ТД1.ч.I.Комментарии, Станца III, стих 1
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | ||
- | + | <p style="text-align: center; margin: 16px 0px 8px 0px;"><span style=" font-weight: bold;">СТАНЦА III.</span></p> | |
- | + | <p style="text-indent: -15px; margin: 8px 19px 16px 42px;"><span style=" color: # 000000;">1. ...ПОСЛЕДНИЙ ТРЕПЕТ СЕДЬМОЙ ВЕЧНОСТИ | |
- | <p style="text-align: center; margin: 16px 0px 8px 0px;"><span | + | ДРОЖИТ В БЕСКОНЕЧНОСТИ </span><span style=" font-style: italic;">(а). |
- | style=" | + | </span> МАТЕРЬ НАБУХАЕТ, РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ |
- | + | ИЗНУТРИ НАРУЖУ, ПОДОБНО ПОЧКЕ ЛОТОСА <span style=" font-style: italic;">(b).</span></p> | |
- | <p style="text-indent: -15px; margin: 8px 19px 16px 42px;"><span | + | <p style="text-indent: 38px;"><span style=" font-style: italic;">а)</span><span style=" color: # 000000;"> Кажущееся парадоксальным употребление термина |
- | style=" | + | |
- | 000000;">1. ...ПОСЛЕДНИЙ ТРЕПЕТ СЕДЬМОЙ ВЕЧНОСТИ | + | |
- | ДРОЖИТ В БЕСКОНЕЧНОСТИ </span><span style=" | + | |
- | + | ||
- | </span | + | |
- | + | ||
- | ИЗНУТРИ НАРУЖУ, ПОДОБНО ПОЧКЕ ЛОТОСА < | + | |
- | style=" | + | |
- | + | ||
- | <p style="text-indent: 38px;"><span style=" | + | |
- | + | ||
- | style=" | + | |
- | 000000;"> Кажущееся парадоксальным употребление термина | + | |
«Седьмая Вечность», разделяющее таким образом, неделимое, | «Седьмая Вечность», разделяющее таким образом, неделимое, | ||
утверждено в Эзотерической Философии. Последняя разделяет | утверждено в Эзотерической Философии. Последняя разделяет | ||
Строка 32: | Строка 19: | ||
называется Майа, Иллюзия. В этом отношении, как мне кажется, | называется Майа, Иллюзия. В этом отношении, как мне кажется, | ||
Эзотерическое Учение отличается от Доктрин Веданты, ее обеих | Эзотерическое Учение отличается от Доктрин Веданты, ее обеих | ||
- | школ </span | + | школ </span>– Адвайты и |
- | + | ||
- | + | ||
Висиштадвайты. Ибо оно говорит, что в то время, как | Висиштадвайты. Ибо оно говорит, что в то время, как | ||
- | Мулапракрити, нумен, самосущна и без начала < | + | Мулапракрити, нумен, самосущна и без начала <span style=" color: # 000000;">–</span> короче говоря, неимеющая |
- | style=" | + | родителей Анупадака, будучи единой с Браманом, <span style=" color: # 000000;">–</span> Пракрити, ее феномен, |
- | 000000;">–</span | + | |
- | + | ||
- | родителей Анупадака, будучи единой с Браманом, < | + | |
- | style=" | + | |
- | 000000;">–</span | + | |
- | + | ||
периодична и не более, нежели призрак первой; так и Махат, | периодична и не более, нежели призрак первой; так и Махат, | ||
первородный от Джнана (Гнозис), Знание, Мудрость или Логос | первородный от Джнана (Гнозис), Знание, Мудрость или Логос | ||
- | + | –<span style=" font- family: 'Times New Roman';"> есть призрак, | |
- | + | ||
- | family: 'Times New Roman' | + | |
отображенный Абсолютным Ниргуна (Парабраманом), Единой | отображенный Абсолютным Ниргуна (Парабраманом), Единой | ||
Реальностью, «неимеющей ни атрибутов, ни качеств», тогда как для | Реальностью, «неимеющей ни атрибутов, ни качеств», тогда как для | ||
некоторых ведантистов Махат есть проявление Пракрити или же | некоторых ведантистов Махат есть проявление Пракрити или же | ||
Материи.</span></p> | Материи.</span></p> | ||
- | <p style="text-indent: 38px;"><span style=" | + | <p style="text-indent: 38px;"><span style=" font-style: italic;">b)</span><span style=" color: # 000000;"> Потому «Последняя Вибрация Седьмой Вечности» не |
- | + | ||
- | style=" | + | |
- | 000000;"> Потому «Последняя Вибрация Седьмой Вечности» не | + | |
была «предопределена» каким-то особым Богом, но возникла в | была «предопределена» каким-то особым Богом, но возникла в | ||
- | силу </span | + | силу </span> |
- | + | <span style=" font- family: 'Times New Roman';">вечного и незыблемого | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | family: 'Times New Roman' | + | |
Закона, который производит великие периоды Деятельности и | Закона, который производит великие периоды Деятельности и | ||
Покоя, так изобразительно и в то же время так поэтично названных | Покоя, так изобразительно и в то же время так поэтично названных | ||
Строка 79: | Строка 44: | ||
всякого отношения к размеру, или ограничению, или пространству. | всякого отношения к размеру, или ограничению, или пространству. | ||
</span></p> | </span></p> | ||
- | <p style="text-indent: 38px;"><span style=" | + | <p style="text-indent: 38px;"><span style=" font-style: italic;">«Это вечно |
- | + | ||
невидимая (для нас) и нематериальная Сущность, сущая в | невидимая (для нас) и нематериальная Сущность, сущая в | ||
Вечности, отбросила свою периодическую тень со своего | Вечности, отбросила свою периодическую тень со своего | ||
- | собственного плана в Лоно Майи.»</span | + | собственного плана в Лоно Майи.»</span> Это означает, |
- | + | ||
что это развертывание, не будучи увеличением в размере, (ибо | что это развертывание, не будучи увеличением в размере, (ибо | ||
бесконечное протяжение не допускает увеличения) было лишь | бесконечное протяжение не допускает увеличения) было лишь | ||
Строка 94: | Строка 57: | ||
действительности существует и все остальное в этой объективной | действительности существует и все остальное в этой объективной | ||
Вселенной, от человека до насекомого, от гигантских деревьев до | Вселенной, от человека до насекомого, от гигантских деревьев до | ||
- | былинки. | + | былинки.</p> |
- | <p style="text-indent: 38px | + | <p style="text-indent: 38px;">Но все это, учит нас Тайная |
- | + | ||
Наука, есть лишь временное отражение, тень вечного идеального | Наука, есть лишь временное отражение, тень вечного идеального | ||
прототипа в Божественной Мысли: слово «Вечность», заметьте | прототипа в Божественной Мысли: слово «Вечность», заметьте | ||
Строка 103: | Строка 65: | ||
цикла деятельности, называемого нами Манвантара. Ибо что есть | цикла деятельности, называемого нами Манвантара. Ибо что есть | ||
истинное эзотерическое значение Манвантары или, вернее, Ману- | истинное эзотерическое значение Манвантары или, вернее, Ману- | ||
- | антары? Буквально оно означает | + | антары? Буквально оно означает – |
- | + | <span style=" color: # 000000;"> «Между двумя Ману», которых 14 в каждом Дне Брамы, | |
- | <span style=" | + | |
- | 000000;"> «Между двумя Ману», которых 14 в каждом Дне Брамы, | + | |
и подобный День состоит из 1.000 совокупностей четырех Веков, | и подобный День состоит из 1.000 совокупностей четырех Веков, | ||
1.000 «Великих Веков или Махаюг». Теперь, проанализируем слово | 1.000 «Великих Веков или Махаюг». Теперь, проанализируем слово | ||
или наименование Ману. Востоковеды в своих словарях говорят | или наименование Ману. Востоковеды в своих словарях говорят | ||
- | нам, что термин «Ману» происходит от корня «</span><span | + | нам, что термин «Ману» происходит от корня «</span><span style=" font-style: italic;">man</span>», «мыслить», отсюда |
- | style=" | + | |
- | + | ||
- | + | ||
«мыслящий человек». Но эзотерически каждый Ману, как | «мыслящий человек». Но эзотерически каждый Ману, как | ||
очеловеченный покровитель своего особого цикла (или Круга), есть | очеловеченный покровитель своего особого цикла (или Круга), есть | ||
Строка 119: | Строка 76: | ||
Герметический Пэмандр); потому каждый Ману является особым | Герметический Пэмандр); потому каждый Ману является особым | ||
богом, создателем и формировщиком всего того, что является в | богом, создателем и формировщиком всего того, что является в | ||
- | продолжении его соответствующего | + | продолжении его соответствующего |
- | + | <span style=" font- family: 'Times New Roman';">цикла бытия или | |
- | family: 'Times New Roman' | + | |
Манвантары. Фохат исполняет поручение Ману (или Дхиан-Коганов) | Манвантары. Фохат исполняет поручение Ману (или Дхиан-Коганов) | ||
и побуждает идеальные прототипы развертываться изнутри, то | и побуждает идеальные прототипы развертываться изнутри, то | ||
есть пройти постепенно, по нисходящей скале, все планы от | есть пройти постепенно, по нисходящей скале, все планы от | ||
нуменов до низшего феноменального, чтобы, наконец, расцвести | нуменов до низшего феноменального, чтобы, наконец, расцвести | ||
- | на последнем в полную объективность, </span><span style="font- | + | на последнем в полную объективность, </span><span style="font- size: 12pt;">– |
- | size: 12pt | + | </span> в высшую степень Иллюзии, или грубейшую |
- | </span | + | материю. |
- | + | <span style="font-size: 14pt;">_____</span></p> | |
- | материю. | + | <p style="text-indent: 38px;"> </p> |
- | + | ||
- | + | ||
- | <p style="text-indent: 38px | + | |
- | + | ||
- | + | ||
{{PerevodStroki}} | {{PerevodStroki}} | ||
{{BookPostEdit|ТД1.ч.I.Комментарии, Станца II, стих 6|Тайная Доктрина т.1, Оглавление|ТД1.ч.I.Комментарии, Станца III, стих 2}} | {{BookPostEdit|ТД1.ч.I.Комментарии, Станца II, стих 6|Тайная Доктрина т.1, Оглавление|ТД1.ч.I.Комментарии, Станца III, стих 2}} |
Текущая версия
СТАНЦА III.
1. ...ПОСЛЕДНИЙ ТРЕПЕТ СЕДЬМОЙ ВЕЧНОСТИ ДРОЖИТ В БЕСКОНЕЧНОСТИ (а). МАТЕРЬ НАБУХАЕТ, РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ИЗНУТРИ НАРУЖУ, ПОДОБНО ПОЧКЕ ЛОТОСА (b).
а) Кажущееся парадоксальным употребление термина «Седьмая Вечность», разделяющее таким образом, неделимое, утверждено в Эзотерической Философии. Последняя разделяет беспредельную Продолжительность на безусловное вечное и всемирное Время (Кала), и на условное Время (Кхандакала). Одно есть абстракция или нумен бесконечного Времени, другое его феномен, проявляющийся периодически, как следствие Махата- Всемирного Разума, ограниченного продолжительностью Манвантары. В некоторых школах Махат является Первородным от Прадханы (недифференцированной Сущности или периодического аспекта Мулапракрити, Корня Природы), которая (Прадхана) называется Майа, Иллюзия. В этом отношении, как мне кажется, Эзотерическое Учение отличается от Доктрин Веданты, ее обеих школ – Адвайты и Висиштадвайты. Ибо оно говорит, что в то время, как Мулапракрити, нумен, самосущна и без начала – короче говоря, неимеющая родителей Анупадака, будучи единой с Браманом, – Пракрити, ее феномен, периодична и не более, нежели призрак первой; так и Махат, первородный от Джнана (Гнозис), Знание, Мудрость или Логос – есть призрак, отображенный Абсолютным Ниргуна (Парабраманом), Единой Реальностью, «неимеющей ни атрибутов, ни качеств», тогда как для некоторых ведантистов Махат есть проявление Пракрити или же Материи.
b) Потому «Последняя Вибрация Седьмой Вечности» не была «предопределена» каким-то особым Богом, но возникла в силу вечного и незыблемого Закона, который производит великие периоды Деятельности и Покоя, так изобразительно и в то же время так поэтично названных Днями и Ночами Брамы. Развертывание Матери «изнутри наружу», названной в другом месте «Водами Пространства», «Великой Утробой» и т. д., не подразумевает распространения из малого центра или фокуса, но означает развитие безграничной субъективности в такую же безграничную объективность, вне всякого отношения к размеру, или ограничению, или пространству.
«Это вечно невидимая (для нас) и нематериальная Сущность, сущая в Вечности, отбросила свою периодическую тень со своего собственного плана в Лоно Майи.» Это означает, что это развертывание, не будучи увеличением в размере, (ибо бесконечное протяжение не допускает увеличения) было лишь изменением состояния. Она развернулась «подобно почке Лотоса»; ибо растение Лотоса существует не только, как миниатюрный эмбрион в своем семени (физическая особенность), но прототип его существует в идеальной форме в Астральном Свете от «Зари» до «Ночи», на всем протяжении периода Манвантары, как в действительности существует и все остальное в этой объективной Вселенной, от человека до насекомого, от гигантских деревьев до былинки.
Но все это, учит нас Тайная Наука, есть лишь временное отражение, тень вечного идеального прототипа в Божественной Мысли: слово «Вечность», заметьте снова, дано здесь лишь в смысле «Эона», продолжающегося на протяжении, кажущегося нескончаемым, но, все же, ограниченного цикла деятельности, называемого нами Манвантара. Ибо что есть истинное эзотерическое значение Манвантары или, вернее, Ману- антары? Буквально оно означает – «Между двумя Ману», которых 14 в каждом Дне Брамы, и подобный День состоит из 1.000 совокупностей четырех Веков, 1.000 «Великих Веков или Махаюг». Теперь, проанализируем слово или наименование Ману. Востоковеды в своих словарях говорят нам, что термин «Ману» происходит от корня «man», «мыслить», отсюда «мыслящий человек». Но эзотерически каждый Ману, как очеловеченный покровитель своего особого цикла (или Круга), есть лишь олицетворенная мысль «Божественной Мысли» (как Герметический Пэмандр); потому каждый Ману является особым богом, создателем и формировщиком всего того, что является в продолжении его соответствующего цикла бытия или Манвантары. Фохат исполняет поручение Ману (или Дхиан-Коганов) и побуждает идеальные прототипы развертываться изнутри, то есть пройти постепенно, по нисходящей скале, все планы от нуменов до низшего феноменального, чтобы, наконец, расцвести на последнем в полную объективность, – в высшую степень Иллюзии, или грубейшую материю. _____