ПРИКАЗ КАЧЕСТВА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Николай Рерих||17.06.1932|Сфера|Гималаи|}}<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;text-align:center;'><b> ПРИКАЗ КАЧЕСТВА</b></p>
+
{{LetterInfo|Николай Рерих||17.06.1932|Сфера|Гималаи|}}<p align=center style="margin-top:12.0pt;text-align:center;"><b> ПРИКАЗ КАЧЕСТВА</b></p>
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:6.0pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:6.0pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm; margin-left:.85pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.5pt;"> «Если хочешь опередить свою тень, обратись ли­цом к солнцу. Брат, делай все лучше,
-
margin-left:.85pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.5pt;
+
трудись радостнее».</p>
-
'><span style='letter-spacing:-.3pt'><span
+
-
style='mso-spacerun:yes'> </span>«Если хочешь опередить свою тень, обратись ли­цом к солнцу. Брат, делай все лучше,
+
-
трудись радостнее».</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:.5pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:.5pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm; margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.5pt;">В известный
-
margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.5pt;
+
-
'><span style='letter-spacing:-.2pt'>В известный
+
период синтеза деятельность долж­на сконцентрировать качество выявления. Количество, как известные массовые вестники,
период синтеза деятельность долж­на сконцентрировать качество выявления. Количество, как известные массовые вестники,
-
может быть </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>иногда
+
может быть иногда
-
допускаемо в делах высшей Культуры, но </span><span style='
+
допускаемо в делах высшей Культуры, но движение Культуры никогда не запечатлевалось ни количеством, ни большинством.</p>
-
letter-spacing:-.2pt'>движение Культуры никогда не запечатлевалось ни </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>количеством, ни большинством.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:.25pt;margin-right:.25pt;margin-bottom:
+
<p style="margin-top:.25pt;margin-right:.25pt;margin-bottom: 0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.5pt;">Высокое
-
0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.5pt;
+
качество и изысканное меньшинство всегда были двигателями настоящих достижений Культуры. Очень часто даже в хороших
-
'><span style='letter-spacing:-.05pt'>Высокое
+
-
качество и изысканное меньшинство всегда были двигателями настоящих достижений </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.25pt'>Культуры. Очень часто даже в хороших
+
речах и пи­саниях о
речах и пи­саниях о
Культуре проскальзывает, что Культура начинается там, где люди знают, как
Культуре проскальзывает, что Культура начинается там, где люди знают, как
-
использовать </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>досуги
+
использовать досуги
свои. Это может быть верно лишь постольку, поскольку мы условимся о понятии
свои. Это может быть верно лишь постольку, поскольку мы условимся о понятии
-
досуга. Если под </span><span style='letter-spacing:-.15pt'>досугом
+
досуга. Если под досугом
-
мы поймем все время вне нашей рутинной </span><span style='
+
мы поймем все время вне нашей рутинной работы, как мы иногда называли ее – временем тру­да –
-
letter-spacing:-.35pt'>работы, как мы иногда называли ее – временем тру­да </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.35pt'></span><span style='letter-spacing:-.25pt'>
+
пранаямы, тогда так называемый досуг явится лишь средоточием на изыскании высокого
пранаямы, тогда так называемый досуг явится лишь средоточием на изыскании высокого
-
качества всей нашей деятельности. Сконцентрированные ка­чественные удары собранной энергии, прекрасно <span
+
качества всей нашей деятельности. Сконцентрированные ка­чественные удары собранной энергии, прекрасно звучат они в пространстве и пробуждают звучанием своим сердца народов.</p>
-
style='letter-spacing:-.25pt'>звучат они в пространстве и пробуждают звучанием </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>своим сердца народов.</span></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:.25pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-left:.25pt;text-align:justify;text-indent: 28.05pt;">Качественность
-
28.05pt;'><span style='letter-spacing:-.4pt'>Качественность
+
пробуждает и другую столь необ­ходимую в эволюционных процессах особенность: она пробуждает действительную
-
пробуждает и другую столь необ­ходимую в эволюционных процессах особенность:</span> <span
+
ответственность за все
-
style='letter-spacing:-.25pt'>она пробуждает действительную
+
исходящее, хотя бы в одном утверждении или предупреждении, хотя бы оно являлось новою фа­зою утончения чего-то, казалось бы,
-
ответственность за </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>все
+
-
исходящее, хотя бы в одном утверждении или </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.05pt'>предупреждении, хотя бы оно являлось новою фа­зою утончения чего-то, казалось бы,
+
уже известно­го.
уже известно­го.
-
Величайшая драма часто скрывается в этом будто </span><span style='
+
Величайшая драма часто скрывается в этом будто бы уже известном. Это «известное» попадает в тот разряд общепринятости, о котором люди
-
letter-spacing:-.1pt'>бы уже известном. Это «известное» попадает в тот </span><span
+
более и не помышляют,
-
style='letter-spacing:-.25pt'>разряд общепринятости, о котором люди
+
иначе говоря, не только не утончают, но и не
-
более и не </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>помышляют,
+
возвышают более эти понятия.</p>
-
иначе говоря, не только не утончают, </span><span style=''>но и не
+
-
возвышают более эти понятия.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:1.7pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-left:1.7pt;text-align:justify;text-indent: 28.05pt;">Устремление
-
28.05pt;'><span style='letter-spacing:-.05pt'>Устремление
+
к качественности обратит нас ко многим
-
к качественности обратит нас ко </span><span style=''>многим
+
аксиомам жизни, которые придется опять вернуть к проблемам, настолько они требуют утон­чения, обострения и устремления
аксиомам жизни, которые придется опять вернуть к проблемам, настолько они требуют утон­чения, обострения и устремления
-
с новых точек нашего бытия. «</span><span
+
с новых точек нашего бытия. «Non multa sed multum»<ref> <i>«</i><i>Non </i><i>multa </i><i>sed </i><i>multum» </i>(лат.) – Не многое, но много, т.е. немного по
-
lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>Non</span> <span lang=EN-US
+
количеству, но много по значимости.</ref>
-
style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>multa</span> <span lang=EN-US
+
-
style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>sed</span> <span lang=EN-US
+
-
style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>multum</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>»<ref> <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'</span></i><i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'><span lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:
+
-
EN-US'>Non</span> </i><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style='
+
-
letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>multa</span> </i><i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'><span lang=EN-US style='letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:
+
-
EN-US'>sed</span> </i><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span lang=EN-US style='
+
-
letter-spacing:-.35pt;mso-ansi-language:EN-US'>multum</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.35pt'>» </span></i><span style='
+
-
letter-spacing:-.35pt'>(лат.) – Не многое, но много, т.е. немного по
+
-
количеству, но много по значимости.</span></ref>
+
– этот муд­рый совет
– этот муд­рый совет
давался тоже в известные периоды дея­тельности. Нельзя начинать знаменование Культу­ры с молчания. Молчальники-отшельники
давался тоже в известные периоды дея­тельности. Нельзя начинать знаменование Культу­ры с молчания. Молчальники-отшельники
-
уходили от Мира лишь после известной деятельности, когда само их молчание являлось уже громовым духов­ным зовом и целением немощей.</span></p>
+
уходили от Мира лишь после известной деятельности, когда само их молчание являлось уже громовым духов­ным зовом и целением немощей.</p>
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:2.9pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;'>Как прекрасно сосредоточенное ответственное движение резца ваятеля, который после грубого оформления подходит к выявлению тончайших по­кровов, причем малейшее отступление верности руки наносит непоправимое искажение. Пока ваятель находится в сфере первобытных оформлений, рука
+
<p style="margin-left:2.9pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">Как прекрасно сосредоточенное ответственное движение резца ваятеля, который после грубого оформления подходит к выявлению тончайших по­кровов, причем малейшее отступление верности руки наносит непоправимое искажение. Пока ваятель находится в сфере первобытных оформлений, рука
его может позволить себе иногда или слишком углубленный, или поверхностный, извилистый удар резца. Но когда он
его может позволить себе иногда или слишком углубленный, или поверхностный, извилистый удар резца. Но когда он
подходит к окончательному вы­ражению, преступить которое – значило бы вер­нуться к хаосу, то творческий энтузиазм его возвышается
подходит к окончательному вы­ражению, преступить которое – значило бы вер­нуться к хаосу, то творческий энтузиазм его возвышается
Строка 82: Строка 46:
при завер­шительных ударах он больше молчит, углубляется, зная, что он ответит за все, им завершенное.</p>
при завер­шительных ударах он больше молчит, углубляется, зная, что он ответит за все, им завершенное.</p>
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:.5pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:.5pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm; margin-left:1.45pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">Качественность,
-
margin-left:1.45pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;'>Качественность,
+
воздвигнутая всем комплексом обстоятельств, вносит в дело строения особую духовную радость. Переходящий горный
воздвигнутая всем комплексом обстоятельств, вносит в дело строения особую духовную радость. Переходящий горный
поток не может позволить себе ни единого неверного движения. Также следуя по струне через бездну, мы как бы даже теряем часть нашего физического веса и, сер­дечно прикрепленные к духовным нитям, почти перелетаем гибельные пропасти.</p>
поток не может позволить себе ни единого неверного движения. Также следуя по струне через бездну, мы как бы даже теряем часть нашего физического веса и, сер­дечно прикрепленные к духовным нитям, почти перелетаем гибельные пропасти.</p>
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:.5pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:.5pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm; margin-left:1.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">Назовете ли
-
margin-left:1.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;
+
это энтузиазмом, или возвышением духа, или совершенством качества всех движений и помыслов, или высочайшею
-
'><span style='letter-spacing:-.15pt'>Назовете ли
+
торжественностью всех чувств
-
это энтузиазмом, или возвышением </span><span style='letter-spacing:
+
наших, – безразличны эти наименования. Тот, кто не поймет торжественности в
-
-.3pt'>духа, или совершенством качества всех движений и </span><span
+
любви, тор­жества
-
style='letter-spacing:-.35pt'>помыслов, или высочайшею
+
качества, тому и все прочие наименования будут лишь камнями, грохочущими в горном потоке.</p>
-
торжественностью всех </span><span style='letter-spacing:-.1pt'>чувств
+
-
наших, </span><span style='letter-spacing:.15pt'></span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'> безразличны эти наименования. </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.2pt'>Тот, кто не поймет торжественности в
+
-
любви, тор­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>жества
+
-
качества, тому и все прочие наименования </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.35pt'>будут лишь камнями, грохочущими в горном потоке.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:.25pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:.25pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm; margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">Не в
-
margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;
+
грохотании звонких слов лежит суждение о высоком качестве. В собранной торжественности сердца
-
'><span style='letter-spacing:-.2pt'>Не в
+
решается это судбище вечности. Если мы дерзаем произносить слово «Культура», значит, прежде всего, мы ответственны за
-
грохотании звонких слов лежит суждение о </span><span style='
+
качество. Корень слова «Культур[а]>>
-
letter-spacing:-.1pt'>высоком качестве. В собранной торжественности сердца
+
есть высшее служение совершен­ствованию, но это и есть наше обязательство по от­ношению к бытию.</p>
-
решается это судбище вечности. Если мы </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.05pt'>дерзаем произносить слово «Культура», значит, </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.3pt'>прежде всего, мы ответственны за
+
-
качество. Корень </span><span style='letter-spacing:-.6pt'>слова «Культур[а]>>
+
-
есть высшее служение совершен­ствованию, но это и есть наше обязательство по от­ношению к бытию.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:.7pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:.7pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm; margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">В накоплении
-
margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;
+
качества ничто не будет непредусмотрено, ничто не будет забыто и, конечно, ничто не будет своекорыстно извращено.
-
'><span style='letter-spacing:-.3pt'>В накоплении
+
Крупное ли, мел­кое ли
-
качества ничто не будет непредус</span><span style='letter-spacing:
+
своекорыстие так внедрено в жизнь челове­чества целыми веками извращений и отрицаний, что
-
-.05pt'>мотрено, ничто не будет забыто и, конечно, ничто </span><span
+
своекорыстие является одним из главных врагов все­го совершенного поверх личного
-
style='letter-spacing:-.35pt'>не будет своекорыстно извращено.
+
качества.</p>
-
Крупное ли, мел­</span><span style='letter-spacing:-.1pt'>кое ли
+
-
своекорыстие так внедрено в жизнь челове­</span><span style='
+
-
letter-spacing:-.35pt'>чества целыми веками извращений и отрицаний, что
+
-
своекорыстие является одним из главных врагов все­</span><span
+
-
style='letter-spacing:-.1pt'>го совершенного поверх личного
+
-
качества.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:.5pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;
+
<p style="margin-top:.5pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">Как-то рассуждалось в печати о том, не было ли в подвигах, запечатленных человечеством, какого-то своекорыстия? Вопрошалось – не было ли в дейст­виях пастушки Жанны д'Арк какого-либо движения самости, когда она утвердилась на мысли о спасении целого народа? Эти соображения могут приходить в голову лишь людям в существе своем своекорыст­ным. По их мнению, не только подвиги, но даже и дела повседневного благотворения, конечно, вызва­ны лишь разными степенями самости и своекорыс­тия.</p>
-
'><span style='letter-spacing:-.1pt'>Как-то рассуждалось в печати о том, не было ли в подвигах, запечатленных человечеством, какого-то своекорыстия? Вопрошалось – не было ли в дейст­виях пастушки Жанны д'Арк какого-либо движения самости, когда она утвердилась на мысли о спасении целого народа? Эти соображения могут приходить в голову лишь людям в существе своем своекорыст­ным. По их мнению, не только подвиги, но даже и дела повседневного благотворения, конечно, вызва­ны лишь разными степенями самости и своекорыс­тия.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;'>Таков закон
+
<p style="margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">Таков закон
людей бессердечных, которые, судя по себе, полагают, что все доброе творится или для своекорыстия, или для каких-то земных личных воз­вышений, забывая, что эти земные цветы одноднев­ны, как и пышные цветы кактуса. Бросая всюду об­винение в своекорыстии, прирожденные своекорыстники начинают безумствовать и над Культурою. Они говорят: «Нам не доступны пути святости», точ­но бы обязанности перед Культурою уже были каки­ми-то святыми достижениями.</p>
людей бессердечных, которые, судя по себе, полагают, что все доброе творится или для своекорыстия, или для каких-то земных личных воз­вышений, забывая, что эти земные цветы одноднев­ны, как и пышные цветы кактуса. Бросая всюду об­винение в своекорыстии, прирожденные своекорыстники начинают безумствовать и над Культурою. Они говорят: «Нам не доступны пути святости», точ­но бы обязанности перед Культурою уже были каки­ми-то святыми достижениями.</p>
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:.95pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-left:.95pt;text-align:justify;text-indent: 28.05pt;">Кощунники
-
28.05pt;'>Кощунники
+
всегда будут ненавистную им реаль­ность забрасывать за облака недосягаемости, чтобы тем легче навсегда отвязаться от нее.
всегда будут ненавистную им реаль­ность забрасывать за облака недосягаемости, чтобы тем легче навсегда отвязаться от нее.
Они же охот­но будут покровительствовать кулачным боям, бою быков, состязанию на скорость, доведенную до бес­цельности. Они выдвинут все физические грубейшие выявления, лишь бы хотя отчасти стереть значение всего изысканного творящего. Они готовы передать храм в руки торгашей, надеясь, что по нашим време­нам некому будет изгнать их из Святилища и под­держать то, чем жив дух человеческий.</p>
Они же охот­но будут покровительствовать кулачным боям, бою быков, состязанию на скорость, доведенную до бес­цельности. Они выдвинут все физические грубейшие выявления, лишь бы хотя отчасти стереть значение всего изысканного творящего. Они готовы передать храм в руки торгашей, надеясь, что по нашим време­нам некому будет изгнать их из Святилища и под­держать то, чем жив дух человеческий.</p>
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:1.7pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-left:1.7pt;text-align:justify;text-indent: 28.05pt;">По счастью, пути совершенствования и высокого качества в существе своем лежат вне
-
28.05pt;'>По счастью, пути совершенствования и высокого качества в существе своем лежат вне
+
рук торгашествующих. О качестве мыслит меньшинство. О качест­ве может мыслить
рук торгашествующих. О качестве мыслит меньшинство. О качест­ве может мыслить
молодое сердце, пока не загрязне­но. По каким
молодое сердце, пока не загрязне­но. По каким
Строка 145: Строка 87:
накопление утончения.</p>
накопление утончения.</p>
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:2.15pt;margin-right:.25pt;margin-bottom:
+
<p style="margin-top:2.15pt;margin-right:.25pt;margin-bottom: 0cm;margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent: 27.8pt;">Но не будем входить в сферы несказуемые. Сей­час нужно [твердить] именно о вполне сказуемом понятии качества во всех действиях, во всей произ­водительности. Неустремленные к качеству пусть лучше и не говорят о Культуре.</p>
-
0cm;margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
+
-
27.8pt;'>Но не будем входить в сферы несказуемые. Сей­час нужно [твердить] именно о вполне сказуемом понятии качества во всех действиях, во всей произ­водительности. Неустремленные к качеству пусть лучше и не говорят о Культуре.</p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-left:.55pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="margin-left:.55pt;text-align:justify;text-indent: 27.8pt;">Культура
-
27.8pt;'><span style='letter-spacing:-.25pt'>Культура
+
вовсе не модное, стильно фешенебель­ное понятие. Она есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями
-
вовсе не модное, стильно фешенебель­ное понятие. Она есть глубочайший устой жизни, </span><span
+
с Иерархией Эволюции.
-
style='letter-spacing:.35pt'>скрепленный высшими серебряными нитями
+
-
с </span><span style='letter-spacing:-.4pt'>Иерархией Эволюции.
+
Потому-то осознавшие стрем­ление к качеству не боятся насмешек и повторяют слова апостола Павла: «Когда вы
Потому-то осознавшие стрем­ление к качеству не боятся насмешек и повторяют слова апостола Павла: «Когда вы
думаете, что мы мертвы, мы все-таки живы». И не только живы, но каждый устремленный к Культуре, иначе
думаете, что мы мертвы, мы все-таки живы». И не только живы, но каждый устремленный к Культуре, иначе
говоря – к качеству, находит в себе неиссякаемый источник сил и противостояние всему злобному и разруши­тельному. Он-то может повторять мудрое изречение: «Благословенны препятствия, ими растем». Для него каждое выявление препятствия есть
говоря – к качеству, находит в себе неиссякаемый источник сил и противостояние всему злобному и разруши­тельному. Он-то может повторять мудрое изречение: «Благословенны препятствия, ими растем». Для него каждое выявление препятствия есть
-
лишь возмож­ность возвышения качества.</span></p>
+
лишь возмож­ность возвышения качества.</p>
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.25pt;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.25pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt;">Чем же будет
-
margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt;
+
преоборена грубейшая форма, как не излучением духа, сказавшемся во всем качестве, в качестве каждого действия, каждого
-
'><span style='letter-spacing:-.15pt'>Чем же будет
+
дня, каждого помысла.
-
преоборена грубейшая форма, как не излучением духа, сказавшемся во всем качестве, </span><span
+
Итак, стремясь к высшим формам цивили­зации, дерзая мыслить даже о Культуре, не забудем, что жизненность стремления создается из высокого качества
-
style='letter-spacing:-.25pt'>в качестве каждого действия, каждого
+
всех действий.</p>
-
дня, каждого </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>помысла.
+
-
Итак, стремясь к высшим формам цивили­зации, дерзая мыслить даже о Культуре, не забудем, </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.2pt'>что жизненность стремления создается из высокого качества
+
-
всех действий.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:.5pt;margin-right:.25pt;margin-bottom:
+
<p style="margin-top:.5pt;margin-right:.25pt;margin-bottom: 0cm;margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent: 27.8pt;">Не мечтать во снах, но выявлять в жизни обязы­вает нас ответственность перед Культурою. И эта ответственность, поистине,
-
0cm;margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
+
-
27.8pt;'>Не мечтать во снах, но выявлять в жизни обязы­вает нас ответственность перед Культурою. И эта ответственность, поистине,
+
распространяется не на какие-то заоблачные мечты редких праздничных дней, но должна быть запечатлена во всей
распространяется не на какие-то заоблачные мечты редких праздничных дней, но должна быть запечатлена во всей
каждодневности. Качество, красота, торжественность в любви во всей
каждодневности. Качество, красота, торжественность в любви во всей
неудержимости и беспредельности ткут несломимые крылья духа. Качество, качество, качество! Во всем и всегда!</p>
неудержимости и беспредельности ткут несломимые крылья духа. Качество, качество, качество! Во всем и всегда!</p>
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.25pt;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.25pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt;">Конечно,
-
margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt;
+
всегда найдутся и сатанинские твари, которые на все духовное, на все прекрасное прошипят: «К черту Культуру – деньги на
-
'><span style='letter-spacing:-.05pt'>Конечно,
+
стол». Но не за­видна мрачная участь таких сатанистов. По счастью, «Свет побеждает тьму».</p>
-
всегда найдутся и сатанинские твари, </span><span style='
+
-
letter-spacing:-.2pt'>которые на все духовное, на все прекрасное прошипят: «К черту Культуру – деньги на
+
-
стол». Но не за­видна мрачная участь таких сатанистов. По счастью, </span><span
+
-
style='letter-spacing:-.25pt'>«Свет побеждает тьму».</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.25pt;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.25pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt;">Но какие же
-
margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt;
+
сердечные выражения привета послать тем, кто бескорыстно, самоотверженно бо­рются за Культуру! Как
-
'><span style='letter-spacing:.3pt'>Но какие же
+
не приветствовать тех, кто благородною
-
сердечные выражения привета </span><span style='letter-spacing:
+
борьбою своею помогает государству вписывать незабываемые страницы лучших дости­жений! Ведь эта борьба с самою
-
-.2pt'>послать тем, кто бескорыстно, самоотверженно бо­рются за Культуру! Как
+
-
не приветствовать тех, кто </span><span style='letter-spacing:-.25pt'>благородною
+
-
борьбою своею помогает государству </span><span style='letter-spacing:
+
-
-.1pt'>вписывать незабываемые страницы лучших дости­жений! Ведь эта борьба с самою
+
сгущенною темно­тою необычайно трудна, но зато
сгущенною темно­тою необычайно трудна, но зато
-
она и составляет <span style='letter-spacing:-.15pt'>тот истинный подвиг,
+
она и составляет тот истинный подвиг,
который запечатлевается на­веки и
который запечатлевается на­веки и
составляет лучшие путеводные вехи моло­дым
составляет лучшие путеводные вехи моло­дым
-
поколениям.</span></span></p>
+
поколениям.</p>
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:0cm;margin-right:.25pt;margin-bottom:0cm;
+
<p style="margin-top:0cm;margin-right:.25pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt;">Благородное
-
margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt;
+
-
'><span style='letter-spacing:-.05pt'>Благородное
+
стремление создает и неиссякае­мость сил и растит тот светлый энтузиазм, о кото­ром горят глаза и звучит сердце
стремление создает и неиссякае­мость сил и растит тот светлый энтузиазм, о кото­ром горят глаза и звучит сердце
-
человеческое. Во </span><span style='letter-spacing:-.35pt'>имя
+
человеческое. Во имя
-
бездонной Красоты сердца человеческого и сой­демся и укрепимся в светлой победе Культуры.</span></p>
+
бездонной Красоты сердца человеческого и сой­демся и укрепимся в светлой победе Культуры.</p>
-
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;'><i
+
<p align=right style="text-align:right;"><i>Проф. Николай Рерих</i></p>
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='mso-bidi-font-size:
+
-
12.0pt;'>Проф. Николай Рерих</span></i></p>
+
-
<p class=MsoNormal align=right style='margin-left:198.7pt;text-align:right;
+
<p align=right style="margin-left:198.7pt;text-align:right;"><i>17 июня 1932 </i></p>
-
'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='mso-bidi-font-size:12.0pt;'>17 июня 1932 </span></i><i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'></i></p>
+
-
<p class=MsoNormal align=right style='margin-left:198.7pt;text-align:right;
+
<p align=right style="margin-left:198.7pt;text-align:right;"><i>Гималаи</i></p>
-
'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='mso-bidi-font-size:12.0pt;letter-spacing:-.15pt'>Гималаи</span></i></p>
+

Версия 13:53, 3 апреля 2010

Информация о письме
  • От кого: Николай Рерих
  • Дата : 17.06.1932
  • Издание: Сфера
  • Адрес отправителя: Гималаи

ПРИКАЗ КАЧЕСТВА

 «Если хочешь опередить свою тень, обратись ли­цом к солнцу. Брат, делай все лучше, трудись радостнее».

В известный период синтеза деятельность долж­на сконцентрировать качество выявления. Количество, как известные массовые вестники, может быть иногда допускаемо в делах высшей Культуры, но движение Культуры никогда не запечатлевалось ни количеством, ни большинством.

Высокое качество и изысканное меньшинство всегда были двигателями настоящих достижений Культуры. Очень часто даже в хороших речах и пи­саниях о Культуре проскальзывает, что Культура начинается там, где люди знают, как использовать досуги свои. Это может быть верно лишь постольку, поскольку мы условимся о понятии досуга. Если под досугом мы поймем все время вне нашей рутинной работы, как мы иногда называли ее – временем тру­да – пранаямы, тогда так называемый досуг явится лишь средоточием на изыскании высокого качества всей нашей деятельности. Сконцентрированные ка­чественные удары собранной энергии, прекрасно звучат они в пространстве и пробуждают звучанием своим сердца народов.

Качественность пробуждает и другую столь необ­ходимую в эволюционных процессах особенность: она пробуждает действительную ответственность за все исходящее, хотя бы в одном утверждении или предупреждении, хотя бы оно являлось новою фа­зою утончения чего-то, казалось бы, уже известно­го. Величайшая драма часто скрывается в этом будто бы уже известном. Это «известное» попадает в тот разряд общепринятости, о котором люди более и не помышляют, иначе говоря, не только не утончают, но и не возвышают более эти понятия.

Устремление к качественности обратит нас ко многим аксиомам жизни, которые придется опять вернуть к проблемам, настолько они требуют утон­чения, обострения и устремления с новых точек нашего бытия. «Non multa sed multum»[1] – этот муд­рый совет давался тоже в известные периоды дея­тельности. Нельзя начинать знаменование Культу­ры с молчания. Молчальники-отшельники уходили от Мира лишь после известной деятельности, когда само их молчание являлось уже громовым духов­ным зовом и целением немощей.

Как прекрасно сосредоточенное ответственное движение резца ваятеля, который после грубого оформления подходит к выявлению тончайших по­кровов, причем малейшее отступление верности руки наносит непоправимое искажение. Пока ваятель находится в сфере первобытных оформлений, рука его может позволить себе иногда или слишком углубленный, или поверхностный, извилистый удар резца. Но когда он подходит к окончательному вы­ражению, преступить которое – значило бы вер­нуться к хаосу, то творческий энтузиазм его возвышается и великою ответственностью за каждое дви­жение его руки. В это время ваятель, может быть, еще чаще отойдет от своего произведения, чаще взглянет на него с разных углов зрения, чтобы, при­близившись, запечатлеть неповторяемое прикосно­вение. Там, где в первые дни работы ваятель мог и словесно выражать свои намерения, там при завер­шительных ударах он больше молчит, углубляется, зная, что он ответит за все, им завершенное.

Качественность, воздвигнутая всем комплексом обстоятельств, вносит в дело строения особую духовную радость. Переходящий горный поток не может позволить себе ни единого неверного движения. Также следуя по струне через бездну, мы как бы даже теряем часть нашего физического веса и, сер­дечно прикрепленные к духовным нитям, почти перелетаем гибельные пропасти.

Назовете ли это энтузиазмом, или возвышением духа, или совершенством качества всех движений и помыслов, или высочайшею торжественностью всех чувств наших, – безразличны эти наименования. Тот, кто не поймет торжественности в любви, тор­жества качества, тому и все прочие наименования будут лишь камнями, грохочущими в горном потоке.

Не в грохотании звонких слов лежит суждение о высоком качестве. В собранной торжественности сердца решается это судбище вечности. Если мы дерзаем произносить слово «Культура», значит, прежде всего, мы ответственны за качество. Корень слова «Культур[а]>> есть высшее служение совершен­ствованию, но это и есть наше обязательство по от­ношению к бытию.

В накоплении качества ничто не будет непредусмотрено, ничто не будет забыто и, конечно, ничто не будет своекорыстно извращено. Крупное ли, мел­кое ли своекорыстие так внедрено в жизнь челове­чества целыми веками извращений и отрицаний, что своекорыстие является одним из главных врагов все­го совершенного поверх личного качества.

Как-то рассуждалось в печати о том, не было ли в подвигах, запечатленных человечеством, какого-то своекорыстия? Вопрошалось – не было ли в дейст­виях пастушки Жанны д'Арк какого-либо движения самости, когда она утвердилась на мысли о спасении целого народа? Эти соображения могут приходить в голову лишь людям в существе своем своекорыст­ным. По их мнению, не только подвиги, но даже и дела повседневного благотворения, конечно, вызва­ны лишь разными степенями самости и своекорыс­тия.

Таков закон людей бессердечных, которые, судя по себе, полагают, что все доброе творится или для своекорыстия, или для каких-то земных личных воз­вышений, забывая, что эти земные цветы одноднев­ны, как и пышные цветы кактуса. Бросая всюду об­винение в своекорыстии, прирожденные своекорыстники начинают безумствовать и над Культурою. Они говорят: «Нам не доступны пути святости», точ­но бы обязанности перед Культурою уже были каки­ми-то святыми достижениями.

Кощунники всегда будут ненавистную им реаль­ность забрасывать за облака недосягаемости, чтобы тем легче навсегда отвязаться от нее. Они же охот­но будут покровительствовать кулачным боям, бою быков, состязанию на скорость, доведенную до бес­цельности. Они выдвинут все физические грубейшие выявления, лишь бы хотя отчасти стереть значение всего изысканного творящего. Они готовы передать храм в руки торгашей, надеясь, что по нашим време­нам некому будет изгнать их из Святилища и под­держать то, чем жив дух человеческий.

По счастью, пути совершенствования и высокого качества в существе своем лежат вне рук торгашествующих. О качестве мыслит меньшинство. О качест­ве может мыслить молодое сердце, пока не загрязне­но. По каким бы закоулкам ни вздумало бродить человечество, процесс качества все-таки будет совершаться! Все-таки совершится, ибо подвижничест­во живет в сердце утонченного духа. Вне опубликованных законов находится накопление утончения.

Но не будем входить в сферы несказуемые. Сей­час нужно [твердить] именно о вполне сказуемом понятии качества во всех действиях, во всей произ­водительности. Неустремленные к качеству пусть лучше и не говорят о Культуре.

Культура вовсе не модное, стильно фешенебель­ное понятие. Она есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции. Потому-то осознавшие стрем­ление к качеству не боятся насмешек и повторяют слова апостола Павла: «Когда вы думаете, что мы мертвы, мы все-таки живы». И не только живы, но каждый устремленный к Культуре, иначе говоря – к качеству, находит в себе неиссякаемый источник сил и противостояние всему злобному и разруши­тельному. Он-то может повторять мудрое изречение: «Благословенны препятствия, ими растем». Для него каждое выявление препятствия есть лишь возмож­ность возвышения качества.

Чем же будет преоборена грубейшая форма, как не излучением духа, сказавшемся во всем качестве, в качестве каждого действия, каждого дня, каждого помысла. Итак, стремясь к высшим формам цивили­зации, дерзая мыслить даже о Культуре, не забудем, что жизненность стремления создается из высокого качества всех действий.

Не мечтать во снах, но выявлять в жизни обязы­вает нас ответственность перед Культурою. И эта ответственность, поистине, распространяется не на какие-то заоблачные мечты редких праздничных дней, но должна быть запечатлена во всей каждодневности. Качество, красота, торжественность в любви во всей неудержимости и беспредельности ткут несломимые крылья духа. Качество, качество, качество! Во всем и всегда!

Конечно, всегда найдутся и сатанинские твари, которые на все духовное, на все прекрасное прошипят: «К черту Культуру – деньги на стол». Но не за­видна мрачная участь таких сатанистов. По счастью, «Свет побеждает тьму».

Но какие же сердечные выражения привета послать тем, кто бескорыстно, самоотверженно бо­рются за Культуру! Как не приветствовать тех, кто благородною борьбою своею помогает государству вписывать незабываемые страницы лучших дости­жений! Ведь эта борьба с самою сгущенною темно­тою необычайно трудна, но зато она и составляет тот истинный подвиг, который запечатлевается на­веки и составляет лучшие путеводные вехи моло­дым поколениям.

Благородное стремление создает и неиссякае­мость сил и растит тот светлый энтузиазм, о кото­ром горят глаза и звучит сердце человеческое. Во имя бездонной Красоты сердца человеческого и сой­демся и укрепимся в светлой победе Культуры.

Проф. Николай Рерих

17 июня 1932

Гималаи


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно