Н.К.Рерих. Держава Света. МУДРОСТЬ РАДОСТИ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: <p><b>МУДРОСТЬ РАДОСТИ</b></p> <p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>&nbsp;</span></p> <p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>И враги будут у нас...)
 
Строка 1: Строка 1:
<p><b>МУДРОСТЬ РАДОСТИ</b></p>
<p><b>МУДРОСТЬ РАДОСТИ</b></p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>&nbsp;</span></p>
+
<p class=1>&nbsp;</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'
+
<p class=1>И
враги будут у нас. И даже в большом количестве. Подобно древним римлянам, пусть
враги будут у нас. И даже в большом количестве. Подобно древним римлянам, пусть
мы скажем: скажи мне, кто твои враги и я скажу, кто ты есть. Великий Император
мы скажем: скажи мне, кто твои враги и я скажу, кто ты есть. Великий Император
Акбар говорил всегда, что враги — это тень человека и что человек измеряется по
Акбар говорил всегда, что враги — это тень человека и что человек измеряется по
количеству врагов. При этом соображая врагов своих, он добавлял: тень моя очень
количеству врагов. При этом соображая врагов своих, он добавлял: тень моя очень
-
длинна.</span></p>
+
длинна.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Откуда
+
<p class=1>Откуда
же возьмутся главным образом враги наши, при нашей мирной культурной работе,
же возьмутся главным образом враги наши, при нашей мирной культурной работе,
которая, казалось, никого не умаляет и никого не задевает. Только ли от
которая, казалось, никого не умаляет и никого не задевает. Только ли от
Строка 37: Строка 37:
предположить, что кто-то может заподозрить, что мы можем быть благодарны. Часто
предположить, что кто-то может заподозрить, что мы можем быть благодарны. Часто
мы боимся быть заподозренными, что почитаем иерархию Блага, но враги, побуждая
мы боимся быть заподозренными, что почитаем иерархию Блага, но враги, побуждая
-
нас к неустанной деятельности, куют нам и доспехи подвига.</span></p>
+
нас к неустанной деятельности, куют нам и доспехи подвига.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Помню,
+
<p class=1>Помню,
как один большой художник, когда ему передавали, что кто-то поносит его,
как один большой художник, когда ему передавали, что кто-то поносит его,
задумался и, покачав головой, сказал: странно, а ведь я ему ничего хорошего не
задумался и, покачав головой, сказал: странно, а ведь я ему ничего хорошего не
сделал. В этом замечании сказалась большая житейская мудрость. Та же житейская
сделал. В этом замечании сказалась большая житейская мудрость. Та же житейская
мудрость также может подсказать нам, что, несмотря ни на что, неустанно мы
мудрость также может подсказать нам, что, несмотря ни на что, неустанно мы
-
должны проталкивать в жизнь простую истину об охранении и осветлении культуры.</span></p>
+
должны проталкивать в жизнь простую истину об охранении и осветлении культуры.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Опыт
+
<p class=1>Опыт
долгого времени указывает нам, что искусство и знание расцветали там, где
долгого времени указывает нам, что искусство и знание расцветали там, где
сверху они признавались величайшими стимулами жизни. Там, где главы государства,
сверху они признавались величайшими стимулами жизни. Там, где главы государства,
Строка 62: Строка 62:
главам государств и церквей, мы приносим им помощь, потому что многие из них и
главам государств и церквей, мы приносим им помощь, потому что многие из них и
хотели бы оказаться Лоренцо Великолепными в лучшем смысле этого слова, но
хотели бы оказаться Лоренцо Великолепными в лучшем смысле этого слова, но
-
маленькие суеверия и предрассудки мешают их превосходным порывам.</span></p>
+
маленькие суеверия и предрассудки мешают их превосходным порывам.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Кто-то
+
<p class=1>Кто-то
может спросить, неужели именно теперь, во время общего материального кризиса,
может спросить, неужели именно теперь, во время общего материального кризиса,
-
уместно говорить об искусстве и науке? Вот именно уместно.</span></p>
+
уместно говорить об искусстве и науке? Вот именно уместно.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Расцвет
+
<p class=1>Расцвет
искусства и науки является разрешением житейских кризисов. Именно он обращает
искусства и науки является разрешением житейских кризисов. Именно он обращает
упадочное перепроизводство к более высокому качеству. Именно он заставляет
упадочное перепроизводство к более высокому качеству. Именно он заставляет
Строка 77: Строка 77:
сейчас, когда разрушительные силы так действенны. Именно теперь ни на минуту
сейчас, когда разрушительные силы так действенны. Именно теперь ни на минуту
нельзя забыть о преимуществах истинно культурных эпох, чтобы опираясь на эти
нельзя забыть о преимуществах истинно культурных эпох, чтобы опираясь на эти
-
грехи прошлого, мужественно направляться в будущее.</span></p>
+
грехи прошлого, мужественно направляться в будущее.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Можно
+
<p class=1>Можно
много критиковать, но критическое разложение уже доставило много невзгод
много критиковать, но критическое разложение уже доставило много невзгод
человечеству. Сейчас так повелительно нужно созидать, слагать, собираться и
человечеству. Сейчас так повелительно нужно созидать, слагать, собираться и
почерпать обоюдную бодрость в сознании, что за горами и морями всюду есть
почерпать обоюдную бодрость в сознании, что за горами и морями всюду есть
-
друзья наши, готовые обоюдно радоваться.</span></p>
+
друзья наши, готовые обоюдно радоваться.</p>
-
<p class=a1><span style='font-size:14.0pt;'>Гималаи.
+
<p class=a1>Гималаи.
-
Март, 1931 г.</span></p>
+
Март, 1931 г.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>&nbsp;</span></p>
+
<p class=1>&nbsp;</p>

Текущая версия

МУДРОСТЬ РАДОСТИ

 

И враги будут у нас. И даже в большом количестве. Подобно древним римлянам, пусть мы скажем: скажи мне, кто твои враги и я скажу, кто ты есть. Великий Император Акбар говорил всегда, что враги — это тень человека и что человек измеряется по количеству врагов. При этом соображая врагов своих, он добавлял: тень моя очень длинна.

Откуда же возьмутся главным образом враги наши, при нашей мирной культурной работе, которая, казалось, никого не умаляет и никого не задевает. Только ли от непонимания и от зависти? Конечно, нет. Нам придется встретиться еще с одним глубоко гнездящимся человеческим свойством, проистекающим также от невежества. Нам придется всеми способами говорить и распространять сведения о значении истинного искусства и знания. Нам придется неустанно говорить о внесении предметов искусства в обиход нашей жизни. Также придется говорить о друзьях нашей жизни, о книгах, которые находятся в пренебрежении во многих домах наших. Придется нам и обращаться к правителям и президентам целых стран, прося их считать министерство Народного Просвещения и Изящных Искусств не в конце списка их государственных учреждений. При этом нам придется встретиться со многими замечаниями, утверждающими, что эти два живейших фактора эволюции вовсе не заслуживают первых мест. Часто это будет говориться не в силу какой-либо особой ненависти к просвещению и украшению жизни, но просто в силу каких-то пережитков и окаменелых традиций. Вот это обстоятельство породит значительное количество врагов наших, но, проверяя список их, мы будем гордиться, что именно эти люди оказались врагами культуры, а не наоборот. Кроме того, как однажды я говорил в статье Похвала Врагам (см. книгу “Пути Благословения”): никто так не помогает нам в жизни нашей, как именно такого свойства враги. Нашей зоркости, нашей неусыпности, нашей трудоспособности мы обязаны им в большой степени. Эти враги, как вы знаете, не останавливаются на малых формулах, наоборот, именно они щедры на преувеличения. Они располагают роскошным словарем ненависти, перед которым язык друзей часто бледнеет и кажется пресным. Слишком часто в жизни нашей мы теряем словарь добра, признательности и похвалы. Мы стыдимся часто даже предположить, что кто-то может заподозрить, что мы можем быть благодарны. Часто мы боимся быть заподозренными, что почитаем иерархию Блага, но враги, побуждая нас к неустанной деятельности, куют нам и доспехи подвига.

Помню, как один большой художник, когда ему передавали, что кто-то поносит его, задумался и, покачав головой, сказал: странно, а ведь я ему ничего хорошего не сделал. В этом замечании сказалась большая житейская мудрость. Та же житейская мудрость также может подсказать нам, что, несмотря ни на что, неустанно мы должны проталкивать в жизнь простую истину об охранении и осветлении культуры.

Опыт долгого времени указывает нам, что искусство и знание расцветали там, где сверху они признавались величайшими стимулами жизни. Там, где главы государства, где владыки церкви и все руководители жизни сходились в стремлении к прекрасному, там и происходил ренессанс, то возрождение, о котором теперь пишутся такие восхищенные книги. Если мы знаем, какие именно внешние факторы способствовали искусству и знанию, то, казалось бы, легче всего во имя культуры применить те же приемы и теперь. Ведь зародыши всех этих возможностей существуют и обычно только задавлены омертвелыми традициями неудачных эпох. Но мы знаем, что действия в этом направлении являются настоящими благородными действиями, и потому с полною искренностью мы можем усилять друг друга в этом подвиге. Подумайте, какое счастье сознавать, что мы, рассеянные в разных странах, можем чувствовать невидимую дружескую руку, всегда готовую на духовную помощь и поддержку. Когда мы обращаемся во имя прекрасного, во имя культуры к главам государств и церквей, мы приносим им помощь, потому что многие из них и хотели бы оказаться Лоренцо Великолепными в лучшем смысле этого слова, но маленькие суеверия и предрассудки мешают их превосходным порывам.

Кто-то может спросить, неужели именно теперь, во время общего материального кризиса, уместно говорить об искусстве и науке? Вот именно уместно.

Расцвет искусства и науки является разрешением житейских кризисов. Именно он обращает упадочное перепроизводство к более высокому качеству. Именно он заставляет людей задуматься над проблемами жизни, которые могут быть разрешены через мост прекрасного. Именно он окрыляет тех людей, которые иначе, под неволею условностей, обращаются в Панургово стадо. Словом, расцвет искусства и знания одухотворяет достоинство личности человеческой. Как это старо, и как это нужно сейчас, когда разрушительные силы так действенны. Именно теперь ни на минуту нельзя забыть о преимуществах истинно культурных эпох, чтобы опираясь на эти грехи прошлого, мужественно направляться в будущее.

Можно много критиковать, но критическое разложение уже доставило много невзгод человечеству. Сейчас так повелительно нужно созидать, слагать, собираться и почерпать обоюдную бодрость в сознании, что за горами и морями всюду есть друзья наши, готовые обоюдно радоваться.

Гималаи. Март, 1931 г.

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно