ТД1.ч.I.Комментарии, Станца IV, стих 4

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
 +
<p style="text-align: center; margin: 16px 0px 8px 0px;"><span style=" font-weight: bold;">СТАНЦА IV. </span><span style=" font-weight: bold;">&#8211;</span> <span style=" font-style: italic;">Продолжение</span><span style=" font-weight: bold;">.</span></p>
 +
<p style="text-indent: -15px; margin: 8px 19px 16px 42px;">4. ТО БЫЛО ВОИНСТВО ГЛАСА, БОЖЕСТВЕННОЙ МАТЕРИ СЕМЕРЫХ. ИСКРЫ СЕМЕРЫХ ПОДВЛАСТНЫ И СЛУГИ ПЕРВОМУ, ВТОРОМУ, ТРЕТЬЕМУ, ЧЕТВЕРТОМУ, ПЯТОМУ, ШЕСТОМУ И СЕДЬМОМУ ИЗ СЕМИ <span style=" font-style: italic;">(а).</span> ОНИ<ref> <span style="color: #000080;">Искры.</span></ref> ИМЕНУЮТСЯ СФЕРАМИ, ТРЕУГОЛЬНИКАМИ, КУБАМИ, ЛИНИЯМИ И ФОРМОВЩИКАМИ; ИБО ТАК ДЕРЖИТСЯ ВЕЧНАЯ НИДАНА &#8211; <span style=" font-style: italic;">OI-HA-HOU (b)</span><ref> <span style="color: #000080;">Превращение </span><span style="font-style: italic; color: #000080;">Oeaohoo.</span><span style="color: #000080;"> Буквальное значение этого слова, среди восточных оккультистов Севера, есть спиральный ветер, вихрь, но в данном случае, этот термин взят для определения беспрестанного и вечного космического движения или, вернее, Силы, которая движет им; Сила, которая молчаливо принимается, как Божество, но никогда не произносится. Это вечная Карана, вечно-действующая Причина.</span></ref>.</p>
 +
<p style="text-indent: 38px;"><span style=" font-style: italic;">а)</span> Этот Стих снова дает краткий анализ Иерархий Дхиан-Коганов, называемых Дэвами (богами) в Индии или же Сознательными, Разумными Силами в Природе. Этой Иерархии соответствуют определенные типы, на которые человечество может быть подразделено, ибо человечество в своей цельности, в действительности, является материализованным, хотя еще и несовершенным, выражением ее. «Воинство Гласа», термин, тесно связанный с тайною Звука и Речи, как следствие и результат Причины &#8211; Божественной Мысли. Как это прекрасно выражено <span style=" font-style: italic;">P. Christian</span>, ученым автором «<span style=" font-style: italic;">Histoirе de la Magie</span> и <span style=" font-style: italic;">L'Homme Rouge des Tuilleries</span>, слова, произносимые, так же, как и имя каждого индивидуума, в значительной степени предопределяют его будущую судьбу. Почему? Потому что:</p>
 +
<p style="text-indent: 38px; margin: 8px 0px 0px 19px;">«Когда наша душа (разум) создает или вызывает какую-либо мысль, то изобразительный знак этой мысли запечатлевается на астральном флюиде, являющимся приемником, и, так сказать, зеркалом всех проявлений Бытия.</p>
 +
<p style="text-indent: 38px; margin: 0px 0px 0px 19px;">Знак выражает вещь; вещь есть (скрытое или оккультное) свойство знака. Произнести слово, значит вызвать мысль и сделать ее существующей. Магнетическая потенциальность человеческой речи есть начало каждого проявления в Оккультном Мире. Произнесение Имени не есть только определение Существа (сущности), но значит осудить и подвергнуть его, в силу выдачи Слова (Глагол), воздействию одной или нескольких Оккультных Сил. Вещи для каждого из нас являются тем, чем Слово делает их, называя их. Слово (Глагол) или речь каждого человека, совершенно бессознательно для него, является <span style=" font-style: italic;">благословением</span> или же <span style=" font-style: italic;">проклятием</span>; вот почему наше настоящее невежество относительно свойств и атрибутов <span style=" font-style: italic;">мысли</span>, так же как и об атрибутах и свойствах <span style=" font-style: italic;">материи</span>, часто губительно для нас.</p>
-
<!-- Placeholder for topic body. -->
 
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
 
-
<p style="text-align: center; margin: 16px 0px 8px 0px;"><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold; color: #000000;">СТАНЦА IV. </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold; color: #000000;">&#8211;</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold; color: #000000;"> </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">Продолжение</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold; color: #000000;">.</span></p>
 
-
<p style="text-indent: -15px; margin: 8px 19px 16px 42px;"><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">4. ТО БЫЛО ВОИНСТВО ГЛАСА, БОЖЕСТВЕННОЙ МАТЕРИ СЕМЕРЫХ. ИСКРЫ СЕМЕРЫХ ПОДВЛАСТНЫ И СЛУГИ ПЕРВОМУ, ВТОРОМУ, ТРЕТЬЕМУ, ЧЕТВЕРТОМУ, ПЯТОМУ, ШЕСТОМУ И СЕДЬМОМУ ИЗ СЕМИ </span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">(а).</span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> ОНИ</span><ref><span style="color: #0000c8;"></span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> </span><span style="color: #000080;">Искры.</span></ref><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> ИМЕНУЮТСЯ СФЕРАМИ, ТРЕУГОЛЬНИКАМИ, КУБАМИ, ЛИНИЯМИ И ФОРМОВЩИКАМИ; ИБО ТАК ДЕРЖИТСЯ ВЕЧНАЯ НИДАНА </span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">&#8211;</span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> </span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">OI-HA-HOU (b)</span><ref><span style="color: #0000c8;"></span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> </span><span style="color: #000080;">Превращение </span><span style="font-style: italic; color: #000080;">Oeaohoo.</span><span style="color: #000080;"> Буквальное значение этого слова, среди восточных оккультистов Севера, есть спиральный ветер, вихрь, но в данном случае, этот термин взят для определения беспрестанного и вечного космического движения или, вернее, Силы, которая движет им; Сила, которая молчаливо принимается, как Божество, но никогда не произносится. Это вечная Карана, вечно-действующая Причина.</span></ref><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">.</span></p>
 
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">а)</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> Этот Стих снова дает краткий анализ Иерархий Дхиан-Коганов, называемых Дэвами (богами) в Индии или же Сознательными, Разумными Силами в Природе. Этой Иерархии соответствуют определенные типы, на которые человечество может быть подразделено, ибо человечество в своей цельности, в действительности, является материализованным, хотя еще и несовершенным, выражением ее. «Воинство Гласа», термин, тесно связанный с тайною Звука и Речи, как следствие и результат Причины </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">&#8211;</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> Божественной Мысли. Как это прекрасно выражено </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">P. Christian</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">, ученым автором «</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">Histoirе de la Magie</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> и </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">L'Homme Rouge des Tuilleries</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">, слова, произносимые, так же, как и имя каждого индивидуума, в значительной степени предопределяют его будущую судьбу. Почему? Потому что:</span></p>
 
-
<p style="text-indent: 38px; margin: 8px 0px 0px 19px;"><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">«Когда наша душа (разум) создает или вызывает какую-либо мысль, то изобразительный знак этой мысли запечатлевается на астральном флюиде, являющимся приемником, и, так сказать, зеркалом всех проявлений Бытия.</span></p>
 
-
<p style="text-indent: 38px; margin: 0px 0px 0px 19px;"><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">Знак выражает вещь; вещь есть (скрытое или оккультное) свойство знака. Произнести слово, значит вызвать мысль и сделать ее существующей. Магнетическая потенциальность человеческой речи есть начало каждого проявления в Оккультном Мире. Произнесение Имени не есть только определение Существа (сущности), но значит осудить и подвергнуть его, в силу выдачи Слова (Глагол), воздействию одной или нескольких Оккультных Сил. Вещи для каждого из нас являются тем, чем Слово делает их, называя их. Слово (Глагол) или речь каждого человека, совершенно бессознательно для него, является </span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">благословением</span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> или же </span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">проклятием</span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">; вот почему наше настоящее невежество относительно свойств и атрибутов </span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">мысли</span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">, так же как и об атрибутах и свойствах </span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">материи</span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">, часто губительно для нас.</span></p>
 
-
<p style="margin: 0px 0px 4px 0px;"><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">___________</span></p>
 
 +
<p style="text-indent: 38px; margin: 5px 0px 8px 19px;">Да, имена (и слова) или <span style=" font-style: italic;">благодетельны</span>, или <span style=" font-style: italic;">зловредны</span>. Они в некотором смысле являются или <span style=" font-style: italic;">ядовитыми</span>, или приносящими здоровье, согласно скрытым воздействиям, данным Высочайшей Мудростью их элементам, то есть, <span style=" font-style: italic;">буквам</span>, составляющим их, и числам, соответствующим этим буквам.»</p>
 +
<p style="text-indent: 38px;">Это строго верно и, как эзотерическое Учение, принято всеми Восточными Школами Оккультизма. В санскрите, так же как и в еврейском и во всех прочих алфавитах, каждая буква имеет свое оккультное значение и свое <span style=" font-style: italic;">разумное</span> основание; каждая есть причина и следствие предыдущей причины, и комбинация их очень часто производит наисильнейшие магические воздействия. Гласные в особенности, заключают в себе наиболее оккультные и грозные силы. <span style=" font-style: italic;">Мантры</span> (эзотерически скорее магические, нежели религиозные вызывания) произносятся браминами нараспев, так же как и остальные <span style=" font-style: italic;">Веды</span> и прочие Писания.</p>
 +
<p style="text-indent: 38px;">«Воинство Гласа» есть прототип «Воинства Логоса» или «Слово» в <span style=" font-style: italic;">Сефер Иецире</span>, называемое в Тайной Доктрине «Единым Числом, исшедшим из Не-Числа» &#8211; Единого Вечного Принципа. Эзотерическая Теогония начинает с Единого Проявленного (потому не вечного, как присутствие и бытие, хотя и вечного в своем естестве), Числа, Чисел и Перечисленных &#8211; последние происходят от Гласа, Вак (женского начала) «о Ста Формах», Шатарупа, или Природы. От этого Числа 10 или Творческой Природы, Матери (Оккультный знак или «[[Изображение:Book40_embim1.gif]]», вечно порождающий и умножающий в соединении с единицею &#8211; «1» или Духом Жизни), произошла вся Вселенная.</p>
 +
<p style="text-indent: 38px;">В <span style=" font-style: italic;">Анугите</span><ref> <span style="color: #000080;">1,15. </span><span style="font-style: italic; color: #000080;">Анугита</span><span style="color: #000080;"> составляет часть Ашвамедха Парван в </span><span style="font-style: italic; color: #000080;">Махабхарате</span><span style="color: #000080;">. Переводчик </span><span style="font-style: italic; color: #000080;">Бхагават Гиты</span><span style="color: #000080;">, изданной Максом Мюллером, рассматривает это, как продолжение </span><span style="font-style: italic; color: #000080;">Бхагават Гиты</span><span style="color: #000080;">. Подлинник ее есть одна из древнейших </span><span style="font-style: italic; color: #000080;">Упанишад</span><span style="color: #000080;">.</span></ref> приведена беседа между брамином и его женою о происхождении Речи и ее оккультных свойствах. Жена спрашивает, как произошла речь и что возникло раньше &#8211; Речь или Ум? Брамин говорит ей, что Апана (<span style=" font-style: italic;">вдохновляющее Дыхание</span>), становясь владыкою, изменяет то сознание, которое не понимает Речи или Слова, в состояние Апана и, таким образом, раскрывает Ум. И на это он рассказывает ей историю, диалог между Речью и Умом. «Оба отправились к «Я» &#8211; Сущего (т. е., к индивидуальному Высшему Я, как думает Нилакантха; и к Праджапати &#8211; согласно комментатору Арджуна Мишра) и просили его рассеять их сомнения и решить, кто из них был выше и предшествовал
-
</td></tr></table>
+
другому? На это Владыка отвечал, сказав: «Ум (выше)». Но Речь возразила, говоря: «Истинно, я уступаю Твоим желаниям», подразумевая, что через Речь он получает то, что желает. На что Я Сущего сказал ей: «существуют два Ума, «подвижный» и «неподвижный». «Неподвижный находится при мне», сказал он, «Подвижный находится в твоем владении» (т. е., Речи), на плане материи. «На этом ты выше».</p>
 +
<p style="text-indent: 38px; margin: 8px 0px 8px 19px;"> «Но, о прекрасное создание, так как ты лично обратилась ко мне (и с такою гордостью), потому, о Сарасвати! ты никогда не будешь говорить после (усиленного) выдыхания. Богиня Речи (Сарасвати, позднейшая форма или аспект Вак, также богиня тайного учения или Эзотерической Мудрости), истинно, всегда пребывала между Праною и Апаною. Но, о благороднейший, сопутствуя вихрю Апаны (жизненному воздуху), хотя и побуждаемая... без Праны (вздоха выдыхания), она побежала к Праджапати (Браме), говоря: «Смилостивься, о Почитаемый Владыка!» Тогда Прана появилась вновь, питая Речь. И потому Речь всегда безмолвствует после (сильного) выдыхания. Она всегда шумна или бесшумна. Из этих двух бесшумная выше шумной (Речи)... Речь, вызываемая в теле посредством Праны и потом превращающаяся в Апана... и затем ассимилирующаяся с Удана («физическими органами Речи)... пребывает, наконец, в Самана («в пупке в форме звука, как материальная причина всех слов», говорит Арджуна Мишра). Так когда-то говорила Речь. Таким образом, Ум отличается своею неподвижностью, а Богиня (Речь) своею подвижностью.»</p>
 +
<p style="text-indent: 38px;">Вышеприведенная аллегория лежит в основании Оккультного закона, предписывающего молчание при знании некоторых тайных и невидимых вещей, познаваемых лишь духовным пониманием (шестым чувством), и которые не могут быть выражены «шумною» или гласною речью. Эта глава из Анугиты, говорит Арджуна Мишра, объясняет Пранаяму или урегулирование дыхания при упражнениях в Йоге. Но этот способ без предварительных достижений или, по крайней мере, полного понимания двух высших чувств (которых в общем семь, как это будет указано) подлежит скорее, низшей Йоге, так называемой Хатха Йоге, которая никогда не одобрялась и, посейчас, не одобряется Архатами. Она вредит здоровью и никогда не может самостоятельно развиться в Раджа Йогу. Этот рассказ приведен, чтобы показать, как неделимо связаны в древней метафизике разумные существа или, скорее, «разумы» с каждым чувством или функцией, физическими либо умственными. Оккультизм учит, что имеются семь чувств в человеке и в природе, так же как существуют семь состояний сознания, и это подтверждается в том же труде в главе
 +
седьмой о Пратиахара (Обуздание и урегулирование чувств, Пранаяма же касается «жизненных ветров» или дыхания). <span style=" font-style: italic;">Брахмана</span>, утверждая семь жертву-приносящих священнослужителей (<span style=" font-style: italic;">Hotri</span>), говорит: «Нос и глаз, и язык, кожа и ухо, как пятое (или обоняние, зрение, вкус, осязание и слух), ум и понимание, суть семь жертву-приносящих священнослужителей, отдельно стоящих», и которые, «находясь на малом пространстве, (все же) не видят друг друга», на этом чувственном плане, за исключением ума. Ибо ум говорит: «Нос не ощущает запаха без меня, глаз не воспринимает цвета и т. д., и т. д. Я &#8211; вечный глава над всеми элементами (т. е., чувствами). Без меня чувства никогда не светят, подобно пустому обиталищу или же огням, пламя которых угасло. Без меня все существа подобны наполовину сухому или наполовину сырому топливу, они не способны постичь качеств или предметов даже при самодеятельности всех чувств»<ref> <span style="color: #000080;">Это доказывает, что современные метафизики в придачу со всеми прошлыми и настоящими представителями ее, как Гегель, Берклей, Шопенгауэр, Гартманн, Герберт Спенсер, и даже современные </span><span style="font-style: italic; color: #000080;">гило-идеалисты</span><span style="color: #000080;"> не более, нежели слабые копиисты седой древности.</span></ref>.</p>
 +
<p style="text-indent: 38px;">Это, конечно, касается только <span style=" font-style: italic;">разума на чувственном плане</span> (пяти чувств). Духовный Разум, высшая часть или аспект <span style=" font-style: italic;">безличного</span> Манаса, не осознает чувств в физическом человеке. Насколько хорошо осведомлены были древние о соотношении сил и со всеми, недавно открытыми, феноменами, умственных и физических способностей и функций, и со многими другими тайнами &#8211; можно убедиться, прочтя седьмую и восьмую главу этого неоценимого труда по философии и мистическому знанию. Обратите внимание на спор чувств, относительно их соответствующего превосходства, и избрание ими Брамана, Владыку всех тварей, своим Судьею, «Вы все величайшие и невеличайшие (или выше вещей, как говорит Арджуна Мишра, ни одно не будучи независимым от другого). Вы все обладаете обоюдными качествами. Все являются величайшими в присущих им сферах и все поддерживают один другого. Существует лишь единый неподвижный (дуновение-жизни или дыхание, так называемое <span style=" font-style: italic;">дыхание-йоги</span>, и которое есть дыхание <span style=" font-style: italic;">Единого</span> или Высшего Я); этот единый есмь Я Сам, собранный в многочисленных (формах)».</p>
 +
<p style="text-indent: 38px;">Это Дыхание, Глас, Самость или Ветер <span style=" font-style: italic;">(Pneuma?)</span> есть синтез Семи Чувств, <span style=" font-style: italic;">нуменально</span> все меньшие божества, и эзотерически &#8211; <span style=" font-style: italic;">Семеричность</span> и «Воинство Гласа».</p>
-
<!-- Placeholder for topic body. -->
+
<p style="text-indent: 38px; margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style=" font-style: italic;">b)</span> Далее мы видим, как Космическая Материя разбрасывается и образуется в элементы; сгруппированные в мистических Четырех, заключенных в пятом элементе &#8211; Эфире, «подкладке» Акаши, <span style=" font-style: italic;">Anima Mundi </span>или Матери Космоса. «Точки, Линии, Треугольники, Кубы, Круги» и, наконец, «Сферы» &#8211; почему или каким образом? Потому, говорят Комментарии, что таков первичный закон Природы и потому, что Природа, во всех своих проявлениях, применяет законы геометрии. Существует врожденный закон &#8211; не только в изначальной, но и в проявленной материи нашего феноменального плана &#8211; в силу которого Природа сочетает свои геометрические формы, а позднее также и свои составные элементы, и в чем также нет места для неожиданности или случайности. Основной закон в Оккультизме гласит, что нет отдыха или прекращения движения в Природе<ref> <span style="color: #000080;">Именно, знание этого закона позволяет и помогает Архату совершать его Сиддхи или разнообразные феномены, такие, как дезинтеграция материи, перенесение предметов с одного места в другое и т. д.</span></ref>. То, что кажется отдыхом, есть лишь изменение одной формы в другую, изменение сущности, идущее рука об руку с изменением формы, так, по крайней мере, учит нас оккультная физика, которая, таким образом, как бы предвосхитила на значительное время открытие «сохранения материи». Так говорят древние Комментарии<ref> <span style="color: #000080;">Эти древние Комментарии присоединены к Станцам, вместе с современными толкованиями, ибо Комментарии на своем языке символов, обычно так же мало доступны пониманию, как и самые Станцы.</span></ref> на Станцу IV.</p>
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
<p style="text-indent: 38px; margin: 8px 0px 8px 19px;">«Матерь есть огненная Рыба Жизни. Она мечет икру и Дыхание (Движение) нагревает и развивает ее. Зерна (Икра) скоро притягиваются друг к другу, образуя сгустки в Океане (Пространстве). Большие куски соединяются и получают новые зерна икры, &#8211; в виде огненных Точек, Треугольников и Кубов, которые зреют; и в назначенное время некоторые куски отрываются и принимают шаровидные формы, процесс, совершаемый ими, если только другие не мешают ему. После чего Закон № *** приходит в действие. Движение (Дыхание) становится Вихрем и пускает их во вращение».<ref> <span style="color: #000080;">В полемическом научном труде «Современный Генезис» (стр. 48) священник </span><span style="font-style: italic; color: #000080;">W. В. Slaughter</span><span style="color: #000080;">, критикуя астрономов, говорит: «Плачевно, что сторонники этой теории (небулы) не расширили свои рассуждения о начале вращения. Никто не удостоил дать нам разумную причину этого. Каким образом процесс охлаждения и сокращения массы сообщает ей вращательное движение?» (Приведено Уинчеллем в «</span><span style="font-style: italic; color: #000080;">World-Life</span><span style="color: #000080;">», стр. 94). Конечно, не материалистическая наука сможет когда-либо разрешить эту задачу. «</span><span style="font-style: italic; color: #000080;">Движение вечно в непроявленном и периодично в проявленном</span><span style="color: #000080;">», говорит Оккультное Учение. «</span><span style="font-style: italic; color: #000080;">Когда тепло, вызванное сошествием Пламени в Предвечную Материю, заставляет двигаться ее частицы, то движение это становится вихрем.».</span><span style="color: #000080;"> Капля жидкости принимает сферическую форму благодаря тому, что атомы ее вращаются вокруг себя, в их ультимативной, нерастворимой и нуменальной сущности; нерастворимой, во всяком случае, для физической науки. Этот вопрос обсужден полнее в дальнейшем.</span></ref>
-
<p style="text-indent: 38px; margin: 5px 0px 8px 19px;"><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">Да, имена (и слова) или </span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">благодетельны</span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">, или </span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">зловредны</span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">. Они в некотором смысле являются или </span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">ядовитыми</span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">, или приносящими здоровье, согласно скрытым воздействиям, данным Высочайшей Мудростью их элементам, то есть, </span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">буквам</span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">, составляющим их, и числам, соответствующим этим буквам.»</span></p>
+
<span style="font-size: 14pt;">_____</span>
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">Это строго верно и, как эзотерическое Учение, принято всеми Восточными Школами Оккультизма. В санскрите, так же как и в еврейском и во всех прочих алфавитах, каждая буква имеет свое оккультное значение и свое </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">разумное</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> основание; каждая есть причина и следствие предыдущей причины, и комбинация их очень часто производит наисильнейшие магические воздействия. Гласные в особенности, заключают в себе наиболее оккультные и грозные силы. </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">Мантры</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> (эзотерически скорее магические, нежели религиозные вызывания) произносятся браминами нараспев, так же как и остальные </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">Веды</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> и прочие Писания.</span></p>
+
<span style="font-size: 14pt;">___________</span></p>
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">«Воинство Гласа» есть прототип «Воинства Логоса» или «Слово» в </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">Сефер Иецире</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">, называемое в Тайной Доктрине «Единым Числом, исшедшим из Не-Числа» </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">&#8211;</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> Единого Вечного Принципа. Эзотерическая Теогония начинает с Единого Проявленного (потому не вечного, как присутствие и бытие, хотя и вечного в своем естестве), Числа, Чисел и Перечисленных </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">&#8211;</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> последние происходят от Гласа, Вак (женского начала) «о Ста Формах», Шатарупа, или Природы. От этого Числа 10 или Творческой Природы, Матери (Оккультный знак или «</span>[[Изображение:Book40_embim1.gif]]<span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">», вечно порождающий и умножающий в соединении с единицею </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">&#8211;</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> «1» или Духом Жизни), произошла вся Вселенная.</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">В </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">Анугите</span><ref><span style="color: #0000c8;"></span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> </span><span style="color: #000080;">1,15. </span><span style="font-style: italic; color: #000080;">Анугита</span><span style="color: #000080;"> составляет часть Ашвамедха Парван в </span><span style="font-style: italic; color: #000080;">Махабхарате</span><span style="color: #000080;">. Переводчик </span><span style="font-style: italic; color: #000080;">Бхагават Гиты</span><span style="color: #000080;">, изданной Максом Мюллером, рассматривает это, как продолжение </span><span style="font-style: italic; color: #000080;">Бхагават Гиты</span><span style="color: #000080;">. Подлинник ее есть одна из древнейших </span><span style="font-style: italic; color: #000080;">Упанишад</span><span style="color: #000080;">.</span></ref><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> приведена беседа между брамином и его женою о происхождении Речи и ее оккультных свойствах. Жена спрашивает, как произошла речь и что возникло раньше </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">&#8211;</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> Речь или Ум? Брамин говорит ей, что Апана (</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">вдохновляющее Дыхание</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">), становясь владыкою, изменяет то сознание, которое не понимает Речи или Слова, в состояние Апана и, таким образом, раскрывает Ум. И на это он рассказывает ей историю, диалог между Речью и Умом. «Оба отправились к «Я» </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">&#8211;</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> Сущего (т. е., к индивидуальному Высшему Я, как думает Нилакантха; и к Праджапати </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">&#8211;</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> согласно комментатору Арджуна Мишра) и просили его рассеять их сомнения и решить, кто из них был выше и предшествовал </span></p>
+
-
<p style="margin: 0px 0px 4px 0px;"><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">___________</span></p>
+
-
 
+
-
 
+
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<!-- Placeholder for topic body. -->
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">другому? На это Владыка отвечал, сказав: «Ум (выше)». Но Речь возразила, говоря: «Истинно, я уступаю Твоим желаниям», подразумевая, что через Речь он получает то, что желает. На что Я Сущего сказал ей: «существуют два Ума, «подвижный» и «неподвижный». «Неподвижный находится при мне», сказал он, «Подвижный находится в твоем владении» (т. е., Речи), на плане материи. «На этом ты выше».</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px; margin: 8px 0px 8px 19px;"><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> «Но, о прекрасное создание, так как ты лично обратилась ко мне (и с такою гордостью), потому, о Сарасвати! ты никогда не будешь говорить после (усиленного) выдыхания. Богиня Речи (Сарасвати, позднейшая форма или аспект Вак, также богиня тайного учения или Эзотерической Мудрости), истинно, всегда пребывала между Праною и Апаною. Но, о благороднейший, сопутствуя вихрю Апаны (жизненному воздуху), хотя и побуждаемая... без Праны (вздоха выдыхания), она побежала к Праджапати (Браме), говоря: «Смилостивься, о Почитаемый Владыка!» Тогда Прана появилась вновь, питая Речь. И потому Речь всегда безмолвствует после (сильного) выдыхания. Она всегда шумна или бесшумна. Из этих двух бесшумная выше шумной (Речи)... Речь, вызываемая в теле посредством Праны и потом превращающаяся в Апана... и затем ассимилирующаяся с Удана («физическими органами Речи)... пребывает, наконец, в Самана («в пупке в форме звука, как материальная причина всех слов», говорит Арджуна Мишра). Так когда-то говорила Речь. Таким образом, Ум отличается своею неподвижностью, а Богиня (Речь) своею подвижностью.»</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">Вышеприведенная аллегория лежит в основании Оккультного закона, предписывающего молчание при знании некоторых тайных и невидимых вещей, познаваемых лишь духовным пониманием (шестым чувством), и которые не могут быть выражены «шумною» или гласною речью. Эта глава из Анугиты, говорит Арджуна Мишра, объясняет Пранаяму или урегулирование дыхания при упражнениях в Йоге. Но этот способ без предварительных достижений или, по крайней мере, полного понимания двух высших чувств (которых в общем семь, как это будет указано) подлежит скорее, низшей Йоге, так называемой Хатха Йоге, которая никогда не одобрялась и, посейчас, не одобряется Архатами. Она вредит здоровью и никогда не может самостоятельно развиться в Раджа Йогу. Этот рассказ приведен, чтобы показать, как неделимо связаны в древней метафизике разумные существа или, скорее, «разумы» с каждым чувством или функцией, физическими либо умственными. Оккультизм учит, что имеются семь чувств в человеке и в природе, так же как существуют семь состояний сознания, и это подтверждается в том же труде в главе </span></p>
+
-
 
+
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<!-- Placeholder for topic body. -->
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">седьмой о Пратиахара (Обуздание и урегулирование чувств, Пранаяма же касается «жизненных ветров» или дыхания). </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">Брахмана</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">, утверждая семь жертву-приносящих священнослужителей (</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">Hotri</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">), говорит: «Нос и глаз, и язык, кожа и ухо, как пятое (или обоняние, зрение, вкус, осязание и слух), ум и понимание, суть семь жертву-приносящих священнослужителей, отдельно стоящих», и которые, «находясь на малом пространстве, (все же) не видят друг друга», на этом чувственном плане, за исключением ума. Ибо ум говорит: «Нос не ощущает запаха без меня, глаз не воспринимает цвета и т. д., и т. д. Я </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">&#8211;</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> вечный глава над всеми элементами (т. е., чувствами). Без меня чувства никогда не светят, подобно пустому обиталищу или же огням, пламя которых угасло. Без меня все существа подобны наполовину сухому или наполовину сырому топливу, они не способны постичь качеств или предметов даже при самодеятельности всех чувств»</span><ref><span style="color: #0000c8;"></span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> </span><span style="color: #000080;">Это доказывает, что современные метафизики в придачу со всеми прошлыми и настоящими представителями ее, как Гегель, Берклей, Шопенгауэр, Гартманн, Герберт Спенсер, и даже современные </span><span style="font-style: italic; color: #000080;">гило-идеалисты</span><span style="color: #000080;"> не более, нежели слабые копиисты седой древности.</span></ref><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">.</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">Это, конечно, касается только </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">разума на чувственном плане</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> (пяти чувств). Духовный Разум, высшая часть или аспект </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">безличного</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> Манаса, не осознает чувств в физическом человеке. Насколько хорошо осведомлены были древние о соотношении сил и со всеми, недавно открытыми, феноменами, умственных и физических способностей и функций, и со многими другими тайнами </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">&#8211;</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> можно убедиться, прочтя седьмую и восьмую главу этого неоценимого труда по философии и мистическому знанию. Обратите внимание на спор чувств, относительно их соответствующего превосходства, и избрание ими Брамана, Владыку всех тварей, своим Судьею, «Вы все величайшие и невеличайшие (или выше вещей, как говорит Арджуна Мишра, ни одно не будучи независимым от другого). Вы все обладаете обоюдными качествами. Все являются величайшими в присущих им сферах и все поддерживают один другого. Существует лишь единый неподвижный (дуновение-жизни или дыхание, так называемое </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">дыхание-йоги</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">, и которое есть дыхание </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">Единого</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> или Высшего Я); этот единый есмь Я Сам, собранный в многочисленных (формах)».</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">Это Дыхание, Глас, Самость или Ветер </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">(Pneuma?)</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> есть синтез Семи Чувств, </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">нуменально</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> все меньшие божества, и эзотерически </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">&#8211;</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">Семеричность</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> и «Воинство Гласа».</span></p>
+
-
<p style="margin: 0px 0px 4px 0px;"><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">___________</span></p>
+
-
 
+
-
 
+
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<!-- Placeholder for topic body. -->
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="text-indent: 38px; margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">b)</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> Далее мы видим, как Космическая Материя разбрасывается и образуется в элементы; сгруппированные в мистических Четырех, заключенных в пятом элементе </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">&#8211;</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> Эфире, «подкладке» Акаши, </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; font-style: italic; color: #000000;">Anima Mundi </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">или Матери Космоса. «Точки, Линии, Треугольники, Кубы, Круги» и, наконец, «Сферы» </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">&#8211;</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> почему или каким образом? Потому, говорят Комментарии, что таков первичный закон Природы и потому, что Природа, во всех своих проявлениях, применяет законы геометрии. Существует врожденный закон </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">&#8211;</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> не только в изначальной, но и в проявленной материи нашего феноменального плана </span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">&#8211;</span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> в силу которого Природа сочетает свои геометрические формы, а позднее также и свои составные элементы, и в чем также нет места для неожиданности или случайности. Основной закон в Оккультизме гласит, что нет отдыха или прекращения движения в Природе</span><ref><span style="color: #0000c8;"></span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> </span><span style="color: #000080;">Именно, знание этого закона позволяет и помогает Архату совершать его Сиддхи или разнообразные феномены, такие, как дезинтеграция материи, перенесение предметов с одного места в другое и т. д.</span></ref><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">. То, что кажется отдыхом, есть лишь изменение одной формы в другую, изменение сущности, идущее рука об руку с изменением формы, так, по крайней мере, учит нас оккультная физика, которая, таким образом, как бы предвосхитила на значительное время открытие «сохранения материи». Так говорят древние Комментарии</span><ref><span style="color: #0000c8;"></span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> </span><span style="color: #000080;">Эти древние Комментарии присоединены к Станцам, вместе с современными толкованиями, ибо Комментарии на своем языке символов, обычно так же мало доступны пониманию, как и самые Станцы.</span></ref><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> на Станцу IV.</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px; margin: 8px 0px 8px 19px;"><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">«Матерь есть огненная Рыба Жизни. Она мечет икру и Дыхание (Движение) нагревает и развивает ее. Зерна (Икра) скоро притягиваются друг к другу, образуя сгустки в Океане (Пространстве). Большие куски соединяются и получают новые зерна икры, </span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">&#8211;</span><span style="font-size: 11pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> в виде огненных Точек, Треугольников и Кубов, которые зреют; и в назначенное время некоторые куски отрываются и принимают шаровидные формы, процесс, совершаемый ими, если только другие не мешают ему. После чего Закон № *** приходит в действие. Движение (Дыхание) становится Вихрем и пускает их во вращение».</span><ref><span style="color: #0000c8;"></span><span style="font-size: 12pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;"> </span><span style="color: #000080;">В полемическом научном труде «Современный Генезис» (стр. 48) священник </span><span style="font-style: italic; color: #000080;">W. В. Slaughter</span><span style="color: #000080;">, критикуя астрономов, говорит: «Плачевно, что сторонники этой теории (небулы) не расширили свои рассуждения о начале вращения. Никто не удостоил дать нам разумную причину этого. Каким образом процесс охлаждения и сокращения массы сообщает ей вращательное движение?» (Приведено Уинчеллем в «</span><span style="font-style: italic; color: #000080;">World-Life</span><span style="color: #000080;">», стр. 94). Конечно, не материалистическая наука сможет когда-либо разрешить эту задачу. «</span><span style="font-style: italic; color: #000080;">Движение вечно в непроявленном и периодично в проявленном</span><span style="color: #000080;">», говорит Оккультное Учение. «</span><span style="font-style: italic; color: #000080;">Когда тепло, вызванное сошествием Пламени в Предвечную Материю, заставляет двигаться ее частицы, то движение это становится вихрем.».</span><span style="color: #000080;"> Капля жидкости принимает сферическую форму благодаря тому, что атомы ее вращаются вокруг себя, в их ультимативной, нерастворимой и нуменальной сущности; нерастворимой, во всяком случае, для физической науки. Этот вопрос обсужден полнее в дальнейшем.</span></ref></p>
+
-
<p style="text-align: center;"><span style="font-size: 14pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">_____</span></p>
+
-
<p style="margin: 0px 0px 4px 0px;"><span style="font-size: 14pt; font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;">___________</span></p>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
</td></tr></table>
+
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==

Текущая версия


СТАНЦА IV. Продолжение.

4. ТО БЫЛО ВОИНСТВО ГЛАСА, БОЖЕСТВЕННОЙ МАТЕРИ СЕМЕРЫХ. ИСКРЫ СЕМЕРЫХ ПОДВЛАСТНЫ И СЛУГИ ПЕРВОМУ, ВТОРОМУ, ТРЕТЬЕМУ, ЧЕТВЕРТОМУ, ПЯТОМУ, ШЕСТОМУ И СЕДЬМОМУ ИЗ СЕМИ (а). ОНИ[1] ИМЕНУЮТСЯ СФЕРАМИ, ТРЕУГОЛЬНИКАМИ, КУБАМИ, ЛИНИЯМИ И ФОРМОВЩИКАМИ; ИБО ТАК ДЕРЖИТСЯ ВЕЧНАЯ НИДАНА – OI-HA-HOU (b)[1].

а) Этот Стих снова дает краткий анализ Иерархий Дхиан-Коганов, называемых Дэвами (богами) в Индии или же Сознательными, Разумными Силами в Природе. Этой Иерархии соответствуют определенные типы, на которые человечество может быть подразделено, ибо человечество в своей цельности, в действительности, является материализованным, хотя еще и несовершенным, выражением ее. «Воинство Гласа», термин, тесно связанный с тайною Звука и Речи, как следствие и результат Причины – Божественной Мысли. Как это прекрасно выражено P. Christian, ученым автором «Histoirе de la Magie и L'Homme Rouge des Tuilleries, слова, произносимые, так же, как и имя каждого индивидуума, в значительной степени предопределяют его будущую судьбу. Почему? Потому что:

«Когда наша душа (разум) создает или вызывает какую-либо мысль, то изобразительный знак этой мысли запечатлевается на астральном флюиде, являющимся приемником, и, так сказать, зеркалом всех проявлений Бытия.

Знак выражает вещь; вещь есть (скрытое или оккультное) свойство знака. Произнести слово, значит вызвать мысль и сделать ее существующей. Магнетическая потенциальность человеческой речи есть начало каждого проявления в Оккультном Мире. Произнесение Имени не есть только определение Существа (сущности), но значит осудить и подвергнуть его, в силу выдачи Слова (Глагол), воздействию одной или нескольких Оккультных Сил. Вещи для каждого из нас являются тем, чем Слово делает их, называя их. Слово (Глагол) или речь каждого человека, совершенно бессознательно для него, является благословением или же проклятием; вот почему наше настоящее невежество относительно свойств и атрибутов мысли, так же как и об атрибутах и свойствах материи, часто губительно для нас.


Да, имена (и слова) или благодетельны, или зловредны. Они в некотором смысле являются или ядовитыми, или приносящими здоровье, согласно скрытым воздействиям, данным Высочайшей Мудростью их элементам, то есть, буквам, составляющим их, и числам, соответствующим этим буквам.»

Это строго верно и, как эзотерическое Учение, принято всеми Восточными Школами Оккультизма. В санскрите, так же как и в еврейском и во всех прочих алфавитах, каждая буква имеет свое оккультное значение и свое разумное основание; каждая есть причина и следствие предыдущей причины, и комбинация их очень часто производит наисильнейшие магические воздействия. Гласные в особенности, заключают в себе наиболее оккультные и грозные силы. Мантры (эзотерически скорее магические, нежели религиозные вызывания) произносятся браминами нараспев, так же как и остальные Веды и прочие Писания.

«Воинство Гласа» есть прототип «Воинства Логоса» или «Слово» в Сефер Иецире, называемое в Тайной Доктрине «Единым Числом, исшедшим из Не-Числа» – Единого Вечного Принципа. Эзотерическая Теогония начинает с Единого Проявленного (потому не вечного, как присутствие и бытие, хотя и вечного в своем естестве), Числа, Чисел и Перечисленных – последние происходят от Гласа, Вак (женского начала) «о Ста Формах», Шатарупа, или Природы. От этого Числа 10 или Творческой Природы, Матери (Оккультный знак или «Изображение:Book40_embim1.gif», вечно порождающий и умножающий в соединении с единицею – «1» или Духом Жизни), произошла вся Вселенная.

В Анугите[1] приведена беседа между брамином и его женою о происхождении Речи и ее оккультных свойствах. Жена спрашивает, как произошла речь и что возникло раньше – Речь или Ум? Брамин говорит ей, что Апана (вдохновляющее Дыхание), становясь владыкою, изменяет то сознание, которое не понимает Речи или Слова, в состояние Апана и, таким образом, раскрывает Ум. И на это он рассказывает ей историю, диалог между Речью и Умом. «Оба отправились к «Я» – Сущего (т. е., к индивидуальному Высшему Я, как думает Нилакантха; и к Праджапати – согласно комментатору Арджуна Мишра) и просили его рассеять их сомнения и решить, кто из них был выше и предшествовал другому? На это Владыка отвечал, сказав: «Ум (выше)». Но Речь возразила, говоря: «Истинно, я уступаю Твоим желаниям», подразумевая, что через Речь он получает то, что желает. На что Я Сущего сказал ей: «существуют два Ума, «подвижный» и «неподвижный». «Неподвижный находится при мне», сказал он, «Подвижный находится в твоем владении» (т. е., Речи), на плане материи. «На этом ты выше».

«Но, о прекрасное создание, так как ты лично обратилась ко мне (и с такою гордостью), потому, о Сарасвати! ты никогда не будешь говорить после (усиленного) выдыхания. Богиня Речи (Сарасвати, позднейшая форма или аспект Вак, также богиня тайного учения или Эзотерической Мудрости), истинно, всегда пребывала между Праною и Апаною. Но, о благороднейший, сопутствуя вихрю Апаны (жизненному воздуху), хотя и побуждаемая... без Праны (вздоха выдыхания), она побежала к Праджапати (Браме), говоря: «Смилостивься, о Почитаемый Владыка!» Тогда Прана появилась вновь, питая Речь. И потому Речь всегда безмолвствует после (сильного) выдыхания. Она всегда шумна или бесшумна. Из этих двух бесшумная выше шумной (Речи)... Речь, вызываемая в теле посредством Праны и потом превращающаяся в Апана... и затем ассимилирующаяся с Удана («физическими органами Речи)... пребывает, наконец, в Самана («в пупке в форме звука, как материальная причина всех слов», говорит Арджуна Мишра). Так когда-то говорила Речь. Таким образом, Ум отличается своею неподвижностью, а Богиня (Речь) своею подвижностью.»

Вышеприведенная аллегория лежит в основании Оккультного закона, предписывающего молчание при знании некоторых тайных и невидимых вещей, познаваемых лишь духовным пониманием (шестым чувством), и которые не могут быть выражены «шумною» или гласною речью. Эта глава из Анугиты, говорит Арджуна Мишра, объясняет Пранаяму или урегулирование дыхания при упражнениях в Йоге. Но этот способ без предварительных достижений или, по крайней мере, полного понимания двух высших чувств (которых в общем семь, как это будет указано) подлежит скорее, низшей Йоге, так называемой Хатха Йоге, которая никогда не одобрялась и, посейчас, не одобряется Архатами. Она вредит здоровью и никогда не может самостоятельно развиться в Раджа Йогу. Этот рассказ приведен, чтобы показать, как неделимо связаны в древней метафизике разумные существа или, скорее, «разумы» с каждым чувством или функцией, физическими либо умственными. Оккультизм учит, что имеются семь чувств в человеке и в природе, так же как существуют семь состояний сознания, и это подтверждается в том же труде в главе седьмой о Пратиахара (Обуздание и урегулирование чувств, Пранаяма же касается «жизненных ветров» или дыхания). Брахмана, утверждая семь жертву-приносящих священнослужителей (Hotri), говорит: «Нос и глаз, и язык, кожа и ухо, как пятое (или обоняние, зрение, вкус, осязание и слух), ум и понимание, суть семь жертву-приносящих священнослужителей, отдельно стоящих», и которые, «находясь на малом пространстве, (все же) не видят друг друга», на этом чувственном плане, за исключением ума. Ибо ум говорит: «Нос не ощущает запаха без меня, глаз не воспринимает цвета и т. д., и т. д. Я – вечный глава над всеми элементами (т. е., чувствами). Без меня чувства никогда не светят, подобно пустому обиталищу или же огням, пламя которых угасло. Без меня все существа подобны наполовину сухому или наполовину сырому топливу, они не способны постичь качеств или предметов даже при самодеятельности всех чувств»[1].

Это, конечно, касается только разума на чувственном плане (пяти чувств). Духовный Разум, высшая часть или аспект безличного Манаса, не осознает чувств в физическом человеке. Насколько хорошо осведомлены были древние о соотношении сил и со всеми, недавно открытыми, феноменами, умственных и физических способностей и функций, и со многими другими тайнами – можно убедиться, прочтя седьмую и восьмую главу этого неоценимого труда по философии и мистическому знанию. Обратите внимание на спор чувств, относительно их соответствующего превосходства, и избрание ими Брамана, Владыку всех тварей, своим Судьею, «Вы все величайшие и невеличайшие (или выше вещей, как говорит Арджуна Мишра, ни одно не будучи независимым от другого). Вы все обладаете обоюдными качествами. Все являются величайшими в присущих им сферах и все поддерживают один другого. Существует лишь единый неподвижный (дуновение-жизни или дыхание, так называемое дыхание-йоги, и которое есть дыхание Единого или Высшего Я); этот единый есмь Я Сам, собранный в многочисленных (формах)».

Это Дыхание, Глас, Самость или Ветер (Pneuma?) есть синтез Семи Чувств, нуменально все меньшие божества, и эзотерически – Семеричность и «Воинство Гласа».


b) Далее мы видим, как Космическая Материя разбрасывается и образуется в элементы; сгруппированные в мистических Четырех, заключенных в пятом элементе – Эфире, «подкладке» Акаши, Anima Mundi или Матери Космоса. «Точки, Линии, Треугольники, Кубы, Круги» и, наконец, «Сферы» – почему или каким образом? Потому, говорят Комментарии, что таков первичный закон Природы и потому, что Природа, во всех своих проявлениях, применяет законы геометрии. Существует врожденный закон – не только в изначальной, но и в проявленной материи нашего феноменального плана – в силу которого Природа сочетает свои геометрические формы, а позднее также и свои составные элементы, и в чем также нет места для неожиданности или случайности. Основной закон в Оккультизме гласит, что нет отдыха или прекращения движения в Природе[1]. То, что кажется отдыхом, есть лишь изменение одной формы в другую, изменение сущности, идущее рука об руку с изменением формы, так, по крайней мере, учит нас оккультная физика, которая, таким образом, как бы предвосхитила на значительное время открытие «сохранения материи». Так говорят древние Комментарии[1] на Станцу IV.

«Матерь есть огненная Рыба Жизни. Она мечет икру и Дыхание (Движение) нагревает и развивает ее. Зерна (Икра) скоро притягиваются друг к другу, образуя сгустки в Океане (Пространстве). Большие куски соединяются и получают новые зерна икры, – в виде огненных Точек, Треугольников и Кубов, которые зреют; и в назначенное время некоторые куски отрываются и принимают шаровидные формы, процесс, совершаемый ими, если только другие не мешают ему. После чего Закон № *** приходит в действие. Движение (Дыхание) становится Вихрем и пускает их во вращение».[1] _____ ___________

Примечания



<< назад - оглавление - вперед >>


Личные инструменты
Дополнительно