Учение Махатм, Факсимиле, Страница из письма Учителя Иллариона

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Версия от 14:17, 20 июня 2008; Zero (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск



Изображение:Book43_um187.jpg

Страница из письма Учителя Иллариона


терминов в английском языке, которые хотя бы приблизительно могли передать образованному европейцу правильное понятие о различных предметах, которые нам с вами придется обсуждать. Чтобы проиллюстрировать мою мысль, я буду подчеркивать красным карандашом технические слова, принятые и употребляемые вашими учеными мужами, к тому же совершенно неправильные не только тогда, когда применяются к таким трансцендентальным предметам, как здесь, но даже когда употребляются ими в их собственной системе мышления. Чтобы понять мои ответы, вы должны прежде всего рассматривать вечную субстанцию, Свабхават, не как составной элемент, называемый вами духо-материей, но как тот единый элемент, для которого в английском языке нет наименования. Он пассивен и активен, чисто духовная субстанция в своей абсолютности и покое, чистая материя в ее конечном и обусловленном состоянии, как бы невесомый газ, или то великое неизвестное, которое наука имела удовольствие назвать силой. Когда поэты говорят о безбрежном океане неизменяемого, мы должны рассматривать это обозначение лишь как забавный парадокс, раз мы утверждаем, что нет такого понятия, как неизменяемость, по крайней мере, в нашей солнечной системе.

Неизменяемость, говорят теисты и христиане, есть атрибут Бога, и они сразу же наделяют этого Бога каждым непостоянным, изменчивым качеством и атрибутом как познаваемым, так и непознаваемым, и верят, что они разрешили неразрешимое – квадратуру круга. На это мы отвечаем, что если то, что теисты называют Богом, а наука – «силой и потенциальной энергией» лишь на мгновение стало бы неизменяемым, хотя бы во время Махапралайи – периода, когда даже Брахма, зодчий


мира, так сказать, погружается в небытие, тогда бы не могло быть никакой манвантары и единое пространство царило бы бессознательное и высочайшее в вечности времен. Однако теизм, говоря о изменяемой неизменности, не более абсурден, нежели материалистическая наука, разглагольствующая о «латентной потенциальной энергии» и о «неуничтожаемости материи и силы». Что должно быть, как мы полагаем, неразрушимым, неуничтожаемым? Не есть ли это нечто невидимое, которое движет материю, или же это энергия движущихся тел? Что знает современная наука о силе в настоящем смысле слова или, скажем, силах, о причине и причинах движения? Как может существовать такая вещь, как «потенциальная энергия», то есть энергия, имеющая латентную неактивную мощь, раз она есть энергия только когда движет материю, и если бы она однажды прекратила двигать материю, она перестала бы существовать и вместе с ней исчезла бы и сама материя. Разве сила является сколько-нибудь более удачным термином?

Около 35-ти лет тому назад некий доктор Мейер выдвинул гипотезу, в настоящее время принятую за аксиому, что сила, в смысле, придаваемом ей современной наукой, так же, как и материя, неуничтожаема, то есть когда она перестает проявляться в одном виде, она все же существует, только переходит в какой-нибудь другой вид. Тем не менее ваши ученые мужи не нашли ни одного примера, когда одна сила превращается в другую, и мистер Тиндаль возражает своим оппонентам, что ни в коем случае сила, производящая движение, не уничтожается или не превращается во что-либо другое.

Более того, мы в долгу перед современной наукой за новейшее открытие, что существует количественное соотношение между динамической энергией, производящей нечто, и этим проявленным


нечто. Без сомнения, существует количественное соотношение между причиной и следствием, между количеством энергии, употребляемой на то, чтобы разбить нос своему соседу, и повреждением, причиненном этому носу, но это ни на йоту не открывает тайну того, что им угодно назвать соотношениями, раз может быть легко доказано (основываясь на авторитете той же науки), что ни движение, ни энергия не уничтожаемы и что есть физические силы, ни в коем случае и никоим образом не превращаемые одна в другую. Я проэкзаменую их в их же фразеологии, и мы увидим, рассчитаны ли их теории на то, чтобы служить препятствием нашим «ошеломляющим доктринам».

Готовясь предложить диаметрально противоположное учение, что я и делаю, вполне справедливо очистить почву от научного мусора, иначе то, что я должен сказать, упадет на слишком загроможденную почву и произрастит лишь плевелы. «Эта потенциальная и воображаемая materia prima не может существовать без формы», – говорит Рэлей, и он прав в этом, поскольку materia prima науки существует лишь в их воображении.

Могут ли ученые мужи сказать, что материю Вселенной двигало всегда одно и то же самое количество энергии? Конечно, нет, пока они учат, что, когда элементы материального космоса, элементы, которые должны были вначале проявляться в своем простом газообразном состоянии, начали сочетаться, сумма энергии, движущей материю, была в миллион раз больше, нежели теперь, когда наша планета охлаждается. Куда же делась та теплота, которая была порождена этим страшным процессом создания мира? Ушла в незанятые области пространства, отвечают они. Прекрасно, но если она исчезла навсегда из материального мира, а энергия, действующая на Земле, никогда и ни в


какое время не была одна и та же, то как же могут они пытаться утверждать неизменное количество энергии, «этой потенциальной энергии, которую тело может иногда проявлять, силы, которая переходит от одного предмета к другому, порождая движение, и которая тем не менее неуничтожаема и не изменяется в нечто другое». «Да, – отвечают нам, – но мы все же придерживаемся ее неуничтожаемости; пока она остается связанной с материей, она никогда не может перестать существовать, уменьшаться или увеличиваться». Посмотрим, так ли это. Я бросаю вверх кирпич каменщику, который занят постройкой крыши храма. Он ловит его и прикрепляет цементом к крыше. Сила тяжести преодолевала двигательную энергию, которая вызвала движение кирпича вверх, и динамическую энергию поднимающегося кирпича, пока он не перестал подниматься. В этот момент он был пойман и прикреплен к крыше. Никакая естественная сила не могла бы теперь сдвинуть его, потому он больше не обладает потенциальной энергией. Движение и динамическая энергия поднимающегося кирпича полностью уничтожены.

Другой пример из их собственных учебников. Стоя у подножия холма, вы стреляете из ружья вверх, пуля застревает в трещине скалы на этом холме. Никакая естественная сила не может сдвинуть эту пулю с места в продолжение неопределенного периода времени, и таким образом пуля, как и кирпич, потеряла свою потенциальную энергию. «Все движение и энергия, которые были взяты от поднимающейся пули силой притяжения, абсолютно уничтожены, никакое другое движение или энергия не последовали, и притяжение не получило увеличения энергии». Тогда неверно, что энергия неуничтожаема. Каким же образом ваши великие авторитеты учат весь мир, что «ни в коем случае сила, производящая


движение, не уничтожается или не изменяется в нечто другое»?

Я вполне предвижу ваш ответ и даю вам эту иллюстрацию только для того, чтобы показать, как вводят в заблуждение термины, употребляемые учеными, как шатки и недостоверны их теории и, в конечном счете, как неполны все их учения.

Еще одно возражение, и я кончаю. Они учат, упиваясь специфическими названиями, что все физические силы, такие, как тяготение, инерция, сцепление, свет, теплота, электричество, магнетизм, химическое сродство, могут превращаться друг в друга. В этом случае производящая сила должна прекратить свое существование, как только сила, порожденная ею, проявилась. Летящее пушечное ядро движется лишь присущей ему от рождения силой инерции. Когда оно ударяет, то производит теплоту и другие следствия, но его сила инерции нисколько не уменьшилась. Требуется столько же энергии, чтобы пустить его снова с такой же скоростью, как и раньше. Мы можем повторить этот процесс тысячу раз, и, пока количество материи остается тем же, сила его инерции останется количественно той же. То же самое и в отношении тяготения. Метеор падает и производит теплоту. Тяготение является причиной этого, но сила тяготения, действующая на упавшее тело не уменьшилась.

Химическое сродство притягивает и удерживает частицы материи вместе, сцепление их порождает теплоту. Перешло ли первое в последнее? Нисколько, ибо мы вновь видим взаимное притяжение частиц после их очередного разъединения, и это доказывает, что химическое сродство не уменьшилось, ибо оно будет держать их вместе так же крепко, как и раньше. Теплота, говорят они, порождает и производит электричество, однако они не замечают никакого уменьшения тепла при этом процессе.


Электричество производит теплоту, говорят нам. Электрометры показывают, что электрический ток, проходя через какой-нибудь плохой проводник, скажем, платиновую проволоку, нагревает ее. Количество электричества осталось точно таким же, не уменьшившись. Что же тогда превратилось в теплоту?

Общеизвестно, что электричество порождает магнетизм. На столе передо мной стоят несколько примитивных электрометров, к которым целый день подходят челы, чтобы восстановить свои нарождающиеся силы. Я не нахожу ни малейшего уменьшения в количестве накопленного электричества. Челы намагнетизированы, но их магнетизм, или, вернее, магнетизм их жезла, не есть ли то самое электричество под новой маской? Не более чем пламя тысячи свечей, зажженных от пламени одной лампы, будет пламенем этой лампы. Потому, если в смутных сумерках современной науки аксиомой является то, что во время жизненных процессов происходит лишь превращение, но никогда не рождение материи или силы (идея доктора Д.Р.Майера об органическом движении в связи с питанием), для нас это лишь половина истины. Это не превращение и не рождение, но то, для чего у науки еще нет определения.

Может быть, теперь вы будете лучше подготовлены, чтобы понять трудности, с которыми нам приходится сталкиваться. Современная наука – наш лучший союзник. Несмотря на это, она используется как оружие, чтобы разбить наши головы. Во всяком случае, вы должны запомнить:

а) что мы признаем лишь единый элемент в природе (духовный или физический), вне которого не может быть природы, ибо он есть природа (не в смысле natus, «рожденная», но Природа как сумма всего видимого и невидимого, форм и разумов, масса известных и неизвестных причин и следствий,


короче говоря, Вселенная, безграничная, несотворенная и бесконечная, ибо она не имеет начала), и который как Акаша напитывает нашу Солнечную систему, каждый атом, будучи частью ее самой, наполняет пространство и есть в действительности само пространство, которое пульсирует как бы в глубоком сне во время пралайи и есть мировой Протей, вечно активная природа во время манвантары;

б) что, следовательно, дух и материя едины, являясь лишь дифференциациями в состояниях, но не в сущностях, и что греческий философ, утверждавший, что мир есть огромное животное, проник в символическое значение пифагоровой монады (которая становится двойкой, затем тройкой Изображение:Book43__bm3.gif и, наконец, сделавшись Тетрактисом, или совершенным квадратом, и таким образом выявив из себя четыре и впитав три Изображение:Book43__bm4.gif , образует священное семь) и таким образом далеко опередил всех ученых настоящего времени;

в) что наши понятия о космической материи диаметрально противоположны представлениям западной науки.

Пожалуй, если вы запомните все это, нам удастся передать вам хотя бы элементарные аксиомы нашей эзотерической философии более точно, нежели до сих пор.

Не бойтесь, мой добрый брат, ваша жизнь не уходит от вас, и она не погаснет прежде, нежели вы завершите вашу миссию. Больше я ничего не могу сказать, за исключением того, что Коган разрешил мне посвятить мое свободное время наставлению тех, кто желает учиться, и вам хватит работы, чтобы «выпускать» ваши «Фрагменты» с интервалами в два-три месяца.

Мое время очень ограниченно, все же я сделаю, что могу. Однако ничего больше обещать не могу. Мне приходится хранить молчание по поводу Дхиан


Коганов, также не могу поведать вам секреты, касающиеся людей седьмого большого Круга. Познание высших фаз человеческого существования на этой планете не может быть достигнуто одним только накоплением сведений. Тома наиболее совершенно составленных сообщений не в состоянии раскрыть человеку жизни в высших сферах. Нужно приобрести познание духовных фактов путем личного опыта и деятельного наблюдения, ибо, как говорит Тиндаль, «непосредственно наблюдаемые факты жизненны, когда же они переводятся на слова, половина живительной влаги из них теряется». И так как вы признаете этот великий принцип личного наблюдения и немедленно применяете на практике, получая таким образом полезную информацию, то это, может быть, и является причиной того, что неумолимый до сих пор Коган, мой Учитель, в конце концов разрешил мне до некоторой степени посвятить часть моего времени продвижению Эклектика/1/. Но я только один, а вас много, и ни один из моих собратьев, за исключением М., не будет помогать мне в этой работе, даже наш полуевропейский греческий Брат/2/, который всего несколько дней тому назад выразился, что «когда каждый из эклектиков на холме/3/ станет еретиком, тогда он посмотрит, что для них можно сделать». И, как вы знаете, на это очень мало надежды.

Люди часто ищут знания до полного изнеможения, но даже тогда они не ощущают сильного стремления помочь своим знанием соседям; отсюда возникает холодность и взаимное равнодушие, которые

_______________

/1/ Эклектическое Теософское общество Симлы, местный филиал Теософского Общества в Симле. Мистер Хьюм был его первым президентом.

/2/ Учитель Илларион.

/3/ То есть Симлы.


приводят того, кто знает, к противоречию с самим собой и дисгармонии с окружением. Если смотреть с нашей точки зрения, то гораздо больше зла в духовной, нежели в материальной, части человека; отсюда моя искренняя вам благодарность и желание направить ваше внимание к такой деятельности, которая будет способствовать истинному прогрессу и достигнет более широких результатов путем превращения вашего знания в стабильное стройное учение в виде статей и брошюр.

Но что касается достижения выдвинутой вами цели, а именно – для более ясного понимания чрезвычайно глубоких и вначале непонятных теорий нашей оккультной доктрины, – никогда во время вашей литературной работы, а также и перед тем, как сесть за работу, не позволяйте нарушать спокойствие вашего ума. Только на спокойной, безмятежной поверхности невзволнованного ума видения, собранные из невидимого, получают свое выражение в видимом мире. Иначе вы напрасно будете искать эти видения, эти вспышки неожиданного света, которые уже помогли разрешению многих меньших проблем и которые единственно могут представить истину перед глазами души. Нам приходится с огромной заботой оберегать наш умственный план от всех враждебных влияний, ежедневно возникающих при нашем прохождении через земную жизнь. Я могу ответить только на некоторые из того множества вопросов, которые вы задаете в нескольких ваших письмах.



<< назад - оглавление - вперед >>


Личные инструменты
Дополнительно