Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. ОБОРОНА

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
- 
- 
-
<p align=center style='margin-top:6.0pt;margin-right:0cm;
 
-
margin-bottom:6.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;text-indent:0cm'>[[Изображение:image057_64.jpg]]</p>
 
- 
-
<p>&nbsp;</p>
 
- 
-
<p>&nbsp;</p>
 
- 
-
<p align=center style='margin-bottom:6.0pt;text-align:center;
 
-
text-indent:0cm;background:white'><b>Алексей ОКЛАДНИКОВ, академик</b></p>
 
- 
-
<p style='background:white'>Есть что-то близкое, родственное у
 
-
Николая Рериха и Афанасия Никитина во внутренней сущности, в главной
 
-
направленности путешественников. Есть что-то созвучное и родное в их тяге к
 
-
легенде, в рублевской мечте о мире правды и совершенства. И, конечно, где бы ни
 
-
пролегали их пути, как бы далеко ни занесла их беспокойная душа, она была полна
 
-
нежной привязанности к родным снегам и зеленым рощам берез, светлой тоски по
 
-
России.</p>
 
- 
-
<p style='background:white'>&nbsp;</p>
 
- 
-
<p align=center style='margin-bottom:6.0pt;text-align:center;
 
-
text-indent:0cm;background:white'><b>Барнет Д. КОНЛАН, писатель (Франция)</b></p>
 
- 
-
<p style='background:white'>Рериха можно сравнить с гигантским
 
-
деревом, пустившим корни глубоко в одном месте, а свои великолепные ветви раскинувшим
 
-
широко кругом – по всему миру. Из всех современных народов русские имеют, быть
 
-
может, самых величайших гениев искусства, и если есть какой-либо великий
 
-
ренессанс искусства, в глубоком значении Парфенона, то выявление его выпало на
 
-
долю России. Русскость Рериха не случайна и соединена с его непрерывным маршем
 
-
по всему миру.</p>
 
- 
-
<p>&nbsp;</p>
 
- 
-
<p align=center style='text-align:center;text-indent:0cm'>[[Изображение:image058_64.jpg]]</p>
 
- 
-
<p>&nbsp;</p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>Историю русского народа Рерих
 
-
рассматривал, как историю ратных подвигов, самопожертвований на благо своей
 
-
земли, военных побед, строительства и прогресса. «В грозе и молнии кует народ
 
-
русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение
 
-
обращалось в преодоление... Потрясения лишь вздымали народную мощь, накопленную
 
-
и схороненную, как силушка Ильи Муромца».</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>В своих батальных картинах Рерих
 
-
утверждал величие русского духа, красоту народного подвига. Он видел прямую
 
-
связь военных побед наших предков с воинскими подвигами солдат Красной Армии.
 
-
Обращаясь к истории, он не порывал с современностью, наоборот, стремился
 
-
показать, что военная доблесть – неотъемлемое и непреходящее качество русского
 
-
народа, присущее ему с незапамятных времен.</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>Оборона Родины. В это понятие
 
-
Рерих вкладывал многое – все то, что делается ей на пользу. Оборонять можно и
 
-
средствами искусства.</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>В годы второй мировой войны
 
-
Рерих писал: «Проникло глубоко сознание, что оборона Родины повсюду – и на
 
-
полях битв, и на полях труда. Всюду тот же священный порыв, победный,
 
-
неукротимый. Живы в памяти герои – Кутузов, Суворов, Минин, Пожарский,
 
-
Александр Невский...»</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>Вторжение фашистов на территорию
 
-
СССР потрясло Рериха. Под впечатлением происходящего на Родине в его
 
-
представлении с новой силой возникают образы русских героев, боровшихся за
 
-
независимость Отчизны. В тот период он создает полотна: «Партизаны», «Настасья
 
-
Микулична», «Единоборство Мстислава с Редедей», «Борис и Глеб», «Александр
 
-
Невский», «Ярослав», «Мстислав Удалой». «Богатыри проснулись» – целый
 
-
героический цикл.</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>Живя за рубежом, Рерих защищал
 
-
Родину от клеветы и нападок, прославлял ее народ, умножал число ее друзей, тем
 
-
самым нажив себе немало врагов. И в своих детях он воспитал любовь к России.</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>В 1941–1944 годах Рерих
 
-
устраивал в городах Индии выставки своих картин, направляя вырученные от их
 
-
продажи деньги в фонд советского Красного Креста и на нужды Красной Армии. Его
 
-
младший сын, Святослав, не только активно помогал в сборе денежных средств, но
 
-
и выступал в лекториях и по радио с патриотическими речами.</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>В 1942 году по инициативе Рериха
 
-
и его американских сотрудников – З. Г. Фосдик, Д. Фосдик, К. С. Кэмбел и др. –
 
-
в Нью-Йорке была создана Американо-Русская культурная ассоциация (АРКА),
 
-
призванная служить делу взаимопонимания народов двух великих держав. Среди
 
-
сотен активных членов этой ассоциации были известные деятели искусства и науки,
 
-
в том числе Э. Хемингуэй, Ч. Чаплин, Р. Кент.</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>В светлые весенние дни победы
 
-
над гитлеровцами Рерих пишет радостную, красочную «Весну священную», полную
 
-
звучных тонов, мелодичных линий, свежести, жизнеутверждения. Под звуки свирелей
 
-
нарядные девушки исполняют вдохновенный и торжественный танец.</i></p>
 
- 
-
<p>&nbsp;</p>
 
- 
-
<p align=center style='margin-top:12.0pt;text-align:center;
 
-
text-indent:0cm'>[[Изображение:image059_64.jpg]]</p>
 
- 
-
<p>&nbsp;</p>
 
- 
<p><span name="_Toc72055804">ОБОРОНА</span></p>
<p><span name="_Toc72055804">ОБОРОНА</span></p>
Строка 156: Строка 56:
-
{{ShlokaNext|Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. СВЯТОСЛАВ|Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. Оглавление|Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. РУССКИЙ ЯЗЫК}}
+
{{ShlokaNext|Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. ОБОРОНА РОДИНЫ, Вступление|Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. Оглавление|Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. РУССКИЙ ЯЗЫК}}
[[Категория:Работы семьи Рерих]]
[[Категория:Работы семьи Рерих]]
[[Категория:Н.К.Рерих. Зажигайте сердца.]]
[[Категория:Н.К.Рерих. Зажигайте сердца.]]

Текущая версия

ОБОРОНА

Оборона Родины есть долг человека. Так же точно, как мы защищаем достоинство матери и отца, так же точно – в защиту Родины приносятся опыт и познания. Небрежение к Родине было бы прежде всего некультурностью.

Культура есть истинное просветленное познавание. Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть красота во всем ее творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра во всей его действенности. Культура есть песнь мирного труда в его бесконечном совершенствовании. Культура есть переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ народа. Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живет во всем мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа.

Всякое культуроборство есть невежество. Всякое против культуры сквернословие есть признак животности. Человечность и служение человечеству воздвигнутся от культуры. Нести знамя культуры – это значит охранить лучшие мировые ценности. Если мировое понятие близко душе человечества, то насколько же ближе и проникновеннее звучит слово о Родине.

Утверждение о Родине не будет отвлеченным, туманным понятием. Кто берется утверждать, тот и сознает всю ответственность подвига утверждения. Люди не могут удовлетворяться отвлеченностями. В мире все реально, и в высшей красоте реальны сияющие вершины. На земле покоится вершина. На кристалле мысли зиждется осознание Родины в общечеловеческом ее понимании. Защита Родины есть защита и своего достоинства.

Защита Родины есть и оборона культуры. Поверх каждодневной пыли сияет понятие Родины. Тот, кто осознает это понятие, прекрасное и нерушимое, тот может почитать себя сознательным работником культуры. В трудах, среди препятствий, будто бы необоримых, находятся молодые силы. В любви к человечеству, в любви к Родине найдут молодые сердца неосудимое, светлое стремление к подвигу. В этом русском слове – в подвиге – заключено понятие движения, преуспеяния и неустанного созидательства.

Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять. Не найдется такое жестокое сердце, чтобы сказать: не мысля о Родине. И не только в праздничный день, но в каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим о Родине, о ее счастье, о ее преуспеянии всенародном. Через все и поверх всего найдем строительные мысли, которые не в человеческих сроках, не в самости, но в истинном самосознании скажут миру: мы знаем нашу Родину, мы служим ей и положим силы наши оборонить ее на всех ее путях.

1936 г

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно