно,
путь был рассказан без названий, описательно. Но эти описания поражали своею
путь был рассказан без названий, описательно. Но эти описания поражали своею
точностью и характерностью. И морское путешествие, и пребывание в Париже; затем
точностью и характерностью. И морское путешествие, и пребывание в Париже; затем
Строка 28: Строка 28:
сравнениями, и жестами.</span></p>
сравнениями, и жестами.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Все это
+
<p><span style=''>Все это
повествовалось эпически спокойно и просто. Точно бы путник рассказывал свое
повествовалось эпически спокойно и просто. Точно бы путник рассказывал свое
собственное хождение. Были сказаны и следствия нашей поездки, которые
собственное хождение. Были сказаны и следствия нашей поездки, которые
Строка 36: Строка 36:
происходящем на улице.</span></p>
происходящем на улице.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>А разве
+
<p><span style=''>А разве
не в той же поразительной простоте было не так давно сказано одному из наших
не в той же поразительной простоте было не так давно сказано одному из наших
спутников об его отъезде через восемь месяцев. И затем этот же срок опять был
спутников об его отъезде через восемь месяцев. И затем этот же срок опять был
Строка 43: Строка 43:
одно правильное и существенное указание.</span></p>
одно правильное и существенное указание.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Не
+
<p><span style=''>Не
собираюсь перечислять очень многие случаи таких прозрений, бывавших и на
собираюсь перечислять очень многие случаи таких прозрений, бывавших и на
Востоке, и на Западе, свидетелем которых приходилось быть. Об этом много
Востоке, и на Западе, свидетелем которых приходилось быть. Об этом много
Строка 49: Строка 49:
чудесной действительности.</span></p>
чудесной действительности.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Сейчас
+
<p><span style=''>Сейчас
хотелось бы обратить внимание на то, что наиболее истинные проявления всегда
хотелось бы обратить внимание на то, что наиболее истинные проявления всегда
бывают сопряжены с необыкновенной простотой, непосредственностью и очень часто
бывают сопряжены с необыкновенной простотой, непосредственностью и очень часто
Строка 58: Строка 58:
тот, к кому эта весть относится, уже ждет и сумеет принять ее.</span></p>
тот, к кому эта весть относится, уже ждет и сумеет принять ее.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Внезапность
+
<p><span style=''>Внезапность
как бы отвечает настороженности. Люди, между собою ясно согласившиеся, понимают
как бы отвечает настороженности. Люди, между собою ясно согласившиеся, понимают
друг друга с полуслова. Так же точно и в пределах прозрений какая-то незримая
друг друга с полуслова. Так же точно и в пределах прозрений какая-то незримая
Строка 66: Строка 66:
простотою, которая лежит в основе всех значительных действий и событий.</span></p>
простотою, которая лежит в основе всех значительных действий и событий.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Часто
+
<p><span style=''>Часто
всем приходится слышать о справедливости первого впечатления и о лукавстве
всем приходится слышать о справедливости первого впечатления и о лукавстве
последующих, лживых наносов. Несомненно, самое первое впечатление происходит от
последующих, лживых наносов. Несомненно, самое первое впечатление происходит от
Строка 73: Строка 73:
впечатления от последующих.</span></p>
впечатления от последующих.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Очень
+
<p><span style=''>Очень
часто вы можете слышать о том, что человек сетует на неверность якобы первого
часто вы можете слышать о том, что человек сетует на неверность якобы первого
своего впечатления, а на самом деле он имеет в виду уже вовсе не первое, а,
своего впечатления, а на самом деле он имеет в виду уже вовсе не первое, а,
Строка 81: Строка 81:
такое сердце ощутит и укол лжи, и холод прикрытой выдумки.</span></p>
такое сердце ощутит и укол лжи, и холод прикрытой выдумки.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Потому-то
+
<p><span style=''>Потому-то
так радостно сердцам вмещающим встречаться. Обмениваться как словесной, так и
так радостно сердцам вмещающим встречаться. Обмениваться как словесной, так и
бессловесной беседою и взаимно сочувствовать даже и на расстоянии. И чем проще,
бессловесной беседою и взаимно сочувствовать даже и на расстоянии. И чем проще,
Строка 89: Строка 89:
загромождения уводят сомневающихся путников в чащу и бездну.</span></p>
загромождения уводят сомневающихся путников в чащу и бездну.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Когда-то
+
<p><span style=''>Когда-то
обращения начинались с многозначительного привета: “Радуйся”. В этом приказе о
обращения начинались с многозначительного привета: “Радуйся”. В этом приказе о
радости заключено было и пожелание очищения сердца для лучшего восприятия.
радости заключено было и пожелание очищения сердца для лучшего восприятия.
Строка 95: Строка 95:
восприятия, которые поникают в вечернем послезакатном смятении.</span></p>
восприятия, которые поникают в вечернем послезакатном смятении.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Слишком
+
<p><span style=''>Слишком
много низко-земного облепляет сердце, отягощает его, одурманивает. Недаром
много низко-земного облепляет сердце, отягощает его, одурманивает. Недаром
повторяется, что утро вечера мудренее. Разве не будет выражением истинной
повторяется, что утро вечера мудренее. Разве не будет выражением истинной
Строка 106: Строка 106:
что радость всегда будет ближайшим путем к восхищению.</span></p>
что радость всегда будет ближайшим путем к восхищению.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Конечно,
+
<p><span style=''>Конечно,
древнее приветствие — “радуйся” — даже в отрывочных упоминаниях, которые дошли
древнее приветствие — “радуйся” — даже в отрывочных упоминаниях, которые дошли
до нас, иногда делалось условным и утрачивало смысл. Но все-таки приказ о
до нас, иногда делалось условным и утрачивало смысл. Но все-таки приказ о
Строка 114: Строка 114:
наслаивается, проникает и сменяется.</span></p>
наслаивается, проникает и сменяется.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>В сменах
+
<p><span style=''>В сменах
текущих отражений особенно драгоценны искры озарения, когда их может уловить
текущих отражений особенно драгоценны искры озарения, когда их может уловить
развлекающееся сознание человеческое. В простоте чувствознания воспринимаются и
развлекающееся сознание человеческое. В простоте чувствознания воспринимаются и
зовы дальние, точнее и быстрее всех радиоволн.</span></p>
зовы дальние, точнее и быстрее всех радиоволн.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Лама
+
<p><span style=''>Лама
спешит.</span></p>
спешит.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>— Почему
+
<p><span style=''>— Почему
торопишься?</span></p>
торопишься?</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>—
+
<p><span style=''>—
Учитель зовет; очень болен, надо поспешить.</span></p>
Учитель зовет; очень болен, надо поспешить.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>— А где
+
<p><span style=''>— А где
же твой учитель?</span></p>
же твой учитель?</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>— На
+
<p><span style=''>— На
Кайласе в пещере.</span></p>
Кайласе в пещере.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>— Когда
+
<p><span style=''>— Когда
же ты получил весть, ведь до Кайласа многие сотни миль?</span></p>
же ты получил весть, ведь до Кайласа многие сотни миль?</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>— Сейчас
+
<p><span style=''>— Сейчас
получил.</span></p>
получил.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>Так в
+
<p><span style=''>Так в
простоте произносятся слова знаменательного характера. В этот миг не то важно,
простоте произносятся слова знаменательного характера. В этот миг не то важно,
что пришла весть, которая через месяцы подтверждается, но важно лишь то, что
что пришла весть, которая через месяцы подтверждается, но важно лишь то, что
Строка 148: Строка 148:
“радуйся”, приказ, выводящий из сумерек, — РАДУЙСЯ.</span></p>
“радуйся”, приказ, выводящий из сумерек, — РАДУЙСЯ.</span></p>
-
<p class=date><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>2 января 1935 г.<br>
+
<p class=date><span style=''>2 января 1935 г.<br>
Пекин.</span></p>
Пекин.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='font-family:"Times New Roman","serif"'>&nbsp;</span></p>
+
<p><span style=''>&nbsp;</span></p>

Текущая версия

РАДУЙСЯ

В радости, простоте и в неожиданности звучат многие прозрения. И никак иначе вы не назовете эти искры знания, как прозрение.

Приходит из Тибета лама. По виду совершенно простой путник. Обносился он в далеких горных хождениях, потерял много сил, исхудал и покрылся бронзовым загаром от зноя и холода. Пришел в Гималаи как раз незадолго до нашего отъезда. Спросили его, бывают ли у него видения или какие-либо замечательные сны? Сначала отрицал: “Нет, ничего не бывает; ведь я простой лама” — настоящий лама никогда не будет оповещать о своих особенностях. Попросили его: “Если увидишь что-либо, то скажи”. На следующее утро горный гость опять пришел и самым тихим, простым голосом заявил, что “видел”. А затем, также совершенно просто, он описал весь наш предстоящий путь, который никто из местных жителей и не мог бы знать.

Конечно, путь был рассказан без названий, описательно. Но эти описания поражали своею точностью и характерностью. И морское путешествие, и пребывание в Париже; затем опять буря на большом море и затем Америка с любопытными признаками страны, где так много движения, огня и высочайших домов. Потом опять море, снег, страна со многими храмами и ручными животными. Затем следовали ясные намеки на Хинганские сопки, на многих людей, и хороших, и дурных. Затем шло описание другой страны с храмами и с большим изображением Будды, а там — страна, где живут в юртах и палатках, где много баранов и коней. Конечно, все характерные намеки сопровождались еще многими подробностями, усыпанными и своеобразными сравнениями, и жестами.

Все это повествовалось эпически спокойно и просто. Точно бы путник рассказывал свое собственное хождение. Были сказаны и следствия нашей поездки, которые решительно никому не пришли бы в голову. Во всех таких случаях прозрения прежде всего поражает какая-то особенная простота и непосредственность. Точно бы сидите вы в глубине комнаты, а кто-то подошел к окну и стал рассказывать вам о происходящем на улице.

А разве не в той же поразительной простоте было не так давно сказано одному из наших спутников об его отъезде через восемь месяцев. И затем этот же срок опять был повторен в словах, быстро брошенных. Так же точно помню, как однажды при отходе поезда стоявшая у вагона цыганка вдруг бросила скороговоркой отъезжавшей даме одно правильное и существенное указание.

Не собираюсь перечислять очень многие случаи таких прозрений, бывавших и на Востоке, и на Западе, свидетелем которых приходилось быть. Об этом много писалось, и каждый знает, что наряду со многими выдумками существует целый мир чудесной действительности.

Сейчас хотелось бы обратить внимание на то, что наиболее истинные проявления всегда бывают сопряжены с необыкновенной простотой, непосредственностью и очень часто со стремительностью. Также часто человек прозревший говорит не тогда, когда его спрашивают, — не во время вопроса, а иногда даже и без всякого вопроса. При этом сказанное, даже очень срочное, указание будет сообщено и тихо, и быстро, и как бы невнятно. Точно предполагается, что чье-то внимание уже насторожено, что тот, к кому эта весть относится, уже ждет и сумеет принять ее.

Внезапность как бы отвечает настороженности. Люди, между собою ясно согласившиеся, понимают друг друга с полуслова. Так же точно и в пределах прозрений какая-то незримая струна прозвучит и обратит внимание. Благо тем, кто умеет хранить бережную настороженность. Для этого нужна подготовленность. Но истинная готовность образуется не какими-то насильственными сосредоточениями, но именно такою же простотою, которая лежит в основе всех значительных действий и событий.

Часто всем приходится слышать о справедливости первого впечатления и о лукавстве последующих, лживых наносов. Несомненно, самое первое впечатление происходит от сердечного чувствознания, и, конечно, все последующие наслоения уже будут затемнены рассудочными условностями. Это так. Но как же отличить границу первого впечатления от последующих.

Очень часто вы можете слышать о том, что человек сетует на неверность якобы первого своего впечатления, а на самом деле он имеет в виду уже вовсе не первое, а, может быть, второе и третье впечатление. Ведь вне времени вспыхивают искры озарения. В живом пространстве беспрерывно сменяются новые сочетания. Только простота чистого сердца безошибочно ухватит знак первый и зов первый. Именно такое сердце ощутит и укол лжи, и холод прикрытой выдумки.

Потому-то так радостно сердцам вмещающим встречаться. Обмениваться как словесной, так и бессловесной беседою и взаимно сочувствовать даже и на расстоянии. И чем проще, прямее, непосредственнее будут эти замыкания сердечного тока, тем большее взаимопонимание и полезность возникнет. Краткие, чуть слышные касания крыльев истины — они ниспосылаются во благо для истинной пользы. Только лукавые загромождения уводят сомневающихся путников в чащу и бездну.

Когда-то обращения начинались с многозначительного привета: “Радуйся”. В этом приказе о радости заключено было и пожелание очищения сердца для лучшего восприятия. Именно в утреннем чистом воздухе, в радостном чистом сердце возможны те великие восприятия, которые поникают в вечернем послезакатном смятении.

Слишком много низко-земного облепляет сердце, отягощает его, одурманивает. Недаром повторяется, что утро вечера мудренее. Разве не будет выражением истинной мудрости высокие, мгновенные озарения истины? И всякое такое озарение приносит мудрую радость; и лучшая радость всегда будет сохранять в себе и качество простоты. От сложных противоречий радость не возникает. Радость в себе самой прежде всего имеет качество непосредственности, прямоты, улыбки всему сущему. Именно радость помогает перешагнуть через препоны вражеские. Радость является одним из лучших условий преодоления вражеских нападений. Уже нечего говорить, что радость всегда будет ближайшим путем к восхищению.

Конечно, древнее приветствие — “радуйся” — даже в отрывочных упоминаниях, которые дошли до нас, иногда делалось условным и утрачивало смысл. Но все-таки приказ о радости может быть полезен даже при горестном извещении. В этом будет как бы заключаться Соломонова мудрость, сказавшая: “И это пройдет”. Много житейских положений должен был знать тот, кто мог в кратком “и это” понять, как многое наслаивается, проникает и сменяется.

В сменах текущих отражений особенно драгоценны искры озарения, когда их может уловить развлекающееся сознание человеческое. В простоте чувствознания воспринимаются и зовы дальние, точнее и быстрее всех радиоволн.

Лама спешит.

— Почему торопишься?

— Учитель зовет; очень болен, надо поспешить.

— А где же твой учитель?

— На Кайласе в пещере.

— Когда же ты получил весть, ведь до Кайласа многие сотни миль?

— Сейчас получил.

Так в простоте произносятся слова знаменательного характера. В этот миг не то важно, что пришла весть, которая через месяцы подтверждается, но важно лишь то, что нужно спешить. Произошло нечто совершенно обычное, не выходящее за пределы возможности каждого дня, и в простоте произносится зов чувствознания. То же простое чувствознание подскажет и лишний раз произнесет знаменательное “радуйся”, приказ, выводящий из сумерек, — РАДУЙСЯ.

2 января 1935 г.
Пекин.

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно