Учение Махатм, Раздел IV. Космические Начала

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: <table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left"><p style="text-align: center; margin: 65px 0px 8px 0px;"><span style="font-family:...)
Строка 61: Строка 61:
<p style="text-indent: 38px; margin: 0px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Даже если бы эта концепция была правильной, какое она имеет отношение к нам? В течение тысячелетий высочайшие Планетные Духи исследовали Вселенную. Они не нашли никаких пределов ее, ничего в ней, чем руководил бы и управлял какой-либо внешний импульс, наоборот, обнаружили, что все происходит от внутренних импульсов, которые они понимают и которых достаточно, чтобы объяснить все то, что они когда-либо узнали. A quoi bon тогда вводить эту излишнюю концепцию чего-то (что как несуществующее для нас есть ничто), стоящего вне, над нами и по ту сторону, что для нас беспредельно и вечно, когда вне зависимости от того, существует оно или нет, это нас никак не касается?</span></p>
<p style="text-indent: 38px; margin: 0px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Даже если бы эта концепция была правильной, какое она имеет отношение к нам? В течение тысячелетий высочайшие Планетные Духи исследовали Вселенную. Они не нашли никаких пределов ее, ничего в ней, чем руководил бы и управлял какой-либо внешний импульс, наоборот, обнаружили, что все происходит от внутренних импульсов, которые они понимают и которых достаточно, чтобы объяснить все то, что они когда-либо узнали. A quoi bon тогда вводить эту излишнюю концепцию чего-то (что как несуществующее для нас есть ничто), стоящего вне, над нами и по ту сторону, что для нас беспредельно и вечно, когда вне зависимости от того, существует оно или нет, это нас никак не касается?</span></p>
<p style="text-indent: 38px; margin: 0px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Дело в том, что ваши западные философские концепции монархичны, наши же – демократичны. Вы способны мыслить о Вселенной только как о чем-то, что управляется царем, тогда как мы знаем, что она – республика, в которой вся совокупность живет по законам разума».</span></p>
<p style="text-indent: 38px; margin: 0px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Дело в том, что ваши западные философские концепции монархичны, наши же – демократичны. Вы способны мыслить о Вселенной только как о чем-то, что управляется царем, тогда как мы знаем, что она – республика, в которой вся совокупность живет по законам разума».</span></p>
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';"><a href="javascript:void(0);" onclick="return showPopup(event, popid_865599476X, true);" class="popuplink" style="font-size: 10pt; font-family: 'Verdana'; font-style: normal; font-weight: normal; color: #000000; background-color: transparent; text-decoration: none;">Мы могли бы еще добавить: ничуть не лучше</a></span><span style="font-family: 'Verdana'; color: #0000ff;"><a href="javascript:void(0);" onclick="return showPopup(event, popid_865599476X, true);" class="popuplink" style="font-size: 10pt; font-family: 'Verdana'; font-style: normal; font-weight: normal; color: #0000ff; background-color: transparent; text-decoration: none;">*</a></span><span style="font-family: 'Verdana';">. Именно это мы и хотели сказать.</span></p>
+
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Мы могли бы еще добавить: ничуть не лучше<ref>«Мы могли бы сказать больше - но ничуть не лучше».</ref> </span><span style="font-family: 'Verdana'; color: #0000ff;"></span><span style="font-family: 'Verdana';">. Именно это мы и хотели сказать.</span></p>
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Кто строители этого мира?</span></p>
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Кто строители этого мира?</span></p>
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Дхиан Коганы, Планетные Духи.</span></p>
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Дхиан Коганы, Планетные Духи.</span></p>
Строка 148: Строка 148:
</td></tr></table>
</td></tr></table>
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
-
{{BookPostEdit|Учение Махатм, Раздел III. Расы и подрасы|Учение Махатм, Оглавление|Учение Махатм, Раздел V. Наука}}
+
== {{PrimText}} ==
 +
<references/>{{BookPostEdit|Учение Махатм, Раздел III. Расы и подрасы|Учение Махатм, Оглавление|Учение Махатм, Раздел V. Наука}}
[[Категория:Источники]]
[[Категория:Источники]]

Версия 18:11, 21 июня 2008


Раздел IV

КОСМИЧЕСКИЕ НАЧАЛА


 

 

 

Пустая страница


 

Следующие ниже заметки сильно сокращены. Поскольку это касается первоначального очерка, или меморандума, Хьюма, в ответах Учителей задействованы некоторые строки из оригинала, чтобы сделать его более доступным для понимания. Итак, ничего не сокращая, передаю вам все, что, как я считаю, необходимо ныне сохранить/1/.

А.П.Синнетт.

 

Абсолютное и бесконечное состоит из обусловленного и конечного. Причины обусловлены в своих способах существования как атрибуты, а как индивидуальные совокупности – не обусловлены и вечны в их сумме как коллективная совокупность.

Если Абсолют – слепой закон, то как он может породить разум?

Но пассивный латентный разум, или принцип, разлитый везде по всей Вселенной, который в своей чистой нематериальности есть не-разум и не-сознание и который, будучи погружен в материю, преобразовывается в оба и может.../2/

Абсолют, если он разумен, должен быть всемогущим, всеведущим и всеблагим.

Пожалуйста, объясните, почему это так.

В конечном итоге Абсолют сам по себе не-сознательный, связан с разумом эманациями, предположительно, обусловленными. Насколько эти возможности

_______________

/1/ Курсивом выделены выдержки из эссе Хьюма.

/2/ Предложение не закончено в рукописи.


возникновения разума из не-разума удовлетворяют ум, зависит от того ума, к которому обращаются.

Что вы знаете о постепенном развитии мозга со времен силурийского периода?

Назовите мне хотя бы одного философа, который может доказать, что бесполезно... говорить, что зло так же необходимо для выявления добра, как тьма – для познавания света. Для абсолютного это возможно, для всемогущего – в этом нет никакой необходимости.

Сперва докажите это.

Однако же ясно, что обусловленная сила не является конечной причиной. Выше нее стоит закон, или принцип, который регулирует ее.

Как это может быть? И где? Это не так, если только вы не создаете что-либо вне пределов Абсолюта и беспредельности.

Загадки, лежащие по ту сторону покрова, отделяющего непроявленную конечную причину от проявленной Вселенной, находятся вне пределов постижения умов, обусловленных этой Вселенной.

Поистине, это так.

...Бесконечный Абсолют невообразим, и мы не можем ни понять его, ни найти объяснение его действий по отношению к человеку.

Тогда зачем терять на это время? Кто поручил вам это делать?

Ваша всепроникающая духовная сила существует, но это как раз материя, жизнь которой есть движение, воля и нервная энергия, электричество. Пуруша в состоянии мыслить, но только через Пракрити.

* * *


А.П.Синнетт следующим образом резюмирует очерк Хьюма и ранее сделанные заключения:

Вы хотели сказать следующее: «Так это или нет (в отношении гипотезы Абсолюта за пределами обусловленного), он есть и должен навсегда остаться чистой гипотезой. Высочайшие во Вселенной умы ничего не знают о нем. Насколько они могут исследовать, проявленный универсум неограничен и бесконечен. Наша философия признает лишь то, что известно и познаваемо. Он, следует признать, непознаваем даже для Планетных Духов и ех hypothesi – не-существующий. Зачем тогда рассматривать данный вопрос?

Даже если бы эта концепция была правильной, какое она имеет отношение к нам? В течение тысячелетий высочайшие Планетные Духи исследовали Вселенную. Они не нашли никаких пределов ее, ничего в ней, чем руководил бы и управлял какой-либо внешний импульс, наоборот, обнаружили, что все происходит от внутренних импульсов, которые они понимают и которых достаточно, чтобы объяснить все то, что они когда-либо узнали. A quoi bon тогда вводить эту излишнюю концепцию чего-то (что как несуществующее для нас есть ничто), стоящего вне, над нами и по ту сторону, что для нас беспредельно и вечно, когда вне зависимости от того, существует оно или нет, это нас никак не касается?

Дело в том, что ваши западные философские концепции монархичны, наши же – демократичны. Вы способны мыслить о Вселенной только как о чем-то, что управляется царем, тогда как мы знаем, что она – республика, в которой вся совокупность живет по законам разума».

Мы могли бы еще добавить: ничуть не лучше[1] . Именно это мы и хотели сказать.

Кто строители этого мира?

Дхиан Коганы, Планетные Духи.


Очерк Хьюма с замечаниями М.

Вселенную первоначально можно постигнуть как пространство, наполненное беспредельной, вечной и однородной массой молекул, которым присущи движение и латентная бессознательная жизнь. Можно ли рассматривать ее в этом пассивном, непроявленном состоянии как хаос?

Да, если бы только люди были способны представить, что такое настоящий хаос, чего они не могут.

Хотя Вселенная в действительности едина, ее можно представить в различных аспектах как пространство (учитывая ее безграничное протяжение), сосуществующее с вечностью (учитывая ее бесконечную длительность), как космическую материю (учитывая ее молекулы) и космическую силу (учитывая ее всепроникающее движение). Однако эти четыре концепции, должно быть, указывают не на четыре элемента, составляющие целое, а на четыре качества или, скорее, четыре свойства одной-единственной вещи, точно так же, как на Земле один предмет может быть горячим, светящимся, тяжелым и в движении. Так как эта Вселенная едина и неделима в ее пассивной непроявленной форме, этот хаос для нас является несуществующим.

Для вас да, но зачем говорить за других?

Но везде в ней рассеяны центры активности, или эволюции, и где бы и когда бы активность ни преобладала, там части целого дифференцируются и исчезает однородность. Эта дифференциация происходит благодаря, во-первых, большей или меньшей близости молекул, а во-вторых, их большему или меньшему утончению.

Что означает это «во-вторых»? Как могут первичные молекулы стать более тонкими или толстыми – ex nihilo и т.д.


Я не думал, чтобы атомы рассматривались вами именно как nihil. Разве молекулы не рассматриваются наукой как составные атомы? Ваша наука знает только о таких составных молекулах, а первичный атом есть и всегда остается для нее гипотетической абстракцией. Наука ничего не может знать о природе атомов вне сферы следствий на своем земном шаре, и даже этот атом она называет бесконечно малым, неделимым, а мы – нет, ибо мы знаем о существовании и свойствах универсального растворителя, сущности панчамахабхутам, пяти элементов. Даже существование атомов, составляющих невидимый посредник, посредством которого передается сила, мгновенно намагничивающая короткий железный стержень, помещенный в центре кольца диаметром в два ярда, на которое толстым слоем намотана проволока, плотно покрытая каучуком, даже существование таких атомов, говорю я, остается открытым вопросом, наука в замешательстве и затрудняется решить, происходит ли это действие на расстоянии без или с помощью какого-то таинственного посредника?

В-третьих, благодаря изменениям их полярности. Эта дифференциация в активности есть проявление, и все таким образом дифференцированное начинает существовать и становится представляемым для нас, каждый центр активности (а эти центры бесчисленны) обозначает одну солнечную систему, но они все же rari nantes in gurgite vasto, зависшие во всепроникающем океане непроявленного универсума, из которого беспрестанно исходят новые проявления и в забвение которого вечно возвращаются другие, чей цикл завершен.

Чередования активности и пассивности составляют циклический закон Вселенной. Как микрокосм, человек имеет свои дни и ночи, часы бодрствования и сна, так и Земля, которая как макрокосм по отношению


к нему сама является микрокосмом по отношению к солнечной системе, и так же эта последняя, которая, будучи макрокосмом относительно одного-единственного шара, сама есть микрокосм по отношению ко Вселенной.

То, что Вселенная сама по себе должна подобным образом иметь свои дни и ночи активности и пассивности, это очевидно по аналогии, но если это так, то они охватывают невообразимые периоды, и этот факт остается непознаваемым для высочайших разумов во Вселенной.

Ночь солнечной системы, пралайя индусов, Махабардо, или великая ночь разума тибетцев, подразумевает распад всех форм и возвращение части Вселенной, занятой этой системой, в ее пассивное, непроявленное состояние – в пространство, наполненное движущимися атомами. До времени исчезает все кроме первичных атомов, которые представляют материю (иногда объективная, иногда потенциальная или субъективная, то организованная, то неорганизованная, она вечна и неделима), а движение есть бессмертная жизнь (сознательная или бессознательная в зависимости от обстоятельств) материи. Поэтому даже во время ночи разума, когда все другие силы парализованы, когда и всезнание и неведение спят и все другое отдыхает, эта латентная бессознательная жизнь непрестанно поддерживает молекулы, которым она присуща, в слепом безрезультатном и бесцельном движении inter se.

Почему оно должно быть более бесцельным и безрезультатным, чем бессознательное слепое движение атомов в любом зародыше, готовящемся к рождению?

Солнечная система исчезла даже для высших разумов в других солнечных системах. Это верно? Могут ли Планетные Духи каким-либо образом познавать пассивные не-бытийные части Вселенной?


Могут.

Я знаю, что Адепты могут при желании создавать формы из космической материи, но, вероятно, эта космическая материя на много степеней отдалена от материи, которая существует в пассивной латентной Вселенной, которую, возможно, скорее следует назвать потенциальной, нежели космической материей.

Потенциальность есть возможность, а не действительность. Найдите более точное слово.

Ничто не уничтожается кроме того, что было когда-либо сотворено, только эта недавно активная, организованная, проявленная и существующая часть Вселенной, теряя всю дифференциацию своих частей, перешла в свое первичное, пассивное, однородное, непроявленное и quoad всех умов несуществующее и непостижимое состояние. Она возвратилась в прежнее состояние хаоса. Если спросить, откуда эти чередования активности и пассивности, то ответом будет: они суть закон, присущий Вселенной. (Здесь в качестве подстрочного примечания последовала бы суть этого аргумента, одобренного вами, против ненужного создания какого-либо разума вне самоуправляемой Вселенной.)

Если вы можете показать хоть одно существо или предмет во Вселенной, который не возникает и не развивается через слепой закон и в согласии с ним, тогда только ваш аргумент имел бы силу и примечание было бы необходимо. Доктрина эволюции есть вечный протест.

Эволюция означает развертывание эволюты из инволюты, процесс постепенного роста. Единственное, что, возможно, было сотворено спонтанно, это космическая материя, а первоначало у нас означает не только первородство, но и вечность, ибо вечная материя – одна из hlun dhub, а не kyen – причина, являющаяся сама по себе результатом какой-то


первичной причины. Если бы это было так, то в конце каждой Махапралайи, когда весь космос движется в сторону коллективного совершенства и каждый атом (который вы называете первичным, а мы – вечным) эманирует из самого себя еще более тонкий атом, – каждый индивидуальный атом содержит в себе самом действительную потенциальность развить миллиарды миров, более совершенных и более эфирных, – почему же тогда нет никакого признака такого разума вне самоуправляемой Вселенной? Вы принимаете последнюю гипотезу – часть вашего Бога пребывает в каждом атоме. Он разделен ad infinitum, он остается сокрытым in abscondito, и логическое заключение, к которому мы приходим, таково, что беспредельный разум Дхиан Коганов знает, что вновь эманированные атомы неспособны на какое-либо сознательное или бессознательное действие, если только они не получают мысленный импульс от них, ergo ваш Бог ничуть не лучше, чем слепая материя, всегда движимая, по-видимому, столь же слепой вечной силой, или законом, который есть Бог этой материи. Но ладно, мы не будем больше терять время на такие разговоры.

Период пассивности заканчивается, ночь разума прекращается, солнечная система пробуждается и вновь вступает в проявление и существование, и все в ней опять таково, как было до наступления ночи. Невообразимый для человеческого ума период миновал, он отзвучал как звук, прошел как сон, лишенный сновидений. Закон активности опять вступает в силу, центр эволюции возобновляет свою деятельность, источник бытия вновь начинает струиться. Я делаю заключение, что это должно быть так, иначе материя, выброшенная из вихря, или центральной точки, не найдет никого в дифференцированном состоянии, от кого она могла бы получить свои собственные импульсы к дифференциации.


Когда пробивает час, космические атомы уже в дифференцированном состоянии остаются in statu quo, в равной мере как и небесные тела и все другое в процессе формирования. Итак, вы поняли эту идею/1/. Во все еще пассивной части Вселенной, в которой зависает вновь проявленная солнечная система, пронизываемая в своем не-бытии, где совершается вечное механическое движение, создается ее несотворенная причина, или вихрь, который в своем непрестанном вращении безостановочно выбрасывает поляризованную, активную, проявленную, сознательную Вселенную, неполяризованный, пассивный, непроявленный и бессознательный элемент Вселенной.

Назовите это движение космической материей, продолжительностью или пространством (для всего этого есть тысяча и одно название) – это Космос, проявленный и непроявленный. Однако в момент, когда это выходит из пассивности или небытия в активность или бытие, оно начинает менять свое состояние и дифференцироваться от контакта с тем, что уже изменилось раньше; и, таким образом, это вечное колесо продолжает вращаться, следствие сегодняшнего дня становится причиной завтрашнего и так далее во веки веков.

Но нужно всегда помнить, что небытие, пассивность – это вечное и действительное бытие, активность – преходящее и нереальное. Ибо в зависимости от продолжительности жизненного пути и, соответственно, импульсов, которые получает проявленное, оно раньше или позже рассеивается в непроявленном и бытие погружается в небытие.

_______________

/1/ В этом месте А.П.Синнетт поместил следующее замечание: «Мы с Хьюмом были выбиты из колеи в этом вопросе. Но вскоре после этого представления, вызванные этим письмом, вначале ошибочные, были исправлены, когда письмо было объяснено».


Но как насчет высших Планетных Духов? Они наверняка не возвращаются в небытие, но переходят на более высокие или, во всяком случае, на другие солнечные системы?

Наивысшее состояние нирваны является высочайшим состоянием небытия. Наступает время, когда вся бесконечность спит или отдыхает, когда все снова погружается в одну вечную и несотворенную совокупность всего, итог латентной бессознательной потенциальности.

Установлено, что дифференциация первоначального элемента есть основа проявленной Вселенной, и мы должны теперь рассматривать семь различных принципов, которые составляют эту Вселенную и управляют ею, или, другими словами, семь различных состояний или условий, в которых этот элемент существует в ней.

Нет никакого конечного или первоначального замысла, кроме как в связи с организованной материей. Замысел есть Kyen, причина, возникающая из первичной причины. Этот латентный план существует вечно в едином нерожденном, вечном атоме, или центральной точке, которая находится везде и нигде, называемый... (наше наиболее сокровенное, непроизносимое имя, сообщаемое при посвящении высочайшим Адептам). Поэтому я могу дать вам шесть названий принципов нашей солнечной системы, но должен утаить остальное и даже название седьмого. Назовите его неизвестным и объясните почему. Любой dam ye (брамин) будет говорить о шести первичных силах в природе, представленных солнечным светом, но не даст вам названия даже венца Акаши.

Я вскоре дам вам эти принципы. Вначале хорошо изучите это.

* * *



Примечания


<< назад - оглавление - вперед >>


Личные инструменты
Дополнительно