Сердце, 261
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
(Wikipedia python library) |
(Wikipedia python library) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{TocOrNot}} | |
- | + | {{TitleImage|8}} | |
- | { | + | {{ShlokaPreEdit}}{{Шаблон:8.261|}}{{ShlokaPostEdit|Сердце, 260|Сердце, Оглавление|Сердце, 262}} |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | |} | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
== Cтраницы скан-копий первого издания (Париж, 1932 г.) == | == Cтраницы скан-копий первого издания (Париж, 1932 г.) == | ||
- | + | {{Pagescansbegin}} | |
- | + | {{PagescanList|Serdze137.gif|Сердце, стр.137}} | |
- | + | {{Pagescansend}} | |
+ | == Симфония Агни Йоги == | ||
+ | {{OpenSym}}{{Сим590}}{{CloseSym}} | ||
+ | == Из Писем Е.И.Рерих == | ||
- | == Исправления == | ||
+ | == Связанные цитаты из других источников == | ||
- | == Симфония Агни Йоги == | ||
- | <p><b>§261.</b> <b><i>...дордже, также свастика указывали вращение сердца...</i></b> — «Дордже (<i>тиб.</i>) или Ваджра (<i>санскр.</i>) — <i>букв.</i> «алмазная палица» или скипетр. В индусских сочинениях — скипетр Индры, сходный с молниями Зевса, которым это божество, бог грома, поражает своих врагов. Но в мистическом буддизме это магический скипетр монахов-посвященных, заклинателей духов и адептов — символ обладания сиддхами, или сверхчеловеческими силами; этот скипетр во время определенных церемоний находился в руке жрецов и теургов. Это также символ власти Будды над злыми духами или элементалами. Обладателя этого скипетра называют Ваджрапани. («Теософский словарь», с.107).</p><p>Перекрещенный <i>дордже</i> (тиб. <i>Ак-Дордже</i>) является символом равноконечного креста, при вращении которого вокруг оси он преобразуется в символ свастики. В современных источниках принято называть свастику <i>дордже</i> или <i>ваджрой</i>, т.е. разные символы слились под одним и тем же названием. Именно поэтому в работах Е.И. и Н.К.Рерихов мы встречаем упоминания о свастике именно под названием дордже или ваджры.</p><p>В ведической традиции и индуизме дордже называется ваджрой и представляет собой палицу и оружие Индры, символизирующие мощь защиты и силу плодородия. Иногда дордже имело форму диска, но чаще было разновидностью креста. В буддийской мифологии дордже считалось символом прочности, неуничтожимости и великого космического равновесия. Особое место ваджра (дордже) занимала в ваджраяне (отсюда само название этого направления в буддизме), где ее изображали в виде специально оформленного скипетра. Дордже всегда было атрибутом многих будд (прежде всего будды Ваджрасатвы), бодхисаттв (чаще бодхисаттвы Ваджрапани) и идамов (божеств-охранителей) и символизирует гармонию и сострадание. Вращение скипетра, сопровождаемое чтением мантр, считалось мощным средством защиты от всех видов зла.</p><p>Указанный выше равноконечный крест был основным элементом дордже и свастики, который тесно связан с огнем (лингвистические исследования понятия «крест» показывают, что во всех языках слово «крест» имеет общую этимологическую основу, означающую «свет Великого Огня»). Е.П.Блаватская писала по поводу креста, лежащего в основании дордже и свастики:</p><p>«Было время, когда восточный символ креста и круга, Свастика, был универсально принят. Для буддистов, китайцев и монголов эзотерически и экзотерически Свастика означает «десять тысяч истин». Эти истины, говорят они, принадлежат к тайнам Невидимой Вселенной и первозданной Космогонии и Теогонии.</p><p>С того времени, как Фохат пересек круг, подобно двум линиям пламени (горизонтально и вертикально), Воинства Благословенных никогда не переставали посылать своих представителей на Планеты, которые от начала они должны охранять.</p><p>Вот почему Свастика всегда полагается — так же, как и Тау возлагался в Египте — на грудь умерших мистиков. Свастика встречается на месте сердца в изображениях Будды в Тибете и Монголии. Свастика есть <i>печать</i>, налагавшаяся также на сердца живущих Посвященных, причем у некоторых она была навсегда запечатлена на теле огнем. Именно потому, что они должны хранить эти истины нерушимыми и неприкосновенными в вечном молчании и тайне «до дня, когда они будут познаны и прочтены их избранными преемниками» — новыми Посвященными, «достойными доверия и вручения им десяти тысяч совершенств.</p><p><...> Мало мировых символов, которые были бы так насыщены истинным Оккультным значением, как Свастика. Она символизируется цифрой 6. Подобно этой цифре, в своем конкретном представлении она указывает так же, как и идеограф числа, на Зенит и на Надир, на Север, Юг, Запад и Восток; всюду встречается единица, и единица эта отражается во всех и в каждой единице. Это есть эмблема деятельности Фохата, постоянного вращения «Колес» и четырех Стихий, «Священных Четырех» в их мистическом, а не только в одном их космическом значении; далее ее четыре руки, согнутые под прямым углом, тесно связаны, как это показано в ином месте, с весами Пифагора и Гермеса. Посвященный в тайны значения Свастики, говорят комментарии, «может начертать на ней, с математической точностью, эволюцию Космоса и весь период Сандхья». Также «отношение Видимого к Невидимому» и «первое зарождение человека и видов» («Тайная Доктрина», т.II, с.737-739).</p><p>Вращение перекладин креста пробуждает скрытую энергию этого Великого Огня, находящуюся в центре символа, делает вращающийся крест огненным и поддерживает равновесие той системы, в основе которой данный крест находится. Если речь идет о человеке, тогда вращение сердечных огней вокруг божественной неподвижной точки (оси) его Высшего Я помогает удерживаться в состоянии полного равновесия. Говоря о вращении как динамической сущности этого великого символа. Е.П.Блаватская подчеркивает изначальность и первичность свастики по отношению ко многим другим древним символам и связывает ее с Молотом Тора — магическим оружием космического масштаба:</p><p>«Воистину многочисленны значения этого молота! В макрокосмической работе «Молот Творения» с его четырьмя концами, загнутыми под прямыми углами, относится к постоянному <i>движению</i> и круговращению невидимого Космоса Сил. В работе проявленного Космоса и нашей Земли, он указывает на вращение в Циклах Времени мировых осей и их экваториальных поясов; две линии, образующие Свастику, означают Дух и Материю, четыре крючка предпосылают движение вращающихся циклов. В приложении к микрокосму, человеку, символ этот показывает, что человек есть связь между Небом и Землей; правая рука поднята на конце горизонтальной линии, левая же указывает на Землю. На Изумрудных Таблицах Гермеса на поднятой руке написано слово «Solke», на левой же — слово «Coagula». Этот знак является одновременно алхимическим, космогоническим, антропологическим и магическим с семью ключами и его внутреннему смыслу. Не будет преувеличением сказать, что сложный символизм этого всемирного и наиболее изобразительного из знаков, содержит ключ к семи тайнам Космоса. Зародившийся в мистических представлениях ранних арийцев и поставленный ими у самого порога вечности на главу Змия Ананта, он встретил свою духовную смерть в схоластических толкованиях средневековых антропоморфистов. Это есть Альфа и Омега Всемирной Творческой Силы, исходящей от чистого Духа и кончающейся в плотной Материи. Также это ключ к Циклу Науки божественной и человеческой; и тот, кто поймет его полный смысл, навсегда освободится от оков Маха-Майи, великой Иллюзии и Обольстителя. Свет, сверкающий из-под Божественного Молота, ныне низведенного до молоточка Великого Мастера масонских лож, достаточен, чтобы рассеять мрак любых человеческих схем или вымыслов» («Тайная Доктрина», т.II, с.126-127).</p> | ||
- | == | + | == Редакция в различных изданиях == |
- | == | + | == Комментарии, ссылки == |
- | == Редакция в различных изданиях == | ||
- | + | [[Category:Учение]] | |
+ | [[Category:Сердце]] |
Версия 17:50, 14 января 2007
| |
|
Cтраницы скан-копий первого издания (Париж, 1932 г.)
|
Симфония Агни Йоги
|