ПОЗНАВАНИЕ ПРЕКРАСНОГО (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Николай Рерих||24.05.1932|Сфера|Гималаи|}}<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;margin-right:0cm;
 
-
margin-bottom:6.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;'><b
 
-
style='mso-bidi-font-weight:normal'><span style='letter-spacing:
 
-
-.1pt'> ПОЗНАВАНИЕ </span></b><span class=GramE><span style='mso-bookmark:
 
-
Познавание'><b style='mso-bidi-font-weight:normal'><span style='
 
-
letter-spacing:-.1pt'>ПРЕКРАСНОГО</span></b></span></span></p>
 
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;margin-right:0cm;
+
{{LetterInfo|Николай Рерих||24.05.1932|Сфера|Гималаи|}}<p align=center style="margin-top:12.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:6.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;"><b> ПОЗНАВАНИЕ </b><b>ПРЕКРАСНОГО</b></p>
-
margin-bottom:6.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;'><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='letter-spacing:
+
-
-.35pt'><span style='mso-spacerun:yes'> </span>(Из книги «Агни»)</span></i></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:6.0pt;margin-right:1.15pt;margin-bottom:
+
<p align=center style="margin-top:12.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:6.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;"><i> (Из книги «Агни»)</i></p>
-
0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;
+
-
'><span style='letter-spacing:-.3pt'>Платон
+
-
заповедал в трактатах о государственнос­</span><span style='
+
-
letter-spacing:-.35pt'>ти:</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-top:6.0pt;margin-right:1.15pt;margin-bottom: 0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Платон
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.4pt'>«Трудно
+
заповедал в трактатах о государственности:</p>
-
представить себе лучший метод воспита­</span><span style='
+
-
letter-spacing:-.1pt'>ния, чем тот, который открыт и проверен опытом </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.2pt'>веков; он может быть выражен в двух
+
-
положениях: </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>гимнастика
+
-
для тела и музыка для души». «Ввиду </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.4pt'>этого воспитание в музыке надо считать самым глав­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.25pt'>ным; благодаря ему Ритм и Гармония
+
-
глубоко внед­</span><span style='letter-spacing:-.35pt'>ряются в
+
-
душу, овладевают ею, наполняют ее красо­</span><span style='
+
-
letter-spacing:-.05pt'>той и делают человека прекрасномыслящим... Он </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>будет упиваться и восхищаться
+
-
прекрасным, с радос­</span><span style='letter-spacing:-.25pt'>тью
+
-
воспринимать его, насыщаться им и согласовать </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.05pt'>с ним свой быт».</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:3.1pt;margin-right:1.9pt;margin-bottom:
+
<p style="margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">«Трудно
-
0cm;margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
+
представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.25pt'>Конечно,
+
положениях: гимнастика
-
слово «музыка» в данном случае мы не </span><span style='
+
для тела и музыка для души». «Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония
-
letter-spacing:-.3pt'>должны понимать в качестве общепринятого теперь </span><span
+
глубоко внедряются в
-
style=''>музыкального образования в тесном значении. У афинян
+
душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасномыслящим... Он будет упиваться и восхищаться
-
музыка, как служение всем музам, имела <span style='letter-spacing:-.1pt'>гораздо
+
прекрасным, с радостью
-
более глубокое и обширное значение, не­жели у нас. Это понятие обнимало не
+
воспринимать его, насыщаться им и согласовать с ним свой быт».</p>
-
только гар­</span><span style='letter-spacing:-.15pt'>монию тонов, но и всю
+
 
-
поэзию, всю область высо­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>кого
+
<p style="margin-top:3.1pt;margin-right:1.9pt;margin-bottom: 0cm;margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Конечно,
 +
слово «музыка» в данном случае мы не должны понимать в качестве общепринятого теперь музыкального образования в тесном значении. У афинян
 +
музыка, как служение всем музам, имела гораздо
 +
более глубокое и обширное значение, нежели у нас. Это понятие обнимало не
 +
только гармонию тонов, но и всю
 +
поэзию, всю область высокого
чувства, высокой формы и творчества вообще в лучшем смысле. Служение музам было
чувства, высокой формы и творчества вообще в лучшем смысле. Служение музам было
-
настоя­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>щим воспитанием вкуса, который
+
настоящим воспитанием вкуса, который
-
во всем познаёт </span>прекрасное. Вот к этому действенно прекрасному <span
+
во всем познаёт прекрасное. Вот к этому действенно прекрасному нам и придется опять вернуться, если только идеи высокого Строительства не отринуты
-
style='letter-spacing:-.05pt'>нам и придется опять вернуться, если только идеи</span></span> <span
+
человечеством.</p>
-
style='letter-spacing:-.05pt'>высокого Строительства не отринуты
+
-
человечест­</span><span style='letter-spacing:-.4pt'>вом.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Гиппиас
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:.05pt'>Гиппиас
+
Майор (красота) диалога Платона не есть облачная отвлеченность, но поистине живущее благородное понятие. Прекрасное в
-
Майор (красота) диалога Платона не </span><span style='letter-spacing:
+
себе! Ощутительное и познаваемое. В этой познаваемости заключается вдохновляющее, поощряющее
-
-.25pt'>есть облачная отвлеченность, но поистине живущее </span><span
+
напутствие к изучению и
-
style='letter-spacing:-.05pt'>благородное понятие. Прекрасное в
+
внедрению всех заветов прекрасного. «Философская мораль» Платона
-
себе! Ощути­тельное и познаваемое. В этой познаваемости за</span><span
+
одухотворена чувством
-
style='letter-spacing:-.3pt'>ключается вдохновляющее, поощряющее
+
прекрасного. И разве сам Платон, проданный в рабство ненавистью тирана Дионисия, а затем живущий и восстановленный в садах
-
напутствие </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>к изучению и
+
Академии, не доказал
-
внедрению всех заветов <span class=GramE>прекрасного</span>. </span><span
+
примером своим жизненность прекрасного пути?</p>
-
style='letter-spacing:-.4pt'>«Философская мораль» Платона
+
-
одухотворена чувст­</span><span style='letter-spacing:-.25pt'>вом
+
-
прекрасного. И разве сам Платон, проданный в </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.35pt'>рабство ненавистью тирана Дионисия, а затем живу­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.3pt'>щий и восстановленный в садах
+
-
Академии, не дока­</span><span style='letter-spacing:-.35pt'>зал
+
-
примером своим жизненность прекрасного пути?</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:1.2pt;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:1.2pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Конечно, и
-
margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;
+
гимнастика Платона вовсе не современный нам футбол или кулачное антикультурное разбитие носов. Гимнастика
-
'><span style='letter-spacing:-.15pt'>Конечно, и
+
Платона — это тоже врата к Прекрасному, дисциплина
-
гимнастика Платона вовсе не совре­</span><span style='letter-spacing:
+
гармонии и возвышение тела в сферы одухотворенные.</p>
-
-.1pt'>менный нам футбол или кулачное антикультурное разбитие носов. Гимнастика
+
-
Платона — это тоже врата к <span class=GramE>Прекрасному</span>, дисциплина
+
-
гармонии и возвышение тела в сферы одухотворенные.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.95pt;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.95pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Мы говорили о
-
margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;
+
введении в школах курса этики жизни, курса искусства мыслить. Без воспитания общего познания
-
'><span style='letter-spacing:-.1pt'>Мы говорили о
+
Прекрасного, конечно, и два названные курса опять останутся мертвою буквою. Опять в течение всего нескольких лет
-
введении в школах курса этики </span><span style='letter-spacing:
+
высокие живые понятия
-
-.05pt'>жизни, курса искусства мыслить. Без воспитания общего познания
+
этики обратятся в мертвенную догму, если не будут напитаны прекрасным.</p>
-
Прекрасного, конечно, и два на­званные курса опять останутся мертвою буквою. </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.2pt'>Опять в течение всего нескольких лет
+
-
высокие жи­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>вые понятия
+
-
этики обратятся в мертвенную догму, </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.05pt'>если не будут напитаны прекрасным.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Многие живые понятия древнего мира
-
style='letter-spacing:-.15pt'>Многие живые понятия древнего мира
+
приобрели в нашем
-
приобре­</span><span style='letter-spacing:-.2pt'>ли в нашем
+
обиходе вместо, казалось бы, заслуженного расширения, наоборот, умаление и обеднение. Так, обширное и высокое служение музам
-
обиходе вместо, казалось бы, заслужен­</span><span style='
+
обратилось в узкое
-
letter-spacing:-.25pt'>ного расширения, наоборот, умаление и обеднение. </span><span
+
понятие игры на одном инструменте. Ведь когда вы слышите сейчас слово «музыка», вы себе прежде всего представляете урок
-
style='letter-spacing:-.1pt'>Так, обширное и высокое служение музам
+
музыки со всеми
-
обрати­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>лось в узкое
+
наслоившимися ограничениями. Когда вы слышите слово «Музей», вы понимаете его как складочное
-
понятие игры на одном инструменте. </span><span style='letter-spacing:
+
место для тех или иных предметов искусства. И как всякое складочное место, это понятие вызывает в вас
-
-.2pt'>Ведь когда вы слышите сейчас слово «музыка», вы </span><span
+
некоторую долю мертвенности. И это ограниченное понятие музея-хранилища, складочного места так глубоко вошло в наше
-
style='letter-spacing:-.4pt'>себе прежде всего представляете урок
+
понимание, что когда вы
-
музыки со все­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>ми
+
произносите понятие в первоначальном его значении, а именно Музеон, то никто уже не понимает, что вы хотите этим сказать.
-
наслоившимися ограничениями. Когда вы слы­</span><span style='
+
Между тем каждый эллин вовсе даже не самого высокого образования понял бы, что Музеон есть прежде всего Дом муз.</p>
-
letter-spacing:-.3pt'>шите слово «Музей», вы понимаете его как складоч­ное
+
-
место для тех или иных предметов искусства. И </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.15pt'>как всякое складочное место, это понятие вызывает в вас
+
-
некоторую долю мертвенности. И это ограни</span><span style='
+
-
letter-spacing:-.25pt'>ченное понятие музея-хранилища, складочного мес­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.15pt'>та так глубоко вошло в наше
+
-
понимание, что когда </span><span style='letter-spacing:.15pt'>вы
+
-
произносите понятие в первоначальном его </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.1pt'>значении, а именно Музеон, то никто уже не пони­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.15pt'>мает, что вы хотите этим сказать.
+
-
Между тем каж­</span><span style='letter-spacing:-.3pt'>дый эллин
+
-
вовсе даже не самого высокого образова­</span><span style='
+
-
letter-spacing:-.05pt'>ния понял бы, что Музеон есть прежде всего Дом </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.55pt'>муз.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:.7pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-right:.7pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Прежде
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.35pt'>Прежде
+
всего Музеон есть Обитель всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле
-
всего Музеон есть Обитель всех родов </span><span style='
+
жизненного и творящего
-
letter-spacing:-.2pt'>Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения </span><span
+
применения их. Потому часто вы можете слышать, что люди не могут понять, каким образом Музей, как таковой, может заниматься
-
style='letter-spacing:-.25pt'>тех или иных образцов, но в смысле
+
всеми родами искусства,
-
жизненного и </span><span style='letter-spacing:-.3pt'>творящего
+
может заниматься воспитанием вкуса и распространением чувства Прекрасного в существе.</p>
-
применения их. Потому часто вы можете </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.25pt'>слышать, что люди не могут понять, каким образом </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.4pt'>Музей, как таковой, может заниматься
+
-
всеми родами </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>искусства,
+
-
может заниматься воспитанием вкуса и </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.35pt'>распространением чувства Прекрасного в существе.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:1.7pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-right:1.7pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;"
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.25pt'
+
данном случае мы вспомнили заветы Платона. Так же точно мы могли бы вспомнить и
данном случае мы вспомнили заветы Платона. Так же точно мы могли бы вспомнить и
-
Пифагора с его Законами о Прекрасном, с его незыблемыми ос­новами светлых
+
Пифагора с его Законами о Прекрасном, с его незыблемыми основами светлых
-
мировых утверждений. Древние эл­</span><span style='letter-spacing:
+
мировых утверждений. Древние эллины дошли до того утончения, что возглавили свой Пантеон Алтарем Неведомому Богу. В
-
-.3pt'>лины дошли до того утончения, что возглавили свой </span><span
+
этом возвышении духа они приблизились к
-
style='letter-spacing:-.15pt'>Пантеон Алтарем Неведомому Богу. В
+
утонченно несказуемому понятию древних
-
этом воз­</span><span style=''>вышении духа они приблизились к
+
индусов, которые, произнося «нети,
-
утонченно не­<span style='letter-spacing:-.05pt'>сказуемому понятию древних
+
нети», вовсе не хотели этим сказать
-
индусов, которые, </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>произнося «нети,
+
какое-либо отрицание, наоборот, говоря «не То, не То», они лишь указывали несказуемое величие непроизносимого
-
нети», вовсе не хотели этим ска­</span><span style='letter-spacing:-.3pt'>зать
+
Понятия.</p>
-
какое-либо отрицание, наоборот, говоря «не То, </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.05pt'>не То», они лишь указывали несказуемое величие </span>непроизносимого
+
-
Понятия.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">При этом эти великие понятия не были
-
style='letter-spacing:-.2pt'>При этом эти великие понятия не были
+
чем-то отвлеченным,
-
чем-то </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>отвлеченным,
+
чем-то живущим лишь в разуме и рассудке, нет, они жили в самом сердце как нечто живое, живоносное,
-
чем-то живущим лишь в разуме и рас­</span><span style='letter-spacing:
+
неотъемлемое и неистребимое. В сердце пылал тот же огонь священный, который слагал огненные
-
-.4pt'>судке, нет, они жили в самом сердце как нечто живое, живоносное,
+
-
неотъемлемое и неистребимое. В сердце </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.25pt'>пылал тот же огонь священный, который слагал ог­ненные
+
Заветы и Синаитских отшельников. Тот же огонь сложил драгоценные облики Св.
Заветы и Синаитских отшельников. Тот же огонь сложил драгоценные облики Св.
-
Терезы, Св. Франциска, Св. Сергия и отцов «Добротолюбия»<span
+
Терезы, Св. Франциска, Св. Сергия и отцов «Добротолюбия»1, много знавших и в конце концов мало
-
class=MsoFootnoteReference>1</span>, много знавших и в конце концов мало
+
понятых.</p>
-
понятых.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Мы говорим о воспитании вкуса как об
-
style='letter-spacing:-.25pt'>Мы говорим о воспитании вкуса как об
+
акте действительно
-
акте дей­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>ствительно
+
государственного значения. Когда мы говорим о Живой Этике, которая должна стать любимым часом каждого ребенка, тогда мы
-
государственного значения. Когда мы </span><span style='letter-spacing:
+
и взываем к современному
-
-.2pt'>говорим о Живой Этике, которая должна стать лю­</span><span
+
сердцу, прося его расшириться хотя бы до размеров заветов древности.</p>
-
style='letter-spacing:-.15pt'>бимым часом каждого ребенка, тогда мы
+
-
и взываем </span><span style='letter-spacing:-.3pt'>к современному
+
-
сердцу, прося его расшириться хотя </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.1pt'>бы до размеров заветов древности.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Разве можно считать естественным
-
style='letter-spacing:-.05pt'>Разве можно считать естественным
+
фактом, что понятие, так
-
фактом, что </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>понятие, так
+
ярко выраженное уже во времена Пифагора и Платона, могло бы так сузиться и потерять истинное значение после всех веков так
-
ярко выраженное уже во времена Пи</span><span style='letter-spacing:
+
называемого развития.
-
-.3pt'>фагора и Платона, могло бы так сузиться и потерять </span><span
+
Пифагор уже в пятом веке символизировал собою целую стройную «жизнь пифагорейскую». Пифагор утвердил музыку и
-
style='letter-spacing:-.2pt'>истинное значение после всех веков так
+
астрономию как сестер в
-
называемо­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>го развития.
+
науке. Пифагор, названный ханжами шарлатаном, должен ужасаться, видя, как вместо стройного развития разбита и искривлена
-
Пифагор уже в пятом веке символи­</span><span style='letter-spacing:
+
наша современная жизнь,
-
-.25pt'>зировал собою целую стройную «жизнь пифагорей­</span><span
+
не знающая прекрасного гимна Солнцу – Свету.</p>
-
style='letter-spacing:-.35pt'>скую». Пифагор утвердил музыку и
+
-
астрономию как </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>сестер в
+
-
науке. Пифагор, названный ханжами шар­</span><span style='
+
-
letter-spacing:-.2pt'>латаном, должен ужасаться, видя, как вместо строй­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.25pt'>ного развития разбита и искривлена
+
-
наша современ­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>ная жизнь,
+
-
не знающая прекрасного гимна Солнцу </span><span style='letter-spacing:
+
-
.05pt'></span><span style='letter-spacing:-.45pt'> Свету.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">В наши дни даже в печати иногда
-
style='letter-spacing:-.05pt'>В наши дни даже в печати иногда
+
сообщаются странные
-
сообщаются </span><span style='letter-spacing:.1pt'>странные
+
формулы, как, например, недавно сказанная формула о том, что расцвет интеллектуальности является признаком вырождения.
-
формулы, как, например, недавно ска­</span><span style='letter-spacing:
+
Формула очень странная,
-
-.05pt'>занная формула о том, что расцвет интеллектуаль­</span><span
+
если только автор не придает слову «интеллектуальность» какое-то особо суженное понятие. Если, конечно, мы возьмем
-
style='letter-spacing:.05pt'>ности является признаком вырождения.
+
интеллектуальность лишь
-
Формула </span><span style='letter-spacing:-.05pt'>очень странная,
+
как выражение одного условного засушенного рассудка, то, конечно, эта формула справедлива. Но опасно одно – а именно, не считает ли автор интеллектуальность как интеллигентность, которая должна быть связана,
-
если только автор не придает сло­</span><span style='letter-spacing:
+
прежде всего, воспитанием
-
-.1pt'>ву «интеллектуальность» какое-то особо суженное </span><span
+
вкуса как действенного в жизни начала.</p>
-
style='letter-spacing:-.05pt'>понятие. Если, конечно, мы возьмем
+
-
интеллекту­</span><span style='letter-spacing:.1pt'>альность лишь
+
-
как выражение одного условного </span><span style='letter-spacing:
+
-
.05pt'>засушенного рассудка, то, конечно, эта формула </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>справедлива. Но опасно одно </span><span
+
-
style='letter-spacing:.15pt'></span><span style='
+
-
letter-spacing:-.05pt'> а именно, не счи­</span><span style='
+
-
letter-spacing:-.15pt'>тает ли автор интеллектуальность как интеллигент­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>ность, которая должна быть связана,
+
-
прежде всего, </span><span style='letter-spacing:-.2pt'>воспитанием
+
-
вкуса как действенного в жизни нача­</span><span style='letter-spacing:
+
-
-.3pt'>ла.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.7pt;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.7pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">В наших
-
margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;
+
глазах создалось на Западе новое перенятое слово «интеллигенция». Сперва на этого новопришельца несколько косились, но
-
'><span style='letter-spacing:-.15pt'>В наших
+
затем оно вошло в литературу.
-
глазах создалось на Западе новое пере­</span><span style='
+
Является вопрос, предполагается ли это понятие как выражение интеллекта, или же оно по древним заветам
-
letter-spacing:-.1pt'>нятое слово «интеллигенция». Сперва на этого но</span><span
+
символизирует вообще сознательное
-
style='letter-spacing:.05pt'>вопришельца несколько косились, но
+
воспитание вкуса?</p>
-
затем оно </span><span style='letter-spacing:-.3pt'>вошло в литературу.
+
-
Является вопрос, предполагает­</span><span style='letter-spacing:
+
-
.05pt'>ся ли это понятие как выражение интеллекта, или</span> <span
+
-
style='letter-spacing:-.2pt'>же оно по древним заветам
+
-
символизирует вообще </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>сознательное
+
-
воспитание вкуса?</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.5pt;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.5pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">Если оно есть
-
margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;
+
символ сознания и утонченного и расширенного, то будем приветствовать всякое такое нововведение, которое, может быть, еще
-
'><span style='letter-spacing:-.15pt'>Если оно есть
+
раз напомнит нам о
-
символ сознания и утонченного и </span><span style='letter-spacing:
+
древних прекрасных корнях.</p>
-
-.4pt'>расширенного, то будем приветствовать всякое такое </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>нововведение, которое, может быть, еще
+
-
раз напо­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>мнит нам о
+
-
древних прекрасных корнях.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:.25pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-right:.25pt;text-align:justify;text-indent: 28.05pt;"
-
28.05pt;'><span style='letter-spacing:-.1pt'
+
письме о «синтезе» вспоминались различия понятий Культуры и Цивилизации. Оба эти понятия достаточно обособлены даже в обычных
-
письме о «синтезе» вспоминались различия </span><span style='
+
словарях. Потому не
-
letter-spacing:-.35pt'>понятий Культуры и Цивилизации. Оба эти понятия </span><span
+
будем возвращаться к этим двум последовательным понятиям, даже если бы кто-то и удовлетворялся одним низшим понятием
-
style='letter-spacing:-.1pt'>достаточно обособлены даже в обычных
+
Цивилизации, не мечтая о
-
словарях. </span><span style='letter-spacing:-.45pt'>Потому не
+
Культуре.</p>
-
будем возвращаться к этим двум последо</span><span style='
+
-
letter-spacing:-.35pt'>вательным понятиям, даже если бы кто-то и удовле­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.3pt'>творялся одним низшим понятием
+
-
Цивилизации, не </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>мечтая о
+
-
Культуре.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:28.05pt;background:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:28.05pt;background: white;">Но, вспомнив про
-
white'><span style='letter-spacing:-.2pt'>Но, вспомнив про
+
интеллигенцию, позволительно
-
интеллигенцию, позволитель­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>но
+
будет спросить, принадлежит ли это понятие к Цивилизации как к выражению интеллекта, или же оно захватывает и высшую ступень – а именно, входит уже в состояние Культуры, в которой действуют уже сердце, дух. Конечно, если бы мы
-
будет спросить, принадлежит ли это понятие к </span><span style='
+
предположили, что слово
-
letter-spacing:-.15pt'>Цивилизации как к выражению интеллекта, или же </span><span
+
«интеллигенция» должно относиться лишь к стадии рассудка, то его не стоило бы вводить в новый обиход. Можно допустить
-
style='letter-spacing:-.4pt'>оно захватывает и высшую ступень </span><span
+
нововведение там, где оно
-
style='letter-spacing:.15pt'></span><span style='
+
действительно вносит что-то новое или, по
-
letter-spacing:-.4pt'> а именно, вхо­</span><span style='
+
крайней мере, достаточно обновляет древние Заветы
-
letter-spacing:-.35pt'>дит уже в состояние Культуры, в которой действуют </span><span
+
в рамках современности.</p>
-
style='letter-spacing:-.25pt'>уже сердце, дух. Конечно, если бы мы
+
-
предположи­</span><span style='letter-spacing:-.2pt'>ли, что слово
+
-
«интеллигенция» должно относиться </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.25pt'>лишь к стадии рассудка, то его не стоило бы вводить </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>в новый обиход. Можно допустить
+
-
нововведение </span><span style='letter-spacing:-.3pt'>там, где оно
+
-
действительно вносит что-то новое или, </span><span style=''>по
+
-
крайней мере, достаточно обновляет древние <span style='letter-spacing:-.1pt'>Заветы
+
-
в рамках современности.</span></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:.25pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-left:.25pt;text-align:justify;text-indent: 28.05pt;">Конечно,
-
28.05pt;'><span style='letter-spacing:-.25pt'>Конечно,
+
всякий согласится с тем, что интеллигенция, эта аристократия Духа, принадлежит к Культуре и только в случае такого
-
всякий согласится с тем, что интелли­</span><span style='
+
объединения можно приветствовать
-
letter-spacing:-.4pt'>генция, эта аристократия Духа, принадлежит к Куль­</span><span
+
это новое литературное понятие.</p>
-
style='letter-spacing:-.3pt'>туре и только в случае такого
+
-
объединения можно </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>приветствовать
+
-
это новое литературное понятие.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:.7pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;
+
<p style="margin-left:.7pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">В таком
-
'><span style='letter-spacing:-.15pt'>В таком
+
случае воспитание вкуса, конечно, принадлежит прежде всего интеллигенции, и не только принадлежит, но является ее
-
случае воспитание вкуса, конечно, при­</span><span style='
+
обязанностью, не выполняя
-
letter-spacing:-.3pt'>надлежит прежде всего интеллигенции, и не только </span><span
+
которую, интеллигенция не имеет права на существование и сама себя осуждает на одичание.</p>
-
style='letter-spacing:-.1pt'>принадлежит, но является ее
+
-
обязанностью, не вы­</span><span style='letter-spacing:-.15pt'>полняя
+
-
которую, интеллигенция не имеет права на </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.1pt'>существование и сама себя осуждает на одичание.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Воспитание же вкуса не может быть
-
style='letter-spacing:-.1pt'>Воспитание же вкуса не может быть
+
чем-то отвлеченным.
-
чем-то от­</span><span style='letter-spacing:-.4pt'>влеченным.
+
Прежде всего это есть действенный подвиг во всех областях жизни, ибо где же может бать граница служению музам древних
-
Прежде всего это есть действенный под­</span><span style='
+
эллинов? Если древние
-
letter-spacing:-.2pt'>виг во всех областях жизни, ибо где же может бать</span> <!--[if gte vml 1]><v:line
+
понимали во всем действенном объеме это служение и приложения в жизнь этих прекрасных начал, то нам-то разве не будет
-
id="_x0000_s1026" style='position:absolute;left:0;text-align:left;z-index:1;
+
стыдно, если мы в предрассудках
-
mso-position-horizontal-relative:margin;mso-position-vertical-relative:text'
+
и ханжестве обрежем все лучезарные крылья огненно сверкающих ангелов?</p>
-
from="-75.85pt,31.2pt" to="-75.85pt,91.7pt" o:allowincell="f" strokeweight=".5pt">
+
-
<w:wrap anchorx="margin"/>
+
-
</v:line><![endif]--><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>граница служению музам древних
+
-
эллинов? Если </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>древние
+
-
понимали во всем действенном объеме это </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.05pt'>служение и приложения в жизнь этих прекрасных </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>начал, то нам-то разве не будет
+
-
стыдно, если мы в </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>предрассудках
+
-
и ханжестве обрежем все лучезарные </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.1pt'>крылья огненно сверкающих ангелов?</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><span
+
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Когда мы предлагаем этику как школьный
-
style='letter-spacing:-.2pt'>Когда мы предлагаем этику как школьный
+
предмет, как предмет
-
пред­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>мет, как предмет
+
наиболее увлекательный, обширный, полный созидающих начал, мы тем самым предполагаем и преобразование вкуса
-
наиболее увлекательный, обшир­</span><span style='letter-spacing:
+
как защиту от безобразия.</p>
-
-.15pt'>ный, полный созидающих начал, мы тем самым </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>предполагаем и преобразование вкуса
+
-
как защиту от </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>безобразия.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Андромеда
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.15pt'>Андромеда
+
говорит: «И я принесла тебе Огонь». И древний эллин вслед за Эврипидом понимает, какой этот Огонь и почему он так
-
говорит: «И я принесла тебе Огонь». </span><span style='letter-spacing:
+
драгоценен. Мы же в
-
-.05pt'>И древний эллин вслед за Эврипидом понимает, </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>какой этот Огонь и почему он так
+
-
драгоценен. Мы </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>же в
+
большинстве случаев будем твердить эти вдохновляющие, ведущие слова как
большинстве случаев будем твердить эти вдохновляющие, ведущие слова как
-
фосфорную спичку. </span><span style='letter-spacing:-.2pt'>Мы
+
фосфорную спичку. Мы
-
наклеили высокое понятие фосфора </span><span style='letter-spacing:
+
наклеили высокое понятие фосфора – носителя света
-
.15pt'></span><span style='letter-spacing:-.2pt'> носите­ля света
+
на спичку и зажигаем ею наш охладевший очаг, чтобы сварить похлебку на сегодня. А где же оно завтра, это светлое, чудное
-
на спичку и зажигаем ею наш охладевший </span><span style='
+
Завтра?</p>
-
letter-spacing:-.15pt'>очаг, чтобы сварить похлебку на сегодня. А где же </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>оно завтра, это светлое, чудное
+
-
Завтра?</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Мы
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.15pt'>Мы
+
забыли о нем. Мы забыли, потому что мы утратили поиски, утратили утонченный
забыли о нем. Мы забыли, потому что мы утратили поиски, утратили утонченный
-
вкус, кото­</span><span style='letter-spacing:.15pt'>рый устремляет
+
вкус, который устремляет
-
нас к улучшению, к мечтам, к </span><span style=''>сознанию. Мечты
+
нас к улучшению, к мечтам, к сознанию. Мечты
-
для нас сделались снами прехо­<span style='letter-spacing:-.15pt'>дящими, но
+
для нас сделались снами преходящими, но
-
ведь неумеющий мечтать и не принад­</span><span style='letter-spacing:-.3pt'>лежит
+
ведь неумеющий мечтать и не принадлежит
-
к жизни будущей, не принадлежит к роду че­</span>ловеческому с высоким образом.</span></p>
+
к жизни будущей, не принадлежит к роду человеческому с высоким образом.</p>
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:.95pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-left:.95pt;text-align:justify;text-indent: 28.05pt;">Даже
-
28.05pt;'><span style='letter-spacing:-.45pt'>Даже
+
та простая истина, что мечта о будущем есть первое отличие человека от животного, уже превратилась в трюизм. Но сам трюизм
-
та простая истина, что мечта о будущем есть </span><span style='
+
сделался не общепринятой истиной, как должно
-
letter-spacing:-.3pt'>первое отличие человека от животного, уже превра­</span><span
+
было бы быть, но стал синонимом истины, о
-
style='letter-spacing:-.25pt'>тилась в трюизм. Но сам трюизм
+
которой не следует думать. Тем не менее, несмотря ни на что, даже во время самых больших трудностей не отложим мысль о воспитании вкуса, не отложим мысль о предмете живоносной этики. Не забудем об искусстве мышления и будем помнить о сокровище сердца.</p>
-
сделался не обще­</span><span style=''>принятой истиной, как должно
+
-
было бы быть, но <span style='letter-spacing:-.05pt'>стал синонимом истины, о
+
-
которой не следует ду­</span>мать. Тем не менее, несмотря ни на что, даже во <span
+
-
style='letter-spacing:-.3pt'>время самых больших трудностей не отложим мысль </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>о воспитании вкуса, не отложим мысль о предмете </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>живоносной этики. Не забудем об иску</span></span><span
+
-
lang=UK style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:UK'>сстве</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'> мышле­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>ния и будем помнить о сокровище сердца.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-right:1.2pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">«Некий
-
1.0cm;'><span style='letter-spacing:-.05pt'>«Некий
+
отшельник оставил свое уединение и вышел с вестью, говоря каждому встречному: «Имеешь сердце». Когда же его спросили, отчего он не говорит о милосердии, о терпении, о преданности, о любви и всех благих основах жизни, он отвечал: «Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложится». Действительно, можем ли обратиться к любви, если ей негде пребывать? Или где поместится терпение, если обитель его закрыта? Так, чтобы не терзаться неприложимыми благами, нужно создать для
-
отшельник оставил свое уединение и </span><span style='letter-spacing:
+
них сад, который откроется среди осознания сердца. Станем же твердо на основе сердца и поймем, что без сердца мы – шелуха погибшая. Так
-
-.35pt'>вышел с вестью, говоря каждому встречному: «Име­</span><span
+
заповедуют мудрые. Так и примем, и приложим.</p>
-
style=''>ешь сердце». Когда же его спросили, отчего он не <span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>говорит о милосердии, о терпении, о преданности, </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>о любви и всех благих основах жизни, он отвечал: </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.3pt'>«Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложит­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.15pt'>ся». Действительно, можем ли обратиться к любви, </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>если ей негде пребывать? Или где поместится терпе­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>ние, если обитель его закрыта? Так, чтобы не тер­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.3pt'>заться неприложимыми благами, нужно создать для
+
-
них сад, который откроется среди осознания сердца. </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>Станем же твердо на основе сердца и поймем, что </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>без сердца мы </span><span style='letter-spacing:
+
-
.15pt'></span><span style='letter-spacing:-.35pt'> шелуха погибшая. Так
+
-
заповедуют </span>мудрые. Так и примем, и приложим.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:1.45pt;margin-bottom:
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:1.45pt;margin-bottom: 0cm;margin-left:.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Без
-
0cm;margin-left:.5pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;
+
неустанного познавания Прекрасного, без неутомимого утончения сердца и сознания мы сделаем и законы земного существования и
-
'><span style='letter-spacing:-.3pt'>Без
+
жестокими, и омертвелыми
-
неустанного познавания Прекрасного, без не­</span><span style='
+
в человеконенавистничестве. Иначе говоря, будем способствовать самой низменной гибели.</p>
-
letter-spacing:-.15pt'>утомимого утончения сердца и сознания мы сдела­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.25pt'>ем и законы земного существования и
+
-
жестокими, и </span><span style='letter-spacing:-.05pt'>омертвелыми
+
-
в человеконенавистничестве. Иначе </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.25pt'>говоря, будем способствовать самой низменной ги­бели.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:1.7pt;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:1.7pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Сказано:
-
margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;
+
«Sub pretextu juris summum jus saepe summa injuria, suaviter
-
'><span style='letter-spacing:-.35pt'>Сказано</span><span
+
in modo, fortifer in re»<ref> <i>Sub </i><i>pretextu </i><i>juris </i><i>summum </i><i>jus </i><i>saepe </i><i>sum</i><i>ma </i><i>injuria, </i><i>suaviter</i><i>in </i><i>modo, </i><i>fortifer</i><i>in </i><i>re» (лат.)</i> – Под тогою закона высшее право – высшая
-
lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>:
+
-
«Sub pretextu juris summum jus saepe sum</span><span lang=EN-US
+
-
style='letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>ma injuria, suaviter
+
-
in modo, fortifer in re»<ref> <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>Sub</span> </i><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style='
+
-
letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>pretextu</span> </i><i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'><span lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:
+
-
EN-US'>juris</span> </i><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style='
+
-
letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>summum</span> </i><i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'><span lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:
+
-
EN-US'>jus</span> </i><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style='
+
-
letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>saepe</span> </i><i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'><span lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:
+
-
EN-US'>sum</span></i><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US
+
-
style='letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>ma</span> </i><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style='
+
-
letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>injuria</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>, </span></i><i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'><span lang=EN-US style='letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:
+
-
EN-US'>suaviter</span></i><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US
+
-
style='letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>in</span> </i><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style='
+
-
letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>modo</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>, </span></i><i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'><span lang=EN-US style='letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:
+
-
EN-US'>fortifer</span></i><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US
+
-
style='letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>in</span> </i><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style='
+
-
letter-spacing:-.05pt;mso-ansi-language:EN-US'>re</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>» (лат.)</span></i><span style='
+
-
letter-spacing:-.05pt'> – Под тогою закона высшее право – высшая
+
несправедливость, ибо зачастую по способу мягкое – по существу жестко.
несправедливость, ибо зачастую по способу мягкое – по существу жестко.
-
(Изречение составлено из двух крылатых выражений).</span></ref>.</span></p>
+
(Изречение составлено из двух крылатых выражений).</ref>.</p>
-
<p class=MsoNormal align=right style='margin-right:.5pt;text-align:right;
+
<p align=right style="margin-right:.5pt;text-align:right; text-indent:1.0cm;"><i>Николай Рерих</i></p>
-
text-indent:1.0cm;'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
style='letter-spacing:-.3pt'>Николай Рерих</span></i></p>
+
-
<p class=MsoNormal align=right style='margin-right:.7pt;text-align:right;
+
<p align=right style="margin-right:.7pt;text-align:right; text-indent:1.0cm;"><i>Гималаи</i></p>
-
text-indent:1.0cm;'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
style='letter-spacing:-.5pt'>Гималаи</span></i></p>
+
-
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:1.0cm;
+
<p align=right style="text-align:right;text-indent:1.0cm;"><i>24 мая 1932</i></p>
-
'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='letter-spacing:-.25pt'>24 мая 1932</span></i></p>
+
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
 +
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Николай Рерих
  • Дата : 24.05.1932
  • Издание: Сфера
  • Адрес отправителя: Гималаи

ПОЗНАВАНИЕ ПРЕКРАСНОГО

 (Из книги «Агни»)

Платон заповедал в трактатах о государственности:

«Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души». «Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасномыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовать с ним свой быт».

Конечно, слово «музыка» в данном случае мы не должны понимать в качестве общепринятого теперь музыкального образования в тесном значении. У афинян музыка, как служение всем музам, имела гораздо более глубокое и обширное значение, нежели у нас. Это понятие обнимало не только гармонию тонов, но и всю поэзию, всю область высокого чувства, высокой формы и творчества вообще в лучшем смысле. Служение музам было настоящим воспитанием вкуса, который во всем познаёт прекрасное. Вот к этому действенно прекрасному нам и придется опять вернуться, если только идеи высокого Строительства не отринуты человечеством.

Гиппиас Майор (красота) диалога Платона не есть облачная отвлеченность, но поистине живущее благородное понятие. Прекрасное в себе! Ощутительное и познаваемое. В этой познаваемости заключается вдохновляющее, поощряющее напутствие к изучению и внедрению всех заветов прекрасного. «Философская мораль» Платона одухотворена чувством прекрасного. И разве сам Платон, проданный в рабство ненавистью тирана Дионисия, а затем живущий и восстановленный в садах Академии, не доказал примером своим жизненность прекрасного пути?

Конечно, и гимнастика Платона вовсе не современный нам футбол или кулачное антикультурное разбитие носов. Гимнастика Платона — это тоже врата к Прекрасному, дисциплина гармонии и возвышение тела в сферы одухотворенные.

Мы говорили о введении в школах курса этики жизни, курса искусства мыслить. Без воспитания общего познания Прекрасного, конечно, и два названные курса опять останутся мертвою буквою. Опять в течение всего нескольких лет высокие живые понятия этики обратятся в мертвенную догму, если не будут напитаны прекрасным.

Многие живые понятия древнего мира приобрели в нашем обиходе вместо, казалось бы, заслуженного расширения, наоборот, умаление и обеднение. Так, обширное и высокое служение музам обратилось в узкое понятие игры на одном инструменте. Ведь когда вы слышите сейчас слово «музыка», вы себе прежде всего представляете урок музыки со всеми наслоившимися ограничениями. Когда вы слышите слово «Музей», вы понимаете его как складочное место для тех или иных предметов искусства. И как всякое складочное место, это понятие вызывает в вас некоторую долю мертвенности. И это ограниченное понятие музея-хранилища, складочного места так глубоко вошло в наше понимание, что когда вы произносите понятие в первоначальном его значении, а именно Музеон, то никто уже не понимает, что вы хотите этим сказать. Между тем каждый эллин вовсе даже не самого высокого образования понял бы, что Музеон есть прежде всего Дом муз.

Прежде всего Музеон есть Обитель всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их. Потому часто вы можете слышать, что люди не могут понять, каким образом Музей, как таковой, может заниматься всеми родами искусства, может заниматься воспитанием вкуса и распространением чувства Прекрасного в существе.

В данном случае мы вспомнили заветы Платона. Так же точно мы могли бы вспомнить и Пифагора с его Законами о Прекрасном, с его незыблемыми основами светлых мировых утверждений. Древние эллины дошли до того утончения, что возглавили свой Пантеон Алтарем Неведомому Богу. В этом возвышении духа они приблизились к утонченно несказуемому понятию древних индусов, которые, произнося «нети, нети», вовсе не хотели этим сказать какое-либо отрицание, наоборот, говоря «не То, не То», они лишь указывали несказуемое величие непроизносимого Понятия.

При этом эти великие понятия не были чем-то отвлеченным, чем-то живущим лишь в разуме и рассудке, нет, они жили в самом сердце как нечто живое, живоносное, неотъемлемое и неистребимое. В сердце пылал тот же огонь священный, который слагал огненные Заветы и Синаитских отшельников. Тот же огонь сложил драгоценные облики Св. Терезы, Св. Франциска, Св. Сергия и отцов «Добротолюбия»1, много знавших и в конце концов мало понятых.

Мы говорим о воспитании вкуса как об акте действительно государственного значения. Когда мы говорим о Живой Этике, которая должна стать любимым часом каждого ребенка, тогда мы и взываем к современному сердцу, прося его расшириться хотя бы до размеров заветов древности.

Разве можно считать естественным фактом, что понятие, так ярко выраженное уже во времена Пифагора и Платона, могло бы так сузиться и потерять истинное значение после всех веков так называемого развития. Пифагор уже в пятом веке символизировал собою целую стройную «жизнь пифагорейскую». Пифагор утвердил музыку и астрономию как сестер в науке. Пифагор, названный ханжами шарлатаном, должен ужасаться, видя, как вместо стройного развития разбита и искривлена наша современная жизнь, не знающая прекрасного гимна Солнцу – Свету.

В наши дни даже в печати иногда сообщаются странные формулы, как, например, недавно сказанная формула о том, что расцвет интеллектуальности является признаком вырождения. Формула очень странная, если только автор не придает слову «интеллектуальность» какое-то особо суженное понятие. Если, конечно, мы возьмем интеллектуальность лишь как выражение одного условного засушенного рассудка, то, конечно, эта формула справедлива. Но опасно одно – а именно, не считает ли автор интеллектуальность как интеллигентность, которая должна быть связана, прежде всего, воспитанием вкуса как действенного в жизни начала.

В наших глазах создалось на Западе новое перенятое слово «интеллигенция». Сперва на этого новопришельца несколько косились, но затем оно вошло в литературу. Является вопрос, предполагается ли это понятие как выражение интеллекта, или же оно по древним заветам символизирует вообще сознательное воспитание вкуса?

Если оно есть символ сознания и утонченного и расширенного, то будем приветствовать всякое такое нововведение, которое, может быть, еще раз напомнит нам о древних прекрасных корнях.

В письме о «синтезе» вспоминались различия понятий Культуры и Цивилизации. Оба эти понятия достаточно обособлены даже в обычных словарях. Потому не будем возвращаться к этим двум последовательным понятиям, даже если бы кто-то и удовлетворялся одним низшим понятием Цивилизации, не мечтая о Культуре.

Но, вспомнив про интеллигенцию, позволительно будет спросить, принадлежит ли это понятие к Цивилизации как к выражению интеллекта, или же оно захватывает и высшую ступень – а именно, входит уже в состояние Культуры, в которой действуют уже сердце, дух. Конечно, если бы мы предположили, что слово «интеллигенция» должно относиться лишь к стадии рассудка, то его не стоило бы вводить в новый обиход. Можно допустить нововведение там, где оно действительно вносит что-то новое или, по крайней мере, достаточно обновляет древние Заветы в рамках современности.

Конечно, всякий согласится с тем, что интеллигенция, эта аристократия Духа, принадлежит к Культуре и только в случае такого объединения можно приветствовать это новое литературное понятие.

В таком случае воспитание вкуса, конечно, принадлежит прежде всего интеллигенции, и не только принадлежит, но является ее обязанностью, не выполняя которую, интеллигенция не имеет права на существование и сама себя осуждает на одичание.

Воспитание же вкуса не может быть чем-то отвлеченным. Прежде всего это есть действенный подвиг во всех областях жизни, ибо где же может бать граница служению музам древних эллинов? Если древние понимали во всем действенном объеме это служение и приложения в жизнь этих прекрасных начал, то нам-то разве не будет стыдно, если мы в предрассудках и ханжестве обрежем все лучезарные крылья огненно сверкающих ангелов?

Когда мы предлагаем этику как школьный предмет, как предмет наиболее увлекательный, обширный, полный созидающих начал, мы тем самым предполагаем и преобразование вкуса как защиту от безобразия.

Андромеда говорит: «И я принесла тебе Огонь». И древний эллин вслед за Эврипидом понимает, какой этот Огонь и почему он так драгоценен. Мы же в большинстве случаев будем твердить эти вдохновляющие, ведущие слова как фосфорную спичку. Мы наклеили высокое понятие фосфора – носителя света на спичку и зажигаем ею наш охладевший очаг, чтобы сварить похлебку на сегодня. А где же оно завтра, это светлое, чудное Завтра?

Мы забыли о нем. Мы забыли, потому что мы утратили поиски, утратили утонченный вкус, который устремляет нас к улучшению, к мечтам, к сознанию. Мечты для нас сделались снами преходящими, но ведь неумеющий мечтать и не принадлежит к жизни будущей, не принадлежит к роду человеческому с высоким образом.

Даже та простая истина, что мечта о будущем есть первое отличие человека от животного, уже превратилась в трюизм. Но сам трюизм сделался не общепринятой истиной, как должно было бы быть, но стал синонимом истины, о которой не следует думать. Тем не менее, несмотря ни на что, даже во время самых больших трудностей не отложим мысль о воспитании вкуса, не отложим мысль о предмете живоносной этики. Не забудем об искусстве мышления и будем помнить о сокровище сердца.

«Некий отшельник оставил свое уединение и вышел с вестью, говоря каждому встречному: «Имеешь сердце». Когда же его спросили, отчего он не говорит о милосердии, о терпении, о преданности, о любви и всех благих основах жизни, он отвечал: «Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложится». Действительно, можем ли обратиться к любви, если ей негде пребывать? Или где поместится терпение, если обитель его закрыта? Так, чтобы не терзаться неприложимыми благами, нужно создать для них сад, который откроется среди осознания сердца. Станем же твердо на основе сердца и поймем, что без сердца мы – шелуха погибшая. Так заповедуют мудрые. Так и примем, и приложим.

Без неустанного познавания Прекрасного, без неутомимого утончения сердца и сознания мы сделаем и законы земного существования и жестокими, и омертвелыми в человеконенавистничестве. Иначе говоря, будем способствовать самой низменной гибели.

Сказано: «Sub pretextu juris summum jus saepe summa injuria, suaviter in modo, fortifer in re»[1].

Николай Рерих

Гималаи

24 мая 1932


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно