Сергий Радонежский

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Индекс

Озарение, 2-III-11 "Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесется". - Так говорил Сергий. "И ушедший в леса не может слышать речь людскую, и на ложе уснувший не услышит птичек, солнца возвестников. И чуду явленному молчащий откажется от глаза. И молчащий на брата помощь занозу из ноги своей не вынет". - Так говорил Сергий. О Сергии придется сказать, народ захочет узнать о Нем. Так положим краски на Лик Сергия. Расцветив, рассказав жизнь и пословицы Его.

Озарение, 3-VI-4 ...Истинно, век черный кончится возглашением Общины! Сергий рубил ее топором. Бемэ колотил молоточком. Учитель Будда руками слагал. Христос мост ей приготовил. ...

Мир Огненный ч.1, 157 ...В каждом Учении находим символ этого огненного восхождения. Сергий причащался огненно. ...

Мир Огненный ч.2, 116 ...Вы уважаете Святого Сергия, но разве Он где-нибудь допускал магию? Он даже не разрешал умное делание, но, между тем, Он имел пламенные видения. Лишь труд, как возношение сердца, допускал Он. В этом Он опередил многих духовных путников. Мы говорим о сердце, но, именно, Он нашел силу этого источника. Даже страхованиям Он противостоял не заклинаниями, но молитвою сердца.

Из Писем Е.И.Рерих

Из трудов Е.П.Блаватской

Из других источников

Сергий Радонежский (3.5(?).1314, возле Ростова Великого,-25.9.1392, Сергиев Посад) - воплощение Майтрейи-Мории (см. П/П-12.9.34). "...истинный последователь заветов Христа, великий Основатель Святой Руси, всего духовного просвещения и монашества ее, Строитель Русского Государства..." (П-8.9.34). "...заложивший основание не только государству русскому, но сложивший весь характер народа. Не Его ли трудами, не магнитом ли Его Духа и сподвижников Его заложены и возжжены были очаги духовного света, на протяжении веков напитавшие народное сознание?" (П-6.6.35).


"...русский чудный явленный щит..." (Дн-3.1.34). "Нам, русским, уготовано спасение под Знаменем нашего Высокого Покровителя и Заступника... о нем поется в Акафисте - "От Бога данный России Воевода"" (П/П-23.8.34). "...начинается акафист Преподобному С-ю: "Избранный от Царя Сил Господа Иисуса, данный России Воеводо..." (ЛД-1934, "Светочи"). "...именно Преподобный С. есть Хранитель Земли Русской, именно Ему надлежит спасение России в третий раз. Потому, когда сознание это окрепнет и загорится в сердцах сородичей, тогда и начнется великое духовное воскресение и спасение Родины. Потому пора вспомнить все суровые Заветы мужества, строительства и любви к Родине этого Наивысочайшего Православного Воина Христова, чтобы объединиться под Стягом Его" (П/П-30.3.35).


"...во главе нашей родины стоит самый мощный Покровитель, именно ее Строитель и Воспитатель духа народа, Преподобный С. Р. Семена, заложенные Им, не умерли и живут в глуби народной. В сужденные сроки они взойдут чудесными ростками" (П/Н-8.3.38). "...Преподобный С. не от внешней церковности, но от Духа... Кто-то настаивает, что Преподобный С. был истинным церковником, ибо Он строил церкви и монастыри, устанавливал суровые уставы, обрядность и т.д. Но смысл всей деятельности Преподобного не во внешней церковности, но в его высоконравственно-воспитательном влиянии на его современников. Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, Он творил характер народа, создавая тем мощь Государства... Нужна была суровая школа и узда; и средства к тому нужно было брать из ближайших доступных народу понятий. Нужны были символы, нужна была обрядность для сознаний, выходивших из младенческого состояния... История развития Духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим Великим Подвижником" (П/П-25.5.36). Отсюда понятно его право называть Россию "Моя Страна". С. сотворил народ, которому через 600 лет суждено было принять Учение Нового Мира. И понятна любовь россиян к этому Ману-создателю народа. Он был духовным руководителем Куликовской битвы, ознаменовавшей перерождение Древней Руси в Россию Московскую, когда собрались вместе исходные народности. "...мысленно С. следил за битвою и направлял легионы Небесные на осуществление Новой Эры" (Дн-13.6.33).


"...далек Он был от красноречия, но дал народу надежду на силы духа" (Дн-7.8.24). "С. не был смиренником в современном смысле слова. Строитель не может быть смиренником, ибо он знает ответственность" (Дн-5.8.33).


Кратко о его жизни. Сын ростовских бояр, переселенных в село Радонежское московским князем, Варфоломей, уже в юности объявил родителям, что собирается уйти в монастырь, но родители не дали благословения на это. После их кончины долю наследства он отдал одному из братьев и вместе с другим, Стефаном, поселился отшельником в лесу, где они построили избушку-келью и часовню. Через год брат ушел в московский монастырь (а после стал другом будущего митрополита Алексея, главы русской церкви, и духовником великого князя Семена Ивановича). 7.10.1337 Варфоломей был пострижен и принял монашеское имя Сергий. К нему присоединились другие монахи, и в 1344 г. С. стал игуменом монастыря, а через 9-10 лет - священником. Это служение не было гладким, поскольку монахи очень заботились о своем телесном благополучии и при трудностях теряли веру в С-я. С. был духовником великого князя Дмитрия Ивановича, крестил его детей. Перед своей смертью (12.2.1378) митрополит Алексей пытался уговорить С-я занять пост после него, но тот упорно отказывался "по предположению об искренней неспособности занять это место" (Дн-18.8.24). С. мирил русских князей ("...имел обычай использовать все мирные возможности, прежде чем допустить убийство" - Дн-23.12.31), собирал их вокруг Москвы, а также закладывал духовный стержень нового народа в создаваемых им монастырях, которые, кстати, очень способствовали освоению пустынных северных земель.


Его считают величайшим среди российских святых, хотя он даже не оставил писаний. С. реально следовал Христу в нестяжании земных благ, в отказе от земной власти, в силе духа, в терпении, в сострадании и самоотверженности. И он создал русскую монастырскую общину ("общее житие", без личного имущества; 1355), тем давая пример для создания и народной. В рамках церковной жизни его подвиг очень схож и соразмерен таковому Франциска Ассизского, отличаясь в формах времени и места. С. оздоровил церковную (и народную духовную) жизнь, особенно закладывая в русский характер самоотверженную любовь к труду личному на общее благо и к общинному сотрудничеству. Не было в его общине показных искусственных самоистязаний плоти монахами, но лишь созидательный труд, физический и духовный.


За долгие годы своей жизни он воспитывал не только монахов, но и других представителей народа, знатных и простых: многие приходили в обитель, и многие встречались в его пеших путешествиях. Он вдохнул веру в людей, и Россия поднялась.


Сохранились свидетельства участия в его деяниях и сотрудников из Высшего, Огненного Мира, явлений нефизического света, огненных. Огонь являлся при молитвах С-я, при изгнании им бесов и т.п. "С. причащался огненно" (МО1-157). "Преподобный С., приобщенный огню и огненному крещению, знал и знает природу Божественного Начала. Именно Преподобный С. не был богословом и догматиком, но вся жизнь Его была подвигом подражания Христу в Его самоотверженном служении Родине и Миру" (П-12.9.34). Проявлял огненное явление делимости духа, являясь многим в видениях. "...самая высшая магия ничто перед ликом Огненного Мира... Вы уважаете Святого С-я, но разве Он где-нибудь допускал магию? Он даже не разрешал умное делание, но между тем Он имел пламенные видения. Лишь труд, как возношение сердца, допускал Он. В этом Он опередил многих духовных путников. Мы говорим о сердце, но именно Он нашел силу этого источника" (МО2-116). "...не принимал даже куска хлеба, если не считал его заработанным" (ЛД-4.5.35).


И после воплощения С-м Великий Владыка всегда опекал Россию, спасал ее в критических ситуациях. Жизнь и деяния С-я за время воплощения и прошедшие с тех пор века замечательно изложены Е.И. Рерих в сборнике "Знамя Преподобного Сергия Радонежского" (1934). В той же книге есть статья Н.К. Рериха и изображение С-я его работы. "...Вы понимаете, почему появилась кн[ига] "Знамя Преподобного": близко время, когда народ вспомнит, Кто был его настоящим духовным Воспитателем и Строителем его Государства и Кто его Заступник, Хранитель и Водитель" (П/П-18.6.36). См. также "Криптограммы Востока".


"Святой С. ─ Строитель Русской Духовной Культуры. Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого С-я поистине Преподобного для всех веков и народов... ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его... Преподобный в жизни своей не терялся в искании, но устремленно восходил и строил. Можно сказать, что далеко за пределами Богоискателя он был Богоносцем. Буддисты называют его Боддисатвою, евреи ─ Израилем, а индусы ─ Махатмою. Преподобный приобщался от пламенной Чаши. Преподобному сослужил Пламенный. В этой благодатной пламенности, в этом благом огне творящем дошел до нас облик Святого С-я. И пламенны были видения Ему Владычицы! Познающий Пламень Сердца навсегда связан с Обликом Преподобного. Это великое познание, редко сходящая благодать навсегда соединили Имя Преподобного с представлением о всезнании. "Преподобный знает" ─ так запомнил народ. "Преподобный знает, когда спасти" ─ "Преподобный знает, когда явиться" ─ "Преподобный знает, когда помочь" ─ "Преподобный знает, чье сердце доступно благодати" ─ "Преподобный знает, где нет неверия и предательства" ─ "Преподобный знает, где искренний дар". Во всех встречах о имени Преподобного приходим к тому же понятию о непреложности знания Его, о мудрости подвига Его" (Н.К. Рерих, "Слово на освящение часовни Св. Преподобного Сергия" - из сб. "Держава Света").


"Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого С-я Р-го всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига, строительное и просветительное имя Святого С-я хранится в сердцах как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в существе своем Имя Святого С-я... во множестве других имен ─ сокровище души народной... Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности" (Н.К. Рерих, "Душа народов" - из сб. "Твердыня пламенная"). "...тернии высокого просветительного пути Св. С-я стоят, как... памятники человеческого достижения, и зовут, и показывают, что решительно все, даже самое высокое, возможно здесь, в нашей земной жизни". (Н.К. Рерих, "Сады прекрасные" - из сб. "Твердыня пламенная").


"Высокий Воспитатель русского народного духа, Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и строительство, Преподобный С. Р. является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины земли русской... первым этапом служения под знаменем Преподобного будет ясное осознание в наших сердцах Его как Водителя и Заступника перед Престолом Всевышнего... Уже есть указания на то, что Преподобный С. начал новое служение своему народу. Уже идет по Москве и всем весям нашей Родины народная молва о все чаще и чаще повторяющихся явлениях Преподобного С-я разным русским лицам" (ЛД-30.12.34).


"Когда нам приходилось рассказывать иностранцам житие Преподобного С-я Р-го, очень часто приходилось слышать в ответ: "Теперь понимаем, откуда у вас, русских, стремление даяния и труда"... так[ую] жизнь... заповедал нам... Святой С... Не в гордыне произносим священное Имя Строителя Лавр просвещения... основной, высокий смысл этого светлого служения во благо человечества остается нашей богоданною собственностью" (ЛД-15.6.35).


Что касается дат рождения и ухода С-я, надо знать, что церковь неправильно переводит даты старого стиля в новый, прибавляя 13 дней для любого века, тогда как для 14-го века разница составляет 8 дней. Таким образом, астрологически правильно в XX и XXI веках отмечать годовщины 11.5(?) и 3.10, а писать в старом стиле, поскольку новый тогда еще нигде не ввели.

Ссылки

Яровская Н.(Е.И.Рерих), "Знамя преподобного Сергия Радонежского" [1]

Личные инструменты
Дополнительно