Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. ВПЕРЕД

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: <p><span name="_Toc72055783">ВПЕРЕД</span></p> <p style='background:white'>Благодарю судьбу за добрые знакомства с Роденом, Морисом...)
 
(4 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
<p><span name="_Toc72055783">ВПЕРЕД</span></p>
+
<p><span name="_Toc72055849">ВПЕРЕД</span></p>
-
<p style='background:white'>Благодарю судьбу за добрые
+
<p style='background:white'>Не будет ли каждое воспоминание
-
знакомства с Роденом, Морисом Дэни. Ходлером, Галлен-Каллелой. Бренгвином,
+
зовом назад? Не остановит ли оно поток продвижения? Не будет ли оно запрудой
-
Сарджентом<ref>
+
для течения новой мысли? Если воспоминание может остановить и преградить
 +
продвижение, то лучше и не ввергаться в эти бывшие области. Только то хорошо,
 +
что может исправить заблуждения и вдохновить к новым исканиям. Среди груд
 +
воспоминаний прекрасны лишь те, которые научили быть молодым, сильным,
 +
неутомимым. Сделанное ранее нельзя любить, ибо оно было несовершенно. Если же
 +
кому-то подумается оно совершенным, то пусть покажет он врачу засорившийся глаз
 +
свой. Нет беды в том, что прежде сделанное окажется несовершенным. Если оно
 +
представилось бы окончательным завершением, то прервался бы путь прекрасных
 +
исканий. Не убоимся того прошлого, которое насыщено примерами для будущего. В
 +
каждой неудаче уже заложен урок усовершенствования. Не сожалеть надо о
 +
прокисшем молоке, но и его полезно использовать. Синтез заповедан во всем. В
 +
нем преподано значение сотрудничества и содружества. Специализация полезна,
 +
если она служит синтезу. Не может возгордиться один член тела человеческого.
 +
Даже самый из них деятельный может существовать при наличии других. Синтез –
 +
сложение сил – ведет вперед. В таком приказе звучит беспредельность. В ней не
 +
может быть поражения. В ней не будет нелепых делений.</p>
-
<span style="text-indent:14.2pt;"><span href="#_ftnref24" name="_ftn24" title=""><span style='font-size:12.0pt;'>[22]</span></span>
+
<p style='background:white'>Не будет рас, классов. Наконец, в
-
<b><span style='font-size:11.0pt'>М. Дени</span></b><span style='font-size:
+
ней не будет поколений. Поколения обозначаются там, где ветхость или юность. Но
-
11.0pt'> – Дени, Морис (1870–1943) французский художник.</span></span>
+
мысль безвременна. Мысль о благе, о знании, о красоте не может быть ветхой.
 +
Всякая ветхость даст смрад и гниение и может быть легко распознана. И злоба, и
 +
ненависть, и человекоубийство не принадлежат к передовым достижениям. «Вперед,
 +
вперед!» в этом стремительном приказе далеко позади остается все смрадное и
 +
ненавистное. Если же найдется и нечто старинное, оно будет обновлено пониманием
 +
нетленно прекрасного. О красоте мыслит тот, кто непреклонно вперед
 +
устремляется. Он хочет и лететь, и творить, и приобщиться к общему благу. В самости
 +
нет простора, нет полета к обновлению.</p>
-
<span style="text-indent:22.7pt;"><b><span
+
<p style='background:white'><i>«Per aspera ad astra!» («Через
-
style='font-size:11.0pt'>Ходлер – </span></b><span style='font-size:11.0pt'>Ходлер,
+
тернии к звездам!»).</i></p>
-
Фердинанд (1853–1918) – художник, крупнейший мастер нового швейцарского
+
-
искусства, способствовавший созданию собственной швейцарской школы живописи.</span></span>
+
-
<span style="text-indent:22.7pt;"><b><span
+
<p align=right style='text-align:right;background:white'><i>Лист
-
style='font-size:11.0pt'>Галлен-Каллела – </span></b><span style='font-size:
+
дневника № 59</i></p>
-
11.0pt'>Галлен-Каллела, Аксель (1865–1931) – крупнейший финский художник.</span></span>
+
-
<span style="text-indent:22.7pt;"><b><span
+
<p align=right style='text-align:right;background:white'><i>1938
-
style='font-size:11.0pt'>Бренгвин – </span></b><span style='font-size:11.0pt'>Бренгвин,
+
г.</i></p>
-
Фрэнк (1867–1956) – один из крупнейших художников Великобритании XX века,
+
-
утверждавший на английской почве принципы большого, связанного с современной
+
-
жизнью реалистического искусства</span></span>
+
-
 
+
-
<span style="text-indent:22.7pt;"><b><span style='font-size:
+
-
11.0pt'>Сарджент – </span></b><span style='font-size:11.0pt'>Сарджент, Джон
+
-
Синглер (1856–1925) – американский живописец и график. Писал портреты, жанровые
+
-
картины, исполнил росписи, которым присущи черты стилизации.</span></span>
+
-
 
+
-
</ref>,
+
-
Тагором – все они разные, все они крупные, все они бились в жизненных битвах и преодолевали.
+
-
Из них, кажется, еще живы Дэни и Бренгвин – а может быть, и не живы, – теперь
+
-
сведения о культурных деятелях так скудны и случайны.</p>
+
-
 
+
-
<p style='background:white'>Тоже совсем разные Пюви де Шаванн
+
-
или Кормон. Но оба внесли житейский опыт. Хорошо, что пришлось сблизиться с Горьким,
+
-
Григоровичем, Андреевым, Станиславским, Римским-Корсаковым, узнал Стасова,
+
-
Ключевского, Верещагина. Узнал Льва Толстого, Репина, Куинджи. Все эти встречи
+
-
неповторимы, и каждая дала незабываемый оплот в жизни</p>
+
-
 
+
-
<p style='background:white'>Вот толстовское напутствие «Гонцу»
+
-
– «пусть выше руль держит, тогда доплывет». Нелегко в бурю руль высоко держать,
+
-
но вспомнишь завет – завет мудрый – и подтянешься. А бури-то все грознее, и нет
+
-
в тучах просвета. В грозе и молнии Родина, любимая Родина побеждает врага.</p>
+
-
 
+
-
<p style='background:white'>«Не замай!» – перед войною говорили
+
-
мы врагам. Напоминали грозные примеры истории, но видно, судьбе угодно было
+
-
явить народ русский великим победителем – на страх всем врагам. «Не замай!»
+
-
Руси. Но испытай на себе необоримую мощь Русского воинства, мощь всенародную.</p>
+
-
 
+
-
<p style='background:white'>Строитель новой жизни народ
+
-
русский, все народы необозримой целины умеют быть друзьями, но не сделай их
+
-
врагами – тяжела их десница, и несломимо их мужество. Народ Русский помнит
+
-
напутствие Сергия Радонежского Дмитрию Донскому перед Куликовой битвою: «Если
+
-
испытал все мирные средства – тогда сразись, и победишь!»</p>
+
-
 
+
-
<p style='background:white'>Русь всегда склонная к мирному
+
-
преуспеянию, но остерегись разгневать ее, остерегись вторгнуться в ее священную
+
-
землю. «Проснулись богатыри»! И уже не задремлют на несменном дозоре. Светлое
+
-
будущее, светлое добротворчество! Творческий труд всенародный!</p>
+
-
 
+
-
<p style='margin-top:6.0pt;page-break-after:avoid'>За тысячью
+
-
туманов есть гора, где человек человеку не враг, но друг.</p>
+
-
 
+
-
<p align=right style='margin-top:3.0pt;text-align:right;
+
-
page-break-after:avoid;background:white'><i>Лист дневника № 525</i></p>
+
-
 
+
-
<p align=right style='text-align:right;background:white'><i>24
+
-
марта 1945 г.</i></p>
+
<p>&nbsp;</p>
<p>&nbsp;</p>
-
== {{PrimText}} ==
+
{{ShlokaNext|Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. ОБЩЕЕ ДЕЛО|Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. Оглавление|Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. РЕАЛИЗМ}}
-
<references/>
+
-
{{ShlokaNext|Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. ГЕРОИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ|Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. Оглавление|Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. ВЗЛЕТЫ}}
+
[[Категория:Работы семьи Рерих]]
[[Категория:Работы семьи Рерих]]
[[Категория:Н.К.Рерих. Зажигайте сердца.]]
[[Категория:Н.К.Рерих. Зажигайте сердца.]]

Текущая версия

ВПЕРЕД

Не будет ли каждое воспоминание зовом назад? Не остановит ли оно поток продвижения? Не будет ли оно запрудой для течения новой мысли? Если воспоминание может остановить и преградить продвижение, то лучше и не ввергаться в эти бывшие области. Только то хорошо, что может исправить заблуждения и вдохновить к новым исканиям. Среди груд воспоминаний прекрасны лишь те, которые научили быть молодым, сильным, неутомимым. Сделанное ранее нельзя любить, ибо оно было несовершенно. Если же кому-то подумается оно совершенным, то пусть покажет он врачу засорившийся глаз свой. Нет беды в том, что прежде сделанное окажется несовершенным. Если оно представилось бы окончательным завершением, то прервался бы путь прекрасных исканий. Не убоимся того прошлого, которое насыщено примерами для будущего. В каждой неудаче уже заложен урок усовершенствования. Не сожалеть надо о прокисшем молоке, но и его полезно использовать. Синтез заповедан во всем. В нем преподано значение сотрудничества и содружества. Специализация полезна, если она служит синтезу. Не может возгордиться один член тела человеческого. Даже самый из них деятельный может существовать при наличии других. Синтез – сложение сил – ведет вперед. В таком приказе звучит беспредельность. В ней не может быть поражения. В ней не будет нелепых делений.

Не будет рас, классов. Наконец, в ней не будет поколений. Поколения обозначаются там, где ветхость или юность. Но мысль безвременна. Мысль о благе, о знании, о красоте не может быть ветхой. Всякая ветхость даст смрад и гниение и может быть легко распознана. И злоба, и ненависть, и человекоубийство не принадлежат к передовым достижениям. «Вперед, вперед!» – в этом стремительном приказе далеко позади остается все смрадное и ненавистное. Если же найдется и нечто старинное, оно будет обновлено пониманием нетленно прекрасного. О красоте мыслит тот, кто непреклонно вперед устремляется. Он хочет и лететь, и творить, и приобщиться к общему благу. В самости нет простора, нет полета к обновлению.

«Per aspera ad astra!» («Через тернии к звездам!»).

Лист дневника № 59

1938 г.

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно