02.06.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Версия от 13:35, 3 апреля 2010; Zero (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Дата : 02.06.34
  • Издание: ПРАМЕБ, 1992

02.06.34

Вы пишете, что Вы устали, что Вы боретесь с духом уныния и не знаете, одолеете ли? Ну, конечно, одолеете! Ибо настроения эти часто зависят не столько от нас самих, сколько от неслыханного напряжения окружающей атмосферы. Сменятся токи, сменится и настроение Ваше. Вы правильно пишете, что «окруженный и загнанный воин может надеяться на неожиданную и чудодейственную Помощь». Но судить о часе и о способе этой помощи нужно, именно, предоставить этой чудодейственной Силе. Часто, бывая в тяжких обстоятельствах, мы думали, что дальше некуда уже идти, но оказывалось, что можно еще больше принять, и только когда все средства с нашей стороны были исчерпаны, приходила помощь, и всегда из совершенно неожиданного источника.

Вы уже знаете из «Учения Жизни», что только одолением препятствий мы растем и учимся и заостряем способности наши. Действительно, чем же иначе закалить дух? Не думайте, что ученики и служители Света следуют по пути, усыпанному розами, нет, путь их полон терний, и чем ближе к Свету, тем труднее, тем ответственнее становятся поручения. Путь Учения, путь служения, есть прежде всего путь самоотречения и самопожертвования, но радостен этот путь, когда в сердце горит любовь к Иерархии Света. Все тернии обращаются в благоухающие фризии. Пример такого служения и являет Н. К. Если бы Вы знали всю тяготу его, то, воистину, ужаснулись бы этой ноше непомерной! Но, именно, в нем горит такая любовь, такая преданность, такое устремление к принесению всего себя на общее благо, что он все принимает с великою готовностью и радостью.

И разве не великая радость заключается в сознании исполненного долга перед человечеством? Какое прекрасное и мощное понятие заложено в исполнении долга! Герои все были носителями долга. И Вам, как воину, должно быть близко это понятие, потому я так верю, что Вы оборете все уныние, все нашептывания тьмы, все страхи и сомнения. Вы пишете, что Вы держите оружие в руках, потому если в сознании Вашем это действительно оружие, а не только символ его, то и победите. Учение, понятое и примененное в жизни, есть вернейшее и самое необоримое оружие.

Конечно, материальные невзгоды тяжки, но духовные язвы еще ужаснее. Материальные недостатки, при здоровом духе, могут мгновенно пополниться, духовные же ущербы требуют иногда долгие годы для залечивания их. Простите мне эти как бы нравоучения, но мне так хочется вдохнуть в Вас веру, что Вы обладаете возможностью и к обогащению материальному. Знаете ли Вы, что сулит Вам близкое завтра? И я сердечно прошу Вас мужественно прожить оставшиеся годы до больших сдвигов, именно годы, не лета. Многое изменится, и нужно сохранить свои силы. Весь мир вопиет сейчас, переживая неслыханный материальный кризис, являющийся следствием полного духовного растления, лишь твердые духом осилят его. Ведь предуказанный Армагеддон не сказка, но грозная действительность. Потому мужайтесь! Смелым Бог владеет!

Радовалась очень, что Вы оценили труды Вивекананды и Рамакришны. Книги эти были и есть наши большие друзья. К сожалению, оба эти великие духа уже ушли. Так Вивекананда умер в 1901 году, Рамакришна еще раньше. Читаете ли Вы по-английски, и какие книги Вивекананды и Рамакришны имеются у Вас? Моя библиотека, к сожалению, состоит из книг иностранных, большинство английских, русских почти нет. Но если Вы читаете по-английски, то я с радостью переслала бы Вам имеющиеся у меня книги Вивекананды, хотя отдельных трудов, помимо лекций, у него не было. Он умер сравнительно молодым, на сороковом году, но выполнил огромную миссию. Он положил начало действительному ознакомлению и сближению Востока с Западом. Впервые ясно и сердечно изложены были перед Западом основы величественного индусского Миросозерцания и высокие правила Живой Этики. И может быть, именно ему больше удалось сдвинуть сознание наших соотечественников, нежели Ел. П. Блаватской. Ведь пословица – «несть бо пророка в своем отечестве» – остается во всей силе, именно, у нас. Но конечно, не за горами то время, когда русские поймут все величие того Учения, которое принесла миру Е. П. Блаватская, и воздадут должное почитание этой мученице за идею.

Читали ли Вы жемчужину индусской литературы «Бхагават Гиту»? Она была переведена на русский язык поэтом Бальтрушайтисом; у меня взял ее один соотечественник в Америке и, как водится, зачитал...

Вы правы, истинно, нет большего преступления по последствиям своим, как невежество! Квасной патриотизм, квасная религия уходят, и на смену этим отживающим пугалам идет эра нового радостного строительства, основанного на великом сотрудничестве народов, новое возрождение и очищение Заветов всех Великих Учителей. России суждено стать истинной матерью, а не мачехой народов, ее населяющих. Истинный патриотизм и квасной патриотизм – два антипода. Одно понятие – вмещающее и потому растущее, другое – исключающее, сжимающее и потому умирающее. Законы во всем одинаковы.

Не пришлось ли Вам слышать, что даже Знамя Мира, поднятое Н. К., есть явление антипатриотическое? Вы удивляетесь? Но это факт, ибо мы получили по этому поводу обличительное письмо. Кто-то усмотрел в этой великой мысли пренебрежение к задачам родины; Н. К. обвинили в интернационализме, в равнодушии к страданиям родины! Пришлось ответить, привожу Вам выдержки, ибо это будет моим ответом квасному патриотизму, с которым и Вам приходится сталкиваться. «Лишь широкое построение в мировом масштабе, идущее от национального гения, может поднять значение его родины и ее положение среди других стран. Неужели сидящие у печки, проливающие потоки сетований, хулы и кощунства, могут помочь больше, нежели энергия, приложенная на широкий подъем национального духа и пробуждение истинного уважения и почитания родины путем культурного строительства? Для каждого прочного построения нужен прежде всего мощный центр. Но центр, отражающий лишь узкий национализм, не может быть успешен при мировых построениях. Где та страна или даже большое дело, которое, в наше время, состояло бы из какой-либо одной национальности?»

«И если кому-то иногда кажется, что узкий национализм есть патриотизм, то они очень ошибаются. И даже если на первых порах близорукие могут усмотреть в этом силу, то при дальнейшем развитии его он, неминуемо, окажется саморазрушительным. Каждая выпущенная сила есть бумеранг, и потому мы должны очень осмотрительно бросать в пространство те силы, которые, следуя непреложному закону обратного удара, рано или поздно, но неминуемо растерзают или вознесут нас соответственно. Истинный патриотизм не в шовинизме, но в истинной бескорыстной любви к родине, в уважении ко всему и ко всем народам, населяющим, обогащающим и возвышающим ее строительство! Истинная мощь и красота страны заключаются, именно, в многообразии при единой великой основе Родины. И тот есть истинный вождь, кто умеет выявить это единство во всем его многообразии. Узкий национализм Германии унизил ее, он же, вновь воскрешенный, может погубить ее. Патриотизм есть высокое благороднейшее и священное чувство, но узкий национализм или шовинизм есть саморазрушение. Чтобы понять смысл назревающих событий, мало читать газеты и вслушиваться в мнения политических лидеров, можно даже сказать, что такое осведомление чаще ведет к еще большему заблуждению, ибо сейчас человеческое мышление и все построение представляет собою корабль «без руля и ветрил», носящийся среди хаоса разбушевавшихся стихий. Чтобы разобраться в создавшемся хаосе, чтобы усмотреть направление, ведущее к спасению, в великое будущее и, главное, узнать сроки, нужно обладать высоким духовным прозрением и иметь Высшее Водительство или так называемое Иеровдохновение...»

Теперь о некоем духовном пастыре. Ложь, трижды ложь, что он лично знал Н. К. Он никогда не встречал его, но имел с ним короткую, но весьма знаменательную переписку. Чтобы несколько осветить сущность этого пастыря, сообщу Вам некоторые факты и выдержки из этой корреспонденции. Так из Парижа нам была прислана его книжечка. Прочтя ее, я попросила Н. К. написать ему сердечное, приветственное письмо по поводу этой книжечки, прося прислать еще что-нибудь из его трудов. К своему исключительному по сердечности письму Н. К. присоединил и свою книгу «Держава Света» и несколько репродукций со своих картин. Ответ получился ошеломляющий, подавляющий. Это была настоящая отповедь, в которой пастырь выказал такой узкосектантский взгляд, такое невежество, такую духовную скудость и жестокосердие, дальше которых некуда идти. Не зная лично Н. К., не зная его самоотверженной деятельности во имя блага, во имя всего Прекрасного, во имя поддержания духовности, как бы она ни выражалась, пастырь «достойный» бросил ему в конце письма следующий упрек: «Ваш путь, Н. К., не евангельский. Люди из Вас делают кумира и божка (а в Америке это легко обращается и в средства, конечно), а Вы не останавливаете таких людей». (Последние слова подчеркнуты в оригинале) ... «Ваша книга не выводит человека из мира относительных духовных понятий и ценностей, а культ Вашего имени, допускаемый Вами (эти слова тоже подчеркнуты), более чем тревожен для нас...» Кто эти для нас? Для невежественных фарисеев, торгующих именем Христа? Черноризец-пастырь, упустив из виду, что Н. К. по природе своей строитель жизни, вождь культуры, приложил к вождю мерки чернеца!

В ответ на это жестокое, отталкивающее письмо Н. К. написал ему послание замечательное, исполненное духа истинной терпимости и благости, при этом излагая и освещая факты своей культурной деятельности. Нигде, ни в одном слове, он не оскорбил его.

На это послание, как и подобает, должно быть, пастырю «доброму и справедливому», был опрокинут на нас весь ушат клеветы, собранной им от клеветников-завистников. Он не постеснялся кощунствовать и унизить все то, что живет сокровенно в самых недрах наших сердец, приписав все проявлениям дьявольским и шуткам антихриста!

Видя уважение и почитание восточных Учений, он, в доказательство ереси этих Учений, не поленился привести выдержки из сочинений некоторых ориенталистов, трудов, не только устаревших, но совершенно отставленных современными востоковедами и учеными санскритологами за их невежественность, за полное искажение в переводе смысла санскритских текстов. И этим, конечно, дал оружие против себя. Ведь только за последний десяток лет Запад стал немного лучше разбираться в санскрите (в этом труднейшем из языков), и уже обнаружились вопиющие, чудовищные искажения первых переводчиков. Так, например, он приводит из книги Бунге «История Язычества» – «Истинная сущность мира есть не Божество, не Первосила, но абсолютная Пустота, чистое ничто. Все произошло от Ничто, через Ничто и снова возвращается в Ничто, ибо изначала ничтожно. Все суета и в небе, и на земле, и сами небо и земля – суета. На облаках рушащегося мира царит лишь вечно пребывающее Небытие...» Далее следует такой же перл бессмыслицы – выдержка из «Религиозного Сознания Язычества, Опыт Филос. Ист. Ест. Религий» проф. Введенского, привожу лишь конец ее: «Если для него, буддиста, есть какая-либо цель в жизни, то разве лишь отрицательная, бегство из этой призрачной и бессмысленной, полной горечи, бед и страданий действительности через погружение в Нирвану Небытия...» Вот на эту вопиющую клевету и на подобные невежественные цитаты Н. К. и ответил письмом и приложил следующие возражения на них: «По поводу приложений Ваших скажу: автор одной из книг, очевидно, не знал языков и, вероятно, имел доступ лишь к очень малочисленным и искаженным переводам (вроде Бунге и Кеппена) и не знал общевосточного миросозерцания, которое в своем первом основном положении говорит: «из ничего ничто и происходит» и во втором: «нет пустоты». Разве эти оба основания не открывают пути к Богу? Ведь не забудем, что на Востоке самое Высшее Понятие непроизносимо из-за чувства глубочайшего благоговения. Можно идти по горестным знакам искажения и несовершенства, но можно из множества материала найти и прекрасные страницы всепроникающего Духа Божья, Всемилосердного ко всем своим созданиям».

«Нирвана же по подлинникам восточным есть трансцендентальное, т. е. высочайшее бытие, не подлежащее ограниченности обычного человеческого ума, т. е. полная противоположность небытию. Таково незнание наших западных переводчиков и толкователей, которыми приходится пользоваться...»

На это послание пастырь духовный ответил уже кратким письмом (очевидно, увидев, что оппонент не по плечу). Изъявив пожелание встречи с Н. К., он не устыдился сказать: «верьте, хотел бы чувствовать Вас и выше и лучше себя...» Вот уже, воистину, молитва фарисея (от Луки, гл. 18, ст. 10), «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди... как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть того, что приобретаю...»

Не следует ли понять из этих слов духовного отца, что сам он болеет тем, в чем упрекает Н. К. в своем первом письме к нему?

Не сказано ли – «У кого бревно в глазу, тот видит сучок в глазу ближнего».

И на это последнее письмо Н. К. послал ему мудрое, теплое приветствие, привожу его конец, ибо вначале Н. К. благодарит его за присылку книг. «Может быть, нам придется встретиться с Вами и когда-либо побеседовать от сердца к сердцу, по добру и во добро. Еще раз могу подтвердить Вам, радуюсь, что нахожу к тому же и в Вашей книге, и по мере сил пытаюсь идти к первоосновам великих Заветов, чтобы избежать всевозможных позднейших нагромождений, граничащих подчас с святотатством и кощунством. «Во всех трудах своих смотри в основу и углубляй добро», так был один из заветов мне от отца Иоанна Кронштадтского. Вы, конечно, знаете о всей темной клевете, существовавшей около отца Иоанна и повторявшейся легкомысленными языками. Но клевета, разве она не является еще одним признаком истинного величия духа. Итак, до нашего личного свидания шлю лучшие пожелания...»

На этом знаменательная переписка закончилась. Но она хранится как любопытнейший материал, свидетельствующий о невежестве, фарисействе и жестокости наших духовных водителей. Его устами говорила истина, когда он сказал, что в падении церкви больше всего виноваты черноризцы. Вам, восторгающемуся книгами Рамакришны и Вивекананды, будет интересно узнать отзыв о них этого просвещенного пастыря: «Передо мною сейчас одна из наиболее чистых, духовно-благородных оккультных книг [почему оккультных?] «Провозвестие Рамакришны» с предисловием Суоми Абхедананды. Читаешь предисловие и изумляешься легковесности его. Например: «прежде чем появиться перед публикой или начинать кого-либо учить чему-либо, Рамакришна, как ученый исследователь, посвятил двенадцать лет на изучение догматов и обрядов всех религий, исполняя их богослужения, ритуалы и церемонии с полной верой и глубоким благоговением для того, чтобы уяснить себе на опыте, к чему, в конце концов, приходят все религии... И вот он пришел при помощи всех «методов» к Одному и тому же ощущению Божества» (стр. 12). – Этого одного уже достаточно будет для Вас, чтобы понять мою мысль и мое недоумение, как подобную бессмыслицу можно как-либо сравнить с Откровением Христовым...»

Действительно, именно, последнюю фразу самого пастыря надо поставить в категорию бессмыслиц. И можно было бы посоветовать ему, прежде чем судить и предавать анафеме все прочие религии и Учения, последовать честному примеру Рамакришны и Вивекананды и постараться изучить истинные основы каждого учения и религии, проникнуться их духом, посещая их богослужения, и тогда уже высказывать свое мнение. Впрочем, не будучи пророком, можно заранее сказать, что просвещенный пастырь не нашел бы в себе того духа истинной благости и всевмещения, который сказался так ярко в словах Вивекананды: «Истинно, если бы я жил во времена Христа, я бы кровью сердца моего омыл Ему ноги». Чуя всю красоту истинного, не искаженного церковностью, Облика Христа, воздавая Ему дань сердца своего, Вивекананда не отрекся и от Великих Образов своей религии. Кто из двух больше? Как далек дух этого духовного отца и от всевмещающей красоты изречения из Священного Писания Востока (Бхагават Гита): «Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я его приветствую, ибо все пути принадлежат Мне». В этом прекрасном речении ясно указано, что форма религий не имеет значения, но существенна лишь сама идея. Истинно, далеки наши духовные вожди от такой мудрости, от такого великодушия, от такой терпимости и всевмещения! Все твердят – Макрокосм и микрокосм тождественны. Потому не должно ли и сердце наше быть тождественным всевместимостью своей Сердцу Космоса?! Можно ли допустить вопиющую несправедливость, чтобы Всемудрый, Всемилосердный Бог послал Сына Своего Единородного лишь к одному народу, а до него и после него биллионы людей, «сынов Отца Небесного» (если верить словам самого Христа), пребывали бы отверженными, когда многие среди них были и есть гораздо выше в своей нравственности, нежели многие, удостоившиеся родиться под сенью христианской церкви?

Напрасно Вы думаете, что из-за слов этого духовного лица произошло зло, наоборот, всегда хорошо, когда люди выявляют свои истинные лики. Но бояться обвинения в ереси нам не приходится, ибо облик истинного Христа – Учителя живет в душе нашей, и мы всецело примыкаем к словам Вивекананды о Нем. Но мы видим Христа, истинно, Богочеловеком, но не узким сектантом, клеймящим прозвищем Антихриста всех, кто не может признать церковных ограничений и злотолкований Его, Христова Учения. У нас достаточно единомышленников есть и было даже среди духовных служителей различных церквей. Время остановить нельзя, и нельзя современное сознание вернуть в тиски сознания тех священнослужителей, утвердителей христианских догм, которые на соборах своих серьезно обсуждали, сколько духов может поместиться на конце иглы или имеется ли душа у женщины и тому подобные перлы глубокомыслия и духовного откровения! При этом еще таскали друг друга за бороды и волосья и исправно заушали друг друга! Не забудем, что и закон о перевоплощении был отменен этими мудрецами лишь в шестом столетии на Константинопольском Соборе. Нет, пришло время просмотреть все Учения и, отбросив все позднейшие наслоения, пойти к истокам, к чистым основам заветов.

Следовало бы отцам церкви припомнить завет Христа и Его любимого ученика, завет общий всем великим духовным Учителям – «любите друг друга!» И все стало бы на место. Также неотложно нужно им просмотреть и вникнуть в труды Великого ОРИГЕНА. Сочинения этого истинного СВЕТОЧА Христианства сейчас изучаются духовенством Запада в Америке. Эти отцы поняли, что сознание их духовной паствы требует иной пищи и не может примириться с наивными утверждениями, которые, может быть, и были нужны для обуздания полудиких племен, которые принимали тогда христианство. Чтобы не утратить окончательно своего влияния, некоторые из членов духовенства Запада спешат отрешиться от невежества и пополнить свое знание... Если бы наши духовные отцы последовали их примеру, много добра получилось бы!

Ведь только подумать, сколько ясных указаний о перевоплощении и о законе кармы имеется в Евангелии, именно, в словах Самого Христа! Но наши духовные отцы тщательно умалчивают об этом! Бог им Судья!

Ввиду переживаемого всем миром страшного духовного кризиса, ужасающего всерастлевающего безбожия, которое и явилось следствием узкого мертвящего сектарианизма и удушающей догматики так же, как и падения нравственности среди церковных служителей, мы никогда не говорили, не говорим и не будем говорить против какой-либо религии как таковой или же против храмов. Лучше какая ни на есть религия и храм, нежели без храма. Но против нетерпимости, невежества и безнравственности мы будем протестовать. Духовные пастыри необходимы, но они должны быть истинными водителями духа и идти с нуждами века, а не плестись позади, закованные в цепи невежества мрачного средневековья. Дух инквизиции еще очень силен, и не думаете ли Вы, что если бы Христос появился сейчас на земле, то Ему не миновать было бы если и не распятия, то суда Линча, в лучшем же случае, пожизненного сурового заточения с клеймом Антихриста.

Толпятся и надвигаются грозные события! Потому так тяжко, так ужасно сейчас видеть все растущее разъединение во всех областях жизни, всю несоизмеримость, все легкомыслие низкой клеветы и зависти и злобы среди тех, кто должны были бы объединять. Понять нужно, что вопрос идет о спасении человечества вообще, о спасении самой планеты. И спасение это в руках самих людей, а они, обуянные одержанием злобы, осуждением и сведением взаимных счетов, только раздувают огни предвестников грозного часа! Никто из них не подумает, что предуказанный Армагеддон не басня, но грозная действительность и великая опасность!

Но все же падать духом не следует, ибо услышавшие Призыв и претерпевшие до конца спасены будут. Помните о краткости сроков, и пусть это знание укрепит вас! Помните во всех делах и встречах Ваших завет, оставленный Вам: «Терпимость, великодушие и устремление в будущее»!



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно