Н.К.Рерих. Держава Света. ПРЕКРАСНОЕ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: <p><b>ПРЕКРАСНОЕ</b></p> <p class=a3 style='margin-top:0cm;margin-right:2.15pt;margin-bottom:6.0pt; margin-left:0cm'><span style='font-size:14.0pt;'>Приветствие Ш...)
 
Строка 2: Строка 2:
<p class=a3 style='margin-top:0cm;margin-right:2.15pt;margin-bottom:6.0pt;
<p class=a3 style='margin-top:0cm;margin-right:2.15pt;margin-bottom:6.0pt;
-
margin-left:0cm'><span style='font-size:14.0pt;'>Приветствие
+
margin-left:0cm'>Приветствие
-
Школе Дальтона</span></p>
+
Школе Дальтона</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>&nbsp;</span></p>
+
<p class=1>&nbsp;</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Какая
+
<p class=1>Какая
разница Востока от Запада? Когда этот вопрос был предложен мне в Индии, я
разница Востока от Запада? Когда этот вопрос был предложен мне в Индии, я
ответил: “Самые прекрасные розы Востока и Запада одинаково благоухают”. Мы
ответил: “Самые прекрасные розы Востока и Запада одинаково благоухают”. Мы
говорили о неразрешимых проблемах, о непереходимых пропастях, тогда как перед
говорили о неразрешимых проблемах, о непереходимых пропастях, тогда как перед
нами великий Свет открывает прямой путь: Закон Прекрасного, закон ведущий и
нами великий Свет открывает прямой путь: Закон Прекрасного, закон ведущий и
-
благостный, могущий все объединить в свете всепонимания.</span></p>
+
благостный, могущий все объединить в свете всепонимания.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Если
+
<p class=1>Если
мы не достигаем порога Прекрасного, скажем: “моя вина”, осознаем, что только мы
мы не достигаем порога Прекрасного, скажем: “моя вина”, осознаем, что только мы
сами виноваты, ибо мы не нашли силы прислушаться к великому закону
сами виноваты, ибо мы не нашли силы прислушаться к великому закону
Строка 20: Строка 20:
параличом, мы должны различить, где та эволюция, которая будет достойна
параличом, мы должны различить, где та эволюция, которая будет достойна
доблестных примеров прошлого, которая может обеспечить действительное счастье
доблестных примеров прошлого, которая может обеспечить действительное счастье
-
наших потомков.</span></p>
+
наших потомков.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Наблюдать
+
<p class=1>Наблюдать
устремленное шествие героев всех веков — это значит оказаться перед
устремленное шествие героев всех веков — это значит оказаться перед
беспредельными далями, наполняющими нас священным трепетом. По существу нашему
беспредельными далями, наполняющими нас священным трепетом. По существу нашему
мы не имеем права отступать. Вы, молодежь, которая готовится строить твердыню
мы не имеем права отступать. Вы, молодежь, которая готовится строить твердыню
жизни вашей, вы хотите счастья, и, обращаясь к вашим старшим, вы спрашиваете
жизни вашей, вы хотите счастья, и, обращаясь к вашим старшим, вы спрашиваете
-
их:</span></p>
+
их:</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>“Как
+
<p class=1>“Как
-
же сложить наш очаг?”</span></p>
+
же сложить наш очаг?”</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'
+
<p class=1>Я
работал сорок лет и прошел более двадцати пяти стран, и на этом опыте могу дать
работал сорок лет и прошел более двадцати пяти стран, и на этом опыте могу дать
-
совет вам:</span></p>
+
совет вам:</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>“Только
+
<p class=1>“Только
-
Прекрасным!”</span></p>
+
Прекрасным!”</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Даже
+
<p class=1>Даже
ужасающий Хаос разделений, уходов, ограничений претворится в Свет и гармонию
ужасающий Хаос разделений, уходов, ограничений претворится в Свет и гармонию
там, где прикасается луч Прекрасного. Замечаете, что я не употребляю слово
там, где прикасается луч Прекрасного. Замечаете, что я не употребляю слово
Строка 46: Строка 46:
подчеркнуть понятие Прекрасного, которое проникает всюду. Вы, молодые друзья,
подчеркнуть понятие Прекрасного, которое проникает всюду. Вы, молодые друзья,
поймите же невидимый великий смысл этого основного понятия и сделайте его
поймите же невидимый великий смысл этого основного понятия и сделайте его
-
устоем вашей жизни, это обязанность ваша.</span></p>
+
устоем вашей жизни, это обязанность ваша.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Часто
+
<p class=1>Часто
мы слышим: “Он утерял прямой путь”. Спросим себя, был ли очаг этого несчастного
мы слышим: “Он утерял прямой путь”. Спросим себя, был ли очаг этого несчастного
-
беглеца прекрасным внешне и духовно?</span></p>
+
беглеца прекрасным внешне и духовно?</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Возможно
+
<p class=1>Возможно
ли вводить Прекрасное в нашу каждодневную обычность? Но разве работа нашего
ли вводить Прекрасное в нашу каждодневную обычность? Но разве работа нашего
каждого дня не истинная молитва? И сознательная дисциплина, разве это не есть
каждого дня не истинная молитва? И сознательная дисциплина, разве это не есть
-
истинная свобода?</span></p>
+
истинная свобода?</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Скажут
+
<p class=1>Скажут
нам: “Конечно, подобная мечта увлекательна, но каким образом можно украсить
нам: “Конечно, подобная мечта увлекательна, но каким образом можно украсить
-
жизнь?”</span></p>
+
жизнь?”</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Лишь
+
<p class=1>Лишь
в невежестве мы думаем, что Прекрасное суждено только богатым и недоступно
в невежестве мы думаем, что Прекрасное суждено только богатым и недоступно
трудящимся. В превратном мышлении мы, пожалуй, придем к опасному заключению,
трудящимся. В превратном мышлении мы, пожалуй, придем к опасному заключению,
Строка 70: Строка 70:
твердит нам о мудрости утверждения, сердечного и объединяющего, и
твердит нам о мудрости утверждения, сердечного и объединяющего, и
предостерегает не поддаваться звериному отрицанию, враждебному и свирепому. В
предостерегает не поддаваться звериному отрицанию, враждебному и свирепому. В
-
мудром утверждении выражено величие самосознания.</span></p>
+
мудром утверждении выражено величие самосознания.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Благородно
+
<p class=1>Благородно
служить Прекрасному — это не значит быть мячом судьбы. В разных странах мы
служить Прекрасному — это не значит быть мячом судьбы. В разных странах мы
видели, какими непреложными средствами можно возделывать плодоносные пашни
видели, какими непреложными средствами можно возделывать плодоносные пашни
Строка 87: Строка 87:
составил замечательное собрание, которое подарил нации. В некоторых отношениях
составил замечательное собрание, которое подарил нации. В некоторых отношениях
эта коллекция эскизов была даже более ценной, нежели собрание законченных
эта коллекция эскизов была даже более ценной, нежели собрание законченных
-
картин.</span></p>
+
картин.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'
+
<p class=1>И
не только составил он собрание истинных выражений искусства, но устремление его
не только составил он собрание истинных выражений искусства, но устремление его
создало вокруг этой коллекции атмосферу преданности и успеха. Вы знаете, как
создало вокруг этой коллекции атмосферу преданности и успеха. Вы знаете, как
-
близки понятия преданности и любви понятию победы.</span></p>
+
близки понятия преданности и любви понятию победы.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Основная
+
<p class=1>Основная
задача — поощрять всячески развитие внутреннего сознания Прекрасного, этого
задача — поощрять всячески развитие внутреннего сознания Прекрасного, этого
-
истинного щита против тьмы невежества.</span></p>
+
истинного щита против тьмы невежества.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Не
+
<p class=1>Не
все обладают способностью внешнего выражения искусства, но каждый имеет в
все обладают способностью внешнего выражения искусства, но каждый имеет в
существе своем возможность осознания Прекрасного. Очень часто создание
существе своем возможность осознания Прекрасного. Очень часто создание
Строка 114: Строка 114:
Космосом. Указывают, что мысль может изменять вес; человек, озаренный глубокою
Космосом. Указывают, что мысль может изменять вес; человек, озаренный глубокою
мыслью, теряет в весе. Для этого прежде всего нужно иметь мысль истинно
мыслью, теряет в весе. Для этого прежде всего нужно иметь мысль истинно
-
сильную. Напряженная мысль имеет все качества магнита.</span></p>
+
сильную. Напряженная мысль имеет все качества магнита.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'
+
<p class=1>В
самопожертвовании, в творении бескорыстного создания красоты, на котором мы
самопожертвовании, в творении бескорыстного создания красоты, на котором мы
-
сосредоточим высшую духовную силу, мы станем истинными сотрудниками Вышнего.</span></p>
+
сосредоточим высшую духовную силу, мы станем истинными сотрудниками Вышнего.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Посетив
+
<p class=1>Посетив
все континенты, изучая народы Азии с их многообразными обычаями, с их
все континенты, изучая народы Азии с их многообразными обычаями, с их
древнейшими символами, мы знаем, до какой степени ценна сила развития мысли для
древнейшими символами, мы знаем, до какой степени ценна сила развития мысли для
-
построения будущего.</span></p>
+
построения будущего.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Вместо
+
<p class=1>Вместо
того, чтобы доступы Красоты и Искусства в жизнь вымучивать, нужно лучше понять,
того, чтобы доступы Красоты и Искусства в жизнь вымучивать, нужно лучше понять,
-
что просвещенная жизнь есть выражение Прекрасного.</span></p>
+
что просвещенная жизнь есть выражение Прекрасного.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Кто-то
+
<p class=1>Кто-то
спросил нас: “Как могли вы провести пять лет без театра, без музыки?” Ответили
спросил нас: “Как могли вы провести пять лет без театра, без музыки?” Ответили
с улыбкою: “Каждый день мы имели театр в жизни; ибо сама жизнь есть музыка,
с улыбкою: “Каждый день мы имели театр в жизни; ибо сама жизнь есть музыка,
радость духа есть песнь, изображать природу — это значит воздать лучшее
радость духа есть песнь, изображать природу — это значит воздать лучшее
-
приношение Создателю”.</span></p>
+
приношение Создателю”.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'
+
<p class=1>В
пустыне Монголии, в Центральной Гоби, мы слышали прекрасную песнь, мы просили
пустыне Монголии, в Центральной Гоби, мы слышали прекрасную песнь, мы просили
-
монгола повторить ее, он отказался: “Невозможно, эта песнь лишь для пустыни”.</span></p>
+
монгола повторить ее, он отказался: “Невозможно, эта песнь лишь для пустыни”.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Мы
+
<p class=1>Мы
стараемся сделать наше искусство жизненным. Не показывают ли нам лучшие эпохи
стараемся сделать наше искусство жизненным. Не показывают ли нам лучшие эпохи
-
истории, что именно жизнь была направляема Прекрасным?</span></p>
+
истории, что именно жизнь была направляема Прекрасным?</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Мы
+
<p class=1>Мы
часто задаем себе вопрос, как ввести театр в жизнь? Вспомните мою картину
часто задаем себе вопрос, как ввести театр в жизнь? Вспомните мою картину
священных танцев в Монголии. В пустыне высятся гигантские знамена, великолепно
священных танцев в Монголии. В пустыне высятся гигантские знамена, великолепно
Строка 149: Строка 149:
вечера протекают священные танцы. День за днем огромные толпы принимают участие
вечера протекают священные танцы. День за днем огромные толпы принимают участие
в священных обрядах. Они вносят в жизнь осознание Прекрасного, утверждаются в
в священных обрядах. Они вносят в жизнь осознание Прекрасного, утверждаются в
-
необычном.</span></p>
+
необычном.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Дельфийские
+
<p class=1>Дельфийские
Мистерии, священные обряды Египта уже так далеки от нас, что делаются
Мистерии, священные обряды Египта уже так далеки от нас, что делаются
принадлежностью хроники и исторической книги. Но когда вы оказываетесь
принадлежностью хроники и исторической книги. Но когда вы оказываетесь
Строка 160: Строка 160:
это трудно иногда, но все же возможно. Убедимся, что во все времена и во всех
это трудно иногда, но все же возможно. Убедимся, что во все времена и во всех
странах были те же трудности, но и те же возможности. Каждая трудность есть и
странах были те же трудности, но и те же возможности. Каждая трудность есть и
-
возможность.</span></p>
+
возможность.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Осознать
+
<p class=1>Осознать
эти благословенные трудности будет значить уже понять, как улучшить жизнь. И
эти благословенные трудности будет значить уже понять, как улучшить жизнь. И
-
разве не наша первейшая обязанность заслуженно оценить мощь мысли?</span></p>
+
разве не наша первейшая обязанность заслуженно оценить мощь мысли?</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Мы
+
<p class=1>Мы
часто легкомысленно говорим о силе воли. Если бы только мы могли применять эту
часто легкомысленно говорим о силе воли. Если бы только мы могли применять эту
силу с благостной целью! Часто мы очень изобретательны в разрушении, очень
силу с благостной целью! Часто мы очень изобретательны в разрушении, очень
-
изысканны в отрицаниях, но как слабы мы бываем в созидании, в даянии, в помощи!</span></p>
+
изысканны в отрицаниях, но как слабы мы бываем в созидании, в даянии, в помощи!</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Иногда
+
<p class=1>Иногда
мы даже не знаем слов благословения. И все же незыблем закон, что лишь в даянии
мы даже не знаем слов благословения. И все же незыблем закон, что лишь в даянии
-
мы получаем.</span></p>
+
мы получаем.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Когда
+
<p class=1>Когда
мы говорим о телепатии, о ясновидении и яснослышании, нам кажется, что мы
мы говорим о телепатии, о ясновидении и яснослышании, нам кажется, что мы
говорим о чем-то отвлеченном, даже сверхъестественном, феноменальном. Но
говорим о чем-то отвлеченном, даже сверхъестественном, феноменальном. Но
Строка 187: Строка 187:
знают. Они знают, что существуют безграничные возможности, они прикасаются к
знают. Они знают, что существуют безграничные возможности, они прикасаются к
едва ощутимым мощным энергиям. Не преступление следовать великому закону
едва ощутимым мощным энергиям. Не преступление следовать великому закону
-
Истины.</span></p>
+
Истины.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Великие
+
<p class=1>Великие
Истины не должны быть ограничены воскресною Службою, но предназначены для
Истины не должны быть ограничены воскресною Службою, но предназначены для
совершенствования жизни. Осветить работу лучами Прекрасного — не значит ли
совершенствования жизни. Осветить работу лучами Прекрасного — не значит ли
Строка 195: Строка 195:
печальные призраки невежества светлыми и полезными нахождениями знания? Столько
печальные призраки невежества светлыми и полезными нахождениями знания? Столько
превосходных открытий дается каждый день человечеству. Мы можем видеть,
превосходных открытий дается каждый день человечеству. Мы можем видеть,
-
насколько они изменяют все условия жизни.</span></p>
+
насколько они изменяют все условия жизни.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'
+
<p class=1>В
горах Азии много говорят об Агни-Йоге — Учении Огня. Эта Йога синтезирует все
горах Азии много говорят об Агни-Йоге — Учении Огня. Эта Йога синтезирует все
предыдущие Йоги. Как вы должны знать, все Йоги не имеют ничего в себе
предыдущие Йоги. Как вы должны знать, все Йоги не имеют ничего в себе
Строка 216: Строка 216:
покажется странным, нас удивят метафоры и сравнения, но если мы честно разберем
покажется странным, нас удивят метафоры и сравнения, но если мы честно разберем
эти длинные мудрые свитки, не впадая в предрассудки, мы можем различить
эти длинные мудрые свитки, не впадая в предрассудки, мы можем различить
-
множество полезных указаний.</span></p>
+
множество полезных указаний.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Главная
+
<p class=1>Главная
наша задача изучать факты честно. Мы должны почитать науку как истинное знание,
наша задача изучать факты честно. Мы должны почитать науку как истинное знание,
без предпосылок, ханжества, суеверия, но с уважением и мужеством. Могут ли
без предпосылок, ханжества, суеверия, но с уважением и мужеством. Могут ли
Строка 233: Строка 233:
Эти великие открытия входят в сферу Прекрасного; в момент подобных открытий
Эти великие открытия входят в сферу Прекрасного; в момент подобных открытий
ученый вибрирует высоким вдохновением. В момент высшего открытия исследователь
ученый вибрирует высоким вдохновением. В момент высшего открытия исследователь
-
испытывает высший экстаз: он, поистине, у порога Вечности!</span></p>
+
испытывает высший экстаз: он, поистине, у порога Вечности!</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Все
+
<p class=1>Все
новейшие школы должны иметь лаборатории, посвященные естественным наукам. Вы
новейшие школы должны иметь лаборатории, посвященные естественным наукам. Вы
уже знаете, что электрон рождается от скрещения двух энергий. Это прекрасный
уже знаете, что электрон рождается от скрещения двух энергий. Это прекрасный
Строка 243: Строка 243:
Огня и о множестве прочих. Не есть ли все они грани одной и той же творящей
Огня и о множестве прочих. Не есть ли все они грани одной и той же творящей
энергии, которая заключена и в каждом из нас. Большое заблуждение думать, что
энергии, которая заключена и в каждом из нас. Большое заблуждение думать, что
-
только какие-то особенные ученые и художники ею обладают.</span></p>
+
только какие-то особенные ученые и художники ею обладают.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Каждый
+
<p class=1>Каждый
созидатель, каждый работник может совершенствовать эту природную способность,
созидатель, каждый работник может совершенствовать эту природную способность,
поскольку он будет действовать сознательно. Это сознание приобретается не
поскольку он будет действовать сознательно. Это сознание приобретается не
Строка 254: Строка 254:
полезных и прекрасных. Посмотрев на невежество, вы приходите к заключению о
полезных и прекрасных. Посмотрев на невежество, вы приходите к заключению о
единстве науки и искусства, энтузиазма и творческого экстаза. Единство Света,
единстве науки и искусства, энтузиазма и творческого экстаза. Единство Света,
-
разве это сознание не будет для нас источником постоянной радости?</span></p>
+
разве это сознание не будет для нас источником постоянной радости?</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Иногда
+
<p class=1>Иногда
нам кажется, что мы устали. Но это тоже признак своего рода невежества.
нам кажется, что мы устали. Но это тоже признак своего рода невежества.
Попросту мы слишком много утруждали один нервный центр. Достаточно переменить
Попросту мы слишком много утруждали один нервный центр. Достаточно переменить
работу, чтобы заставить действовать другие центры. Эта простейшая перемена
работу, чтобы заставить действовать другие центры. Эта простейшая перемена
труда принесет нам отдых. Ибо не следует думать, что только сон или бездействие
труда принесет нам отдых. Ибо не следует думать, что только сон или бездействие
-
восстановляют нервы.</span></p>
+
восстановляют нервы.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Раздражение
+
<p class=1>Раздражение
и злоба отравляют существо наше. Мы не должны забывать, что каждое раздражение
и злоба отравляют существо наше. Мы не должны забывать, что каждое раздражение
оставляет в нашем организме физические отложения, известные многим врачам. Они
оставляет в нашем организме физические отложения, известные многим врачам. Они
знают, насколько опасен этот отравленный кристалл гнева, как его, между прочим,
знают, насколько опасен этот отравленный кристалл гнева, как его, между прочим,
-
называют и в Азии.</span></p>
+
называют и в Азии.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Если
+
<p class=1>Если
вы осознаете всю опасность гнева, не только физическую, но и духовную, вы
вы осознаете всю опасность гнева, не только физическую, но и духовную, вы
избегнете всякую возможность раздражения. Если вы осознаете, что кто-то пришел
избегнете всякую возможность раздражения. Если вы осознаете, что кто-то пришел
Строка 275: Строка 275:
именно вы хотите. При этом стрела улыбки гораздо более могущественна, нежели
именно вы хотите. При этом стрела улыбки гораздо более могущественна, нежели
стрела гнева. Кроме того, подойдя совсем близко к врагу, вы ему не дадите
стрела гнева. Кроме того, подойдя совсем близко к врагу, вы ему не дадите
-
возможности метнуть отравленное копье.</span></p>
+
возможности метнуть отравленное копье.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Надеюсь,
+
<p class=1>Надеюсь,
что вы меня не обвините в том, что я говорил вам о чем-то отвлеченном,
что вы меня не обвините в том, что я говорил вам о чем-то отвлеченном,
оккультном или мистическом. Что называют мистицизмом? Нечто туманное и
оккультном или мистическом. Что называют мистицизмом? Нечто туманное и
непонятное. Но мы не имеем ничего общего с туманами, мы занимаемся фактами,
непонятное. Но мы не имеем ничего общего с туманами, мы занимаемся фактами,
точными и светлыми. Эти дела Света претворят всю жизнь вашу и облегчат и
точными и светлыми. Эти дела Света претворят всю жизнь вашу и облегчат и
-
украсят ее.</span></p>
+
украсят ее.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Когда
+
<p class=1>Когда
мы спрашивали иногда молодежь: “Что вы считаете самым существенным в жизни
мы спрашивали иногда молодежь: “Что вы считаете самым существенным в жизни
вашей?” — Они шептали в ответ: “Нет у нас ни существенного, ни замечательного.
вашей?” — Они шептали в ответ: “Нет у нас ни существенного, ни замечательного.
Сера наша жизнь”. — “Я служу в банке”. — “Я работаю на фабрике”. — “Я занят на
Сера наша жизнь”. — “Я служу в банке”. — “Я работаю на фабрике”. — “Я занят на
-
телеграфе...”</span></p>
+
телеграфе...”</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Молодежь,
+
<p class=1>Молодежь,
-
неужели вы забыли Великого Плотника?</span></p>
+
неужели вы забыли Великого Плотника?</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>На
+
<p class=1>На
земном плане знаменитый английский хирург Джон Хентер провел годы молодости на
земном плане знаменитый английский хирург Джон Хентер провел годы молодости на
фабрике мебели. Он всегда приписывал замечательную верность руки столярному
фабрике мебели. Он всегда приписывал замечательную верность руки столярному
опыту. Знаменитый эльзасский философ Яков Беме был сапожником. Он обдумывал
опыту. Знаменитый эльзасский философ Яков Беме был сапожником. Он обдумывал
свои философские системы, делая сапоги. Сколько замечательных людей исполняли,
свои философские системы, делая сапоги. Сколько замечательных людей исполняли,
-
казалось бы, скромную работу! Перечтете ли их подвиги?</span></p>
+
казалось бы, скромную работу! Перечтете ли их подвиги?</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Каждая
+
<p class=1>Каждая
-
истинная работа имеет свою красоту.</span></p>
+
истинная работа имеет свою красоту.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Наша
+
<p class=1>Наша
каждодневная жизнь есть Пранаяма совершенствования. Но будет действенна эта
каждодневная жизнь есть Пранаяма совершенствования. Но будет действенна эта
Пранаяма, если вы проведете ее в полном осознании. Совершенный ремесленник
Пранаяма, если вы проведете ее в полном осознании. Совершенный ремесленник
неотделим от художника, даже если он начнет складывать рисунки паркета.
неотделим от художника, даже если он начнет складывать рисунки паркета.
-
Изысканность и четкость японцев разве не принадлежит к области Красоты?</span></p>
+
Изысканность и четкость японцев разве не принадлежит к области Красоты?</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Когда
+
<p class=1>Когда
человек выделяется в исполнении работы своей, мы естественно думаем: “Надо
человек выделяется в исполнении работы своей, мы естественно думаем: “Надо
доверить ему что-либо более значительное”. И из совершенства работы рождается
доверить ему что-либо более значительное”. И из совершенства работы рождается
Строка 317: Строка 317:
сердечном увлечении не чувствует усталости, энтузиазм умножает его силы, он не
сердечном увлечении не чувствует усталости, энтузиазм умножает его силы, он не
нуждается ни в сне, ни в пище, лишь бы не нарушить своего возрастающего
нуждается ни в сне, ни в пище, лишь бы не нарушить своего возрастающего
-
устремления.</span></p>
+
устремления.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Когда
+
<p class=1>Когда
вы ищете совершенствования, вы забываете себя во имя творимого вами, вы
вы ищете совершенствования, вы забываете себя во имя творимого вами, вы
отрешаетесь от эгоизма, и в этом самоотречении заключается один из видов
отрешаетесь от эгоизма, и в этом самоотречении заключается один из видов
-
Прекрасного.</span></p>
+
Прекрасного.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'
+
<p class=1>В
Музеях вы видите много анонимных произведений искусства. Имя, как лист
Музеях вы видите много анонимных произведений искусства. Имя, как лист
отсохший, унесено вихрями времени. Но живет Прекрасное, оно лишь умножается
отсохший, унесено вихрями времени. Но живет Прекрасное, оно лишь умножается
временем. Имя может пережить художника на несколько веков, но творение может
временем. Имя может пережить художника на несколько веков, но творение может
-
жить тысячелетия.</span></p>
+
жить тысячелетия.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Истинно,
+
<p class=1>Истинно,
самоотречение является одной из форм Прекрасного. Всякое Я в существе своем
самоотречение является одной из форм Прекрасного. Всякое Я в существе своем
обособлено, ограничено. Всякое Мы сильно и безгранично. Это благостное Мы, как
обособлено, ограничено. Всякое Мы сильно и безгранично. Это благостное Мы, как
Строка 339: Строка 339:
звеном беспредельной Цепи, от несведущего до Всезнающего, это значило
звеном беспредельной Цепи, от несведущего до Всезнающего, это значило
приобщиться к бесконечным созвучиям всеобъединяющим. Восходите путем
приобщиться к бесконечным созвучиям всеобъединяющим. Восходите путем
-
энтузиазма, блага, жизни, сотрудничества!</span></p>
+
энтузиазма, блага, жизни, сотрудничества!</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Не
+
<p class=1>Не
думайте о себе в работе, но ощущайте всю ответственность перед теми, кто
думайте о себе в работе, но ощущайте всю ответственность перед теми, кто
следует за вами. Никогда не забывайте бедствий, наносимых озлоблением, страхом,
следует за вами. Никогда не забывайте бедствий, наносимых озлоблением, страхом,
-
ленью, эгоизмом — этими порождениями невежества.</span></p>
+
ленью, эгоизмом — этими порождениями невежества.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Осознание
+
<p class=1>Осознание
единения врожденно всем народам. Каждый народ имеет сказания, традиции, которые
единения врожденно всем народам. Каждый народ имеет сказания, традиции, которые
-
выражают эту истину.</span></p>
+
выражают эту истину.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Мы
+
<p class=1>Мы
слышали, что Азия и Америка когда-то составляли один континент; в красивой
слышали, что Азия и Америка когда-то составляли один континент; в красивой
сказке люди Азии расскажут вам о катаклизме, разделившей эти континенты, и вы
сказке люди Азии расскажут вам о катаклизме, разделившей эти континенты, и вы
-
почувствуете, что образ Азии не менее прекрасен, нежели образ Атлантиды.</span></p>
+
почувствуете, что образ Азии не менее прекрасен, нежели образ Атлантиды.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Знание
+
<p class=1>Знание
преображается в легендах. Столько забытых истин сокрыто в древних символах. Они
преображается в легендах. Столько забытых истин сокрыто в древних символах. Они
-
могут быть оживлены опять, если мы будем изучать их самоотверженно.</span></p>
+
могут быть оживлены опять, если мы будем изучать их самоотверженно.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Как
+
<p class=1>Как
народы Пустыни умеют говорить об искусстве и о художниках! Хотелось бы, чтобы
народы Пустыни умеют говорить об искусстве и о художниках! Хотелось бы, чтобы
наши критики искусства обладали такими же образными и благостными словарями,
наши критики искусства обладали такими же образными и благостными словарями,
-
оценивая творчество.</span></p>
+
оценивая творчество.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'
+
<p class=1>В
-
дальних Кучарах, в Центральной Азии, нам рассказали:</span></p>
+
дальних Кучарах, в Центральной Азии, нам рассказали:</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>“Однажды
+
<p class=1>“Однажды
принес художник картину заимодавцу, чтобы получить под нее ссуду. Заимодавец
принес художник картину заимодавцу, чтобы получить под нее ссуду. Заимодавец
отсутствовал, но оставшийся за него мальчик восхитился картиной и выдал за нее
отсутствовал, но оставшийся за него мальчик восхитился картиной и выдал за нее
Строка 387: Строка 387:
искусство этого художника было совершенно. Мальчик же был принят обратно и
искусство этого художника было совершенно. Мальчик же был принят обратно и
сделался великим и полезным человеком, ибо дух его мог проникнуть в прекрасные
сделался великим и полезным человеком, ибо дух его мог проникнуть в прекрасные
-
тайны Искусства”.</span></p>
+
тайны Искусства”.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Разве
+
<p class=1>Разве
не прекрасно, что народ в далеких пустынях в таких изысканных сравнениях мыслит
не прекрасно, что народ в далеких пустынях в таких изысканных сравнениях мыслит
-
о прекрасном совершенстве?</span></p>
+
о прекрасном совершенстве?</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'
+
<p class=1>В
жизни вашей оставайтесь верными Прекрасному, храните энтузиазм. Растите в себе
жизни вашей оставайтесь верными Прекрасному, храните энтузиазм. Растите в себе
творческие мысли, помня, что по мощи ничто не сравнится с силою мысли. Действие
творческие мысли, помня, что по мощи ничто не сравнится с силою мысли. Действие
Строка 401: Строка 401:
праздник. С улыбкою истинного познания внушайте детям вашим непобедимое желание
праздник. С улыбкою истинного познания внушайте детям вашим непобедимое желание
созидать. Эта бесконечная цепь труда, совершенствования и блага приведет вас к
созидать. Эта бесконечная цепь труда, совершенствования и блага приведет вас к
-
Прекрасному.</span></p>
+
Прекрасному.</p>
-
<p class=a1><span style='font-size:14.0pt;'>Нью-Йорк.
+
<p class=a1>Нью-Йорк.
-
1930 г.</span></p>
+
1930 г.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>&nbsp;</span></p>
+
<p class=1>&nbsp;</p>

Текущая версия

ПРЕКРАСНОЕ

Приветствие Школе Дальтона

 

Какая разница Востока от Запада? Когда этот вопрос был предложен мне в Индии, я ответил: “Самые прекрасные розы Востока и Запада одинаково благоухают”. Мы говорили о неразрешимых проблемах, о непереходимых пропастях, тогда как перед нами великий Свет открывает прямой путь: Закон Прекрасного, закон ведущий и благостный, могущий все объединить в свете всепонимания.

Если мы не достигаем порога Прекрасного, скажем: “моя вина”, осознаем, что только мы сами виноваты, ибо мы не нашли силы прислушаться к великому закону совершенствования. Если мы не глухи, не слепы, не поражены умственным параличом, мы должны различить, где та эволюция, которая будет достойна доблестных примеров прошлого, которая может обеспечить действительное счастье наших потомков.

Наблюдать устремленное шествие героев всех веков — это значит оказаться перед беспредельными далями, наполняющими нас священным трепетом. По существу нашему мы не имеем права отступать. Вы, молодежь, которая готовится строить твердыню жизни вашей, вы хотите счастья, и, обращаясь к вашим старшим, вы спрашиваете их:

“Как же сложить наш очаг?”

Я работал сорок лет и прошел более двадцати пяти стран, и на этом опыте могу дать совет вам:

“Только Прекрасным!”

Даже ужасающий Хаос разделений, уходов, ограничений претворится в Свет и гармонию там, где прикасается луч Прекрасного. Замечаете, что я не употребляю слово Красота, но говорю Прекрасное, этим я хочу выразить не только физические выявления, осязательные в Красоте — музыку, живопись, драму, танец, но я хочу подчеркнуть понятие Прекрасного, которое проникает всюду. Вы, молодые друзья, поймите же невидимый великий смысл этого основного понятия и сделайте его устоем вашей жизни, это обязанность ваша.

Часто мы слышим: “Он утерял прямой путь”. Спросим себя, был ли очаг этого несчастного беглеца прекрасным внешне и духовно?

Возможно ли вводить Прекрасное в нашу каждодневную обычность? Но разве работа нашего каждого дня не истинная молитва? И сознательная дисциплина, разве это не есть истинная свобода?

Скажут нам: “Конечно, подобная мечта увлекательна, но каким образом можно украсить жизнь?”

Лишь в невежестве мы думаем, что Прекрасное суждено только богатым и недоступно трудящимся. В превратном мышлении мы, пожалуй, придем к опасному заключению, что Прекрасное есть не что иное, как роскошь. Нужно раз навсегда понять, что одухотворяющая сущность Прекрасного не имеет ничего общего с роскошью. Прекрасное — это не есть праздничный отдых, это не есть гость случайный. Прекрасное — это благородный водитель всей нашей жизни! Беспрестанно Прекрасное твердит нам о мудрости утверждения, сердечного и объединяющего, и предостерегает не поддаваться звериному отрицанию, враждебному и свирепому. В мудром утверждении выражено величие самосознания.

Благородно служить Прекрасному — это не значит быть мячом судьбы. В разных странах мы видели, какими непреложными средствами можно возделывать плодоносные пашни Прекрасного. Люди бедные получают богатую жатву, как, например, собиратели искусства. Вспоминаю трогательный пример. Собиратель — полковник армии, вы знаете, как скромно вознаграждение полковника, и не было у него личного состояния. Но жила в нем любовь к Прекрасному, он был природный собиратель. Конечно, он не мог надеяться составить собрание картин. Но он знал, что кроме картин существуют предшествующие им эскизы. Будучи истинным ценителем, он знал, что иногда первая мысль, зажегшая художника, бывает вдохновеннее условно законченного выражения. И так наш собиратель начал коллекцию эскизов. Он приходил в наши мастерские и с достойной удивления настойчивостью находил наши первые наброски. Он был удивительно настойчив, и в результате десяти лет он составил замечательное собрание, которое подарил нации. В некоторых отношениях эта коллекция эскизов была даже более ценной, нежели собрание законченных картин.

И не только составил он собрание истинных выражений искусства, но устремление его создало вокруг этой коллекции атмосферу преданности и успеха. Вы знаете, как близки понятия преданности и любви понятию победы.

Основная задача — поощрять всячески развитие внутреннего сознания Прекрасного, этого истинного щита против тьмы невежества.

Не все обладают способностью внешнего выражения искусства, но каждый имеет в существе своем возможность осознания Прекрасного. Очень часто создание мысленное гораздо выше выраженных при посредстве внешних средств искусства. Не забудем эту простую истину, ибо она поможет нам понять те возможности, которые скрыты в существе нашем. Не однажды вы слышали: “Моя жизнь окончена, я не могу даже мечтать о чем-либо Прекрасном, я не имею времени сосредоточиться мечтать”. Точно мысль нуждается в каком-то особенном времени. Часто вы замечаете очень одаренного, который носит в себе замечательные идеи, полон своеобычных понятий, которые он выражает с силою, как только его эгоистические жалобы смолкают. Он глубоко способен посылать полезные мысли в пространство. Трудно понять, что все мысли, являющиеся следствием нагнетения энергии, запечатлеваются в пространстве и подлежат общим физическим законам. Потому мы должны дисциплинировать себя в творческом мышлении, и в этом прекрасном творчестве сотрудничать со всем Космосом. Указывают, что мысль может изменять вес; человек, озаренный глубокою мыслью, теряет в весе. Для этого прежде всего нужно иметь мысль истинно сильную. Напряженная мысль имеет все качества магнита.

В самопожертвовании, в творении бескорыстного создания красоты, на котором мы сосредоточим высшую духовную силу, мы станем истинными сотрудниками Вышнего.

Посетив все континенты, изучая народы Азии с их многообразными обычаями, с их древнейшими символами, мы знаем, до какой степени ценна сила развития мысли для построения будущего.

Вместо того, чтобы доступы Красоты и Искусства в жизнь вымучивать, нужно лучше понять, что просвещенная жизнь есть выражение Прекрасного.

Кто-то спросил нас: “Как могли вы провести пять лет без театра, без музыки?” Ответили с улыбкою: “Каждый день мы имели театр в жизни; ибо сама жизнь есть музыка, радость духа есть песнь, изображать природу — это значит воздать лучшее приношение Создателю”.

В пустыне Монголии, в Центральной Гоби, мы слышали прекрасную песнь, мы просили монгола повторить ее, он отказался: “Невозможно, эта песнь лишь для пустыни”.

Мы стараемся сделать наше искусство жизненным. Не показывают ли нам лучшие эпохи истории, что именно жизнь была направляема Прекрасным?

Мы часто задаем себе вопрос, как ввести театр в жизнь? Вспомните мою картину священных танцев в Монголии. В пустыне высятся гигантские знамена, великолепно расцвеченные, мощные трубы сливаются с величественными хорами. С утра и до вечера протекают священные танцы. День за днем огромные толпы принимают участие в священных обрядах. Они вносят в жизнь осознание Прекрасного, утверждаются в необычном.

Дельфийские Мистерии, священные обряды Египта уже так далеки от нас, что делаются принадлежностью хроники и исторической книги. Но когда вы оказываетесь свидетелем мощных проявлений Красоты в современной жизни, вы чувствуете, как многое еще может быть достигнуто. Еще раз вы понимаете, почему мудрые люди придавали такое значение живописности и музыкальности всех общественных обрядов. Поистине, обязанность наша вводить Прекрасное во всем и всюду; если это трудно иногда, но все же возможно. Убедимся, что во все времена и во всех странах были те же трудности, но и те же возможности. Каждая трудность есть и возможность.

Осознать эти благословенные трудности будет значить уже понять, как улучшить жизнь. И разве не наша первейшая обязанность заслуженно оценить мощь мысли?

Мы часто легкомысленно говорим о силе воли. Если бы только мы могли применять эту силу с благостной целью! Часто мы очень изобретательны в разрушении, очень изысканны в отрицаниях, но как слабы мы бываем в созидании, в даянии, в помощи!

Иногда мы даже не знаем слов благословения. И все же незыблем закон, что лишь в даянии мы получаем.

Когда мы говорим о телепатии, о ясновидении и яснослышании, нам кажется, что мы говорим о чем-то отвлеченном, даже сверхъестественном, феноменальном. Но феноменальное и оккультное существует лишь для тех, кто не знает этих явлений. Не считают ли дети телефон очень таинственным предметом? Еще недавно не был ли славный изобретатель фонографа Эдисон называем шарлатаном? Наше суеверие, наши предрассудки, поистине, безграничны. Необходимо создать панацею против этих болезней, так опасных. Высшая наука, самые вдохновенные знаки всегда будут подозреваемы невеждами. Очень поучительно наблюдать, насколько истинные творцы и ученые обладают всепониманием и терпимостью, потому что они действительно знают. Они знают, что существуют безграничные возможности, они прикасаются к едва ощутимым мощным энергиям. Не преступление следовать великому закону Истины.

Великие Истины не должны быть ограничены воскресною Службою, но предназначены для совершенствования жизни. Осветить работу лучами Прекрасного — не значит ли превратить в праздник все дни недели?. Не радостно ли заменить туманные и печальные призраки невежества светлыми и полезными нахождениями знания? Столько превосходных открытий дается каждый день человечеству. Мы можем видеть, насколько они изменяют все условия жизни.

В горах Азии много говорят об Агни-Йоге — Учении Огня. Эта Йога синтезирует все предыдущие Йоги. Как вы должны знать, все Йоги не имеют ничего в себе сверхъестественного. Они лишь учат, как пользоваться природными нашими силами. После всех открытий в области электричества, магнетизма, радио и дальнозрения, которые нам предлагаются механическими усовершенствованиями, не удивительно ли слышать, как на Востоке почитают всепроникающую стихию — Огонь Пространства. Вы слышите, как они говорят: “Приближается век Огня”, и рассуждают об этой стихии, поистине, научно. При этом вы вспоминаете, что проф. Милликен недавно открыл так называемый Космический луч и устремляется применить эту новую силу. Самые древние Учения Азии, на пространстве многих веков, говорят о великолепной стихии Огня. Говорится, что если бы люди сумели овладеть благостно этой стихией, то планету ожидала бы счастливая Эра. Но в противном великий Огонь может стать опасным и разрушительным. Со времен Будды упоминаются железные птицы Огня, которые будут служить человечеству. Глубочайшая древность знает железных змиев, полезных людям. Как замечательно находить в Ригведах и в других тысячелетних Учениях факты точной науки, сокрытые в символах. Может быть, язык их нам сразу покажется странным, нас удивят метафоры и сравнения, но если мы честно разберем эти длинные мудрые свитки, не впадая в предрассудки, мы можем различить множество полезных указаний.

Главная наша задача изучать факты честно. Мы должны почитать науку как истинное знание, без предпосылок, ханжества, суеверия, но с уважением и мужеством. Могут ли некоторые ученые утверждать, что они умеют относиться к фактам и умеют упоминать их с полною честностью? Но мы должны брать факты так, как они есть, без эгоистического перетолкования. Разве мы не являемся иногда еще более суеверными, нежели люди пустынь? Свет разгоняет Тьму. Радостно осознать, что имеются такие ученые, как Эйнштейн, Милликен, Брогли, и мы чувствуем себя безопасными под ученым руководством этих испытанных пилотов. Вы следили за чудесными опытами Брогли над электронами, над трансмутацией энергии и материи. Вы читали, как Милликен приближается к первичным энергиям, и вы удивлялись, какая широта зрения лежит в основе его изысканий. Вы рукоплескали теории Эйнштейна. Эти ваши рукоплескания уже показали, что вы освобождены от суеверий. Эти великие открытия входят в сферу Прекрасного; в момент подобных открытий ученый вибрирует высоким вдохновением. В момент высшего открытия исследователь испытывает высший экстаз: он, поистине, у порога Вечности!

Все новейшие школы должны иметь лаборатории, посвященные естественным наукам. Вы уже знаете, что электрон рождается от скрещения двух энергий. Это прекрасный момент, когда две энергии, еще невесомые, производят уже что-то измеряемое, нечто физическое. Вы видите, как важно выявлять вашу собственную потенциальную энергию. Вам говорят о научных энергиях, об оккультных энергиях, об энергии Огня и о множестве прочих. Не есть ли все они грани одной и той же творящей энергии, которая заключена и в каждом из нас. Большое заблуждение думать, что только какие-то особенные ученые и художники ею обладают.

Каждый созидатель, каждый работник может совершенствовать эту природную способность, поскольку он будет действовать сознательно. Это сознание приобретается не только через учение. Творческий опыт развивается самодеятельностью, осознанием силы, неуклонною волею. Из этого же понимания происходит и терпимость. Не забывайте о ней, она вам будет так нужна в жизни вашей! Как мы уже говорили, нетерпимость есть невежество, которое уже разрушило такое множество дел, полезных и прекрасных. Посмотрев на невежество, вы приходите к заключению о единстве науки и искусства, энтузиазма и творческого экстаза. Единство Света, разве это сознание не будет для нас источником постоянной радости?

Иногда нам кажется, что мы устали. Но это тоже признак своего рода невежества. Попросту мы слишком много утруждали один нервный центр. Достаточно переменить работу, чтобы заставить действовать другие центры. Эта простейшая перемена труда принесет нам отдых. Ибо не следует думать, что только сон или бездействие восстановляют нервы.

Раздражение и злоба отравляют существо наше. Мы не должны забывать, что каждое раздражение оставляет в нашем организме физические отложения, известные многим врачам. Они знают, насколько опасен этот отравленный кристалл гнева, как его, между прочим, называют и в Азии.

Если вы осознаете всю опасность гнева, не только физическую, но и духовную, вы избегнете всякую возможность раздражения. Если вы осознаете, что кто-то пришел с целью раздражить вас, ведь вы его встретите улыбкою. Велика сила знать, что именно вы хотите. При этом стрела улыбки гораздо более могущественна, нежели стрела гнева. Кроме того, подойдя совсем близко к врагу, вы ему не дадите возможности метнуть отравленное копье.

Надеюсь, что вы меня не обвините в том, что я говорил вам о чем-то отвлеченном, оккультном или мистическом. Что называют мистицизмом? Нечто туманное и непонятное. Но мы не имеем ничего общего с туманами, мы занимаемся фактами, точными и светлыми. Эти дела Света претворят всю жизнь вашу и облегчат и украсят ее.

Когда мы спрашивали иногда молодежь: “Что вы считаете самым существенным в жизни вашей?” — Они шептали в ответ: “Нет у нас ни существенного, ни замечательного. Сера наша жизнь”. — “Я служу в банке”. — “Я работаю на фабрике”. — “Я занят на телеграфе...”

Молодежь, неужели вы забыли Великого Плотника?

На земном плане знаменитый английский хирург Джон Хентер провел годы молодости на фабрике мебели. Он всегда приписывал замечательную верность руки столярному опыту. Знаменитый эльзасский философ Яков Беме был сапожником. Он обдумывал свои философские системы, делая сапоги. Сколько замечательных людей исполняли, казалось бы, скромную работу! Перечтете ли их подвиги?

Каждая истинная работа имеет свою красоту.

Наша каждодневная жизнь есть Пранаяма совершенствования. Но будет действенна эта Пранаяма, если вы проведете ее в полном осознании. Совершенный ремесленник неотделим от художника, даже если он начнет складывать рисунки паркета. Изысканность и четкость японцев разве не принадлежит к области Красоты?

Когда человек выделяется в исполнении работы своей, мы естественно думаем: “Надо доверить ему что-либо более значительное”. И из совершенства работы рождается чудо — работа протекает в постоянной радости, потому что работник ощущает законную гордость совершенства. Велико несчастье прикасаться к работе без любви к ней, с единственным желанием поскорее от нее отвязаться. Работающий в сердечном увлечении не чувствует усталости, энтузиазм умножает его силы, он не нуждается ни в сне, ни в пище, лишь бы не нарушить своего возрастающего устремления.

Когда вы ищете совершенствования, вы забываете себя во имя творимого вами, вы отрешаетесь от эгоизма, и в этом самоотречении заключается один из видов Прекрасного.

В Музеях вы видите много анонимных произведений искусства. Имя, как лист отсохший, унесено вихрями времени. Но живет Прекрасное, оно лишь умножается временем. Имя может пережить художника на несколько веков, но творение может жить тысячелетия.

Истинно, самоотречение является одной из форм Прекрасного. Всякое Я в существе своем обособлено, ограничено. Всякое Мы сильно и безгранично. Это благостное Мы, как истинное сотрудничество, ложится в основу жизненного начинания. Во все эпохи возрождения, и на Западе и на Востоке, можно встречаться с многозначительным понятием Учителя — Гуру. Выбрать Учителя и следовать ему не было рабством, но было осознанием Иерархии Знания и чувством сотрудничества. Это значило стать звеном беспредельной Цепи, от несведущего до Всезнающего, это значило приобщиться к бесконечным созвучиям всеобъединяющим. Восходите путем энтузиазма, блага, жизни, сотрудничества!

Не думайте о себе в работе, но ощущайте всю ответственность перед теми, кто следует за вами. Никогда не забывайте бедствий, наносимых озлоблением, страхом, ленью, эгоизмом — этими порождениями невежества.

Осознание единения врожденно всем народам. Каждый народ имеет сказания, традиции, которые выражают эту истину.

Мы слышали, что Азия и Америка когда-то составляли один континент; в красивой сказке люди Азии расскажут вам о катаклизме, разделившей эти континенты, и вы почувствуете, что образ Азии не менее прекрасен, нежели образ Атлантиды.

Знание преображается в легендах. Столько забытых истин сокрыто в древних символах. Они могут быть оживлены опять, если мы будем изучать их самоотверженно.

Как народы Пустыни умеют говорить об искусстве и о художниках! Хотелось бы, чтобы наши критики искусства обладали такими же образными и благостными словарями, оценивая творчество.

В дальних Кучарах, в Центральной Азии, нам рассказали:

“Однажды принес художник картину заимодавцу, чтобы получить под нее ссуду. Заимодавец отсутствовал, но оставшийся за него мальчик восхитился картиной и выдал за нее большую сумму художнику. Вернулся хозяин, в гневе услышал случившееся и закричал: “Сумасшедший, ты дал столько тысяч саров за какую-то капусту, никогда не увижу моих денег более”. И обозленный хозяин выгнал мальчика, и забросил в угол картину, а на ней была действительно капуста и бабочки. Кончилось время залога, и художник принес взятую сумму, требуя картину обратно. Но осмотрев картину, он отказался принять ее, сказав: “Это не моя картина, на ней была капуста и бабочки, а на этой одна лишь капуста”. Заимодавец в ужасе заметил, что бабочки, действительно, исчезли. В конце концов, художник сказал ему: “Ты изгнал мальчика, оказавшего мне услугу. Но только он может избавить тебя из затруднения. Найди его, может быть, он согласится помочь тебе”. Мальчик был найден и сказал хозяину: “Искусство этого художника так высоко, что во всех его произведениях отображены все законы природы. Картина была принята нами летом, теперь же зима: бабочки не могут жить без тепла и солнца. Поставьте картину у огня и под негою тепла опять возродятся бабочки”. Так и случилось, у благодетельного пламени бабочки вновь ожили и опять окружили капусту. Настолько искусство этого художника было совершенно. Мальчик же был принят обратно и сделался великим и полезным человеком, ибо дух его мог проникнуть в прекрасные тайны Искусства”.

Разве не прекрасно, что народ в далеких пустынях в таких изысканных сравнениях мыслит о прекрасном совершенстве?

В жизни вашей оставайтесь верными Прекрасному, храните энтузиазм. Растите в себе творческие мысли, помня, что по мощи ничто не сравнится с силою мысли. Действие лишь выражает мысль, потому мы ответственны не только за наши действия, но еще более за мысли. Даю вам жизненный совет: имейте мысли чистые и сильные. Наполняйте жизнь вашу несломимым энтузиазмом и тем обращайте ее в постоянный праздник. С улыбкою истинного познания внушайте детям вашим непобедимое желание созидать. Эта бесконечная цепь труда, совершенствования и блага приведет вас к Прекрасному.

Нью-Йорк. 1930 г.

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно