ПРИКАЗ КАЧЕСТВА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 86: Строка 86:
подходит к выявлению тончайших по­</span>кровов, причем малейшее отступление
подходит к выявлению тончайших по­</span>кровов, причем малейшее отступление
верности <span style='letter-spacing:-.05pt'>руки наносит непоправимое
верности <span style='letter-spacing:-.05pt'>руки наносит непоправимое
-
искажение. Пока вая­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>тель находится в
+
искажение. Пока ваятель находится в
сфере первобытных оформлений, </span><span style='letter-spacing:-.2pt'>рука
сфере первобытных оформлений, </span><span style='letter-spacing:-.2pt'>рука
его может позволить себе иногда или слишком углубленный, или поверхностный,
его может позволить себе иногда или слишком углубленный, или поверхностный,
Строка 97: Строка 97:
-.05pt'>жение его руки. В это время ваятель, может быть, еще чаще отойдет от
-.05pt'>жение его руки. В это время ваятель, может быть, еще чаще отойдет от
своего произведения, чаще </span><span style='letter-spacing:-.2pt'>взглянет на
своего произведения, чаще </span><span style='letter-spacing:-.2pt'>взглянет на
-
него с разных углов зрения, чтобы, при­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>близившись,
+
него с разных углов зрения, чтобы, при­близившись,
запечатлеть неповторяемое прикосно­вение. Там, где в первые дни работы ваятель
запечатлеть неповторяемое прикосно­вение. Там, где в первые дни работы ваятель
мог и</span></span> <!--[if gte vml 1]><v:line id="_x0000_s1027" style='position:absolute;
мог и</span></span> <!--[if gte vml 1]><v:line id="_x0000_s1027" style='position:absolute;
Строка 163: Строка 163:
<p class=MsoNormal style='margin-top:.5pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;
<p class=MsoNormal style='margin-top:.5pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;
-
'><span style='letter-spacing:-.1pt'>Как-то
+
'><span style='letter-spacing:-.1pt'>Как-то рассуждалось в печати о том, не было ли в подвигах, запечатленных человечеством, какого-то своекорыстия? Вопрошалось – не было ли в дейст­виях пастушки Жанны д'Арк какого-либо движения самости, когда она утвердилась на мысли о спасении целого народа? Эти соображения могут приходить в голову лишь людям в существе своем своекорыст­ным. По их мнению, не только подвиги, но даже и дела повседневного благотворения, конечно, вызва­ны лишь разными степенями самости и своекорыс­тия.</span></p>
-
рассуждалось в печати о том, не было ли </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.35pt'>в подвигах, запечатленных человечеством, какого-то
+
-
своекорыстия? Вопрошалось – не было ли в дейст­</span><span style='
+
-
letter-spacing:-.25pt'>виях пастушки Жанны д'Арк какого-либо движения</span> <span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>самости, когда она утвердилась на
+
-
мысли о спасении целого народа? Эти соображения могут приходить в </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>голову лишь людям в существе своем своекорыст­ным.
+
-
По их мнению, не только подвиги, но даже и </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.25pt'>дела повседневного благотворения, конечно, вызва­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.2pt'>ны лишь разными степенями самости и
+
-
своекорыс­</span><span style='letter-spacing:-.15pt'>тия.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;
+
<p class=MsoNormal style='margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;'>Таков закон
-
'><span style='letter-spacing:-.15pt'>Таков закон
+
людей бессердечных, которые, судя по себе, полагают, что все доброе творится или для своекорыстия, или для каких-то земных личных воз­вышений, забывая, что эти земные цветы одноднев­ны, как и пышные цветы кактуса. Бросая всюду об­винение в своекорыстии, прирожденные своекорыстники начинают безумствовать и над Культурою. Они говорят: «Нам не доступны пути святости», точ­но бы обязанности перед Культурою уже были каки­ми-то святыми достижениями.</p>
-
людей бессердечных, которые, судя по себе, полагают, что все доброе творится
+
-
или для </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>своекорыстия,
+
-
или для каких-то земных личных воз­</span><span style='letter-spacing:
+
-
-.3pt'>вышений, забывая, что эти земные цветы одноднев­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.2pt'>ны, как и пышные цветы кактуса. Бросая
+
-
всюду об­</span><span style=''>винение в своекорыстии, прирожденные
+
-
своеко<span style='letter-spacing:-.4pt'>рыстники начинают безумствовать и над
+
-
Культурою. </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>Они говорят: «Нам не
+
-
доступны пути святости», точ­но бы обязанности перед Культурою уже были каки­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.05pt'>ми-то святыми достижениями.</span></span></p>
+
<p class=MsoNormal style='margin-left:.95pt;text-align:justify;text-indent:
<p class=MsoNormal style='margin-left:.95pt;text-align:justify;text-indent:
-
28.05pt;'><span style='letter-spacing:-.3pt'>Кощунники
+
28.05pt;'>Кощунники
-
всегда будут ненавистную им реаль­</span><span style='letter-spacing:
+
всегда будут ненавистную им реаль­ность забрасывать за облака недосягаемости, чтобы тем легче навсегда отвязаться от нее.
-
-.25pt'>ность забрасывать за облака недосягаемости, чтобы </span><span
+
Они же охот­но будут покровительствовать кулачным боям, бою быков, состязанию на скорость, доведенную до бес­цельности. Они выдвинут все физические грубейшие выявления, лишь бы хотя отчасти стереть значение всего изысканного творящего. Они готовы передать храм в руки торгашей, надеясь, что по нашим време­нам некому будет изгнать их из Святилища и под­держать то, чем жив дух человеческий.</p>
-
style='letter-spacing:-.15pt'>тем легче навсегда отвязаться от нее.
+
-
Они же охот­</span><span style='letter-spacing:-.2pt'>но будут
+
-
покровительствовать кулачным боям, бою </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.25pt'>быков, состязанию на скорость, доведенную до бес­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.4pt'>цельности. Они выдвинут все физические
+
-
грубейшие </span><span style='letter-spacing:-.2pt'>выявления, лишь
+
-
бы хотя отчасти стереть значение </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.3pt'>всего изысканного творящего. Они готовы передать </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.4pt'>храм в руки торгашей, надеясь, что по
+
-
нашим време­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>нам некому
+
-
будет изгнать их из Святилища и под­держать то, чем жив дух человеческий.</span></p>
+
<p class=MsoNormal style='margin-left:1.7pt;text-align:justify;text-indent:
<p class=MsoNormal style='margin-left:1.7pt;text-align:justify;text-indent:
-
28.05pt;'><span style='letter-spacing:-.35pt'>По
+
28.05pt;'>По счастью, пути совершенствования и высокого качества в существе своем лежат вне
-
счастью, пути совершенствования и высокого качества в существе своем лежат вне
+
рук торгашествующих. О качестве мыслит меньшинство. О качест­ве может мыслить
рук торгашествующих. О качестве мыслит меньшинство. О качест­ве может мыслить
-
молодое сердце, пока не загрязне­</span><span style=''>но. По каким
+
молодое сердце, пока не загрязне­но. По каким
-
бы закоулкам ни вздумало бродить <span style='letter-spacing:-.3pt'>человечество,
+
бы закоулкам ни вздумало бродить человечество,
-
процесс качества все-таки будет со</span><span style='letter-spacing:-.35pt'>вершаться!
+
процесс качества все-таки будет совершаться!
-
Все-таки совершится, ибо подвижничест­</span><span style='letter-spacing:-.3pt'>во
+
Все-таки совершится, ибо подвижничест­во живет в сердце утонченного духа. Вне опубликованных законов находится
-
живет в сердце утонченного духа. Вне опубликованных законов находится
+
накопление утончения.</p>
-
накопление утончения.</span></span></p>
+
<p class=MsoNormal style='margin-top:2.15pt;margin-right:.25pt;margin-bottom:
<p class=MsoNormal style='margin-top:2.15pt;margin-right:.25pt;margin-bottom:
0cm;margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
0cm;margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
-
27.8pt;'><!--[if gte vml 1]><v:line id="_x0000_s1028" style='position:absolute;
+
27.8pt;'>Но не будем входить в сферы несказуемые. Сей­час нужно [твердить] именно о вполне сказуемом понятии качества во всех действиях, во всей произ­водительности. Неустремленные к качеству пусть лучше и не говорят о Культуре.</p>
-
left:0;text-align:left;z-index:3;mso-position-horizontal-relative:margin'
+
-
from="-67.45pt,135.85pt" to="-67.45pt,151.7pt" o:allowincell="f"
+
-
strokeweight=".7pt">
+
-
<w:wrap anchorx="margin"/>
+
-
</v:line><![endif]--><!--[if gte vml 1]><v:line
+
-
id="_x0000_s1029" style='position:absolute;left:0;text-align:left;z-index:4;
+
-
mso-position-horizontal-relative:margin' from="-66.5pt,412.3pt" to="-66.5pt,435.8pt"
+
-
o:allowincell="f" strokeweight=".25pt">
+
-
<w:wrap anchorx="margin"/>
+
-
</v:line><![endif]--><span
+
-
style='letter-spacing:-.25pt'>Но не будем входить в сферы
+
-
несказуемые. Сей­</span><span style='letter-spacing:-.05pt'>час
+
-
нужно [твердить] именно о вполне сказуемом </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.2pt'>понятии качества во всех действиях, во всей произ­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>водительности. Неустремленные к
+
-
качеству пусть </span><span style='letter-spacing:-.05pt'>лучше и
+
-
не говорят о Культуре.</span></p>
+
<p class=MsoNormal style='margin-left:.55pt;text-align:justify;text-indent:
<p class=MsoNormal style='margin-left:.55pt;text-align:justify;text-indent:
27.8pt;'><span style='letter-spacing:-.25pt'>Культура
27.8pt;'><span style='letter-spacing:-.25pt'>Культура
-
вовсе не модное, стильно фешенебель­</span><span style='letter-spacing:
+
вовсе не модное, стильно фешенебель­ное понятие. Она есть глубочайший устой жизни, </span><span
-
-.05pt'>ное понятие. Она есть глубочайший устой жизни, </span><span
+
style='letter-spacing:.35pt'>скрепленный высшими серебряными нитями
style='letter-spacing:.35pt'>скрепленный высшими серебряными нитями
с </span><span style='letter-spacing:-.4pt'>Иерархией Эволюции.
с </span><span style='letter-spacing:-.4pt'>Иерархией Эволюции.
-
Потому-то осознавшие стрем­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>ление
+
Потому-то осознавшие стрем­ление к качеству не боятся насмешек и повторяют слова апостола Павла: «Когда вы
-
к качеству не боятся насмешек и повторяют слова апостола Павла: «Когда вы
+
думаете, что мы мертвы, мы все-таки живы». И не только живы, но каждый устремленный к Культуре, иначе
-
думаете, что мы </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>мертвы,
+
говоря – к качеству, находит в себе неиссякаемый источник сил и противостояние всему злобному и разруши­тельному. Он-то может повторять мудрое изречение: «Благословенны препятствия, ими растем». Для него каждое выявление препятствия есть
-
мы все-таки живы». И не только живы, но каждый устремленный к Культуре, иначе
+
лишь возмож­ность возвышения качества.</span></p>
-
говоря </span><span style='letter-spacing:-.35pt'></span> <span style='
+
-
letter-spacing:-.1pt'>к качеству, находит в себе неиссякаемый источник сил и
+
-
противостояние всему злобному и разруши­</span><span style='
+
-
letter-spacing:-.35pt'>тельному. Он-то может повторять мудрое изречение:
+
-
«Благословенны препятствия, ими растем». Для него </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.15pt'>каждое выявление препятствия есть
+
-
лишь возмож­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>ность
+
-
возвышения качества.</span></p>
+
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.25pt;margin-bottom:0cm;
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.25pt;margin-bottom:0cm;
margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt;
margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt;
'><span style='letter-spacing:-.15pt'>Чем же будет
'><span style='letter-spacing:-.15pt'>Чем же будет
-
преоборена грубейшая форма, как </span><span style='letter-spacing:
+
преоборена грубейшая форма, как не излучением духа, сказавшемся во всем качестве, </span><span
-
-.1pt'>не излучением духа, сказавшемся во всем качестве, </span><span
+
style='letter-spacing:-.25pt'>в качестве каждого действия, каждого
style='letter-spacing:-.25pt'>в качестве каждого действия, каждого
дня, каждого </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>помысла.
дня, каждого </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>помысла.
-
Итак, стремясь к высшим формам цивили­</span><span style='
+
Итак, стремясь к высшим формам цивили­зации, дерзая мыслить даже о Культуре, не забудем, </span><span
-
letter-spacing:-.3pt'>зации, дерзая мыслить даже о Культуре, не забудем, </span><span
+
style='letter-spacing:-.2pt'>что жизненность стремления создается из высокого качества
-
style='letter-spacing:-.2pt'>что жизненность стремления создается
+
-
из высокого </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>качества
+
всех действий.</span></p>
всех действий.</span></p>

Версия 06:09, 28 февраля 2010

Информация о письме
  • От кого: Николай Рерих
  • Дата : 17.06.1932
  • Издание: Сфера
  • Адрес отправителя: Гималаи

ПРИКАЗ КАЧЕСТВА

 «Если хочешь опередить свою тень, обратись ли­цом к солнцу. Брат, делай все лучше, трудись радостнее».

В известный период синтеза деятельность долж­на сконцентрировать качество выявления. Количество, как известные массовые вестники, может быть иногда допускаемо в делах высшей Культуры, но движение Культуры никогда не запечатлевалось ни количеством, ни большинством.

Высокое качество и изысканное меньшинство всегда были двигателями настоящих достижений Культуры. Очень часто даже в хороших речах и пи­саниях о Культуре проскальзывает, что Культура начинается там, где люди знают, как использовать досуги свои. Это может быть верно лишь постольку, поскольку мы условимся о понятии досуга. Если под досугом мы поймем все время вне нашей рутинной работы, как мы иногда называли ее – временем тру­да пранаямы, тогда так называемый досуг явится лишь средоточием на изыскании высокого качества всей нашей деятельности. Сконцентрированные ка­чественные удары собранной энергии, прекрасно звучат они в пространстве и пробуждают звучанием своим сердца народов.

Качественность пробуждает и другую столь необ­ходимую в эволюционных процессах особенность: она пробуждает действительную ответственность за все исходящее, хотя бы в одном утверждении или предупреждении, хотя бы оно являлось новою фа­зою утончения чего-то, казалось бы, уже известно­го. Величайшая драма часто скрывается в этом будто бы уже известном. Это «известное» попадает в тот разряд общепринятости, о котором люди более и не помышляют, иначе говоря, не только не утончают, но и не возвышают более эти понятия.

Устремление к качественности обратит нас ко многим аксиомам жизни, которые придется опять вернуть к проблемам, настолько они требуют утон­чения, обострения и устремления с новых точек нашего бытия. «Non multa sed multum»[1] – этот муд­рый совет давался тоже в известные периоды дея­тельности. Нельзя начинать знаменование Культу­ры с молчания. Молчальники-отшельники уходили от Мира лишь после известной деятельности, когда само их молчание являлось уже громовым духов­ным зовом и целением немощей.

Как прекрасно сосредоточенное ответственное движение резца ваятеля, который после грубого оформления подходит к выявлению тончайших по­кровов, причем малейшее отступление верности руки наносит непоправимое искажение. Пока ваятель находится в сфере первобытных оформлений, рука его может позволить себе иногда или слишком углубленный, или поверхностный, извилистый удар резца. Но когда он подходит к окончательному вы­ражению, преступить которое значило бы вер­нуться к хаосу, то творческий энтузиазм его возвы­шается и великою ответственностью за каждое дви­жение его руки. В это время ваятель, может быть, еще чаще отойдет от своего произведения, чаще взглянет на него с разных углов зрения, чтобы, при­близившись, запечатлеть неповторяемое прикосно­вение. Там, где в первые дни работы ваятель мог и словесно выражать свои намерения, там при завер­шительных ударах он больше молчит, углубляется, зная, что он ответит за все, им завершенное.

Качественность, воздвигнутая всем комплексом обстоятельств, вносит в дело строения особую духовную радость. Переходящий горный поток не мо­жет позволить себе ни единого неверного движения. Также следуя по струне через бездну, мы как бы даже теряем часть нашего физического веса и, сер­дечно прикрепленные к духовным нитям, почти перелетаем гибельные пропасти.

Назовете ли это энтузиазмом, или возвышением духа, или совершенством качества всех движений и помыслов, или высочайшею торжественностью всех чувств наших, безразличны эти наименования. Тот, кто не поймет торжественности в любви, тор­жества качества, тому и все прочие наименования будут лишь камнями, грохочущими в горном потоке.

Не в грохотании звонких слов лежит суждение о высоком качестве. В собранной торжественности сердца решается это судбище вечности. Если мы дерзаем произносить слово «Культура», значит, прежде всего, мы ответственны за качество. Корень слова «Культур[а]>> есть высшее служение совершен­ствованию, но это и есть наше обязательство по от­ношению к бытию.

В накоплении качества ничто не будет непредусмотрено, ничто не будет забыто и, конечно, ничто не будет своекорыстно извращено. Крупное ли, мел­кое ли своекорыстие так внедрено в жизнь челове­чества целыми веками извращений и отрицаний, что своекорыстие является одним из главных врагов все­го совершенного поверх личного качества.

Как-то рассуждалось в печати о том, не было ли в подвигах, запечатленных человечеством, какого-то своекорыстия? Вопрошалось – не было ли в дейст­виях пастушки Жанны д'Арк какого-либо движения самости, когда она утвердилась на мысли о спасении целого народа? Эти соображения могут приходить в голову лишь людям в существе своем своекорыст­ным. По их мнению, не только подвиги, но даже и дела повседневного благотворения, конечно, вызва­ны лишь разными степенями самости и своекорыс­тия.

Таков закон людей бессердечных, которые, судя по себе, полагают, что все доброе творится или для своекорыстия, или для каких-то земных личных воз­вышений, забывая, что эти земные цветы одноднев­ны, как и пышные цветы кактуса. Бросая всюду об­винение в своекорыстии, прирожденные своекорыстники начинают безумствовать и над Культурою. Они говорят: «Нам не доступны пути святости», точ­но бы обязанности перед Культурою уже были каки­ми-то святыми достижениями.

Кощунники всегда будут ненавистную им реаль­ность забрасывать за облака недосягаемости, чтобы тем легче навсегда отвязаться от нее. Они же охот­но будут покровительствовать кулачным боям, бою быков, состязанию на скорость, доведенную до бес­цельности. Они выдвинут все физические грубейшие выявления, лишь бы хотя отчасти стереть значение всего изысканного творящего. Они готовы передать храм в руки торгашей, надеясь, что по нашим време­нам некому будет изгнать их из Святилища и под­держать то, чем жив дух человеческий.

По счастью, пути совершенствования и высокого качества в существе своем лежат вне рук торгашествующих. О качестве мыслит меньшинство. О качест­ве может мыслить молодое сердце, пока не загрязне­но. По каким бы закоулкам ни вздумало бродить человечество, процесс качества все-таки будет совершаться! Все-таки совершится, ибо подвижничест­во живет в сердце утонченного духа. Вне опубликованных законов находится накопление утончения.

Но не будем входить в сферы несказуемые. Сей­час нужно [твердить] именно о вполне сказуемом понятии качества во всех действиях, во всей произ­водительности. Неустремленные к качеству пусть лучше и не говорят о Культуре.

Культура вовсе не модное, стильно фешенебель­ное понятие. Она есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции. Потому-то осознавшие стрем­ление к качеству не боятся насмешек и повторяют слова апостола Павла: «Когда вы думаете, что мы мертвы, мы все-таки живы». И не только живы, но каждый устремленный к Культуре, иначе говоря – к качеству, находит в себе неиссякаемый источник сил и противостояние всему злобному и разруши­тельному. Он-то может повторять мудрое изречение: «Благословенны препятствия, ими растем». Для него каждое выявление препятствия есть лишь возмож­ность возвышения качества.

Чем же будет преоборена грубейшая форма, как не излучением духа, сказавшемся во всем качестве, в качестве каждого действия, каждого дня, каждого помысла. Итак, стремясь к высшим формам цивили­зации, дерзая мыслить даже о Культуре, не забудем, что жизненность стремления создается из высокого качества всех действий.

Не мечтать во снах, но выявлять в жизни обязы­вает нас ответственность перед Культурою. И эта ответственность, поистине, распространяется не на какие-то заоблачные мечты редких праздничных дней, но должна быть запечатлена во всей каждодневности. Качество, красота, торжественность в любви во всей неудержимости и беспредельности ткут несломимые крылья духа. Качество, качество, качество! Во всем и всегда!

Конечно, всегда найдутся и сатанинские твари, которые на все духовное, на все прекрасное прошипят: «К черту Культуру – деньги на стол». Но не за­видна мрачная участь таких сатанистов. По счастью, «Свет побеждает тьму».

Но какие же сердечные выражения привета послать тем, кто бескорыстно, самоотверженно бо­рются за Культуру! Как не приветствовать тех, кто благородною борьбою своею помогает государству вписывать незабываемые страницы лучших дости­жений! Ведь эта борьба с самою сгущенною темно­тою необычайно трудна, но зато она и составляет тот истинный подвиг, который запечатлевается на­веки и составляет лучшие путеводные вехи моло­дым поколениям.

Благородное стремление создает и неиссякае­мость сил и растит тот светлый энтузиазм, о кото­ром горят глаза и звучит сердце человеческое. Во имя бездонной Красоты сердца человеческого и сой­демся и укрепимся в светлой победе Культуры.

Проф. Николай Рерих

17 июня 1932

Гималаи


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно