ПОЗНАВАНИЕ ПРЕКРАСНОГО (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
(Wikipedia python library) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | <p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;margin-right:0cm; | + | {{LetterInfo|Николай Рерих|||Сфера||}}<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;margin-right:0cm; |
- | margin-bottom:6.0pt;margin-left:0cm;text-align:center; | + | margin-bottom:6.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;'><b |
- | + | style='mso-bidi-font-weight:normal'><span style='letter-spacing: | |
- | + | ||
- | style='mso-bidi-font-weight:normal'><span style=' | + | |
-.1pt'> ПОЗНАВАНИЕ </span></b><span class=GramE><span style='mso-bookmark: | -.1pt'> ПОЗНАВАНИЕ </span></b><span class=GramE><span style='mso-bookmark: | ||
- | Познавание'><b style='mso-bidi-font-weight:normal'><span style=' | + | Познавание'><b style='mso-bidi-font-weight:normal'><span style=' |
- | letter-spacing:-.1pt'>ПРЕКРАСНОГО</span></b | + | letter-spacing:-.1pt'>ПРЕКРАСНОГО</span></b></span></span></p> |
- | + | ||
- | + | ||
<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;margin-right:0cm; | <p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;margin-right:0cm; | ||
- | margin-bottom:6.0pt;margin-left:0cm;text-align:center; | + | margin-bottom:6.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;'><i |
- | style='mso-bidi-font-style:normal'><span style=' | + | style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='letter-spacing: |
-.35pt'><span style='mso-spacerun:yes'> </span>(Из книги «Агни»)</span></i></p> | -.35pt'><span style='mso-spacerun:yes'> </span>(Из книги «Агни»)</span></i></p> | ||
<p class=MsoNormal style='margin-top:6.0pt;margin-right:1.15pt;margin-bottom: | <p class=MsoNormal style='margin-top:6.0pt;margin-right:1.15pt;margin-bottom: | ||
0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm; | 0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm; | ||
- | + | '><span style='letter-spacing:-.3pt'>Платон | |
- | заповедал в трактатах о государственнос</span><span style=' | + | заповедал в трактатах о государственнос</span><span style=' |
letter-spacing:-.35pt'>ти:</span></p> | letter-spacing:-.35pt'>ти:</span></p> | ||
<p class=MsoNormal style='margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent: | <p class=MsoNormal style='margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent: | ||
- | 1.0cm; | + | 1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.4pt'>«Трудно |
- | представить себе лучший метод воспита</span><span style=' | + | представить себе лучший метод воспита</span><span style=' |
letter-spacing:-.1pt'>ния, чем тот, который открыт и проверен опытом </span><span | letter-spacing:-.1pt'>ния, чем тот, который открыт и проверен опытом </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.2pt'>веков; он может быть выражен в двух |
- | положениях: </span><span style=' | + | положениях: </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>гимнастика |
- | для тела и музыка для души». «Ввиду </span><span style=' | + | для тела и музыка для души». «Ввиду </span><span style='letter-spacing: |
-.4pt'>этого воспитание в музыке надо считать самым глав</span><span | -.4pt'>этого воспитание в музыке надо считать самым глав</span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.25pt'>ным; благодаря ему Ритм и Гармония |
- | глубоко внед</span><span style=' | + | глубоко внед</span><span style='letter-spacing:-.35pt'>ряются в |
- | душу, овладевают ею, наполняют ее красо</span><span style=' | + | душу, овладевают ею, наполняют ее красо</span><span style=' |
letter-spacing:-.05pt'>той и делают человека прекрасномыслящим... Он </span><span | letter-spacing:-.05pt'>той и делают человека прекрасномыслящим... Он </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.35pt'>будет упиваться и восхищаться |
- | прекрасным, с радос</span><span style=' | + | прекрасным, с радос</span><span style='letter-spacing:-.25pt'>тью |
- | воспринимать его, насыщаться им и согласовать </span><span style=' | + | воспринимать его, насыщаться им и согласовать </span><span style=' |
letter-spacing:-.05pt'>с ним свой быт».</span></p> | letter-spacing:-.05pt'>с ним свой быт».</span></p> | ||
<p class=MsoNormal style='margin-top:3.1pt;margin-right:1.9pt;margin-bottom: | <p class=MsoNormal style='margin-top:3.1pt;margin-right:1.9pt;margin-bottom: | ||
0cm;margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent: | 0cm;margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent: | ||
- | 1.0cm; | + | 1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.25pt'>Конечно, |
- | слово «музыка» в данном случае мы не </span><span style=' | + | слово «музыка» в данном случае мы не </span><span style=' |
letter-spacing:-.3pt'>должны понимать в качестве общепринятого теперь </span><span | letter-spacing:-.3pt'>должны понимать в качестве общепринятого теперь </span><span | ||
- | style=' | + | style=''>музыкального образования в тесном значении. У афинян |
музыка, как служение всем музам, имела <span style='letter-spacing:-.1pt'>гораздо | музыка, как служение всем музам, имела <span style='letter-spacing:-.1pt'>гораздо | ||
более глубокое и обширное значение, нежели у нас. Это понятие обнимало не | более глубокое и обширное значение, нежели у нас. Это понятие обнимало не | ||
Строка 51: | Строка 47: | ||
настоя</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>щим воспитанием вкуса, который | настоя</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>щим воспитанием вкуса, который | ||
во всем познаёт </span>прекрасное. Вот к этому действенно прекрасному <span | во всем познаёт </span>прекрасное. Вот к этому действенно прекрасному <span | ||
- | style='letter-spacing:-.05pt'>нам и придется опять вернуться, если только идеи</span></span><span | + | style='letter-spacing:-.05pt'>нам и придется опять вернуться, если только идеи</span></span> <span |
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.05pt'>высокого Строительства не отринуты |
- | + | человечест</span><span style='letter-spacing:-.4pt'>вом.</span></p> | |
- | человечест</span><span style=' | + | |
<p class=MsoNormal style='margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent: | <p class=MsoNormal style='margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent: | ||
- | 1.0cm; | + | 1.0cm;'><span style='letter-spacing:.05pt'>Гиппиас |
- | Майор (красота) диалога Платона не </span><span style=' | + | Майор (красота) диалога Платона не </span><span style='letter-spacing: |
-.25pt'>есть облачная отвлеченность, но поистине живущее </span><span | -.25pt'>есть облачная отвлеченность, но поистине живущее </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.05pt'>благородное понятие. Прекрасное в |
себе! Ощутительное и познаваемое. В этой познаваемости за</span><span | себе! Ощутительное и познаваемое. В этой познаваемости за</span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.3pt'>ключается вдохновляющее, поощряющее |
- | напутствие </span><span style=' | + | напутствие </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>к изучению и |
внедрению всех заветов <span class=GramE>прекрасного</span>. </span><span | внедрению всех заветов <span class=GramE>прекрасного</span>. </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.4pt'>«Философская мораль» Платона |
- | одухотворена чувст</span><span style=' | + | одухотворена чувст</span><span style='letter-spacing:-.25pt'>вом |
- | прекрасного. И разве сам Платон, проданный в </span><span style=' | + | прекрасного. И разве сам Платон, проданный в </span><span style=' |
letter-spacing:-.35pt'>рабство ненавистью тирана Дионисия, а затем живу</span><span | letter-spacing:-.35pt'>рабство ненавистью тирана Дионисия, а затем живу</span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.3pt'>щий и восстановленный в садах |
- | Академии, не дока</span><span style=' | + | Академии, не дока</span><span style='letter-spacing:-.35pt'>зал |
примером своим жизненность прекрасного пути?</span></p> | примером своим жизненность прекрасного пути?</span></p> | ||
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:1.2pt;margin-bottom:0cm; | <p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:1.2pt;margin-bottom:0cm; | ||
margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm; | margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm; | ||
- | + | '><span style='letter-spacing:-.15pt'>Конечно, и | |
- | гимнастика Платона вовсе не совре</span><span style=' | + | гимнастика Платона вовсе не совре</span><span style='letter-spacing: |
-.1pt'>менный нам футбол или кулачное антикультурное разбитие носов. Гимнастика | -.1pt'>менный нам футбол или кулачное антикультурное разбитие носов. Гимнастика | ||
Платона — это тоже врата к <span class=GramE>Прекрасному</span>, дисциплина | Платона — это тоже врата к <span class=GramE>Прекрасному</span>, дисциплина | ||
Строка 83: | Строка 78: | ||
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.95pt;margin-bottom:0cm; | <p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.95pt;margin-bottom:0cm; | ||
margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm; | margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm; | ||
- | + | '><span style='letter-spacing:-.1pt'>Мы говорили о | |
- | введении в школах курса этики </span><span style=' | + | введении в школах курса этики </span><span style='letter-spacing: |
-.05pt'>жизни, курса искусства мыслить. Без воспитания общего познания | -.05pt'>жизни, курса искусства мыслить. Без воспитания общего познания | ||
Прекрасного, конечно, и два названные курса опять останутся мертвою буквою. </span><span | Прекрасного, конечно, и два названные курса опять останутся мертвою буквою. </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.2pt'>Опять в течение всего нескольких лет |
- | высокие жи</span><span style=' | + | высокие жи</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>вые понятия |
- | этики обратятся в мертвенную догму, </span><span style=' | + | этики обратятся в мертвенную догму, </span><span style='letter-spacing: |
-.05pt'>если не будут напитаны прекрасным.</span></p> | -.05pt'>если не будут напитаны прекрасным.</span></p> | ||
- | <p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm; | + | <p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span |
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.15pt'>Многие живые понятия древнего мира |
- | приобре</span><span style=' | + | приобре</span><span style='letter-spacing:-.2pt'>ли в нашем |
- | обиходе вместо, казалось бы, заслужен</span><span style=' | + | обиходе вместо, казалось бы, заслужен</span><span style=' |
letter-spacing:-.25pt'>ного расширения, наоборот, умаление и обеднение. </span><span | letter-spacing:-.25pt'>ного расширения, наоборот, умаление и обеднение. </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.1pt'>Так, обширное и высокое служение музам |
- | обрати</span><span style=' | + | обрати</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>лось в узкое |
- | понятие игры на одном инструменте. </span><span style=' | + | понятие игры на одном инструменте. </span><span style='letter-spacing: |
-.2pt'>Ведь когда вы слышите сейчас слово «музыка», вы </span><span | -.2pt'>Ведь когда вы слышите сейчас слово «музыка», вы </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.4pt'>себе прежде всего представляете урок |
- | музыки со все</span><span style=' | + | музыки со все</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>ми |
- | наслоившимися ограничениями. Когда вы слы</span><span style=' | + | наслоившимися ограничениями. Когда вы слы</span><span style=' |
letter-spacing:-.3pt'>шите слово «Музей», вы понимаете его как складочное | letter-spacing:-.3pt'>шите слово «Музей», вы понимаете его как складочное | ||
- | место для тех или иных предметов искусства. И </span><span style=' | + | место для тех или иных предметов искусства. И </span><span style=' |
letter-spacing:-.15pt'>как всякое складочное место, это понятие вызывает в вас | letter-spacing:-.15pt'>как всякое складочное место, это понятие вызывает в вас | ||
- | некоторую долю мертвенности. И это ограни</span><span style=' | + | некоторую долю мертвенности. И это ограни</span><span style=' |
letter-spacing:-.25pt'>ченное понятие музея-хранилища, складочного мес</span><span | letter-spacing:-.25pt'>ченное понятие музея-хранилища, складочного мес</span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.15pt'>та так глубоко вошло в наше |
- | понимание, что когда </span><span style=' | + | понимание, что когда </span><span style='letter-spacing:.15pt'>вы |
- | произносите понятие в первоначальном его </span><span style=' | + | произносите понятие в первоначальном его </span><span style=' |
letter-spacing:-.1pt'>значении, а именно Музеон, то никто уже не пони</span><span | letter-spacing:-.1pt'>значении, а именно Музеон, то никто уже не пони</span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.15pt'>мает, что вы хотите этим сказать. |
- | Между тем каж</span><span style=' | + | Между тем каж</span><span style='letter-spacing:-.3pt'>дый эллин |
- | вовсе даже не самого высокого образова</span><span style=' | + | вовсе даже не самого высокого образова</span><span style=' |
letter-spacing:-.05pt'>ния понял бы, что Музеон есть прежде всего Дом </span><span | letter-spacing:-.05pt'>ния понял бы, что Музеон есть прежде всего Дом </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.55pt'>муз.</span></p> |
<p class=MsoNormal style='margin-right:.7pt;text-align:justify;text-indent: | <p class=MsoNormal style='margin-right:.7pt;text-align:justify;text-indent: | ||
- | 1.0cm; | + | 1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.35pt'>Прежде |
- | всего Музеон есть Обитель всех родов </span><span style=' | + | всего Музеон есть Обитель всех родов </span><span style=' |
letter-spacing:-.2pt'>Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения </span><span | letter-spacing:-.2pt'>Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.25pt'>тех или иных образцов, но в смысле |
- | жизненного и </span><span style=' | + | жизненного и </span><span style='letter-spacing:-.3pt'>творящего |
- | применения их. Потому часто вы можете </span><span style=' | + | применения их. Потому часто вы можете </span><span style=' |
letter-spacing:-.25pt'>слышать, что люди не могут понять, каким образом </span><span | letter-spacing:-.25pt'>слышать, что люди не могут понять, каким образом </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.4pt'>Музей, как таковой, может заниматься |
- | всеми родами </span><span style=' | + | всеми родами </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>искусства, |
- | может заниматься воспитанием вкуса и </span><span style=' | + | может заниматься воспитанием вкуса и </span><span style=' |
letter-spacing:-.35pt'>распространением чувства Прекрасного в существе.</span></p> | letter-spacing:-.35pt'>распространением чувства Прекрасного в существе.</span></p> | ||
<p class=MsoNormal style='margin-right:1.7pt;text-align:justify;text-indent: | <p class=MsoNormal style='margin-right:1.7pt;text-align:justify;text-indent: | ||
- | 1.0cm; | + | 1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.25pt'>В |
данном случае мы вспомнили заветы Платона. Так же точно мы могли бы вспомнить и | данном случае мы вспомнили заветы Платона. Так же точно мы могли бы вспомнить и | ||
Пифагора с его Законами о Прекрасном, с его незыблемыми основами светлых | Пифагора с его Законами о Прекрасном, с его незыблемыми основами светлых | ||
- | мировых утверждений. Древние эл</span><span style=' | + | мировых утверждений. Древние эл</span><span style='letter-spacing: |
-.3pt'>лины дошли до того утончения, что возглавили свой </span><span | -.3pt'>лины дошли до того утончения, что возглавили свой </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.15pt'>Пантеон Алтарем Неведомому Богу. В |
- | этом воз</span><span style=' | + | этом воз</span><span style=''>вышении духа они приблизились к |
утонченно не<span style='letter-spacing:-.05pt'>сказуемому понятию древних | утонченно не<span style='letter-spacing:-.05pt'>сказуемому понятию древних | ||
индусов, которые, </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>произнося «нети, | индусов, которые, </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>произнося «нети, | ||
Строка 147: | Строка 142: | ||
Понятия.</span></p> | Понятия.</span></p> | ||
- | <p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm; | + | <p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span |
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.2pt'>При этом эти великие понятия не были |
- | чем-то </span><span style=' | + | чем-то </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>отвлеченным, |
- | чем-то живущим лишь в разуме и рас</span><span style=' | + | чем-то живущим лишь в разуме и рас</span><span style='letter-spacing: |
-.4pt'>судке, нет, они жили в самом сердце как нечто живое, живоносное, | -.4pt'>судке, нет, они жили в самом сердце как нечто живое, живоносное, | ||
- | неотъемлемое и неистребимое. В сердце </span><span style=' | + | неотъемлемое и неистребимое. В сердце </span><span style=' |
letter-spacing:-.25pt'>пылал тот же огонь священный, который слагал огненные | letter-spacing:-.25pt'>пылал тот же огонь священный, который слагал огненные | ||
Заветы и Синаитских отшельников. Тот же огонь сложил драгоценные облики Св. | Заветы и Синаитских отшельников. Тот же огонь сложил драгоценные облики Св. | ||
Терезы, Св. Франциска, Св. Сергия и отцов «Добротолюбия»<span | Терезы, Св. Франциска, Св. Сергия и отцов «Добротолюбия»<span | ||
class=MsoFootnoteReference>1</span>, много знавших и в конце концов мало | class=MsoFootnoteReference>1</span>, много знавших и в конце концов мало | ||
- | понятых. | + | понятых.</span></p> |
- | + | ||
- | <p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm; | + | <p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span |
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.25pt'>Мы говорим о воспитании вкуса как об |
- | акте дей</span><span style=' | + | акте дей</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>ствительно |
- | государственного значения. Когда мы </span><span style=' | + | государственного значения. Когда мы </span><span style='letter-spacing: |
-.2pt'>говорим о Живой Этике, которая должна стать лю</span><span | -.2pt'>говорим о Живой Этике, которая должна стать лю</span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.15pt'>бимым часом каждого ребенка, тогда мы |
- | и взываем </span><span style=' | + | и взываем </span><span style='letter-spacing:-.3pt'>к современному |
- | сердцу, прося его расшириться хотя </span><span style=' | + | сердцу, прося его расшириться хотя </span><span style='letter-spacing: |
-.1pt'>бы до размеров заветов древности.</span></p> | -.1pt'>бы до размеров заветов древности.</span></p> | ||
- | <p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm; | + | <p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span |
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.05pt'>Разве можно считать естественным |
- | фактом, что </span><span style=' | + | фактом, что </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>понятие, так |
- | ярко выраженное уже во времена Пи</span><span style=' | + | ярко выраженное уже во времена Пи</span><span style='letter-spacing: |
-.3pt'>фагора и Платона, могло бы так сузиться и потерять </span><span | -.3pt'>фагора и Платона, могло бы так сузиться и потерять </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.2pt'>истинное значение после всех веков так |
- | называемо</span><span style=' | + | называемо</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>го развития. |
- | Пифагор уже в пятом веке символи</span><span style=' | + | Пифагор уже в пятом веке символи</span><span style='letter-spacing: |
-.25pt'>зировал собою целую стройную «жизнь пифагорей</span><span | -.25pt'>зировал собою целую стройную «жизнь пифагорей</span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.35pt'>скую». Пифагор утвердил музыку и |
- | астрономию как </span><span style=' | + | астрономию как </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>сестер в |
- | науке. Пифагор, названный ханжами шар</span><span style=' | + | науке. Пифагор, названный ханжами шар</span><span style=' |
letter-spacing:-.2pt'>латаном, должен ужасаться, видя, как вместо строй</span><span | letter-spacing:-.2pt'>латаном, должен ужасаться, видя, как вместо строй</span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.25pt'>ного развития разбита и искривлена |
- | наша современ</span><span style=' | + | наша современ</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>ная жизнь, |
- | не знающая прекрасного гимна Солнцу </span><span style=' | + | не знающая прекрасного гимна Солнцу </span><span style='letter-spacing: |
- | .05pt'>–</span><span style=' | + | .05pt'>–</span><span style='letter-spacing:-.45pt'> Свету.</span></p> |
- | <p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm; | + | <p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span |
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.05pt'>В наши дни даже в печати иногда |
- | сообщаются </span><span style=' | + | сообщаются </span><span style='letter-spacing:.1pt'>странные |
- | формулы, как, например, недавно ска</span><span style=' | + | формулы, как, например, недавно ска</span><span style='letter-spacing: |
-.05pt'>занная формула о том, что расцвет интеллектуаль</span><span | -.05pt'>занная формула о том, что расцвет интеллектуаль</span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:.05pt'>ности является признаком вырождения. |
- | Формула </span><span style=' | + | Формула </span><span style='letter-spacing:-.05pt'>очень странная, |
- | если только автор не придает сло</span><span style=' | + | если только автор не придает сло</span><span style='letter-spacing: |
-.1pt'>ву «интеллектуальность» какое-то особо суженное </span><span | -.1pt'>ву «интеллектуальность» какое-то особо суженное </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.05pt'>понятие. Если, конечно, мы возьмем |
- | интеллекту</span><span style=' | + | интеллекту</span><span style='letter-spacing:.1pt'>альность лишь |
- | как выражение одного условного </span><span style=' | + | как выражение одного условного </span><span style='letter-spacing: |
.05pt'>засушенного рассудка, то, конечно, эта формула </span><span | .05pt'>засушенного рассудка, то, конечно, эта формула </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.05pt'>справедлива. Но опасно одно </span><span |
- | style=' | + | style='letter-spacing:.15pt'>–</span><span style=' |
- | letter-spacing:-.05pt'> а именно, не счи</span><span style=' | + | letter-spacing:-.05pt'> а именно, не счи</span><span style=' |
letter-spacing:-.15pt'>тает ли автор интеллектуальность как интеллигент</span><span | letter-spacing:-.15pt'>тает ли автор интеллектуальность как интеллигент</span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.1pt'>ность, которая должна быть связана, |
- | прежде всего, </span><span style=' | + | прежде всего, </span><span style='letter-spacing:-.2pt'>воспитанием |
- | вкуса как действенного в жизни нача</span><span style=' | + | вкуса как действенного в жизни нача</span><span style='letter-spacing: |
-.3pt'>ла.</span></p> | -.3pt'>ла.</span></p> | ||
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.7pt;margin-bottom:0cm; | <p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.7pt;margin-bottom:0cm; | ||
margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt; | margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt; | ||
- | + | '><span style='letter-spacing:-.15pt'>В наших | |
- | глазах создалось на Западе новое пере</span><span style=' | + | глазах создалось на Западе новое пере</span><span style=' |
letter-spacing:-.1pt'>нятое слово «интеллигенция». Сперва на этого но</span><span | letter-spacing:-.1pt'>нятое слово «интеллигенция». Сперва на этого но</span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:.05pt'>вопришельца несколько косились, но |
- | затем оно </span><span style=' | + | затем оно </span><span style='letter-spacing:-.3pt'>вошло в литературу. |
- | Является вопрос, предполагает</span><span style=' | + | Является вопрос, предполагает</span><span style='letter-spacing: |
- | .05pt'>ся ли это понятие как выражение интеллекта, или</span><span | + | .05pt'>ся ли это понятие как выражение интеллекта, или</span> <span |
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.2pt'>же оно по древним заветам |
- | + | символизирует вообще </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>сознательное | |
- | символизирует вообще </span><span style=' | + | |
воспитание вкуса?</span></p> | воспитание вкуса?</span></p> | ||
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.5pt;margin-bottom:0cm; | <p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.5pt;margin-bottom:0cm; | ||
margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt; | margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt; | ||
- | + | '><span style='letter-spacing:-.15pt'>Если оно есть | |
- | символ сознания и утонченного и </span><span style=' | + | символ сознания и утонченного и </span><span style='letter-spacing: |
-.4pt'>расширенного, то будем приветствовать всякое такое </span><span | -.4pt'>расширенного, то будем приветствовать всякое такое </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.1pt'>нововведение, которое, может быть, еще |
- | раз напо</span><span style=' | + | раз напо</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>мнит нам о |
древних прекрасных корнях.</span></p> | древних прекрасных корнях.</span></p> | ||
<p class=MsoNormal style='margin-right:.25pt;text-align:justify;text-indent: | <p class=MsoNormal style='margin-right:.25pt;text-align:justify;text-indent: | ||
- | 28.05pt; | + | 28.05pt;'><span style='letter-spacing:-.1pt'>В |
- | письме о «синтезе» вспоминались различия </span><span style=' | + | письме о «синтезе» вспоминались различия </span><span style=' |
letter-spacing:-.35pt'>понятий Культуры и Цивилизации. Оба эти понятия </span><span | letter-spacing:-.35pt'>понятий Культуры и Цивилизации. Оба эти понятия </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.1pt'>достаточно обособлены даже в обычных |
- | словарях. </span><span style=' | + | словарях. </span><span style='letter-spacing:-.45pt'>Потому не |
- | будем возвращаться к этим двум последо</span><span style=' | + | будем возвращаться к этим двум последо</span><span style=' |
letter-spacing:-.35pt'>вательным понятиям, даже если бы кто-то и удовле</span><span | letter-spacing:-.35pt'>вательным понятиям, даже если бы кто-то и удовле</span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.3pt'>творялся одним низшим понятием |
- | Цивилизации, не </span><span style=' | + | Цивилизации, не </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>мечтая о |
Культуре.</span></p> | Культуре.</span></p> | ||
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:28.05pt;background: | <p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:28.05pt;background: | ||
- | white'><span style=' | + | white'><span style='letter-spacing:-.2pt'>Но, вспомнив про |
- | интеллигенцию, позволитель</span><span style=' | + | интеллигенцию, позволитель</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>но |
- | будет спросить, принадлежит ли это понятие к </span><span style=' | + | будет спросить, принадлежит ли это понятие к </span><span style=' |
letter-spacing:-.15pt'>Цивилизации как к выражению интеллекта, или же </span><span | letter-spacing:-.15pt'>Цивилизации как к выражению интеллекта, или же </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.4pt'>оно захватывает и высшую ступень </span><span |
- | style=' | + | style='letter-spacing:.15pt'>–</span><span style=' |
- | letter-spacing:-.4pt'> а именно, вхо</span><span style=' | + | letter-spacing:-.4pt'> а именно, вхо</span><span style=' |
letter-spacing:-.35pt'>дит уже в состояние Культуры, в которой действуют </span><span | letter-spacing:-.35pt'>дит уже в состояние Культуры, в которой действуют </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.25pt'>уже сердце, дух. Конечно, если бы мы |
- | предположи</span><span style=' | + | предположи</span><span style='letter-spacing:-.2pt'>ли, что слово |
- | «интеллигенция» должно относиться </span><span style=' | + | «интеллигенция» должно относиться </span><span style='letter-spacing: |
-.25pt'>лишь к стадии рассудка, то его не стоило бы вводить </span><span | -.25pt'>лишь к стадии рассудка, то его не стоило бы вводить </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.05pt'>в новый обиход. Можно допустить |
- | нововведение </span><span style=' | + | нововведение </span><span style='letter-spacing:-.3pt'>там, где оно |
- | действительно вносит что-то новое или, </span><span style=' | + | действительно вносит что-то новое или, </span><span style=''>по |
крайней мере, достаточно обновляет древние <span style='letter-spacing:-.1pt'>Заветы | крайней мере, достаточно обновляет древние <span style='letter-spacing:-.1pt'>Заветы | ||
в рамках современности.</span></span></p> | в рамках современности.</span></span></p> | ||
<p class=MsoNormal style='margin-left:.25pt;text-align:justify;text-indent: | <p class=MsoNormal style='margin-left:.25pt;text-align:justify;text-indent: | ||
- | 28.05pt; | + | 28.05pt;'><span style='letter-spacing:-.25pt'>Конечно, |
- | всякий согласится с тем, что интелли</span><span style=' | + | всякий согласится с тем, что интелли</span><span style=' |
letter-spacing:-.4pt'>генция, эта аристократия Духа, принадлежит к Куль</span><span | letter-spacing:-.4pt'>генция, эта аристократия Духа, принадлежит к Куль</span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.3pt'>туре и только в случае такого |
- | объединения можно </span><span style=' | + | объединения можно </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>приветствовать |
это новое литературное понятие.</span></p> | это новое литературное понятие.</span></p> | ||
<p class=MsoNormal style='margin-left:.7pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt; | <p class=MsoNormal style='margin-left:.7pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt; | ||
- | + | '><span style='letter-spacing:-.15pt'>В таком | |
- | случае воспитание вкуса, конечно, при</span><span style=' | + | случае воспитание вкуса, конечно, при</span><span style=' |
letter-spacing:-.3pt'>надлежит прежде всего интеллигенции, и не только </span><span | letter-spacing:-.3pt'>надлежит прежде всего интеллигенции, и не только </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.1pt'>принадлежит, но является ее |
- | обязанностью, не вы</span><span style=' | + | обязанностью, не вы</span><span style='letter-spacing:-.15pt'>полняя |
- | которую, интеллигенция не имеет права на </span><span style=' | + | которую, интеллигенция не имеет права на </span><span style=' |
letter-spacing:-.1pt'>существование и сама себя осуждает на одичание.</span></p> | letter-spacing:-.1pt'>существование и сама себя осуждает на одичание.</span></p> | ||
- | <p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm; | + | <p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span |
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.1pt'>Воспитание же вкуса не может быть |
- | чем-то от</span><span style=' | + | чем-то от</span><span style='letter-spacing:-.4pt'>влеченным. |
- | Прежде всего это есть действенный под</span><span style=' | + | Прежде всего это есть действенный под</span><span style=' |
- | letter-spacing:-.2pt'>виг во всех областях жизни, ибо где же может бать | + | letter-spacing:-.2pt'>виг во всех областях жизни, ибо где же может бать</span> <!--[if gte vml 1]><v:line |
- | + | ||
id="_x0000_s1026" style='position:absolute;left:0;text-align:left;z-index:1; | id="_x0000_s1026" style='position:absolute;left:0;text-align:left;z-index:1; | ||
mso-position-horizontal-relative:margin;mso-position-vertical-relative:text' | mso-position-horizontal-relative:margin;mso-position-vertical-relative:text' | ||
from="-75.85pt,31.2pt" to="-75.85pt,91.7pt" o:allowincell="f" strokeweight=".5pt"> | from="-75.85pt,31.2pt" to="-75.85pt,91.7pt" o:allowincell="f" strokeweight=".5pt"> | ||
<w:wrap anchorx="margin"/> | <w:wrap anchorx="margin"/> | ||
- | </v:line><![endif]-- | + | </v:line><![endif]--><span |
- | + | style='letter-spacing:-.05pt'>граница служению музам древних | |
- | + | эллинов? Если </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>древние | |
- | style=' | + | понимали во всем действенном объеме это </span><span style=' |
- | эллинов? Если </span><span style=' | + | |
- | понимали во всем действенном объеме это </span><span style=' | + | |
letter-spacing:-.05pt'>служение и приложения в жизнь этих прекрасных </span><span | letter-spacing:-.05pt'>служение и приложения в жизнь этих прекрасных </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.1pt'>начал, то нам-то разве не будет |
- | стыдно, если мы в </span><span style=' | + | стыдно, если мы в </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>предрассудках |
- | и ханжестве обрежем все лучезарные </span><span style=' | + | и ханжестве обрежем все лучезарные </span><span style='letter-spacing: |
-.1pt'>крылья огненно сверкающих ангелов?</span></p> | -.1pt'>крылья огненно сверкающих ангелов?</span></p> | ||
- | <p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm; | + | <p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span |
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.2pt'>Когда мы предлагаем этику как школьный |
- | пред</span><span style=' | + | пред</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>мет, как предмет |
- | наиболее увлекательный, обшир</span><span style=' | + | наиболее увлекательный, обшир</span><span style='letter-spacing: |
-.15pt'>ный, полный созидающих начал, мы тем самым </span><span | -.15pt'>ный, полный созидающих начал, мы тем самым </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.35pt'>предполагаем и преобразование вкуса |
- | как защиту от </span><span style=' | + | как защиту от </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>безобразия.</span></p> |
<p class=MsoNormal style='margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent: | <p class=MsoNormal style='margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent: | ||
- | 1.0cm; | + | 1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.15pt'>Андромеда |
- | говорит: «И я принесла тебе Огонь». </span><span style=' | + | говорит: «И я принесла тебе Огонь». </span><span style='letter-spacing: |
-.05pt'>И древний эллин вслед за Эврипидом понимает, </span><span | -.05pt'>И древний эллин вслед за Эврипидом понимает, </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.1pt'>какой этот Огонь и почему он так |
- | драгоценен. Мы </span><span style=' | + | драгоценен. Мы </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>же в |
большинстве случаев будем твердить эти вдохновляющие, ведущие слова как | большинстве случаев будем твердить эти вдохновляющие, ведущие слова как | ||
- | фосфорную спичку. </span><span style=' | + | фосфорную спичку. </span><span style='letter-spacing:-.2pt'>Мы |
- | наклеили высокое понятие фосфора </span><span style=' | + | наклеили высокое понятие фосфора </span><span style='letter-spacing: |
- | .15pt'>–</span><span style=' | + | .15pt'>–</span><span style='letter-spacing:-.2pt'> носителя света |
- | на спичку и зажигаем ею наш охладевший </span><span style=' | + | на спичку и зажигаем ею наш охладевший </span><span style=' |
letter-spacing:-.15pt'>очаг, чтобы сварить похлебку на сегодня. А где же </span><span | letter-spacing:-.15pt'>очаг, чтобы сварить похлебку на сегодня. А где же </span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.05pt'>оно завтра, это светлое, чудное |
Завтра?</span></p> | Завтра?</span></p> | ||
<p class=MsoNormal style='margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent: | <p class=MsoNormal style='margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent: | ||
- | 1.0cm; | + | 1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.15pt'>Мы |
забыли о нем. Мы забыли, потому что мы утратили поиски, утратили утонченный | забыли о нем. Мы забыли, потому что мы утратили поиски, утратили утонченный | ||
- | вкус, кото</span><span style=' | + | вкус, кото</span><span style='letter-spacing:.15pt'>рый устремляет |
- | нас к улучшению, к мечтам, к </span><span style=' | + | нас к улучшению, к мечтам, к </span><span style=''>сознанию. Мечты |
для нас сделались снами прехо<span style='letter-spacing:-.15pt'>дящими, но | для нас сделались снами прехо<span style='letter-spacing:-.15pt'>дящими, но | ||
ведь неумеющий мечтать и не принад</span><span style='letter-spacing:-.3pt'>лежит | ведь неумеющий мечтать и не принад</span><span style='letter-spacing:-.3pt'>лежит | ||
Строка 336: | Строка 326: | ||
<p class=MsoNormal style='margin-left:.95pt;text-align:justify;text-indent: | <p class=MsoNormal style='margin-left:.95pt;text-align:justify;text-indent: | ||
- | 28.05pt; | + | 28.05pt;'><span style='letter-spacing:-.45pt'>Даже |
- | та простая истина, что мечта о будущем есть </span><span style=' | + | та простая истина, что мечта о будущем есть </span><span style=' |
letter-spacing:-.3pt'>первое отличие человека от животного, уже превра</span><span | letter-spacing:-.3pt'>первое отличие человека от животного, уже превра</span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.25pt'>тилась в трюизм. Но сам трюизм |
- | сделался не обще</span><span style=' | + | сделался не обще</span><span style=''>принятой истиной, как должно |
было бы быть, но <span style='letter-spacing:-.05pt'>стал синонимом истины, о | было бы быть, но <span style='letter-spacing:-.05pt'>стал синонимом истины, о | ||
которой не следует ду</span>мать. Тем не менее, несмотря ни на что, даже во <span | которой не следует ду</span>мать. Тем не менее, несмотря ни на что, даже во <span | ||
Строка 346: | Строка 336: | ||
style='letter-spacing:-.1pt'>о воспитании вкуса, не отложим мысль о предмете </span><span | style='letter-spacing:-.1pt'>о воспитании вкуса, не отложим мысль о предмете </span><span | ||
style='letter-spacing:-.35pt'>живоносной этики. Не забудем об иску</span></span><span | style='letter-spacing:-.35pt'>живоносной этики. Не забудем об иску</span></span><span | ||
- | lang=UK style=' | + | lang=UK style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:UK'>сстве</span><span |
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.35pt'> мышле</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>ния и будем помнить о сокровище сердца.</span></p> |
- | + | ||
- | + | ||
<p class=MsoNormal style='margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent: | <p class=MsoNormal style='margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent: | ||
- | 1.0cm; | + | 1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.05pt'>«Некий |
- | отшельник оставил свое уединение и </span><span style=' | + | отшельник оставил свое уединение и </span><span style='letter-spacing: |
-.35pt'>вышел с вестью, говоря каждому встречному: «Име</span><span | -.35pt'>вышел с вестью, говоря каждому встречному: «Име</span><span | ||
- | style=' | + | style=''>ешь сердце». Когда же его спросили, отчего он не <span |
style='letter-spacing:-.05pt'>говорит о милосердии, о терпении, о преданности, </span><span | style='letter-spacing:-.05pt'>говорит о милосердии, о терпении, о преданности, </span><span | ||
style='letter-spacing:-.1pt'>о любви и всех благих основах жизни, он отвечал: </span><span | style='letter-spacing:-.1pt'>о любви и всех благих основах жизни, он отвечал: </span><span | ||
Строка 371: | Строка 359: | ||
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:1.45pt;margin-bottom: | <p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:1.45pt;margin-bottom: | ||
0cm;margin-left:.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm; | 0cm;margin-left:.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm; | ||
- | + | '><span style='letter-spacing:-.3pt'>Без | |
- | неустанного познавания Прекрасного, без не</span><span style=' | + | неустанного познавания Прекрасного, без не</span><span style=' |
letter-spacing:-.15pt'>утомимого утончения сердца и сознания мы сдела</span><span | letter-spacing:-.15pt'>утомимого утончения сердца и сознания мы сдела</span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.25pt'>ем и законы земного существования и |
- | жестокими, и </span><span style=' | + | жестокими, и </span><span style='letter-spacing:-.05pt'>омертвелыми |
- | в человеконенавистничестве. Иначе </span><span style=' | + | в человеконенавистничестве. Иначе </span><span style='letter-spacing: |
-.25pt'>говоря, будем способствовать самой низменной гибели.</span></p> | -.25pt'>говоря, будем способствовать самой низменной гибели.</span></p> | ||
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:1.7pt;margin-bottom:0cm; | <p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:1.7pt;margin-bottom:0cm; | ||
margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm; | margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm; | ||
- | + | '><span style='letter-spacing:-.35pt'>Сказано</span><span | |
- | lang=EN-US style=' | + | lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>: |
«Sub pretextu juris summum jus saepe sum</span><span lang=EN-US | «Sub pretextu juris summum jus saepe sum</span><span lang=EN-US | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>ma injuria, suaviter |
in modo, fortifer in re»<ref> <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span | in modo, fortifer in re»<ref> <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span | ||
- | lang=EN-US style=' | + | lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>Sub</span> </i><i |
- | + | style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style=' | |
- | style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style=' | + | letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>pretextu</span> </i><i style='mso-bidi-font-style: |
- | letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>pretextu | + | normal'><span lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language: |
- | + | EN-US'>juris</span> </i><i | |
- | normal'><span lang=EN-US style=' | + | style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style=' |
- | EN-US'>juris | + | letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>summum</span> </i><i style='mso-bidi-font-style: |
- | style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style=' | + | normal'><span lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language: |
- | letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>summum | + | EN-US'>jus</span> </i><i |
- | + | style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style=' | |
- | normal'><span lang=EN-US style=' | + | letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>saepe</span> </i><i style='mso-bidi-font-style: |
- | EN-US'>jus | + | normal'><span lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language: |
- | style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style=' | + | |
- | letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>saepe | + | |
- | + | ||
- | normal'><span lang=EN-US style=' | + | |
EN-US'>sum</span></i><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US | EN-US'>sum</span></i><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>ma</span> </i><i |
- | + | style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style=' | |
- | style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style=' | + | |
letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>injuria</span><span | letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>injuria</span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.05pt'>, </span></i><i style='mso-bidi-font-style: |
- | normal'><span lang=EN-US style=' | + | normal'><span lang=EN-US style='letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language: |
- | EN-US'>suaviter | + | EN-US'>suaviter</span></i><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US |
- | </span></i><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US | + | style='letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>in</span> </i><i |
- | style=' | + | style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style=' |
- | + | ||
- | style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style=' | + | |
letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>modo</span><span | letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>modo</span><span | ||
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.05pt'>, </span></i><i style='mso-bidi-font-style: |
- | normal'><span lang=EN-US style=' | + | normal'><span lang=EN-US style='letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language: |
- | EN-US'>fortifer | + | EN-US'>fortifer</span></i><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US |
- | </span></i><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US | + | style='letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>in</span> </i><i |
- | style=' | + | style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style=' |
- | + | letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>re</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>» (лат.)</span></i><span style=' | |
- | style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style=' | + | |
- | letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>re</span><span style=' | + | |
- | + | ||
letter-spacing:-.05pt'> – Под тогою закона высшее право – высшая | letter-spacing:-.05pt'> – Под тогою закона высшее право – высшая | ||
несправедливость, ибо зачастую по способу мягкое – по существу жестко. | несправедливость, ибо зачастую по способу мягкое – по существу жестко. | ||
- | (Изречение составлено из двух крылатых выражений).</span></ref>. | + | (Изречение составлено из двух крылатых выражений).</span></ref>.</span></p> |
- | + | ||
<p class=MsoNormal align=right style='margin-right:.5pt;text-align:right; | <p class=MsoNormal align=right style='margin-right:.5pt;text-align:right; | ||
- | text-indent:1.0cm; | + | text-indent:1.0cm;'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span |
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.3pt'>Николай Рерих</span></i></p> |
<p class=MsoNormal align=right style='margin-right:.7pt;text-align:right; | <p class=MsoNormal align=right style='margin-right:.7pt;text-align:right; | ||
- | text-indent:1.0cm; | + | text-indent:1.0cm;'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span |
- | style=' | + | style='letter-spacing:-.5pt'>Гималаи</span></i></p> |
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:1.0cm; | <p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:1.0cm; | ||
- | + | '><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='letter-spacing:-.25pt'>24 мая 1932</span></i></p> | |
- | + | ||
== {{PrimText}} == | == {{PrimText}} == | ||
- | <references/> | ||
{{PerevodStroki}} | {{PerevodStroki}} | ||
- | {{LetterPostEdit|ДУША НАРОДОВ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|ПРИКАЗ КАЧЕСТВА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}} | + | |
+ | <references/>{{LetterPostEdit|ДУША НАРОДОВ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|ПРИКАЗ КАЧЕСТВА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}} | ||
[[Категория:Источники]] | [[Категория:Источники]] |
Версия 01:23, 15 февраля 2009
Информация о письме |
---|
|
ПОЗНАВАНИЕ ПРЕКРАСНОГО
(Из книги «Агни»)
Платон заповедал в трактатах о государственности:
«Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души». «Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасномыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовать с ним свой быт».
Конечно, слово «музыка» в данном случае мы не должны понимать в качестве общепринятого теперь музыкального образования в тесном значении. У афинян музыка, как служение всем музам, имела гораздо более глубокое и обширное значение, нежели у нас. Это понятие обнимало не только гармонию тонов, но и всю поэзию, всю область высокого чувства, высокой формы и творчества вообще в лучшем смысле. Служение музам было настоящим воспитанием вкуса, который во всем познаёт прекрасное. Вот к этому действенно прекрасному нам и придется опять вернуться, если только идеи высокого Строительства не отринуты человечеством.
Гиппиас Майор (красота) диалога Платона не есть облачная отвлеченность, но поистине живущее благородное понятие. Прекрасное в себе! Ощутительное и познаваемое. В этой познаваемости заключается вдохновляющее, поощряющее напутствие к изучению и внедрению всех заветов прекрасного. «Философская мораль» Платона одухотворена чувством прекрасного. И разве сам Платон, проданный в рабство ненавистью тирана Дионисия, а затем живущий и восстановленный в садах Академии, не доказал примером своим жизненность прекрасного пути?
Конечно, и гимнастика Платона вовсе не современный нам футбол или кулачное антикультурное разбитие носов. Гимнастика Платона — это тоже врата к Прекрасному, дисциплина гармонии и возвышение тела в сферы одухотворенные.
Мы говорили о введении в школах курса этики жизни, курса искусства мыслить. Без воспитания общего познания Прекрасного, конечно, и два названные курса опять останутся мертвою буквою. Опять в течение всего нескольких лет высокие живые понятия этики обратятся в мертвенную догму, если не будут напитаны прекрасным.
Многие живые понятия древнего мира приобрели в нашем обиходе вместо, казалось бы, заслуженного расширения, наоборот, умаление и обеднение. Так, обширное и высокое служение музам обратилось в узкое понятие игры на одном инструменте. Ведь когда вы слышите сейчас слово «музыка», вы себе прежде всего представляете урок музыки со всеми наслоившимися ограничениями. Когда вы слышите слово «Музей», вы понимаете его как складочное место для тех или иных предметов искусства. И как всякое складочное место, это понятие вызывает в вас некоторую долю мертвенности. И это ограниченное понятие музея-хранилища, складочного места так глубоко вошло в наше понимание, что когда вы произносите понятие в первоначальном его значении, а именно Музеон, то никто уже не понимает, что вы хотите этим сказать. Между тем каждый эллин вовсе даже не самого высокого образования понял бы, что Музеон есть прежде всего Дом муз.
Прежде всего Музеон есть Обитель всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их. Потому часто вы можете слышать, что люди не могут понять, каким образом Музей, как таковой, может заниматься всеми родами искусства, может заниматься воспитанием вкуса и распространением чувства Прекрасного в существе.
В данном случае мы вспомнили заветы Платона. Так же точно мы могли бы вспомнить и Пифагора с его Законами о Прекрасном, с его незыблемыми основами светлых мировых утверждений. Древние эллины дошли до того утончения, что возглавили свой Пантеон Алтарем Неведомому Богу. В этом возвышении духа они приблизились к утонченно несказуемому понятию древних индусов, которые, произнося «нети, нети», вовсе не хотели этим сказать какое-либо отрицание, наоборот, говоря «не То, не То», они лишь указывали несказуемое величие непроизносимого Понятия.
При этом эти великие понятия не были чем-то отвлеченным, чем-то живущим лишь в разуме и рассудке, нет, они жили в самом сердце как нечто живое, живоносное, неотъемлемое и неистребимое. В сердце пылал тот же огонь священный, который слагал огненные Заветы и Синаитских отшельников. Тот же огонь сложил драгоценные облики Св. Терезы, Св. Франциска, Св. Сергия и отцов «Добротолюбия»1, много знавших и в конце концов мало понятых.
Мы говорим о воспитании вкуса как об акте действительно государственного значения. Когда мы говорим о Живой Этике, которая должна стать любимым часом каждого ребенка, тогда мы и взываем к современному сердцу, прося его расшириться хотя бы до размеров заветов древности.
Разве можно считать естественным фактом, что понятие, так ярко выраженное уже во времена Пифагора и Платона, могло бы так сузиться и потерять истинное значение после всех веков так называемого развития. Пифагор уже в пятом веке символизировал собою целую стройную «жизнь пифагорейскую». Пифагор утвердил музыку и астрономию как сестер в науке. Пифагор, названный ханжами шарлатаном, должен ужасаться, видя, как вместо стройного развития разбита и искривлена наша современная жизнь, не знающая прекрасного гимна Солнцу – Свету.
В наши дни даже в печати иногда сообщаются странные формулы, как, например, недавно сказанная формула о том, что расцвет интеллектуальности является признаком вырождения. Формула очень странная, если только автор не придает слову «интеллектуальность» какое-то особо суженное понятие. Если, конечно, мы возьмем интеллектуальность лишь как выражение одного условного засушенного рассудка, то, конечно, эта формула справедлива. Но опасно одно – а именно, не считает ли автор интеллектуальность как интеллигентность, которая должна быть связана, прежде всего, воспитанием вкуса как действенного в жизни начала.
В наших глазах создалось на Западе новое перенятое слово «интеллигенция». Сперва на этого новопришельца несколько косились, но затем оно вошло в литературу. Является вопрос, предполагается ли это понятие как выражение интеллекта, или же оно по древним заветам символизирует вообще сознательное воспитание вкуса?
Если оно есть символ сознания и утонченного и расширенного, то будем приветствовать всякое такое нововведение, которое, может быть, еще раз напомнит нам о древних прекрасных корнях.
В письме о «синтезе» вспоминались различия понятий Культуры и Цивилизации. Оба эти понятия достаточно обособлены даже в обычных словарях. Потому не будем возвращаться к этим двум последовательным понятиям, даже если бы кто-то и удовлетворялся одним низшим понятием Цивилизации, не мечтая о Культуре.
Но, вспомнив про интеллигенцию, позволительно будет спросить, принадлежит ли это понятие к Цивилизации как к выражению интеллекта, или же оно захватывает и высшую ступень – а именно, входит уже в состояние Культуры, в которой действуют уже сердце, дух. Конечно, если бы мы предположили, что слово «интеллигенция» должно относиться лишь к стадии рассудка, то его не стоило бы вводить в новый обиход. Можно допустить нововведение там, где оно действительно вносит что-то новое или, по крайней мере, достаточно обновляет древние Заветы в рамках современности.
Конечно, всякий согласится с тем, что интеллигенция, эта аристократия Духа, принадлежит к Культуре и только в случае такого объединения можно приветствовать это новое литературное понятие.
В таком случае воспитание вкуса, конечно, принадлежит прежде всего интеллигенции, и не только принадлежит, но является ее обязанностью, не выполняя которую, интеллигенция не имеет права на существование и сама себя осуждает на одичание.
Воспитание же вкуса не может быть чем-то отвлеченным. Прежде всего это есть действенный подвиг во всех областях жизни, ибо где же может бать граница служению музам древних эллинов? Если древние понимали во всем действенном объеме это служение и приложения в жизнь этих прекрасных начал, то нам-то разве не будет стыдно, если мы в предрассудках и ханжестве обрежем все лучезарные крылья огненно сверкающих ангелов?
Когда мы предлагаем этику как школьный предмет, как предмет наиболее увлекательный, обширный, полный созидающих начал, мы тем самым предполагаем и преобразование вкуса как защиту от безобразия.
Андромеда говорит: «И я принесла тебе Огонь». И древний эллин вслед за Эврипидом понимает, какой этот Огонь и почему он так драгоценен. Мы же в большинстве случаев будем твердить эти вдохновляющие, ведущие слова как фосфорную спичку. Мы наклеили высокое понятие фосфора – носителя света на спичку и зажигаем ею наш охладевший очаг, чтобы сварить похлебку на сегодня. А где же оно завтра, это светлое, чудное Завтра?
Мы забыли о нем. Мы забыли, потому что мы утратили поиски, утратили утонченный вкус, который устремляет нас к улучшению, к мечтам, к сознанию. Мечты для нас сделались снами преходящими, но ведь неумеющий мечтать и не принадлежит к жизни будущей, не принадлежит к роду человеческому с высоким образом.
Даже та простая истина, что мечта о будущем есть первое отличие человека от животного, уже превратилась в трюизм. Но сам трюизм сделался не общепринятой истиной, как должно было бы быть, но стал синонимом истины, о которой не следует думать. Тем не менее, несмотря ни на что, даже во время самых больших трудностей не отложим мысль о воспитании вкуса, не отложим мысль о предмете живоносной этики. Не забудем об искусстве мышления и будем помнить о сокровище сердца.
«Некий отшельник оставил свое уединение и вышел с вестью, говоря каждому встречному: «Имеешь сердце». Когда же его спросили, отчего он не говорит о милосердии, о терпении, о преданности, о любви и всех благих основах жизни, он отвечал: «Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложится». Действительно, можем ли обратиться к любви, если ей негде пребывать? Или где поместится терпение, если обитель его закрыта? Так, чтобы не терзаться неприложимыми благами, нужно создать для них сад, который откроется среди осознания сердца. Станем же твердо на основе сердца и поймем, что без сердца мы – шелуха погибшая. Так заповедуют мудрые. Так и примем, и приложим.
Без неустанного познавания Прекрасного, без неутомимого утончения сердца и сознания мы сделаем и законы земного существования и жестокими, и омертвелыми в человеконенавистничестве. Иначе говоря, будем способствовать самой низменной гибели.
Сказано: «Sub pretextu juris summum jus saepe summa injuria, suaviter in modo, fortifer in re»[1].
Николай Рерих
Гималаи
24 мая 1932
Примечания