01.02.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Елена Рерих||01.02.35|ПРАМЕБ, 1992||}}<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;"><span style='mso-no-proof:yes'>01.02.35</span></p>
+
{{LetterInfo|Елена Рерих||01.02.35|ПРАМЕБ, 1992||}}<p style="text-align: right; font-weight: bold;">01.02.35</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>...Так Вы пишете, что в «Чаше
+
<p>...Так Вы пишете, что в «Чаше
Востока» Вы нашли полное отрицание Бога не только личного, но и безличного. Это
Востока» Вы нашли полное отрицание Бога не только личного, но и безличного. Это
утверждение не совсем справедливо. Ибо нигде, ни в Учении, ни в Письмах Великих
утверждение не совсем справедливо. Ибо нигде, ни в Учении, ни в Письмах Великих
Строка 13: Строка 13:
4, ст. 12). Много указаний в Библии на «Бога Неведомого» и на огненную природу
4, ст. 12). Много указаний в Библии на «Бога Неведомого» и на огненную природу
этого Бога. Так во Второзаконии (гл. 4, ст. 24) Моисей говорит: «Бог есть Огонь
этого Бога. Так во Второзаконии (гл. 4, ст. 24) Моисей говорит: «Бог есть Огонь
-
поядающий».</span></p>
+
поядающий».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Очень советую Вам прочесть
+
<p>Очень советую Вам прочесть
труды великого Оригена, этого Светоча истинного Учения Христова. Между прочим,
труды великого Оригена, этого Светоча истинного Учения Христова. Между прочим,
западная церковь принялась за изучение его трудов, ибо наиболее просвещенные
западная церковь принялась за изучение его трудов, ибо наиболее просвещенные
Строка 29: Строка 29:
яснее утвердить понятие Бога как чистейшего однородного Принципа или Начала
яснее утвердить понятие Бога как чистейшего однородного Принципа или Начала
всего, нежели это выражено в словах великого греческого философа и отца
всего, нежели это выражено в словах великого греческого философа и отца
-
христианской церкви?</span></p>
+
христианской церкви?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также разве не сказано, что
+
<p>Также разве не сказано, что
Бог вездесущ, всеведущ и всемогущ и что «все в Нем движется и дышит и имеет
Бог вездесущ, всеведущ и всемогущ и что «все в Нем движется и дышит и имеет
Бытие»? Все это имеется в Библии. Потому, если мы отбросим мертвую букву
Бытие»? Все это имеется в Библии. Потому, если мы отбросим мертвую букву
Строка 39: Строка 39:
основу мироздания величественную, вечно непознаваемую Причину всего сущего и
основу мироздания величественную, вечно непознаваемую Причину всего сущего и
поклонялись этому Единому Божественному Началу под разными наименованиями,
поклонялись этому Единому Божественному Началу под разными наименованиями,
-
соответствующими каждому народу, каждой стране.</span></p>
+
соответствующими каждому народу, каждой стране.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Христианский мир для Высшего
+
<p>Христианский мир для Высшего
Понятия избрал слово Бог, потому зачем искать новое определительное для этого
Понятия избрал слово Бог, потому зачем искать новое определительное для этого
Величественного Понятия? Ведь с этим словом христианский мир веками связывал
Величественного Понятия? Ведь с этим словом христианский мир веками связывал
Строка 50: Строка 50:
Непостижимое и Незримое, духовно пребывает в нас и вокруг нас. Потому и Бог
Непостижимое и Незримое, духовно пребывает в нас и вокруг нас. Потому и Бог
Махатм есть Бог Космический, вернее, сам Космос во всей его Видимости и
Махатм есть Бог Космический, вернее, сам Космос во всей его Видимости и
-
Невидимости. Именно, «все в Нем движется и дышит и имеет Бытие».</span></p>
+
Невидимости. Именно, «все в Нем движется и дышит и имеет Бытие».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также и в «Агни Йоге»
+
<p>Также и в «Агни Йоге»
сказано: «Люди не понимают, что означает Бог и Бодхисатва». Истинно, они не
сказано: «Люди не понимают, что означает Бог и Бодхисатва». Истинно, они не
понимают, и мы можем сказать словами великого Оригена: «Наш ум своими силами не
понимают, и мы можем сказать словами великого Оригена: «Наш ум своими силами не
Строка 60: Строка 60:
истинно справедливом Начале, дающем каждой искре, исшедшей от Него, все
истинно справедливом Начале, дающем каждой искре, исшедшей от Него, все
свойства Свои, предоставляя ей следовать свободному выбору в применении их на
свойства Свои, предоставляя ей следовать свободному выбору в применении их на
-
строительство или разрушение.</span></p>
+
строительство или разрушение.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Не забудем также, что все
+
<p>Не забудем также, что все
древние религии, без исключения, делились на эзотерическую для избранных и на
древние религии, без исключения, делились на эзотерическую для избранных и на
экзотерическую для народа. Именно, много осложнилось в нашей христианской
экзотерическую для народа. Именно, много осложнилось в нашей христианской
религии из-за того, что священнослужители утратили, вернее, отвергли ключ к
религии из-за того, что священнослужители утратили, вернее, отвергли ключ к
пониманию Учения Христа, полного эзотеризма, о чем в Евангелии имеются
пониманию Учения Христа, полного эзотеризма, о чем в Евангелии имеются
-
неоднократные подтверждения в словах самого Христа.</span></p>
+
неоднократные подтверждения в словах самого Христа.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Возвращаясь к термину
+
<p>Возвращаясь к термину
«безличный» Бог, должна добавить, что, вкладывая в понятие Бога то понимание,
«безличный» Бог, должна добавить, что, вкладывая в понятие Бога то понимание,
которое связано с представлением этого понятия в умах масс, определение такого
которое связано с представлением этого понятия в умах масс, определение такого
Строка 79: Строка 79:
Потому лишь представление Бога как Божественного, Неизменного, Непреложного,
Потому лишь представление Бога как Божественного, Неизменного, Непреложного,
Вездесущего и Беспредельного и Непознаваемого Принципа может, действительно,
Вездесущего и Беспредельного и Непознаваемого Принципа может, действительно,
-
ответить всем запросам и пояснить многие недоразумения.</span></p>
+
ответить всем запросам и пояснить многие недоразумения.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Задумайтесь, насколько
+
<p>Задумайтесь, насколько
понятие Бога разнится в представлении сознаний, стоящих на разных ступенях
понятие Бога разнится в представлении сознаний, стоящих на разных ступенях
человеческой эволюции. Оно растет и ширится по мере роста сознания, но люди
человеческой эволюции. Оно растет и ширится по мере роста сознания, но люди
Строка 88: Строка 88:
Бхагават Гите – «Я та нить, на которую нанизаны все эти идеи, из которых каждая
Бхагават Гите – «Я та нить, на которую нанизаны все эти идеи, из которых каждая
подобна жемчужине». Истинно, можно сказать, сколько сознаний, столько и
подобна жемчужине». Истинно, можно сказать, сколько сознаний, столько и
-
представлений о Боге.</span></p>
+
представлений о Боге.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Ведь если допустить
+
<p>Ведь если допустить
существование Всемогущего, Вездесущего, Вселюбящего, Всемилосердного и
существование Всемогущего, Вездесущего, Вселюбящего, Всемилосердного и
Всеведущего Бога в Облике Существа, то мы должны запросить Его – почему
Всеведущего Бога в Облике Существа, то мы должны запросить Его – почему
Строка 99: Строка 99:
несчастен человек, довольствующийся лишь материальными благами, то еще
несчастен человек, довольствующийся лишь материальными благами, то еще
несчастнее судьба человека, осмеливающегося выступать и требовать
несчастнее судьба человека, осмеливающегося выступать и требовать
-
справедливости и чего-то высшего, нежели животные материальные наслаждения.</span></p>
+
справедливости и чего-то высшего, нежели животные материальные наслаждения.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Разве не видит Всевидящий
+
<p>Разве не видит Всевидящий
Бог, как погибают миллиарды его созданий в образе людей и прочих тварей? Можем
Бог, как погибают миллиарды его созданий в образе людей и прочих тварей? Можем
ли мы вздохнуть или сделать шаг, чтобы не уничтожить тысячи малейших жизней?
ли мы вздохнуть или сделать шаг, чтобы не уничтожить тысячи малейших жизней?
Строка 112: Строка 112:
нескольких сознаний, оказавшихся победителями в этой жестокой и
нескольких сознаний, оказавшихся победителями в этой жестокой и
непрекращающейся борьбе, Бог захотел видеть неисчислимые страдания биллионов
непрекращающейся борьбе, Бог захотел видеть неисчислимые страдания биллионов
-
людей на протяжении нескончаемых веков?</span></p>
+
людей на протяжении нескончаемых веков?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Почему такая несправедливость
+
<p>Почему такая несправедливость
в условиях рождения, налагающих свою печать на всю последующую жизнь нашу? Где
в условиях рождения, налагающих свою печать на всю последующую жизнь нашу? Где
же Всемилосердие, Всеведение и Всемогущество? Разве не мог Бог, в силу этих
же Всемилосердие, Всеведение и Всемогущество? Разве не мог Бог, в силу этих
Строка 127: Строка 127:
было объединение всей Вселенной». </i>Ибо Абсолют этот вмещает в себе все
было объединение всей Вселенной». </i>Ибо Абсолют этот вмещает в себе все
конечное и бесконечное, все проявленное и непроявленное, и дальше этого
конечное и бесконечное, все проявленное и непроявленное, и дальше этого
-
всеобъединяющего Понятия ум человеческий подняться не может.</span></p>
+
всеобъединяющего Понятия ум человеческий подняться не может.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Потому все величайшие Учителя
+
<p>Потому все величайшие Учителя
человечества никогда не поощряли прений о Непознаваемой Причине. Она принималась
человечества никогда не поощряли прений о Непознаваемой Причине. Она принималась
как Величайшая Тайна, навсегда непостижимая. Ибо если мы начнем ограничивать
как Величайшая Тайна, навсегда непостижимая. Ибо если мы начнем ограничивать
Строка 139: Строка 139:
Единого Целого заключает в себе потенциал всех свойств этого Целого, то мы
Единого Целого заключает в себе потенциал всех свойств этого Целого, то мы
можем постепенно раскрывать в себе этот потенциал на протяжении бесчисленных
можем постепенно раскрывать в себе этот потенциал на протяжении бесчисленных
-
воплощений и тысячелетий, уходящих в Беспредельность.</span></p>
+
воплощений и тысячелетий, уходящих в Беспредельность.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Веды говорят: «Он – Сущность
+
<p>Веды говорят: «Он – Сущность
твоей Души. Он – Истина; Он – Я; Ты – Тот». Просмотрев все понятия о Боге, не
твоей Души. Он – Истина; Он – Я; Ты – Тот». Просмотрев все понятия о Боге, не
скажем ли мы, что Проявленным Богом может быть лишь само человечество. Но в
скажем ли мы, что Проявленным Богом может быть лишь само человечество. Но в
-
своей настоящей стадии оно ближе к тени Бога, к облику Сатаны.</span></p>
+
своей настоящей стадии оно ближе к тени Бога, к облику Сатаны.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также Вы, вероятно, укажете
+
<p>Также Вы, вероятно, укажете
мне, что Махатмы в «Чаше Востока» утверждают, что Они верят лишь в материю. Но
мне, что Махатмы в «Чаше Востока» утверждают, что Они верят лишь в материю. Но
во всех древних эзотерических учениях Востока Материя и Дух – едины, ибо одно
во всех древних эзотерических учениях Востока Материя и Дух – едины, ибо одно
Строка 158: Строка 158:
тончайшей материи в движении. На всех планах, во всех действиях и мышлении мы
тончайшей материи в движении. На всех планах, во всех действиях и мышлении мы
отделиться не можем от материи. Мы обращаемся к высшим или грубейшим видам той
отделиться не можем от материи. Мы обращаемся к высшим или грубейшим видам той
-
же материи.</span></p>
+
же материи.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>В «Агни Пуране» говорится «о
+
<p>В «Агни Пуране» говорится «о
Субъективном Элементе (Боге), находящемся в потенциальном состоянии в недрах
Субъективном Элементе (Боге), находящемся в потенциальном состоянии в недрах
Космической Природы, так же, как огонь, сокрытый в куске сухого дерева, и так
Космической Природы, так же, как огонь, сокрытый в куске сухого дерева, и так
Строка 170: Строка 170:
Электричество), содержащая в себе все эмбрионы и основные свойства всех веществ
Электричество), содержащая в себе все эмбрионы и основные свойства всех веществ
и Материи, которые должны последовательно развиться из этого сочетания
и Материи, которые должны последовательно развиться из этого сочетания
-
Космической Природы и ее супруга Пумана (Духа, Субъективного Элемента, Бога)».</span></p>
+
Космической Природы и ее супруга Пумана (Духа, Субъективного Элемента, Бога)».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Современная наука быстрыми
+
<p>Современная наука быстрыми
шагами идет навстречу всем великим Истинам, изложенным в восточной философии и
шагами идет навстречу всем великим Истинам, изложенным в восточной философии и
религиях, и скоро, очень скоро они встретятся и протянут друг другу руку. Будем
религиях, и скоро, очень скоро они встретятся и протянут друг другу руку. Будем
Строка 180: Строка 180:
Начала. Также передовые умы начинают отдавать должное силе мысли и даже запечатлевать
Начала. Также передовые умы начинают отдавать должное силе мысли и даже запечатлевать
и измерять ее физически, так духовное сливается с материальным. И как может
и измерять ее физически, так духовное сливается с материальным. И как может
-
быть иначе, когда Материя есть лишь качество Духа!</span></p>
+
быть иначе, когда Материя есть лишь качество Духа!</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Далее Вы пишете о Космическом
+
<p>Далее Вы пишете о Космическом
Разуме. Именно весь «Суммум Бонум» разума, находящегося в свернутом, или
Разуме. Именно весь «Суммум Бонум» разума, находящегося в свернутом, или
инволюированном, состоянии в Непроявленной Вселенной, мы можем назвать Богом.
инволюированном, состоянии в Непроявленной Вселенной, мы можем назвать Богом.
Строка 193: Строка 193:
сознания и эволюционное направление, ибо без этого водительства человеческая
сознания и эволюционное направление, ибо без этого водительства человеческая
эволюция не только задержалась бы на миллионы миллионов лет, но явила бы не раз
эволюция не только задержалась бы на миллионы миллионов лет, но явила бы не раз
-
полное крушение.</span></p>
+
полное крушение.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Мне приходилось уже писать
+
<p>Мне приходилось уже писать
моим корреспондентам, так же как и Вы, возмущавшимся утверждениями в книге
моим корреспондентам, так же как и Вы, возмущавшимся утверждениями в книге
«Чаша Востока», потому приведу Вам отрывки из одного моего письма, заключающего
«Чаша Востока», потому приведу Вам отрывки из одного моего письма, заключающего
-
и страницы еще неизданного Учения.</span></p>
+
и страницы еще неизданного Учения.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Будем помнить, что сознание
+
<p>«Будем помнить, что сознание
масс всегда требует Личности для почитания и творит Образ Высший по подобию
масс всегда требует Личности для почитания и творит Образ Высший по подобию
своему, тогда как высшие сознания стремятся во всех проявлениях к Принципу».
своему, тогда как высшие сознания стремятся во всех проявлениях к Принципу».
-
Так привожу Вам параграфы из третьей части «Мира Огненного»:</span></p>
+
Так привожу Вам параграфы из третьей части «Мира Огненного»:</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>«Человечество придает
+
<p>«Человечество придает
значение лишь тем понятиям, которые укладываются в сознание посредственности,
значение лишь тем понятиям, которые укладываются в сознание посредственности,
ибо оно облекает в своем сознании каждую форму соответственно. Почему же не
ибо оно облекает в своем сознании каждую форму соответственно. Почему же не
Строка 214: Строка 214:
Высшее, но подымать. Потому первым условием будет – творить Образ Божий по
Высшее, но подымать. Потому первым условием будет – творить Образ Божий по
Божественному. Когда человеческое сознание перестанет изображать Божественность
Божественному. Когда человеческое сознание перестанет изображать Божественность
-
по-человечески, тогда достижения духа будут огненными».</span></p>
+
по-человечески, тогда достижения духа будут огненными».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Еще: «Именно, самое высокое
+
<p>Еще: «Именно, самое высокое
стремится к Огненному Принципу, тогда как сознание низшее творит Образ Высший
стремится к Огненному Принципу, тогда как сознание низшее творит Образ Высший
по подобию своему. Вместимость малого сознания будет соответствовать созданному
по подобию своему. Вместимость малого сознания будет соответствовать созданному
Строка 228: Строка 228:
Огненного. Это животворящее Начало строит жизнь на Фохате. Так запомним, что
Огненного. Это животворящее Начало строит жизнь на Фохате. Так запомним, что
лишь малое сознание отрицает, но дух огненный всеобъемлет. На пути к Миру
лишь малое сознание отрицает, но дух огненный всеобъемлет. На пути к Миру
-
Огненному запомним о Великом Принципе».</span></p>
+
Огненному запомним о Великом Принципе».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так люди служат Богу своего
+
<p>Так люди служат Богу своего
отображения и почитают его своими пороками. Но Махатмы служат Божественному
отображения и почитают его своими пороками. Но Махатмы служат Божественному
Неизреченному Началу и почитают Его чистотою своей жизни и самоотверженными
Неизреченному Началу и почитают Его чистотою своей жизни и самоотверженными
подвигами во благо всего мира. Потому в неведении нашем не будем обвинять в
подвигами во благо всего мира. Потому в неведении нашем не будем обвинять в
атеизме Тех, кто духовно так неизмеримо высок, чья Сущность, сублимированная
атеизме Тех, кто духовно так неизмеримо высок, чья Сущность, сублимированная
-
чистым огнем, есть, истинно, Божественное проявление.</span></p>
+
чистым огнем, есть, истинно, Божественное проявление.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Все великие умы всегда
+
<p>Все великие умы всегда
придерживались высокой безличной идеи, но нет особого вреда, если степень
придерживались высокой безличной идеи, но нет особого вреда, если степень
восходящего сознания нуждается в представлении Бога как Личного Существа. Лишь
восходящего сознания нуждается в представлении Бога как Личного Существа. Лишь
Строка 244: Строка 244:
Высшего Иерарха на Лестнице Иакова своим Богом. Истинно, Стоящий во главе Цепи
Высшего Иерарха на Лестнице Иакова своим Богом. Истинно, Стоящий во главе Цепи
Иерархии нашего мира в Мощи своей не только может быть, но и есть проявленный
Иерархии нашего мира в Мощи своей не только может быть, но и есть проявленный
-
для нас Бог.</span></p>
+
для нас Бог.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вспомним и прекрасные строки
+
<p>Вспомним и прекрасные строки
из бессмертной Бхагават Гиты: «Человечество приходит ко Мне разными путями, но
из бессмертной Бхагават Гиты: «Человечество приходит ко Мне разными путями, но
каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я приветствую его».
каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я приветствую его».
Строка 252: Строка 252:
высшего устремления. Многие твердят формулу, ставшую аксиомой, – Макрокосм и
высшего устремления. Многие твердят формулу, ставшую аксиомой, – Макрокосм и
микрокосм тождественны, но как ничтожно число понимающих все глубокое значение
микрокосм тождественны, но как ничтожно число понимающих все глубокое значение
-
ее!</span></p>
+
ее!</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Итак, слова Учения,
+
<p>Итак, слова Учения,
приводимые Вами, – «Без Бога нет пути», вполне точны. Ибо Бог есть
приводимые Вами, – «Без Бога нет пути», вполне точны. Ибо Бог есть
первопричина, духовная основа всей жизни, и, отрицая эту высшую Мощь в нас, мы,
первопричина, духовная основа всей жизни, и, отрицая эту высшую Мощь в нас, мы,
истинно, произносим хулу на Духа Святого; утрачивая путь и связь с Высшим,
истинно, произносим хулу на Духа Святого; утрачивая путь и связь с Высшим,
ведущим Началом, ввергаемся в бездну хаоса, служа отбросом для космической
ведущим Началом, ввергаемся в бездну хаоса, служа отбросом для космической
-
переработки.</span></p>
+
переработки.</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-bottom:10.0pt;text-align:center;
+
<p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;">__________</p>
-
text-indent:0cm;page-break-after:avoid'><span style='mso-no-proof:yes'>__________</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>...Возвращаясь к Вашим
+
<p>...Возвращаясь к Вашим
вопросам, должна сказать, что ошибки в переводе нет, но есть просто неполное
вопросам, должна сказать, что ошибки в переводе нет, но есть просто неполное
изложение. Во-первых, потому, что письма эти предназначались разным людям на
изложение. Во-первых, потому, что письма эти предназначались разным людям на
разных ступенях сознания, во-вторых, в большинстве случаев, они являлись
разных ступенях сознания, во-вторых, в большинстве случаев, они являлись
-
ответами на вопросы, но не исчерпывающими трактатами.</span></p>
+
ответами на вопросы, но не исчерпывающими трактатами.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также, конечно, упомянутая
+
<p>Также, конечно, упомянутая
Вами книга никакого особого испытания не имеет в виду. Но можно утверждать, что
Вами книга никакого особого испытания не имеет в виду. Но можно утверждать, что
любая книга может быть испытанием уровня сознания читателя. Потому так полезно,
любая книга может быть испытанием уровня сознания читателя. Потому так полезно,
по прошествии трех или больше лет, перечесть уже прочитанные книги и убедиться,
по прошествии трех или больше лет, перечесть уже прочитанные книги и убедиться,
-
насколько изменилось с тех пор наше сознание и наше понимание их.</span></p>
+
насколько изменилось с тех пор наше сознание и наше понимание их.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Принятая вами аналогия для
+
<p>Принятая вами аналогия для
разрешения вопроса о Боге неплоха. Но я добавила бы: именно, комплекс,
разрешения вопроса о Боге неплоха. Но я добавила бы: именно, комплекс,
руководящий всем организмом, будет являть собою Иерархию Сил проявленных, но
руководящий всем организмом, будет являть собою Иерархию Сил проявленных, но
неизреченным Началом в нем будет тот высший огненный Принцип, который дает
неизреченным Началом в нем будет тот высший огненный Принцип, который дает
жизнь и основу всем проявлениям и объединяет весь комплекс со всем зримым и
жизнь и основу всем проявлениям и объединяет весь комплекс со всем зримым и
-
незримым Космосом.</span></p>
+
незримым Космосом.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Итак, не горюйте об утрате
+
<p>Итак, не горюйте об утрате
антропоморфического Бога. Вместо Одного, Недосягаемого и Непознаваемого Образа,
антропоморфического Бога. Вместо Одного, Недосягаемого и Непознаваемого Образа,
ибо «Бога никто никогда не видел», перед Вами встает грандиозная Цепь Иерархии
ибо «Бога никто никогда не видел», перед Вами встает грандиозная Цепь Иерархии
Строка 304: Строка 303:
Иерарх Света есть Отображение Бога на Земле. В радости служения великому благу
Иерарх Света есть Отображение Бога на Земле. В радости служения великому благу
и эволюции человечества отдадим все наши помыслы и устремления сердца
и эволюции человечества отдадим все наши помыслы и устремления сердца
-
избранному нами Иерарху.</span></p>
+
избранному нами Иерарху.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>В утешение скажу, что тот же
+
<p>В утешение скажу, что тот же
Восток утверждает – что «не поклоняются Богу как человеку два рода людей:
Восток утверждает – что «не поклоняются Богу как человеку два рода людей:
человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная душа, поднявшаяся
человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная душа, поднявшаяся
Строка 316: Строка 315:
Потенциала Познания. Уподобимся же им в этом благородном качестве почитания и
Потенциала Познания. Уподобимся же им в этом благородном качестве почитания и
преданности и, найдя своего Гуру, принесем Ему свое пылающее благоговение и
преданности и, найдя своего Гуру, принесем Ему свое пылающее благоговение и
-
преданность сердца.</span></p>
+
преданность сердца.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Закончу словами Учения:
+
<p>Закончу словами Учения:
«Величие Космоса так мало осознано! В лучшем случае, люди говорят о теплоте
«Величие Космоса так мало осознано! В лучшем случае, люди говорят о теплоте
-
Солнца, но ведь солнечная система в Космосе как атом в Солнце!»</span></p>
+
Солнца, но ведь солнечная система в Космосе как атом в Солнце!»</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Когда наука с каждым днем
+
<p>Когда наука с каждым днем
открывает биллионы миров и целых систем, превосходящих размерами нашу солнечную
открывает биллионы миров и целых систем, превосходящих размерами нашу солнечную
систему и уже за пределами Млечного Пути, то можно ли вместить это Необъятное
систему и уже за пределами Млечного Пути, то можно ли вместить это Необъятное
Величие в какие-либо пределы? Задумайтесь над принципом Беспредельности и
Величие в какие-либо пределы? Задумайтесь над принципом Беспредельности и
-
Необъятности...</span></p>
+
Необъятности...</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вы правы, что тонкость
+
<p>Вы правы, что тонкость
-
восточного метафизического представления трудно усваивается западными умами.</span></p>
+
восточного метафизического представления трудно усваивается западными умами.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Итак, Восток знает или верит
+
<p>Итак, Восток знает или верит
в Божественный Принцип, Неизреченный и Вечнопостигаемый (что равносильно
в Божественный Принцип, Неизреченный и Вечнопостигаемый (что равносильно
Непостижимому), в Единый Элемент, вечнораскрывающийся в видимую и невидимую
Непостижимому), в Единый Элемент, вечнораскрывающийся в видимую и невидимую
Строка 338: Строка 337:
есть лишь его дифференциация или КАЧЕСТВО. Чистый Дух может проявляться или
есть лишь его дифференциация или КАЧЕСТВО. Чистый Дух может проявляться или
постигаться лишь через покров Материи, потому и говорится, что вне МАТЕРИИ
постигаться лишь через покров Материи, потому и говорится, что вне МАТЕРИИ
-
чистый Дух – НИЧТО.</span></p>
+
чистый Дух – НИЧТО.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Тайна дифференциации и
+
<p>Тайна дифференциации и
-
слияния воедино есть величайшая МИСТЕРИЯ и КРАСОТА БЫТИЯ.</span></p>
+
слияния воедино есть величайшая МИСТЕРИЯ и КРАСОТА БЫТИЯ.</p>
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
{{LetterPostEdit|16.01.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1|Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1, Оглавление|28.02.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1}}
{{LetterPostEdit|16.01.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1|Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1, Оглавление|28.02.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1}}

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Дата : 01.02.35
  • Издание: ПРАМЕБ, 1992

01.02.35

...Так Вы пишете, что в «Чаше Востока» Вы нашли полное отрицание Бога не только личного, но и безличного. Это утверждение не совсем справедливо. Ибо нигде, ни в Учении, ни в Письмах Великих Учителей, Вы не найдете отрицания безличного Бога. Возможно, что это недоразумение возникло просто из-за неправильного наименования. Ибо, что есть этот безличный Бог? Не является ли Он тем божественным, неизменным и беспредельным Принципом или Непознаваемой Причиной всего Сущего, который словами апостолов Иоанна и Павла и в трудах первых великих отцов христианства определен как «Бог Невидимый и Непознаваемый». Не читаем ли мы в Евангелии от Иоанна (гл. 1, ст. 18): «Бога не видел никто, никогда», и те же самые слова, повторенные в Послании его (гл. 4, ст. 12). Много указаний в Библии на «Бога Неведомого» и на огненную природу этого Бога. Так во Второзаконии (гл. 4, ст. 24) Моисей говорит: «Бог есть Огонь поядающий».

Очень советую Вам прочесть труды великого Оригена, этого Светоча истинного Учения Христова. Между прочим, западная церковь принялась за изучение его трудов, ибо наиболее просвещенные церковники поняли, что они зашли в тупик со своими мертвящими догмами, и не удержать им своего влияния под напором нового сознания широких масс, требующего, прежде всего, логичности и жизненности законов. Так Ориген в своем труде «О Началах» утверждает: «Итак, Бога нельзя считать каким-либо телом или пребывающим в теле, но Он есть простая Духовная Природа, не допускающая в себе никакой сложности. Он есть Ум и в то же время Источник, от которого получает начало всякая разумная природа и ум. Бога, который служит началом всего, не должно считать сложным, иначе окажется, что элементы, из которых слагается все то, что называется сложным, существовали раньше самого Начала». Разве возможно яснее утвердить понятие Бога как чистейшего однородного Принципа или Начала всего, нежели это выражено в словах великого греческого философа и отца христианской церкви?

Также разве не сказано, что Бог вездесущ, всеведущ и всемогущ и что «все в Нем движется и дышит и имеет Бытие»? Все это имеется в Библии. Потому, если мы отбросим мертвую букву Писаний, часто искаженных неверным переводом, и предвзятость суждений, сложенную рабством мысли, на протяжении веков находящейся в тисках христианских догм, то мы увидим, насколько все религии, все учения древности, полагали в основу мироздания величественную, вечно непознаваемую Причину всего сущего и поклонялись этому Единому Божественному Началу под разными наименованиями, соответствующими каждому народу, каждой стране.

Христианский мир для Высшего Понятия избрал слово Бог, потому зачем искать новое определительное для этого Величественного Понятия? Ведь с этим словом христианский мир веками связывал все самое Высокое, все самое Прекрасное, доступное его сознанию, потому и в книгах Учения этот Непознаваемый и Беспредельный Принцип или Начало часто обозначается словом Бог. Ведь сказано: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе». Еще сказано: «Отец Мой и Отец Ваш». Именно, это Божественное Начало, Непостижимое и Незримое, духовно пребывает в нас и вокруг нас. Потому и Бог Махатм есть Бог Космический, вернее, сам Космос во всей его Видимости и Невидимости. Именно, «все в Нем движется и дышит и имеет Бытие».

Также и в «Агни Йоге» сказано: «Люди не понимают, что означает Бог и Бодхисатва». Истинно, они не понимают, и мы можем сказать словами великого Оригена: «Наш ум своими силами не может постичь самого Бога, но познает Отца всех тварей из красот дел и великолепия Вселенной». Лучше сказать нельзя. Да, величественно было представление великих умов древности об этом Непостижимом Начале всех вещей, этом Вселенском Законе, истинно справедливом Начале, дающем каждой искре, исшедшей от Него, все свойства Свои, предоставляя ей следовать свободному выбору в применении их на строительство или разрушение.

Не забудем также, что все древние религии, без исключения, делились на эзотерическую для избранных и на экзотерическую для народа. Именно, много осложнилось в нашей христианской религии из-за того, что священнослужители утратили, вернее, отвергли ключ к пониманию Учения Христа, полного эзотеризма, о чем в Евангелии имеются неоднократные подтверждения в словах самого Христа.

Возвращаясь к термину «безличный» Бог, должна добавить, что, вкладывая в понятие Бога то понимание, которое связано с представлением этого понятия в умах масс, определение такого Бога как безличного будет, попросту говоря, чудовищной нелепостью, полною непродуманностью. Потому, лишь принимая Бога за Непостижимое Начало, за Единый Закон всякого существования, мы можем говорить о Его безличии. Также если сказано, что Бог Беспределен, то возможно ли, чтобы нечто беспредельное имело форму или облик? Как Бог, будучи беспредельным, может стать предельным и конечным? Потому лишь представление Бога как Божественного, Неизменного, Непреложного, Вездесущего и Беспредельного и Непознаваемого Принципа может, действительно, ответить всем запросам и пояснить многие недоразумения.

Задумайтесь, насколько понятие Бога разнится в представлении сознаний, стоящих на разных ступенях человеческой эволюции. Оно растет и ширится по мере роста сознания, но люди обычно упускают из виду эволюцию этого Понятия. Ибо косное большинство всегда плетется в хвосте и следует раз установленным догмам. Как прекрасно изречение в Бхагават Гите – «Я та нить, на которую нанизаны все эти идеи, из которых каждая подобна жемчужине». Истинно, можно сказать, сколько сознаний, столько и представлений о Боге.

Ведь если допустить существование Всемогущего, Вездесущего, Вселюбящего, Всемилосердного и Всеведущего Бога в Облике Существа, то мы должны запросить Его – почему Всемогущий и Вселюбящий Правитель всей Вселенной допускает столько вопиющей жестокости и несправедливости? Почему вся Природа существует пожиранием друг друга? Ведь никто не станет отрицать, что мир, как он сейчас, отвратителен, именно, и есть самый настоящий Ад! Не будем скрывать от себя, что если несчастен человек, довольствующийся лишь материальными благами, то еще несчастнее судьба человека, осмеливающегося выступать и требовать справедливости и чего-то высшего, нежели животные материальные наслаждения.

Разве не видит Всевидящий Бог, как погибают миллиарды его созданий в образе людей и прочих тварей? Можем ли мы вздохнуть или сделать шаг, чтобы не уничтожить тысячи малейших жизней? Каждый момент нашей жизни, каждое дыхание наше несет смерть миллионам. Почему должны они умирать? Почему нужна их смерть? Несомненно, найдутся люди, которые станут уверять, что все это создано Богом для нашего испытания и что зло ведет к добру, но подобные детские уверения, конечно, не могут удовлетворить ни одного мыслящего человека, ибо мы видим, как зло заразительно, и если бы не отдельные высшие сознания, то давно волна зла затопила бы мир. Неужели ради этих нескольких сознаний, оказавшихся победителями в этой жестокой и непрекращающейся борьбе, Бог захотел видеть неисчислимые страдания биллионов людей на протяжении нескончаемых веков?

Почему такая несправедливость в условиях рождения, налагающих свою печать на всю последующую жизнь нашу? Где же Всемилосердие, Всеведение и Всемогущество? Разве не мог Бог, в силу этих своих свойств, создать более высокую и совершенную Природу? Зачем понадобилось Ему созерцание этого неустанного самоистребления и выживания наиболее приспособленного и сильного? Нет, невозможно примирить существующее положение вещей с Провидением Всемилосердного, Всеведущего и Всемогущего Бога, преподанного нам церковью. Потому нужно очень просмотреть все понятия о Боге. Потому пора обратиться к Учениям Востока и Умам, их давшим, и признать в них наших Учителей. Именно, Восток, от «Монотеистического Бога, Правителя всей Вселенной, пришел к высшим идеям о Божестве, и в Непостигаемом Абсолюте найдено было объединение всей Вселенной». Ибо Абсолют этот вмещает в себе все конечное и бесконечное, все проявленное и непроявленное, и дальше этого всеобъединяющего Понятия ум человеческий подняться не может.

Потому все величайшие Учителя человечества никогда не поощряли прений о Непознаваемой Причине. Она принималась как Величайшая Тайна, навсегда непостижимая. Ибо если мы начнем ограничивать Абсолют нашими представлениями, он перестанет быть Абсолютом и станет ограниченным. Потому Абсолют непостижим. Ведь Абсолют вмещает и понятие Беспредельности. Но кто задумывается над этим грандиозным и страшным понятием Беспредельности? Потому мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления этого Абсолюта. Но так как все мы частицы этого Абсолюта и каждая частица Единого Целого заключает в себе потенциал всех свойств этого Целого, то мы можем постепенно раскрывать в себе этот потенциал на протяжении бесчисленных воплощений и тысячелетий, уходящих в Беспредельность.

Веды говорят: «Он – Сущность твоей Души. Он – Истина; Он – Я; Ты – Тот». Просмотрев все понятия о Боге, не скажем ли мы, что Проявленным Богом может быть лишь само человечество. Но в своей настоящей стадии оно ближе к тени Бога, к облику Сатаны.

Также Вы, вероятно, укажете мне, что Махатмы в «Чаше Востока» утверждают, что Они верят лишь в материю. Но во всех древних эзотерических учениях Востока Материя и Дух – едины, ибо одно не может существовать без другого. Потому и все экзотерические Боги их имеют своих Супруг, олицетворяющих Материю и Мощь их. Так Парабраман (Дух) непостижим и не имеет проявления без наброшенного на него тончайшего покрова Мулапракрити или Материи. Но, конечно, Материя эта настолько сублимирована, что она недоступна нашим грубым чувствам. Существует, как Вы знаете, определение, что Материя есть кристаллизованный Дух. Ведь Дух есть энергия, но мы знаем, что никакая энергия не может проявиться вне материи. Сам видимый нами Свет есть вид тончайшей материи в движении. На всех планах, во всех действиях и мышлении мы отделиться не можем от материи. Мы обращаемся к высшим или грубейшим видам той же материи.

В «Агни Пуране» говорится «о Субъективном Элементе (Боге), находящемся в потенциальном состоянии в недрах Космической Природы, так же, как огонь, сокрытый в куске сухого дерева, и так же, как масло потенциально существует в сердце Кунжутного дерева. Этот субъективный элемент лежит сокрытый в Природе как психический свидетель или духовное начало, совершенно нейтральное и лишенное каких бы то ни было действий. Это сочетание Субъективного Элемента и Космической Природы объединяется силою, которая известна как энергия (Фохат, или Космическое Электричество), содержащая в себе все эмбрионы и основные свойства всех веществ и Материи, которые должны последовательно развиться из этого сочетания Космической Природы и ее супруга Пумана (Духа, Субъективного Элемента, Бога)».

Современная наука быстрыми шагами идет навстречу всем великим Истинам, изложенным в восточной философии и религиях, и скоро, очень скоро они встретятся и протянут друг другу руку. Будем надеяться, что и наша церковь просияет новым сознанием и не останется заштатным зрителем этого нового союза. Так наука уже поняла, что материи нет, но есть лишь энергия, и обратно. Таким образом, она подошла к одухотворению Единого Начала. Также передовые умы начинают отдавать должное силе мысли и даже запечатлевать и измерять ее физически, так духовное сливается с материальным. И как может быть иначе, когда Материя есть лишь качество Духа!

Далее Вы пишете о Космическом Разуме. Именно весь «Суммум Бонум» разума, находящегося в свернутом, или инволюированном, состоянии в Непроявленной Вселенной, мы можем назвать Богом. Но нужно делать различие между Космической Основой, или Потенциалом Разума, беспредельного в своем Абсолютизме, и Космическим, Проявленным Разумом. Так Высший Разум и Великое Сердце, о которых говорится в «Чаше Востока» и в книгах Учения, есть именно Коллективный Разум и Сердце Великой Иерархии Сил Света. Именно, Разум и Сердце этих высочайших Духов, завершивших свою человеческую эволюцию на эту Манвантару, здесь или на иных мирах или системах руководят силами низшими, им подчиненными, и судьбами разных человечеств в разных мирах. Не вмешиваясь насильственно в карму человечества, Они все же дают ему основу сознания и эволюционное направление, ибо без этого водительства человеческая эволюция не только задержалась бы на миллионы миллионов лет, но явила бы не раз полное крушение.

Мне приходилось уже писать моим корреспондентам, так же как и Вы, возмущавшимся утверждениями в книге «Чаша Востока», потому приведу Вам отрывки из одного моего письма, заключающего и страницы еще неизданного Учения.

«Будем помнить, что сознание масс всегда требует Личности для почитания и творит Образ Высший по подобию своему, тогда как высшие сознания стремятся во всех проявлениях к Принципу». Так привожу Вам параграфы из третьей части «Мира Огненного»:

«Человечество придает значение лишь тем понятиям, которые укладываются в сознание посредственности, ибо оно облекает в своем сознании каждую форму соответственно. Почему же не привились высшие Понятия? Почему же столько искажений? Почему же так много умаления? Ибо, истинно, дух человеческих исканий и устремлений обращен вниз. Но задача Нового Мира пробудить сознание и вернуть миру предназначенный облик красоты. Творчество духа должно напрячься, именно, к восхождению, именно, не низводить Высшее, но подымать. Потому первым условием будет – творить Образ Божий по Божественному. Когда человеческое сознание перестанет изображать Божественность по-человечески, тогда достижения духа будут огненными».

Еще: «Именно, самое высокое стремится к Огненному Принципу, тогда как сознание низшее творит Образ Высший по подобию своему. Вместимость малого сознания будет соответствовать созданному Облику, потому и столько явленных извращений! Как можно малое сознание наполнить Всеобъемлющим Понятием, когда Всеобъемлемость приводит дух в исступление! Скажу – тяжко человеческое мышление! Пространственный горизонт доступен лишь тому, кто знает Всеобъемлемость Принципа, ибо царственный дух может слиться с Высшим Принципом, точно так же, как Макрокосм слит с микрокосмом. Потому дух малый не может слиться с Огненным Принципом. Мощь Огненная открывает все Горнило, явленное тому, кто ощущает пульс Мира Огненного. Это животворящее Начало строит жизнь на Фохате. Так запомним, что лишь малое сознание отрицает, но дух огненный всеобъемлет. На пути к Миру Огненному запомним о Великом Принципе».

Так люди служат Богу своего отображения и почитают его своими пороками. Но Махатмы служат Божественному Неизреченному Началу и почитают Его чистотою своей жизни и самоотверженными подвигами во благо всего мира. Потому в неведении нашем не будем обвинять в атеизме Тех, кто духовно так неизмеримо высок, чья Сущность, сублимированная чистым огнем, есть, истинно, Божественное проявление.

Все великие умы всегда придерживались высокой безличной идеи, но нет особого вреда, если степень восходящего сознания нуждается в представлении Бога как Личного Существа. Лишь бы Существо это не явилось отображением его самого, но было бы истинным Подобием Высшего Иерарха на Лестнице Света. И Вы будете оправданы, признавая Высшего Иерарха на Лестнице Иакова своим Богом. Истинно, Стоящий во главе Цепи Иерархии нашего мира в Мощи своей не только может быть, но и есть проявленный для нас Бог.

Вспомним и прекрасные строки из бессмертной Бхагават Гиты: «Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я приветствую его». – Так опять видим, что форма не имеет значения, но существенна лишь сама Идея высшего устремления. Многие твердят формулу, ставшую аксиомой, – Макрокосм и микрокосм тождественны, но как ничтожно число понимающих все глубокое значение ее!

Итак, слова Учения, приводимые Вами, – «Без Бога нет пути», вполне точны. Ибо Бог есть первопричина, духовная основа всей жизни, и, отрицая эту высшую Мощь в нас, мы, истинно, произносим хулу на Духа Святого; утрачивая путь и связь с Высшим, ведущим Началом, ввергаемся в бездну хаоса, служа отбросом для космической переработки.

__________

...Возвращаясь к Вашим вопросам, должна сказать, что ошибки в переводе нет, но есть просто неполное изложение. Во-первых, потому, что письма эти предназначались разным людям на разных ступенях сознания, во-вторых, в большинстве случаев, они являлись ответами на вопросы, но не исчерпывающими трактатами.

Также, конечно, упомянутая Вами книга никакого особого испытания не имеет в виду. Но можно утверждать, что любая книга может быть испытанием уровня сознания читателя. Потому так полезно, по прошествии трех или больше лет, перечесть уже прочитанные книги и убедиться, насколько изменилось с тех пор наше сознание и наше понимание их.

Принятая вами аналогия для разрешения вопроса о Боге неплоха. Но я добавила бы: именно, комплекс, руководящий всем организмом, будет являть собою Иерархию Сил проявленных, но неизреченным Началом в нем будет тот высший огненный Принцип, который дает жизнь и основу всем проявлениям и объединяет весь комплекс со всем зримым и незримым Космосом.

Итак, не горюйте об утрате антропоморфического Бога. Вместо Одного, Недосягаемого и Непознаваемого Образа, ибо «Бога никто никогда не видел», перед Вами встает грандиозная Цепь Иерархии Сил Света, непосредственно заботящаяся и направляющая ко благу все человечество... И еще хочу напомнить Вам, что даже наша церковь, сделав из Иисуса Бога, признала величайшим после этого Бога Архистратига Михаила, Водителя всеми Небесными Воинствами. Более того, в древнейших еврейских Писаниях Архистратиг Михаил назван Богоподобным, Отображением Бога и даже Богом, а Сатана противником Его, Тенью Его. Отсюда и изображение Михаила Архистратига, поражающего дракона. Почему же мы, принявшие свою религию от евреев, принявшие Библию, Пророков и Заповеди Моисея, забыли о многих замечательных местах и подробностях в их древнейших Писаниях? Сам Христос говорил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо, истинно, говорю Вам, пока не прейдет небо и земля, ни одна йота или черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Христос говорил как истинно Посвященный, знающий об едином законе, данном на Заре нашего земного физического человечества величайшими Духами, пришедшими из других Высших Миров. Итак, изберите себе Светлого Иерарха, который ближе всего Вам по духу, и отдайте себя Его Водительству, ибо, истинно, каждый Великий Иерарх Света есть Отображение Бога на Земле. В радости служения великому благу и эволюции человечества отдадим все наши помыслы и устремления сердца избранному нами Иерарху.

В утешение скажу, что тот же Восток утверждает – что «не поклоняются Богу как человеку два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей и перешедшая за тесные пределы своей природы. Только она может поклоняться Богу как Он есть». Как всегда, крайности встречаются. Отсюда и то великое почитание индусами духовного Гуру. Они видят в нем проявление Высшего Начала, именно, в этом венце творения, в человеке, достигшем высшего совершенства через раскрытие заложенного в нем Божественного Потенциала Познания. Уподобимся же им в этом благородном качестве почитания и преданности и, найдя своего Гуру, принесем Ему свое пылающее благоговение и преданность сердца.

Закончу словами Учения: «Величие Космоса так мало осознано! В лучшем случае, люди говорят о теплоте Солнца, но ведь солнечная система в Космосе как атом в Солнце!»

Когда наука с каждым днем открывает биллионы миров и целых систем, превосходящих размерами нашу солнечную систему и уже за пределами Млечного Пути, то можно ли вместить это Необъятное Величие в какие-либо пределы? Задумайтесь над принципом Беспредельности и Необъятности...

Вы правы, что тонкость восточного метафизического представления трудно усваивается западными умами.

Итак, Восток знает или верит в Божественный Принцип, Неизреченный и Вечнопостигаемый (что равносильно Непостижимому), в Единый Элемент, вечнораскрывающийся в видимую и невидимую проявленную Вселенную. Элемент этот именуется также Абсолютом, как содержащий в себе ВСЕ. В проявленном виде он есть ДУХО-МАТЕРИЯ, ибо МАТЕРИЯ, в действительности, есть лишь его дифференциация или КАЧЕСТВО. Чистый Дух может проявляться или постигаться лишь через покров Материи, потому и говорится, что вне МАТЕРИИ чистый Дух – НИЧТО.

Тайна дифференциации и слияния воедино есть величайшая МИСТЕРИЯ и КРАСОТА БЫТИЯ.



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно