Н.К.Рерих. Держава Света. ПРИВЕТ ФРАНЦИИ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: <p><b>ПРИВЕТ ФРАНЦИИ</b></p> <p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>&nbsp;</span></p> <p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Приезжая в Париж, по ...)
 
Строка 1: Строка 1:
<p><b>ПРИВЕТ ФРАНЦИИ</b></p>
<p><b>ПРИВЕТ ФРАНЦИИ</b></p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>&nbsp;</span></p>
+
<p class=1>&nbsp;</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Приезжая
+
<p class=1>Приезжая
в Париж, по моему старому обычаю, прежде всего посещаю Собор Богоматери. Под
в Париж, по моему старому обычаю, прежде всего посещаю Собор Богоматери. Под
сенью благородных сводов, в сиянии розет, я еще раз чувствую геройский дух
сенью благородных сводов, в сиянии розет, я еще раз чувствую геройский дух
Строка 9: Строка 9:
Французское Общество и в Нью-Йорке и в Париже. Во время открытия Общества
Французское Общество и в Нью-Йорке и в Париже. Во время открытия Общества
Генеральный Консул Монжендр и проф. “Коледж де Франс” Меллье произнесли
Генеральный Консул Монжендр и проф. “Коледж де Франс” Меллье произнесли
-
прекрасные речи, в которых была выражена накопленная веками культура.</span></p>
+
прекрасные речи, в которых была выражена накопленная веками культура.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Когда
+
<p class=1>Когда
проф. Меллье говорил о жизни на других планетах, он вознесся выше всех
проф. Меллье говорил о жизни на других планетах, он вознесся выше всех
предрассудков в области творческого сознания. Вспоминаю, как один из
предрассудков в области творческого сознания. Вспоминаю, как один из
Строка 19: Строка 19:
его”, — ответил мой друг. Действительно, тонкие черты французского ученого были
его”, — ответил мой друг. Действительно, тонкие черты французского ученого были
еще более облагорожены долгими годами научного труда, тем несказуемым светом,
еще более облагорожены долгими годами научного труда, тем несказуемым светом,
-
который дается только каждодневным общением с сокровищами красоты и знания.</span></p>
+
который дается только каждодневным общением с сокровищами красоты и знания.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>То
+
<p class=1>То
же думал я, когда Генри Верн показывал мне в Лувре выставку Делакруа, этот
же думал я, когда Генри Верн показывал мне в Лувре выставку Делакруа, этот
-
триумф благородного синтеза.</span></p>
+
триумф благородного синтеза.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Столетие
+
<p class=1>Столетие
романтизма! Кто сказал? Почему это не тысячелетие? Вспомним о романском стиле,
романтизма! Кто сказал? Почему это не тысячелетие? Вспомним о романском стиле,
о наследии друидов, о всех тех героических наслоениях многочисленных веков.
о наследии друидов, о всех тех героических наслоениях многочисленных веков.
Вспомним о священной Матери Друидов, облаченной в сияющие одежды “Матер
Вспомним о священной Матери Друидов, облаченной в сияющие одежды “Матер
-
Максима”.</span></p>
+
Максима”.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Столетие
+
<p class=1>Столетие
романтизма! Но ведь романтизм не родился вместе с Эженом Делакруа, который сам
романтизма! Но ведь романтизм не родился вместе с Эженом Делакруа, который сам
явился следствием вековых накоплений. Нет, отправная точка романтизма будет в
явился следствием вековых накоплений. Нет, отправная точка романтизма будет в
Строка 37: Строка 37:
не что иное, как синоним героизма. И в этом он выражает одну из лучших, одну из
не что иное, как синоним героизма. И в этом он выражает одну из лучших, одну из
наиболее возвышенных страниц человечества, вдохновленного, преодолевающего
наиболее возвышенных страниц человечества, вдохновленного, преодолевающего
-
эгоизм и трансмутирующего его в благородную индивидуальность.</span></p>
+
эгоизм и трансмутирующего его в благородную индивидуальность.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Многообразен
+
<p class=1>Многообразен
и мощен гений Делакруа. Восхищаемся его синтезом. Этот священный синтез
и мощен гений Делакруа. Восхищаемся его синтезом. Этот священный синтез
освобождает художника от рамок личности и ведет его к космическим озарениям.
освобождает художника от рамок личности и ведет его к космическим озарениям.
Строка 50: Строка 50:
в этой торжествующей действительности он находил правду, которая соединяет его
в этой торжествующей действительности он находил правду, которая соединяет его
теперь и с нашим поколением. Среди многообразных выявлений Делакруа не
теперь и с нашим поколением. Среди многообразных выявлений Делакруа не
-
удивляйтесь встретиться с понятиями самыми различными и даже противоположными.</span></p>
+
удивляйтесь встретиться с понятиями самыми различными и даже противоположными.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Как
+
<p class=1>Как
полезны подобные выставки! Можно искренно поздравить Лувр в лице Генри Верна,
полезны подобные выставки! Можно искренно поздравить Лувр в лице Генри Верна,
благодаря которому музей перестает быть мертвым хранителем сокровищ, но
благодаря которому музей перестает быть мертвым хранителем сокровищ, но
Строка 66: Строка 66:
из разоренных томов библиотеки, ни из случайных изображений. Но полное
из разоренных томов библиотеки, ни из случайных изображений. Но полное
сокровище романтизма является в собрании всех аспектов его, и тогда вы
сокровище романтизма является в собрании всех аспектов его, и тогда вы
-
убеждаетесь окончательно, что романтизм есть героизм.</span></p>
+
убеждаетесь окончательно, что романтизм есть героизм.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Этот
+
<p class=1>Этот
путь лучший, чтобы познать “Дух Франции”, к нему не приведут нас ни доводы
путь лучший, чтобы познать “Дух Франции”, к нему не приведут нас ни доводы
логики, ни вычисления, ни сухой анализ. Но если мы находим ключ героического
логики, ни вычисления, ни сухой анализ. Но если мы находим ключ героического
-
романтизма, то этот чудесный ключ позволит нам войти во все святилища.</span></p>
+
романтизма, то этот чудесный ключ позволит нам войти во все святилища.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Героизм,
+
<p class=1>Героизм,
это основное качество человека, должно ли оно быть рассматриваемо как ведущее к
это основное качество человека, должно ли оно быть рассматриваемо как ведущее к
постоянным потрясениям или, наоборот, как мощная основа в созидательном
постоянным потрясениям или, наоборот, как мощная основа в созидательном
-
стремлении французского народа?</span></p>
+
стремлении французского народа?</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Среди
+
<p class=1>Среди
бесконечных усложнений, уклонений, противоречий, двусмысленных формул мы должны
бесконечных усложнений, уклонений, противоречий, двусмысленных формул мы должны
делать твердый выбор между положительным и всем отрицательно-разрушительным. В
делать твердый выбор между положительным и всем отрицательно-разрушительным. В
Строка 91: Строка 91:
времени открывается человечеству. Неизбежны задержки. Но новые открытия
времени открывается человечеству. Неизбежны задержки. Но новые открытия
приходят, новый вихрь сгоняет старую пыль, и мы устремляемся по этому пути, отмеченному
приходят, новый вихрь сгоняет старую пыль, и мы устремляемся по этому пути, отмеченному
-
вехами подвига.</span></p>
+
вехами подвига.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Не
+
<p class=1>Не
нужно усложнять обиход жизни; не обезображивать, не подражать равнодушно, но
нужно усложнять обиход жизни; не обезображивать, не подражать равнодушно, но
следует собирать все жизненные элементы культуры и прилагать их на дальнейшем
следует собирать все жизненные элементы культуры и прилагать их на дальнейшем
-
этапе.</span></p>
+
этапе.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Так
+
<p class=1>Так
мы возвращаемся опять к понятию “Духа Франции”. Так из-под сомнений, из-под
мы возвращаемся опять к понятию “Духа Франции”. Так из-под сомнений, из-под
холодных расчетов выступают очертания ведущего героизма. В продолжении лет,
холодных расчетов выступают очертания ведущего героизма. В продолжении лет,
Строка 108: Строка 108:
ощущаем вибрацию духа Франции, нам кажется, что мы видим могучие крылья,
ощущаем вибрацию духа Франции, нам кажется, что мы видим могучие крылья,
которые несут его к новым высотам. В известные часы жизни критика становится
которые несут его к новым высотам. В известные часы жизни критика становится
-
ненужной и вредной. Единственно плодоносным остается положительное действие.</span></p>
+
ненужной и вредной. Единственно плодоносным остается положительное действие.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Вспоминаются
+
<p class=1>Вспоминаются
слова наших сибиряков, говоривших: “Кто его знает, что делается у вас в
слова наших сибиряков, говоривших: “Кто его знает, что делается у вас в
столице, а нам строиться нужно. Мы не хотим больше жить в хижинах, нам подавай
столице, а нам строиться нужно. Мы не хотим больше жить в хижинах, нам подавай
Строка 117: Строка 117:
нас и во Франции. Даже поверхностный глаз замечает, что во Франции всюду
нас и во Франции. Даже поверхностный глаз замечает, что во Франции всюду
строятся. Давняя французская пословица говорит: “Когда постройка идет, все
строятся. Давняя французская пословица говорит: “Когда постройка идет, все
-
идет”. Эта народная мудрость прекрасно отмечает основу строительной эпохи.</span></p>
+
идет”. Эта народная мудрость прекрасно отмечает основу строительной эпохи.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Благородный
+
<p class=1>Благородный
проект М.&nbsp;Бриана о штатах Европы относится к тому же созидательному духу
проект М.&nbsp;Бриана о штатах Европы относится к тому же созидательному духу
французского народа. Еще недавно такая мысль была бы названа отвлеченностью. Но
французского народа. Еще недавно такая мысль была бы названа отвлеченностью. Но
теперь она рассматривается как новая возможность международного соглашения
теперь она рассматривается как новая возможность международного соглашения
-
вполне реально.</span></p>
+
вполне реально.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Итак,
+
<p class=1>Итак,
я вызываю перед собою высокий интеллигентный лик в американской аудитории,
я вызываю перед собою высокий интеллигентный лик в американской аудитории,
творчество Делакруа и строительный дух французского народа. Эта троица в моих
творчество Делакруа и строительный дух французского народа. Эта троица в моих
Строка 136: Строка 136:
так же отлично понимаемо каждым человеческим сердцем и понятие культуры. Мы
так же отлично понимаемо каждым человеческим сердцем и понятие культуры. Мы
говорим не о каком-то новом идеализме, не о туманных отвлеченностях, но об
говорим не о каком-то новом идеализме, не о туманных отвлеченностях, но об
-
ежедневном питании духа.</span></p>
+
ежедневном питании духа.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Ошибочно
+
<p class=1>Ошибочно
было бы подставлять под значение культуры цивилизацию или даже прогресс.
было бы подставлять под значение культуры цивилизацию или даже прогресс.
Цивилизация и прогресс являются только отдельными обстоятельствами культуры. И
Цивилизация и прогресс являются только отдельными обстоятельствами культуры. И
даже подвиг, как гигиеничное действие, является моментом культуры. Постоянная
даже подвиг, как гигиеничное действие, является моментом культуры. Постоянная
-
эволюция собирает все инициативы и отбрасывает всеразлагающее отрицание.</span></p>
+
эволюция собирает все инициативы и отбрасывает всеразлагающее отрицание.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Новые
+
<p class=1>Новые
пути открываются в пространство, пути Беспредельности. Но не страшимся мы этой
пути открываются в пространство, пути Беспредельности. Но не страшимся мы этой
великой Беспредельности, где души наши, наполненные опытом, воссияют улыбкою
великой Беспредельности, где души наши, наполненные опытом, воссияют улыбкою
героизма. Истинно, радостно видеть героизм в основе духа Франции, ибо где жив
героизма. Истинно, радостно видеть героизм в основе духа Франции, ибо где жив
-
героизм, там сердце человеческое звучит на призыв Беспредельности.</span></p>
+
героизм, там сердце человеческое звучит на призыв Беспредельности.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>Также
+
<p class=1>Также
должны мы выразить признательность всем тем, которые дают нам возможность
должны мы выразить признательность всем тем, которые дают нам возможность
-
вызвать перед нами еще раз священное начало героизма.</span></p>
+
вызвать перед нами еще раз священное начало героизма.</p>
-
<p class=a1><span style='font-size:14.0pt;'>“Пари
+
<p class=a1>“Пари
-
Пресс”, 1930 г.</span></p>
+
Пресс”, 1930 г.</p>
-
<p class=1><span style='font-size:14.0pt;'>&nbsp;</span></p>
+
<p class=1>&nbsp;</p>

Текущая версия

ПРИВЕТ ФРАНЦИИ

 

Приезжая в Париж, по моему старому обычаю, прежде всего посещаю Собор Богоматери. Под сенью благородных сводов, в сиянии розет, я еще раз чувствую геройский дух французского народа, этот “дух Франции”, во имя которого объединилось наше Французское Общество и в Нью-Йорке и в Париже. Во время открытия Общества Генеральный Консул Монжендр и проф. “Коледж де Франс” Меллье произнесли прекрасные речи, в которых была выражена накопленная веками культура.

Когда проф. Меллье говорил о жизни на других планетах, он вознесся выше всех предрассудков в области творческого сознания. Вспоминаю, как один из присутствовавших, сидевший очень далеко в переполненной аудитории и не могший слышать тихого голоса проф. Меллье, сказал мне: “Должно быть, он говорил о чем-то очень прекрасном”. — “Почему?” — спросил я. — “Так был вдохновлен лик его”, — ответил мой друг. Действительно, тонкие черты французского ученого были еще более облагорожены долгими годами научного труда, тем несказуемым светом, который дается только каждодневным общением с сокровищами красоты и знания.

То же думал я, когда Генри Верн показывал мне в Лувре выставку Делакруа, этот триумф благородного синтеза.

Столетие романтизма! Кто сказал? Почему это не тысячелетие? Вспомним о романском стиле, о наследии друидов, о всех тех героических наслоениях многочисленных веков. Вспомним о священной Матери Друидов, облаченной в сияющие одежды “Матер Максима”.

Столетие романтизма! Но ведь романтизм не родился вместе с Эженом Делакруа, который сам явился следствием вековых накоплений. Нет, отправная точка романтизма будет в героизме романского стиля. Из каких же глубин принесен этот героизм? Романтизм не что иное, как синоним героизма. И в этом он выражает одну из лучших, одну из наиболее возвышенных страниц человечества, вдохновленного, преодолевающего эгоизм и трансмутирующего его в благородную индивидуальность.

Многообразен и мощен гений Делакруа. Восхищаемся его синтезом. Этот священный синтез освобождает художника от рамок личности и ведет его к космическим озарениям. Эти священные обобщения вели художника как к величественному закату, так и к изображению людей, в их страданиях, в их стремлениях, в их достижениях. Вероятно, художник сам никогда не стремился показать себя в таком разнообразии. Он просто выражал на холсте экстазы своих настроений. Но его творческий гений опирался на вековые традиции. Художник не страшился походить на других и связывать себя однообразием мысли. Он руководился окружающею действительностью; в этой торжествующей действительности он находил правду, которая соединяет его теперь и с нашим поколением. Среди многообразных выявлений Делакруа не удивляйтесь встретиться с понятиями самыми различными и даже противоположными.

Как полезны подобные выставки! Можно искренно поздравить Лувр в лице Генри Верна, благодаря которому музей перестает быть мертвым хранителем сокровищ, но делается живым и даже не боится менять традиционную развеску картин. Сколько новых сопоставлений можно вывести, благодаря собранию сокровищ, обычно рассеянных в отдаленных музеях! В каком новом свете, благодаря такому собранию, встает перед нами художественная личность Делакруа! Наряду с гигантскими холстами в витринах вы можете изучать до сих пор непоказанные альбомы, записные книжки, заполненные в разных настроениях, разными почерками. Новые оправы добавлены к основной драгоценности этого искусства романтизма. Истинно, это не столетие, но тысячелетие романтизма, которое празднуется в этом выявлении. И этот романтизм есть только выражение “духа Франции”, который вы не поймете ни из разоренных томов библиотеки, ни из случайных изображений. Но полное сокровище романтизма является в собрании всех аспектов его, и тогда вы убеждаетесь окончательно, что романтизм есть героизм.

Этот путь лучший, чтобы познать “Дух Франции”, к нему не приведут нас ни доводы логики, ни вычисления, ни сухой анализ. Но если мы находим ключ героического романтизма, то этот чудесный ключ позволит нам войти во все святилища.

Героизм, это основное качество человека, должно ли оно быть рассматриваемо как ведущее к постоянным потрясениям или, наоборот, как мощная основа в созидательном стремлении французского народа?

Среди бесконечных усложнений, уклонений, противоречий, двусмысленных формул мы должны делать твердый выбор между положительным и всем отрицательно-разрушительным. В жизни нашей проявилось так много факторов, столько старых понятий стерлось, что психология, подобно художнику, ищущему силуэт, должна следовать твердой классификации и устанавливать основные черты построения. Мы идем как бы в зарослях, где лианы и прочие паразитарные растения совершенно охватили мощные стволы. Орхидеи, эфимириды совершенно закрыли поверхность корней. Пройдя этот лес, мы все же выйдем на проезжую дорогу. Там, как в старинных сказках, мы найдем лаконическую надпись, указывающую путь ко спасанию. Это путь Культуры; не путь цивилизации материальной, но путь истинной культуры, которая время от времени открывается человечеству. Неизбежны задержки. Но новые открытия приходят, новый вихрь сгоняет старую пыль, и мы устремляемся по этому пути, отмеченному вехами подвига.

Не нужно усложнять обиход жизни; не обезображивать, не подражать равнодушно, но следует собирать все жизненные элементы культуры и прилагать их на дальнейшем этапе.

Так мы возвращаемся опять к понятию “Духа Франции”. Так из-под сомнений, из-под холодных расчетов выступают очертания ведущего героизма. В продолжении лет, когда все усилия народа были направлены к победе, Франция дала истинный пример героизма, самоотречения и несравненной стойкости. Можно было еще раз судить о твердом закале духа ее, ясном и несокрушимом, как сталь. Мы свидетели этих незабываемых лет, мы можем утверждать, что это не был преходящий пароксизм. Новая страница, притом великолепная, была вписана в историю страны. Когда мы ощущаем вибрацию духа Франции, нам кажется, что мы видим могучие крылья, которые несут его к новым высотам. В известные часы жизни критика становится ненужной и вредной. Единственно плодоносным остается положительное действие.

Вспоминаются слова наших сибиряков, говоривших: “Кто его знает, что делается у вас в столице, а нам строиться нужно. Мы не хотим больше жить в хижинах, нам подавай дома о двух этажах”. Не дух эгоизма, но дух практичного созидательства выявлялся в кооперативах и во всем многообразии сотрудничества. То же поражает нас и во Франции. Даже поверхностный глаз замечает, что во Франции всюду строятся. Давняя французская пословица говорит: “Когда постройка идет, все идет”. Эта народная мудрость прекрасно отмечает основу строительной эпохи.

Благородный проект М. Бриана о штатах Европы относится к тому же созидательному духу французского народа. Еще недавно такая мысль была бы названа отвлеченностью. Но теперь она рассматривается как новая возможность международного соглашения вполне реально.

Итак, я вызываю перед собою высокий интеллигентный лик в американской аудитории, творчество Делакруа и строительный дух французского народа. Эта троица в моих глазах выражает культуру, которой мы восхищаемся и на древнейших путях. Очищая эти старые формулы, мы с новыми силами возвращаемся под знак победоносной культуры. И не случайно сейчас, в самых разных странах, различные люди объединяются около великого понятия Культуры. Они стремятся отринуть все условные разделения, они хотят восстановить победоносную победу духа. Тождественны все представления о культуре, так же точно, как понятие честности; так же отлично понимаемо каждым человеческим сердцем и понятие культуры. Мы говорим не о каком-то новом идеализме, не о туманных отвлеченностях, но об ежедневном питании духа.

Ошибочно было бы подставлять под значение культуры цивилизацию или даже прогресс. Цивилизация и прогресс являются только отдельными обстоятельствами культуры. И даже подвиг, как гигиеничное действие, является моментом культуры. Постоянная эволюция собирает все инициативы и отбрасывает всеразлагающее отрицание.

Новые пути открываются в пространство, пути Беспредельности. Но не страшимся мы этой великой Беспредельности, где души наши, наполненные опытом, воссияют улыбкою героизма. Истинно, радостно видеть героизм в основе духа Франции, ибо где жив героизм, там сердце человеческое звучит на призыв Беспредельности.

Также должны мы выразить признательность всем тем, которые дают нам возможность вызвать перед нами еще раз священное начало героизма.

“Пари Пресс”, 1930 г.

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно