ПРИКАЗ КАЧЕСТВА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Николай Рерих||17.06.1932|Сфера|Гималаи|}}<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;text-align:center;'><b style='mso-bidi-font-weight:normal'><span style='letter-spacing:-.2pt'> ПРИКАЗ </span></b><span
+
{{LetterInfo|Николай Рерих||17.06.1932|Сфера|Гималаи|}}<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;text-align:center;'><b> ПРИКАЗ КАЧЕСТВА</b></p>
-
class=GramE><span style='mso-bookmark:Приказ'><b style='mso-bidi-font-weight:
+
-
normal'><span style='letter-spacing:-.2pt'>КАЧЕСТВА</span></b></span></span></p>
+
<p class=MsoNormal style='margin-top:6.0pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm;
<p class=MsoNormal style='margin-top:6.0pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm;
margin-left:.85pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.5pt;
margin-left:.85pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.5pt;
'><span style='letter-spacing:-.3pt'><span
'><span style='letter-spacing:-.3pt'><span
-
style='mso-spacerun:yes'> </span>«Если хочешь опередить свою тень, обратись ли­</span><span
+
style='mso-spacerun:yes'> </span>«Если хочешь опередить свою тень, обратись ли­цом к солнцу. Брат, делай все лучше,
-
style='letter-spacing:-.1pt'>цом к солнцу. Брат, делай все лучше,
+
трудись радостнее».</span></p>
-
трудись ра</span><span style='letter-spacing:-.25pt'>достнее».</span></p>
+
<p class=MsoNormal style='margin-top:.5pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm;
<p class=MsoNormal style='margin-top:.5pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm;
margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.5pt;
margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.5pt;
'><span style='letter-spacing:-.2pt'>В известный
'><span style='letter-spacing:-.2pt'>В известный
-
период синтеза деятельность долж­</span><span style='letter-spacing:
+
период синтеза деятельность долж­на сконцентрировать качество выявления. Количество, как известные массовые вестники,
-
-.1pt'>на сконцентрировать качество выявления. Количе</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.3pt'>ство, как известные массовые вестники,
+
может быть </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>иногда
может быть </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>иногда
допускаемо в делах высшей Культуры, но </span><span style='
допускаемо в делах высшей Культуры, но </span><span style='
Строка 26: Строка 21:
качество и изысканное меньшинство всегда были двигателями настоящих достижений </span><span
качество и изысканное меньшинство всегда были двигателями настоящих достижений </span><span
style='letter-spacing:-.25pt'>Культуры. Очень часто даже в хороших
style='letter-spacing:-.25pt'>Культуры. Очень часто даже в хороших
-
речах и пи­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>саниях о
+
речах и пи­саниях о
Культуре проскальзывает, что Культура начинается там, где люди знают, как
Культуре проскальзывает, что Культура начинается там, где люди знают, как
использовать </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>досуги
использовать </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>досуги
Строка 32: Строка 27:
досуга. Если под </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>досугом
досуга. Если под </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>досугом
мы поймем все время вне нашей рутинной </span><span style='
мы поймем все время вне нашей рутинной </span><span style='
-
letter-spacing:-.35pt'>работы, как мы иногда называли ее – временем тру­</span><span
+
letter-spacing:-.35pt'>работы, как мы иногда называли ее – временем тру­да </span><span style='
-
style='letter-spacing:-.25pt'>да </span><span style='
+
letter-spacing:-.35pt'>–</span><span style='letter-spacing:-.25pt'>
letter-spacing:-.35pt'>–</span><span style='letter-spacing:-.25pt'>
пранаямы, тогда так называемый досуг явится лишь средоточием на изыскании высокого
пранаямы, тогда так называемый досуг явится лишь средоточием на изыскании высокого
-
качества всей нашей деятельности. Сконцентрированные ка­</span><span
+
качества всей нашей деятельности. Сконцентрированные ка­чественные удары собранной энергии, прекрасно <span
-
style=''>чественные удары собранной энергии, прекрасно <span
+
style='letter-spacing:-.25pt'>звучат они в пространстве и пробуждают звучанием </span><span
style='letter-spacing:-.25pt'>звучат они в пространстве и пробуждают звучанием </span><span
style='letter-spacing:-.1pt'>своим сердца народов.</span></span></p>
style='letter-spacing:-.1pt'>своим сердца народов.</span></span></p>
Строка 43: Строка 36:
<p class=MsoNormal style='margin-left:.25pt;text-align:justify;text-indent:
<p class=MsoNormal style='margin-left:.25pt;text-align:justify;text-indent:
28.05pt;'><span style='letter-spacing:-.4pt'>Качественность
28.05pt;'><span style='letter-spacing:-.4pt'>Качественность
-
пробуждает и другую столь необ­</span><span style='letter-spacing:
+
пробуждает и другую столь необ­ходимую в эволюционных процессах особенность:</span> <span
-
-.1pt'>ходимую в эволюционных процессах особенность:</span> <span
+
style='letter-spacing:-.25pt'>она пробуждает действительную
style='letter-spacing:-.25pt'>она пробуждает действительную
ответственность за </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>все
ответственность за </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>все
исходящее, хотя бы в одном утверждении или </span><span style='
исходящее, хотя бы в одном утверждении или </span><span style='
-
letter-spacing:-.05pt'>предупреждении, хотя бы оно являлось новою фа­</span><span
+
letter-spacing:-.05pt'>предупреждении, хотя бы оно являлось новою фа­зою утончения чего-то, казалось бы,
-
style='letter-spacing:-.1pt'>зою утончения чего-то, казалось бы,
+
уже известно­го.
-
уже известно­</span><span style='letter-spacing:-.4pt'>го.
+
Величайшая драма часто скрывается в этом будто </span><span style='
Величайшая драма часто скрывается в этом будто </span><span style='
letter-spacing:-.1pt'>бы уже известном. Это «известное» попадает в тот </span><span
letter-spacing:-.1pt'>бы уже известном. Это «известное» попадает в тот </span><span
Строка 61: Строка 52:
28.05pt;'><span style='letter-spacing:-.05pt'>Устремление
28.05pt;'><span style='letter-spacing:-.05pt'>Устремление
к качественности обратит нас ко </span><span style=''>многим
к качественности обратит нас ко </span><span style=''>многим
-
аксиомам жизни, которые придется опять <span style='letter-spacing:-.15pt'>вернуть
+
аксиомам жизни, которые придется опять вернуть к проблемам, настолько они требуют утон­чения, обострения и устремления
-
к проблемам, настолько они требуют утон­</span>чения, обострения и устремления
+
с новых точек нашего бытия. «</span><span
-
с новых точек <span style='letter-spacing:-.35pt'>нашего бытия. «</span></span><span
+
lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>Non</span> <span lang=EN-US
lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>Non</span> <span lang=EN-US
style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>multa</span> <span lang=EN-US
style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>multa</span> <span lang=EN-US
Строка 281: Строка 271:
<p class=MsoNormal style='margin-top:.5pt;margin-right:.25pt;margin-bottom:
<p class=MsoNormal style='margin-top:.5pt;margin-right:.25pt;margin-bottom:
0cm;margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
0cm;margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
-
27.8pt;'><span style='letter-spacing:-.15pt'>Не
+
27.8pt;'>Не мечтать во снах, но выявлять в жизни обязы­вает нас ответственность перед Культурою. И эта ответственность, поистине,
-
мечтать во снах, но выявлять в жизни обязы­</span><span style='
+
распространяется не на какие-то заоблачные мечты редких праздничных дней, но должна быть запечатлена во всей
-
letter-spacing:-.1pt'>вает нас ответственность перед Культурою. И эта </span><span
+
каждодневности. Качество, красота, торжественность в любви во всей
-
style='letter-spacing:-.2pt'>ответственность, поистине,
+
неудержимости и беспредельности ткут несломимые крылья духа. Качество, качество, качество! Во всем и всегда!</p>
-
распространяется не на </span><span style='letter-spacing:-.05pt'>какие-то
+
-
заоблачные мечты редких праздничных дней, но должна быть запечатлена во всей
+
-
каждо</span><span style=''>дневности. Качество, красота,
+
-
торжественность в <span style='letter-spacing:-.1pt'>любви во всей
+
-
неудержимости и беспредельности </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>ткут
+
-
несломимые крылья духа. Качество, качество, </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.2pt'>качество! Во всем и всегда!</span></span></p>
+
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.25pt;margin-bottom:0cm;
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.25pt;margin-bottom:0cm;
Строка 297: Строка 280:
'><span style='letter-spacing:-.05pt'>Конечно,
'><span style='letter-spacing:-.05pt'>Конечно,
всегда найдутся и сатанинские твари, </span><span style='
всегда найдутся и сатанинские твари, </span><span style='
-
letter-spacing:-.2pt'>которые на все духовное, на все прекрасное проши</span><span
+
letter-spacing:-.2pt'>которые на все духовное, на все прекрасное прошипят: «К черту Культуру – деньги на
-
style='letter-spacing:-.35pt'>пят: «К черту Культуру – деньги на
+
стол». Но не за­видна мрачная участь таких сатанистов. По счастью, </span><span
стол». Но не за­видна мрачная участь таких сатанистов. По счастью, </span><span
style='letter-spacing:-.25pt'>«Свет побеждает тьму».</span></p>
style='letter-spacing:-.25pt'>«Свет побеждает тьму».</span></p>
Строка 309: Строка 291:
не приветствовать тех, кто </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>благородною
не приветствовать тех, кто </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>благородною
борьбою своею помогает государству </span><span style='letter-spacing:
борьбою своею помогает государству </span><span style='letter-spacing:
-
-.1pt'>вписывать незабываемые страницы лучших дости­</span><span
+
-.1pt'>вписывать незабываемые страницы лучших дости­жений! Ведь эта борьба с самою
-
style='letter-spacing:-.2pt'>жений! Ведь эта борьба с самою
+
сгущенною темно­тою необычайно трудна, но зато
-
сгущенною темно­</span><span style=''>тою необычайно трудна, но зато
+
она и составляет <span style='letter-spacing:-.15pt'>тот истинный подвиг,
она и составляет <span style='letter-spacing:-.15pt'>тот истинный подвиг,
-
который запечатлевается на­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>веки и
+
который запечатлевается на­веки и
-
составляет лучшие путеводные вехи моло­</span><span style='letter-spacing:.05pt'>дым
+
составляет лучшие путеводные вехи моло­дым
поколениям.</span></span></p>
поколениям.</span></span></p>
Строка 320: Строка 301:
margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt;
margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt;
'><span style='letter-spacing:-.05pt'>Благородное
'><span style='letter-spacing:-.05pt'>Благородное
-
стремление создает и неиссякае­</span><span style='letter-spacing:
+
стремление создает и неиссякае­мость сил и растит тот светлый энтузиазм, о кото­ром горят глаза и звучит сердце
-
-.15pt'>мость сил и растит тот светлый энтузиазм, о кото­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>ром горят глаза и звучит сердце
+
человеческое. Во </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>имя
человеческое. Во </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>имя
-
бездонной Красоты сердца человеческого и сой­</span><span style='
+
бездонной Красоты сердца человеческого и сой­демся и укрепимся в светлой победе Культуры.</span></p>
-
letter-spacing:-.05pt'>демся и укрепимся в светлой победе Культуры.</span></p>
+
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;'><i
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;'><i

Версия 05:59, 28 февраля 2010

Информация о письме
  • От кого: Николай Рерих
  • Дата : 17.06.1932
  • Издание: Сфера
  • Адрес отправителя: Гималаи

ПРИКАЗ КАЧЕСТВА

 «Если хочешь опередить свою тень, обратись ли­цом к солнцу. Брат, делай все лучше, трудись радостнее».

В известный период синтеза деятельность долж­на сконцентрировать качество выявления. Количество, как известные массовые вестники, может быть иногда допускаемо в делах высшей Культуры, но движение Культуры никогда не запечатлевалось ни количеством, ни большинством.

Высокое качество и изысканное меньшинство всегда были двигателями настоящих достижений Культуры. Очень часто даже в хороших речах и пи­саниях о Культуре проскальзывает, что Культура начинается там, где люди знают, как использовать досуги свои. Это может быть верно лишь постольку, поскольку мы условимся о понятии досуга. Если под досугом мы поймем все время вне нашей рутинной работы, как мы иногда называли ее – временем тру­да пранаямы, тогда так называемый досуг явится лишь средоточием на изыскании высокого качества всей нашей деятельности. Сконцентрированные ка­чественные удары собранной энергии, прекрасно звучат они в пространстве и пробуждают звучанием своим сердца народов.

Качественность пробуждает и другую столь необ­ходимую в эволюционных процессах особенность: она пробуждает действительную ответственность за все исходящее, хотя бы в одном утверждении или предупреждении, хотя бы оно являлось новою фа­зою утончения чего-то, казалось бы, уже известно­го. Величайшая драма часто скрывается в этом будто бы уже известном. Это «известное» попадает в тот разряд общепринятости, о котором люди более и не помышляют, иначе говоря, не только не утончают, но и не возвышают более эти понятия.

Устремление к качественности обратит нас ко многим аксиомам жизни, которые придется опять вернуть к проблемам, настолько они требуют утон­чения, обострения и устремления с новых точек нашего бытия. «Non multa sed multum»[1] – этот муд­рый совет давался тоже в известные периоды дея­тельности. Нельзя начинать знаменование Культу­ры с молчания. Молчальники-отшельники уходили от Мира лишь после известной деятельности, когда само их молчание являлось уже громовым духов­ным зовом и целением немощей.

Как прекрасно сосредоточенное ответственное движение резца ваятеля, который после грубого оформления подходит к выявлению тончайших по­кровов, причем малейшее отступление верности руки наносит непоправимое искажение. Пока вая­тель находится в сфере первобытных оформлений, рука его может позволить себе иногда или слишком углубленный, или поверхностный, извилистый удар резца. Но когда он подходит к окончательному вы­ражению, преступить которое значило бы вер­нуться к хаосу, то творческий энтузиазм его возвы­шается и великою ответственностью за каждое дви­жение его руки. В это время ваятель, может быть, еще чаще отойдет от своего произведения, чаще взглянет на него с разных углов зрения, чтобы, при­близившись, запечатлеть неповторяемое прикосно­вение. Там, где в первые дни работы ваятель мог и словесно выражать свои намерения, там при завер­шительных ударах он больше молчит, углубляется, зная, что он ответит за все, им завершенное.

Качественность, воздвигнутая всем комплексом обстоятельств, вносит в дело строения особую духовную радость. Переходящий горный поток не мо­жет позволить себе ни единого неверного движения. Также следуя по струне через бездну, мы как бы даже теряем часть нашего физического веса и, сер­дечно прикрепленные к духовным нитям, почти перелетаем гибельные пропасти.

Назовете ли это энтузиазмом, или возвышением духа, или совершенством качества всех движений и помыслов, или высочайшею торжественностью всех чувств наших, безразличны эти наименования. Тот, кто не поймет торжественности в любви, тор­жества качества, тому и все прочие наименования будут лишь камнями, грохочущими в горном потоке.

Не в грохотании звонких слов лежит суждение о высоком качестве. В собранной торжественности сердца решается это судбище вечности. Если мы дерзаем произносить слово «Культура», значит, прежде всего, мы ответственны за качество. Корень слова «Культур[а]>> есть высшее служение совершен­ствованию, но это и есть наше обязательство по от­ношению к бытию.

В накоплении качества ничто не будет непредусмотрено, ничто не будет забыто и, конечно, ничто не будет своекорыстно извращено. Крупное ли, мел­кое ли своекорыстие так внедрено в жизнь челове­чества целыми веками извращений и отрицаний, что своекорыстие является одним из главных врагов все­го совершенного поверх личного качества.

Как-то рассуждалось в печати о том, не было ли в подвигах, запечатленных человечеством, какого-то своекорыстия? Вопрошалось – не было ли в дейст­виях пастушки Жанны д'Арк какого-либо движения самости, когда она утвердилась на мысли о спасении целого народа? Эти соображения могут приходить в голову лишь людям в существе своем своекорыст­ным. По их мнению, не только подвиги, но даже и дела повседневного благотворения, конечно, вызва­ны лишь разными степенями самости и своекорыс­тия.

Таков закон людей бессердечных, которые, судя по себе, полагают, что все доброе творится или для своекорыстия, или для каких-то земных личных воз­вышений, забывая, что эти земные цветы одноднев­ны, как и пышные цветы кактуса. Бросая всюду об­винение в своекорыстии, прирожденные своекорыстники начинают безумствовать и над Культурою. Они говорят: «Нам не доступны пути святости», точ­но бы обязанности перед Культурою уже были каки­ми-то святыми достижениями.

Кощунники всегда будут ненавистную им реаль­ность забрасывать за облака недосягаемости, чтобы тем легче навсегда отвязаться от нее. Они же охот­но будут покровительствовать кулачным боям, бою быков, состязанию на скорость, доведенную до бес­цельности. Они выдвинут все физические грубейшие выявления, лишь бы хотя отчасти стереть значение всего изысканного творящего. Они готовы передать храм в руки торгашей, надеясь, что по нашим време­нам некому будет изгнать их из Святилища и под­держать то, чем жив дух человеческий.

По счастью, пути совершенствования и высокого качества в существе своем лежат вне рук торгашествующих. О качестве мыслит меньшинство. О качест­ве может мыслить молодое сердце, пока не загрязне­но. По каким бы закоулкам ни вздумало бродить человечество, процесс качества все-таки будет совершаться! Все-таки совершится, ибо подвижничест­во живет в сердце утонченного духа. Вне опубликованных законов находится накопление утончения.

Но не будем входить в сферы несказуемые. Сей­час нужно [твердить] именно о вполне сказуемом понятии качества во всех действиях, во всей произ­водительности. Неустремленные к качеству пусть лучше и не говорят о Культуре.

Культура вовсе не модное, стильно фешенебель­ное понятие. Она есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции. Потому-то осознавшие стрем­ление к качеству не боятся насмешек и повторяют слова апостола Павла: «Когда вы думаете, что мы мертвы, мы все-таки живы». И не только живы, но каждый устремленный к Культуре, иначе говоря к качеству, находит в себе неиссякаемый источник сил и противостояние всему злобному и разруши­тельному. Он-то может повторять мудрое изречение: «Благословенны препятствия, ими растем». Для него каждое выявление препятствия есть лишь возмож­ность возвышения качества.

Чем же будет преоборена грубейшая форма, как не излучением духа, сказавшемся во всем качестве, в качестве каждого действия, каждого дня, каждого помысла. Итак, стремясь к высшим формам цивили­зации, дерзая мыслить даже о Культуре, не забудем, что жизненность стремления создается из высокого качества всех действий.

Не мечтать во снах, но выявлять в жизни обязы­вает нас ответственность перед Культурою. И эта ответственность, поистине, распространяется не на какие-то заоблачные мечты редких праздничных дней, но должна быть запечатлена во всей каждодневности. Качество, красота, торжественность в любви во всей неудержимости и беспредельности ткут несломимые крылья духа. Качество, качество, качество! Во всем и всегда!

Конечно, всегда найдутся и сатанинские твари, которые на все духовное, на все прекрасное прошипят: «К черту Культуру – деньги на стол». Но не за­видна мрачная участь таких сатанистов. По счастью, «Свет побеждает тьму».

Но какие же сердечные выражения привета послать тем, кто бескорыстно, самоотверженно бо­рются за Культуру! Как не приветствовать тех, кто благородною борьбою своею помогает государству вписывать незабываемые страницы лучших дости­жений! Ведь эта борьба с самою сгущенною темно­тою необычайно трудна, но зато она и составляет тот истинный подвиг, который запечатлевается на­веки и составляет лучшие путеводные вехи моло­дым поколениям.

Благородное стремление создает и неиссякае­мость сил и растит тот светлый энтузиазм, о кото­ром горят глаза и звучит сердце человеческое. Во имя бездонной Красоты сердца человеческого и сой­демся и укрепимся в светлой победе Культуры.

Проф. Николай Рерих

17 июня 1932

Гималаи


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно