Сенека
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
(Delphi бот) |
(→Из других источников) |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
== Из других источников == | == Из других источников == | ||
+ | Сенека Луций Анней Младший / Lucio Anneo Seneca | ||
+ | (ок. 1 до н.э., Кордова,-19.4.65, Рим) - | ||
+ | философ, писатель, оратор, государственный деятель. Воплощение | ||
+ | Мыслителя, перевоплощение Платона (см. П/Ам, т. 2, стр. 258 - по | ||
+ | изданию 1996 г.). Сенека - личное имя, Луций Анней - подобие фамилии. | ||
+ | |||
+ | "Можно назвать философа С-у, который при Нероне пострадал, но сознание | ||
+ | его не смутилось. Он унаследовал ум Мыслителя и прошел самую трудную | ||
+ | эпоху Рима, подав пример многим. Рассуждения об этике нужны были | ||
+ | именно в дни смуты верований. Может быть, о С-е знают меньше, чем о | ||
+ | Мыслителе, но значение труда его велико. Он хотел создать Правителя, | ||
+ | но от своего воспитанника получил удар. Чаша яда не нарушила ясности | ||
+ | мышления философа, и многие научились, как переходить за черту земной | ||
+ | жизни" (Н-238). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | С раннего детства жил в Риме. Пошел по стопам отца, тоже писателя, | ||
+ | преподававшего риторику. Получил хорошее образование, в том числе | ||
+ | философское у стоиков (С. считается величайшим философом направления | ||
+ | стоицизма) и пифагорейцев. Из-за хронической простуды приблизительно в | ||
+ | 25-31 гг. жил в Египте (в основном в Александрии), где тоже учился | ||
+ | философии. В Риме некоторое время работал адвокатом, прошел служебные | ||
+ | ступени квестора (казначея) и трибуна. Имел политический успех, хотя и | ||
+ | с риском для жизни со стороны Калигулы. Будучи идеологом сенатской | ||
+ | оппозиции деспотизму императора Клавдия, в 41-48 гг. находился в | ||
+ | ссылке на Корсике. Вернула его мать Нерона, чтобы сделать воспитателем | ||
+ | будущего императора. После вступления Нерона на престол, С. - его | ||
+ | советник и министр (консул), оказывавший большое влияние на жизнь | ||
+ | империи и сделавший годы 54-59 для нее счастливыми (в 55 или 56 г. | ||
+ | даже получил звание "Отец отечества"). Пытался полезное делать для | ||
+ | государства и после, и лишь в 62 г., когда Нерон уже безнадежно | ||
+ | развратился и ожесточился, С. удалился от власти, уединившись в | ||
+ | пригородной вилле. Много писал. В конце концов Нерон обвинил его в | ||
+ | участии в заговоре и приговорил к самоубийству. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Как философ и писатель, более всего занимался этикой. Исследовал нравы | ||
+ | и пытался их исправлять, вводить высшие нормы в практику, будучи | ||
+ | политическим деятелем. Значительно укрепил позиции стоицизма, оживив | ||
+ | его идеями других учений, что оказало большое влияние на развитие | ||
+ | христианства. Брат С-и упоминается в 18-й главе "Деяний Апостолов" как | ||
+ | проконсул провинции Ахаия, с риском для своей карьеры отказавшийся | ||
+ | судить апостола Павла. Существовала легенда о знакомстве и С-и с | ||
+ | Павлом, и они действительно могли общаться в Риме в 62-65 гг. Можно | ||
+ | предполагать влияние христианства (если не Павла, то других христиан) | ||
+ | на философию С-и. Сходные идеи (о Боге как любви, о преображении мира | ||
+ | и др.), конечно, могли быть не заимствованы, но проистекать из одного | ||
+ | Источника. Сохранилось много его писаний. Это 9 трагедий, | ||
+ | "Нравственные письма к Луцилию" и 15 трактатов: "О милосердии", "О | ||
+ | благодеяниях", "О гневе", "О спокойствии духа", "О твердости мудреца", | ||
+ | "О досуге", "О счастливой жизни", "Естественноисторические вопросы", | ||
+ | "Исследования о природе" и др. Пьесы С-и наполнены нравственными | ||
+ | декларациями, основная их тематика - безумие страстей, приводящее к | ||
+ | преступлениям, необходимость искоренять страсти средствами разума. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Известен случай, когда в конце декабря 1862 г. в США, во время | ||
+ | Гражданской войны, к президенту Линкольну мысленно через девочку | ||
+ | обратился С. и призвал дать свободу рабам, после реализации чего, как | ||
+ | и было обещано, северяне неизменно побеждали в битвах. | ||
== Ссылки == | == Ссылки == |
Версия 22:50, 3 июня 2007
Содержание |
Из Писем Е.И.Рерих
Из трудов Е.П.Блаватской
Из других источников
Сенека Луций Анней Младший / Lucio Anneo Seneca (ок. 1 до н.э., Кордова,-19.4.65, Рим) - философ, писатель, оратор, государственный деятель. Воплощение Мыслителя, перевоплощение Платона (см. П/Ам, т. 2, стр. 258 - по изданию 1996 г.). Сенека - личное имя, Луций Анней - подобие фамилии.
"Можно назвать философа С-у, который при Нероне пострадал, но сознание его не смутилось. Он унаследовал ум Мыслителя и прошел самую трудную эпоху Рима, подав пример многим. Рассуждения об этике нужны были именно в дни смуты верований. Может быть, о С-е знают меньше, чем о Мыслителе, но значение труда его велико. Он хотел создать Правителя, но от своего воспитанника получил удар. Чаша яда не нарушила ясности мышления философа, и многие научились, как переходить за черту земной жизни" (Н-238).
С раннего детства жил в Риме. Пошел по стопам отца, тоже писателя,
преподававшего риторику. Получил хорошее образование, в том числе
философское у стоиков (С. считается величайшим философом направления
стоицизма) и пифагорейцев. Из-за хронической простуды приблизительно в
25-31 гг. жил в Египте (в основном в Александрии), где тоже учился
философии. В Риме некоторое время работал адвокатом, прошел служебные
ступени квестора (казначея) и трибуна. Имел политический успех, хотя и
с риском для жизни со стороны Калигулы. Будучи идеологом сенатской
оппозиции деспотизму императора Клавдия, в 41-48 гг. находился в
ссылке на Корсике. Вернула его мать Нерона, чтобы сделать воспитателем
будущего императора. После вступления Нерона на престол, С. - его
советник и министр (консул), оказывавший большое влияние на жизнь
империи и сделавший годы 54-59 для нее счастливыми (в 55 или 56 г.
даже получил звание "Отец отечества"). Пытался полезное делать для
государства и после, и лишь в 62 г., когда Нерон уже безнадежно
развратился и ожесточился, С. удалился от власти, уединившись в
пригородной вилле. Много писал. В конце концов Нерон обвинил его в
участии в заговоре и приговорил к самоубийству.
Как философ и писатель, более всего занимался этикой. Исследовал нравы
и пытался их исправлять, вводить высшие нормы в практику, будучи
политическим деятелем. Значительно укрепил позиции стоицизма, оживив
его идеями других учений, что оказало большое влияние на развитие
христианства. Брат С-и упоминается в 18-й главе "Деяний Апостолов" как
проконсул провинции Ахаия, с риском для своей карьеры отказавшийся
судить апостола Павла. Существовала легенда о знакомстве и С-и с
Павлом, и они действительно могли общаться в Риме в 62-65 гг. Можно
предполагать влияние христианства (если не Павла, то других христиан)
на философию С-и. Сходные идеи (о Боге как любви, о преображении мира
и др.), конечно, могли быть не заимствованы, но проистекать из одного
Источника. Сохранилось много его писаний. Это 9 трагедий,
"Нравственные письма к Луцилию" и 15 трактатов: "О милосердии", "О
благодеяниях", "О гневе", "О спокойствии духа", "О твердости мудреца",
"О досуге", "О счастливой жизни", "Естественноисторические вопросы",
"Исследования о природе" и др. Пьесы С-и наполнены нравственными
декларациями, основная их тематика - безумие страстей, приводящее к
преступлениям, необходимость искоренять страсти средствами разума.
Известен случай, когда в конце декабря 1862 г. в США, во время
Гражданской войны, к президенту Линкольну мысленно через девочку
обратился С. и призвал дать свободу рабам, после реализации чего, как
и было обещано, северяне неизменно побеждали в битвах.