Сердце, 261

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
(Wikipedia python library)
Строка 1: Строка 1:
-
{{TocOrNot}}
+
{{TocOrNot}} {{ShlokaPageHeader|Сердце, 260|Сердце, Оглавление|Сердце, 262}}{{TitleImage|8}}
-
{{TitleImage|8}}
+
{{ShlokaPreEdit}}{{Шаблон:8.261|}}{{ShlokaPostEdit|Сердце, 260|Сердце, Оглавление|Сердце, 262}}
{{ShlokaPreEdit}}{{Шаблон:8.261|}}{{ShlokaPostEdit|Сердце, 260|Сердце, Оглавление|Сердце, 262}}
-
== Cтраницы скан-копий первого издания (Париж, 1932 г.) ==
+
== {{ScanSectionName|8}} ==
{{Pagescansbegin}}
{{Pagescansbegin}}
{{PagescanList|Serdze137.gif|Сердце, стр.137}}
{{PagescanList|Serdze137.gif|Сердце, стр.137}}
{{Pagescansend}}
{{Pagescansend}}
-
== Симфония Агни Йоги ==
+
== {{SymSectionName}} ==
{{OpenSym}}{{Сим590}}{{CloseSym}}
{{OpenSym}}{{Сим590}}{{CloseSym}}
-
== Из Писем Е.И.Рерих ==
+
== {{LettersSectionName}} ==
 +
{{LettersSectionHeader}}{{LettersSectionFooter}}
 +
== {{CitesSectionName}} ==
 +
{{CitesSectionHeader}}{{CitesSectionFooter}}
-
== Связанные цитаты из других источников ==
+
== {{RedactionSectionName}} ==
-
 
+
{{RedactionSectionHeader}}{{RedactionSectionFooter}}
-
 
+
-
== Редакция в различных изданиях ==
+
-
 
+
-
 
+
-
== Комментарии, ссылки ==
+
-
 
+
 +
== {{CommentsSectionName}} ==
 +
{{CommentsSectionHeader}}{{CommentsSectionFooter}}
 +
{{ShlokaPageFooter|Сердце, 260|Сердце, Оглавление|Сердце, 262}}
[[Category:Учение]]
[[Category:Учение]]
[[Category:Сердце]]
[[Category:Сердце]]

Версия 04:50, 15 января 2007

Каждый неправый не устоит против равновесия, потому удар меча должен быть законен. Так поймем средоточие законов физических и высших в сердце. Этот центр назывался перекрестком и изображался равноконечным крестом; дордже, также свастика, указывали вращение огня сердца. Вращение и равноконечность признаки равновесия. Кто-то в детстве пробовал встать на шар, не зная, что это есть великий символ равновесия.

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Страницы скан-копий первого издания (Париж, 1932 г.)


Симфония Агни Йоги

§261. ...дордже, также свастика указывали вращение сердца... — «Дордже (тиб.) или Ваджра (санскр.) — букв. «алмазная палица» или скипетр. В индусских сочинениях — скипетр Индры, сходный с молниями Зевса, которым это божество, бог грома, поражает своих врагов. Но в мистическом буддизме это магический скипетр монахов-посвященных, заклинателей духов и адептов — символ обладания сиддхами, или сверхчеловеческими силами; этот скипетр во время определенных церемоний находился в руке жрецов и теургов. Это также символ власти Будды над злыми духами или элементалами. Обладателя этого скипетра называют Ваджрапани. («Теософский словарь», с.107).

Перекрещенный дордже (тиб. Ак-Дордже) является символом равноконечного креста, при вращении которого вокруг оси он преобразуется в символ свастики. В современных источниках принято называть свастику дордже или ваджрой, т.е. разные символы слились под одним и тем же названием. Именно поэтому в работах Е.И. и Н.К.Рерихов мы встречаем упоминания о свастике именно под названием дордже или ваджры.

В ведической традиции и индуизме дордже называется ваджрой и представляет собой палицу и оружие Индры, символизирующие мощь защиты и силу плодородия. Иногда дордже имело форму диска, но чаще было разновидностью креста. В буддийской мифологии дордже считалось символом прочности, неуничтожимости и великого космического равновесия. Особое место ваджра (дордже) занимала в ваджраяне (отсюда само название этого направления в буддизме), где ее изображали в виде специально оформленного скипетра. Дордже всегда было атрибутом многих будд (прежде всего будды Ваджрасатвы), бодхисаттв (чаще бодхисаттвы Ваджрапани) и идамов (божеств-охранителей) и символизирует гармонию и сострадание. Вращение скипетра, сопровождаемое чтением мантр, считалось мощным средством защиты от всех видов зла.

Указанный выше равноконечный крест был основным элементом дордже и свастики, который тесно связан с огнем (лингвистические исследования понятия «крест» показывают, что во всех языках слово «крест» имеет общую этимологическую основу, означающую «свет Великого Огня»). Е.П.Блаватская писала по поводу креста, лежащего в основании дордже и свастики:

«Было время, когда восточный символ креста и круга, Свастика, был универсально принят. Для буддистов, китайцев и монголов эзотерически и экзотерически Свастика означает «десять тысяч истин». Эти истины, говорят они, принадлежат к тайнам Невидимой Вселенной и первозданной Космогонии и Теогонии.

С того времени, как Фохат пересек круг, подобно двум линиям пламени (горизонтально и вертикально), Воинства Благословенных никогда не переставали посылать своих представителей на Планеты, которые от начала они должны охранять.

Вот почему Свастика всегда полагается — так же, как и Тау возлагался в Египте — на грудь умерших мистиков. Свастика встречается на месте сердца в изображениях Будды в Тибете и Монголии. Свастика есть печать, налагавшаяся также на сердца живущих Посвященных, причем у некоторых она была навсегда запечатлена на теле огнем. Именно потому, что они должны хранить эти истины нерушимыми и неприкосновенными в вечном молчании и тайне «до дня, когда они будут познаны и прочтены их избранными преемниками» — новыми Посвященными, «достойными доверия и вручения им десяти тысяч совершенств.

<...> Мало мировых символов, которые были бы так насыщены истинным Оккультным значением, как Свастика. Она символизируется цифрой 6. Подобно этой цифре, в своем конкретном представлении она указывает так же, как и идеограф числа, на Зенит и на Надир, на Север, Юг, Запад и Восток; всюду встречается единица, и единица эта отражается во всех и в каждой единице. Это есть эмблема деятельности Фохата, постоянного вращения «Колес» и четырех Стихий, «Священных Четырех» в их мистическом, а не только в одном их космическом значении; далее ее четыре руки, согнутые под прямым углом, тесно связаны, как это показано в ином месте, с весами Пифагора и Гермеса. Посвященный в тайны значения Свастики, говорят комментарии, «может начертать на ней, с математической точностью, эволюцию Космоса и весь период Сандхья». Также «отношение Видимого к Невидимому» и «первое зарождение человека и видов» («Тайная Доктрина», т.II, с.737-739).

Вращение перекладин креста пробуждает скрытую энергию этого Великого Огня, находящуюся в центре символа, делает вращающийся крест огненным и поддерживает равновесие той системы, в основе которой данный крест находится. Если речь идет о человеке, тогда вращение сердечных огней вокруг божественной неподвижной точки (оси) его Высшего Я помогает удерживаться в состоянии полного равновесия. Говоря о вращении как динамической сущности этого великого символа. Е.П.Блаватская подчеркивает изначальность и первичность свастики по отношению ко многим другим древним символам и связывает ее с Молотом Тора — магическим оружием космического масштаба:

«Воистину многочисленны значения этого молота! В макрокосмической работе «Молот Творения» с его четырьмя концами, загнутыми под прямыми углами, относится к постоянному движению и круговращению невидимого Космоса Сил. В работе проявленного Космоса и нашей Земли, он указывает на вращение в Циклах Времени мировых осей и их экваториальных поясов; две линии, образующие Свастику, означают Дух и Материю, четыре крючка предпосылают движение вращающихся циклов. В приложении к микрокосму, человеку, символ этот показывает, что человек есть связь между Небом и Землей; правая рука поднята на конце горизонтальной линии, левая же указывает на Землю. На Изумрудных Таблицах Гермеса на поднятой руке написано слово «Solke», на левой же — слово «Coagula». Этот знак является одновременно алхимическим, космогоническим, антропологическим и магическим с семью ключами и его внутреннему смыслу. Не будет преувеличением сказать, что сложный символизм этого всемирного и наиболее изобразительного из знаков, содержит ключ к семи тайнам Космоса. Зародившийся в мистических представлениях ранних арийцев и поставленный ими у самого порога вечности на главу Змия Ананта, он встретил свою духовную смерть в схоластических толкованиях средневековых антропоморфистов. Это есть Альфа и Омега Всемирной Творческой Силы, исходящей от чистого Духа и кончающейся в плотной Материи. Также это ключ к Циклу Науки божественной и человеческой; и тот, кто поймет его полный смысл, навсегда освободится от оков Маха-Майи, великой Иллюзии и Обольстителя. Свет, сверкающий из-под Божественного Молота, ныне низведенного до молоточка Великого Мастера масонских лож, достаточен, чтобы рассеять мрак любых человеческих схем или вымыслов» («Тайная Доктрина», т.II, с.126-127).

Из Писем семьи Рерих

Из других источников

Редакция в различных изданиях

Комментарии, ссылки

Личные инструменты
Дополнительно