ТД1.ч.I.Комментарии, Станца VI, стих 4
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
(Новая: <!-- Placeholder for topic body. --> <table width="100%" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left"> <p style="text-align: center; margin: 16px ...) |
|||
(1 промежуточная версия не показана) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | <p style="text-align: center; margin: 16px 0px 8px 0px;"><span style=" font-weight: bold;">СТАНЦА VI. </span><span style=" font-weight: bold;">- | |
- | + | </span> <span style=" font-style: italic;"> | |
- | + | ||
- | + | ||
- | <p style="text-align: center; margin: 16px 0px 8px 0px;"><span | + | |
- | style=" | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | </span><span style=" | + | |
- | + | ||
- | + | ||
Продолжение.</span></p> | Продолжение.</span></p> | ||
- | <p style="text-indent: -15px; margin: 8px 19px 16px 42px;"><span | + | <p style="text-indent: -15px; margin: 8px 19px 16px 42px;"><span style=" color: # 000000;">4. ОН СЛАГАЕТ ИХ НА ПОДОБИЕ СТАРШИХ КОЛЕС |
- | style=" | + | </span><ref> <span style="color: #000080;">Миры. |
- | 000000;">4. ОН СЛАГАЕТ ИХ НА ПОДОБИЕ СТАРШИХ КОЛЕС | + | </span></ref><span style="font- size: 11pt;">, |
- | </span><ref | + | УТВЕРЖДАЯ ИХ НА НЕСОКРУШИМЫХ ЦЕНТРАХ </span><span style=" font-style: italic;">(а).</span> ФОХАТ, КАК ЖЕ СОЗИДАЕТ |
- | + | ||
- | + | ||
- | </span></ref><span style="font- | + | |
- | size: 11pt | + | |
- | УТВЕРЖДАЯ ИХ НА НЕСОКРУШИМЫХ ЦЕНТРАХ </span><span | + | |
- | style=" | + | |
- | + | ||
- | + | ||
ИХ? ОН СОБИРАЕТ ОГНЕННУЮ ПЫЛЬ, ОН СЛАГАЕТ | ИХ? ОН СОБИРАЕТ ОГНЕННУЮ ПЫЛЬ, ОН СЛАГАЕТ | ||
ОГНЕННЫЕ ШАРЫ, УСТРЕМЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ НИХ И ВОКРУГ | ОГНЕННЫЕ ШАРЫ, УСТРЕМЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ НИХ И ВОКРУГ | ||
Строка 31: | Строка 14: | ||
ИНОМ. ОНИ ХОЛОДНЫ, ОН ДЕЛАЕТ ИХ ЖАРКИМИ. ОНИ СУХИ, | ИНОМ. ОНИ ХОЛОДНЫ, ОН ДЕЛАЕТ ИХ ЖАРКИМИ. ОНИ СУХИ, | ||
ОН ДЕЛАЕТ ИХ ВЛАЖНЫМИ. ОНИ ПЫЛАЮТ, ОН ОБВЕВАЕТ И | ОН ДЕЛАЕТ ИХ ВЛАЖНЫМИ. ОНИ ПЫЛАЮТ, ОН ОБВЕВАЕТ И | ||
- | ОХЛАЖДАЕТ ИХ | + | ОХЛАЖДАЕТ ИХ <span style=" font-style: italic;">(b).</span> |
- | + | <span style=" color: # 000000;"> ТАК ДЕЙСТВУЕТ ФОХАТ ОТ ОДНИХ СУМЕРЕК ДО | |
- | <span style=" | + | |
- | 000000;"> ТАК ДЕЙСТВУЕТ ФОХАТ ОТ ОДНИХ СУМЕРЕК ДО | + | |
СЛЕДУЮЩИХ НА ПРОДОЛЖЕНИИ СЕМИ ВЕЧНОСТЕЙ</span> | СЛЕДУЮЩИХ НА ПРОДОЛЖЕНИИ СЕМИ ВЕЧНОСТЕЙ</span> | ||
- | <ref | + | <ref> <span style="color: #000080;">Период в |
- | + | 311,040,000,000,000 лет по Браманическим исчисленьям.</span></ref>.</p> | |
- | + | <p style="text-indent: 38px;"><span style=" font-style: italic;">а)</span><span style=" color: # 000000;"> Миры созидаются «на подобие старших Колес», то есть, | |
- | 311,040,000,000,000 лет по Браманическим исчисленьям.</span>
</ref | + | |
- | + | ||
- | <p style="text-indent: 38px;"><span style=" | + | |
- | + | ||
- | style=" | + | |
- | 000000;"> Миры созидаются «на подобие старших Колес», то есть, | + | |
тех; которые существовали в предыдущих Манвантарах и вступили в | тех; которые существовали в предыдущих Манвантарах и вступили в | ||
Пралайю; ибо Закон рождения, роста и разрушения всего в | Пралайю; ибо Закон рождения, роста и разрушения всего в | ||
Строка 52: | Строка 27: | ||
И этот Закон действует на каждой планете, посредством меньших и | И этот Закон действует на каждой планете, посредством меньших и | ||
разнообразных законов.</span></p> | разнообразных законов.</span></p> | ||
- | <p style="text-indent: 38px | + | <p style="text-indent: 38px;">«Несокрушимые (Лайа) |
- | + | ||
Центры» имеют большое значение и это значение должно быть | Центры» имеют большое значение и это значение должно быть | ||
вполне понятно, если мы хотим иметь ясное представление | вполне понятно, если мы хотим иметь ясное представление | ||
Архаической Космогонии, теории которой перешли ныне в | Архаической Космогонии, теории которой перешли ныне в | ||
Оккультизм. В настоящее время одно можно утвердить. Миры | Оккультизм. В настоящее время одно можно утвердить. Миры | ||
- | созидаются ни в Лайа-Центрах и ни | + | созидаются ни в Лайа-Центрах и ни <span style=" font-style: italic;"> |
- | + | над</span> ними или <span style=" font-style: italic;"> | |
- | над</span | + | на </span>них, ибо нулевая точка есть состояние, но не |
- | + | математическая точка.</p> | |
- | + | <p style="text-indent: 38px;"><span style=" font-style: italic;">b)</span><span style=" color: # 000000;"> Имейте в виду, что Фохат, созидающая Сила | |
- | на </span | + | |
- | + | ||
- | математическая точка. | + | |
- | <p style="text-indent: 38px;"><span style=" | + | |
- | + | ||
- | style=" | + | |
- | 000000;"> Имейте в виду, что Фохат, созидающая Сила | + | |
Космического Электричества, возник, говоря метафорически, | Космического Электричества, возник, говоря метафорически, | ||
- | подобно Рудре из головы Брамы, «</span><span style=" | + | подобно Рудре из головы Брамы, «</span><span style=" font-style: italic;"> |
- | + | из Мозга Отца и Лона Матери</span>», и затем сам | |
- | из Мозга Отца и Лона Матери</span | + | |
- | + | ||
преобразился в два начала, мужское и женское, т. е., в | преобразился в два начала, мужское и женское, т. е., в | ||
- | положительное и отрицательное электричество. Он имеет | + | положительное и отрицательное электричество. Он имеет |
- | <span style=" | + | <span style=" font-style: italic;">Семь Сыновей</span>, которые |
- | italic | + | являются его <span style=" font-style: italic;">Братьями</span> |
- | + | <span style=" color: # 000000;">. Фохат принужден рождаться время от времени, каждый | |
- | являются его | + | раз, как двое из его «Сынов-Братьев» </span><span style=" font-style: italic;"> |
- | + | слишком приблизятся</span> друг к другу, будет ли то для | |
- | <span style=" | + | объятия или |
- | 000000;">. Фохат принужден рождаться время от времени, каждый | + | <span style=" font- family: 'Times New Roman';">___________</span> |
- | раз, как двое из его «Сынов-Братьев» </span><span style=" | + | |
- | + | ||
- | слишком приблизятся</span | + | |
- | + | ||
- | объятия или | + | |
- | + | ||
- | family: 'Times New Roman' | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | <span style=" font- family: 'Times New Roman';">же для сражения; чтоб | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | family: 'Times New Roman' | + | |
избежать это, он соединяет и связывает вместе тех, кто различен | избежать это, он соединяет и связывает вместе тех, кто различен | ||
по природе, и разъединяет тождественных по темпераменту. Это, | по природе, и разъединяет тождественных по темпераменту. Это, | ||
Строка 133: | Строка 80: | ||
Адепта, они имеют определенное объективное, если и не | Адепта, они имеют определенное объективное, если и не | ||
материальное строение, в относительно нуменальном Мире | материальное строение, в относительно нуменальном Мире | ||
- | </span | + | </span>–<span style=" font- family: 'Times New Roman';"> в противопоставление к |
- | + | ||
- | family: 'Times New Roman' | + | |
феноменальному. Люди науки, если хотят, могут называть их силою | феноменальному. Люди науки, если хотят, могут называть их силою | ||
или силами, порожденными материей или «видами ее движения». | или силами, порожденными материей или «видами ее движения». | ||
Строка 142: | Строка 87: | ||
Божественных Работников. Тесная связь этих Элементалов, | Божественных Работников. Тесная связь этих Элементалов, | ||
направляемых безошибочной Рукою Владык, с элементами чистой | направляемых безошибочной Рукою Владык, с элементами чистой | ||
- | Материи </span | + | Материи </span>– их коррелятом, |
- | + | могли бы мы сказать –<span style=" color: # 000000;"> выявляется в наших земных феноменах, как свет, тепло, | |
- | + | магнетизм и т. д. Конечно, мы </span> | |
- | могли бы мы сказать | + | |
- | + | ||
- | style=" | + | |
- | 000000;"> выявляется в наших земных феноменах, как свет, тепло, | + | |
- | магнетизм и т. д. Конечно, мы </span | + | |
- | + | <span style=" font- family: 'Times New Roman';">никогда не согласимся с | |
- | + | американскими субстанциалистами</span><ref> <span style="color: #000080;">См. «</span> | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | family: 'Times New Roman' | + | |
- | американскими субстанциалистами</span><ref | + | |
- | + | ||
- | + | ||
<span style="font-style: italic; color: #000080;">The Scientific Arena | <span style="font-style: italic; color: #000080;">The Scientific Arena | ||
</span><span style="color: #000080;">», ежемесячник, посвященный | </span><span style="color: #000080;">», ежемесячник, посвященный | ||
текущим философским учениям и их влияниям на религиозную | текущим философским учениям и их влияниям на религиозную | ||
мысль нашего века, за Июль, Август и Сентябрь, 1886, Нью-Йорк, | мысль нашего века, за Июль, Август и Сентябрь, 1886, Нью-Йорк, | ||
- | издатель А. Уильфорд Холл, д-р Философии.</span></ref | + | издатель А. Уильфорд Холл, д-р Философии.</span></ref>, называющими каждую силу и |
- | + | энергию – будет ли то свет, | |
- | энергию | + | теплота, электричество или сцепление – |
- | + | «существом»; ибо это было бы равносильно тому, | |
- | + | ||
- | теплота, электричество или сцепление | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
что назвать шум, производимый колесами, движущейся повозки, | что назвать шум, производимый колесами, движущейся повозки, | ||
- | существом | + | существом – смешивая и |
- | + | отождествляя этот «шум» с «возничим», находящимся во | |
- | + | <span style=" font-style: italic;">вне</span><span style=" font- family: 'Times New Roman';">, и направляющим | |
- | отождествляя этот «шум» с «возничим», находящимся во | + | «Разумом» </span><span style=" font-style: italic;">внутри</span><span style=" color: # 000000;"> повозки. Но, конечно, мы даем это наименование |
- | <span style=" | + | |
- | italic | + | |
- | family: 'Times New Roman' | + | |
- | «Разумом» </span><span style=" | + | |
- | + | ||
- | style=" | + | |
- | 000000;"> повозки. Но, конечно, мы даем это наименование | + | |
«возничим» и тем направляющим «Разумам», т. е., господствующим | «возничим» и тем направляющим «Разумам», т. е., господствующим | ||
Дхиан-Коганам, как это было уже сказано.</span></p> | Дхиан-Коганам, как это было уже сказано.</span></p> | ||
- | <p style="text-indent: 38px | + | <p style="text-indent: 38px;">Элементалы, Силы-Природы, |
- | + | ||
есть действующие, хотя невидимые или, вернее, неуловимые | есть действующие, хотя невидимые или, вернее, неуловимые | ||
вторичные причины и, сами по себе лишь следствия первичных | вторичные причины и, сами по себе лишь следствия первичных | ||
Строка 200: | Строка 116: | ||
Материи, лишь следствия которых мы можем постичь. Чтобы | Материи, лишь следствия которых мы можем постичь. Чтобы | ||
расширить вышеприведенное уподобление, скажем, что ощущение | расширить вышеприведенное уподобление, скажем, что ощущение | ||
- | света, подобно шуму катящихся колес | + | света, подобно шуму катящихся колес – |
- | + | чисто феноменальное следствие, | |
- | + | ||
- | + | ||
несуществующее вне наблюдателя. Непосредственная причина, | несуществующее вне наблюдателя. Непосредственная причина, | ||
- | вызывающая ощущение, сравнима с возничим | + | вызывающая ощущение, сравнима с возничим <span style=" color: # 000000;">–</span> и есть сверхчувственное |
- | style=" | + | |
- | 000000;">–</span | + | |
- | + | ||
состояние материи в движении, Сила-Природы или Элементал. Но | состояние материи в движении, Сила-Природы или Элементал. Но | ||
- | позади этого | + | позади этого – подобно тому, |
- | + | как собственник повозки направляет возничего изнутри | |
- | + | <span style=" color: # 000000;">–</span> стоит высшая, <span style=" font-style: italic;">нуменальная</span> причина, | |
- | как собственник повозки направляет возничего изнутри | + | <span style=" font-style: italic;">Разум</span><span style=" font- family: 'Times New Roman';">, из сущности которого |
- | <span style=" | + | |
- | 000000;">–</span | + | |
- | + | ||
- | style=" | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | <span style=" | + | |
- | italic | + | |
- | family: 'Times New Roman' | + | |
исходят эти Состояния «Матери», порождающие бесчисленные | исходят эти Состояния «Матери», порождающие бесчисленные | ||
миллиарды элементалов или Психических Духов Природы, подобно | миллиарды элементалов или Психических Духов Природы, подобно | ||
тому, как каждая капля воды рождает свои бесконечно малые | тому, как каждая капля воды рождает свои бесконечно малые | ||
инфузории.</span></p> | инфузории.</span></p> | ||
- | <p style="text-indent: 38px | + | <p style="text-indent: 38px;">Именно Фохат направляет |
- | + | ||
перенос принципов с одной планеты на другую, от одной звезды к | перенос принципов с одной планеты на другую, от одной звезды к | ||
другой звезде-дочери. Когда планета умирает, ее оживотворяющие | другой звезде-дочери. Когда планета умирает, ее оживотворяющие | ||
Строка 235: | Строка 136: | ||
пробуждается к жизни и начинает формироваться в новое звездное | пробуждается к жизни и начинает формироваться в новое звездное | ||
тело. Замечательно, что физики, признавая свое полное неведение | тело. Замечательно, что физики, признавая свое полное неведение | ||
- | относительно истинной природы даже земной материи | + | относительно истинной природы даже земной материи |
- | <span style=" | + | <span style=" color: # 000000;">–</span> первоначальная субстанция |
- | 000000;">–</span | + | |
- | + | ||
рассматривается ими скорее, как сон, нежели, как здравая | рассматривается ими скорее, как сон, нежели, как здравая | ||
- | реальность | + | реальность |
- | + | <span style=" font- family: 'Times New Roman';">___________</span> | |
- | family: 'Times New Roman' | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | <span style=" font- family: 'Times New Roman';">–</span><span style=" color: # 000000;"> тем не менее, считают себя судьями этой материи и | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | family: 'Times New Roman' | + | |
- | style=" | + | |
- | 000000;"> тем не менее, считают себя судьями этой материи и | + | |
претендуют знать на что она способна и не способна в различных | претендуют знать на что она способна и не способна в различных | ||
комбинациях. Ученые едва лишь поверхностно знают эту материю | комбинациях. Ученые едва лишь поверхностно знают эту материю | ||
Строка 267: | Строка 153: | ||
мыслящего существа, которое дохнуло, безразлично был ли этот | мыслящего существа, которое дохнуло, безразлично был ли этот | ||
импульс сознательным или бессознательным. Истинно, наделить | импульс сознательным или бессознательным. Истинно, наделить | ||
- | материю </span | + | материю </span>– о которой ничего до |
- | + | сих пор неизвестно –<span style=" color: # 000000;"> врожденным качеством, называемым силою, о природе | |
- | + | ||
- | сих пор неизвестно | + | |
- | + | ||
- | style=" | + | |
- | 000000;"> врожденным качеством, называемым силою, о природе | + | |
которой еще меньше известно, значит создать гораздо более | которой еще меньше известно, значит создать гораздо более | ||
серьезную трудность, нежели та, которая лежит в принятии | серьезную трудность, нежели та, которая лежит в принятии | ||
посредничества наших «Духов-Природы» в каждом естественном | посредничества наших «Духов-Природы» в каждом естественном | ||
феномене.</span></p> | феномене.</span></p> | ||
- | <p style="text-indent: 38px | + | <p style="text-indent: 38px;">Оккультисты, которые, если бы |
- | + | ||
они хотели выразиться точно, сказали бы, что не материя, но | они хотели выразиться точно, сказали бы, что не материя, но | ||
- | только | + | только <span style=" font-style: italic;">сущность</span><span style=" color: # 000000;"> или </span><span style=" font-style: italic;">естество</span><span style=" color: # 000000;"> материи (т. е., Мулапракрити, Корень всего) неразрушима |
- | + | и вечна </span>– утверждают, что | |
- | style=" | + | |
- | 000000;"> или </span><span style=" | + | |
- | + | ||
- | style=" | + | |
- | 000000;"> материи (т. е., Мулапракрити, Корень всего) неразрушима | + | |
- | и вечна </span | + | |
- | + | ||
- | + | ||
все, так называемые, Силы Природы: электричество, магнетизм, | все, так называемые, Силы Природы: электричество, магнетизм, | ||
свет, тепло и т. д., и т. д., далеко не только виды движения | свет, тепло и т. д., и т. д., далеко не только виды движения | ||
- | материальных частиц, но | + | материальных частиц, но <span style=" font- family: 'Times New Roman'; font-style: italic;">in esse |
- | family: 'Times New Roman'; font-style: italic | + | </span>, т. е., в своем ультимативном строении, являются |
- | </span | + | |
- | + | ||
дифференцированными аспектами Мирового Движения, который | дифференцированными аспектами Мирового Движения, который | ||
обсужден и объяснен на первых страницах этого тома. Когда | обсужден и объяснен на первых страницах этого тома. Когда | ||
говорится, что Фохат производит «Семь Лайа-Центров», это | говорится, что Фохат производит «Семь Лайа-Центров», это | ||
означает, что для формативных или творческих целей ВЕЛИКИЙ | означает, что для формативных или творческих целей ВЕЛИКИЙ | ||
- | ЗАКОН | + | ЗАКОН – теисты могут |
- | + | назвать его Богом –<span style=" color: # 000000;"> задерживает или, вернее, изменяет свое непрерывное | |
- | + | ||
- | назвать его Богом | + | |
- | + | ||
- | style=" | + | |
- | 000000;"> задерживает или, вернее, изменяет свое непрерывное | + | |
движение на семи невидимых точках внутри пространства | движение на семи невидимых точках внутри пространства | ||
- | Проявленной Вселенной. «</span><span style="font- | + | Проявленной Вселенной. «</span><span style=" font- family: 'Times New Roman'; font-style: italic;">Великое |
- | family: 'Times New Roman'; font-style: italic | + | |
Дыхание прорывает на протяжении пространства семь дыр в Лайа, | Дыхание прорывает на протяжении пространства семь дыр в Лайа, | ||
чтобы заставить их круговращаться на протяжении Манвантары | чтобы заставить их круговращаться на протяжении Манвантары | ||
- | </span | + | </span>», говорит Оккультный Катехизис. Мы уже |
- | + | ||
говорили, что Лайа есть то, что наука может называть нулевой | говорили, что Лайа есть то, что наука может называть нулевой | ||
точкою или линией; область абсолютной отрицательности или | точкою или линией; область абсолютной отрицательности или | ||
Строка 322: | Строка 185: | ||
сама по себе, есть недосягаемый и непостижимый объект для | сама по себе, есть недосягаемый и непостижимый объект для | ||
конечного познавания; корень и основа всех состояний | конечного познавания; корень и основа всех состояний | ||
- | объективности и также субъективности; | + | объективности и также субъективности; |
- | + | <span style=" font- family: 'Times New Roman';">нейтральная ось, не | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | family: 'Times New Roman' | + | |
один из многочисленных аспектов, но ее центр. Можно помочь | один из многочисленных аспектов, но ее центр. Можно помочь | ||
понять смысл, если мы постараемся представить «нейтральный | понять смысл, если мы постараемся представить «нейтральный | ||
- | центр» </span | + | центр» </span>– мечту тех, кто хотел |
- | + | ||
- | + | ||
бы открыть вечное движение. «Нейтральный центр» в одном | бы открыть вечное движение. «Нейтральный центр» в одном | ||
аспекте, есть предельная точка любой данной группы чувств. Итак, | аспекте, есть предельная точка любой данной группы чувств. Итак, | ||
Строка 349: | Строка 201: | ||
переходят за пределы способностей, обладаемых нами на низшем | переходят за пределы способностей, обладаемых нами на низшем | ||
плане. Фактически, на этой точке материя низшего плана исчезает | плане. Фактически, на этой точке материя низшего плана исчезает | ||
- | для нашего познавания | + | для нашего познавания <span style=" font- family: 'Times New Roman';">–</span><span style=" color: # 000000;"> или, вернее, она переходит в высший план, и состояние |
- | family: 'Times New Roman' | + | |
- | style=" | + | |
- | 000000;"> или, вернее, она переходит в высший план, и состояние | + | |
материи, соответствующее этой точке перехода, должно, конечно, | материи, соответствующее этой точке перехода, должно, конечно, | ||
обладать особыми и нелегко обнаруживаемыми свойствами. Семь | обладать особыми и нелегко обнаруживаемыми свойствами. Семь | ||
- | таких «Нейтральных Центров»</span><ref | + | таких «Нейтральных Центров»</span><ref> <span style="color: #000080;">Это именно и |
- | + | ||
- | + | ||
есть, кажется нам, наименование, примененное </span><span | есть, кажется нам, наименование, примененное </span><span | ||
style="font-style: italic; color: #000080;">J. W. Keely</span><span | style="font-style: italic; color: #000080;">J. W. Keely</span><span | ||
Строка 363: | Строка 210: | ||
называл «Эфирными Центрами». Он был изобретателем | называл «Эфирными Центрами». Он был изобретателем | ||
знаменитого «двигателя», долженствовавшего, как надеялись его | знаменитого «двигателя», долженствовавшего, как надеялись его | ||
- | поклонники, революционировать двигательные силы мира.</span>
</ref | + | поклонники, революционировать двигательные силы мира.</span></ref> производятся Фохатом, который, как |
- | + | говорит Мильтон, когда:</p> | |
- | говорит Мильтон, когда: | + | <p style="text-indent: 38px; margin: 4px 0px 3px 19px;"><span style=" color: # 000000;">«Прекрасные основания заложены, чтобы на них |
- | <p style="text-indent: 38px; margin: 4px 0px 3px 19px;"><span | + | созидать...»</span> |
- | style=" | + | побуждает материю к деятельности и эволюции. |
- | 000000;">«Прекрасные основания заложены, чтобы на них | + | |
- | созидать...»</span | + | |
- | + | ||
- | + | ||
</p> | </p> | ||
- | <p style="text-indent: 38px | + | <p style="text-indent: 38px;">Первичный Атом (Ану) не |
- | + | ||
может быть размножен, ни в его прегенетическом состоянии, ни в | может быть размножен, ни в его прегенетическом состоянии, ни в | ||
его первородстве; потому он называется «Сумма Всего», конечно | его первородстве; потому он называется «Сумма Всего», конечно | ||
Строка 389: | Строка 231: | ||
«истощению» должна считаться таким сильным возражением | «истощению» должна считаться таким сильным возражением | ||
против Оккультной Космогонии, то мы можем спросить, как | против Оккультной Космогонии, то мы можем спросить, как | ||
- | объясняют ваши позитивисты, свободомыслящие | + | объясняют ваши позитивисты, свободомыслящие |
- | + | <span style=" font- family: 'Times New Roman';">___________</span> | |
- | family: 'Times New Roman' | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | <span style=" font- family: 'Times New Roman';">и ученые эти множества | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | family: 'Times New Roman' | + | |
активных звездных систем вокруг нас? Они имели вечность для | активных звездных систем вокруг нас? Они имели вечность для | ||
своего истощения, почему же тогда Космос не являет инертную | своего истощения, почему же тогда Космос не являет инертную | ||
громаду? Даже луна только гипотетически считается мертвой | громаду? Даже луна только гипотетически считается мертвой | ||
планетою, «истощенною» и, по-видимому, не много таких мертвых | планетою, «истощенною» и, по-видимому, не много таких мертвых | ||
- | планет известны астрономии</span><ref | + | планет известны астрономии</span><ref> <span style="color: #000080;">Луна мертва |
- | + | ||
- | + | ||
только что касается ее внутренних принципов, т. е., психически и | только что касается ее внутренних принципов, т. е., психически и | ||
духовно, как бы нелепо не казалось это утверждение. Физически она | духовно, как бы нелепо не казалось это утверждение. Физически она | ||
как бы полу-парализованное тело. Оккультисты правильно | как бы полу-парализованное тело. Оккультисты правильно | ||
определяют ее, как «Матерь Безумная», Великий Небесный | определяют ее, как «Матерь Безумная», Великий Небесный | ||
- | Лунатик.</span></ref | + | Лунатик.</span></ref>. На этот вопрос ответа нет. Но, |
- | + | ||
кроме этого, следует отметить, что мысль о том, что количество | кроме этого, следует отметить, что мысль о том, что количество | ||
«превращаемой энергии» в нашей маленькой системе может прийти | «превращаемой энергии» в нашей маленькой системе может прийти | ||
Строка 431: | Строка 259: | ||
всего, что есть наша научная философия, как не то, что | всего, что есть наша научная философия, как не то, что | ||
справедливо и вежливо было определено Кантом, как «наука о | справедливо и вежливо было определено Кантом, как «наука о | ||
- | + | <span style=" font-style: italic;">пределах</span><span style="font- size: 12pt;"> нашего | |
- | font-style: italic | + | |
- | size: 12pt | + | |
знания»? К чему привели все многочисленные попытки науки | знания»? К чему привели все многочисленные попытки науки | ||
связать, соединить и определить все феномены органической | связать, соединить и определить все феномены органической | ||
жизни лишь простыми физическими и химическими проявлениями? | жизни лишь простыми физическими и химическими проявлениями? | ||
- | Обычно к спекуляции </span | + | Обычно к спекуляции </span>–<span style=" color: # 000000;"> простым мыльным пузырям, которые лопались один за |
- | + | ||
- | style=" | + | |
- | 000000;"> простым мыльным пузырям, которые лопались один за | + | |
другим, прежде чем ученые имели возможность открыть истинные | другим, прежде чем ученые имели возможность открыть истинные | ||
факты. Все это могло быть избегнуто и прогресс знания | факты. Все это могло быть избегнуто и прогресс знания | ||
продвигался бы гигантскими шагами, если бы только наука и ее | продвигался бы гигантскими шагами, если бы только наука и ее | ||
философия воздержались от принятия гипотез, основанных только | философия воздержались от принятия гипотез, основанных только | ||
- | на одностороннем знании </span><span style="font- | + | на одностороннем знании </span><span style=" font- family: 'Times New Roman'; font-style: italic;">их</span> |
- | family: 'Times New Roman'; font-style: italic | + | <span style=" color: # 000000;"> «Материи». Поведение Урана и Нептуна </span><span style=" color: # 000000;">–</span> соответствующие спутники |
- | <span style=" | + | |
- | 000000;"> «Материи». Поведение Урана и Нептуна </span><span | + | |
- | style=" | + | |
- | 000000;">–</span | + | |
- | + | ||
которых, числом четыре и один, вращались, как предполагалось, в | которых, числом четыре и один, вращались, как предполагалось, в | ||
своих орбитах с Востока на Запад, тогда как все другие спутники | своих орбитах с Востока на Запад, тогда как все другие спутники | ||
- | вращались с Запада на Восток | + | вращались с Запада на Восток – |
- | + | <span style=" color: # 000000;"> является очень хорошим примером, доказывающим, как | |
- | <span style=" | + | недостоверны все теории </span><span style=" font- family: 'Times New Roman'; font-style: italic;">a priori |
- | 000000;"> является очень хорошим примером, доказывающим, как | + | </span> даже тогда, когда они основаны на точнейшем |
- | недостоверны все теории </span><span style="font- | + | |
- | family: 'Times New Roman'; font-style: italic | + | |
- | </span | + | |
- | + | ||
математическом анализе. Знаменитая гипотеза образования нашей | математическом анализе. Знаменитая гипотеза образования нашей | ||
- | Солнечной Системы из колец туманностей, | + | Солнечной Системы из колец туманностей, |
- | + | <span style=" font- family: 'Times New Roman';">___________</span> | |
- | family: 'Times New Roman' | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | <span style=" font- family: 'Times New Roman';">выдвинутая Кантом и | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | family: 'Times New Roman' | + | |
Лапласом, была, главным образом, основана на принятом факте, | Лапласом, была, главным образом, основана на принятом факте, | ||
что все планеты вращались в одном и том же направлении. Лаплас, | что все планеты вращались в одном и том же направлении. Лаплас, | ||
Строка 491: | Строка 294: | ||
заблуждение заключалось именно в принятии утверждения Лапласа | заблуждение заключалось именно в принятии утверждения Лапласа | ||
за ошибку; и сейчас предприняты шаги, чтоб исправить этот </span> | за ошибку; и сейчас предприняты шаги, чтоб исправить этот </span> | ||
- | <span style=" | + | <span style=" font-style: italic;">промах</span>, не привлекая |
- | italic | + | |
- | + | ||
общего внимания. Много подобных неприятных сюрпризов имеется | общего внимания. Много подобных неприятных сюрпризов имеется | ||
про запас для гипотез, даже чисто физического характера. И какие | про запас для гипотез, даже чисто физического характера. И какие | ||
Строка 507: | Строка 308: | ||
знать что-либо достоверное о способностях и потенции атомов и | знать что-либо достоверное о способностях и потенции атомов и | ||
молекул до и после их образования в миры? Эти неизменные и | молекул до и после их образования в миры? Эти неизменные и | ||
- | вечные молекулы | + | вечные молекулы –<span style=" color: # 000000;"> гораздо более бесчисленные в Пространстве, нежели |
- | + | песчинки на берегах океана </span><span style=" font- family: 'Times New Roman';">–</span><span style=" color: # 000000;"> могут разниться в своем строении по линиям их планов | |
- | style=" | + | |
- | 000000;"> гораздо более бесчисленные в Пространстве, нежели | + | |
- | песчинки на берегах океана </span><span style="font- | + | |
- | family: 'Times New Roman' | + | |
- | style=" | + | |
- | 000000;"> могут разниться в своем строении по линиям их планов | + | |
существования так же, как сущность-души разнится от своего | существования так же, как сущность-души разнится от своего | ||
проводника тела. Каждый атом имеет семь планов бытия или | проводника тела. Каждый атом имеет семь планов бытия или | ||
Строка 523: | Строка 318: | ||
определить век нашей планеты или начало солнечной системы, с | определить век нашей планеты или начало солнечной системы, с | ||
каждой новой гипотезой уносятся все далее и далее от берегов | каждой новой гипотезой уносятся все далее и далее от берегов | ||
- | факта в </span | + | факта в </span> |
- | + | <span style=" font- family: 'Times New Roman';">бездонные глубины | |
- | family: 'Times New Roman' | + | спекулятивной онтологии</span><ref> <span style="color: #000080;">Тем не |
- | спекулятивной онтологии</span><ref | + | |
- | + | ||
- | + | ||
менее, Оккультисты, вполне доверяя своим точным рекордам, | менее, Оккультисты, вполне доверяя своим точным рекордам, | ||
астрономическим и математическим, исчисляют век человечества и | астрономическим и математическим, исчисляют век человечества и | ||
Строка 534: | Строка 326: | ||
существовало в этом Круге именно 18,618,727 лет, как это | существовало в этом Круге именно 18,618,727 лет, как это | ||
отмечено в браминских учениях и в некоторых индусских | отмечено в браминских учениях и в некоторых индусских | ||
- | календарях.</span></ref | + | календарях.</span></ref>. Закон аналогии на плане строительства между |
- | + | ||
транс-солнечными системами и интрасолнечными планетами не | транс-солнечными системами и интрасолнечными планетами не | ||
должен относиться непременно к конечным условиям, которым | должен относиться непременно к конечным условиям, которым | ||
Строка 542: | Строка 333: | ||
ключ к космической физике; но он должен быть изучаем в его | ключ к космической физике; но он должен быть изучаем в его | ||
мельчайших подробностях, и «повернут семь раз», прежде чем он | мельчайших подробностях, и «повернут семь раз», прежде чем он | ||
- | будет понят. Оккультная философия | + | будет понят. Оккультная философия – |
- | + | единственная наука, которая может этому | |
- | + | ||
- | + | ||
научить. Как же можно оспаривать справедливость или | научить. Как же можно оспаривать справедливость или | ||
ошибочность предпосылки Оккультистов, что «Космос вечен в | ошибочность предпосылки Оккультистов, что «Космос вечен в | ||
Строка 551: | Строка 340: | ||
проявлениях», опираясь лишь на одностороннее заявление | проявлениях», опираясь лишь на одностороннее заявление | ||
физиков, что «Истощение Природы является необходимостью?» | физиков, что «Истощение Природы является необходимостью?» | ||
- | + | <ref> <span style="color: #000080;"> | |
- | + | Комментарии на Станцы перенесены на страницу 248.</span></ref><span style="font- size: 12pt;">.</span> | |
- | + | ||
- | Комментарии на Станцы перенесены на страницу 248.</span></ref><span style="font- | + | |
- | size: 12pt | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
+ | <span style="font-size: 14pt;">_____</span></p> | ||
+ | <p style="text-indent: 38px;"> </p> | ||
== {{PrimText}} == | == {{PrimText}} == | ||
{{PerevodStroki}} | {{PerevodStroki}} | ||
- | <references/>{{ | + | <references/>{{BookPostEdit|ТД1.ч.I.Комментарии, Станца VI, стих 3|Тайная Доктрина т.1, Оглавление|ТД1.ч.I.Комментарии, Отступление}} |
[[Категория:Источники]] | [[Категория:Источники]] |
Текущая версия
СТАНЦА VI. - Продолжение.
4. ОН СЛАГАЕТ ИХ НА ПОДОБИЕ СТАРШИХ КОЛЕС [1], УТВЕРЖДАЯ ИХ НА НЕСОКРУШИМЫХ ЦЕНТРАХ (а). ФОХАТ, КАК ЖЕ СОЗИДАЕТ ИХ? ОН СОБИРАЕТ ОГНЕННУЮ ПЫЛЬ, ОН СЛАГАЕТ ОГНЕННЫЕ ШАРЫ, УСТРЕМЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ НИХ И ВОКРУГ НИХ, СООБЩАЯ ИМ ЖИЗНЬ И ЗАТЕМ, ПРИВОДЯ ИХ В ДВИЖЕНИЕ; ОДНИХ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ, ДРУГИХ В ИНОМ. ОНИ ХОЛОДНЫ, ОН ДЕЛАЕТ ИХ ЖАРКИМИ. ОНИ СУХИ, ОН ДЕЛАЕТ ИХ ВЛАЖНЫМИ. ОНИ ПЫЛАЮТ, ОН ОБВЕВАЕТ И ОХЛАЖДАЕТ ИХ (b). ТАК ДЕЙСТВУЕТ ФОХАТ ОТ ОДНИХ СУМЕРЕК ДО СЛЕДУЮЩИХ НА ПРОДОЛЖЕНИИ СЕМИ ВЕЧНОСТЕЙ [1].
а) Миры созидаются «на подобие старших Колес», то есть, тех; которые существовали в предыдущих Манвантарах и вступили в Пралайю; ибо Закон рождения, роста и разрушения всего в Космосе, от Солнца до светляка, ползающего в траве, Един. Существует непрерывная работа совершенствования с каждым новым проявлением, но Субстанция-Материя и Силы одни и те же. И этот Закон действует на каждой планете, посредством меньших и разнообразных законов.
«Несокрушимые (Лайа) Центры» имеют большое значение и это значение должно быть вполне понятно, если мы хотим иметь ясное представление Архаической Космогонии, теории которой перешли ныне в Оккультизм. В настоящее время одно можно утвердить. Миры созидаются ни в Лайа-Центрах и ни над ними или на них, ибо нулевая точка есть состояние, но не математическая точка.
b) Имейте в виду, что Фохат, созидающая Сила Космического Электричества, возник, говоря метафорически, подобно Рудре из головы Брамы, « из Мозга Отца и Лона Матери», и затем сам преобразился в два начала, мужское и женское, т. е., в положительное и отрицательное электричество. Он имеет Семь Сыновей, которые являются его Братьями . Фохат принужден рождаться время от времени, каждый раз, как двое из его «Сынов-Братьев» слишком приблизятся друг к другу, будет ли то для объятия или ___________ же для сражения; чтоб избежать это, он соединяет и связывает вместе тех, кто различен по природе, и разъединяет тождественных по темпераменту. Это, как каждому ясно, относится, конечно, к электричеству, порожденному от трения, и к закону притяжения между двумя объектами различной полярности и отталкиванию между принадлежащими к одинаковой полярности. Семь Сыновей- Братьев представляют и олицетворяют семь форм космического магнетизма, именуемые в Практическом Оккультизме «Семью Началами», активным и сотрудничающим потомством которых, среди других энергий, являются электричество, магнетизм, звук, свет, теплота, сцепление и т. д. Оккультная Наука определяет всех их, как сверхчувственные следствия в их скрытых воздействиях, и как объективные феномены для мира чувств. Первые из них требуют анормальных способностей, чтобы быть уловленными, последние воспринимаются нашими обыкновенными физическими чувствами. Все они принадлежат и являются эманациями еще более сверхчувственных духовных качеств, не олицетворенных, но принадлежащих к истинным реальным и сознательным Причинам. Пытаться описать подобные Сущности было бы более, нежели бесполезно. Читатель должен иметь в виду, что согласно нашему учению, рассматривающему эту феноменальную Вселенную, как Великую Иллюзию, чем ближе тело подходит к Непостигаемой Сущности, тем ближе оно к Реальности, ибо тем самым оно наиболее отдалено от этого Мира Майи. Потому, хотя и нельзя вывести заключения о молекулярном строении этих тел из их проявлений на этом плане сознания, тем не менее, с точки зрения Адепта, они имеют определенное объективное, если и не материальное строение, в относительно нуменальном Мире – в противопоставление к феноменальному. Люди науки, если хотят, могут называть их силою или силами, порожденными материей или «видами ее движения». Оккультист видит в этих следствиях Элементалов (Силы), а в непосредственных причинах, производящих их, разумных, Божественных Работников. Тесная связь этих Элементалов, направляемых безошибочной Рукою Владык, с элементами чистой Материи – их коррелятом, могли бы мы сказать – выявляется в наших земных феноменах, как свет, тепло, магнетизм и т. д. Конечно, мы никогда не согласимся с американскими субстанциалистами[1], называющими каждую силу и энергию – будет ли то свет, теплота, электричество или сцепление – «существом»; ибо это было бы равносильно тому, что назвать шум, производимый колесами, движущейся повозки, существом – смешивая и отождествляя этот «шум» с «возничим», находящимся во вне, и направляющим «Разумом» внутри повозки. Но, конечно, мы даем это наименование «возничим» и тем направляющим «Разумам», т. е., господствующим Дхиан-Коганам, как это было уже сказано.
Элементалы, Силы-Природы, есть действующие, хотя невидимые или, вернее, неуловимые вторичные причины и, сами по себе лишь следствия первичных причин, позади покрова всех земных феноменов. Электричество, свет, теплота и т. д., были остроумно названы, как «Призраки или Тени Материи в Движении», т. е. сверхчувственными состояниями Материи, лишь следствия которых мы можем постичь. Чтобы расширить вышеприведенное уподобление, скажем, что ощущение света, подобно шуму катящихся колес – чисто феноменальное следствие, несуществующее вне наблюдателя. Непосредственная причина, вызывающая ощущение, сравнима с возничим – и есть сверхчувственное состояние материи в движении, Сила-Природы или Элементал. Но позади этого – подобно тому, как собственник повозки направляет возничего изнутри – стоит высшая, нуменальная причина, Разум, из сущности которого исходят эти Состояния «Матери», порождающие бесчисленные миллиарды элементалов или Психических Духов Природы, подобно тому, как каждая капля воды рождает свои бесконечно малые инфузории.
Именно Фохат направляет перенос принципов с одной планеты на другую, от одной звезды к другой звезде-дочери. Когда планета умирает, ее оживотворяющие принципы переносятся в лайа или спящий центр, имеющий потенциальную, но латентную энергию, которая, таким образом, пробуждается к жизни и начинает формироваться в новое звездное тело. Замечательно, что физики, признавая свое полное неведение относительно истинной природы даже земной материи – первоначальная субстанция рассматривается ими скорее, как сон, нежели, как здравая реальность ___________ – тем не менее, считают себя судьями этой материи и претендуют знать на что она способна и не способна в различных комбинациях. Ученые едва лишь поверхностно знают эту материю и, все же, они утверждают свои догмы. Это лишь ничто иное, как «Вид Движения» и ничто другое! Но «сила», которая присуща дыханию живого человека, сдувающего пылинку со стола, есть тоже, без сомнения, «вид движения». И, несомненно, она не есть качество материи или частиц пылинки, но исходит от живого и мыслящего существа, которое дохнуло, безразлично был ли этот импульс сознательным или бессознательным. Истинно, наделить материю – о которой ничего до сих пор неизвестно – врожденным качеством, называемым силою, о природе которой еще меньше известно, значит создать гораздо более серьезную трудность, нежели та, которая лежит в принятии посредничества наших «Духов-Природы» в каждом естественном феномене.
Оккультисты, которые, если бы они хотели выразиться точно, сказали бы, что не материя, но только сущность или естество материи (т. е., Мулапракрити, Корень всего) неразрушима и вечна – утверждают, что все, так называемые, Силы Природы: электричество, магнетизм, свет, тепло и т. д., и т. д., далеко не только виды движения материальных частиц, но in esse , т. е., в своем ультимативном строении, являются дифференцированными аспектами Мирового Движения, который обсужден и объяснен на первых страницах этого тома. Когда говорится, что Фохат производит «Семь Лайа-Центров», это означает, что для формативных или творческих целей ВЕЛИКИЙ ЗАКОН – теисты могут назвать его Богом – задерживает или, вернее, изменяет свое непрерывное движение на семи невидимых точках внутри пространства Проявленной Вселенной. «Великое Дыхание прорывает на протяжении пространства семь дыр в Лайа, чтобы заставить их круговращаться на протяжении Манвантары », говорит Оккультный Катехизис. Мы уже говорили, что Лайа есть то, что наука может называть нулевой точкою или линией; область абсолютной отрицательности или единая, истинная, абсолютная Сила, нумен Седьмого Состояния того, что мы в неведении называем и признаем, как «Силу»; или же нумен Недифференцированной Космической Субстанции, которая, сама по себе, есть недосягаемый и непостижимый объект для конечного познавания; корень и основа всех состояний объективности и также субъективности; нейтральная ось, не один из многочисленных аспектов, но ее центр. Можно помочь понять смысл, если мы постараемся представить «нейтральный центр» – мечту тех, кто хотел бы открыть вечное движение. «Нейтральный центр» в одном аспекте, есть предельная точка любой данной группы чувств. Итак, представьте себе два последовательных плана материи; каждый отвечающий соответствующей ему группе познавательных органов. Мы принуждены допустить, что между этими двумя планами материи происходит постоянное круговращение; и если мы проследим атомы и молекулы, скажем низшего плана, в их восходящем преображении, то они придут к точке, где они, вообще, переходят за пределы способностей, обладаемых нами на низшем плане. Фактически, на этой точке материя низшего плана исчезает для нашего познавания – или, вернее, она переходит в высший план, и состояние материи, соответствующее этой точке перехода, должно, конечно, обладать особыми и нелегко обнаруживаемыми свойствами. Семь таких «Нейтральных Центров»[1] производятся Фохатом, который, как говорит Мильтон, когда:
«Прекрасные основания заложены, чтобы на них созидать...» побуждает материю к деятельности и эволюции.
Первичный Атом (Ану) не может быть размножен, ни в его прегенетическом состоянии, ни в его первородстве; потому он называется «Сумма Всего», конечно символически, ибо эта «Сумма Всего» беспредельна. То, что является бездною Пустоты для физика, знающего лишь мир видимых причин и следствий, есть беспредельное Пространство Божественного Пленума для оккультиста. Среди многих возражений против Доктрины бесконечной эволюции и инволюции или очередного поглощения Космоса, процесс, который, согласно браминской и Эзотерической Доктрине, без начала и конца, оккультисту говорят, что этого не может быть, так как «по всем признаниям современной ученой философии, истощение является необходимостью в природе». Если склонность природы к «истощению» должна считаться таким сильным возражением против Оккультной Космогонии, то мы можем спросить, как объясняют ваши позитивисты, свободомыслящие ___________ и ученые эти множества активных звездных систем вокруг нас? Они имели вечность для своего истощения, почему же тогда Космос не являет инертную громаду? Даже луна только гипотетически считается мертвой планетою, «истощенною» и, по-видимому, не много таких мертвых планет известны астрономии[1]. На этот вопрос ответа нет. Но, кроме этого, следует отметить, что мысль о том, что количество «превращаемой энергии» в нашей маленькой системе может прийти к концу, основана на чисто ошибочном понятии о «раскаленном до бела солнце», постоянно излучающем в пространство свое тепло без возмещения. На это мы отвечаем, что природа истощается и исчезает из объективного плана только для того, чтобы после временного отдыха вновь проявиться из субъективного плана для нового восхождения. Наш Космос и Природа разрушаются только, чтобы вновь проявиться на более совершенном плане после каждой Пралайи. Материя философов Востока не есть «материя» и Природа западных метафизиков. Ибо что есть Материя? И прежде всего, что есть наша научная философия, как не то, что справедливо и вежливо было определено Кантом, как «наука о пределах нашего знания»? К чему привели все многочисленные попытки науки связать, соединить и определить все феномены органической жизни лишь простыми физическими и химическими проявлениями? Обычно к спекуляции – простым мыльным пузырям, которые лопались один за другим, прежде чем ученые имели возможность открыть истинные факты. Все это могло быть избегнуто и прогресс знания продвигался бы гигантскими шагами, если бы только наука и ее философия воздержались от принятия гипотез, основанных только на одностороннем знании их «Материи». Поведение Урана и Нептуна – соответствующие спутники которых, числом четыре и один, вращались, как предполагалось, в своих орбитах с Востока на Запад, тогда как все другие спутники вращались с Запада на Восток – является очень хорошим примером, доказывающим, как недостоверны все теории a priori даже тогда, когда они основаны на точнейшем математическом анализе. Знаменитая гипотеза образования нашей Солнечной Системы из колец туманностей, ___________ выдвинутая Кантом и Лапласом, была, главным образом, основана на принятом факте, что все планеты вращались в одном и том же направлении. Лаплас, полагаясь на этот, математически доказанный в его время, факт и, спекулируя на теории вероятностей, предложил пари на три миллиарда против одного, что следующая открытая планета будет иметь в своей системе ту же особенность движения к Востоку. Непреложные законы научной математики явились «низложенными дальнейшими исследованиями и наблюдениями». Это ошибочное представление Лапласа преобладает еще и до наших дней; и некоторым астрономам удалось, наконец, доказать(?), что заблуждение заключалось именно в принятии утверждения Лапласа за ошибку; и сейчас предприняты шаги, чтоб исправить этот промах, не привлекая общего внимания. Много подобных неприятных сюрпризов имеется про запас для гипотез, даже чисто физического характера. И какие только дальнейшие разочарования не обнаружатся в вопросах, касающихся трансцендентальной оккультной природы?! Во всяком случае, Оккультизм утверждает, что, так называемое, «обратное вращение» есть факт. Если ни один физический интеллект не способен сосчитать песчинки, покрывающие несколько миль берега моря, или проникнуть в ультимативную природу и сущность этих песчинок, осязаемых и видимых на ладони натуралиста, то как же может материалист ограничить законы, управляющие изменениями в условиях и существовании атомов в Первоначальном Хаосе, или знать что-либо достоверное о способностях и потенции атомов и молекул до и после их образования в миры? Эти неизменные и вечные молекулы – гораздо более бесчисленные в Пространстве, нежели песчинки на берегах океана – могут разниться в своем строении по линиям их планов существования так же, как сущность-души разнится от своего проводника тела. Каждый атом имеет семь планов бытия или существования, так учат нас; и каждый план управляется своими особыми законами эволюции и поглощения. Астрономы, геологи и физики в своем неведении о даже приблизительных хронологических данных, с которых им следует начать в их попытках определить век нашей планеты или начало солнечной системы, с каждой новой гипотезой уносятся все далее и далее от берегов факта в бездонные глубины спекулятивной онтологии[1]. Закон аналогии на плане строительства между транс-солнечными системами и интрасолнечными планетами не должен относиться непременно к конечным условиям, которым подлежит каждое видимое тело на этом нашем плане бытия. В Оккультной Науке этот закон аналогии есть первый и самый важный ключ к космической физике; но он должен быть изучаем в его мельчайших подробностях, и «повернут семь раз», прежде чем он будет понят. Оккультная философия – единственная наука, которая может этому научить. Как же можно оспаривать справедливость или ошибочность предпосылки Оккультистов, что «Космос вечен в своей безусловной совокупности и конечен только в своих условных проявлениях», опираясь лишь на одностороннее заявление физиков, что «Истощение Природы является необходимостью?» [1]. _____
Примечания