Сенека
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Содержание |
Из Писем Е.И.Рерих
Из трудов Е.П.Блаватской
Из других источников
Сенека Луций Анней Младший / Lucio Anneo Seneca (ок. 1 до н.э., Кордова,-19.4.65, Рим) - философ, писатель, оратор, государственный деятель. Воплощение Мыслителя, перевоплощение Платона (см. П/Ам, т. 2, стр. 258 - по изданию 1996 г.). Сенека - личное имя, Луций Анней - подобие фамилии.
"Можно назвать философа С-у, который при Нероне пострадал, но сознание его не смутилось. Он унаследовал ум Мыслителя и прошел самую трудную эпоху Рима, подав пример многим. Рассуждения об этике нужны были именно в дни смуты верований. Может быть, о С-е знают меньше, чем о Мыслителе, но значение труда его велико. Он хотел создать Правителя, но от своего воспитанника получил удар. Чаша яда не нарушила ясности мышления философа, и многие научились, как переходить за черту земной жизни" (Н-238).
С раннего детства жил в Риме. Пошел по стопам отца, тоже писателя,
преподававшего риторику. Получил хорошее образование, в том числе
философское у стоиков (С. считается величайшим философом направления
стоицизма) и пифагорейцев. Из-за хронической простуды приблизительно в
25-31 гг. жил в Египте (в основном в Александрии), где тоже учился
философии. В Риме некоторое время работал адвокатом, прошел служебные
ступени квестора (казначея) и трибуна. Имел политический успех, хотя и
с риском для жизни со стороны Калигулы. Будучи идеологом сенатской
оппозиции деспотизму императора Клавдия, в 41-48 гг. находился в
ссылке на Корсике. Вернула его мать Нерона, чтобы сделать воспитателем
будущего императора. После вступления Нерона на престол, С. - его
советник и министр (консул), оказывавший большое влияние на жизнь
империи и сделавший годы 54-59 для нее счастливыми (в 55 или 56 г.
даже получил звание "Отец отечества"). Пытался полезное делать для
государства и после, и лишь в 62 г., когда Нерон уже безнадежно
развратился и ожесточился, С. удалился от власти, уединившись в
пригородной вилле. Много писал. В конце концов Нерон обвинил его в
участии в заговоре и приговорил к самоубийству.
Как философ и писатель, более всего занимался этикой. Исследовал нравы
и пытался их исправлять, вводить высшие нормы в практику, будучи
политическим деятелем. Значительно укрепил позиции стоицизма, оживив
его идеями других учений, что оказало большое влияние на развитие
христианства. Брат С-и упоминается в 18-й главе "Деяний Апостолов" как
проконсул провинции Ахаия, с риском для своей карьеры отказавшийся
судить апостола Павла. Существовала легенда о знакомстве и С-и с
Павлом, и они действительно могли общаться в Риме в 62-65 гг. Можно
предполагать влияние христианства (если не Павла, то других христиан)
на философию С-и. Сходные идеи (о Боге как любви, о преображении мира
и др.), конечно, могли быть не заимствованы, но проистекать из одного
Источника. Сохранилось много его писаний. Это 9 трагедий,
"Нравственные письма к Луцилию" и 15 трактатов: "О милосердии", "О
благодеяниях", "О гневе", "О спокойствии духа", "О твердости мудреца",
"О досуге", "О счастливой жизни", "Естественноисторические вопросы",
"Исследования о природе" и др. Пьесы С-и наполнены нравственными
декларациями, основная их тематика - безумие страстей, приводящее к
преступлениям, необходимость искоренять страсти средствами разума.
Известен случай, когда в конце декабря 1862 г. в США, во время
Гражданской войны, к президенту Линкольну мысленно через девочку
обратился С. и призвал дать свободу рабам, после реализации чего, как
и было обещано, северяне неизменно побеждали в битвах.