Н.К.Рерих. Держава Света. ОБЩЕСТВУ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: <p><b>ОБЩЕСТВУ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ</b></p> <p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>&nbsp;</span></p> <p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>В како...)
 
Строка 1: Строка 1:
<p><b>ОБЩЕСТВУ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ</b></p>
<p><b>ОБЩЕСТВУ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ</b></p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>&nbsp;</span></p>
+
<p class=1>&nbsp;</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'
+
<p class=1>В
-
какой стране предпочтете жить? — Конечно, в стране Культуры.</span></p>
+
какой стране предпочтете жить? — Конечно, в стране Культуры.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Ваши
+
<p class=1>Ваши
-
лучшие помыслы чему вы принесете? — Культуре.</span></p>
+
лучшие помыслы чему вы принесете? — Культуре.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Чему
+
<p class=1>Чему
-
вы посвятите ваши просвещенные труды? — Конечно, Культуре.</span></p>
+
вы посвятите ваши просвещенные труды? — Конечно, Культуре.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Чем
+
<p class=1>Чем
-
вы обновите ваше сознание? — Победным светом Культуры.</span></p>
+
вы обновите ваше сознание? — Победным светом Культуры.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Не
+
<p class=1>Не
потрясатели ли вы? — В постоянных трудах мы не имеем времени для потрясений. Мы
потрясатели ли вы? — В постоянных трудах мы не имеем времени для потрясений. Мы
строим. В положительном утверждении и познавании мы стремимся улучшить и
строим. В положительном утверждении и познавании мы стремимся улучшить и
-
украсить жизнь земную.</span></p>
+
украсить жизнь земную.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Так
+
<p class=1>Так
скажут светоносцы культуры на все вопросы со стороны и просто незнающих или в
скажут светоносцы культуры на все вопросы со стороны и просто незнающих или в
основе невежественных или завидующих о свете. Познающий священные устои
основе невежественных или завидующих о свете. Познающий священные устои
культуры оценивает и великий единый Свет. Убеждается в Иерархии Блага, вне
культуры оценивает и великий единый Свет. Убеждается в Иерархии Блага, вне
-
которой нет созидательного пути.</span></p>
+
которой нет созидательного пути.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Служащий
+
<p class=1>Служащий
культуре перестает быть мечтателем, но делается воплотителем высочайшей и
культуре перестает быть мечтателем, но делается воплотителем высочайшей и
светлейшей мечты в жизни. Ибо что же может быть светлее и величественнее, как
светлейшей мечты в жизни. Ибо что же может быть светлее и величественнее, как
Строка 47: Строка 47:
говорить о том, чего не знаешь. И как многие, казалось бы цивилизованные люди,
говорить о том, чего не знаешь. И как многие, казалось бы цивилизованные люди,
грешат этим. Носитель культуры ясно почувствует всю разницу между основами
грешат этим. Носитель культуры ясно почувствует всю разницу между основами
-
духовной культурности и наносною материалистическою цивилизацией.</span></p>
+
духовной культурности и наносною материалистическою цивилизацией.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Оценивая
+
<p class=1>Оценивая
светлые накопления народов, служитель культуры разберется в случайном
светлые накопления народов, служитель культуры разберется в случайном
переходящем и истинно живущем. Понимая великую ответственность Бытия
переходящем и истинно живущем. Понимая великую ответственность Бытия
Строка 63: Строка 63:
откажемся. И не солгать в державе культуры. Нельзя стоять на одной точке; можно
откажемся. И не солгать в державе культуры. Нельзя стоять на одной точке; можно
лишь идти вперед или отступать. Но знамена истинной культуры не знают
лишь идти вперед или отступать. Но знамена истинной культуры не знают
-
отступления. Не знают светоносцы разочарования, ибо магнит света велик.</span></p>
+
отступления. Не знают светоносцы разочарования, ибо магнит света велик.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Великие
+
<p class=1>Великие
народы, во имя чье вы собирались, под знаком которых будете изучать их
народы, во имя чье вы собирались, под знаком которых будете изучать их
творческие наследия, в истории своих великих передвижений дают нам поучительные
творческие наследия, в истории своих великих передвижений дают нам поучительные
Строка 74: Строка 74:
явлениях. Этою особенностью закаляются наиболее живые силы народов. В
явлениях. Этою особенностью закаляются наиболее живые силы народов. В
соприкосновении с новыми соседями расширяется сознание и куются формы новых
соприкосновении с новыми соседями расширяется сознание и куются формы новых
-
рас. Потому живая передвигаемость есть один из признаков мудрости.</span></p>
+
рас. Потому живая передвигаемость есть один из признаков мудрости.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'
+
<p class=1>В
глубинах Азии — этой колыбели всех духовных и созидательных движений — в давние
глубинах Азии — этой колыбели всех духовных и созидательных движений — в давние
времена передвижение рассматривалось как завершение образования. Еще и теперь
времена передвижение рассматривалось как завершение образования. Еще и теперь
Строка 93: Строка 93:
творческой работы. Не будем думать о роскоши. Культура и Красота — в Знании. Не
творческой работы. Не будем думать о роскоши. Культура и Красота — в Знании. Не
нужны чрезмерные богатства для того, чтобы обмениваться и взаимно укрепляться
нужны чрезмерные богатства для того, чтобы обмениваться и взаимно укрепляться
-
языком сердца.</span></p>
+
языком сердца.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Верю
+
<p class=1>Верю
в несокрушимость общих созиданий наших. Во имя Света и Сердца, во имя Красоты и
в несокрушимость общих созиданий наших. Во имя Света и Сердца, во имя Красоты и
Знания, во имя живых устоев эволюции приветствую вас от белоснежных высот
Знания, во имя живых устоев эволюции приветствую вас от белоснежных высот
-
Гималаев.</span></p>
+
Гималаев.</p>
-
<p class=a1><span style='font-size:14.0pt;'>Гималаи.
+
<p class=a1>Гималаи.
-
1931 г.</span></p>
+
1931 г.</p>

Текущая версия

ОБЩЕСТВУ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

В какой стране предпочтете жить? — Конечно, в стране Культуры.

Ваши лучшие помыслы чему вы принесете? — Культуре.

Чему вы посвятите ваши просвещенные труды? — Конечно, Культуре.

Чем вы обновите ваше сознание? — Победным светом Культуры.

Не потрясатели ли вы? — В постоянных трудах мы не имеем времени для потрясений. Мы строим. В положительном утверждении и познавании мы стремимся улучшить и украсить жизнь земную.

Так скажут светоносцы культуры на все вопросы со стороны и просто незнающих или в основе невежественных или завидующих о свете. Познающий священные устои культуры оценивает и великий единый Свет. Убеждается в Иерархии Блага, вне которой нет созидательного пути.

Служащий культуре перестает быть мечтателем, но делается воплотителем высочайшей и светлейшей мечты в жизни. Ибо что же может быть светлее и величественнее, как не служение и осознание светлых элементов, под сенью которых создались великие народы. Всячески нужно укрепить сознание, что мысли о культуре не отвлеченность, но созидательное утверждение. Понявший положительные красоты культуры не останется во сне, не останется бездеятельным вне созидания. Нет, этот познавший без промедления внесет свою лепту стройного сознательного труда. Работник культуры поймет истинное сотрудничество, ту живую доброжелательную кооперацию, которою даже малые дела растут. Расширивший свое сознание понятием Культуры поймет и сотрудников своих, ибо не подавлять, но мудро применять будет он сокровища человеческого опыта. И неустрашим будет познавший культуру, ибо взглянувши глазом верхним и добрым он увидит, что страх есть принадлежность тьмы. Вне суеверий и предрассудков служитель культуры понимает, что единственная радость мыслящего человека в непрестанном труде, в творении, ибо все сущее может быть творимо прекрасно. Познающий ценность культуры начинает ценить качество мысли и научается мудро применять эту величайшую творческую мощь. Из обихода светоносца культуры уходит осуждение, клеветнические пересуды и говорение о том, чего не знаешь. Какой это страшный бич невежественности — говорить о том, чего не знаешь. И как многие, казалось бы цивилизованные люди, грешат этим. Носитель культуры ясно почувствует всю разницу между основами духовной культурности и наносною материалистическою цивилизацией.

Оценивая светлые накопления народов, служитель культуры разберется в случайном переходящем и истинно живущем. Понимая великую ответственность Бытия человеческого, светоносец культуры вносит как в мысли свои, так и в деятельность высокое качество работы. Он разумно испытует чудесные силы природы, памятуя, что решительно все существующее может быть целебно приложено во Благо. Во имя этого Блага и Света вы найдете в себе тот драгоценный язык сердца, словарь которого гораздо полнее и прекраснее словарей нашего языка. Какую убедительность вносит с собою язык сердца и как перед его победными заветами распадаются самые мрачные врата лжи и невежественности. Действительно убеждаемся, что ложь глупа и недейственна, ибо в духе никакая ложь не скроется. Мудрость в явном, от которого ни в каком духовном и телесном состоянии мы не откажемся. И не солгать в державе культуры. Нельзя стоять на одной точке; можно лишь идти вперед или отступать. Но знамена истинной культуры не знают отступления. Не знают светоносцы разочарования, ибо магнит света велик.

Великие народы, во имя чье вы собирались, под знаком которых будете изучать их творческие наследия, в истории своих великих передвижений дают нам поучительные примеры. Встретимся и с героизмом, и с самоотречением и с мученичеством за свет и с благородными подвигами созидания. Эти открытия не отяготят изучающих, наоборот, они вдохновят их к такому же неустанному труду. Великие переселения народов не случайность. Не может быть случайностей в мировых постоянных явлениях. Этою особенностью закаляются наиболее живые силы народов. В соприкосновении с новыми соседями расширяется сознание и куются формы новых рас. Потому живая передвигаемость есть один из признаков мудрости.

В глубинах Азии — этой колыбели всех духовных и созидательных движений — в давние времена передвижение рассматривалось как завершение образования. Еще и теперь мы встречаем остатки преданий о том же просвещенном начале. В тех же далеких краях подарок книгою или священными предметами считается высшим признаком благородного духа. Великие переселенцы уносили с собою такие же замечательные заветы и по пути своем создавали великие стили искусства и жизни. Вспомним хотя бы об Аланских наследиях и о прекрасном романском стиле. Вспомним характер монастырей, как в славянских землях, так и азиатских окраин. Без удивления вспомним, что рукоятия мечей Гималайских нагорий и фибулы их находятся как на Кавказе, так и в южнорусских степях, и рассеяны по Европе. На фибулах, на нагрудных пряжках этих встречаем многие изображения, ставшие символами целых народностей. Пусть и на нашей нагрудной фибуле будет написано слово Культура. Теми же общепонятными зовущими знаками. И каждый светоносец культуры пусть помнит о всех светлых наследиях и о высокой ответственности за качество его творческой работы. Не будем думать о роскоши. Культура и Красота — в Знании. Не нужны чрезмерные богатства для того, чтобы обмениваться и взаимно укрепляться языком сердца.

Верю в несокрушимость общих созиданий наших. Во имя Света и Сердца, во имя Красоты и Знания, во имя живых устоев эволюции приветствую вас от белоснежных высот Гималаев.

Гималаи. 1931 г.



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно