ЧЕРТА МИРА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | |||
{{LetterInfo|Николай Рерих||1934|Сфера|Гималаи|}}<p align=center style="margin-top:12.0pt;margin-right:3.95pt; margin-bottom:6.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;"><b> ЧЕРТА </b><b>МИРА</b></p> | {{LetterInfo|Николай Рерих||1934|Сфера|Гималаи|}}<p align=center style="margin-top:12.0pt;margin-right:3.95pt; margin-bottom:6.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;"><b> ЧЕРТА </b><b>МИРА</b></p> | ||
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Много пробных камней уготовано для | <p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Много пробных камней уготовано для | ||
- | + | человечества, на | |
которых можно испытать белое и черное. Как лакмусовая бумажка, темнеет или светлеет лик человека при упоминании пробных | которых можно испытать белое и черное. Как лакмусовая бумажка, темнеет или светлеет лик человека при упоминании пробных | ||
понятий.</p> | понятий.</p> | ||
Строка 8: | Строка 9: | ||
<p style="margin-top:0cm;margin-right:2.15pt;margin-bottom: 0cm;margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Разве не | <p style="margin-top:0cm;margin-right:2.15pt;margin-bottom: 0cm;margin-left:.7pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Разве не | ||
темнели лица ненавистников Красного Креста, когда этот благородный символ был предложен? Не только темнели лица | темнели лица ненавистников Красного Креста, когда этот благородный символ был предложен? Не только темнели лица | ||
- | + | человеконенавистников, | |
но они пылали злобою при одном упоминании о знаке милосердия и помощи. Но защитники Света были тверды, и злоба все-таки | но они пылали злобою при одном упоминании о знаке милосердия и помощи. Но защитники Света были тверды, и злоба все-таки | ||
потерпела еще одно поражение.</p> | потерпела еще одно поражение.</p> | ||
<p style="margin-left:1.45pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Разве | <p style="margin-left:1.45pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Разве | ||
- | не темнеют некоторые лица и личины, | + | не темнеют некоторые лица и личины, когда вы говорите о сохранении сокровищ религии, науки, искусства? Темнеют и корчатся |
все, кто питается разложением и разрушением. Посмотрите на имена нежелающих | все, кто питается разложением и разрушением. Посмотрите на имена нежелающих | ||
обсуждать спасительные меры; вы увидите с их стороны и многие другие нежелания и препятствия в отношении | обсуждать спасительные меры; вы увидите с их стороны и многие другие нежелания и препятствия в отношении | ||
созидательного блага и сотрудничества. | созидательного блага и сотрудничества. | ||
- | Истинно, раскололся мир по | + | Истинно, раскололся мир по границе сотрудничества, созидания – с одной стороны |
и по злобе, разрушению, | и по злобе, разрушению, | ||
- | разложению – по другую | + | разложению – по другую сторону. Также попробуйте заговорить о |
Живой Этике, о чести и | Живой Этике, о чести и | ||
- | достоинстве, и вы получите то же | + | достоинстве, и вы получите то же таинственное, но явное разделение. Оно будет и международно; ни расы, ни народности, ни |
- | наречия | + | наречия признаками не |
будут. Опять встретитесь с Светом и тьмою.</p> | будут. Опять встретитесь с Светом и тьмою.</p> | ||
<p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Попробуйте обсуждать героизм, | <p style="text-align:justify;text-indent:1.0cm;">Попробуйте обсуждать героизм, | ||
водительство, учительство | водительство, учительство | ||
- | – и вы натолкнетесь на ту же | + | – и вы натолкнетесь на ту же международную границу. Ни возраст, ни |
- | воспитание, ни | + | воспитание, ни образование, но совершенно |
иные стимулы очертят два всемирных стана. Коснитесь гигиены духа и тела, укажите на значение здоровой пищи и чистых | иные стимулы очертят два всемирных стана. Коснитесь гигиены духа и тела, укажите на значение здоровой пищи и чистых | ||
условий жизни – и из пространства встанут перед вами опять те же таинственные, почти несказуемые, но явные деления.</p> | условий жизни – и из пространства встанут перед вами опять те же таинственные, почти несказуемые, но явные деления.</p> | ||
<p style="margin-right:.95pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Поразительнее | <p style="margin-right:.95pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Поразительнее | ||
- | всего будет то, что обитатели | + | всего будет то, что обитатели каждого из этих двух станов очень дружно и ладно сойдутся между собою, |
несмотря на разнообразие одежд и речи. Те, кто восставал против Красного Креста, приветливо улыбнутся отрицателям | несмотря на разнообразие одежд и речи. Те, кто восставал против Красного Креста, приветливо улыбнутся отрицателям | ||
- | полезности | + | полезности охраны |
культурных ценностей. Отрицатели героизма и учительства сочувственно поймут насмехающихся над Живой Этикой. И, пожалуй, все они | культурных ценностей. Отрицатели героизма и учительства сочувственно поймут насмехающихся над Живой Этикой. И, пожалуй, все они | ||
сойдутся за кровавым | сойдутся за кровавым | ||
Строка 41: | Строка 42: | ||
<p style="margin-right:1.45pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Конечно, | <p style="margin-right:1.45pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Конечно, | ||
- | и соратникам созидательства легче быть вместе. Никакие океаны не внесут среди них | + | и соратникам созидательства легче быть вместе. Никакие океаны не внесут среди них деления в устремлении к улучшению жизни. |
Этика будет для них самым | Этика будет для них самым | ||
живым предметом, и трапеза их не потребует пролития крови. Когда же речь зайдет о здоровье духа и тела, | живым предметом, и трапеза их не потребует пролития крови. Когда же речь зайдет о здоровье духа и тела, | ||
- | то и здесь согласие не будет нарушено. Все поймут, что нельзя говорить о | + | то и здесь согласие не будет нарушено. Все поймут, что нельзя говорить о здоровье тела без оздоровления духовных |
начал. А для этого все | начал. А для этого все | ||
- | признают, что охрана культурных | + | признают, что охрана культурных ценностей прежде всего будет мерилом.</p> |
<p style="margin-right:2.65pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Друзья | <p style="margin-right:2.65pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Друзья | ||
блага одинаково признают, что благо и мысль не есть нечто отвлеченное. Они | блага одинаково признают, что благо и мысль не есть нечто отвлеченное. Они | ||
- | также | + | также признают, что |
положение мира требует объединения всех положительных элементов. Организованность сил разрушения должна вызывать тем | положение мира требует объединения всех положительных элементов. Организованность сил разрушения должна вызывать тем | ||
большую сплоченность всех строителей.</p> | большую сплоченность всех строителей.</p> | ||
<p style="text-align:justify;text-indent:27.0pt;background: white;">Друзья блага понимают, | <p style="text-align:justify;text-indent:27.0pt;background: white;">Друзья блага понимают, | ||
- | что мир нужен как | + | что мир нужен как основа мирного труда, обмена, созидания и сотрудничества. Но они также знают, что насилие |
и приказ не создадут мира, | и приказ не создадут мира, | ||
- | который прежде всего зарождается не в мозгу, но в сердце. И также знают, что всякая | + | который прежде всего зарождается не в мозгу, но в сердце. И также знают, что всякая злоба и проклятие |
недопустимы, ибо они прежде всего положат вечное клеймо на самого злоначинателя. Радостно, светло, незабываемо | недопустимы, ибо они прежде всего положат вечное клеймо на самого злоначинателя. Радостно, светло, незабываемо | ||
прекрасно побыть с друзьями | прекрасно побыть с друзьями | ||
Строка 63: | Строка 64: | ||
<p style="margin-right:.95pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">После | <p style="margin-right:.95pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">После | ||
- | светлых сотрудничеств невообразимо | + | светлых сотрудничеств невообразимо тяжко окунуться в тину отрицателей. Некоторые из них дошли |
- | до той ступени нетовства, что даже на самое очевидное норовят сказать свое тупое, немое и | + | до той ступени нетовства, что даже на самое очевидное норовят сказать свое тупое, немое и подлое |
- | «нет». Вспоминаю, как одна дама на самое | + | «нет». Вспоминаю, как одна дама на самое очевидное утверждение ответила таким определенным «нет», что пришлось невольно спросить: |
«Возможно ли даже в таком | «Возможно ли даже в таком | ||
культурном обсуждении быть так ярко | культурном обсуждении быть так ярко | ||
отрицательным?» Но поборница отрицаний заявила, | отрицательным?» Но поборница отрицаний заявила, | ||
- | что она на все имеет возражение и | + | что она на все имеет возражение и начинает с «нет». Мы не могли удержаться, чтобы не заметить, что и само выражение ее лица стало отрицательным. А разве нечто отрицательное не делается отталкивающим? А разве отталкивающее не становится |
отвратительным?</p> | отвратительным?</p> | ||
<p style="margin-right:.95pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Всякая | <p style="margin-right:.95pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Всякая | ||
отвратительность, разложение, тление гниют в одной бездне с ложью и предательством, одичанием и разрушением. Космическим | отвратительность, разложение, тление гниют в одной бездне с ложью и предательством, одичанием и разрушением. Космическим | ||
- | сором | + | сором называются эти |
отбросы. Восточная мудрость, говоря о «Мире Огненном», напоминает древнюю истину, которую тьма пытается скрыть:</p> | отбросы. Восточная мудрость, говоря о «Мире Огненном», напоминает древнюю истину, которую тьма пытается скрыть:</p> | ||
Строка 83: | Строка 84: | ||
с Иерархией. Всевозможные магические приемы, даже самоумное делание будут попытками к высшему Общению. Но новое | с Иерархией. Всевозможные магические приемы, даже самоумное делание будут попытками к высшему Общению. Но новое | ||
приближение к Высшему | приближение к Высшему | ||
- | устремляет к образам подвижническим, которые поверх всего подходили к | + | устремляет к образам подвижническим, которые поверх всего подходили к непосредственному Общению. Видим пророков, |
- | подвижников, | + | подвижников, которые не |
впадали в исступление, но каждое их слово было словом Завета. Если спросите Меня, какие приемы приличествуют нашему времени? | впадали в исступление, но каждое их слово было словом Завета. Если спросите Меня, какие приемы приличествуют нашему времени? | ||
Скажу — нужно готовиться | Скажу — нужно готовиться | ||
к непосредственному Общению. Всякие условия меры — уже посредственны в себе. Во дни, когда огненные энергии | к непосредственному Общению. Всякие условия меры — уже посредственны в себе. Во дни, когда огненные энергии | ||
- | напряжены, | + | напряжены, именно этот |
- | огонь поможет сердцу понять Великое | + | огонь поможет сердцу понять Великое Высшее. Такое Веление выражается среди всей жизни, тогда Мы говорим — слушайте и |
- | слушайтесь! | + | слушайтесь! Каждая эпоха |
- | имеет свои выражения. Даже в старых Заветах видим пророков, которые были всегда | + | имеет свои выражения. Даже в старых Заветах видим пророков, которые были всегда преисполнены духа. И много позднее |
- | изучались | + | изучались формулы, числа |
- | и ритмы. Но иные считали, что такие | + | и ритмы. Но иные считали, что такие методы близятся к вызываниям и тем умаляют Высшее Начало. Особенно сейчас, при эпидемии |
одержания, люди должны | одержания, люди должны | ||
искать сердечного Общения».</p> | искать сердечного Общения».</p> | ||
Строка 101: | Строка 102: | ||
Проклятие является уже | Проклятие является уже | ||
продуктом невежества, но древнейший | продуктом невежества, но древнейший | ||
- | акт предусматривает нарушение связи с Иерархией. Связь с Иерархией есть настоящее | + | акт предусматривает нарушение связи с Иерархией. Связь с Иерархией есть настоящее благословение со всеми последствиями».</p> |
<p style="text-align:justify;text-indent:27.0pt;background: white;">«Спросят невежды: | <p style="text-align:justify;text-indent:27.0pt;background: white;">«Спросят невежды: | ||
"Мы много раз поносили все Высшее и, тем не менее, мы существуем; никакой огонь не спалил нас и ничто не | "Мы много раз поносили все Высшее и, тем не менее, мы существуем; никакой огонь не спалил нас и ничто не | ||
- | угрожает нам". | + | угрожает нам". Тогда поведем их на площадь, где в грязи пресмыкаются |
слепые нищие и скажем: "Вот тоже вы! Разве не узнаете себя? Только пресеклась нить с | слепые нищие и скажем: "Вот тоже вы! Разве не узнаете себя? Только пресеклась нить с | ||
Высшими, и вы полетели в | Высшими, и вы полетели в | ||
бездну". Устрашать не нужно, жизнь полна таких ужасов. Помните, что | бездну". Устрашать не нужно, жизнь полна таких ужасов. Помните, что | ||
нагнетение огня незримо, | нагнетение огня незримо, | ||
- | но ничто не минует последствия. Так можно видеть, как даже древние понимали | + | но ничто не минует последствия. Так можно видеть, как даже древние понимали справедливость закона и знали уже, что оскорбление Начал так велико и ужасно, что последствие не может быть |
немедленным».</p> | немедленным».</p> | ||
<p style="margin-right:.3pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Мудрость | <p style="margin-right:.3pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Мудрость | ||
- | всего мира остерегает, повторяя: | + | всего мира остерегает, повторяя: «Проказа начинается от самого ничтожного пятнышка», но в темном стане по-прежнему раздаются вопли: «К черту культуру – деньги на стол», или «Нельзя заниматься отвлеченностями» – так говорится, когда люди хотят охранять творческие ценности. Даже |
- | неправдоподобно звучат такие выкрики после всех вековых наслоений культуры. Но тьма редко | + | неправдоподобно звучат такие выкрики после всех вековых наслоений культуры. Но тьма редко бывала так активна, как сейчас. Редко можно было наблюдать истинный интернационал тьмы, как в наши дни, когда черные мессы служатся по всем адовым правилам.</p> |
<p style="margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Но если | <p style="margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent: 1.0cm;">Но если | ||
слуги тьмы так понимают единение и свою Иерархию, то не пришел ли час, чтобы служители Света тоже собрались на своих | слуги тьмы так понимают единение и свою Иерархию, то не пришел ли час, чтобы служители Света тоже собрались на своих | ||
- | дозорных | + | дозорных башнях для |
- | бессменной стражи? Черта Света и тьмы выступает ярко именно во дни духовной битвы, | + | бессменной стражи? Черта Света и тьмы выступает ярко именно во дни духовной битвы, когда тьма |
- | гремит яростью, но светоносцы | + | гремит яростью, но светоносцы преисполняются духом и несломимым мужеством.</p> |
<p style="text-align:justify;text-indent:27.0pt;background: white;">Нет такой бездны, | <p style="text-align:justify;text-indent:27.0pt;background: white;">Нет такой бездны, | ||
- | которая не могла быть | + | которая не могла быть заполнена творящим благом и превращена в сад прекрасный. Но для такого садоводства нужно |
- | понять | + | понять сотрудничество.</p> |
<p align=right style="text-align:right;text-indent:1.0cm;"><i>Академик Николай Рерих </i></p> | <p align=right style="text-align:right;text-indent:1.0cm;"><i>Академик Николай Рерих </i></p> | ||
<p align=right style="text-align:right;text-indent:27.0pt;"><i>Гималаи, 193</i><i>4</i></p> | <p align=right style="text-align:right;text-indent:27.0pt;"><i>Гималаи, 193</i><i>4</i></p> | ||
+ | |||
{{PerevodStroki}} | {{PerevodStroki}} | ||
{{LetterPostEdit|ОДЕРЖАНИЕ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|БЕССТРАШИЕ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}} | {{LetterPostEdit|ОДЕРЖАНИЕ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)|Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2, Оглавление|БЕССТРАШИЕ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)}} |
Текущая версия
Информация о письме |
---|
|
ЧЕРТА МИРА
Много пробных камней уготовано для человечества, на которых можно испытать белое и черное. Как лакмусовая бумажка, темнеет или светлеет лик человека при упоминании пробных понятий.
Разве не темнели лица ненавистников Красного Креста, когда этот благородный символ был предложен? Не только темнели лица человеконенавистников, но они пылали злобою при одном упоминании о знаке милосердия и помощи. Но защитники Света были тверды, и злоба все-таки потерпела еще одно поражение.
Разве не темнеют некоторые лица и личины, когда вы говорите о сохранении сокровищ религии, науки, искусства? Темнеют и корчатся все, кто питается разложением и разрушением. Посмотрите на имена нежелающих обсуждать спасительные меры; вы увидите с их стороны и многие другие нежелания и препятствия в отношении созидательного блага и сотрудничества. Истинно, раскололся мир по границе сотрудничества, созидания – с одной стороны и по злобе, разрушению, разложению – по другую сторону. Также попробуйте заговорить о Живой Этике, о чести и достоинстве, и вы получите то же таинственное, но явное разделение. Оно будет и международно; ни расы, ни народности, ни наречия признаками не будут. Опять встретитесь с Светом и тьмою.
Попробуйте обсуждать героизм, водительство, учительство – и вы натолкнетесь на ту же международную границу. Ни возраст, ни воспитание, ни образование, но совершенно иные стимулы очертят два всемирных стана. Коснитесь гигиены духа и тела, укажите на значение здоровой пищи и чистых условий жизни – и из пространства встанут перед вами опять те же таинственные, почти несказуемые, но явные деления.
Поразительнее всего будет то, что обитатели каждого из этих двух станов очень дружно и ладно сойдутся между собою, несмотря на разнообразие одежд и речи. Те, кто восставал против Красного Креста, приветливо улыбнутся отрицателям полезности охраны культурных ценностей. Отрицатели героизма и учительства сочувственно поймут насмехающихся над Живой Этикой. И, пожалуй, все они сойдутся за кровавым бифштексом и ликерами.
Конечно, и соратникам созидательства легче быть вместе. Никакие океаны не внесут среди них деления в устремлении к улучшению жизни. Этика будет для них самым живым предметом, и трапеза их не потребует пролития крови. Когда же речь зайдет о здоровье духа и тела, то и здесь согласие не будет нарушено. Все поймут, что нельзя говорить о здоровье тела без оздоровления духовных начал. А для этого все признают, что охрана культурных ценностей прежде всего будет мерилом.
Друзья блага одинаково признают, что благо и мысль не есть нечто отвлеченное. Они также признают, что положение мира требует объединения всех положительных элементов. Организованность сил разрушения должна вызывать тем большую сплоченность всех строителей.
Друзья блага понимают, что мир нужен как основа мирного труда, обмена, созидания и сотрудничества. Но они также знают, что насилие и приказ не создадут мира, который прежде всего зарождается не в мозгу, но в сердце. И также знают, что всякая злоба и проклятие недопустимы, ибо они прежде всего положат вечное клеймо на самого злоначинателя. Радостно, светло, незабываемо прекрасно побыть с друзьями блага.
После светлых сотрудничеств невообразимо тяжко окунуться в тину отрицателей. Некоторые из них дошли до той ступени нетовства, что даже на самое очевидное норовят сказать свое тупое, немое и подлое «нет». Вспоминаю, как одна дама на самое очевидное утверждение ответила таким определенным «нет», что пришлось невольно спросить: «Возможно ли даже в таком культурном обсуждении быть так ярко отрицательным?» Но поборница отрицаний заявила, что она на все имеет возражение и начинает с «нет». Мы не могли удержаться, чтобы не заметить, что и само выражение ее лица стало отрицательным. А разве нечто отрицательное не делается отталкивающим? А разве отталкивающее не становится отвратительным?
Всякая отвратительность, разложение, тление гниют в одной бездне с ложью и предательством, одичанием и разрушением. Космическим сором называются эти отбросы. Восточная мудрость, говоря о «Мире Огненном», напоминает древнюю истину, которую тьма пытается скрыть:
«Утвердим преисполнение духа. Преисполниться духом – значит поставить себя в непосредственное общение с Иерархией. Всевозможные магические приемы, даже самоумное делание будут попытками к высшему Общению. Но новое приближение к Высшему устремляет к образам подвижническим, которые поверх всего подходили к непосредственному Общению. Видим пророков, подвижников, которые не впадали в исступление, но каждое их слово было словом Завета. Если спросите Меня, какие приемы приличествуют нашему времени? Скажу — нужно готовиться к непосредственному Общению. Всякие условия меры — уже посредственны в себе. Во дни, когда огненные энергии напряжены, именно этот огонь поможет сердцу понять Великое Высшее. Такое Веление выражается среди всей жизни, тогда Мы говорим — слушайте и слушайтесь! Каждая эпоха имеет свои выражения. Даже в старых Заветах видим пророков, которые были всегда преисполнены духа. И много позднее изучались формулы, числа и ритмы. Но иные считали, что такие методы близятся к вызываниям и тем умаляют Высшее Начало. Особенно сейчас, при эпидемии одержания, люди должны искать сердечного Общения».
«Лишение благословения есть акт древнейшего Патриарха. Он далек от позднейших проклятий. Проклятие является уже продуктом невежества, но древнейший акт предусматривает нарушение связи с Иерархией. Связь с Иерархией есть настоящее благословение со всеми последствиями».
«Спросят невежды: "Мы много раз поносили все Высшее и, тем не менее, мы существуем; никакой огонь не спалил нас и ничто не угрожает нам". Тогда поведем их на площадь, где в грязи пресмыкаются слепые нищие и скажем: "Вот тоже вы! Разве не узнаете себя? Только пресеклась нить с Высшими, и вы полетели в бездну". Устрашать не нужно, жизнь полна таких ужасов. Помните, что нагнетение огня незримо, но ничто не минует последствия. Так можно видеть, как даже древние понимали справедливость закона и знали уже, что оскорбление Начал так велико и ужасно, что последствие не может быть немедленным».
Мудрость всего мира остерегает, повторяя: «Проказа начинается от самого ничтожного пятнышка», но в темном стане по-прежнему раздаются вопли: «К черту культуру – деньги на стол», или «Нельзя заниматься отвлеченностями» – так говорится, когда люди хотят охранять творческие ценности. Даже неправдоподобно звучат такие выкрики после всех вековых наслоений культуры. Но тьма редко бывала так активна, как сейчас. Редко можно было наблюдать истинный интернационал тьмы, как в наши дни, когда черные мессы служатся по всем адовым правилам.
Но если слуги тьмы так понимают единение и свою Иерархию, то не пришел ли час, чтобы служители Света тоже собрались на своих дозорных башнях для бессменной стражи? Черта Света и тьмы выступает ярко именно во дни духовной битвы, когда тьма гремит яростью, но светоносцы преисполняются духом и несломимым мужеством.
Нет такой бездны, которая не могла быть заполнена творящим благом и превращена в сад прекрасный. Но для такого садоводства нужно понять сотрудничество.
Академик Николай Рерих
Гималаи, 1934