Н.К.Рерих. Держава Света. ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: <p><b>ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ</b></p> <p class=a3><span style='font-size:14.0pt;'>Обращение в аудитории Ваннамэкера на собрании Лиги К...)
 
Строка 1: Строка 1:
<p><b>ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ</b></p>
<p><b>ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ</b></p>
-
<p class=a3><span style='font-size:14.0pt;'>Обращение
+
<p class=a3>Обращение
-
в аудитории Ваннамэкера на собрании Лиги Композиторов, Нью-Йорк, 1930</span></p>
+
в аудитории Ваннамэкера на собрании Лиги Композиторов, Нью-Йорк, 1930</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Много
+
<p class=1>Много
лет тому назад у меня была картина “Задумывают Одежду”. В этой картине были
лет тому назад у меня была картина “Задумывают Одежду”. В этой картине были
выражены первые мысли женщины об одежде, первые орнаменты, первые руны
выражены первые мысли женщины об одежде, первые орнаменты, первые руны
украшения. Удивительно было сознавать, насколько эти первичные орнаменты были
украшения. Удивительно было сознавать, насколько эти первичные орнаменты были
-
сходны с украшениями наших дней.</span></p>
+
сходны с украшениями наших дней.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Вы,
+
<p class=1>Вы,
конечно, знаете, что сейчас в Париже в большой моде скифское искусство, которое
конечно, знаете, что сейчас в Париже в большой моде скифское искусство, которое
-
многие авторы считают предтечею кубизма.</span></p>
+
многие авторы считают предтечею кубизма.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'
+
<p class=1>В
1922, в Чикаго, во время постановки “Снегурочки” мастерские Маршала Фильда
1922, в Чикаго, во время постановки “Снегурочки” мастерские Маршала Фильда
произвели интересный опыт; построив современные костюмы на орнаментах или
произвели интересный опыт; построив современные костюмы на орнаментах или
линиях доисторических славянских одеяний. Поучительно было видеть, насколько
линиях доисторических славянских одеяний. Поучительно было видеть, насколько
-
многие современные формы естественно слились с древнейшими орнаментами.</span></p>
+
многие современные формы естественно слились с древнейшими орнаментами.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'
+
<p class=1>В
связи с сопоставлением древнейшего и новейшего, вспоминаю, как в Тибете нам
связи с сопоставлением древнейшего и новейшего, вспоминаю, как в Тибете нам
приходилось показывать изображения небоскребов, и можно было наблюдать, как
приходилось показывать изображения небоскребов, и можно было наблюдать, как
Строка 27: Строка 27:
высоте принимал народ небоскребы, но он оценивал и сходство самого существа
высоте принимал народ небоскребы, но он оценивал и сходство самого существа
постройки со своими древнейшими зданиями. Так опять мы могли видеть, как самая
постройки со своими древнейшими зданиями. Так опять мы могли видеть, как самая
-
древняя и самая современная мысль созвучат.</span></p>
+
древняя и самая современная мысль созвучат.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'
+
<p class=1>В
дневнике моем имеется страница, посвященная первой постановке “Священной Весны”
дневнике моем имеется страница, посвященная первой постановке “Священной Весны”
-
в Париже, в 1913 году.</span></p>
+
в Париже, в 1913 году.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>“Восемнадцать
+
<p class=1>“Восемнадцать
лет прошло с тех пор, как мы со Стравинским сидели в Талашкине, у княгини
лет прошло с тех пор, как мы со Стравинским сидели в Талашкине, у княгини
Тенишевой в расписном Малютинском домике и вырабатывали основу “Священной
Тенишевой в расписном Малютинском домике и вырабатывали основу “Священной
Строка 39: Строка 39:
что-нибудь на память из “Весны”. Вероятно, и теперь какие-то фрагменты наших
что-нибудь на память из “Весны”. Вероятно, и теперь какие-то фрагменты наших
надписаний остаются на цветной балке. Но знают ли теперешние обитатели этого
надписаний остаются на цветной балке. Но знают ли теперешние обитатели этого
-
дома, что и почему написано там?”</span></p>
+
дома, что и почему написано там?”</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Хорошее
+
<p class=1>Хорошее
было время, когда строился Храм Святого Духа и заканчивались картины “Человечьи
было время, когда строился Храм Святого Духа и заканчивались картины “Человечьи
Праотцы”, “Древо Преблагое Врагам Озлобление” и эскизы “Царицы Небесной”. Холмы
Праотцы”, “Древо Преблагое Врагам Озлобление” и эскизы “Царицы Небесной”. Холмы
Строка 50: Строка 50:
опять сплеталась мудрость Востока с лучшими изображениями Запада. С полным
опять сплеталась мудрость Востока с лучшими изображениями Запада. С полным
сознанием я говорил в Индии на вопрос о разнице Востока и Запада: “Лучшие розы
сознанием я говорил в Индии на вопрос о разнице Востока и Запада: “Лучшие розы
-
Востока и Запада одинаково благоухают”.</span></p>
+
Востока и Запада одинаково благоухают”.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Пришла
+
<p class=1>Пришла
война, Стравинский оказался за границей. Слышно было, что мои эскизы к “Весне”
война, Стравинский оказался за границей. Слышно было, что мои эскизы к “Весне”
были уничтожены в его галицийском имении. Была уничтожена и “Ункрада”. Многое
были уничтожены в его галицийском имении. Была уничтожена и “Ункрада”. Многое
Строка 62: Строка 62:
он влагал в симфонию “Весны” великие ритмы человеческих устремлений. Затем в
он влагал в симфонию “Весны” великие ритмы человеческих устремлений. Затем в
Кашмире мы наблюдали величественный Праздник Весны с фантастическими танцами
Кашмире мы наблюдали величественный Праздник Весны с фантастическими танцами
-
факелов. И опять мы восклицали, в восторге вспоминая Стравинского.</span></p>
+
факелов. И опять мы восклицали, в восторге вспоминая Стравинского.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Когда
+
<p class=1>Когда
в горных монастырях мы слышали гремящие гигантские трубы и восхищались
в горных монастырях мы слышали гремящие гигантские трубы и восхищались
фантастикой священных танцев, полных символических ритмов, опять имена
фантастикой священных танцев, полных символических ритмов, опять имена
-
Стравинского, Стоковского, Прокофьева приходили на ум.</span></p>
+
Стравинского, Стоковского, Прокофьева приходили на ум.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Когда
+
<p class=1>Когда
в Сиккиме мы присутствовали на празднествах в честь великой Канченджанги, мы
в Сиккиме мы присутствовали на празднествах в честь великой Канченджанги, мы
чувствовали то же единение с вечным стремлением к возвышенному, которое создало
чувствовали то же единение с вечным стремлением к возвышенному, которое создало
прекрасный поэтический облик Шивы, испившего яд мира во спасение человечества.
прекрасный поэтический облик Шивы, испившего яд мира во спасение человечества.
-
Чувствовались все великие Искупители и Герои и Творцы человеческих восхождений.</span></p>
+
Чувствовались все великие Искупители и Герои и Творцы человеческих восхождений.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Тогда
+
<p class=1>Тогда
уже “Весна” была признана всюду и никакие предрассудки и суеверия не боролись
уже “Весна” была признана всюду и никакие предрассудки и суеверия не боролись
против неё. Но нельзя не вспомнить, как во время первого представления в
против неё. Но нельзя не вспомнить, как во время первого представления в
Строка 83: Строка 83:
примитивность не имела ничего общего с изысканною примитивностью наших предков,
примитивность не имела ничего общего с изысканною примитивностью наших предков,
для кого ритм, священный символ и утонченность движения были величайшими и
для кого ритм, священный символ и утонченность движения были величайшими и
-
священнейшими понятиями.</span></p>
+
священнейшими понятиями.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Думалось,
+
<p class=1>Думалось,
неужели тысячи лет должны пройти, чтобы увидеть, как люди могут стать условными
неужели тысячи лет должны пройти, чтобы увидеть, как люди могут стать условными
и насколько предрассудки и суеверия еще могут жить в наше, казалось бы,
и насколько предрассудки и суеверия еще могут жить в наше, казалось бы,
Строка 98: Строка 98:
здесь, и мы можем сохранить нашу положительность и восприимчивость. Можно
здесь, и мы можем сохранить нашу положительность и восприимчивость. Можно
чувствовать наэлектризованность, насыщенность энергии этой страны; в этой
чувствовать наэлектризованность, насыщенность энергии этой страны; в этой
-
энергии мы можем осознавать положительные элементы жизни.</span></p>
+
энергии мы можем осознавать положительные элементы жизни.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Созидательное
+
<p class=1>Созидательное
устремление духа, радость прекрасным законам природы и героическое
устремление духа, радость прекрасным законам природы и героическое
самопожертвование, конечно, являются основными чувствованиями “Весны
самопожертвование, конечно, являются основными чувствованиями “Весны
Священной”. Мы не можем принимать “Весну” только как русскую или как
Священной”. Мы не можем принимать “Весну” только как русскую или как
-
славянскую... Она гораздо более древняя, она общечеловечна.</span></p>
+
славянскую... Она гораздо более древняя, она общечеловечна.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Это
+
<p class=1>Это
вечный праздник души. Это восхищение любви и самопожертвования, не под ножом
вечный праздник души. Это восхищение любви и самопожертвования, не под ножом
свирепой условщины, но в восхищении духа, в слиянии нашего земного
свирепой условщины, но в восхищении духа, в слиянии нашего земного
-
существования с Вышним.</span></p>
+
существования с Вышним.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>На
+
<p class=1>На
расписной балке Тенишевского дома записаны руны “Весны”. Княгиня Тенишева,
расписной балке Тенишевского дома записаны руны “Весны”. Княгиня Тенишева,
преданная собирательница и создательница многого незабываемого, уже ушла.
преданная собирательница и создательница многого незабываемого, уже ушла.
Нижинский уже более не с нами, и уже Дягилев творит по-новому в духовных
Нижинский уже более не с нами, и уже Дягилев творит по-новому в духовных
-
сферах.</span></p>
+
сферах.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'
+
<p class=1>И
все же “Весна Священная” нова и молодежь принимает “Весну” как новое понятие.
все же “Весна Священная” нова и молодежь принимает “Весну” как новое понятие.
Может быть, вечная новизна “Весны” в том, что священность Весны вечна, и любовь
Может быть, вечная новизна “Весны” в том, что священность Весны вечна, и любовь
вечна, и самопожертвование вечно. Так, в этом вечном обновленном понимании,
вечна, и самопожертвование вечно. Так, в этом вечном обновленном понимании,
Стравинский касается вечного в музыке. Он был нов, потому что прикоснулся к
Стравинский касается вечного в музыке. Он был нов, потому что прикоснулся к
-
будущему, как Великий Змий в кольце касается Прошлого.</span></p>
+
будущему, как Великий Змий в кольце касается Прошлого.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'
+
<p class=1>И
волшебник созвучий, наш друг Стоковский, тонко чувствует истину и красоту.
волшебник созвучий, наш друг Стоковский, тонко чувствует истину и красоту.
Чудесно, как жрец древности, он оживляет в жизни священный лад, соединяющий
Чудесно, как жрец древности, он оживляет в жизни священный лад, соединяющий
-
великое прошлое с будущим.</span></p>
+
великое прошлое с будущим.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Правда,
+
<p class=1>Правда,
прекрасен в Кашмире праздник огней! Прекрасны гигантские трубы горных
прекрасен в Кашмире праздник огней! Прекрасны гигантские трубы горных
монастырей! Из-за Канченджанги началось великое переселение, несение вечной
монастырей! Из-за Канченджанги началось великое переселение, несение вечной
-
“Священной Весны”!</span></p>
+
“Священной Весны”!</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Мы
+
<p class=1>Мы
знаем, насколько нежелательно одно распространение без утончения. Везде, где мы
знаем, насколько нежелательно одно распространение без утончения. Везде, где мы
видим распространение без утончения, везде оно выражается в жестокости и
видим распространение без утончения, везде оно выражается в жестокости и
грубости. Отчего погибли великаны? Конечно, потому, что рост их был несравним с
грубости. Отчего погибли великаны? Конечно, потому, что рост их был несравним с
-
утонченностью.</span></p>
+
утонченностью.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Не
+
<p class=1>Не
забудем и другое. Вспомним, когда в 1921 году в Аризоне я показывал фотографии
забудем и другое. Вспомним, когда в 1921 году в Аризоне я показывал фотографии
монголов местным индейцам, они восклицали: “Они ведь индейцы! Они наши братья!”
монголов местным индейцам, они восклицали: “Они ведь индейцы! Они наши братья!”
Строка 149: Строка 149:
родные. Но вечно ждут они весть о брате и знают, что близко время, когда
родные. Но вечно ждут они весть о брате и знают, что близко время, когда
Огненная Птица принесет им эту желанную весть”. Так, в простых словах от
Огненная Птица принесет им эту желанную весть”. Так, в простых словах от
-
древнейших времен, люди устремляются в будущее.</span></p>
+
древнейших времен, люди устремляются в будущее.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Когда
+
<p class=1>Когда
вы в Азии, вы можете видеть вокруг себя многое замечательное, что в условиях
вы в Азии, вы можете видеть вокруг себя многое замечательное, что в условиях
колыбели народов совершенно не кажется сверхъестественным. Вы легко
колыбели народов совершенно не кажется сверхъестественным. Вы легко
Строка 161: Строка 161:
костюмов и горных сверканий. И все это является выражением жизни. Если вы
костюмов и горных сверканий. И все это является выражением жизни. Если вы
допущены принять участие в этой жизни, вы видите, насколько она сливается с
допущены принять участие в этой жизни, вы видите, насколько она сливается с
-
природою; очень ценно это ощущение.</span></p>
+
природою; очень ценно это ощущение.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Во
+
<p class=1>Во
время священных танцев вы вспомните множества прекрасных сказаний, сотканных
время священных танцев вы вспомните множества прекрасных сказаний, сотканных
вокруг искусства и музыки Востока. В Тибете вы услышите, почему так
вокруг искусства и музыки Востока. В Тибете вы услышите, почему так
Строка 172: Строка 172:
соорудить особые гигантские трубы, чтобы встретить Учителя особыми новыми
соорудить особые гигантские трубы, чтобы встретить Учителя особыми новыми
звуками”. — Разве это прекрасное почитание звука как такового не напоминает вам
звуками”. — Разве это прекрасное почитание звука как такового не напоминает вам
-
искание современных композиторов?</span></p>
+
искание современных композиторов?</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Вспомните
+
<p class=1>Вспомните
орнаменты и рисунки американских индейцев в их старых становищах. Эти рисунки
орнаменты и рисунки американских индейцев в их старых становищах. Эти рисунки
полны замечательного значения и напоминают о необыкновенной древности своей, ведя
полны замечательного значения и напоминают о необыкновенной древности своей, ведя
Строка 183: Строка 183:
разъединенное сознание народов; они те же, как и в Аризоне, так и в Монголии,
разъединенное сознание народов; они те же, как и в Аризоне, так и в Монголии,
так и в Сибири. Те же начертания, как на скалах Тибета и Ладака, так и на
так и в Сибири. Те же начертания, как на скалах Тибета и Ладака, так и на
-
камнях Кавказа, Венгрии и Норвегии.</span></p>
+
камнях Кавказа, Венгрии и Норвегии.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Эти
+
<p class=1>Эти
обобщающие осознания должны быть особенно ценны теперь, когда так обострено
обобщающие осознания должны быть особенно ценны теперь, когда так обострено
стремление к эволюции. Человечество устремляется освободиться от старых форм и
стремление к эволюции. Человечество устремляется освободиться от старых форм и
создать что-то новое. Но, чтобы создать что-то новое, мы раньше должны знать
создать что-то новое. Но, чтобы создать что-то новое, мы раньше должны знать
-
все древние источники. Только тогда мы можем мечтать об Озарении жизни.</span></p>
+
все древние источники. Только тогда мы можем мечтать об Озарении жизни.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>&nbsp;</span></p>
+
<p class=1>&nbsp;</p>

Текущая версия

ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ

Обращение в аудитории Ваннамэкера на собрании Лиги Композиторов, Нью-Йорк, 1930

Много лет тому назад у меня была картина “Задумывают Одежду”. В этой картине были выражены первые мысли женщины об одежде, первые орнаменты, первые руны украшения. Удивительно было сознавать, насколько эти первичные орнаменты были сходны с украшениями наших дней.

Вы, конечно, знаете, что сейчас в Париже в большой моде скифское искусство, которое многие авторы считают предтечею кубизма.

В 1922, в Чикаго, во время постановки “Снегурочки” мастерские Маршала Фильда произвели интересный опыт; построив современные костюмы на орнаментах или линиях доисторических славянских одеяний. Поучительно было видеть, насколько многие современные формы естественно слились с древнейшими орнаментами.

В связи с сопоставлением древнейшего и новейшего, вспоминаю, как в Тибете нам приходилось показывать изображения небоскребов, и можно было наблюдать, как народ, видевший их впервые, принимал их с полным пониманием, сравнивая с семнадцатью этажами знаменитой Поталы — дворца Далай-ламы. И не только по высоте принимал народ небоскребы, но он оценивал и сходство самого существа постройки со своими древнейшими зданиями. Так опять мы могли видеть, как самая древняя и самая современная мысль созвучат.

В дневнике моем имеется страница, посвященная первой постановке “Священной Весны” в Париже, в 1913 году.

“Восемнадцать лет прошло с тех пор, как мы со Стравинским сидели в Талашкине, у княгини Тенишевой в расписном Малютинском домике и вырабатывали основу “Священной Весны”. Княгиня просила нас написать на балках этого сказочного домика что-нибудь на память из “Весны”. Вероятно, и теперь какие-то фрагменты наших надписаний остаются на цветной балке. Но знают ли теперешние обитатели этого дома, что и почему написано там?”

Хорошее было время, когда строился Храм Святого Духа и заканчивались картины “Человечьи Праотцы”, “Древо Преблагое Врагам Озлобление” и эскизы “Царицы Небесной”. Холмы Смоленские, белые березы, золотые кувшинки, белые лотосы, подобные чашам жизни Индии, напоминали нам о вечном Пастухе Леле и Купаве, или, как сказал бы индус, — о Кришне и Гопи. Нельзя не отметить, что сыны Востока совершенно определенно узнавали в образе Леля и Купавы великого Кришну и Гопи. В этих вечных понятиях опять сплеталась мудрость Востока с лучшими изображениями Запада. С полным сознанием я говорил в Индии на вопрос о разнице Востока и Запада: “Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают”.

Пришла война, Стравинский оказался за границей. Слышно было, что мои эскизы к “Весне” были уничтожены в его галицийском имении. Была уничтожена и “Ункрада”. Многое прошло, но вечное остается. В течение этих лет мы наблюдали, как в Азии еще звучат вечные ритмы “Весны Священной”. Мы слышали, как в священных горах и пустынях звучали песни, сложенные не для людей, но для самой Великой Пустыни. Монгол, певец, отказывался повторить случайно услышанную прекрасную песню, потому что он поет лишь для Великой Пустыни. И мы вспоминали Стравинского, как он влагал в симфонию “Весны” великие ритмы человеческих устремлений. Затем в Кашмире мы наблюдали величественный Праздник Весны с фантастическими танцами факелов. И опять мы восклицали, в восторге вспоминая Стравинского.

Когда в горных монастырях мы слышали гремящие гигантские трубы и восхищались фантастикой священных танцев, полных символических ритмов, опять имена Стравинского, Стоковского, Прокофьева приходили на ум.

Когда в Сиккиме мы присутствовали на празднествах в честь великой Канченджанги, мы чувствовали то же единение с вечным стремлением к возвышенному, которое создало прекрасный поэтический облик Шивы, испившего яд мира во спасение человечества. Чувствовались все великие Искупители и Герои и Творцы человеческих восхождений.

Тогда уже “Весна” была признана всюду и никакие предрассудки и суеверия не боролись против неё. Но нельзя не вспомнить, как во время первого представления в Париже, в мае 1913 года, весь театр свистел и ревел, так что даже заглушал оркестр. Кто знает, может быть, в этот момент они в душе ликовали, выражая это чувство, как самые примитивные народы. Но, должен сказать, эта дикая примитивность не имела ничего общего с изысканною примитивностью наших предков, для кого ритм, священный символ и утонченность движения были величайшими и священнейшими понятиями.

Думалось, неужели тысячи лет должны пройти, чтобы увидеть, как люди могут стать условными и насколько предрассудки и суеверия еще могут жить в наше, казалось бы, цивилизованное время. С трудом понимают люди, как честно приближаться к действительности. Жалкое самомнение и невежественная условность легко могут затемнять и скрывать великую действительность. Но для меня является драгоценным знаком засвидетельствовать, что в течение десяти лет моей работы в Америке я не почувствовал дешевого шовинизма или ханжества. Может быть, новая комбинация наций охраняет Америку от ядовитой мелочности. А наследие великой культуры майя и ацтеков дает героическую основу широким движениям этой страны. Поистине, здесь, в Америке, вы не должны быть отрицателем. Так много прекрасного возможно здесь, и мы можем сохранить нашу положительность и восприимчивость. Можно чувствовать наэлектризованность, насыщенность энергии этой страны; в этой энергии мы можем осознавать положительные элементы жизни.

Созидательное устремление духа, радость прекрасным законам природы и героическое самопожертвование, конечно, являются основными чувствованиями “Весны Священной”. Мы не можем принимать “Весну” только как русскую или как славянскую... Она гораздо более древняя, она общечеловечна.

Это вечный праздник души. Это восхищение любви и самопожертвования, не под ножом свирепой условщины, но в восхищении духа, в слиянии нашего земного существования с Вышним.

На расписной балке Тенишевского дома записаны руны “Весны”. Княгиня Тенишева, преданная собирательница и создательница многого незабываемого, уже ушла. Нижинский уже более не с нами, и уже Дягилев творит по-новому в духовных сферах.

И все же “Весна Священная” нова и молодежь принимает “Весну” как новое понятие. Может быть, вечная новизна “Весны” в том, что священность Весны вечна, и любовь вечна, и самопожертвование вечно. Так, в этом вечном обновленном понимании, Стравинский касается вечного в музыке. Он был нов, потому что прикоснулся к будущему, как Великий Змий в кольце касается Прошлого.

И волшебник созвучий, наш друг Стоковский, тонко чувствует истину и красоту. Чудесно, как жрец древности, он оживляет в жизни священный лад, соединяющий великое прошлое с будущим.

Правда, прекрасен в Кашмире праздник огней! Прекрасны гигантские трубы горных монастырей! Из-за Канченджанги началось великое переселение, несение вечной “Священной Весны”!

Мы знаем, насколько нежелательно одно распространение без утончения. Везде, где мы видим распространение без утончения, везде оно выражается в жестокости и грубости. Отчего погибли великаны? Конечно, потому, что рост их был несравним с утонченностью.

Не забудем и другое. Вспомним, когда в 1921 году в Аризоне я показывал фотографии монголов местным индейцам, они восклицали: “Они ведь индейцы! Они наши братья!” И так же точно, когда затем в Монголии я показывал монголам изображения американских индейцев в Санта-Фе, они узнавали в них своих ближайших родственников. Они поведали замечательную сказку: “В давние времена жили два брата. Но повернулся Огненный Змий и раскололась Земля и с тех пор разлучились родные. Но вечно ждут они весть о брате и знают, что близко время, когда Огненная Птица принесет им эту желанную весть”. Так, в простых словах от древнейших времен, люди устремляются в будущее.

Когда вы в Азии, вы можете видеть вокруг себя многое замечательное, что в условиях колыбели народов совершенно не кажется сверхъестественным. Вы легко встречаетесь с великими проблемами, заключенными в прекрасные символы. Мы всегда мечтаем иметь театр в жизни. В Азии вы имеете его ежедневно. В Монголии, во время многодневных священных торжеств, вы видите и замечательные танцы, и глубокую символику. В пустынях перед вами несут древние знамена и священные изображения в оправе тысячи народа, в громе трубном, в прекрасных красках костюмов и горных сверканий. И все это является выражением жизни. Если вы допущены принять участие в этой жизни, вы видите, насколько она сливается с природою; очень ценно это ощущение.

Во время священных танцев вы вспомните множества прекрасных сказаний, сотканных вокруг искусства и музыки Востока. В Тибете вы услышите, почему так величественны трубы и так мощен их звук. Вам скажут: “Однажды Властитель Тибета пригласил для очищения Учения великого Учителя Индии. Поднялся вопрос, как необычно встретить этого великого гостя. Невозможно встретить духовного Учителя золотом, серебром и драгоценными камнями. Но Лама имел видение и указал Властителю соорудить особые гигантские трубы, чтобы встретить Учителя особыми новыми звуками”. — Разве это прекрасное почитание звука как такового не напоминает вам искание современных композиторов?

Вспомните орнаменты и рисунки американских индейцев в их старых становищах. Эти рисунки полны замечательного значения и напоминают о необыкновенной древности своей, ведя ко временам единого языка. Так, наблюдая и объединяя национальные символы, мы выясняем историческое значение чистого рисунка. В этом первичном начертании вы видите мысли о космогонии, о символах природы. В радуге, в молнии, в облаках вы видите всю историю устремлений к прекрасному. Эти начертания объединят давно разъединенное сознание народов; они те же, как и в Аризоне, так и в Монголии, так и в Сибири. Те же начертания, как на скалах Тибета и Ладака, так и на камнях Кавказа, Венгрии и Норвегии.

Эти обобщающие осознания должны быть особенно ценны теперь, когда так обострено стремление к эволюции. Человечество устремляется освободиться от старых форм и создать что-то новое. Но, чтобы создать что-то новое, мы раньше должны знать все древние источники. Только тогда мы можем мечтать об Озарении жизни.

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно