06.05.1934 Елена Рерих Александру Асееву

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
(Wikipedia python library)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=fromto style="text-align: left; font-weight: bold; font-style:italic;">Елена Рерих Александру Асееву</p>
+
<p class=fromto style="text-align: left; font-weight: bold; font-style:italic;">Елена Рерих Рихарду Рудзитису</p>
<p class=MsoDate align=right style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;page-break-after:auto;
<p class=MsoDate align=right style='margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;page-break-after:auto;
mso-outline-level:body-text'><span style='mso-no-proof:yes'>«Урусвати»</span></p>
mso-outline-level:body-text'><span style='mso-no-proof:yes'>«Урусвати»</span></p>
-
<p class=MsoDate align=right><span style='mso-no-proof:yes'>6 мая 1934</span></p>
+
<p class=MsoDate align=right><span style='mso-no-proof:yes'>17-5-34</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогой Сотрудник,</span></p>
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Родной Рихард Яковлевич, буду
 +
так обращаться к Вам, ибо Вы любили и духовно были близки нашему родному
 +
Феликсу Денисовичу. Вы правильно пишете, что всем членам Общества предстоит
 +
большое испытание. Но я не сомневаюсь, что испытание это будет пройдено
 +
успешно. Разве Ф.Д. не оставил духовных наследников (к ним я прежде всего
 +
причисляю Вас), которые, несмотря ни на что, будут продолжать начатое великое и
 +
светлое дело?</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Письмо Ваше от 4 апреля лежит
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Конечно, Ф.Д. был прав, что
-
передо мною, разберу его и отвечу насколько возможно исчерпывающе. Начнём с
+
Лига Культуры может существовать независимо от Общества друзей Рериха. Важно
-
Вашего утверждения, что Вы принадлежите к типу людей, называемых «однолюбами».
+
лишь, чтобы сохранено было имя Н.К. как инициатора этой идеи, как почётного
-
Это, несомненно, первое качество для каждого серьёзного ученика, но для
+
Председателя, ибо это даст ей большие связи и возможности развития, особенно в
-
действительного успеха необходимо, чтобы это однолюбие к предмету простиралось
+
будущем. Также совершенно необходимо, чтобы в неё вошли некоторые члены
-
бы главным образом на Учителя. Есть несколько Учителей Великого Братства,
+
Общества друзей Рериха, но действовать и выступать она может совершенно
-
принимающих учеников и руководящих ими, и для каждого, вступающего на ступень
+
самостоятельно, лишь объединяя и координируя иногда свои выступления с прочими
-
ученичества, а не просто изучающего <i style='mso-bidi-font-style:normal'>книжный
+
Отделениями, когда это касается защиты Культуры, как, например, при выступлениях
-
</i>оккультизм, совершенно необходимо бесповоротно решить в глубине сердца
+
за принятие Знамени Мира и т. д.</span></p>
-
своего, который из Учителей Великого Братства ему ближе, и затем отдать себя
+
-
всецело, без всяких ограничений и условий, этому Высокому Руководству. Обычно
+
-
вопрос выбора Учителя довольно прост – Учитель, который ближе по карме,
+
-
посылает тем или иным способом Свою Весть или Учение тому, кто связан
+
-
кармически с Ним или с Его ближайшими Доверенными. Но очень часты случаи, когда
+
-
человек, стремящийся и позванный, в своём желании немедленного приближения и
+
-
ещё большего знания бросается на поиски других Учений и другого Великого
+
-
Учителя и, в своём раздвоении и даже растроении, теряет своё место на лестнице
+
-
восхождения. Припомните всё, что сказано в Учении об избрании Учителя.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Привожу ещё слова Владыки:
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Очень своевременно это
-
«Утвердиться сердцем на Владыке есть первое условие на пути к Миру Огненному.
+
объединение Культурных сил, и на первых порах пусть оно произойдёт на основах
-
Невозможно прийти к Вратам завещанным без этого огненного условия. Ведь
+
чисто творческих выявлений и интересов в разных областях жизни. Конечно, крайне
-
Руководство должно быть осознано духом и сердцем, ибо только принятие Руки Владыки
+
желательно, чтобы члены этой Лиги оказались действительно культурными людьми, в
-
недостаточно без отдачи сердца Владыке. Нужно понять тот закон, который
+
том смысле, как понимаем это определительное мы, а не в силу только носимого
-
связывает Учителя с учеником, ибо без явления полного примыкания к Владыке не
+
ими ярлыка «образованных» людей. Но последнее условие гораздо труднее, потому,
-
происходит связи. Полное принятие Руководства требует сознательного отношения,
+
если такая Лига осуществится, придётся проявить большую <i style='mso-bidi-font-style:
-
ибо нужно понять и почувствовать в сердце тепло, которое исходит из недр духа.
+
normal'><span style='text-transform:uppercase'>терпимость, </span></i>стараясь
-
Нужно особенно чуять и научиться распознавать то, чем связана сущность Владыки
+
объединить тех, кого можно. <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
-
с сущностью ученика. Так, нужно помнить, что вибрации и карма являются звеньями
+
style='text-transform:uppercase'>время </span></i>и обмен мыслей отберут
-
к Миру Огненному».</span></p>
+
полезных сотрудников, которые смогут подойти ближе и воспринять Основы Живой
 +
Этики, излагаемые в Учении.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Да, страшно опасно разбрасываться
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Прав был Ф.Д., говоря и о
-
на первых порах. Не забывайте о годах испытания и подготовления организма,
+
подвижности Плана. Основной План остаётся незыблемым, но подробности его должны
-
через которые неминуемо должны пройти все серьёзно вступившие на Путь Служения
+
быть <i style='mso-bidi-font-style:normal'>подвижны. </i>Ведь в Космосе всё
-
и которым подвергаются и очень высокие духи. Конечно, всё сказанное не
+
живёт, всё движется, всё волнуется. Как говорят буддисты – ни один предмет не
-
относится к книжным оккультистам, но, как я понимаю, Вы хотели бы быть принятым
+
остаётся тем же самым в два последующих мгновения. Мы должны приспособляться к
-
в число учеников, ибо Вы говорите о Вашем единственном желании встретиться с
+
встающим обстоятельствам, если хотим охранить основной План. Это и есть та
-
Учителем и работать под Его Руководством. Прежде всего на это я отвечу, что ещё
+
великая Целесообразность, которая правит Космосом. Помните, что сказано о
-
не встречала такого человека, который, ознакомившись даже только поверхностно с
+
непреложности и подвижности Плана. Между прочим, слышали ли Вы от Ф.Д. о
-
Учением (именно такие прежде всего хотят проникнуть в Великое Братство), не
+
тактике Адверза?</span></p>
-
желал бы, главным образом, встретиться с Учителем и, бросив все тяготы земные,
+
-
удалиться в Их Общину. Причём совершенно не представляя себе, сможет ли его
+
-
физическое тело выдержать страшное нагнетение атмосферы, окружающее эту
+
-
Твердыню. Нужно помнить, что трансмутация организма, нервных центров должна
+
-
происходить здесь, на Земле, среди борений духа, среди всех тягот и трудностей
+
-
жизни, среди всех раздражающих мелочей обихода. Лишь это борение вызывает
+
-
нужные энергии для трансмутации и изжития всех отягощающих дух наш отложений,
+
-
привычек и привязанностей. Земная жизнь есть именно чистилище, и, не пройдя
+
-
через него, нельзя вступить в Рай – Братство. Огни высших энергий опалят
+
-
отягощённую ауру. Община Братства слишком удалена от земных условий, чтобы
+
-
явиться тем нужным пробным камнем.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Кроме того, Владыки никогда
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь относительно
-
не вторгаются в карму человека и потому не делают никаких исключений. Лишь
+
выступлений в печати со статьями на темы, затронутые в Учении. Это никогда не
-
карма может привести человека в Их Общину. И если такая карма налицо, то никто
+
возбранялось, но даже поощрялось. Конечно, желательно, чтобы Учение толковалось
-
и ничто, кроме самого человека, не сможет воспрепятствовать осуществлению её.
+
в правильном освещении. Писать можно и под псевдонимом. Между прочим, я очень
-
Пусть это последнее соображение окрылит Вас. Приложите все Ваши устремления как
+
не люблю слово <i style='mso-bidi-font-style:normal'>оккультизм, </i>оно так
-
можно лучше провести в жизни всё данное Учением и предоставьте остальное карме
+
опошлено, и невежественные массы склонны подразумевать под ним всякое
-
и Великому Знанию Владык.</span></p>
+
чернокнижие, всякое разрушение. Я предпочла бы называть даваемое Учение так,
 +
как называет его Сам Владыка, именно Основами Живой Этики. Кто может что
 +
сказать против этого высокого понятия?</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Не всегда великие Духи,
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Очень отрадно было слышать о
-
несущие Поручение, посещали Братство во время своего земного Пути. Так,
+
мудром водительстве Ф.Д., и, конечно, желательно, чтобы работа тесного кружка
-
например, Аполлоний Тианский был позван в Братство, но Он же в своём воплощении
+
продолжалась по программе, намеченной Феликсом Денисовичем. Рефераты, задание
-
как Ориген, приняв тяжкое поручение охранить чистоту Учения в христианстве,
+
письменных работ по Учению и совместные обсуждения крайне полезны. Именно, многим
-
вместо радостного свидания и работы в Братстве, томился в тюрьме.</span></p>
+
нужно научиться мыслить, и концентрировать свои мысли иногда легче с пером в
 +
руках. И книжечки для детей с изложением основ Живой Этики тоже очень нужны.
 +
Можно наполнить их такими жизненными ответами на все насущные вопросы, не
 +
опрокидывая ничего, но лишь расширяя в свете Учения каждое понятие и указывая
 +
новые пути в связи с Живой Этикой и достижениями науки. Расширенное сознание
 +
изберёт свой путь.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Если же Вы подразумеваете наш
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Издание журнала – мысль
-
Гималайский Ашрам, то это, конечно, много осуществимее. Здесь лишь нужно
+
прекрасная, и содержание намеченное правильно. Конечно, можно будет давать
-
Указание, Разрешение на это Владыки и исполнение некоторых сроков. Пожалуйста,
+
статьи о Живой Этике, широко пользуясь данными Учения. Также и статьи с
-
не ожидайте конца мира на 1936 год. Ничего подобного не случится, но произойдут
+
«оккультной окраской», как Вы выражаетесь, тоже привлекают читателей. Из этой
-
другие важные события. Во всяком случае, будьте уверены, что всем, сердцем
+
области Таинственного можно было бы привести массу интересного и поучительного.
-
устремляющимся к Владыке, не грозит опасность взлететь на воздух и раствориться
+
Ведь знаки из Тонких Миров очень просачиваются сейчас на Землю. Вы спрашиваете,
-
в синеве небес или быть поглощёнными разверзнувшейся бездной. Мощный Колокол
+
от чьего имени издавать журнал? В этом полагаюсь на Вас и Карла Ивановича.
-
соберёт растерянных путников не на Гималаях непременно, есть и другие, не менее
+
Важен успех, потому и пользуйтесь тем именем, которое Вам кажется удачнее для
-
важные места. Сроки пускать в пространство не следует, но всегда хорошо быть
+
этого. Если Вы будете редактором его, то не сомневаюсь, что с Вашим
-
духом на отлёте; устремление в будущее есть лучшее упражнение в отрыве, но тем
+
литературным талантом и вкусом можно достичь большого успеха. Если есть
-
с большей добросовестностью следует выполнять наши обязанности каждого дня.
+
возможность, начните с небольшого. Но повторяю, делайте всё в пределах
-
Скажу, что все принявшие сердцем Учение близки нам и никто не будет забыт.</span></p>
+
возможностей, <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='text-transform:
 +
uppercase'>не перетягивайте струн.</span></i></span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь о Вашей второй книге<ref> Речь идёт о втором номере альманаха <i
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вы, конечно, имеете уже
-
style='mso-bidi-font-style:normal'>Оккультизм и Йога.</i></ref>. Конечно,
+
сборник д-ра Асеева <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Оккультизм и Йога. </i>Он
-
сборник интересен, содержателен и хорош внешностью. Ваши личные статьи
+
просил меня написать ему моё суждение о сборнике и комментировать его личную
-
существенны и полезны, с одним лишь я не согласна, Вы слишком преувеличиваете
+
статью, что я и сделала, ибо в ней встречается ложное освещение Учения. И так
-
достижения Хатха-Йоги, говоря, что «адепты её подобно раджа-йогам пробуждают
+
как этот сборник, несомненно, проникнет и в Рижское общество и подошедшие к
-
кундалини, приобретают сиддхи, достигают блаженства и освобождения от оков
+
Учению могут вынести на основании этой статьи некоторые ложные представления,
-
физической материи...». Это не совсем так. Степень блаженства, достигаемого
+
то я и посылаю Вам выдержки из моего письма к д-ру Асееву. Владыка указал мне
-
подобными адептами, очень относительна, но никакого освобождения от оков
+
послать эти выдержки и в другие группы. Конечно, письмо это я пересылаю Вам <i
-
физической материи, в том смысле, как это понимается Учителями Оккультизма,
+
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='text-transform:uppercase'>конфиденциально,
-
посредством Хатха-Йоги не достигается.</span></p>
+
</span></i>и, комментируя неправильность суждения д-ра Асеева по некоторым
 +
вопросам, Вы не будете ссылаться на получение Вами этого моего письма к нему.
 +
Пусть это идёт от Вас.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Как сказано в Учении: «Мы не
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Очень благодарна Вам за
-
знаем никого, достигшего путём Хатха-Йоги». Даже то развитие низших сиддх,
+
присылку мне страницы из статьи Ф.Д., по прочтении верну её Вам немедленно.</span></p>
-
которого они достигают путем упорных и ужасных механических упражнений
+
-
(западная литература не знает и половины этих ужасов), непрочно, и в следующих
+
-
своих воплощениях все эти сиддхи могут быть <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
style='text-transform:uppercase'>утеряны. </span></i>Ценны и прочны лишь те
+
-
достижения, которые приходят <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
style='text-transform:uppercase'>естественно, </span></i>ибо тогда они являются
+
-
проявлением внутреннего <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
style='text-transform:uppercase'>духовного развития </span></i>и никогда не
+
-
могут <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='text-transform:uppercase'>быть
+
-
утрачены; </span></i>и при таком духовном развитии можно достичь
+
-
всеисчерпывающих явлений. Упражнения в Хатха-йоге, именно, только самая лёгкая
+
-
пранаяма, производимая с большою осторожностью, <i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'><span style='text-transform:uppercase'>могут </span></i>укрепить
+
-
здоровье, в обратном случае <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
style='text-transform:uppercase'>они приведут </span></i>к медиумизму,
+
-
одержанию, так называемому сумасшествию.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Совершенно справедливо индусы
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь о медицинских записях
-
высокого духовного развития с большим неодобрением взирают на Хатха-йогу и
+
Феликса Денисовича. Конечно, если сын Ф.Д. найдёт возможным переслать одну
-
говорят, что в лучшем случае Хатха-Йога годится лишь «для тучных и для больных».
+
копию их для хранения в Институте <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Урусвати</i><ref> Имеется в виду Институт гималайских исследований,
-
Также и часто упоминаемый и цитируемый в Вашем сборнике Свами Вивекананда был
+
основанный семьёй Рерих в Кулу. Издавал журнал на английском языке: <i
-
очень против погони за так называемыми сиддхами и чудесами и приводил в пример,
+
style='mso-bidi-font-style:normal'>Journal of Urusvati Himalayan Research
-
как ему приходилось видеть страшных демонических личностей, совершавших самые
+
Institute (Урусвати).</i></ref>, мы будем очень
-
большие чудеса, вплоть до исцеления неизлечимо больных одним взглядом. Потому
+
благодарны ему. И он может быть уверен, что лишь научный интерес и уважение к
-
главный пробный камень для всех духовных учителей лежит <i style='mso-bidi-font-style:
+
памяти нашего родного Ф.Д. руководит нами в желании иметь эти записи. Мы не
-
normal'><span style='text-transform:uppercase'>не </span></iчудесах, но в их
+
заинтересованы ни в каких финансовых соображениях.</span></p>
-
<i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='text-transform:uppercase'>магните
+
-
сердца, </span></i>в их оккультной способности <i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'><span style='text-transform:uppercase'>духовно трансмутировать </span></i>окружающую
+
-
их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников. Но для этого
+
-
требуются не низшие сиддхи хатха-йога, <i style='mso-bidi-font-style:normal'>но
+
-
<span style='text-transform:uppercase'>огненный синтетический луч, </span></i>присущий
+
-
открытым центрам. Никакая пранаяма не даст Вам необходимого очищения и высоких
+
-
следствий, если сознание не будет соответствовать высокому идеалу. Высшие формы
+
-
Йоги не нуждаются в пранаяме. Каждый кули в Индии знает о пранаяме, каждый
+
-
средний индус ежедневно проделывает её, но как далеки они от духовных
+
-
достижений! Потому не полагайтесь на одну пранаяму.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Высшее достижение йога есть
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь большая личная просьба
-
открытие Глаза Дангмы, и это не есть то, что мы называем ясновидением, но
+
к Вам, родной Рихард Яковлевич. Среди книг Ф.Д. должно быть несколько копий
-
именно пробуждение чувствознания, которое никакими пранаямами не достигается,
+
книги <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Община</i><ref> Речь идёт о первом монгольском издании (1927 г.). <i
-
но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и
+
style='mso-bidi-font-style:normal'>— Г. P.</i></ref>, очень прошу
-
самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий в
+
Вас сохранить эти книги у себя и никому до времени не выдавать их и даже не
-
«чаше». Именно к пробуждению уже накопленных энергий и к отложению новых должен
+
говорить об их существовании. Будут сделаны многие попытки получить именно эту
-
стремиться каждый <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='text-transform:
+
книгу.</span></p>
-
uppercase'>некнижный </span></i>оккультист.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также неправильно Ваше
+
<p class=MsoBodyTextIndent>Может быть, первый натиск придёт из Парижа от г-на
-
утверждение, что «тайноведение никогда не обладало бы точным знанием
+
Шклявера. Скажите ему, что такой книги в продаже не имелось и не имеется.</p>
-
астрального плана, которое стало ему доступно благодаря самоотверженным трудам
+
-
хатха-йогов...». Это утверждение равносильно высказыванию, что основы физики и
+
-
химии стали известны Румкорфу и Круксу благодаря трудам студентов первого
+
-
курса, изучающих эти основы; или что почвовед знает меньше о земле, нежели
+
-
простой землепашец.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Затем, разница между
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь о сокровенном
-
Хатха-Йогой и Раджа-Йогой именно <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
Портрете. Думаю, он должен храниться в Обществе. Может быть, можно будет
-
style='text-transform:uppercase'>качественная, </span></i>а не количественная,
+
сделать маленький шкап-киот, в котором держались бы этот Портрет и другие
-
как Вы пишете. Хатха-Йога далее низших психических явлений <i style='mso-bidi-font-style:
+
сокровенные памятные вещи. Конечно, шкап этот должен обычно быть закрыт, и лишь
-
normal'><span style='text-transform:uppercase'>никогда </span></i>подняться не
+
при собраниях тесного кружка можно иногда открывать его. Если это
-
может. И никогда ещё не было случая, чтобы хатха-йог стал раджа-йогом. Пути их
+
затруднительно, то я хотела бы, чтобы Портрет этот был передан <b
-
совершенно различны, и «полновесные Жемчужины», которыми, по Вашему мнению,
+
style='mso-bidi-font-weight:normal'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
-
может наградить нас хатха-йог, относятся к Жемчужинам Раджа-, Жнана-, Бхакти- и
+
style='text-transform:uppercase'>вам. </span></i></b>Книги, принадлежавшие
-
Агни-Йога так, как искусственные изготовления этих перлов к живым жемчужинам.
+
Ф.Д., тоже могли бы храниться при Обществе, так же как и наша переписка. Если
-
На этой же странице, в этих же строках, мне не ясна Ваша мысль, привожу её: «Но
+
же это почему-либо неудобно, не откажите сохранить её у себя. Делайте, как
-
тем не менее и Хатха-йога дарит своим адептам полновесные Жемчужины Высшей
+
удобнее, как проще, как легче. Важно лишь охранить всё <i style='mso-bidi-font-style:
-
Жизни, и поэтому каждый оккультист должен рассматривать агни-йогические
+
normal'><span style='text-transform:uppercase'>сокровенное </span></i>от<span
-
достижения как огромную победу духа над материей...» Здесь Вы как будто ставите
+
style='text-transform:uppercase'> </span>праздных любопытствующих.</span></p>
-
Агни-Йогу на одну доску с Хатха-йогой, тогда как именно эти две Йоги <i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='text-transform:uppercase'>диаметрально
+
-
</span></i>противоположны друг другу. Как Сказано: «Именно Агни-Йога не имеет <i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='text-transform:uppercase'>ничего
+
-
общего </span>с <span style='text-transform:uppercase'>хатха-йогой – </span></i>это
+
-
нужно очень понять». Агни-Йога имеет дело лишь с самой высокой огненной
+
-
трансмутацией всех центров, которая не может быть достигнута никакими
+
-
механическими упражнениями и нуждается в непосредственном воздействии Великого
+
-
Учителя. Высокие степени её доступны лишь духу, имеющему многовековые духовные
+
-
отложения в центре «чаши». Тогда как для хатха-йога последнее условие не
+
-
является непременным. Кроме того, Агни-Йога отличается ещё тем, что подвиг её
+
-
должен явиться в жизни, тогда как прочие Йоги (кроме Карма-Йоги) слишком
+
-
отрывали человека от жизни и тем не могут уже входить в эволюцию. Также нельзя
+
-
каждого вступившего на стезю одной из Йог сразу называть йогом. Йога, или
+
-
связь, достигается упорным <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
style='text-transform:uppercase'>непрестанным </span></i>духовным трудом, и
+
-
путь её ускорен лишь, как сказано уже, кармическими накоплениями. Потому, когда
+
-
Вы пишете, что «раджа-йог становится порой изувером, и жнана-йог увлекается
+
-
умственными спекуляциями, и бхакти-йог упивается смертными муками еретиков...»,
+
-
правильнее было бы сказать – «имеющий в себе задатки стать в следующих своих
+
-
жизнях раджа-, или жнана-, или бхакти-йогом, может проявляться сначала как
+
-
изувер, умственный спекулянт, ханжа»... Раз достигнута высокая ступень
+
-
истинного йога – раджа, жнана или бхакти, не может быть таких страшных уклонений.
+
-
Царь Духа не может стать «изувером», и Жнана – Мудрец, обладающий Глазом
+
-
Дангмы, не может вдаться в невежественные умствования, так же как Бхакти –
+
-
Владыка Космического Магнита, всевмещающего сердца, не может «упиваться
+
-
смертными муками».</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>В Учении, когда говорится,
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Кажется, ответила на все Ваши
-
что в несносном атлете можно усмотреть будущего хатха-йога или в ханже –
+
вопросы. Не обременяйтесь слишком большим чтением теософических книг. Если
-
будущего бхакти и в изувере – раджа-йога и т. д., именно, имеются в виду
+
можно, придерживайтесь книг Блаватской, <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Писем
-
характерные задатки, которые, будучи трансмутированы огнём духовности, могут
+
Махатм </i>и даваемого Учения. В них дано широко и нет заблуждений. К
-
дать определённые формы Йоги. Но нельзя это брать в обратном построении.</span></p>
+
прискорбию, нельзя сказать того же об обильной теософической литературе. Очень
 +
опасны именно комментарии на Учение, потому очень просматривайте статьи, которые
 +
будут Вам вручаться для помещения в Сборник. Если возникнет какое сомнение в
 +
вопросах об Учении, всегда буду рада Вам осветить их при помощи Владыки.</span></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также для Вашего сведения
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Примите также мой совет и
-
добавлю, что Хатха-Йога ещё тем опасна, что она, своеобразно укрепляя
+
берегите здоровье. Также скажите это и всем тем, кто со слишком большим рвением
-
астральное тело, задерживает его на долгое время в астральных нижних слоях и
+
отдаются некоторым (иногда не вполне понятым) указаниям, встречаемым ими на
-
тем самым задерживает эволюцию духа. Также при храмах Индии держали и ещё
+
страницах Учения. Всё насильственное не допускается в Учении, ибо это не может
-
держат иногда хатха-йогов, строго следя за чистотою их жизни и пользуясь ими
+
дать благих результатов. Равновесие духа и тела необходимо. Если будет нужно
-
для некоторых низших нужд, но никогда ни один хатха-йог не мог быть истинно
+
усиленное напряжение, оно и будет указано. Берегите здоровье!</span></p>
-
Посвящённым. И раз такой хатха-йог покидал храм, больше вернуться в него он не
+
-
мог, ибо, имея лёгкий доступ в низшие слои Тонкого Мира, он, лишённый высшего
+
-
контроля, предоставленный себе, становился жертвой и обиталищем и даже орудием
+
-
самых тёмных сил. Вот почему и Иерофанты Египта никогда не брали в ученики и даже
+
-
избегали слуг с медиумической организацией и наклонностью к лимфатичности. Ни
+
-
один медиум, ни один лимфатик не может стать истинным Агаи-йогом.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Владыки очень опечалены
+
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Всего светлого и радостного.</span></p>
-
развитием низших степеней психизма в ущерб истинной духовности. Без понимания и
+
-
приложения в жизни Живой Этики и духовного понимания, лишённые равновесия, эти
+
-
явления часто приводят к печальным результатам. Потому для того, чтобы стать
+
-
действительно оккультным учеником, следует прежде всего работать над
+
-
нравственной, духовной стороной жизни путём применения Учения в жизни, что даст
+
-
неминуемое расширение сознания и необходимое равновесие. Учение, прежде всего,
+
-
прекрасно и истинно, когда оно жизненно, но никакие фокусы и измышления
+
-
псевдооккультизма и магии не приблизят ни на шаг к истинному Ученичеству. Чтобы
+
-
наполнить свой сосуд из Высшего Источника, нужно установить соответственные
+
-
вибрации. Живая Этика в жизни есть простейший путь к приближению.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Потому в Вашем сборнике
+
<p class=a align=center><span style='mso-no-proof:yes'>Духом и сердцем с Вами,</span></p>
-
хорошо бы подчеркнуть большое значение Живой Этики. Великая миссия – зажигать
+
-
сознание людей подвигом, который преобразит их сущность. Может быть, никогда
+
-
так не нужно было понятие подвига в жизни, как сейчас! Какое прекрасное слово –
+
-
подвиг! Как оно выразительно, и, заметьте, оно не имеет себе эквивалента ни в
+
-
одном западном языке. Итак, будем помнить, что связь с Учителем устанавливается
+
-
через очищенное мышление, в сердце, и долгим упорным трудом над собою.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь хочу предупредить Вас,
+
-
как опасен книжный оккультизм. Масса вреднейших книг выпущена на книжный рынок.
+
-
Одни книги г-на Ледбитера, за исключением его труда <i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'>Inner Life</i><ref> <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Внутренняя
+
-
жизнь (англ.).</i></ref>, когда его
+
-
мышление отражало ещё мысли Е.П.Б., являются таким материалом. Впрочем, может
+
-
быть, по счастью, они не все переведены на русский язык. Как сказано, «много
+
-
творений рук, лишённых красоты, знания и честности». И Вы напрасно думаете, что
+
-
уход Ледбитера большая утрата для Теософского общества. Именно Ледбитер явился
+
-
злым гением этого движения. Именно он нанёс вред всему движению. Как сказано
+
-
Великим Учителем: «одна Блаватская знала», и наша задача в будущем будет
+
-
поставить на должную высоту почитание этой великой <i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'><span style='text-transform:uppercase'>женщины-мученицы. </span></i>Если
+
-
бы Вы знали всю литературу о Блаватской и все поступки и предательства её
+
-
ближайших сотрудников. Вы ужаснулись бы бездне человеческой неблагодарности,
+
-
мерзости и невежества; конечно, именно из последнего вытекают все гнусности.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Спасибо за желание прислать
+
-
мне переведённые извлечения из <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Тайной
+
-
Доктрины, </i>но перевод её уже мною закончен, лишь второй том ждёт
+
-
окончательной подчистки. Указ о переводе исходит от Самого Владыки, кроме того,
+
-
Владыка Сам даст Предисловие к этому переводу. Много воды утечёт, и многое
+
-
изменится, потому запреты не страшны. Некоторые главы из второй части первого
+
-
тома о символизме у меня имеются, и должна сказать, что перевод их очень хорош.
+
-
Но, к сожалению, мы достали их, когда перевод уже был сделан. Также выписала я
+
-
и перевод первой части, и должна Вас предупредить, что это не есть перевод <i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'>Тайной Доктрины </i>Е.П.Блаватской, но лишь
+
-
сокращённый перевод <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
style='text-transform:uppercase'>сокращённого </span></i>же изложения <i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'>Тайной Доктрины </i>Блаватской, сделанный
+
-
г-жою Екатериной Хиллард, причём встречаются явные искажения смысла. Мне
+
-
кажется, что сокращение <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Тайной Доктрины, </i>когда
+
-
она полностью ещё не переведена, есть великое кощунство.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>К моему большому сожалению,
+
-
не могу исполнить сейчас Вашу просьбу о книге Грюнведеля. Книга эта находится в
+
-
библиотеке моего старшего сына в Америке, и за отсутствием его она заперта. Что
+
-
же касается до фельетонов д-ра Лаодзина, то судьба наших копий тождественна с
+
-
Вашими; перед уходом в пустыню я отослала все записи в Америку. Могу сказать,
+
-
что Владыка подтвердил факт этого посещения, но добавил, что доктор видел
+
-
только то, что ему было показано, причём свои заключения он делал сам, и они не
+
-
совсем сходятся с истиной.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь о биографии Франчиа Ла
+
-
Дью. У меня нет никаких материалов о ней, и сама я никогда не встречалась с
+
-
нею, она всегда жила в Калифорнии и умерла через год после нашего приезда в
+
-
Америку. Но мисс Э. Лихтман, которая сейчас приехала в наш Ашрам, послала
+
-
запрос г-ну Доуэру, прося его прислать все имеющиеся у них данные о Франчиа Ла
+
-
Дью и об основании их Общества. По получении пошлю их Вам, и, если хотите,
+
-
постараемся даже перевести их для Вас. Но, конечно, ждать этого скоро нельзя,
+
-
ибо в лучшем случае я смогу получить это в середине июля, и, значит, Вы можете
+
-
рассчитывать иметь этот материал лишь в половине августа. Конечно, как всегда,
+
-
после смерти главной пружины духовная жизнь Общества, несмотря на рост внешний,
+
-
затруднилась. Наследники не всегда следуют по стопам основателей. Со следующей
+
-
почтой вышлю Вам книгу Учения <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Темпль
+
-
Артизан, </i>или, как она называется, <i style='mso-bidi-font-style:normal'>From
+
-
the Mountain Top<ref> Речь идёт об обществе <i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'>Temple of the People (Храм Человечества), </i>основанном Франчиа Ла Дью
+
-
в Сиракузах, штат Нью-Йорк, в 1898 году. Общество издавало журнал <i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'>Temple Artisan, </i>где печатались Послания
+
-
Учителя Иллариона. Затем они были собраны членами Общества и опубликованы в
+
-
книгах: <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Teachings of the Temple (Учение
+
-
Храма), From the Mountain Top (С Горной Вершины), Temple Messages (Храмовые
+
-
Послания), </i>куда вошли также и Послания Учителя Мории.</ref>.</i></span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Очень тяжела для нас утрата
+
-
Ф.Д.Лукина. Это был наипреданнейший друг и сотрудник, умел принять Учение
+
-
сердцем и проводить его в жизнь. Среди его наследников есть несколько очень
+
-
ценных работников, и они будут продолжать начатые им светлые дела. Очень ценны
+
-
оставленные им медицинские записи. Многие Указания шли из Высокого Источника.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь ещё о Вашем сборнике.
+
-
Не думаете ли Вы, что следовало бы уделить больше места статьям об Основах
+
-
Миропонимания? Ведь Теософский журнал<ref> <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Вестник
+
-
Теософии, </i>выходивший в России в 1908–1918 гг.</ref><span
+
-
style='mso-spacerun:yes'>  </span>прекратился, если я не ошибаюсь, незадолго до
+
-
революции, потому уже целое новое поколение ничего не слышало, ничего не знает
+
-
об основных Законах в свете Великого Учения. <i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'>Вестник</i><ref> Журнал Российского Теософского общества в зарубежье,
+
-
издавался в Женеве.</ref> издаваемый
+
-
г-жою Каменской, не может напитать. Сейчас сотрудник Латвийского общества
+
-
Александр Иванович Клизовский пишет книгу в этом направлении и присылает мне
+
-
отдельными главами на просмотр, с помощью Владыки я могу дополнять, и там, где
+
-
нужно, исправить. Труд его очень ценный, он даёт то, что сейчас так неотложно
+
-
нужно, именно Основы нового Миропонимания, причём мысль его работает чётко и он
+
-
широко и умело пользуется книгами Учения. Он мог бы Вам дать что-нибудь для
+
-
Вашей книги. Также и Рихард Яковлевич Рудзитис, прекрасный поэт и писатель,
+
-
недавно прислал мне свою превосходную статью <i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'>О влиянии Красоты.</i></span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вы спрашиваете – не написали
+
-
ли Вы чего лишнего в статье о Знамени Мира? По этому поводу я уже писала мои
+
-
соображения Н.К. и потому отвечу Вам приблизительно теми же словами: «Многими
+
-
запрещениями можно запутать и потушить устремление, да иногда и так называемые
+
-
допущенные неосторожности, сделанные с благим намерением, принесут больше
+
-
пользы, нежели вреда». <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
-
style='text-transform:uppercase'>конечно, не выводите из этого правила.
+
-
осторожность и всякая бережность есть главные качества ученика, </span></i>ибо
+
-
он знает, к каким энергиям он прикоснулся.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вы правы, статья Нины
+
-
Рудниковой <i style='mso-bidi-font-style:normal'>В недрах Космоса </i>превосходна,
+
-
так же я всем сердцем чувствую статью М. Никитина. Г-ну Миллеру послана копия <i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'>Агш-Йоги. </i>Теперь о посылке перстня. Конечно,
+
-
это знак доверия со стороны Н.К. и всегда очень ценится всеми получающими его.
+
-
Больше сказать не могу, ибо это его посылка. Ваше письмо от 22 февраля
+
-
переслано Н.К., но не знаю, где оно его настигнет. У него большие переезды.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вы правы, что <i
+
-
style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='text-transform:uppercase'>не
+
-
следует, </span></i>чтобы сборник <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Оккультизм
+
-
и Йога </i>считался агни-йогическим официозом. У нас существует Комитет для
+
-
издания <i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='text-transform:uppercase'>исключительно
+
-
книг учения, </span></i>и ничто другое не должно быть связано с этими книгами.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь по желанию Владыки
+
-
пересылаю Вам страницу Учения: «О последних часах пребывания на Земле следует
+
-
очень заботиться. Часто последнее устремление может предопределить последующую
+
-
жизнь, также и слои, в которых будет дух пребывать. Конечно, недопустимо звать
+
-
в земные сферы, когда дух уже оторвался. Ткани, которые уже освободились от
+
-
земного притяжения, напрягаются в страшном усилии, чтобы опять ассимилироваться
+
-
с земною атмосферою. Нужно приучаться мыслить при уходе так же, как и при
+
-
рождении, и нужно уметь согласовать приёмы. Так же, как вредны задержки при
+
-
рождении (в Америке, чтобы не беспокоить ночью персонал, родильницам дают
+
-
задерживающие средства), вредны задержки при смерти (всякие вспрыскивания).
+
-
Тонкое образование нового тела должно быть принято во внимание. Раны,
+
-
причинённые уходящему, приходится лечить в Тонком Мире. Самое жестокое
+
-
обращение являют с уходящими. Можно сказать – не смерть мучает, но живые люди.
+
-
Все приблизившиеся к огненному Учению должны знать об этом. На пути к Миру
+
-
Огненному запомним о законе, утверждающем последние минуты перехода». Эта беседа
+
-
была дана в связи с уходом Ф.Д. Лукина. Когда дух его уже отрывался, ему был
+
-
вспрыснут кофеин, что причинило ему ненужные страдания. Конечно, родные думали
+
-
сделать лучше, но как ужасно это невежество! Конечно, это последнее сведение
+
-
лишь для Вас, и мы не обсуждаем его с близкими Ф.Д. – семья далека от Учения.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Почему Вы думаете, что у меня
+
-
создалось впечатление о Вас как об очень пожилом человеке, и т. д.? Я знала,
+
-
что Вы молоды, и радовалась этому. Вы одних лет с моим старшим сыном Юрием,
+
-
который сейчас в отъезде, сопутствует своему отцу.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Очень прошу Вас не сетовать
+
-
на мои замечания и слова. Я знаю, что Вы мужественны и можете стать серьёзным
+
-
учеником и сотрудником, потому и беседую с Вами без всякой сентиментальности и
+
-
захваливания. Ведь и Учитель говорит: «Учение не есть орешки в сахаре...», лишь
+
-
сильный духом может дойти и быть принят в ученики. Запомните, что Наш Владыка –
+
-
Тот, Кого называют иногда «Учитель Учителей» (The Master of Masters), потому
+
-
Учение Его так прекрасно в своей жизненности, суровости и краткости чётких
+
-
формул. Будьте уверены, что на всё, что касается до освещения Учения, я всегда
+
-
готова и даже рада буду ответить.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=a align=center><span style='mso-no-proof:yes'>Всего Вам светлого,</span></p>
+
<p class=MsoSignature align=right><span style='mso-no-proof:yes'>Елена Рерих</span></p>
<p class=MsoSignature align=right><span style='mso-no-proof:yes'>Елена Рерих</span></p>
-
<p class=MsoNormal style='margin-top:6.0pt'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span
+
<p class=MsoBodyTextIndent style='margin-top:6.0pt'>Широкая терпимость,
-
style='mso-no-proof:yes'>P. S. </span></i><span style='mso-no-proof:yes'>Имею
+
великодушие и устремление в будущее – завет Н.К.</p>
-
две-три темы предложить Вам по Вашей специальности в связи с Учением. Может быть,
+
-
загоритесь ими и напишете ценный труд.</span></p>
+
<p class=MsoNormal align=center style='text-align:center;text-indent:0cm'><span
<p class=MsoNormal align=center style='text-align:center;text-indent:0cm'><span
Строка 402: Строка 166:
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
<references/>
<references/>
 +
{{PerevodStroki}}
 +
{{LetterPostEdit|19.06.1933 Елена Рерих Феликсу Лукину|Письма с Гор т.1, Оглавление|06.05.1934 Елена Рерих Александру Асееву}}
 +
 +
[[Категория:Письма Е.И.]]
 +
[[Категория:Письма с Гор т.1]]

Версия 14:15, 6 марта 2007

Елена Рерих Рихарду Рудзитису

«Урусвати»

17-5-34

Родной Рихард Яковлевич, буду так обращаться к Вам, ибо Вы любили и духовно были близки нашему родному Феликсу Денисовичу. Вы правильно пишете, что всем членам Общества предстоит большое испытание. Но я не сомневаюсь, что испытание это будет пройдено успешно. Разве Ф.Д. не оставил духовных наследников (к ним я прежде всего причисляю Вас), которые, несмотря ни на что, будут продолжать начатое великое и светлое дело?

Конечно, Ф.Д. был прав, что Лига Культуры может существовать независимо от Общества друзей Рериха. Важно лишь, чтобы сохранено было имя Н.К. как инициатора этой идеи, как почётного Председателя, ибо это даст ей большие связи и возможности развития, особенно в будущем. Также совершенно необходимо, чтобы в неё вошли некоторые члены Общества друзей Рериха, но действовать и выступать она может совершенно самостоятельно, лишь объединяя и координируя иногда свои выступления с прочими Отделениями, когда это касается защиты Культуры, как, например, при выступлениях за принятие Знамени Мира и т. д.

Очень своевременно это объединение Культурных сил, и на первых порах пусть оно произойдёт на основах чисто творческих выявлений и интересов в разных областях жизни. Конечно, крайне желательно, чтобы члены этой Лиги оказались действительно культурными людьми, в том смысле, как понимаем это определительное мы, а не в силу только носимого ими ярлыка «образованных» людей. Но последнее условие гораздо труднее, потому, если такая Лига осуществится, придётся проявить большую терпимость, стараясь объединить тех, кого можно. время и обмен мыслей отберут полезных сотрудников, которые смогут подойти ближе и воспринять Основы Живой Этики, излагаемые в Учении.

Прав был Ф.Д., говоря и о подвижности Плана. Основной План остаётся незыблемым, но подробности его должны быть подвижны. Ведь в Космосе всё живёт, всё движется, всё волнуется. Как говорят буддисты – ни один предмет не остаётся тем же самым в два последующих мгновения. Мы должны приспособляться к встающим обстоятельствам, если хотим охранить основной План. Это и есть та великая Целесообразность, которая правит Космосом. Помните, что сказано о непреложности и подвижности Плана. Между прочим, слышали ли Вы от Ф.Д. о тактике Адверза?

Теперь относительно выступлений в печати со статьями на темы, затронутые в Учении. Это никогда не возбранялось, но даже поощрялось. Конечно, желательно, чтобы Учение толковалось в правильном освещении. Писать можно и под псевдонимом. Между прочим, я очень не люблю слово оккультизм, оно так опошлено, и невежественные массы склонны подразумевать под ним всякое чернокнижие, всякое разрушение. Я предпочла бы называть даваемое Учение так, как называет его Сам Владыка, именно Основами Живой Этики. Кто может что сказать против этого высокого понятия?

Очень отрадно было слышать о мудром водительстве Ф.Д., и, конечно, желательно, чтобы работа тесного кружка продолжалась по программе, намеченной Феликсом Денисовичем. Рефераты, задание письменных работ по Учению и совместные обсуждения крайне полезны. Именно, многим нужно научиться мыслить, и концентрировать свои мысли иногда легче с пером в руках. И книжечки для детей с изложением основ Живой Этики тоже очень нужны. Можно наполнить их такими жизненными ответами на все насущные вопросы, не опрокидывая ничего, но лишь расширяя в свете Учения каждое понятие и указывая новые пути в связи с Живой Этикой и достижениями науки. Расширенное сознание изберёт свой путь.

Издание журнала – мысль прекрасная, и содержание намеченное правильно. Конечно, можно будет давать статьи о Живой Этике, широко пользуясь данными Учения. Также и статьи с «оккультной окраской», как Вы выражаетесь, тоже привлекают читателей. Из этой области Таинственного можно было бы привести массу интересного и поучительного. Ведь знаки из Тонких Миров очень просачиваются сейчас на Землю. Вы спрашиваете, от чьего имени издавать журнал? В этом полагаюсь на Вас и Карла Ивановича. Важен успех, потому и пользуйтесь тем именем, которое Вам кажется удачнее для этого. Если Вы будете редактором его, то не сомневаюсь, что с Вашим литературным талантом и вкусом можно достичь большого успеха. Если есть возможность, начните с небольшого. Но повторяю, делайте всё в пределах возможностей, не перетягивайте струн.

Вы, конечно, имеете уже сборник д-ра Асеева Оккультизм и Йога. Он просил меня написать ему моё суждение о сборнике и комментировать его личную статью, что я и сделала, ибо в ней встречается ложное освещение Учения. И так как этот сборник, несомненно, проникнет и в Рижское общество и подошедшие к Учению могут вынести на основании этой статьи некоторые ложные представления, то я и посылаю Вам выдержки из моего письма к д-ру Асееву. Владыка указал мне послать эти выдержки и в другие группы. Конечно, письмо это я пересылаю Вам конфиденциально, и, комментируя неправильность суждения д-ра Асеева по некоторым вопросам, Вы не будете ссылаться на получение Вами этого моего письма к нему. Пусть это идёт от Вас.

Очень благодарна Вам за присылку мне страницы из статьи Ф.Д., по прочтении верну её Вам немедленно.

Теперь о медицинских записях Феликса Денисовича. Конечно, если сын Ф.Д. найдёт возможным переслать одну копию их для хранения в Институте Урусвати[1], мы будем очень благодарны ему. И он может быть уверен, что лишь научный интерес и уважение к памяти нашего родного Ф.Д. руководит нами в желании иметь эти записи. Мы не заинтересованы ни в каких финансовых соображениях.

Теперь большая личная просьба к Вам, родной Рихард Яковлевич. Среди книг Ф.Д. должно быть несколько копий книги Община[1], очень прошу Вас сохранить эти книги у себя и никому до времени не выдавать их и даже не говорить об их существовании. Будут сделаны многие попытки получить именно эту книгу.

Может быть, первый натиск придёт из Парижа от г-на Шклявера. Скажите ему, что такой книги в продаже не имелось и не имеется.

Теперь о сокровенном Портрете. Думаю, он должен храниться в Обществе. Может быть, можно будет сделать маленький шкап-киот, в котором держались бы этот Портрет и другие сокровенные памятные вещи. Конечно, шкап этот должен обычно быть закрыт, и лишь при собраниях тесного кружка можно иногда открывать его. Если это затруднительно, то я хотела бы, чтобы Портрет этот был передан вам. Книги, принадлежавшие Ф.Д., тоже могли бы храниться при Обществе, так же как и наша переписка. Если же это почему-либо неудобно, не откажите сохранить её у себя. Делайте, как удобнее, как проще, как легче. Важно лишь охранить всё сокровенное от праздных любопытствующих.

Кажется, ответила на все Ваши вопросы. Не обременяйтесь слишком большим чтением теософических книг. Если можно, придерживайтесь книг Блаватской, Писем Махатм и даваемого Учения. В них дано широко и нет заблуждений. К прискорбию, нельзя сказать того же об обильной теософической литературе. Очень опасны именно комментарии на Учение, потому очень просматривайте статьи, которые будут Вам вручаться для помещения в Сборник. Если возникнет какое сомнение в вопросах об Учении, всегда буду рада Вам осветить их при помощи Владыки.

Примите также мой совет и берегите здоровье. Также скажите это и всем тем, кто со слишком большим рвением отдаются некоторым (иногда не вполне понятым) указаниям, встречаемым ими на страницах Учения. Всё насильственное не допускается в Учении, ибо это не может дать благих результатов. Равновесие духа и тела необходимо. Если будет нужно усиленное напряжение, оно и будет указано. Берегите здоровье!

Всего светлого и радостного.

Духом и сердцем с Вами,

Елена Рерих

Широкая терпимость, великодушие и устремление в будущее – завет Н.К.

_______


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно