Н.К.Рерих. Держава Света. ЗАБОТЛИВЫЙ ХРАНИТЕЛЬ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: <p><b>ЗАБОТЛИВЫЙ ХРАНИТЕЛЬ</b></p> <p class=a3><span style='font-size:14.0pt;'>Письмо к Конференции музейных экспертов в Риме,...)
 
Строка 1: Строка 1:
<p><b>ЗАБОТЛИВЫЙ ХРАНИТЕЛЬ</b></p>
<p><b>ЗАБОТЛИВЫЙ ХРАНИТЕЛЬ</b></p>
-
<p class=a3><span style='font-size:14.0pt;'>Письмо
+
<p class=a3>Письмо
-
к Конференции музейных экспертов в Риме, 1930 год</span></p>
+
к Конференции музейных экспертов в Риме, 1930 год</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>&nbsp;</span></p>
+
<p class=1>&nbsp;</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Очень
+
<p class=1>Очень
рад был получить ваше любезное приглашение высказаться на Конференции в Риме,
рад был получить ваше любезное приглашение высказаться на Конференции в Риме,
устроенной Институтом Международного Интеллектуального Сотрудничества. К моему
устроенной Институтом Международного Интеллектуального Сотрудничества. К моему
Строка 12: Строка 12:
мне хотелось бы выразить некоторые мысли, входящие в программу обсуждений. Эти
мне хотелось бы выразить некоторые мысли, входящие в программу обсуждений. Эти
мысли мне представляются не только нужными в жизни современного искусства, но и
мысли мне представляются не только нужными в жизни современного искусства, но и
-
неотложными.</span></p>
+
неотложными.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'
+
<p class=1>В
течение последних лет охранение художественных сокровищ строится на новых
течение последних лет охранение художественных сокровищ строится на новых
методах, на которые мы должны обратить серьезное внимание и относиться к ним очень
методах, на которые мы должны обратить серьезное внимание и относиться к ним очень
Строка 21: Строка 21:
предоставляемыми наукою в искании истины. Но мы должны быть уверены, что этот
предоставляемыми наукою в искании истины. Но мы должны быть уверены, что этот
новый метод с течением времени не даст нежелательных последствий на состояние
новый метод с течением времени не даст нежелательных последствий на состояние
-
красок и других материалов художественных произведений.</span></p>
+
красок и других материалов художественных произведений.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Не
+
<p class=1>Не
сомневаемся, что могущественные Икс-лучи произведут какие-то последствия, может
сомневаемся, что могущественные Икс-лучи произведут какие-то последствия, может
быть, благоприятные, но, может быть, и разрушительные. Но даже высшие
быть, благоприятные, но, может быть, и разрушительные. Но даже высшие
Строка 33: Строка 33:
сожалению, удостоверяемся, что многие из этих так называемых улучшений в
сожалению, удостоверяемся, что многие из этих так называемых улучшений в
течение веков дали самые плачевные последствия и погубили жизнеспособность
течение веков дали самые плачевные последствия и погубили жизнеспособность
-
многих мастерских созданий.</span></p>
+
многих мастерских созданий.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Конечно,
+
<p class=1>Конечно,
вовсе не значит, что мы должны окаменеть в старинных методах, лишая себя
вовсе не значит, что мы должны окаменеть в старинных методах, лишая себя
возможности новых приближений к истине. Все должно эволюционировать. Среди этих
возможности новых приближений к истине. Все должно эволюционировать. Среди этих
Строка 45: Строка 45:
всех странах. Так мы можем исследовать воздействие климата и всех местных
всех странах. Так мы можем исследовать воздействие климата и всех местных
пигментаций, также как и применение техники, созданных исключительными
пигментаций, также как и применение техники, созданных исключительными
-
условиями местности.</span></p>
+
условиями местности.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Также
+
<p class=1>Также
необходимо, чтобы работы подобных лабораторий были координированы и был
необходимо, чтобы работы подобных лабораторий были координированы и был
установлен точный обмен их результатов. Также точно нужно, чтобы были
установлен точный обмен их результатов. Также точно нужно, чтобы были
Строка 60: Строка 60:
особый выбор качеств досок, уже не говоря о самих порошковых красках, — все
особый выбор качеств досок, уже не говоря о самих порошковых красках, — все
эти, так внимательно осознанные нашими предшественниками, условия обязывают и
эти, так внимательно осознанные нашими предшественниками, условия обязывают и
-
нас с осторожностью отнестись к современным методам.</span></p>
+
нас с осторожностью отнестись к современным методам.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Если
+
<p class=1>Если
Конференция согласна с предлагаемой мною координацией лабораторий для
Конференция согласна с предлагаемой мною координацией лабораторий для
исследований при музеях, я мог бы предложить сотрудничество нашего Музея в
исследований при музеях, я мог бы предложить сотрудничество нашего Музея в
-
Нью-Йорке в этой полезной музейной ассоциации.</span></p>
+
Нью-Йорке в этой полезной музейной ассоциации.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Само
+
<p class=1>Само
назначение Института Интеллектуальной Кооперации как бы предуказывает уже
назначение Института Интеллектуальной Кооперации как бы предуказывает уже
зачаток этих осознанных и объединенных работ. Таким образом может создаться для
зачаток этих осознанных и объединенных работ. Таким образом может создаться для
-
будущих поколений еще один вид плодотворного сотрудничества.</span></p>
+
будущих поколений еще один вид плодотворного сотрудничества.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Кроме
+
<p class=1>Кроме
усовершенствования технических средств, нужно принимать во внимание еще один
усовершенствования технических средств, нужно принимать во внимание еще один
вопрос чрезвычайного значения. Вопрос об обмене художественными произведениями
вопрос чрезвычайного значения. Вопрос об обмене художественными произведениями
-
и о посылке художественных сокровищ на иностранные выставки.</span></p>
+
и о посылке художественных сокровищ на иностранные выставки.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Этот
+
<p class=1>Этот
-
вопрос вызывает очень существенное размышление.</span></p>
+
вопрос вызывает очень существенное размышление.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'
+
<p class=1>С
одной стороны, каждый понимает, что истинное международное понимание лучше
одной стороны, каждый понимает, что истинное международное понимание лучше
всего создается на почве искусства и науки. Ничто в нашем мире не может
всего создается на почве искусства и науки. Ничто в нашем мире не может
Строка 94: Строка 94:
огорчались непоправимыми последствиями перевозки художественных произведений
огорчались непоправимыми последствиями перевозки художественных произведений
через океан. Несмотря на толстые доски, несмотря на паркеты, картины лопались и
через океан. Несмотря на толстые доски, несмотря на паркеты, картины лопались и
-
выгибались.</span></p>
+
выгибались.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Эти
+
<p class=1>Эти
последствия вызывали всегда нежелательную операцию переноса на новый холст или
последствия вызывали всегда нежелательную операцию переноса на новый холст или
проглаживание поднявшихся мест. Все вещи, наклеенные на дерево, подымаются
проглаживание поднявшихся мест. Все вещи, наклеенные на дерево, подымаются
Строка 105: Строка 105:
нетронутыми на местах их долговременной жизни, несет за собою поучительное и
нетронутыми на местах их долговременной жизни, несет за собою поучительное и
ничем незаменимое ознакомление с условиями, окружавшими само зарождение
ничем незаменимое ознакомление с условиями, окружавшими само зарождение
-
художественного произведения.</span></p>
+
художественного произведения.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Все
+
<p class=1>Все
хранители художественных сокровищ знают то прискорбное чувство, когда вверенное
хранители художественных сокровищ знают то прискорбное чувство, когда вверенное
им произведение подверглось неисправимой порче. Мы знаем, сколько справедливых
им произведение подверглось неисправимой порче. Мы знаем, сколько справедливых
Строка 116: Строка 116:
вышепредложенных, будут полезны во всех отношениях. Было бы особенно полезно
вышепредложенных, будут полезны во всех отношениях. Было бы особенно полезно
узнать мнение Конференции об этом предмете, в котором, повторяю, наши
узнать мнение Конференции об этом предмете, в котором, повторяю, наши
-
Учреждения были бы очень рады сотрудничать на общую пользу.</span></p>
+
Учреждения были бы очень рады сотрудничать на общую пользу.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>&nbsp;</span></p>
+
<p class=1>&nbsp;</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>&nbsp;</span></p>
+
<p class=1>&nbsp;</p>

Текущая версия

ЗАБОТЛИВЫЙ ХРАНИТЕЛЬ

Письмо к Конференции музейных экспертов в Риме, 1930 год

 

Очень рад был получить ваше любезное приглашение высказаться на Конференции в Риме, устроенной Институтом Международного Интеллектуального Сотрудничества. К моему сожалению, спешные работы не позволят мне лично участвовать на Конференции, но мне хотелось бы выразить некоторые мысли, входящие в программу обсуждений. Эти мысли мне представляются не только нужными в жизни современного искусства, но и неотложными.

В течение последних лет охранение художественных сокровищ строится на новых методах, на которые мы должны обратить серьезное внимание и относиться к ним очень осторожно. Икс-лучи, этот новый мощный фактор, внесен в исследования художественных произведений. Конечно, мы восхищаемся новыми возможностями, предоставляемыми наукою в искании истины. Но мы должны быть уверены, что этот новый метод с течением времени не даст нежелательных последствий на состояние красок и других материалов художественных произведений.

Не сомневаемся, что могущественные Икс-лучи произведут какие-то последствия, может быть, благоприятные, но, может быть, и разрушительные. Но даже высшие авторитеты не в состоянии удостоверить, какие последствия вызовут эти новые лучи. Одно ясно, что никто не будет утверждать, что эти лучи абсолютно нейтральны и не производят никакого воздействия. Слишком коротко время со дня открытия Икс-лучей, чтобы позволить судить о их конечном воздействии. Конечно, никто никогда не хотел изобретать вредные пигменты и лаки, и все же мы, к сожалению, удостоверяемся, что многие из этих так называемых улучшений в течение веков дали самые плачевные последствия и погубили жизнеспособность многих мастерских созданий.

Конечно, вовсе не значит, что мы должны окаменеть в старинных методах, лишая себя возможности новых приближений к истине. Все должно эволюционировать. Среди этих новых полезных предприятий мы считаем лабораторию, устроенную в Лувре, благодаря просвещенной инициативе и энергии г-на Генри Верна — в ней могут быть исследуемы и проверяемы новые методы и открытия. Могу всеми силами приветствовать это полезное учреждение. Могу пожелать, чтобы подобные лаборатории для исследования новейших научных открытий были бы учреждены во всех странах. Так мы можем исследовать воздействие климата и всех местных пигментаций, также как и применение техники, созданных исключительными условиями местности.

Также необходимо, чтобы работы подобных лабораторий были координированы и был установлен точный обмен их результатов. Также точно нужно, чтобы были предприняты долговременные опыты. Без сомнения, человеческая жизнь не достаточна для выяснения последствий различных нововведений. Но для будущего, рано или поздно, необходимо начать эти координированные опыты, которые дадут свои благостные последствия лишь для будущих эпох. Мы должны примирить новейшие открытия с опытом давних веков, которые донесли до нас памятники искусства сохраненными и таким образом заслуживают полного внимания. Например, мы знаем, что очищение масел и прочих препаратов производилось многолетними процессами. Также точно приготовление старинных лаков и олифы иконописателей, также как и особый выбор качеств досок, уже не говоря о самих порошковых красках, — все эти, так внимательно осознанные нашими предшественниками, условия обязывают и нас с осторожностью отнестись к современным методам.

Если Конференция согласна с предлагаемой мною координацией лабораторий для исследований при музеях, я мог бы предложить сотрудничество нашего Музея в Нью-Йорке в этой полезной музейной ассоциации.

Само назначение Института Интеллектуальной Кооперации как бы предуказывает уже зачаток этих осознанных и объединенных работ. Таким образом может создаться для будущих поколений еще один вид плодотворного сотрудничества.

Кроме усовершенствования технических средств, нужно принимать во внимание еще один вопрос чрезвычайного значения. Вопрос об обмене художественными произведениями и о посылке художественных сокровищ на иностранные выставки.

Этот вопрос вызывает очень существенное размышление.

С одной стороны, каждый понимает, что истинное международное понимание лучше всего создается на почве искусства и науки. Ничто в нашем мире не может сравниться с этими созидателями сердечности и мирного энтузиазма. Но, с другой стороны, мы не должны забывать об опасностях, сопряженных с перевозкою художественных сокровищ. Кроме опасностей транспорта как такового, несмотря на все лучшие предосторожности, мы знаем, что произведения искусства, как живые организмы, разделяются на “кочевников” и “оседлых”. Как ни странно, но произведения, которые волею судьбы сделались кочевыми, гораздо легче переносят путешествие, нежели те, которые веками сохранялись в одном месте, не встречаясь со случайностями жизни. Сколько раз мы удостоверялись в зловредных последствиях перевозок, когда создавалась настоящая болезнь произведения. Сколько раз мы огорчались непоправимыми последствиями перевозки художественных произведений через океан. Несмотря на толстые доски, несмотря на паркеты, картины лопались и выгибались.

Эти последствия вызывали всегда нежелательную операцию переноса на новый холст или проглаживание поднявшихся мест. Все вещи, наклеенные на дерево, подымаются пузырями. Такие же несчастья окружают и деревянные скульптуры, и резьбу по кости. Подобные разрушения ни одно страховое общество не может покрыть. Также, кроме мыслей о сохранности самих произведений, мы не должны забывать и полезное соображение о развитии туризма, развитие которого, оставляя произведения нетронутыми на местах их долговременной жизни, несет за собою поучительное и ничем незаменимое ознакомление с условиями, окружавшими само зарождение художественного произведения.

Все хранители художественных сокровищ знают то прискорбное чувство, когда вверенное им произведение подверглось неисправимой порче. Мы знаем, сколько справедливых сожалений сопровождают каждую перевозку художественных произведений. Необходимы особые соображения для выбора этих вестников народного единопонимания, принимая во внимание не только их физическое состояние, но и внутреннюю ценность и всю прежнюю их жизнь. Согласительные исследования музейных лабораторий, вышепредложенных, будут полезны во всех отношениях. Было бы особенно полезно узнать мнение Конференции об этом предмете, в котором, повторяю, наши Учреждения были бы очень рады сотрудничать на общую пользу.

 

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно