Чувства

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 18: Строка 18:
Как рассказать человеку об искусстве мышления? Многие примут такой совет, как неудачный афоризм. Как сказать им, что Наше миросозерцание основано на мышлении о Беспредельности? При таком задании земные меры покажутся не важными, и легко управить ими. Нужно не страшиться понятия гармонии, оно применимо ко всем формам жизни. Каждый человек может вызвать в себе ощущение гармонии. Можно называть это состояние разными именами, но человек должен понять, что ему суждено рано или поздно продвинуться к ощущению гармонии, основанному на искусстве мышления.
Как рассказать человеку об искусстве мышления? Многие примут такой совет, как неудачный афоризм. Как сказать им, что Наше миросозерцание основано на мышлении о Беспредельности? При таком задании земные меры покажутся не важными, и легко управить ими. Нужно не страшиться понятия гармонии, оно применимо ко всем формам жизни. Каждый человек может вызвать в себе ощущение гармонии. Можно называть это состояние разными именами, но человек должен понять, что ему суждено рано или поздно продвинуться к ощущению гармонии, основанному на искусстве мышления.
Мыслитель наставлял, чтобы ученики его чувствовали себя художниками, — они могут творить новые виды гармонии.
Мыслитель наставлял, чтобы ученики его чувствовали себя художниками, — они могут творить новые виды гармонии.
- 
-
== Из Писем Е.И.Рерих ==
 
== Грани Агни Йоги ==
== Грани Агни Йоги ==

Версия 05:49, 8 января 2010

Индекс

Беспредельность ч.2, 769 Когда творчество Космоса напрягается, то все энергии направляются к напряженному созиданию, потому каждая направленная мощь должна напрягаться в искании новых созиданий. Творчество, достигающее новых сочетаний, действует рычагом света. Пространственный огонь напрягает все сферы. Дух человечества настолько связан с Космосом, что чувства напрягаются теми же рычагами. Так в беспредельном творчестве можно насыщать пространство тонкими устремлениями.

Беспредельность ч.2, 774 Так пространственный огонь воспринимается центрами Агни Йога. Велика лаборатория, когда воспринимаются тонкие токи. Кто же может передать тонкие токи человечеству? Только высокая мысль Агни Йога. Если в эволюции инстинкт развивался в чувства, то утончение приведет к чувствознанию. Каждое утонченное ощущение дает соприкасание с пространственным огнем. Потому только высший Агни Йог передает человечеству высшую восприимчивость. Вся эволюция зиждется на утончении.

Сердце, 391 Чувство всегда одержит верх над разумом. Нужно принять это, как непобедимую истину. Потому, когда говорим о сердце, мы утверждаем твердыню чувства. Но как далеко чувство сердца от похоти! Учение о творящем чувстве будет познанием творчества мыслей. Не будем расчленять область чувства, ибо это одно цветущее поле. Знаем посев чувства, но где же плоды одного разума? Не может творить рассудок, если не дать зерно сердца. Так, когда говорим о сердце, говорим о Прекрасном.

Мир Огненный ч.1, 110 Познавание огненных воздействий распределено по чувствам. Первое впечатление будет зрительным со всем огненным разнообразием, затем присоединится слух с музыкой сфер, с колоколами, со струнами Природы. Затем приходит утончение осязания с ощущениями ритма, жара и холода. Труднее всего с обонянием и со вкусом. Но Ур. знает, что значит слышать запах человека на дальнем расстоянии. Теперь Ур. знает и другое очень трудное. Ощутить вкус металла, находящегося в Тонком Мире, уже является очень большим утончением. Но не только нужно иметь силу различать эти воздействия, но их нужно уметь заметить. Такое различение очень редко, но, выходя за пределы трехмерности, оно делается доступным.

Мир Огненный ч.1, 333 Все земные чувства в претворении восходят до Мира Огненного. Но не только зрение и слух духовно существуют, но и вкус имеет новое назначение. Нельзя без вкуса понять многие химические составы и при творчестве нужны все чувства, как меры соотношения. Потому нужно уже на Земле утончать чувства. Недаром один отшельник каждый день принимал на пищу листья и травы, чтобы изощрить вкус. Когда же прохожий спросил его — зачем он так делает? Отшельник сказал — «чтобы лучше любить тебя». Так всякое утончение полезно для познания основ.

Братство, 448 Обычные человеческие ощущения часто называются чем-то сверхъестественным. Предчувствие очень натурально, но вследствие суеверия оно относится в разряд необычных накоплений. Чувство не обманет, но ощутить его будет известным достижением. Особенно теряются люди, когда нахлынут волны разных ощущений одновременно. Даже испытанные наблюдатели не могут разобраться в противоположных чувствах. Одно может возникнуть от соседа близкого, но другое долетит из-за дальних гор. Нередко близкое обстоятельство может перебить очень важные дальние токи. Не будем огорчаться малым, когда могут спешить великие зовы. Надо приноровить свое чувство к большему, зная, что такое большое может возникнуть. Особенно, когда пространство напряжено, нужно держать внимание по большим заданиям.

Братство, 590 Необходимо приучать себя к тонким восприятиям. Именно нужно прилежно обострять свои чувства. Иногда люди пытаются приучить слух к известным музыкальным аккордам на разных расстояниях. Даже такой простой опыт дает нежданные наблюдения. Те же аккорды на разном расстоянии воспринимаются иначе, значит, существует нечто, вторгающееся и изменяющее качество звука. Если даже в таком обычном восприятии могут быть изменения, то как много воздействий происходит при восприятиях тонких. Люди о них даже не помышляют.

Надземное, 341 Урусвати знает, что гармония жизни утончает чувства человека. Так нужно установить лишь гармонию и при ней все утончится и возвысится. Не малое условие гармония! Люди будут искать ее во внешних проявлениях, но упустят сущность вещей. Дикарь живет в лучшем окружении природы, но он далек от гармонии. Горожанин подавлен житейскою суетою и не может думать о гармонии. Даже чуткий философ задавлен заботою о заработке. Так самое основное положение является забытым. Люди не понимают, что путь к гармонии заключается в искусстве мышления. Много размышлений нужно, чтобы почуять благо гармонии. Именно лишь искусство мышления может утончить чувства. Но как обрести такое искусство? Можно убеждаться, что иногда неграмотный человек обладает им, тогда как очень начитанный не может даже представить себе в чем заключается такое искусство. Как рассказать человеку об искусстве мышления? Многие примут такой совет, как неудачный афоризм. Как сказать им, что Наше миросозерцание основано на мышлении о Беспредельности? При таком задании земные меры покажутся не важными, и легко управить ими. Нужно не страшиться понятия гармонии, оно применимо ко всем формам жизни. Каждый человек может вызвать в себе ощущение гармонии. Можно называть это состояние разными именами, но человек должен понять, что ему суждено рано или поздно продвинуться к ощущению гармонии, основанному на искусстве мышления. Мыслитель наставлял, чтобы ученики его чувствовали себя художниками, — они могут творить новые виды гармонии.

Грани Агни Йоги

1963 г. 412. (Авг. 30). Все чувства земные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус – восходят до Мира Огненного. Есть еще чувство шестое, но о нем после. Все проводники, или тела: физическое, астральное, ментальное и огненное – обладают этими чувствами. Утончающиеся и претворенные по степени и в соответствии с материей этих тел, чувства обладают свойством беспредельного их развития и расширения. Всевидение, всеслышание, всеобоняние, всеосязание и так далее – это та высота, до которой в той или иной мере могут они дойти в своем развитии по пути человеческого духа в Беспредельность. Никто из самых высоких Адептов не станет утверждать, что он достиг этой ступени всевидения или всеслышания или всеразвития какого-либо из этих чувств, ибо предела не существует. Жители Тонкого Мира и видят и слышат, но не земными глазами и не земными ушами. Так же видят и слышат и воспринимают всеми прочими чувствами и в Мире Огненном. Органом чувств высших является сердце, которое может не только видеть и слышать, но и знать непосредственно. Это свойство утонченного сердца называется чувствознанием. По степени утонченности всех тел человека развиты и их чувства. Можно быть слепым в Мире Незримом – все зависит от состояния и подготовленности духа. Изощренность земных чувств обостряет и тонкие. Музыкант слышит в Мире Надземном больше, чем человек обычный, а художник видит больше. Видимость, слышимость и уявления всех прочих чувств – по сознанию. Очень многое зависит от степени оформленности высших проводников. Человек, огненное тело которого не оформлено, в Огненном Мире не может ни видеть, ни слышать. Кроме того, ясность чувств зависит от ясности сознания, а ясность сознания – от ясности мысли. Границы сознания ставятся мыслью. Ошибочно думать, что в Мире Надземном, подобно земному, сознанием обладают все пришедшие туда. Степени сознательности разны, и многие спят, так как сознание зависит еще и от того положения, в котором в данный момент находится перешедший. И только Адепт, достигший ступени непрерываемого сознания, бодрствует всеми своими чувствами. Бессмертие духа каждого человека совсем еще не обозначает сохранения сознания. Хотя дух и не умирает, но сознание спит. Как и сколько времени – зависит от человека. Общего правила нет. При попытках передать словами сущность трансцендентального состояния необходимо учитывать всю относительность этого состояния и невозможность выразить все многообразие психической жизни людей, ушедших из плотного мира.

1972 г. 212. (Гуру). Зрение, слух, обоняние, осязание и вкус есть способности, заработанные духом на протяжении очень длительного времени его эволюции и воплощений в плотные формы. Потому каждое чувство ценно необычайно и требует заботливого к себе отношения. За здоровое состояние каждого приходится бороться, если ему угрожает заболевание. Правда, все чувства имеют свои астральные двойники, но последние действуют на плане надземном. Обычный человек разрушает чувства свои условиями своей жизни: пищей тяжелой, воздухом отравленным, алкоголем, никотином и так далее. Йога приводит к укреплению тела и поддержанию остроты всех чувств. Забота о здоровье тела является обязательной для йога. Чистая пища, вода и воздух – условия, без которых здоровье поддерживать невозможно.

См. также

Любовь, Любовь торжественная, Обоняние

Личные инструменты
Дополнительно