ПРИКАЗ КАЧЕСТВА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
(Wikipedia python library) |
|||
(6 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | <p class=MsoNormal align=center style='margin-top:12.0pt;text-align:center; | ||
- | background:white'><span class=SpellE><span style='color:black;letter-spacing: | ||
- | -.3pt'></span></span><b style='mso-bidi-font-weight: | ||
- | normal'><span style='color:black;letter-spacing:-.2pt'> ПРИКАЗ </span></b><span | ||
- | class=GramE><span style='mso-bookmark:Приказ'><b style='mso-bidi-font-weight: | ||
- | normal'><span style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>КАЧЕСТВА</span></b></span></span><span | ||
- | style='mso-bookmark:Приказ'></span><span class=SpellE><span lang=EN-US | ||
- | style='mso-ansi-language:EN-US'></span></span></p> | ||
- | <p | + | {{LetterInfo|Николай Рерих||17.06.1932|Сфера|Гималаи|}}<p align=center style="margin-top:12.0pt;text-align:center;"><b> ПРИКАЗ КАЧЕСТВА</b></p> |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-top:6.0pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm; margin-left:.85pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.5pt;"> «Если хочешь опередить свою тень, обратись лицом к солнцу. Брат, делай все лучше, |
- | margin-left:. | + | трудись радостнее».</p> |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-top:.5pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm; margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.5pt;">В известный |
- | 0cm;margin-left: | + | период синтеза деятельность должна сконцентрировать качество выявления. Количество, как известные массовые вестники, |
- | + | может быть иногда | |
- | качество и изысканное меньшинство всегда были двигателями настоящих достижений | + | допускаемо в делах высшей Культуры, но движение Культуры никогда не запечатлевалось ни количеством, ни большинством.</p> |
- | + | ||
- | речах и | + | <p style="margin-top:.25pt;margin-right:.25pt;margin-bottom: 0cm;margin-left:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.5pt;">Высокое |
+ | качество и изысканное меньшинство всегда были двигателями настоящих достижений Культуры. Очень часто даже в хороших | ||
+ | речах и писаниях о | ||
Культуре проскальзывает, что Культура начинается там, где люди знают, как | Культуре проскальзывает, что Культура начинается там, где люди знают, как | ||
- | использовать | + | использовать досуги |
свои. Это может быть верно лишь постольку, поскольку мы условимся о понятии | свои. Это может быть верно лишь постольку, поскольку мы условимся о понятии | ||
- | досуга. Если под | + | досуга. Если под досугом |
- | мы поймем все время вне нашей рутинной | + | мы поймем все время вне нашей рутинной работы, как мы иногда называли ее – временем труда – |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
пранаямы, тогда так называемый досуг явится лишь средоточием на изыскании высокого | пранаямы, тогда так называемый досуг явится лишь средоточием на изыскании высокого | ||
- | качества всей нашей деятельности. Сконцентрированные | + | качества всей нашей деятельности. Сконцентрированные качественные удары собранной энергии, прекрасно звучат они в пространстве и пробуждают звучанием своим сердца народов.</p> |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-left:.25pt;text-align:justify;text-indent: 28.05pt;">Качественность |
- | 28.05pt; | + | пробуждает и другую столь необходимую в эволюционных процессах особенность: она пробуждает действительную |
- | пробуждает и другую столь | + | ответственность за все |
- | + | исходящее, хотя бы в одном утверждении или предупреждении, хотя бы оно являлось новою фазою утончения чего-то, казалось бы, | |
- | + | уже известного. | |
- | + | Величайшая драма часто скрывается в этом будто бы уже известном. Это «известное» попадает в тот разряд общепринятости, о котором люди | |
- | ответственность за | + | более и не помышляют, |
- | исходящее, хотя бы в одном утверждении или | + | иначе говоря, не только не утончают, но и не |
- | + | возвышают более эти понятия.</p> | |
- | + | ||
- | уже | + | |
- | Величайшая драма часто скрывается в этом будто | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | более и не | + | |
- | иначе говоря, не только не утончают, | + | |
- | возвышают более эти понятия. | + | |
- | <p | + | <p style="margin-left:1.7pt;text-align:justify;text-indent: 28.05pt;">Устремление |
- | 28.05pt; | + | к качественности обратит нас ко многим |
- | к качественности обратит нас ко | + | аксиомам жизни, которые придется опять вернуть к проблемам, настолько они требуют утончения, обострения и устремления |
- | аксиомам жизни, которые придется опять | + | с новых точек нашего бытия. «Non multa sed multum»<ref> <i>«</i><i>Non </i><i>multa </i><i>sed </i><i>multum» </i>(лат.) – Не многое, но много, т.е. немного по |
- | к проблемам, настолько они требуют | + | количеству, но много по значимости.</ref> |
- | с новых точек | + | – этот мудрый совет |
- | + | давался тоже в известные периоды деятельности. Нельзя начинать знаменование Культуры с молчания. Молчальники-отшельники | |
- | + | уходили от Мира лишь после известной деятельности, когда само их молчание являлось уже громовым духовным зовом и целением немощей.</p> | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | количеству, но много по значимости. | + | |
- | – этот | + | |
- | давался тоже в известные периоды | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | уходили | + | |
- | после известной деятельности, когда | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-left:2.9pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">Как прекрасно сосредоточенное ответственное движение резца ваятеля, который после грубого оформления подходит к выявлению тончайших покровов, причем малейшее отступление верности руки наносит непоправимое искажение. Пока ваятель находится в сфере первобытных оформлений, рука |
- | 28.05pt; | + | его может позволить себе иногда или слишком углубленный, или поверхностный, извилистый удар резца. Но когда он |
- | сосредоточенное ответственное | + | подходит к окончательному выражению, преступить которое – значило бы вернуться к хаосу, то творческий энтузиазм его возвышается |
- | резца ваятеля, который после грубого | + | и великою ответственностью за каждое движение его руки. В это время ваятель, может быть, еще чаще отойдет от своего произведения, чаще взглянет на него с разных углов зрения, чтобы, приблизившись, |
- | подходит к выявлению тончайших | + | запечатлеть неповторяемое прикосновение. Там, где в первые дни работы ваятель мог и словесно выражать свои намерения, там |
- | верности | + | при завершительных ударах он больше молчит, углубляется, зная, что он ответит за все, им завершенное.</p> |
- | искажение. Пока | + | |
- | сфере первобытных оформлений, | + | |
- | его может позволить себе иногда или слишком углубленный, или поверхностный, | + | |
- | извилистый удар | + | |
- | подходит к окончательному | + | |
- | + | ||
- | значило бы | + | |
- | творческий энтузиазм его | + | |
- | и великою ответственностью за каждое | + | |
- | + | ||
- | своего произведения, чаще | + | |
- | него с разных углов зрения, чтобы, | + | |
- | запечатлеть неповторяемое | + | |
- | мог и | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | при | + | |
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-top:.5pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm; margin-left:1.45pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">Качественность, |
- | margin-left:1.45pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt; | + | воздвигнутая всем комплексом обстоятельств, вносит в дело строения особую духовную радость. Переходящий горный |
- | + | поток не может позволить себе ни единого неверного движения. Также следуя по струне через бездну, мы как бы даже теряем часть нашего физического веса и, сердечно прикрепленные к духовным нитям, почти перелетаем гибельные пропасти.</p> | |
- | воздвигнутая всем комплексом | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | поток не | + | |
- | себе ни единого неверного движения. | + | |
- | следуя по струне через бездну, мы как бы | + | |
- | теряем часть нашего физического веса и, | + | |
- | духовным нитям, почти | + | |
- | пропасти. | + | |
- | <p | + | <p style="margin-top:.5pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm; margin-left:1.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">Назовете ли |
- | margin-left:1.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt; | + | это энтузиазмом, или возвышением духа, или совершенством качества всех движений и помыслов, или высочайшею |
- | + | торжественностью всех чувств | |
- | это энтузиазмом, или возвышением | + | наших, – безразличны эти наименования. Тот, кто не поймет торжественности в |
- | + | любви, торжества | |
- | + | качества, тому и все прочие наименования будут лишь камнями, грохочущими в горном потоке.</p> | |
- | торжественностью всех | + | |
- | наших, | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | любви, | + | |
- | качества, тому и все прочие наименования | + | |
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-top:.25pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm; margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">Не в |
- | margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt; | + | грохотании звонких слов лежит суждение о высоком качестве. В собранной торжественности сердца |
- | + | решается это судбище вечности. Если мы дерзаем произносить слово «Культура», значит, прежде всего, мы ответственны за | |
- | грохотании звонких слов лежит суждение о | + | качество. Корень слова «Культур[а]>> |
- | + | есть высшее служение совершенствованию, но это и есть наше обязательство по отношению к бытию.</p> | |
- | решается это судбище вечности. Если мы | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | качество. Корень | + | |
- | есть высшее служение | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-top:.7pt;margin-right:0cm;margin-bottom:0cm; margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">В накоплении |
- | margin-left:.25pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt; | + | качества ничто не будет непредусмотрено, ничто не будет забыто и, конечно, ничто не будет своекорыстно извращено. |
- | + | Крупное ли, мелкое ли | |
- | качества ничто не будет | + | своекорыстие так внедрено в жизнь человечества целыми веками извращений и отрицаний, что |
- | + | своекорыстие является одним из главных врагов всего совершенного поверх личного | |
- | + | качества.</p> | |
- | Крупное ли, | + | |
- | своекорыстие так внедрено в жизнь | + | |
- | + | ||
- | своекорыстие является одним из главных врагов | + | |
- | + | ||
- | качества. | + | |
- | <p | + | <p style="margin-top:.5pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">Как-то рассуждалось в печати о том, не было ли в подвигах, запечатленных человечеством, какого-то своекорыстия? Вопрошалось – не было ли в действиях пастушки Жанны д'Арк какого-либо движения самости, когда она утвердилась на мысли о спасении целого народа? Эти соображения могут приходить в голову лишь людям в существе своем своекорыстным. По их мнению, не только подвиги, но даже и дела повседневного благотворения, конечно, вызваны лишь разными степенями самости и своекорыстия.</p> |
- | + | ||
- | рассуждалось в печати о том, не было ли | + | |
- | + | ||
- | своекорыстия? Вопрошалось – не было ли в | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | мысли о спасении целого народа? Эти соображения могут приходить в | + | |
- | + | ||
- | По их мнению, не только подвиги, но даже и | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-left:.5pt;text-align:justify;text-indent:28.05pt;">Таков закон |
- | + | людей бессердечных, которые, судя по себе, полагают, что все доброе творится или для своекорыстия, или для каких-то земных личных возвышений, забывая, что эти земные цветы однодневны, как и пышные цветы кактуса. Бросая всюду обвинение в своекорыстии, прирожденные своекорыстники начинают безумствовать и над Культурою. Они говорят: «Нам не доступны пути святости», точно бы обязанности перед Культурою уже были какими-то святыми достижениями.</p> | |
- | людей бессердечных, которые, судя по себе, полагают, что все доброе творится | + | |
- | или для | + | |
- | или для каких-то земных личных | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | всюду | + | |
- | + | ||
- | Культурою. | + | |
- | доступны пути святости», | + | |
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-left:.95pt;text-align:justify;text-indent: 28.05pt;">Кощунники |
- | 28.05pt; | + | всегда будут ненавистную им реальность забрасывать за облака недосягаемости, чтобы тем легче навсегда отвязаться от нее. |
- | всегда будут ненавистную им | + | Они же охотно будут покровительствовать кулачным боям, бою быков, состязанию на скорость, доведенную до бесцельности. Они выдвинут все физические грубейшие выявления, лишь бы хотя отчасти стереть значение всего изысканного творящего. Они готовы передать храм в руки торгашей, надеясь, что по нашим временам некому будет изгнать их из Святилища и поддержать то, чем жив дух человеческий.</p> |
- | + | ||
- | + | ||
- | Они же | + | |
- | покровительствовать кулачным боям, бою | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | грубейшие | + | |
- | бы хотя отчасти стереть значение | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | нашим | + | |
- | будет изгнать их из Святилища и | + | |
- | <p | + | <p style="margin-left:1.7pt;text-align:justify;text-indent: 28.05pt;">По счастью, пути совершенствования и высокого качества в существе своем лежат вне |
- | 28.05pt; | + | рук торгашествующих. О качестве мыслит меньшинство. О качестве может мыслить |
- | счастью, пути совершенствования и высокого качества в существе своем лежат вне | + | молодое сердце, пока не загрязнено. По каким |
- | рук торгашествующих. О качестве мыслит меньшинство. О | + | бы закоулкам ни вздумало бродить человечество, |
- | молодое сердце, пока не | + | процесс качества все-таки будет совершаться! |
- | бы закоулкам ни вздумало бродить | + | Все-таки совершится, ибо подвижничество живет в сердце утонченного духа. Вне опубликованных законов находится |
- | процесс качества все-таки будет | + | накопление утончения.</p> |
- | Все-таки совершится, ибо | + | |
- | живет в сердце утонченного духа. Вне опубликованных законов находится | + | |
- | накопление утончения. | + | |
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-top:2.15pt;margin-right:.25pt;margin-bottom: 0cm;margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent: 27.8pt;">Но не будем входить в сферы несказуемые. Сейчас нужно [твердить] именно о вполне сказуемом понятии качества во всех действиях, во всей производительности. Неустремленные к качеству пусть лучше и не говорят о Культуре.</p> |
- | 0cm;margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent: | + | |
- | 27.8pt; | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | несказуемые. | + | |
- | нужно [твердить] именно о вполне сказуемом | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | качеству пусть | + | |
- | не говорят о Культуре. | + | |
- | <p | + | <p style="margin-left:.55pt;text-align:justify;text-indent: 27.8pt;">Культура |
- | 27.8pt; | + | вовсе не модное, стильно фешенебельное понятие. Она есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями |
- | вовсе не модное, стильно | + | с Иерархией Эволюции. |
- | + | Потому-то осознавшие стремление к качеству не боятся насмешек и повторяют слова апостола Павла: «Когда вы | |
- | + | думаете, что мы мертвы, мы все-таки живы». И не только живы, но каждый устремленный к Культуре, иначе | |
- | с | + | говоря – к качеству, находит в себе неиссякаемый источник сил и противостояние всему злобному и разрушительному. Он-то может повторять мудрое изречение: «Благословенны препятствия, ими растем». Для него каждое выявление препятствия есть |
- | Потому-то осознавшие | + | лишь возможность возвышения качества.</p> |
- | к качеству не боятся насмешек и повторяют слова апостола Павла: «Когда вы | + | |
- | думаете, что мы | + | |
- | мы все-таки живы». И не только живы, но каждый устремленный к Культуре, иначе | + | |
- | говоря | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | противостояние всему злобному и | + | |
- | + | ||
- | «Благословенны препятствия, ими растем». Для него | + | |
- | + | ||
- | лишь | + | |
- | возвышения качества. | + | |
- | <p | + | <p style="margin-top:0cm;margin-right:.25pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt;">Чем же будет |
- | margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt; | + | преоборена грубейшая форма, как не излучением духа, сказавшемся во всем качестве, в качестве каждого действия, каждого |
- | + | дня, каждого помысла. | |
- | преоборена грубейшая форма, как | + | Итак, стремясь к высшим формам цивилизации, дерзая мыслить даже о Культуре, не забудем, что жизненность стремления создается из высокого качества |
- | + | всех действий.</p> | |
- | + | ||
- | дня, каждого | + | |
- | Итак, стремясь к высшим формам | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | из высокого | + | |
- | всех действий. | + | |
- | <p | + | <p style="margin-top:.5pt;margin-right:.25pt;margin-bottom: 0cm;margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent: 27.8pt;">Не мечтать во снах, но выявлять в жизни обязывает нас ответственность перед Культурою. И эта ответственность, поистине, |
- | 0cm;margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent: | + | распространяется не на какие-то заоблачные мечты редких праздничных дней, но должна быть запечатлена во всей |
- | 27.8pt; | + | каждодневности. Качество, красота, торжественность в любви во всей |
- | мечтать во снах, но выявлять в жизни | + | неудержимости и беспредельности ткут несломимые крылья духа. Качество, качество, качество! Во всем и всегда!</p> |
- | + | ||
- | + | ||
- | распространяется не на | + | |
- | заоблачные мечты редких праздничных дней, но должна быть запечатлена во всей | + | |
- | + | ||
- | торжественность в | + | |
- | неудержимости и беспредельности | + | |
- | несломимые крылья духа. Качество, качество, | + | |
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-top:0cm;margin-right:.25pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt;">Конечно, |
- | margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt; | + | всегда найдутся и сатанинские твари, которые на все духовное, на все прекрасное прошипят: «К черту Культуру – деньги на |
- | + | стол». Но не завидна мрачная участь таких сатанистов. По счастью, «Свет побеждает тьму».</p> | |
- | всегда найдутся и сатанинские твари, | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | стол». Но не | + | |
- | + | ||
- | <p | + | <p style="margin-top:0cm;margin-right:.25pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt;">Но какие же |
- | margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt; | + | сердечные выражения привета послать тем, кто бескорыстно, самоотверженно борются за Культуру! Как |
- | + | не приветствовать тех, кто благородною | |
- | сердечные выражения привета | + | борьбою своею помогает государству вписывать незабываемые страницы лучших достижений! Ведь эта борьба с самою |
- | + | сгущенною темнотою необычайно трудна, но зато | |
- | не приветствовать тех, кто | + | она и составляет тот истинный подвиг, |
- | борьбою своею помогает государству | + | который запечатлевается навеки и |
- | + | составляет лучшие путеводные вехи молодым | |
- | + | поколениям.</p> | |
- | сгущенною | + | |
- | она и составляет | + | |
- | который запечатлевается | + | |
- | составляет лучшие путеводные вехи | + | |
- | поколениям. | + | |
- | <p | + | <p style="margin-top:0cm;margin-right:.25pt;margin-bottom:0cm; margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt;">Благородное |
- | margin-left:.55pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:27.8pt; | + | стремление создает и неиссякаемость сил и растит тот светлый энтузиазм, о котором горят глаза и звучит сердце |
- | + | человеческое. Во имя | |
- | стремление создает и | + | бездонной Красоты сердца человеческого и сойдемся и укрепимся в светлой победе Культуры.</p> |
- | + | ||
- | + | ||
- | человеческое. Во | + | |
- | бездонной Красоты сердца человеческого и | + | |
- | + | ||
- | <p | + | <p align=right style="text-align:right;"><i>Проф. Николай Рерих</i></p> |
- | + | ||
- | + | ||
- | <p | + | <p align=right style="margin-left:198.7pt;text-align:right;"><i>17 июня 1932 </i></p> |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | <p | + | <p align=right style="margin-left:198.7pt;text-align:right;"><i>Гималаи</i></p> |
- | + | ||
- | + | ||
== {{PrimText}} == | == {{PrimText}} == | ||
- | <references/> | ||
{{PerevodStroki}} | {{PerevodStroki}} | ||
- | {{LetterPostEdit|ПОЗНАВАНИЕ ПРЕКРАСНОГО (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|ОДЕРЖАНИЕ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}} | + | |
+ | <references/>{{LetterPostEdit|ПОЗНАВАНИЕ ПРЕКРАСНОГО (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|ОДЕРЖАНИЕ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}} | ||
[[Категория:Источники]] | [[Категория:Источники]] | ||
[[Категория:Письма семьи Рерих]] | [[Категория:Письма семьи Рерих]] | ||
+ | [[Категория:1932]] | ||
[[Категория:Письма Н.К.Рериха]] | [[Категория:Письма Н.К.Рериха]] | ||
[[Категория:Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2]] | [[Категория:Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2]] |
Текущая версия
Информация о письме |
---|
|
ПРИКАЗ КАЧЕСТВА
«Если хочешь опередить свою тень, обратись лицом к солнцу. Брат, делай все лучше, трудись радостнее».
В известный период синтеза деятельность должна сконцентрировать качество выявления. Количество, как известные массовые вестники, может быть иногда допускаемо в делах высшей Культуры, но движение Культуры никогда не запечатлевалось ни количеством, ни большинством.
Высокое качество и изысканное меньшинство всегда были двигателями настоящих достижений Культуры. Очень часто даже в хороших речах и писаниях о Культуре проскальзывает, что Культура начинается там, где люди знают, как использовать досуги свои. Это может быть верно лишь постольку, поскольку мы условимся о понятии досуга. Если под досугом мы поймем все время вне нашей рутинной работы, как мы иногда называли ее – временем труда – пранаямы, тогда так называемый досуг явится лишь средоточием на изыскании высокого качества всей нашей деятельности. Сконцентрированные качественные удары собранной энергии, прекрасно звучат они в пространстве и пробуждают звучанием своим сердца народов.
Качественность пробуждает и другую столь необходимую в эволюционных процессах особенность: она пробуждает действительную ответственность за все исходящее, хотя бы в одном утверждении или предупреждении, хотя бы оно являлось новою фазою утончения чего-то, казалось бы, уже известного. Величайшая драма часто скрывается в этом будто бы уже известном. Это «известное» попадает в тот разряд общепринятости, о котором люди более и не помышляют, иначе говоря, не только не утончают, но и не возвышают более эти понятия.
Устремление к качественности обратит нас ко многим аксиомам жизни, которые придется опять вернуть к проблемам, настолько они требуют утончения, обострения и устремления с новых точек нашего бытия. «Non multa sed multum»[1] – этот мудрый совет давался тоже в известные периоды деятельности. Нельзя начинать знаменование Культуры с молчания. Молчальники-отшельники уходили от Мира лишь после известной деятельности, когда само их молчание являлось уже громовым духовным зовом и целением немощей.
Как прекрасно сосредоточенное ответственное движение резца ваятеля, который после грубого оформления подходит к выявлению тончайших покровов, причем малейшее отступление верности руки наносит непоправимое искажение. Пока ваятель находится в сфере первобытных оформлений, рука его может позволить себе иногда или слишком углубленный, или поверхностный, извилистый удар резца. Но когда он подходит к окончательному выражению, преступить которое – значило бы вернуться к хаосу, то творческий энтузиазм его возвышается и великою ответственностью за каждое движение его руки. В это время ваятель, может быть, еще чаще отойдет от своего произведения, чаще взглянет на него с разных углов зрения, чтобы, приблизившись, запечатлеть неповторяемое прикосновение. Там, где в первые дни работы ваятель мог и словесно выражать свои намерения, там при завершительных ударах он больше молчит, углубляется, зная, что он ответит за все, им завершенное.
Качественность, воздвигнутая всем комплексом обстоятельств, вносит в дело строения особую духовную радость. Переходящий горный поток не может позволить себе ни единого неверного движения. Также следуя по струне через бездну, мы как бы даже теряем часть нашего физического веса и, сердечно прикрепленные к духовным нитям, почти перелетаем гибельные пропасти.
Назовете ли это энтузиазмом, или возвышением духа, или совершенством качества всех движений и помыслов, или высочайшею торжественностью всех чувств наших, – безразличны эти наименования. Тот, кто не поймет торжественности в любви, торжества качества, тому и все прочие наименования будут лишь камнями, грохочущими в горном потоке.
Не в грохотании звонких слов лежит суждение о высоком качестве. В собранной торжественности сердца решается это судбище вечности. Если мы дерзаем произносить слово «Культура», значит, прежде всего, мы ответственны за качество. Корень слова «Культур[а]>> есть высшее служение совершенствованию, но это и есть наше обязательство по отношению к бытию.
В накоплении качества ничто не будет непредусмотрено, ничто не будет забыто и, конечно, ничто не будет своекорыстно извращено. Крупное ли, мелкое ли своекорыстие так внедрено в жизнь человечества целыми веками извращений и отрицаний, что своекорыстие является одним из главных врагов всего совершенного поверх личного качества.
Как-то рассуждалось в печати о том, не было ли в подвигах, запечатленных человечеством, какого-то своекорыстия? Вопрошалось – не было ли в действиях пастушки Жанны д'Арк какого-либо движения самости, когда она утвердилась на мысли о спасении целого народа? Эти соображения могут приходить в голову лишь людям в существе своем своекорыстным. По их мнению, не только подвиги, но даже и дела повседневного благотворения, конечно, вызваны лишь разными степенями самости и своекорыстия.
Таков закон людей бессердечных, которые, судя по себе, полагают, что все доброе творится или для своекорыстия, или для каких-то земных личных возвышений, забывая, что эти земные цветы однодневны, как и пышные цветы кактуса. Бросая всюду обвинение в своекорыстии, прирожденные своекорыстники начинают безумствовать и над Культурою. Они говорят: «Нам не доступны пути святости», точно бы обязанности перед Культурою уже были какими-то святыми достижениями.
Кощунники всегда будут ненавистную им реальность забрасывать за облака недосягаемости, чтобы тем легче навсегда отвязаться от нее. Они же охотно будут покровительствовать кулачным боям, бою быков, состязанию на скорость, доведенную до бесцельности. Они выдвинут все физические грубейшие выявления, лишь бы хотя отчасти стереть значение всего изысканного творящего. Они готовы передать храм в руки торгашей, надеясь, что по нашим временам некому будет изгнать их из Святилища и поддержать то, чем жив дух человеческий.
По счастью, пути совершенствования и высокого качества в существе своем лежат вне рук торгашествующих. О качестве мыслит меньшинство. О качестве может мыслить молодое сердце, пока не загрязнено. По каким бы закоулкам ни вздумало бродить человечество, процесс качества все-таки будет совершаться! Все-таки совершится, ибо подвижничество живет в сердце утонченного духа. Вне опубликованных законов находится накопление утончения.
Но не будем входить в сферы несказуемые. Сейчас нужно [твердить] именно о вполне сказуемом понятии качества во всех действиях, во всей производительности. Неустремленные к качеству пусть лучше и не говорят о Культуре.
Культура вовсе не модное, стильно фешенебельное понятие. Она есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции. Потому-то осознавшие стремление к качеству не боятся насмешек и повторяют слова апостола Павла: «Когда вы думаете, что мы мертвы, мы все-таки живы». И не только живы, но каждый устремленный к Культуре, иначе говоря – к качеству, находит в себе неиссякаемый источник сил и противостояние всему злобному и разрушительному. Он-то может повторять мудрое изречение: «Благословенны препятствия, ими растем». Для него каждое выявление препятствия есть лишь возможность возвышения качества.
Чем же будет преоборена грубейшая форма, как не излучением духа, сказавшемся во всем качестве, в качестве каждого действия, каждого дня, каждого помысла. Итак, стремясь к высшим формам цивилизации, дерзая мыслить даже о Культуре, не забудем, что жизненность стремления создается из высокого качества всех действий.
Не мечтать во снах, но выявлять в жизни обязывает нас ответственность перед Культурою. И эта ответственность, поистине, распространяется не на какие-то заоблачные мечты редких праздничных дней, но должна быть запечатлена во всей каждодневности. Качество, красота, торжественность в любви во всей неудержимости и беспредельности ткут несломимые крылья духа. Качество, качество, качество! Во всем и всегда!
Конечно, всегда найдутся и сатанинские твари, которые на все духовное, на все прекрасное прошипят: «К черту Культуру – деньги на стол». Но не завидна мрачная участь таких сатанистов. По счастью, «Свет побеждает тьму».
Но какие же сердечные выражения привета послать тем, кто бескорыстно, самоотверженно борются за Культуру! Как не приветствовать тех, кто благородною борьбою своею помогает государству вписывать незабываемые страницы лучших достижений! Ведь эта борьба с самою сгущенною темнотою необычайно трудна, но зато она и составляет тот истинный подвиг, который запечатлевается навеки и составляет лучшие путеводные вехи молодым поколениям.
Благородное стремление создает и неиссякаемость сил и растит тот светлый энтузиазм, о котором горят глаза и звучит сердце человеческое. Во имя бездонной Красоты сердца человеческого и сойдемся и укрепимся в светлой победе Культуры.
Проф. Николай Рерих
17 июня 1932
Гималаи
Примечания