Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. СЕЯТЕЛИ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
- 
- 
-
<p align=center style='margin-top:6.0pt;margin-right:0cm;
 
-
margin-bottom:6.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;text-indent:0cm'>[[Изображение:image042_64.jpg]]</p>
 
- 
-
<p>&nbsp;</p>
 
- 
-
<p>&nbsp;</p>
 
- 
-
<p align=center style='margin-bottom:6.0pt;text-align:center;
 
-
text-indent:0cm;background:white'><b>Леонид АНДРЕЕВ, писатель</b></p>
 
- 
-
<p style='background:white'>Рерихом нельзя не восхищаться, мимо
 
-
его драгоценных полотен нельзя пройти без волнения... Ибо богатство его красок
 
-
беспредельно, а с ним беспредельна и щедрость, всегда неожиданная, всегда
 
-
радующая глаза и душу; видеть картину Рериха – это всегда видеть новое, то,
 
-
чего вы не видели никогда, даже у самого Рериха.</p>
 
- 
-
<p style='background:white'>И оттого путь Рериха – путь славы.
 
-
Лувр и музей Сан-Франциско, Москва и Вечный Рим уже стали надежным хранилищем
 
-
его творческих откровений; и вся Европа, столь недоверчивая к Востоку, уже
 
-
отдала дань поклонения великому русскому художнику.</p>
 
- 
-
<p style='background:white'>И еще одно, важнейшее, можно
 
-
сказать о мире Рериха – это мир правды. Как имя этой правды, я не знаю – да и
 
-
кто знает имя правды? Но ее присутствие неизменно волнует и озаряет мысли
 
-
особым, странным светом. Словно снял здесь художник с человека все наносное,
 
-
все лишнее, злое и мешающее, обнял его и землю нежным взглядом любви – и задумался
 
-
глубоко. И задумался глубоко, что-то прозревая...</p>
 
- 
-
<p style='background:white'>&nbsp;</p>
 
- 
-
<p align=center style='margin-bottom:6.0pt;text-align:center;
 
-
text-indent:0cm;background:white'><b>Олег АНТОНОВ, авиаконструктор</b></p>
 
- 
-
<p style='background:white'>Люблю искусство Рериха и бесконечно
 
-
восхищаюсь им. Это вечность и красота.</p>
 
- 
-
<p style='background:white'>&nbsp;</p>
 
- 
-
<p align=center style='margin-bottom:6.0pt;text-align:center;
 
-
text-indent:0cm;background:white'><b>Константин ЮОН, художник</b></p>
 
- 
-
<p style='background:white'>Знания ученого и глубокая интуиция
 
-
большого художника лежали в основе замечательных картин. Эмоциональное
 
-
искусство Рериха почти непередаваемо словами – оно для глаз и для души.</p>
 
- 
-
<p style='background:white'>&nbsp;</p>
 
- 
-
<p align=center style='text-align:center;text-indent:0cm'>[[Изображение:image043_64.jpg]]</p>
 
- 
-
<p style='background:white'>&nbsp;</p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>Среди литературного наследия
 
-
Рериха значительное место занимают письма. Эти письма-очерки, в которых
 
-
художник часто прибегает к иносказанию, метафоре, адресованы и конкретному
 
-
лицу, и одновременно самой большой аудитории. Поэтому для нас не имеет особого
 
-
значения выяснение их адресата.</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>В письме-очерке «Сеятели»
 
-
Рерихом ясно сказано: «Если бы каждый из нас, хотя бы на час, почувствовал, что
 
-
ему делать нечего и мыслить не о чем, то ведь это уже был бы час умирания. В
 
-
делании, в творении, в работе мысли Вы и остаетесь молодыми, и Вас хватит на
 
-
все полезное». Эти слова как нельзя лучше характеризуют их автора.</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>В самом деле, прожив семьдесят
 
-
три года, он сделал так много, словно вобрал в себя сразу несколько жизней. В
 
-
нем соединились художник, ученый, поэт, педагог, общественный деятель,
 
-
путешественник. Каждая область приложения его таланта заслуживает самых
 
-
капитальных исследований. И каждую невозможно рассматривать вне связи с
 
-
остальными.</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>Четыре из пяти видов
 
-
изобразительного искусства были родной стихией художника: живопись, графика,
 
-
декоративно-прикладное искусство и даже архитектура. Он применял самые
 
-
разнообразные средства выражения замыслов – писал и рисовал маслом, темперой,
 
-
пастелью, акварелью, гуашью, тушью, карандашом, углем и другими материалами.</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>Рерих был выдающимся мастером
 
-
композиции, которая в реалистическом произведении не существует сама по себе,
 
-
не живет помимо содержания и не заслоняет его. Композиция является важнейшим
 
-
средством достижения образной выразительности и убедительности. Она имеет свои
 
-
законы, постичь которые может лишь художник, знающий жизнь, природу, людей,
 
-
способный к глубоким обобщениям, умеющий увидеть типичное, характерное.</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>Композиция есть продукт
 
-
творчества, о котором Рерих в этой главе так замечательно говорит. Все сеятели,
 
-
то есть творцы красоты, все посеявшие на земле доброе, светлое, были и есть
 
-
людьми творческими. Творчество, знание, труд, искусство – вот чем живет
 
-
сеятель, что составляет самое его существо.</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>Среди сеятелей Рерих называет
 
-
выдающихся художников, музыкантов, писателей разных стран и времен. Величие их
 
-
– в соединении мастерства художественного воплощения с человеколюбием, желанием
 
-
принести радость окружающим.</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>Рерих удивительно тонко
 
-
чувствует людей, их натуру, индивидуальность, замечательно точно характеризует
 
-
их творчество. Со многими выдающимися современниками он встречался или
 
-
сотрудничал. На всю жизнь запомнились ему встречи с Л. Толстым, Н. Римским-Корсаковым,
 
-
И. Репиным, М. Горьким, Р. Тагором, В. Стасовым...</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>Многие из тех, о ком вспоминает
 
-
Рерих в своих дневниках, статьях, письмах, высоко отзывались о нем самом, о его
 
-
творчестве. Например, в 1902 году художник писал жене из Москвы, где на
 
-
выставке экспонировались его картины: «Суриков просто чуть не до слез тронул
 
-
меня – таких хороших вещей наговорил... Если бы он знал, какую радость он мне
 
-
доставил!» По инициативе другого выдающегося живописца – В. А. Серова – картина
 
-
Рериха «Город строят» перешла с выставки в собственность Третьяковской галереи.</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>С искренней симпатией и
 
-
уважением относился к Рериху М. Врубель; А. Куинджи аккуратно подшил и до самой
 
-
смерти бережно хранил сто писем своего любимого ученика. Очень ценили
 
-
творчество Рериха Л. Андреев, К. Станиславский, Ф. Шаляпин и многие-многие
 
-
другие русские и зарубежные деятели культуры.</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>Рерих был убежден, что в основе
 
-
творчества любого художника должны быть национальные начала, обогащенные
 
-
достижениями мировой культуры. Его собственное искусство сформировалось под
 
-
сильнейшим воздействием древнерусской живописи и миниатюры, традиции которых он
 
-
по-своему переработал и продолжил.</i></p>
 
- 
-
<p style='background:white'><i>Подлинный сеятель – всегда
 
-
учитель, воспитатель. Таким был Куинджи. Таким был и Рерих.</i></p>
 
- 
-
<p>&nbsp;</p>
 
- 
-
<p align=center style='margin-top:12.0pt;text-align:center;
 
-
text-indent:0cm'>[[Изображение:image044_64.jpg]]</p>
 
- 
-
<p>&nbsp;</p>
 
- 
<p><span name="_Toc72055786">СЕЯТЕЛИ</span></p>
<p><span name="_Toc72055786">СЕЯТЕЛИ</span></p>
Строка 248: Строка 116:
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
<references/>
<references/>
-
{{ShlokaNext|Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. ВЗЛЕТЫ|Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. Оглавление|Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. ТВОРЧЕСТВО}}
+
{{ShlokaNext|Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. СЕЯТЕЛИ, Вступление|Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. Оглавление|Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. ТВОРЧЕСТВО}}
[[Категория:Работы семьи Рерих]]
[[Категория:Работы семьи Рерих]]
[[Категория:Н.К.Рерих. Зажигайте сердца.]]
[[Категория:Н.К.Рерих. Зажигайте сердца.]]

Текущая версия

СЕЯТЕЛИ

Среди пустынных нагорий Монголии, где уже не видно ни единого дерева, каким-то чудом остался вяз, по-туркестанскому карагач. Сохранился ли он потому, что притаился в овраге, оживила ли его ближняя дождевая промоинка, но он уцелел. Какие-то злые люди отпилили и обломали некоторые ветки, но все же не дерзнули свалить все дерево.

Не только уцелел вяз как напоминание о бывших здесь лесах, но и занялся полезною деятельностью – разбросать и засеять окружающие его склоны молодыми отпрысками. Среди ирисов, востреца, дерасуна темнеют многие кустики вязовые. Если не произойдет здесь обвала или не пройдет жестокосердная рука истребителя, то в будущем окажется целая вязовая роща. Так неустанно трудится дерево, стремясь и в опустошенной почве опять создать жизнь.

По окрестностям можно находить пни и корни бывшего леса. Конечно, не природа, но людская невежественная жестокость расправилась с этими охранителями жизни. Пусть деревья не надобны после известной высоты, когда их жизнедательность уже планомерно заменяется качеством праны[1] горной. Но ниже этих вершин пусть не поднимается жестокая рука, искоренившая всякую жизнь. Пусть навсегда укрепится сознание о всех жизнедателях и жизнехранителях.

Вы пишете, что времени не хватает отвечать на всю разнообразную корреспонденцию. Пишете, что двух рук мало для того, чтобы переделать все, что надлежит, в течение дня. Вспомните об этом вязе, который устоял среди всевозможных опасностей и, несмотря ни на что, продолжает благое дело сеятеля. Глядя на спиленные и обломанные нижние ветви, можно представить себе, сколько раз злонамеренная рука подбиралась к дереву. Но все-таки вместо уничтожения произошел посев целой вязовой поросли. Если дерево может, несмотря ни на что, продолжать благотворную работу, то тем более люди не могут быть разочарованы и отпугнуты всякими безобразными личинами. Очень рад слышать, что у Вас времени мало. Когда времени мало, оно становится ценным, и. поверьте, его хватит на все. Много времени лишь у ничего не делающих. Если бы каждый из нас, хотя бы на час, почувствовал, что ему делать нечего и мыслить не о чем, то ведь это уже был бы час умирания. В делании, в творении, в работе мысли Вы и остаетесь молодыми, и Вас хватит на все полезное. Также представьте себе, что каким-то способом Вы были бы лишены возможности постоянного делания, ведь Вы не могли бы далее существовать вообще. Труд, живой и ведущий к жизни, отошел бы – вот было бы истинное несчастье! Организм, уже устремившийся к труду, немедленно разложился бы под смрадным дуновением безделья.

Труд, постоянное делание, творение есть лучшее тоническое лекарство. В этой панацее не будет включено никаких наркотиков, не потребуется никакого опьянения, но здравая, ясная радость будет источником долгой, плодотворной жизни.

Может быть, кто-то, если скажете ему о Вашей занятости, пожалеет Вас. Такое жаление будет лишь по неведению. Именно будем всегда радоваться каждому делателю, каждому творцу, каждому сеятелю. Даже если пахарь и сеятель возбудят чье-то соревнование и завистливое негодование, то это будет только еще одним стимулом полезного труда. Марафон творчества! Марафон труда!

Вы пишете, что люди удивляются, как многое сделано в краткий срок. Скажите им, что это происходит потому, что требуется очень мало времени скушать Ваши две морковки (как Вы говорите) и вместо бездействия опять погрузиться в радостную для Вас работу. Без нее Вы и не могли бы жить. Всякая просветительная работа прежде всего должна быть радостной. Если на одном секторе деятельности заметятся какие-то временные препятствия, то Вы знаете, что во всем круге работы всяких секторов великое множество. Потому не пойте «На реках вавилонских»[1] не от сидений, но от бодрой, неизбывной творческой работы.

Изображение:image045_64.jpg

Ростов Великий Церковь на Ишне. 1903 г.

Хотя Вам, как Вы пишете, и трудно успеть ответить на все разнородные письма, но все же найдите в себе бодрость не оставить этих пишущих в неведении и не создать впечатления отчужденности. Мог бы Вам привести многие примеры, как именно чрезвычайно занятые люди всегда немедленно отвечали на письма. Они и не могли запускать это, ибо иначе плотины прорвались бы от накопившихся застоев. Вспоминая о железной дисциплине работы, приведем себе на память хотя бы Бальзака или тех обильных творцов литературы, которые находили время решительно на все. Не забудем, что Ришелье, среди множайших трудов, писал целые драмы. Вспомним, чего только не успевал сделать Ломоносов! Да мало ли таких примеров.

Пусть навсегда останется отличием наших культурных учреждений любовь к труду, стремление к постоянному деланию, желание полезных посевов. Пусть во всем будет избегнута формальность и поденщина. Все, от мала до велика, одинаковые трудники, и трудятся не за страх, а за совесть, или, вернее, за радость. Ведь если кто не познал эту радость, значит, он еще не подумал о том, что есть просвещение во всех областях, на всех полях, во всех возможностях. Буду рад слышать, что Вы по-прежнему завалены перепискою, что времени у Вас не хватает на все, что хотелось бы Вам сделать. В этом неукротимом желании делания будут Ваша сила и молодость.

1934–1935 гг.

 


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно