05.08.1935 Рихард Рудзитис Елене Рерих

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Рихард Рудзитис
  • Кому : Елене Рерих
  • Дата : 05.08.1935
  • Издание: Лотаць, 2000

Рихард Рудзитис Елене Рерих

Рига, 5 августа 35 г.

Сердечноуважаемая и дорогая Елена Ивановна!

Моё сердце шлёт Вам свою самую искреннюю благодарность за Ваше последнее письмо, за все Ваши светлые, ободряющие слова и пожелания. Ваше письмо дало мне так много. О принципах прочли также и некоторые наши ближайшие члены. Письмо помогло мне вникнуть в смысл того, что представляется самым трудным для нашего относительного сознания, для нашего рассудка: отношения понятия духа к душе. Помню, что Феликс Денисович когда-то усердно изучал труд А. Безант Die sieben Prinzipien[1] и советовал также нам его прочесть. Без сомнения, для выяснения глубин самым неотложным является ознакомление с Тайной Доктриной. В Обществе мы начали её читать в старшей группе лишь недавно, и медленно продвигаемся вперёд. Я сам смогу взяться за неё лишь в ближайшем будущем. Некоторое представление о принципах дал также и Ключ к теософии и др. Перечитывая книги Учения, отыскивая места о принципах, я пытался сложить систему в своём сознании. Всё же я не вполне ещё уяснил отношение высших принципов к Миру Огненному. Насколько я понимаю – высший, седьмой принцип – Чистый Дух – Оум – это Высшая Огненная Энергия, которая проявляется через шестой принцип и проникает всё сущее, потенциально таится во всей природе. Высшее явление этого Огня – Огонь Пространства или Космический Разум в пределах нашей планеты. Огонь Пространства мы должны постичь, пропустить его через наше сознание, осознав его, то есть соединив огонь нашего сердца с Огнём Пространства. Огонь Пространства, осознанный, превращается в огненную психическую энергию в нас. Итак, Мир Огненный, или Мир Духа – в высшем, абсолютном смысле слова, – это мир седьмого принципа. В более относительном смысле это мир высшей триады – духовного начала в человеке, объединяющий в себе все три высшие плоскости сознания. Правильно ли я понял?

Далее, мы в старшей группе много размышляем о понятии Матери Мира. Помню, как в своё время часть членов, прочитав в Учении, что Матерь Мира – великая творческая сила в нашей сущности, что Матерь Мира – Материя Люцида и т. д., стали склоняться более к тому, что Матерь Мира лишь Принцип или Сила. Но члены не могли не видеть, что имеется в Учении немало мест, где Матерь Мира неоспоримо почитается как Личность (Иерархия, § 9; Листы Сада Мории, ч. II и т. д.). советую произносить имя матери мира не как символ, но как мощь дающую (Беспредельность, § 9). Хотя в Учении дано столько аспектов Матери Мира, мы не вполне постигаем отношение Её к солнечной системе и к нашей планете. Ваши последние письма теперь ближе поясняют роль Её во Вселенной как Личности. матерь мира стоит во главе иерархии на нашей планете (в письме Александру Ивановичу). конечно, ни матерь мира, ни будда, ни христос не ушли из нашей солнечной системы и даже не ушли из сфер, окружающих нашу планету. наоборот, именно приблизились сейчас (в письме Зильберсдорфу). Простите, простите, если я касаюсь вопросов, где начинается Великая Тайна. Ведь Вершина Матери Мира уходит в Беспредельность. Но моё сердце горит коснуться лишь тех струн, которые открыты в Учении. Я когда-то, несколько лет тому назад, посвятил несколько стихотворений Матери Мира как Космической Личности, в том же духе, как свои гимны пели и Рамакришна и Вивекананда. Чувствую, что явление Матери Мира относится и к 12-й главе Апокалипсиса. Сопоставить место и роль Матери Мира во всех прежних Заветах было бы великой задачей, духовным возношением [приношением. – Г. Р.] Учению Будущего.

Когда перечитываю в книгах Учения о величайшей напряжённости наших дней, об огненной насыщенности атмосферы, о различных знаках и предзнаменованиях, сопровождающих наступление Эры Огня, думаю о том, что такую небывалую напряжённость чувствуют уже многие люди. Если порасспросить духовно чутких людей, у каждого будет нечто чудесное, неисповедимое на сердце, что он ощутил, увидел или даже услышал сам, своими собственными глазами или ушами. Так, между прочим, некоторые из наших членов видели разные огненные знаки. Не знаю, писал ли Вам уже Карл Иванович, что он, в прошлом году, в ночь на Новый год, вместе с группой других на улице наблюдал небывалое явление: громадную яркую звезду, медленно, как бы вибрируя, передвигающуюся горизонтально по всему звёздному полушарию, после чего она исчезла. Недавно Карл Оттонович Валковский увидел, тоже ночью, огненный шар, передвигающийся по небу. В ту же ночь Л. Слётова видела на небе огненный крест. Другая из наших членов, пожилая дама Э.Виестур, прошлой зимой видела огненное пламя над домами в Риге, в виде зигзагов. Это показалось ей столь непостижимым, что она думала, что ей это мерещится, и потому боялась открыть это другим.

Ежедневно нас поражают и многие другие знаки, появляющиеся по всему свету, например, землетрясения в местностях, в которых это до сих пор не наблюдалось. Когда мы читали об ужасной катастрофе в Кветте[1], мы думали также о Вашем Ашраме, который, хотя и в отдалённости, как бы окружён линией подземного взрыва; ведь ещё не так давно были землетрясения и в Непале. Мы думали об огне разрушающем и очищающем. Мне вспоминался § 81 из второй части Мира Огненного.

Такие истинные «землетрясения» и взрывы можно наблюдать теперь и в жизни отдельных индивидов, несравнимо чаще, чем когда-либо. Чувствую, что и многих членов не миновал этот путь. Для некоторых это, может быть, является испытанием – испытанием его зрелости, насколько кто пригоден идти по пути Учения, насколько его сознание претворяет Новый Мир в свою жизнь. Испытания, касающиеся как его общественной, так и личной жизни. У скольких из наших членов можно наблюдать свою потаённую семейную и другую боль, часто граничащую с истинной трагедией, если можно так выразиться. С другой стороны, встречаются препятствия, которые человек всеми силами своего духа должен перебороть. Более слабым характерам грозит и опасность. Карл Иванович уже писал Вам, как в прошлом году одна из наших младших членов ушла путём самоубийства (до вступления в Общество она занималась Хатха-Йогой и т. п.). Зимой так же ушёл сын Стрекаловой (из наших старших групп): он сам тоже когда-то короткое время состоял нашим членом, но потом снова ушёл (стоял близко к группе последователей Кришнамурти). Удивительно и поразительно, как все кармические сплетения теперь так ускоренно развязываются! Один из наших членов, Слётов (из старших групп), две недели тому назад ехал на велосипеде, наскочил на столб и разбил себе череп. Врачи ожидали его смерти, но больной, проведя пять дней в беспамятстве, всё же пришёл в себя (может быть, и благодаря молитвам его супруги, тоже из наших членов; она поведала, как она боролась за своего мужа на астральной плоскости), и теперь медленно он выздоравливает. Он открыл супруге, что его несчастье случилось из-за его прегрешения (кощунственной лжи) в апреле–мае с. г.

Через три недели мы приступим снова к нашим занятиям в Обществе. Нужно было бы реорганизовать наше Общество и обновить его дух. Сплотиться ещё больше как в группах, так и всем вместе. Сплотиться так, чтобы устоять братской твердыней в испытаниях, которые ещё последуют. Наши члены большей частью индивидуалисты, люди созерцательного склада. Мало среди нас людей с даром слова и ещё меньше хороших организаторов. Потому и деятельность во внешних секциях ещё не успела развиться в большей мере. Но выплывают и новые планы и новые идеи, и чувствую, что именно устремлённость поможет их реализовать.

С прискорбием я только что узнал, что нашему Обществу отказано учредить издательство Агни-Йога, как мы просили. Прискорбно, что само слово Йога в известных кругах встречает отпор. Мы желаем это издательство использовать для книг Учения. Через 1–2 месяца мы будем издавать перевод Иерархии. Можно ли поставить какое-нибудь латышское издательство или моё Rita Daile[1], или Карла Ивановича Ziemelstars[1] на другом обороте заглавного листа, как, например, в русском сборнике о Н.К.?

Весьма обрадовался я Вашей английской книге о буддизме и прочёл её с истинным интересом. Ведь весь дух буддизма так близок Учению. Несколько лет тому назад я познакомился с небольшой книжкой на другом языке (получил от Е.А.Кезберг), должно быть, сокращённым оригиналом. Последнее, кроме меня, с большим интересом прочёл Феликс Денисович и два старших члена.

С самой сердечной благодарностью за все Ваши благие мысли, желая Вам всего, всего Светлого, искренне преданный Вам,

Р.Рудзитис

6. VIII. 1935

Хочу открыть Вам здесь своё сердце, испытание моей жизни. Простите за мою небольшую исповедь здесь, я никогда не решился бы это сделать, если бы это касалось лишь лично меня. Но чувствую, что это касается, хотя бы и в малой степени, и общего блага, сознаю, что в общественной деятельности, помимо огненности устремления, самое главное – дар слова. Но я этим даром совсем не владею. Причина тому – моё заикание. На больших собраниях я никогда не выступал, не решался говорить, не будучи уверенным в своём языке. Индивидуально-то я могу говорить свободнее. Феликс Денисович меня лечил когда-то 8 месяцев, но безуспешно. Потом он снова повторил, но тоже без результата. Ф.Д. полагал, что нужно воздействовать на некоторые физические центры в мозгу, хотя и знал, что это на чисто психической почве (причиной тому послужили устрашения в детстве)[1].

Знаю, что всё это дано мне кармически, и я перенёс бы это с радостью, если бы назначение моей жизни ограничивалось четырьмя стенами или несколькими окружающими меня людьми. Но я ведь состою в правлении Общества, в Обществе – в служении Тому, Кого я люблю (если только я смею так говорить) больше всего на сём свете. Порою так больно видеть и чувствовать, что чувства сплочённости иногда могло бы быть больше, что нужно было бы огненно духовными словами ободрить всех и скрепить, как Ф.Д. это делал. Знаю, что мой недуг принадлежит как раз к тем, которые нужно перебороть человеческими руками и ногами. И чувствую, что истинное целение в познании Иерархии Сердца. Но, видно, я ещё до этого не дорос, не воплотил все свои жизненные импульсы в созвучии с Космической Гармонией. Когда я думаю о Вас или пишу Вам, я думаю и пишу со стыдом, что я так мало сделал для Общества. Простите, что говорю Вам всё это, но знаю Ваше доверие ко мне и знаю, что Вы являетесь поистине Духовной Матерью мне и многим другим, устремляющимся по пути Учения. Я хотел здесь Вам открыть лишь уголок своего сердца.

Всё же надеюсь и верю, ибо в сущности своей несу великую радость, и как не возрадоваться мне, что дух мой достоин прикоснуться к пути Великого Учения.

Сердечно преданный,

Р.Рудзитис

_______


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно