ПОЗНАВАНИЕ ПРЕКРАСНОГО (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Николай Рерих||24.05.1932|Сфера|Гималаи|}}<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;margin-right:0cm;
+
{{LetterInfo|Николай Рерих||24.05.1932|Сфера|Гималаи|}}<p align=center style="margin-top:12.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:6.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;"><b> ПОЗНАВАНИЕ </b><b>ПРЕКРАСНОГО</b></p>
-
margin-bottom:6.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;'><b
+
-
style='mso-bidi-font-weight:normal'><span style='letter-spacing:
+
-
-.1pt'> ПОЗНАВАНИЕ </span></b><span class=GramE><span style='mso-bookmark:
+
-
Познавание'><b style='mso-bidi-font-weight:normal'><span style='
+
-
letter-spacing:-.1pt'>ПРЕКРАСНОГО</span></b></span></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;margin-right:0cm;
+
<p align=center style="margin-top:12.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:6.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;"><i> (Из книги «Агни»)</i></p>
-
margin-bottom:6.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;'><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='letter-spacing:
+
-
-.35pt'><span style='mso-spacerun:yes'</span>(Из книги «Агни»)</span></i></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:6.0pt;margin-right:1.15pt;margin-bottom:
+
<p style="margin-top:6.0pt;margin-right:1.15pt;margin-bottom: 0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Платон
-
0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;
+
заповедал в трактатах о государственнос­ти:</p>
-
'><span style='letter-spacing:-.3pt'>Платон
+
-
заповедал в трактатах о государственнос­</span><span style='
+
-
letter-spacing:-.35pt'>ти:</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">«Трудно
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.4pt'>«Трудно
+
представить себе лучший метод воспита­ния, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух
-
представить себе лучший метод воспита­</span><span style='
+
положениях: гимнастика
-
letter-spacing:-.1pt'>ния, чем тот, который открыт и проверен опытом </span><span
+
для тела и музыка для души». «Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым глав­ным; благодаря ему Ритм и Гармония
-
style='letter-spacing:-.2pt'>веков; он может быть выражен в двух
+
глубоко внед­ряются в
-
положениях: </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>гимнастика
+
душу, овладевают ею, наполняют ее красо­той и делают человека прекрасномыслящим... Он будет упиваться и восхищаться
-
для тела и музыка для души». «Ввиду </span><span style='letter-spacing:
+
прекрасным, с радос­тью
-
-.4pt'>этого воспитание в музыке надо считать самым глав­</span><span
+
воспринимать его, насыщаться им и согласовать с ним свой быт».</p>
-
style='letter-spacing:-.25pt'>ным; благодаря ему Ритм и Гармония
+
-
глубоко внед­</span><span style='letter-spacing:-.35pt'>ряются в
+
-
душу, овладевают ею, наполняют ее красо­</span><span style='
+
-
letter-spacing:-.05pt'>той и делают человека прекрасномыслящим... Он </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>будет упиваться и восхищаться
+
-
прекрасным, с радос­</span><span style='letter-spacing:-.25pt'>тью
+
-
воспринимать его, насыщаться им и согласовать </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.05pt'>с ним свой быт».</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:3.1pt;margin-right:1.9pt;margin-bottom:
+
<p style="margin-top:3.1pt;margin-right:1.9pt;margin-bottom: 0cm;margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Конечно,
-
0cm;margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
+
слово «музыка» в данном случае мы не должны понимать в качестве общепринятого теперь музыкального образования в тесном значении. У афинян
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.25pt'>Конечно,
+
музыка, как служение всем музам, имела гораздо
-
слово «музыка» в данном случае мы не </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.3pt'>должны понимать в качестве общепринятого теперь </span><span
+
-
style=''>музыкального образования в тесном значении. У афинян
+
-
музыка, как служение всем музам, имела <span style='letter-spacing:-.1pt'>гораздо
+
более глубокое и обширное значение, не­жели у нас. Это понятие обнимало не
более глубокое и обширное значение, не­жели у нас. Это понятие обнимало не
-
только гар­</span><span style='letter-spacing:-.15pt'>монию тонов, но и всю
+
только гар­монию тонов, но и всю
-
поэзию, всю область высо­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>кого
+
поэзию, всю область высо­кого
чувства, высокой формы и творчества вообще в лучшем смысле. Служение музам было
чувства, высокой формы и творчества вообще в лучшем смысле. Служение музам было
-
настоя­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>щим воспитанием вкуса, который
+
настоя­щим воспитанием вкуса, который
-
во всем познаёт </span>прекрасное. Вот к этому действенно прекрасному <span
+
во всем познаёт прекрасное. Вот к этому действенно прекрасному нам и придется опять вернуться, если только идеи высокого Строительства не отринуты
-
style='letter-spacing:-.05pt'>нам и придется опять вернуться, если только идеи</span></span> <span
+
человечест­вом.</p>
-
style='letter-spacing:-.05pt'>высокого Строительства не отринуты
+
-
человечест­</span><span style='letter-spacing:-.4pt'>вом.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Гиппиас
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:.05pt'>Гиппиас
+
Майор (красота) диалога Платона не есть облачная отвлеченность, но поистине живущее благородное понятие. Прекрасное в
-
Майор (красота) диалога Платона не </span><span style='letter-spacing:
+
себе! Ощути­тельное и познаваемое. В этой познаваемости заключается вдохновляющее, поощряющее
-
-.25pt'>есть облачная отвлеченность, но поистине живущее </span><span
+
напутствие к изучению и
-
style='letter-spacing:-.05pt'>благородное понятие. Прекрасное в
+
внедрению всех заветов прекрасного. «Философская мораль» Платона
-
себе! Ощути­тельное и познаваемое. В этой познаваемости за</span><span
+
одухотворена чувст­вом
-
style='letter-spacing:-.3pt'>ключается вдохновляющее, поощряющее
+
прекрасного. И разве сам Платон, проданный в рабство ненавистью тирана Дионисия, а затем живу­щий и восстановленный в садах
-
напутствие </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>к изучению и
+
Академии, не дока­зал
-
внедрению всех заветов <span class=GramE>прекрасного</span>. </span><span
+
примером своим жизненность прекрасного пути?</p>
-
style='letter-spacing:-.4pt'>«Философская мораль» Платона
+
-
одухотворена чувст­</span><span style='letter-spacing:-.25pt'>вом
+
-
прекрасного. И разве сам Платон, проданный в </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.35pt'>рабство ненавистью тирана Дионисия, а затем живу­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.3pt'>щий и восстановленный в садах
+
-
Академии, не дока­</span><span style='letter-spacing:-.35pt'>зал
+
-
примером своим жизненность прекрасного пути?</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:1.2pt;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:1.2pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Конечно, и
-
margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;
+
гимнастика Платона вовсе не совре­менный нам футбол или кулачное антикультурное разбитие носов. Гимнастика
-
'><span style='letter-spacing:-.15pt'>Конечно, и
+
Платона — это тоже врата к Прекрасному, дисциплина
-
гимнастика Платона вовсе не совре­</span><span style='letter-spacing:
+
гармонии и возвышение тела в сферы одухотворенные.</p>
-
-.1pt'>менный нам футбол или кулачное антикультурное разбитие носов. Гимнастика
+
-
Платона — это тоже врата к <span class=GramE>Прекрасному</span>, дисциплина
+
-
гармонии и возвышение тела в сферы одухотворенные.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.95pt;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.95pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Мы говорили о
-
margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;
+
введении в школах курса этики жизни, курса искусства мыслить. Без воспитания общего познания
-
'><span style='letter-spacing:-.1pt'>Мы говорили о
+
Прекрасного, конечно, и два на­званные курса опять останутся мертвою буквою. Опять в течение всего нескольких лет
-
введении в школах курса этики </span><span style='letter-spacing:
+
высокие жи­вые понятия
-
-.05pt'>жизни, курса искусства мыслить. Без воспитания общего познания
+
этики обратятся в мертвенную догму, если не будут напитаны прекрасным.</p>
-
Прекрасного, конечно, и два на­званные курса опять останутся мертвою буквою. </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.2pt'>Опять в течение всего нескольких лет
+
-
высокие жи­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>вые понятия
+
-
этики обратятся в мертвенную догму, </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.05pt'>если не будут напитаны прекрасным.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Многие живые понятия древнего мира
-
style='letter-spacing:-.15pt'>Многие живые понятия древнего мира
+
приобре­ли в нашем
-
приобре­</span><span style='letter-spacing:-.2pt'>ли в нашем
+
обиходе вместо, казалось бы, заслужен­ного расширения, наоборот, умаление и обеднение. Так, обширное и высокое служение музам
-
обиходе вместо, казалось бы, заслужен­</span><span style='
+
обрати­лось в узкое
-
letter-spacing:-.25pt'>ного расширения, наоборот, умаление и обеднение. </span><span
+
понятие игры на одном инструменте. Ведь когда вы слышите сейчас слово «музыка», вы себе прежде всего представляете урок
-
style='letter-spacing:-.1pt'>Так, обширное и высокое служение музам
+
музыки со все­ми
-
обрати­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>лось в узкое
+
наслоившимися ограничениями. Когда вы слы­шите слово «Музей», вы понимаете его как складоч­ное
-
понятие игры на одном инструменте. </span><span style='letter-spacing:
+
место для тех или иных предметов искусства. И как всякое складочное место, это понятие вызывает в вас
-
-.2pt'>Ведь когда вы слышите сейчас слово «музыка», вы </span><span
+
некоторую долю мертвенности. И это ограниченное понятие музея-хранилища, складочного мес­та так глубоко вошло в наше
-
style='letter-spacing:-.4pt'>себе прежде всего представляете урок
+
понимание, что когда вы
-
музыки со все­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>ми
+
произносите понятие в первоначальном его значении, а именно Музеон, то никто уже не пони­мает, что вы хотите этим сказать.
-
наслоившимися ограничениями. Когда вы слы­</span><span style='
+
Между тем каждый эллин вовсе даже не самого высокого образова­ния понял бы, что Музеон есть прежде всего Дом муз.</p>
-
letter-spacing:-.3pt'>шите слово «Музей», вы понимаете его как складоч­ное
+
-
место для тех или иных предметов искусства. И </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.15pt'>как всякое складочное место, это понятие вызывает в вас
+
-
некоторую долю мертвенности. И это ограни</span><span style='
+
-
letter-spacing:-.25pt'>ченное понятие музея-хранилища, складочного мес­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.15pt'>та так глубоко вошло в наше
+
-
понимание, что когда </span><span style='letter-spacing:.15pt'>вы
+
-
произносите понятие в первоначальном его </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.1pt'>значении, а именно Музеон, то никто уже не пони­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.15pt'>мает, что вы хотите этим сказать.
+
-
Между тем каждый эллин вовсе даже не самого высокого образова­ния понял бы, что Музеон есть прежде всего Дом </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.55pt'>муз.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:.7pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-right:.7pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Прежде
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.35pt'>Прежде
+
всего Музеон есть Обитель всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле
-
всего Музеон есть Обитель всех родов </span><span style='
+
жизненного и творящего
-
letter-spacing:-.2pt'>Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения </span><span
+
применения их. Потому часто вы можете слышать, что люди не могут понять, каким образом Музей, как таковой, может заниматься
-
style='letter-spacing:-.25pt'>тех или иных образцов, но в смысле
+
всеми родами искусства,
-
жизненного и </span><span style='letter-spacing:-.3pt'>творящего
+
может заниматься воспитанием вкуса и распространением чувства Прекрасного в существе.</p>
-
применения их. Потому часто вы можете </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.25pt'>слышать, что люди не могут понять, каким образом </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.4pt'>Музей, как таковой, может заниматься
+
-
всеми родами </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>искусства,
+
-
может заниматься воспитанием вкуса и </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.35pt'>распространением чувства Прекрасного в существе.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:1.7pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-right:1.7pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;"
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.25pt'
+
данном случае мы вспомнили заветы Платона. Так же точно мы могли бы вспомнить и
данном случае мы вспомнили заветы Платона. Так же точно мы могли бы вспомнить и
Пифагора с его Законами о Прекрасном, с его незыблемыми ос­новами светлых
Пифагора с его Законами о Прекрасном, с его незыблемыми ос­новами светлых
-
мировых утверждений. Древние эл­</span><span style='letter-spacing:
+
мировых утверждений. Древние эл­лины дошли до того утончения, что возглавили свой Пантеон Алтарем Неведомому Богу. В
-
-.3pt'>лины дошли до того утончения, что возглавили свой </span><span
+
этом воз­вышении духа они приблизились к
-
style='letter-spacing:-.15pt'>Пантеон Алтарем Неведомому Богу. В
+
утонченно не­сказуемому понятию древних
-
этом воз­</span><span style=''>вышении духа они приблизились к
+
индусов, которые, произнося «нети,
-
утонченно не­<span style='letter-spacing:-.05pt'>сказуемому понятию древних
+
нети», вовсе не хотели этим ска­зать
-
индусов, которые, </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>произнося «нети,
+
какое-либо отрицание, наоборот, говоря «не То, не То», они лишь указывали несказуемое величие непроизносимого
-
нети», вовсе не хотели этим ска­</span><span style='letter-spacing:-.3pt'>зать
+
Понятия.</p>
-
какое-либо отрицание, наоборот, говоря «не То, </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.05pt'>не То», они лишь указывали несказуемое величие </span>непроизносимого
+
-
Понятия.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">При этом эти великие понятия не были
-
style='letter-spacing:-.2pt'>При этом эти великие понятия не были
+
чем-то отвлеченным,
-
чем-то </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>отвлеченным,
+
чем-то живущим лишь в разуме и рас­судке, нет, они жили в самом сердце как нечто живое, живоносное,
-
чем-то живущим лишь в разуме и рас­</span><span style='letter-spacing:
+
неотъемлемое и неистребимое. В сердце пылал тот же огонь священный, который слагал ог­ненные
-
-.4pt'>судке, нет, они жили в самом сердце как нечто живое, живоносное,
+
-
неотъемлемое и неистребимое. В сердце </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.25pt'>пылал тот же огонь священный, который слагал ог­ненные
+
Заветы и Синаитских отшельников. Тот же огонь сложил драгоценные облики Св.
Заветы и Синаитских отшельников. Тот же огонь сложил драгоценные облики Св.
-
Терезы, Св. Франциска, Св. Сергия и отцов «Добротолюбия»<span
+
Терезы, Св. Франциска, Св. Сергия и отцов «Добротолюбия»1, много знавших и в конце концов мало
-
class=MsoFootnoteReference>1</span>, много знавших и в конце концов мало
+
понятых.</p>
-
понятых.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Мы говорим о воспитании вкуса как об
-
style='letter-spacing:-.25pt'>Мы говорим о воспитании вкуса как об
+
акте дей­ствительно
-
акте дей­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>ствительно
+
государственного значения. Когда мы говорим о Живой Этике, которая должна стать лю­бимым часом каждого ребенка, тогда мы
-
государственного значения. Когда мы </span><span style='letter-spacing:
+
и взываем к современному
-
-.2pt'>говорим о Живой Этике, которая должна стать лю­</span><span
+
сердцу, прося его расшириться хотя бы до размеров заветов древности.</p>
-
style='letter-spacing:-.15pt'>бимым часом каждого ребенка, тогда мы
+
-
и взываем </span><span style='letter-spacing:-.3pt'>к современному
+
-
сердцу, прося его расшириться хотя </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.1pt'>бы до размеров заветов древности.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Разве можно считать естественным
-
style='letter-spacing:-.05pt'>Разве можно считать естественным
+
фактом, что понятие, так
-
фактом, что </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>понятие, так
+
ярко выраженное уже во времена Пифагора и Платона, могло бы так сузиться и потерять истинное значение после всех веков так
-
ярко выраженное уже во времена Пи</span><span style='letter-spacing:
+
называемо­го развития.
-
-.3pt'>фагора и Платона, могло бы так сузиться и потерять </span><span
+
Пифагор уже в пятом веке символи­зировал собою целую стройную «жизнь пифагорей­скую». Пифагор утвердил музыку и
-
style='letter-spacing:-.2pt'>истинное значение после всех веков так
+
астрономию как сестер в
-
называемо­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>го развития.
+
науке. Пифагор, названный ханжами шар­латаном, должен ужасаться, видя, как вместо строй­ного развития разбита и искривлена
-
Пифагор уже в пятом веке символи­</span><span style='letter-spacing:
+
наша современ­ная жизнь,
-
-.25pt'>зировал собою целую стройную «жизнь пифагорей­</span><span
+
не знающая прекрасного гимна Солнцу – Свету.</p>
-
style='letter-spacing:-.35pt'>скую». Пифагор утвердил музыку и
+
-
астрономию как </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>сестер в
+
-
науке. Пифагор, названный ханжами шар­</span><span style='
+
-
letter-spacing:-.2pt'>латаном, должен ужасаться, видя, как вместо строй­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.25pt'>ного развития разбита и искривлена
+
-
наша современ­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>ная жизнь,
+
-
не знающая прекрасного гимна Солнцу </span><span style='letter-spacing:
+
-
.05pt'></span><span style='letter-spacing:-.45pt'> Свету.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">В наши дни даже в печати иногда
-
style='letter-spacing:-.05pt'>В наши дни даже в печати иногда
+
сообщаются странные
-
сообщаются </span><span style='letter-spacing:.1pt'>странные
+
формулы, как, например, недавно ска­занная формула о том, что расцвет интеллектуаль­ности является признаком вырождения.
-
формулы, как, например, недавно ска­</span><span style='letter-spacing:
+
Формула очень странная,
-
-.05pt'>занная формула о том, что расцвет интеллектуаль­</span><span
+
если только автор не придает сло­ву «интеллектуальность» какое-то особо суженное понятие. Если, конечно, мы возьмем
-
style='letter-spacing:.05pt'>ности является признаком вырождения.
+
интеллекту­альность лишь
-
Формула </span><span style='letter-spacing:-.05pt'>очень странная,
+
как выражение одного условного засушенного рассудка, то, конечно, эта формула справедлива. Но опасно одно – а именно, не счи­тает ли автор интеллектуальность как интеллигент­ность, которая должна быть связана,
-
если только автор не придает сло­</span><span style='letter-spacing:
+
прежде всего, воспитанием
-
-.1pt'>ву «интеллектуальность» какое-то особо суженное </span><span
+
вкуса как действенного в жизни нача­ла.</p>
-
style='letter-spacing:-.05pt'>понятие. Если, конечно, мы возьмем
+
-
интеллекту­</span><span style='letter-spacing:.1pt'>альность лишь
+
-
как выражение одного условного </span><span style='letter-spacing:
+
-
.05pt'>засушенного рассудка, то, конечно, эта формула </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>справедлива. Но опасно одно </span><span
+
-
style='letter-spacing:.15pt'></span><span style='
+
-
letter-spacing:-.05pt'> а именно, не счи­</span><span style='
+
-
letter-spacing:-.15pt'>тает ли автор интеллектуальность как интеллигент­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>ность, которая должна быть связана,
+
-
прежде всего, </span><span style='letter-spacing:-.2pt'>воспитанием
+
-
вкуса как действенного в жизни нача­</span><span style='letter-spacing:
+
-
-.3pt'>ла.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.7pt;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.7pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">В наших
-
margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;
+
глазах создалось на Западе новое пере­нятое слово «интеллигенция». Сперва на этого новопришельца несколько косились, но
-
'><span style='letter-spacing:-.15pt'>В наших
+
затем оно вошло в литературу.
-
глазах создалось на Западе новое пере­</span><span style='
+
Является вопрос, предполагает­ся ли это понятие как выражение интеллекта, или же оно по древним заветам
-
letter-spacing:-.1pt'>нятое слово «интеллигенция». Сперва на этого но</span><span
+
символизирует вообще сознательное
-
style='letter-spacing:.05pt'>вопришельца несколько косились, но
+
воспитание вкуса?</p>
-
затем оно </span><span style='letter-spacing:-.3pt'>вошло в литературу.
+
-
Является вопрос, предполагает­</span><span style='letter-spacing:
+
-
.05pt'>ся ли это понятие как выражение интеллекта, или</span> <span
+
-
style='letter-spacing:-.2pt'>же оно по древним заветам
+
-
символизирует вообще </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>сознательное
+
-
воспитание вкуса?</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.5pt;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.5pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">Если оно есть
-
margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;
+
символ сознания и утонченного и расширенного, то будем приветствовать всякое такое нововведение, которое, может быть, еще
-
'><span style='letter-spacing:-.15pt'>Если оно есть
+
раз напо­мнит нам о
-
символ сознания и утонченного и </span><span style='letter-spacing:
+
древних прекрасных корнях.</p>
-
-.4pt'>расширенного, то будем приветствовать всякое такое </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>нововведение, которое, может быть, еще
+
-
раз напо­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>мнит нам о
+
-
древних прекрасных корнях.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:.25pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-right:.25pt;text-align:justify;text-indent: 28.05pt;"
-
28.05pt;'><span style='letter-spacing:-.1pt'
+
письме о «синтезе» вспоминались различия понятий Культуры и Цивилизации. Оба эти понятия достаточно обособлены даже в обычных
-
письме о «синтезе» вспоминались различия </span><span style='
+
словарях. Потому не
-
letter-spacing:-.35pt'>понятий Культуры и Цивилизации. Оба эти понятия </span><span
+
будем возвращаться к этим двум последовательным понятиям, даже если бы кто-то и удовле­творялся одним низшим понятием
-
style='letter-spacing:-.1pt'>достаточно обособлены даже в обычных
+
Цивилизации, не мечтая о
-
словарях. </span><span style='letter-spacing:-.45pt'>Потому не
+
Культуре.</p>
-
будем возвращаться к этим двум последо</span><span style='
+
-
letter-spacing:-.35pt'>вательным понятиям, даже если бы кто-то и удовле­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.3pt'>творялся одним низшим понятием
+
-
Цивилизации, не </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>мечтая о
+
-
Культуре.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:28.05pt;background:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:28.05pt;background: white;">Но, вспомнив про
-
white'><span style='letter-spacing:-.2pt'>Но, вспомнив про
+
интеллигенцию, позволитель­но
-
интеллигенцию, позволитель­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>но
+
будет спросить, принадлежит ли это понятие к Цивилизации как к выражению интеллекта, или же оно захватывает и высшую ступень – а именно, вхо­дит уже в состояние Культуры, в которой действуют уже сердце, дух. Конечно, если бы мы
-
будет спросить, принадлежит ли это понятие к </span><span style='
+
предположи­ли, что слово
-
letter-spacing:-.15pt'>Цивилизации как к выражению интеллекта, или же </span><span
+
«интеллигенция» должно относиться лишь к стадии рассудка, то его не стоило бы вводить в новый обиход. Можно допустить
-
style='letter-spacing:-.4pt'>оно захватывает и высшую ступень </span><span
+
нововведение там, где оно
-
style='letter-spacing:.15pt'></span><span style='
+
действительно вносит что-то новое или, по
-
letter-spacing:-.4pt'> а именно, вхо­</span><span style='
+
крайней мере, достаточно обновляет древние Заветы
-
letter-spacing:-.35pt'>дит уже в состояние Культуры, в которой действуют </span><span
+
в рамках современности.</p>
-
style='letter-spacing:-.25pt'>уже сердце, дух. Конечно, если бы мы
+
-
предположи­</span><span style='letter-spacing:-.2pt'>ли, что слово
+
-
«интеллигенция» должно относиться </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.25pt'>лишь к стадии рассудка, то его не стоило бы вводить </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>в новый обиход. Можно допустить
+
-
нововведение </span><span style='letter-spacing:-.3pt'>там, где оно
+
-
действительно вносит что-то новое или, </span><span style=''>по
+
-
крайней мере, достаточно обновляет древние <span style='letter-spacing:-.1pt'>Заветы
+
-
в рамках современности.</span></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:.25pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-left:.25pt;text-align:justify;text-indent: 28.05pt;">Конечно,
-
28.05pt;'><span style='letter-spacing:-.25pt'>Конечно,
+
всякий согласится с тем, что интелли­генция, эта аристократия Духа, принадлежит к Куль­туре и только в случае такого
-
всякий согласится с тем, что интелли­</span><span style='
+
объединения можно приветствовать
-
letter-spacing:-.4pt'>генция, эта аристократия Духа, принадлежит к Куль­</span><span
+
это новое литературное понятие.</p>
-
style='letter-spacing:-.3pt'>туре и только в случае такого
+
-
объединения можно </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>приветствовать
+
-
это новое литературное понятие.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:.7pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;
+
<p style="margin-left:.7pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">В таком
-
'><span style='letter-spacing:-.15pt'>В таком
+
случае воспитание вкуса, конечно, при­надлежит прежде всего интеллигенции, и не только принадлежит, но является ее
-
случае воспитание вкуса, конечно, при­</span><span style='
+
обязанностью, не вы­полняя
-
letter-spacing:-.3pt'>надлежит прежде всего интеллигенции, и не только </span><span
+
которую, интеллигенция не имеет права на существование и сама себя осуждает на одичание.</p>
-
style='letter-spacing:-.1pt'>принадлежит, но является ее
+
-
обязанностью, не вы­</span><span style='letter-spacing:-.15pt'>полняя
+
-
которую, интеллигенция не имеет права на </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.1pt'>существование и сама себя осуждает на одичание.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Воспитание же вкуса не может быть
-
style='letter-spacing:-.1pt'>Воспитание же вкуса не может быть
+
чем-то от­влеченным.
-
чем-то от­</span><span style='letter-spacing:-.4pt'>влеченным.
+
Прежде всего это есть действенный под­виг во всех областях жизни, ибо где же может бать граница служению музам древних
-
Прежде всего это есть действенный под­</span><span style='
+
эллинов? Если древние
-
letter-spacing:-.2pt'>виг во всех областях жизни, ибо где же может бать</span> <!--[if gte vml 1]><v:line
+
понимали во всем действенном объеме это служение и приложения в жизнь этих прекрасных начал, то нам-то разве не будет
-
id="_x0000_s1026" style='position:absolute;left:0;text-align:left;z-index:1;
+
стыдно, если мы в предрассудках
-
mso-position-horizontal-relative:margin;mso-position-vertical-relative:text'
+
и ханжестве обрежем все лучезарные крылья огненно сверкающих ангелов?</p>
-
from="-75.85pt,31.2pt" to="-75.85pt,91.7pt" o:allowincell="f" strokeweight=".5pt">
+
-
<w:wrap anchorx="margin"/>
+
-
</v:line><![endif]--><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>граница служению музам древних
+
-
эллинов? Если </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>древние
+
-
понимали во всем действенном объеме это </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.05pt'>служение и приложения в жизнь этих прекрасных </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>начал, то нам-то разве не будет
+
-
стыдно, если мы в </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>предрассудках
+
-
и ханжестве обрежем все лучезарные </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.1pt'>крылья огненно сверкающих ангелов?</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Когда мы предлагаем этику как школьный
-
style='letter-spacing:-.2pt'>Когда мы предлагаем этику как школьный
+
пред­мет, как предмет
-
пред­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>мет, как предмет
+
наиболее увлекательный, обшир­ный, полный созидающих начал, мы тем самым предполагаем и преобразование вкуса
-
наиболее увлекательный, обшир­</span><span style='letter-spacing:
+
как защиту от безобразия.</p>
-
-.15pt'>ный, полный созидающих начал, мы тем самым </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>предполагаем и преобразование вкуса
+
-
как защиту от </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>безобразия.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Андромеда
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.15pt'>Андромеда
+
говорит: «И я принесла тебе Огонь». И древний эллин вслед за Эврипидом понимает, какой этот Огонь и почему он так
-
говорит: «И я принесла тебе Огонь». </span><span style='letter-spacing:
+
драгоценен. Мы же в
-
-.05pt'>И древний эллин вслед за Эврипидом понимает, </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>какой этот Огонь и почему он так
+
-
драгоценен. Мы </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>же в
+
большинстве случаев будем твердить эти вдохновляющие, ведущие слова как
большинстве случаев будем твердить эти вдохновляющие, ведущие слова как
-
фосфорную спичку. </span><span style='letter-spacing:-.2pt'>Мы
+
фосфорную спичку. Мы
-
наклеили высокое понятие фосфора </span><span style='letter-spacing:
+
наклеили высокое понятие фосфора – носите­ля света
-
.15pt'></span><span style='letter-spacing:-.2pt'> носите­ля света
+
на спичку и зажигаем ею наш охладевший очаг, чтобы сварить похлебку на сегодня. А где же оно завтра, это светлое, чудное
-
на спичку и зажигаем ею наш охладевший </span><span style='
+
Завтра?</p>
-
letter-spacing:-.15pt'>очаг, чтобы сварить похлебку на сегодня. А где же </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>оно завтра, это светлое, чудное
+
-
Завтра?</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Мы
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.15pt'>Мы
+
забыли о нем. Мы забыли, потому что мы утратили поиски, утратили утонченный
забыли о нем. Мы забыли, потому что мы утратили поиски, утратили утонченный
-
вкус, кото­</span><span style='letter-spacing:.15pt'>рый устремляет
+
вкус, кото­рый устремляет
-
нас к улучшению, к мечтам, к </span><span style=''>сознанию. Мечты
+
нас к улучшению, к мечтам, к сознанию. Мечты
-
для нас сделались снами прехо­<span style='letter-spacing:-.15pt'>дящими, но
+
для нас сделались снами прехо­дящими, но
-
ведь неумеющий мечтать и не принад­</span><span style='letter-spacing:-.3pt'>лежит
+
ведь неумеющий мечтать и не принад­лежит
-
к жизни будущей, не принадлежит к роду че­</span>ловеческому с высоким образом.</span></p>
+
к жизни будущей, не принадлежит к роду че­ловеческому с высоким образом.</p>
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:.95pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-left:.95pt;text-align:justify;text-indent: 28.05pt;">Даже
-
28.05pt;'><span style='letter-spacing:-.45pt'>Даже
+
та простая истина, что мечта о будущем есть первое отличие человека от животного, уже превра­тилась в трюизм. Но сам трюизм
-
та простая истина, что мечта о будущем есть </span><span style='
+
сделался не обще­принятой истиной, как должно
-
letter-spacing:-.3pt'>первое отличие человека от животного, уже превра­</span><span
+
было бы быть, но стал синонимом истины, о
-
style='letter-spacing:-.25pt'>тилась в трюизм. Но сам трюизм
+
которой не следует ду­мать. Тем не менее, несмотря ни на что, даже во время самых больших трудностей не отложим мысль о воспитании вкуса, не отложим мысль о предмете живоносной этики. Не забудем об искусстве мышле­ния и будем помнить о сокровище сердца.</p>
-
сделался не обще­</span><span style=''>принятой истиной, как должно
+
-
было бы быть, но <span style='letter-spacing:-.05pt'>стал синонимом истины, о
+
-
которой не следует ду­</span>мать. Тем не менее, несмотря ни на что, даже во <span
+
-
style='letter-spacing:-.3pt'>время самых больших трудностей не отложим мысль </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>о воспитании вкуса, не отложим мысль о предмете </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>живоносной этики. Не забудем об иску</span></span><span
+
-
lang=UK style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:UK'>сстве</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'> мышле­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>ния и будем помнить о сокровище сердца.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">«Некий
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.05pt'>«Некий
+
отшельник оставил свое уединение и вышел с вестью, говоря каждому встречному: «Име­ешь сердце». Когда же его спросили, отчего он не говорит о милосердии, о терпении, о преданности, о любви и всех благих основах жизни, он отвечал: «Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложит­ся». Действительно, можем ли обратиться к любви, если ей негде пребывать? Или где поместится терпе­ние, если обитель его закрыта? Так, чтобы не тер­заться неприложимыми благами, нужно создать для
-
отшельник оставил свое уединение и </span><span style='letter-spacing:
+
них сад, который откроется среди осознания сердца. Станем же твердо на основе сердца и поймем, что без сердца мы – шелуха погибшая. Так
-
-.35pt'>вышел с вестью, говоря каждому встречному: «Име­</span><span
+
заповедуют мудрые. Так и примем, и приложим.</p>
-
style=''>ешь сердце». Когда же его спросили, отчего он не <span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>говорит о милосердии, о терпении, о преданности, </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>о любви и всех благих основах жизни, он отвечал: </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.3pt'>«Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложит­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.15pt'>ся». Действительно, можем ли обратиться к любви, </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>если ей негде пребывать? Или где поместится терпе­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>ние, если обитель его закрыта? Так, чтобы не тер­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.3pt'>заться неприложимыми благами, нужно создать для
+
-
них сад, который откроется среди осознания сердца. </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>Станем же твердо на основе сердца и поймем, что </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>без сердца мы </span><span style='letter-spacing:
+
-
.15pt'></span><span style='letter-spacing:-.35pt'> шелуха погибшая. Так
+
-
заповедуют </span>мудрые. Так и примем, и приложим.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:1.45pt;margin-bottom:
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:1.45pt;margin-bottom: 0cm;margin-left:.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Без
-
0cm;margin-left:.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;
+
неустанного познавания Прекрасного, без не­утомимого утончения сердца и сознания мы сдела­ем и законы земного существования и
-
'><span style='letter-spacing:-.3pt'>Без
+
жестокими, и омертвелыми
-
неустанного познавания Прекрасного, без не­</span><span style='
+
в человеконенавистничестве. Иначе говоря, будем способствовать самой низменной ги­бели.</p>
-
letter-spacing:-.15pt'>утомимого утончения сердца и сознания мы сдела­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.25pt'>ем и законы земного существования и
+
-
жестокими, и </span><span style='letter-spacing:-.05pt'>омертвелыми
+
-
в человеконенавистничестве. Иначе </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.25pt'>говоря, будем способствовать самой низменной ги­бели.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:1.7pt;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:1.7pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Сказано:
-
margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;
+
«Sub pretextu juris summum jus saepe summa injuria, suaviter
-
'><span style='letter-spacing:-.35pt'>Сказано</span><span
+
in modo, fortifer in re»<ref> <i>Sub </i><i>pretextu </i><i>juris </i><i>summum </i><i>jus </i><i>saepe </i><i>sum</i><i>ma </i><i>injuria, </i><i>suaviter</i><i>in </i><i>modo, </i><i>fortifer</i><i>in </i><i>re» (лат.)</i> – Под тогою закона высшее право – высшая
-
lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>:
+
-
«Sub pretextu juris summum jus saepe sum</span><span lang=EN-US
+
-
style='letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>ma injuria, suaviter
+
-
in modo, fortifer in re»<ref> <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>Sub</span> </i><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style='
+
-
letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>pretextu</span> </i><i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'><span lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:
+
-
EN-US'>juris</span> </i><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style='
+
-
letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>summum</span> </i><i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'><span lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:
+
-
EN-US'>jus</span> </i><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style='
+
-
letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>saepe</span> </i><i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'><span lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:
+
-
EN-US'>sum</span></i><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US
+
-
style='letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>ma</span> </i><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style='
+
-
letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>injuria</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>, </span></i><i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'><span lang=EN-US style='letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:
+
-
EN-US'>suaviter</span></i><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US
+
-
style='letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>in</span> </i><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style='
+
-
letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>modo</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>, </span></i><i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'><span lang=EN-US style='letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:
+
-
EN-US'>fortifer</span></i><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US
+
-
style='letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>in</span> </i><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style='
+
-
letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>re</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>» (лат.)</span></i><span style='
+
-
letter-spacing:-.05pt'> – Под тогою закона высшее право – высшая
+
несправедливость, ибо зачастую по способу мягкое – по существу жестко.
несправедливость, ибо зачастую по способу мягкое – по существу жестко.
-
(Изречение составлено из двух крылатых выражений).</span></ref>.</span></p>
+
(Изречение составлено из двух крылатых выражений).</ref>.</p>
-
<p class=MsoNormal align=right style='margin-right:.5pt;text-align:right;
+
<p align=right style="margin-right:.5pt;text-align:right; text-indent:1.0cm;"><i>Николай Рерих</i></p>
-
text-indent:1.0cm;'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
style='letter-spacing:-.3pt'>Николай Рерих</span></i></p>
+
-
<p class=MsoNormal align=right style='margin-right:.7pt;text-align:right;
+
<p align=right style="margin-right:.7pt;text-align:right; text-indent:1.0cm;"><i>Гималаи</i></p>
-
text-indent:1.0cm;'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
style='letter-spacing:-.5pt'>Гималаи</span></i></p>
+
-
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:1.0cm;
+
<p align=right style="text-align:right;text-indent:1.0cm;"><i>24 мая 1932</i></p>
-
'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='letter-spacing:-.25pt'>24 мая 1932</span></i></p>
+

Версия 13:53, 3 апреля 2010

Информация о письме
  • От кого: Николай Рерих
  • Дата : 24.05.1932
  • Издание: Сфера
  • Адрес отправителя: Гималаи

ПОЗНАВАНИЕ ПРЕКРАСНОГО

 (Из книги «Агни»)

Платон заповедал в трактатах о государственнос­ти:

«Трудно представить себе лучший метод воспита­ния, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души». «Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым глав­ным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внед­ряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красо­той и делают человека прекрасномыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радос­тью воспринимать его, насыщаться им и согласовать с ним свой быт».

Конечно, слово «музыка» в данном случае мы не должны понимать в качестве общепринятого теперь музыкального образования в тесном значении. У афинян музыка, как служение всем музам, имела гораздо более глубокое и обширное значение, не­жели у нас. Это понятие обнимало не только гар­монию тонов, но и всю поэзию, всю область высо­кого чувства, высокой формы и творчества вообще в лучшем смысле. Служение музам было настоя­щим воспитанием вкуса, который во всем познаёт прекрасное. Вот к этому действенно прекрасному нам и придется опять вернуться, если только идеи высокого Строительства не отринуты человечест­вом.

Гиппиас Майор (красота) диалога Платона не есть облачная отвлеченность, но поистине живущее благородное понятие. Прекрасное в себе! Ощути­тельное и познаваемое. В этой познаваемости заключается вдохновляющее, поощряющее напутствие к изучению и внедрению всех заветов прекрасного. «Философская мораль» Платона одухотворена чувст­вом прекрасного. И разве сам Платон, проданный в рабство ненавистью тирана Дионисия, а затем живу­щий и восстановленный в садах Академии, не дока­зал примером своим жизненность прекрасного пути?

Конечно, и гимнастика Платона вовсе не совре­менный нам футбол или кулачное антикультурное разбитие носов. Гимнастика Платона — это тоже врата к Прекрасному, дисциплина гармонии и возвышение тела в сферы одухотворенные.

Мы говорили о введении в школах курса этики жизни, курса искусства мыслить. Без воспитания общего познания Прекрасного, конечно, и два на­званные курса опять останутся мертвою буквою. Опять в течение всего нескольких лет высокие жи­вые понятия этики обратятся в мертвенную догму, если не будут напитаны прекрасным.

Многие живые понятия древнего мира приобре­ли в нашем обиходе вместо, казалось бы, заслужен­ного расширения, наоборот, умаление и обеднение. Так, обширное и высокое служение музам обрати­лось в узкое понятие игры на одном инструменте. Ведь когда вы слышите сейчас слово «музыка», вы себе прежде всего представляете урок музыки со все­ми наслоившимися ограничениями. Когда вы слы­шите слово «Музей», вы понимаете его как складоч­ное место для тех или иных предметов искусства. И как всякое складочное место, это понятие вызывает в вас некоторую долю мертвенности. И это ограниченное понятие музея-хранилища, складочного мес­та так глубоко вошло в наше понимание, что когда вы произносите понятие в первоначальном его значении, а именно Музеон, то никто уже не пони­мает, что вы хотите этим сказать. Между тем каждый эллин вовсе даже не самого высокого образова­ния понял бы, что Музеон есть прежде всего Дом муз.

Прежде всего Музеон есть Обитель всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их. Потому часто вы можете слышать, что люди не могут понять, каким образом Музей, как таковой, может заниматься всеми родами искусства, может заниматься воспитанием вкуса и распространением чувства Прекрасного в существе.

В данном случае мы вспомнили заветы Платона. Так же точно мы могли бы вспомнить и Пифагора с его Законами о Прекрасном, с его незыблемыми ос­новами светлых мировых утверждений. Древние эл­лины дошли до того утончения, что возглавили свой Пантеон Алтарем Неведомому Богу. В этом воз­вышении духа они приблизились к утонченно не­сказуемому понятию древних индусов, которые, произнося «нети, нети», вовсе не хотели этим ска­зать какое-либо отрицание, наоборот, говоря «не То, не То», они лишь указывали несказуемое величие непроизносимого Понятия.

При этом эти великие понятия не были чем-то отвлеченным, чем-то живущим лишь в разуме и рас­судке, нет, они жили в самом сердце как нечто живое, живоносное, неотъемлемое и неистребимое. В сердце пылал тот же огонь священный, который слагал ог­ненные Заветы и Синаитских отшельников. Тот же огонь сложил драгоценные облики Св. Терезы, Св. Франциска, Св. Сергия и отцов «Добротолюбия»1, много знавших и в конце концов мало понятых.

Мы говорим о воспитании вкуса как об акте дей­ствительно государственного значения. Когда мы говорим о Живой Этике, которая должна стать лю­бимым часом каждого ребенка, тогда мы и взываем к современному сердцу, прося его расшириться хотя бы до размеров заветов древности.

Разве можно считать естественным фактом, что понятие, так ярко выраженное уже во времена Пифагора и Платона, могло бы так сузиться и потерять истинное значение после всех веков так называемо­го развития. Пифагор уже в пятом веке символи­зировал собою целую стройную «жизнь пифагорей­скую». Пифагор утвердил музыку и астрономию как сестер в науке. Пифагор, названный ханжами шар­латаном, должен ужасаться, видя, как вместо строй­ного развития разбита и искривлена наша современ­ная жизнь, не знающая прекрасного гимна Солнцу – Свету.

В наши дни даже в печати иногда сообщаются странные формулы, как, например, недавно ска­занная формула о том, что расцвет интеллектуаль­ности является признаком вырождения. Формула очень странная, если только автор не придает сло­ву «интеллектуальность» какое-то особо суженное понятие. Если, конечно, мы возьмем интеллекту­альность лишь как выражение одного условного засушенного рассудка, то, конечно, эта формула справедлива. Но опасно одно – а именно, не счи­тает ли автор интеллектуальность как интеллигент­ность, которая должна быть связана, прежде всего, воспитанием вкуса как действенного в жизни нача­ла.

В наших глазах создалось на Западе новое пере­нятое слово «интеллигенция». Сперва на этого новопришельца несколько косились, но затем оно вошло в литературу. Является вопрос, предполагает­ся ли это понятие как выражение интеллекта, или же оно по древним заветам символизирует вообще сознательное воспитание вкуса?

Если оно есть символ сознания и утонченного и расширенного, то будем приветствовать всякое такое нововведение, которое, может быть, еще раз напо­мнит нам о древних прекрасных корнях.

В письме о «синтезе» вспоминались различия понятий Культуры и Цивилизации. Оба эти понятия достаточно обособлены даже в обычных словарях. Потому не будем возвращаться к этим двум последовательным понятиям, даже если бы кто-то и удовле­творялся одним низшим понятием Цивилизации, не мечтая о Культуре.

Но, вспомнив про интеллигенцию, позволитель­но будет спросить, принадлежит ли это понятие к Цивилизации как к выражению интеллекта, или же оно захватывает и высшую ступень – а именно, вхо­дит уже в состояние Культуры, в которой действуют уже сердце, дух. Конечно, если бы мы предположи­ли, что слово «интеллигенция» должно относиться лишь к стадии рассудка, то его не стоило бы вводить в новый обиход. Можно допустить нововведение там, где оно действительно вносит что-то новое или, по крайней мере, достаточно обновляет древние Заветы в рамках современности.

Конечно, всякий согласится с тем, что интелли­генция, эта аристократия Духа, принадлежит к Куль­туре и только в случае такого объединения можно приветствовать это новое литературное понятие.

В таком случае воспитание вкуса, конечно, при­надлежит прежде всего интеллигенции, и не только принадлежит, но является ее обязанностью, не вы­полняя которую, интеллигенция не имеет права на существование и сама себя осуждает на одичание.

Воспитание же вкуса не может быть чем-то от­влеченным. Прежде всего это есть действенный под­виг во всех областях жизни, ибо где же может бать граница служению музам древних эллинов? Если древние понимали во всем действенном объеме это служение и приложения в жизнь этих прекрасных начал, то нам-то разве не будет стыдно, если мы в предрассудках и ханжестве обрежем все лучезарные крылья огненно сверкающих ангелов?

Когда мы предлагаем этику как школьный пред­мет, как предмет наиболее увлекательный, обшир­ный, полный созидающих начал, мы тем самым предполагаем и преобразование вкуса как защиту от безобразия.

Андромеда говорит: «И я принесла тебе Огонь». И древний эллин вслед за Эврипидом понимает, какой этот Огонь и почему он так драгоценен. Мы же в большинстве случаев будем твердить эти вдохновляющие, ведущие слова как фосфорную спичку. Мы наклеили высокое понятие фосфора – носите­ля света на спичку и зажигаем ею наш охладевший очаг, чтобы сварить похлебку на сегодня. А где же оно завтра, это светлое, чудное Завтра?

Мы забыли о нем. Мы забыли, потому что мы утратили поиски, утратили утонченный вкус, кото­рый устремляет нас к улучшению, к мечтам, к сознанию. Мечты для нас сделались снами прехо­дящими, но ведь неумеющий мечтать и не принад­лежит к жизни будущей, не принадлежит к роду че­ловеческому с высоким образом.

Даже та простая истина, что мечта о будущем есть первое отличие человека от животного, уже превра­тилась в трюизм. Но сам трюизм сделался не обще­принятой истиной, как должно было бы быть, но стал синонимом истины, о которой не следует ду­мать. Тем не менее, несмотря ни на что, даже во время самых больших трудностей не отложим мысль о воспитании вкуса, не отложим мысль о предмете живоносной этики. Не забудем об искусстве мышле­ния и будем помнить о сокровище сердца.

«Некий отшельник оставил свое уединение и вышел с вестью, говоря каждому встречному: «Име­ешь сердце». Когда же его спросили, отчего он не говорит о милосердии, о терпении, о преданности, о любви и всех благих основах жизни, он отвечал: «Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложит­ся». Действительно, можем ли обратиться к любви, если ей негде пребывать? Или где поместится терпе­ние, если обитель его закрыта? Так, чтобы не тер­заться неприложимыми благами, нужно создать для них сад, который откроется среди осознания сердца. Станем же твердо на основе сердца и поймем, что без сердца мы – шелуха погибшая. Так заповедуют мудрые. Так и примем, и приложим.

Без неустанного познавания Прекрасного, без не­утомимого утончения сердца и сознания мы сдела­ем и законы земного существования и жестокими, и омертвелыми в человеконенавистничестве. Иначе говоря, будем способствовать самой низменной ги­бели.

Сказано: «Sub pretextu juris summum jus saepe summa injuria, suaviter in modo, fortifer in re»[1].

Николай Рерих

Гималаи

24 мая 1932


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно